Ундозерскiй приходъ



Скачать 207.38 Kb.
Дата09.08.2016
Размер207.38 Kb.
Беседников П. М. Ундозерский приход Коштугской волости Вытегорского уезда // Олонецкие губернские ведомости. 1883. № 94. С. 932 – 933; № 95. С. 939 – 940; № 96. С. 952 – 953; № 97. С. 967 – 968.

Беседников П. М. Ундозерский приход Коштугской волости Вытегорского уезда // Олонецкие губернские ведомости. 1883. № 94. С. 932 – 933

С. 932
Ундозерскiй приходъ.


(Коштугской волости, Вытегорскаго уѣзда).
(Изъ путевыхъ наблюденiй).

_____
Среди вѣковыхъ дремучихъ лѣсовъ, среди болотъ и высокихъ горъ и среди множества озеръ, почти на самой украинѣ юговосточной части Вытегорскаго уѣзда, раскинулся въ поэтическомъ безпорядкѣ Ундозерскiй приходъ. Приходъ этотъ имѣетъ три соединительныхъ пути съ неочень далеко отстоящими отъ него приходами той же Коштугской волости: первый путь идетъ въ Куштозерскiй приходъ – далѣе на Ю – В, самый пограничный съ Новгородской губернiей, пространствомъ около десяти верстъ отъ центра прихода – „Погоста”; другой ведетъ въ Ежезерскiй приходъ, что въ 10 вер. на С., изъ котораго можно пробраться на Вытегорскiй погостъ и въ г. Вытегру, и затѣмъ третiй въ Коштуги, на С – З, гдѣ нынѣ находится волостное правленiе. Коштуги отъ Ундозера имѣютъ разстоянiя около 25 вер., а отъ нихъ до Мегры и Архангельско-Петербургскаго почтоваго тракта 25 вер. Такимъ образомъ, путь отъ Ундозера чрезъ Коштуги и Мегру до г. Вытегры, прибавивъ къ тому разстоянiе между двумя послѣдними пунктами въ 36 вер., будетъ составлять 86 верстъ, тогда какъ путь туда же чрезъ Ежезеро и Вытегорскiй погостъ уменьшитъ цифру разстоянiя на половину. Слѣдовательно, для Ундозера этотъ послѣднiй путь въ г. Вытегру самый кратчайшiй, а вмѣстѣ съ тѣмъ и удобный. Слѣдуетъ замѣтить, что путь этотъ хотя и изрѣдка поправляется, но все таки не достигъ до полнаго упадка, вслѣдствiе крѣпкаго грунта земли, по которому онъ пролегаетъ. Впрочемъ экипажи Ундозеровъ благополучно прослѣдуютъ въ какое угодно время весны, лѣта и осени и по какой угодно дорогѣ, они не изысканны: пара не долгихъ полозьевъ съ высокими копыльями, прикрѣпленными другъ къ другу связями, съ плетнемъ изъ тонкихъ прутьевъ на верху, а за частую досокъ – вотъ весь экипажъ для клади. Впрочемъ, надо сознаться, что у болѣе исправныхъ крестьянъ есть и телѣга, окованная, но она употребляется въ дѣло разъ-два во все лѣто1 и то спецiально предназначена для перевозки клади. Сами же крестьяне ѣздятъ верхомъ или идутъ пѣшкомъ.

Весь приходъ состоитъ изъ 18 деревень, съ населенiемъ 766 душъ обоего пола. Названiя деревень слѣдующiя.

1) Погостъ (Здѣсь живутъ преимущественно одни священно-церковнослужители).

2) Мошниковская (по мѣст. названiю Мушевицы).

3) Кузнецовская (Каино).

4) Недѣлинская (Бабина).

5) Надъ Калинкинымъ озеромъ.

6) Федьковская (Тренева).

7) Павловская (Исакова).

8) Есиновская (Сергѣева).

9) Федоровская (Фалилѣева).

10) Фофановская (за Лѣсье).

11) Ивашевская (Ясковы).

12) Пустошь Бѣковская (Якушевы).

13) Островъ (эта деревня расположена на три группы; одна изъ нихъ, обращенная ближе къ Коштугамъ, на выѣздѣ изъ прихода (въ 20 вер. отъ нихъ) называется д. Пентелѣевой).

14) Пустошь Бѣдоносовская (Замошье. Здѣсь было прежде волостное правленiе).

15) У средняго Еинъ озера  Лѣсы, верст. въ

16) У верхняго Еинъ озера  6 отъ Погоста.

17) Агапитовская (Баранова).

18) Поздняковская (Мишова).

