Учитель-дефектолог, логопед зайцева м а. Стимуляция сенсорной сферы у детей




Скачать 115.43 Kb.
Дата02.08.2016
Размер115.43 Kb.

уЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ, ЛОГОПЕД зАЙЦЕВА м.а.

Стимуляция сенсорной сферы у детей

с нарушением коммуникации

В данных рекомендациях представлены различные игры и задания, которые помогут стимулировать вам сенсорное развитие ребенка. Данные игры активно используются в нашей практике, и доказали свою эффективность.

Развитие моторной и сенсорной сфер является базой в развитии любого малыша. Многие игры, предложенные в рекомендациях, были сделаны совместно с детьми с особенностями в развитии. Вы также можете изготовить ряд игр самостоятельно или привлечь к их изготовлению других детей в вашей семье. Игры подобраны таким образом, чтобы дать вам толчок к самостоятельному придумыванию аналогичных игр. Использование игр зависит от возможностей ребенка, и вы должны научиться использовать их по степени усложнения.

В беседах родители часто задают нам вопрос: зачем все это надо? Много раз делать одно и тоже, искать, подбирать методы и приемы, создавать специальные условия и часто не получать результата или получать его минимальным. В начале нашей практики и нам было сложно ответить на этот вопрос. Теперь мы его знаем ответ и не раз обсуждали его с родителями. Это нужно:

- Для того, чтобы сделать все возможное, чтобы в будущем обезопасить жизнь вашего ребенка, сделать его более самостоятельным. Для того, чтобы он мог попросить пить, если захочет, дать знать, если у него что-то заболит, и чтобы не только вы, но и все остальные, поняли его просьбы и желания.

- А, главное, это надо для того, чтобы научить ребенка радоваться.

В начале каждой игры выделены реализуемые в ней цели. Важно понимать, что данные цели решаются не только в процессе специально организованных игр, но и в процессе обычных бытовых моментов. Сочетание правильно простроенных режимных моментов и специальных игр позволит вам сделать процесс развития ребенка более интересным для вас и вашего малыша.

Лото «парные картинки»
Цель: Стимуляция познавательной активности ребенка; развитие зрительного восприятия и зрительного соотнесения; развитие оптико-моторной координации; стимуляция речевой активности ребенка.

Подобные пособия различные по сложности родитель может приготовить самостоятельно. Для этого необходимо нарисовать (или вырезать) по две одинаковые картинки.

В самом начале предлагаются картинки, на которых изображен знакомый ребенку предмет или зверюшка. Если у ребенка практически отсутствует речь, то желательно, чтобы на картинке был подобран предмет, способствующий стимуляции у ребенка звукоподражания («би-би», «ав-ав», «мяу», «тик-так» и т.п.). На данной картинке представлен более сложный вариант задания, где, одновременно с развитием представлений об окружающем, ребенка можно учить отвечать на вопрос «где?», используя различные предлоги.

Игра «домик с дорожками»
Цель: Стимуляция зрительно-моторной координации.

В данную игру очень любят играть дети различных возрастов и с различными проблемами, в том числе и

с трудностями в коммуникации. Ребенку предлагается бросить шарик в отверстие. Шарик прокатывается по всем дорожкам, издавая звук, а ребенок прослеживает за движениями шарика.


Игра «столик с молоточком»
Цель: Развитие грубой моторики и зрительно-моторной координации.

Ребенку предлагается стукнуть молоточком и «забить брусочек». Можно стимулировать произнесение у ребенка слова «бам», или «тук». Различные модификации данной игры на сегодняшний день имеются в продаже. Дети очень любят игру с пластмассовым молоточком, который при «забивании гвоздиков» сам издает звук.



Игра «веселый театр»
Цель: Развитие речи и коммуникации у ребенка; развитие моторики, развитие прослеживания и зрительного восприятия.

В данную игру могут совместно играть все члены семьи. Для приготовления ее родитель должен сделать шторки, а также фигурки веселых игрушек. Различные варианты «театра» продаются и в готовом виде. Данное задание по сложности можно простроить следующим образом:



1. Для самых маленьких или для детей с более выраженными нарушениями развития можно предложить прослеживать за двигающейся и издающей различные звуки (их производит родитель) игрушкой.

2. Стимулировать у ребенка ожидание

появления прячущейся в окошке игрушки.

3. Надеть на руку ребенку игрушку и

стимулировать у него звуковую активность

и соответствующие движения рукой.

4. Подобрать для ребенка различные

по темпу музыкальные композиции

(игрушечка танцует, прыгает, спит,

вертится и т.п.) и затем стимулировать

движения руки ребенка, на которой

находится игрушка.

5. Стимулировать ребенка, держащего

на руке игрушку, «вступать в диалог»

с другой игрушкой на руке взрослого.
Игры под музыку с использованием

различных музыкальных игрушек

(дудочки, маракас, бубен, барабан)
Цель: Развитие слухового восприятия у детей, стимуляция двигательной активности ребенка.

1. Ребенку можно предложить угадать: где звучит или что звучит.

2. Можно стимулировать ребенка издавать звуки под музыку. Более сложный вариант задания: ожидать определенного момента, чтобы издать звук.

3. Ребенку можно предложить одновременно с издаванием звука производить определенные движения.

Данные игры могут использоваться на занятии в качестве своеобразной «музыкальной паузы». Это поможет переключить ребенка с одного задания на другое. Повысит его общий психический тонус.

Также данные задания позволят объединить в одну игру несколько различных детей, причем в зависимости от уровня развития детей, им можно предложить различные по сложности музыкальные инструменты.

Игра «размазывания крема»

Цель: Развитие моторики ребенка; развитие зрительно-моторной координации.