Всѣ показанныя деревни лежатъ или на вершинѣ горы, возвышающейся какъ корабль надъ горизонтомъ озера, или самомъ озерномъ берегу, – словомъ, каждая деревня представляетъ своего рода живописную картину. Особенно же живописною можно назвать деревню Есиновскую (или Сергѣеву)2, потому что съ нея открывается самая большая часть водной полосы прихода, надъ которою парятъ въ воздухѣ цѣлыя вереницы сѣрыхъ утокъ и крикуновъ – гагаръ, по временамъ быстро скускающiяся на зеркальную поверхность озера, чтобы поплавать и понырять на просторѣ, а за нею дальше темнѣетъ густая панорама лѣсовъ. Отсюда видно, какъ въ синеголубыхъ водахъ большаго изъ всѣхъ Каинскаго озера плаваютъ въ разныхъ направленiяхъ рыболовныя лодки съ сидящими въ нихъ рыболовами. Другое картинное мѣсто въ приходѣ – это „Погостъ”. Поселенiе здѣсь самое незначительное (3 двора), но расположенное на берегу озера Ундо (отъ котораго, вѣроятно, получилъ названiе и самый приходъ), при самой церкви, и прикрываемое съ одной стороны горделиво высящимся хвойнымъ лѣсомъ, и съ другой рельефно рисующимися на противоположномъ берегу деревнями, съ полями и пожнями. Оно довольно привлекательно для туриста.

Приходская церковь находится на маленькомъ островкѣ, образуемомъ съ одной стороны (сѣверной) озеромъ Ундо, а съ другой (юговосточной) проливомъ, соединяющимъ его съ Каинскимъ озеромъ, въ данномъ мѣстѣ развѣтвленномъ на два рукава. Церковь – во имя Богоявленiя Господня, каменная, одно-этажная, очень красивая по своей архитектурной постройкѣ. Кругомъ церкви каменная (изъ самородныхъ камней) ограда, въ которой помѣщается и кладбище. Со стороны Погоста на островокъ перекинутъ деревянный мостъ, по которому ходятъ въ церковь и въ деревни Мушевицы и Бабину. Этотъ мостикъ замѣняетъ и футштокъ, потому что на немъ-то единственно такъ скоро и замѣтно отражается прибыль или убыль въ соединяющихся озерахъ.

Нынѣшняя церковь, по разсказамъ старожиловъ, построена радушiемъ прихожанъ въ началѣ XIX столѣтiя, вмѣсто сгорѣвшей деревянной церкви. О времени постройки первой деревянной церкви до насъ дошли самыя темныя преданiя народа, гласящiя, что она была воздвигнута еще въ концѣ XVI стол. Преданiе это народъ основываетъ на томъ, что будто, при пожарѣ церкви, сохранился обломокъ колокола, съ надписью 1580 г., котораго однако не оказалось теперь. Но, при отсутствiи подъ руками письменныхъ историческихъ памятниковъ(*) мы охотно вѣримъ и въ это преданiе. Пусть будетъ и такъ, что здѣсь была церковь и въ XVI стол., а можетъ быть еще и раньше; вѣдь люди же жили. Не достаетъ одного,


С. 933

кѣмъ именно была сооружена первая церковь. Сожалѣемъ, что не можемъ доставить снимка съ нынѣшней церкви, поистинѣ заслуживающей кисти художника, вслѣдствiе хорошей мѣстной обстановки3.


(Продолженiе будетъ).


Беседников П. М. Ундозерский приход Коштугской волости Вытегорского уезда // Олонецкие губернские ведомости. 1883. № 95. С. 939 – 940.

С. 939
Ундозерскiй приходъ.


(Коштугской волости, Вытегорскаго уѣзда).
(Изъ путевыхъ наблюденiй).

_____
(Продолженiе, см. № 94).


Объ основанiи прихода также никакихъ письменныхъ историческихъ памятниковъ не сохранилось, и опять однѣ и тѣ же устныя преданiя народа свидѣтельствуютъ, что здѣсь существовали поселенiя еще во времена Новгородскаго княжества(*), а съ тѣхъ поръ постепенно размножалось здѣшнее населенiе. Основываясь на нынѣшнемъ сравнительно небольшомъ размноженiи населенiя, проникаешься мыслiю, хотя впрочемъ предположительною, что въ отдаленныя времена, въ здѣшнихъ дремучихъ лѣсахъ, когда рыскалъ одинъ хищный звѣрь, развѣ только что появились на озерномъ берегу убогiя лачужки первыхъ колонизаторовъ, численность которыхъ, вѣроятно, была не велика – человѣкъ 20 – 50. Большей цифры населенiя въ то время нельзя и допустить (если съ нимъ не случилось погрома на подобiе того, какой былъ съ Кондушею, – чего народное преданiе вовсе не припоминаетъ), потому что самый процентъ приплода сравнительно эпохи времени, какъ нельзя лучше характеризуетъ нашу мысль. Нельзя, конечно, не предположить, что эти-то первые колонизаторы и были родоначальниками нынѣшняго населенiя прихода, и несомнѣнно то, что это было племя Чуди, или природной или пришлой (что, кажется, всего вѣрнѣе), съ другихъ мѣстъ юговосточной полосы Новгородской и нынѣшней Олонецкой губернiй, современемъ обрусѣвшее чрезъ общительность съ русскими. Еще и теперь въ нѣкоторыхъ деревняхъ Ундозера, особенно Мушевицахъ и Бабиной, ближе расположенныхъ къ Куштозерскому приходу, гдѣ преобладающiй элементъ Чудь, впрочемъ какъ уже рѣдкость; старики и старухи знаютъ чудскiй языкъ, какъ и русскiй, но въ молодомъ поколѣнiи слѣды его совершенно заглохли, не смотря на частое сообщенiе съ Чудинами изъ Шимозера и Сяргозера, Лодейнопольскаго уѣзда. Первая наша


С. 940



гипотеза на счетъ происхожденiя Ундозерскихъ обывателей можетъ подтвердиться и самою мѣстностью и окружающими ее условiями. Извѣстно, что ни кто такъ, какъ Чудинъ и Корелъ, не любитъ устраивать свои жилища, разводить поля, нивы и пожни въ лѣсной мѣстности, посреди озеръ и болотъ. Въ первой обилiе дичи и звѣря, а во второмъ обилiе рыбы, само собою разумѣется, могли привлечь сюда грубаго, но трудолюбиваго чудина. Его только натура могла бороться съ трудностями и лишенiями въ этомъ безлюдномъ мѣстѣ, постоянно рискуя своею жизнiю и своей лачужкой отъ нежданнаго гостя, какъ говорятъ, Михайлы Ивановича Таптыгина – Царя звѣрей сѣверныхъ лѣсовъ, медвѣдя. Лишь только дикость чудина, обусловленная самою природою и перiодомъ времени, не позволяла ему, такъ сказать, облюдиться, а потому несомнѣнно, что здѣшнiй чудинъ въ ту пору велъ жизнь кочевую. Но со временемъ, русскiй элементъ, привившiйся къ совершенно чужой почвѣ, мало-помалу раскорѣнялся, пустилъ отпрыски и наконецъ принесъ плоды, достойные вниманiя: грубаго чудина обратилъ въ мирнаго, бойкаго и живаго великоруса, такъ что помѣсь этого племени, нынѣ болѣе похожа уже на русскаго пришельца, чѣмъ на кореннаго жителя. Отъ него, т. е. русскаго, происходятъ особыя обычаи, нравы и порядки, впервые появившiеся здѣсь за двѣ или двѣ съ половиною сотни лѣтъ тому назадъ, неизвѣстные еще до нынѣ многимъ чудскимъ племенамъ Олонецкой и Новгородской губернiй, послужившiе двигательною силою направленiя чудина къ болѣе осѣдлой жизни. Предполагаемъ также, что обрусенiю Чуди, населявшей здѣшнiй клочекъ земли, главнѣйшимъ образомъ способствовали брачные союзы съ русскими, что могли и слѣдовало случиться, но уже сравнительно гораздо позже первыхъ здѣсь поселенiй, и именно уже тогда, когда сдѣлалось для нихъ извѣстнымъ существованiе вблизи русскаго элемента на сѣверной полосѣ уѣзда. Однимъ изъ такихъ мѣстъ можно съ увѣренностью назвать нынѣшнiй Вытегорскiй приходъ, который, по своему топографическому положенiю, скорѣе всѣхъ могъ сдѣлаться извѣстенъ Чудину. Далѣе нельзя отвергать, чтобы обрусенiю Чуди не содѣйствовали хотя отчасти и пробиравшiеся сюда крѣпостные люди, бѣгавшiе отъ своихъ господъ, вслѣдствiе невыносимаго ига, движимые желанiемъ, какъ говоритъ старинная пословица: „повольготовать”, что было не раньше царствованiя Екатерины Великой; но этотъ пришлый людъ, по своей пассивной жизненной обстановкѣ, въ сравненiи съ тою двигательною силою по пути прогресса Чудина къ обрусенiю, которая развивалась отъ брачныхъ союзовъ ихъ на русскихъ, не имѣлъ большаго значенiя. Народъ этотъ былъ не болѣе, не менѣе, какъ только орудiемъ Чудина для его работъ, которому онъ рѣдко что платилъ, исключая продовольствiя, одежды и обуви, почему никакъ уже нельзя признать его настоящимъ преобразователемъ Чудина. Факты свидѣтельствуютъ, что въ Ундозерѣ и другихъ окольныхъ съ нимъ приходахъ бывшей Есиновской, а нынѣ Коштугской волости, въ былое время и даже на нашей памяти, много скрывалось крѣпостныхъ людей, свободныхъ отъ всякаго контроля администрацiи. Удивительно, что всякiя попытки захватить ихъ въ руки полицiи, при всей энергичной дѣятельности чиновниковъ, терпѣли большею частiю полное фiаско, тормозомъ чего, конечно, являлось мѣстное же населенiе, дорожившее услыгами бѣглыхъ и потому всѣми мѣрами старавшееся скрыть бѣглецовъ отъ облавы на нихъ полицiи; лишь только по обнародованiи Высочайшаго манифеста 19 февраля 1861 года, коимъ разсторгнуты узы крѣпостнаго рабства, столь долго тяготѣвшiя надъ цѣлыми миллiонами людей, наконецъ, весь этотъ пришлый дворовый людъ, остававшiйся еще здѣсь, вернулся къ роднымъ очагамъ, кромѣ женщинъ, вышедшихъ въ замужество за мѣстныхъ сельчанъ. Теряемся въ догадкахъ на счетъ того, не ужели не посѣтили здѣшнiй уголокъ Новгородскiй выродцы – проходимцы, которые вторгались для грабежей въ другiя не очень дальнiя отъ него мѣстности, какъ, напримѣръ, Кондуши, хотя впрочемъ объ этомъ преданiе народное умалчиваетъ; но въ то же время, судя по первому преданiю, что Ундозеро жило въ Новгородское княженiе, не смѣемъ отрицать, чтобы этого не случалось въ дѣйствительности; иначе нельзя ничемъ было бы объяснить понятiе Ундозеровъ о Новгородскомъ княжествѣ; а потому далѣе приходишь къ мысли, не составляло ли Ундозеро нѣкоторое время владѣнiй этого княжества?
(Продолженiе будетъ).