Большинство детей очень любят данное задание. Есть дети, которые боятся испачкать руки. В зависимости от уровня развития ребенка можно предлагать производить различные «размазывающие» действия всей ладошкой, а также действия пальчиками.

Игры с кремом можно производить под музыку. При этом стимулируются различные движения рук, соответствующие музыке (капает дождик, идет зайчик, едет машинка и т.п.).



Игра «веселый коллаж»
Цель: Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и речи.

Родитель совместно с ребенком рассматривает картинки (в книжках, журналах, открытках). Затем подбирает картинки, которые нравятся ребенку или картинки определенной тематики и т.п. В начале это могут быть картинки, стимулирующие у малыша звукоподражание.

Родитель или старший ребенок вырезают эти картинки. Затем ребенку с проблемами в развитии предлагается наклеить их. Наклеивание в зависимости от уровня развития ребенка может производиться различным способом.

Главное, чтобы ребенок максимально был включен в процесс наклеивания.

Игра «звучащее лото»
Цель: Стимуляция слухового восприятия и слухового внимания, развитие зрительного восприятия ребенка и зрительно-моторной координации.

Ребенку предлагаются картинки с изображением различных ситуаций (люди на кухне, дети играют на море и др.). Затем включается специальная кассета, на которой издаются различные звуки. Ребенок должен определить, что так звучит и положить в это место жетон (или просто показать пальчиком).

Большую роль данная игра может сыграть на занятии с ребенком с ранним детским аутизмом: стимулируется указательный жест, привлекается внимание ребенка к рассматриванию сюжетной картинки и др.


Игра «лото с запахами»
Цель: Развитие обонятельного ощущения, развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.

Ребенку предлагаются различные бутылочки с запахами. Необходимо подобрать запах к соответствующей картинке.


Игры с разрезными картинками
Цель: Развитие зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций и пространственного мышления.

Родитель самостоятельно может изготовить подобные игры. Картинки разрезаются по вертикали (горизонтали, диагонали) на различное количество частей. Задание можно предлагать с образцом (т.е. перед глазами у ребенка имеется готовая картинка) и без образца.





Задание «обводка»

Цель: Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

Ребенку предлагаются различные шаблоны, которые может приготовить родитель или старший ребенок. После обведения шаблонов у ребенка получается соответствующий рисунок (дорожка с домиком; геометрические фигуры и т.п.).


Игра «цветной дождик»
Цель: Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия.

Родитель совместно с ребенком красит различным цветом кусочки пенопласта. Затем рассыпают эти кусочки на зеркальце. Задание можно выполнять под музыку с подключением речевой активности ребенка, используя слова «кап-кап», или «ура!».




Игра «липучка»
Цель: Развитие зрительно-моторной координации.

Ребенку предлагается отрывать и приклеивать кусочки липучки.




Задание с картинками «распорядок дня»
Цель: Развивать у ребенка способность к пониманию последовательности происходящих событий и структурированию режимных моментов.

Ребенку предлагается расположить картинки в определенной последовательности соответственно распорядку дня. Родитель может использовать эти картинки, чтобы приучить ребенка к определенному распорядку.

Вместо картинок могут использоваться фотографии, на которых изображен сам ребенок.




Игра «дорога»
Цель: Развитие зрительно-моторной координации и речи.

Ребенку предлагается картина, на которой изображена дорога, горы, едущая машина. Ребенок берет жетон и показывает, как он может катиться по дороге: вверх, вниз, вправо, влево.



Игра «нанизывание колец»
Цель: Развитие зрительно-моторной координации; формирование соотнесения числа и количества, формирование состава числа.

Ребенку предлагается нанизывать на штырь соответствующе количество кружков.


Особенности применения стимулирующих игрушек и организации работы с ребенком

  1. Необходимо крайне дозировано применять игрушки, стимулирующие сенсорную сферу малыша (особенно игрушки, издающие звук, светящиеся и вертящиеся). Активная стимуляция часто приводит детей к быстрому утомлению. Занятия с ребенком заканчиваются до того, как спадет спад активности.

  2. Опытным путем родителю (желательно совместно со специалистом) необходимо определить, какие раздражители (слуховые, зрительные, тактильные) вызывают у ребенка наибольшее утомление. Эти раздражители вводятся последними.

  3. При коммуникативных нарушениях у ребенка необходимо выявить наиболее приятные раздражители, которые создают эмоциональный комфорт у ребенка, и постараться некоторое время ограничиться ими.

  4. Необходимо максимально сократить количество раздражителей для возбудимых детей, а иногда следует отказаться от занятий в специальных сенсорных комнатах.

  5. Особенно внимательно нужно относиться к активным зрительным раздражителям, так как они могут вызвать двигательную расторможенность и агрессивность у ребенка.

  6. У детей с эписиндромом применение ряда стимулирующих игрушек и сенсорной комнаты возможно только после консультаций с врачом невропатологом или психоневрологом. Если врач считает возможным их применение, то время использования (или пребывания в сенсорной комнате) должно быть строго ограничено. Звуковые и световые сигналы не должны быть ритмичными! Следует отказаться от мелькающих объектов и ритмических повторений.

  7. Перед выполнением задания определите, какая поза ребенка наиболее приемлема для выполнения задания.


Уважаемые родители,

в процессе выполнения заданий не забывайте:

  1. Хвалить ребенка за сотрудничество и внимание, даже если задание ему не удалось.

  2. Разъяснять ребенку дополнительно с помощью показа, жестами, изображая руками.

  3. Следить, чтобы на рабочем месте не было беспорядка и шума.

  4. По возможности привлекать ребенка к подготовке к занятию, уборке рабочего места после занятия. (В дальнейшем вашей задачей будет приучить ребенка к этому.)