Беседников П. М. Ундозерский приход Коштугской волости Вытегорского уезда // Олонецкие губернские ведомости. 1883. № 96. С. 952 – 953.

С. 952
Ундозерскiй приходъ.


(Коштугской волости, Вытегорскаго уѣзда).
(Изъ путевыхъ наблюденiй).

_____
(Продолженiе, см. № 95).


Занятiя Ундозеровъ состоятъ въ трехъ главныхъ родахъ: хлѣбопашествѣ, охотѣ на рыбу, дичь и звѣря и лѣсныхъ работахъ. Такимъ образомъ весну, лѣто и осень проводятъ въ хлѣбопашествѣ. Хлѣба урождается вдоволь, какъ равно и неприхотливыхъ огородныхъ овощей: картофеля, капусты и рѣдьки, которыхъ хватаетъ на свое продовольствiе на цѣлый годъ безъ прикупки, чему благопрiятствуетъ хорошая почва земли. Раннюю пору весны (съ 1 марта по 15 апрѣля) и позднюю осени (съ 15 сентября по 1 ноября) посвящаютъ на ловлю рыбы; кромѣ того, въ этотъ послѣднiй перiодъ времени, начиная не много ранѣе, охотятся на дичь и звѣря. Зима проходитъ частiю въ ловлѣ рыбы, а болѣе всего въ работахъ въ лѣсу. Лишне было бы говорить, что зимою крестьяне занимаются еще и другими домашними работами, напримѣръ: возятъ дрова, сѣно, хлѣбъ на гумна и обмолачиваютъ послѣднiй, – словомъ куда не обернись, вездѣ дѣла. Здѣсь ведется и подсѣчное хозяйство, обогащающее хлѣбомъ Ундозера. Но не безъ труда достается это. Цѣлыя семейства кладутъ самаго упорнаго труда нѣсколько недѣль на то, чтобы срубить гдѣ-нибудь въ лѣсу ниву, сжечь ее, выпахать и посѣять въ ней зернышко, – а выростетъ хлѣбушко, нужно убрать его съ полосы4 и скласть въ скирды, потому перевозка домой лѣтней порой отсюда невозможна, по случаю плохихъ сообщенiй, или, лучше сказать, дорогъ. А на дровняхъ или „волокахъ” (такъ называются высокопыльные дровни) не много чего привезешь по голой ершеватой землѣ. Умѣстно сказать, что яровой хлѣбъ здѣсь сѣютъ рано, такъ что на одной сторонѣ полосы не успѣлъ выйти снѣгъ, какъ на другой, если она мало-мальски просохла, посѣяно зерно. Это дѣлается изъ боязни, чтобы осеннiе холода не успѣли застать его созрѣванiя, такъ сказать, въ самую нѣжную пору.

Рыболовство въ данной мѣстности развито въ большихъ размѣрахъ; почти каждый обыватель имѣетъ свои снасти: мережи, сѣти, или мерды, а есть не мало и неводовъ только на паяхъ, а не въ одиночку; въ немъ обыкновенно принимаютъ участiе человѣкъ (или лучше сказать семей) отъ 4 до 8. Рыбы вылавливаютъ много, такъ что, за продовольствiемъ своихъ семействъ, продаютъ ее немало въ сыромъ, а болѣе сушеномъ видѣ, вывозя для распродажи на ярмарки въ г. Вытегру и сел. Ошту, а иногда и въ Кондушскую волость. Есть еще особый способъ ловли рыбы. Это крючки, наживленные или мелкою рыбою, или крупными червями, или даже внутренностями рыбы, разставленные на веревочкѣ саж. въ 15 – 20 длины, на разстоянiи другъ отъ друга 1 сажени. Такой снарядъ называется „Симою”. Снарядъ этотъ какъ по своей безъ искусственности и дешевизнѣ, такъ и потому, что на него скорѣе


С. 953

попадетъ болѣе крупная рыба, принятъ въ употребленiе многими изъ Ундозеровъ и доступенъ каждому.

Система охоты на дичь двуродная: ружейная и силковая. Вообще же тѣмъ и другимъ способомъ дичи добывается много. Цѣны за пару рябчиковъ бываютъ 20 – 30 коп., за пару тетеревей 25 – 30 коп., за пару глухарей 30 – 40 коп.  и за пару куропатокъ 15 – 20 коп. Утки идутъ на свою потребность. Ружейная охота здѣсь хотя и въ большемъ уже употребленiи (употребляютъ дробовики разныхъ фабрикъ, между которыми есть не мало допотопныхъ), но главную сумму этого промысла на дичь составляетъ „силокъ”, вредно и губительно отзывающiйся на размноженiе дичи. Слѣдовало-бы мѣстнымъ властямъ принять мѣры къ прекращенiю этого способа ловли дичи. Звѣрей въ лѣсу обильно. Водятся медвѣди, лисицы, куницы, росомахи, зайцы и бѣлка; встрѣчаются ежи и горностаи; въ ручьяхъ и рѣчькахъ (послѣднихъ вблизи нѣтъ) попадаются выдры и норки, очень рѣдко когда появится здѣсь хищникъ волкъ, и то конечно пришлый. Но ему не долго даютъ, такъ сказать, повоежировать, сейчасъ заколотятъ палками, какъ это было въ одну изъ предшествовавшихъ зимъ (1873 г.). Изъ числа описанныхъ звѣрей больше всего бьютъ зайцевъ и бѣлки, немного норокъ, мало лисицъ; а еще менѣе медвѣдя, куницъ и выдръ. Дичь и шкуры звѣрей крестьяне сбываютъ, большею частiю, на мѣстѣ скупщикамъ – барышникамъ. Шкура медвѣдя продается рублей за 7, а иногда и дороже, смотря по добротѣ шерсти и величинѣ шкуры; за шкурку бѣлки 7 – 8 к., зайца 7 – 10 к., выдры и куницы 2 р. 50 к. – 3 р. и норки 50 – 75 к.

Кромѣ поименованныхъ занятiй, нѣкоторые изъ Ундозеровъ отправляются на отхожiй промыселъ, но не надолгое время. Промыселъ этотъ состоитъ собственно въ выгонкѣ отъ лѣсопромышленниковъ по ближайшимъ рѣкамъ бревенъ и дровъ и сплоченiи первыхъ въ гонки. Всего времени на этомъ дѣлѣ проходитъ мѣсяца два. Нужно замѣтить, что отправляющiеся на отхожiй промыселъ, по мѣстному выраженiю „въ бурлаки”, есть свободные въ семьѣ члены; нужный же для домашнихъ работъ Ундозеръ ни за что несогласится оставить свое земледѣлiе на произволъ, въ управленiе бабъ, какъ это дѣлается въ сосѣднихъ приходахъ. Онъ всецѣло преданъ этому, по виду не лестному, но вѣрному и прочному дѣлу.

Очевидно, что благосостоянiе Ундозера при такихъ условiяхъ прочно и хорошо; къ тому же онъ имѣетъ не мало домашняго скота. Изъ этого вытекаетъ, что Ундозеръ свободно и во время можетъ уплачивать подати, что и есть на самомъ дѣлѣ, а на лишнiя, сбереженныя, свободныя гроши, поприличнѣе экипироваться (отъ чего непрочь) и завести, какъ говоритъ мѣстная пословица, болѣе клюжiя „хоромы”, домъ, дворъ, баню, гумно и конюшню, словомъ всѣ пристройки нужныя для крестьянина. Дѣйствительно и въ этомъ послѣднемъ случаѣ Ундозеровъ нельзя упрекнуть: у всѣхъ у нихъ почти увидите хорошую хату. Тамошнiя постройки строятся по образцу Кондушскихъ.

Въ Ундозерѣ найдутся сапожники, столяры, кузнецы и плотники. Есть двѣ мукомольныхъ водяныхъ мельницы. Вообще здѣшнiй5 народъ, какъ бы по врожденному инстинкту, привыкъ пользоваться своими произведенiями и ни въ чемъ почти постороннемъ для обыденной жизни не нуждается. Жаль только, что въ приходѣ нѣтъ никакой мелочной лавочки, изъ которой бы возможно было получить предметы потребности, не говоря уже о роскоши, хотя впрочемъ и эта послѣдняя отчасти вкоренилась здѣсь, но еще дышетъ невинностью: чай и пироги въ праздникъ изъ бѣлой муки, вотъ и все. Но что всего важнѣе и что именно дѣлаетъ Ундозеру честь, такъ это именно отсутствiе дома подъ вывѣскою: „Питейное заведенiе”. И дѣйствительно здѣсь почти нѣтъ пьяницъ.

Характеръ Ундозера мирный, общительный, незлобивый и трудолюбивый. На нравственной сторонѣ Ундозера лежитъ одно только темное пятно, – это именно то, что онъ не чуждъ еще вѣрованiй въ тѣ грубыя и лживыя предразсудки и суевѣрiя, унаслѣдованныя нами отъ идолопоклонниковъ, но это могло укорениться вслѣдствiе отсутствiя грамотности (объ этомъ будетъ сказано ниже). Здѣсь, какъ и во многихъ другихъ приходахъ есть свои колдуны и колдуньи, знахари и знахарки, со множествомъ запечныхъ нашептыванiй, наговоровъ, заговоровъ и заклинанiй. Изъ числа такихъ заговоровъ мнѣ удалось списать только одно. Вотъ текстъ его.
„У раба Божья N душа рябовья, сердце заечье.

Будь желаненъ, будь покоенъ, разговоренъ;

Раба N казалась бы краше краснаго солнышка,

Бѣлѣе бѣлаго деничка6,

Милѣе бы отца, матери, роду племени и свѣту бѣлаго.

Не могъ бы не ѣсть не пить,

Не сномъ засыпатися, не гульбой заниматися:

Какъ неможетъ птица безъ лѣсу жить,

Рыба безъ воды,

Солнце безъ бѣла дня,

Ясный мѣсяцъ безо-дни.

Не сномъ засыпатися,

Не питьемъ запиватися,

Не гульбой забавлятися;

Нояло-бы ретивое сердце,

Черная печень, нутра(*) и ядра(**);

Семдесять жилъ, семдесять суставовъ,

Плоть и всяка жилочка на рабѣ N.


Приведенный нами заговоръ очевидно направленъ къ тому, чтобы чрезъ посредство его какой-то таинственной силы склонить извѣстнаго мужчину къ такъ-сказать безпредѣльной, неразрывной и вѣчной любви къ женщинѣ, которую, вѣроятно, хотятъ ему навязать на силу, или той, которую онъ уже имѣетъ, но недолюбливаетъ, и что, всего вѣрнѣе, онъ относится къ супругамъ.
(Окончанiе въ слѣд. №).


Беседников П. М. Ундозерский приход Коштугской волости Вытегорского уезда // Олонецкие губернские ведомости. 1883. № 97. С. 967 – 968.

С. 967
Ундозерскiй приходъ.


(Коштугской волости, Вытегорскаго уѣзда).
(Изъ путевыхъ наблюденiй).

_____
(Окончанiе, см. № 96).


Грамотность въ приходѣ еще мало развита. До 1873 г. тамъ не было никакого училища. Такимъ образомъ, если здѣсь встрѣчаются нѣкоторые грамотные, то они обязаны преимущественно своему усердiю, выучившись у мѣстныхъ причетниковъ чтенiю псалтыря и горемычному письму, потому, что тогда здѣсь ни у кого другаго нельзя было получить и такого скромнаго образованiя. Но само собою объясняется, что и это небольшое, такъ-сказать ученье, все таки мало-мальски, могло подвинуть здѣшнiй народъ къ болѣе осмысленной жизни, положивъ начало сложенiю въ народѣ религiозно-нравственнаго характера. Въ 1873 г., по ходатайству крестьянъ, Вытегорскимъ земствомъ въ Ундозерѣ открыто первое училище въ домѣ священника о. Iоанна Леонтовскаго (гдѣ и нынѣ находится), а теперь, какъ слышно, общество устраиваетъ свой домъ для училища тутъ же при Погостѣ. Извѣстно что теперь школу посѣщаетъ до 28 мальчиковъ(***). Нельзя не порадоваться, что наконецъ и въ далекомъ краю отъ цивилизованнаго мiра положены начатки образованiя. Изъ этого нельзя не заключить, что не въ далекомъ, быть можетъ, будущемъ, въ молодомъ поколѣнiи Ундозеровъ явятся болѣе свѣтлыя люди, способные поговорить и потолковать о дѣлахъ и нуждахъ общественныхъ, рѣшать споры и недоразумѣнiя по духу времени, вопреки предубѣжденiямъ стариковъ – мiроѣдовъ. Здѣшнее училище не меньшую можетъ оказать пользу и забытымъ въ образовательномъ отношенiи сосѣдямъ – Куштозерамъ, лишь бы только у тѣхъ явилась охота къ ученью, а это, какъ доказываютъ опыты, главный аргументъ къ саморазвитiю.

Окончивъ описанiе болѣе или менѣе важныхъ условiй мѣстности и жителей прихода, мы хочемъ сказать еще нѣсколько словъ о здѣшнихъ озерахъ. Озеръ вообще много; изъ нихъ заслуживаютъ вниманiя, какъ по своей величинѣ, такъ и по обилiю рыбы три, именно: Каинское, Ундо и Качезеро. Всѣ эти озера находятся въ связи между собою. Рыба во всѣхъ ихъ одинаковая, не болѣе 6 породъ: щуки, окуни, язи, плотва, налимы и ерши. Каинское же озеро имѣетъ еще одну отличительную черту отъ окружающихъ его озеръ, замѣчательную случающимся съ нимъ по временамъ видоизмѣненiемъ. Оно лежитъ между кряжами, поросшими лѣсомъ въ направленiи отъ юговостока на сѣверозападъ, проходя мимо дер. Мушевицъ и Каино, вдаваясь нѣсколько на срединѣ на с – востокъ, такъ что чрезъ это образуетъ полукругъ; длина озера около 3 – 4 вер., а ширина около 11/2 – 2 вер., на немъ имѣется до 70 острововъ разной величины, величественно поднимающихся надъ поверхностью воды, поросшихъ густою травою и лѣсомъ, служащихъ притономъ для рыбы. Начинаясь близъ горныхъ кряжевъ, отдѣляющихъ отъ него озеро Куштъ, оно тянется, какъ мы замѣтили, на сѣверозападъ, соединившись потомъ, посредствомъ пролива, съ озеромъ Ундо (у самой церкви), а чрезъ него и Качезеромъ, лежащимъ на С. – З. сторонѣ прихода – ближе къ Коштугамъ. Ни одно, нужно замѣтить, изъ этихъ озеръ не имѣетъ никакого открытаго истока. Горизонтъ воды въ Каинскомъ озерѣ ниже прочихъ озеръ на нѣсколько четвертей, такъ что замѣтно въ него теченiе воды съ другихъ озеръ (Ундо и Качезеро). Подобно озеру Куштъ, оно въ былые годы высыхало до капли. Такъ до 1867 г. подобное высыханiе случалось нерѣдко, чрезъ годъ, два, много три, но съ этого времени вода остановилась на одномъ уровнѣ въ которомъ стояла по 1872 г. Въ этомъ году, хотя вода и замѣтно упала, но озеро не могло высохнуть до конца. Каждый разъ уходившая вода не показывалась на цѣлое лѣто, до осеннихъ дождей, и озерное дно казалось дикою степью – на которомъ однажды во два года заразъ крестьяне посѣяли овесъ и онъ растенiемъ былъ хорошъ, народъ ходилъ по немъ какъ по сушѣ7, и видѣлъ протекающiй по срединѣ, узкою змѣйкою, въ паралельномъ направленiи озера, ручеекъ, который извиваясь въ нѣкоторыхъ мѣстахъ зигзагами, медленно и плавно струился на Ю. В., къ тѣмъ кряжамъ, которые граничатъ съ оз. Куштъ, и упершись въ нихъ, терялся совершенно. Изъ этого народъ вывелъ такое заключенiе, что тутъ-то именно и начинается подземная рѣка, по которой утекаетъ вода описываемаго озера (быть можетъ, въ соединенiи съ водою озера Куштъ), но и предполагая это, онъ еще не сдѣлалъ прямаго вывода на счетъ того, какое имѣетъ направленiе самая-то подземная рѣка, что пока остается тайною природы, хотя тайна эта далѣе нѣсколько разъяснится. Судя же по возвышенному здѣсь мѣстоположенiю служащему очевиднымъ водораздѣломъ водъ Волжскихъ и Балтiйскихъ, чѣму доказательствомъ служатъ рр. Шола и Мегра съ ихъ притоками: первая бѣжитъ на Ю. В. (въ Бѣло-озеро), а вторая на С. З. (въ озеро Онего), можно предположить что воды Каинскаго озера уходятъ или въ Бѣло-озеро или озеро Онего, но скорѣе всего въ послѣднее8. Въ народѣ ходитъ еще молва, что однажды, предъ высыханiемъ озера, къ пойманной въ неводъ большой щукѣ подвязали на хвостъ лошку, и что щука съ лошкою чрезъ нѣсколько времени оказалась заловленною въ Бѣло-озерѣ. Эта народная легенда (ни чемъ болѣе не подтвержденная), повидимому направлена къ тому, чтобы мнѣнiе народа поставить на томъ принципѣ, что подземная рѣка, служащая проводникомъ воды Каинскаго озера, держитъ направленiе къ Бѣло-озеру, съ которымъ потомъ и соединяется.

Но имѣя подъ руками фактъ, болѣе или менѣе раскрывающiй причину загадочнаго изчезновенiя воды въ этомъ озерѣ, и указывающiй направленiе русла подземной рѣки къ озеру Онего, окончательно не позволяютъ намъ рѣшиться придать какую-либо вѣрку приведенной народной баснѣ, и потому смѣло становимся на сторонѣ озера Онего. Фактъ, на который мы хочемъ сослаться – это провалъ земли образовавшiйся въ августѣ мѣсяцѣ 1872 г., верстахъ въ 12 выше вел. Коштугъ, на лѣвомъ берегу р. Педажрѣки по ея теченiю, впадающей потомъ въ р. Мегру (вер. въ 7 отъ Коштугъ), въ мѣстечкѣ называемомъ „Ямовитый-боръ”, на пожнѣ крестьянина Ивана Еремина, изъ котораго въ продолженiи нѣсколькихъ дней былъ громадный, никогда и нигдѣ невиданный въ нашемъ уѣздѣ фонтанъ, выбрасывая воду, песокъ, илъ и камни сажени на двѣ вверхъ, такъ что р. Мегра вдругъ наполнилась въ берегахъ, а струившаяся по ней вода отъ смѣси съ пескомъ оказалась негодною


С. 968

для употребленiя ни въ пищу, ни въ питье. Одновременно съ этимъ совпадаетъ начало высыханiя озеръ Каинскаго и Куштъ (что и даетъ основу гипотезѣ о слiянiи воды съ этихъ озеръ въ озеро Онего), которые почему-то пять остановились на полусаженномъ униженiи горизонта. По словамъ Коштужанъ, теперь провалъ этотъ длиною и шириною не болѣе 3 квадр. саж., а глубина его доходитъ до 21/2 саж.; въ первую же пору образованiя онъ былъ больше, но отъ времени берега его не много осыпались; да и самый-то ключь нынѣ бьетъ несравненно слабѣе.

Изъ приведеннаго нами факта само-собою вытекаетъ предположенiе, что это физическое явленiе должно имѣть соотношенiе къ водѣ описываемаго озера. – Это ни что иное, какъ указанiе направленiя той подземной рѣки, по которой до того времени уходила вода изъ высыхающихъ озеръ, – пробираясь къ водамъ оз. Онего, по тому мѣсту гдѣ образовался провалъ. И на долго еще, быть можетъ, неоткрылось бы существованiе этой подземной рѣки, если бы не одинъ, какъ надо думать, естественный случай – засоренiе русла рѣки. Разумѣется, время отъ времени, въ рѣчномъ ложѣ скоплялись разные сорные предметы, которые на этотъ разъ увеличились на столько, что вода не могла уже свободно двигаться впередъ, а между тѣмъ прибывая все болѣе и болѣе, естественно, не могла же остановиться въ узкомъ ложѣ, и потому съ удвоенною силою стала прокладывать себѣ новый путь, чего, нужно думать достигла послѣ не долгихъ, но вящихъ рекогносцировокъ; а какъ только строенiе почвы въ данномъ мѣстѣ было достаточно пробуравлено фитлировкой, вода ринулась всею своею массою на поверхность, затопивъ прибрежныя пожни, а рр. Педажрѣку и Мегру, столь мелководные въ лѣтнюю пору, превратила въ бурливый потокъ. Благодаря только этой случайности, вопросъ о загадочномъ изчезновенiи воды въ озерахъ Каинскомъ и Куштъ, если и не совсѣмъ еще разрѣшается, то, по крайней мѣрѣ, найденъ ключь къ тому. Будемъ надѣяться что не въ далекомъ быть можетъ будущемъ найдутся люди, которые произведутъ тщательное геологическое изслѣдованiе сказанной мѣстности и выведутъ еще болѣе основательное заключенiе.

Но вотъ еще предстоитъ рѣшить вопросъ куда именно уходитъ рыба съ Каинскаго озера во время высыханiя его, т. е. съ уходящею ли водою или въ какое другое мѣсто. Этотъ вопросъ не многосложенъ и разрѣшается скоро и ясно. Вотъ видите-ли въ чемъ состоитъ дѣло. Горизонтъ воды соединяющихся съ нимъ озеръ Ундо и Качезеро, какъ мы замѣтили, хотя нѣсколько выше его, но, какъ тотъ проливъ, который ихъ между собой связываетъ, при самомъ истокѣ, будучи очень не глубокъ сравнительно глубины послѣднихъ двухъ озеръ, то понятно, что не позволяетъ этимъ двумъ озерамъ когда-либо высохнуть, а слѣдовательно попавшая въ нихъ рыба съ Каинскаго озера (съ котораго естественно должна туда перебраться въ данное время), ни куда не теряется. Но лишь только озеро то вновь наполнится водою и сольется съ ними, обитавшая въ нихъ рыба переходитъ въ него обратно; такимъ образомъ опять все становится по прежнему: тоже обилiе и таже порода рыбы.



П. М. Бесѣдниковъ.



(*) М. М. Таскаевъ сообщилъ мнѣ, что Священникъ Ундозерскаго прихода О. I. Леонтовскiй имѣетъ подробную лѣтопись объ Ундозерѣ, оставленную ему студентомъ Гельсингфорскаго университета Европеусомъ, проѣзжавшимъ чрезъ здѣшнiй приходъ въ 1865 г. Желательно, чтобы от. Iоаннъ опубликовалъ этотъ интересный документъ.

(*) Изъ Исторiи Илонайскаго извѣстно, что Новгородъ сдѣлался самостоятельнымъ княжествомъ при Ярославѣ I, (около 1050 г.): палъ около 1478 – 1479 г. и присоединенъ къ Московской монархiи Iоанномъ III.

(*) Внутренности.

(**) Ядра – сѣмянныя яички.

(***) Членъ Вытегорской уѣздной земской управы М. Ѳ. Мокрушинъ передалъ мнѣ, что первый выпускъ учениковъ въ Ундозерскомъ училищѣ былъ въ прошедшемъ году, при чемъ выпускные ученики оказали хорошiя успѣхи.

1 Исправленная опечатка. Было: «вовсе лѣто», исправлено на: «во все лѣто» - ред.

2 Исправленная опечатка. Было: «деревню Есиновскую или (Сергѣеву)», исправлено на: «деревню Есиновскую (или Сергѣеву)»   ред.

3 Исправленная опечатка. Было: «вслѣдствiе хорошой мѣстной обстановкѣ», исправлено на: «вслѣдствiе хорошей мѣстной обстановки»   ред.

4 Исправленная опечатка. Было: «а выростетъ хлѣбушко нужно убрать его съ полосы». Исправлено на: «а выростетъ хлѣбушко, нужно убрать его съ полосы»   ред.

5 Исправленная опечатка. Было: «здѣшiй», исправлено на: «здѣшнiй»   ред.

6 Исправленная опечатка. Было: «бѣлагоденичка», исправлено на: «бѣлаго деничка»   ред.

7 Исправленная опечатка. Было: «ходилъ по немъ какъ посушѣ», исправлено на: «ходилъ по немъ какъ по сушѣ»   ред.

8 Исправленная опечатка. Было: «послѣднѣе», исправлено на: «послѣднее»   ред.

Каталог: lib
lib -> Психология смысла природа, строение и динамика смысловой реальности
lib -> А. А. Леонтьев Язык, речь, речевая деятельность просвещение 1969
lib -> Сиамак Сейед Али Философские вопросы абсурдистских драм Сэмюэля Беккета и Эжена Ионеско
lib -> Издательство московского университета
lib -> Дожить до послезавтра
lib -> 2 × 2 = 5 часть первая про кирпич
lib -> Сталинградская битва
lib -> Инструкция по монтажу электропроводок в трубах и 70 удк [621. 315. 37: 621. 671]. 002. 72 (083. 97)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница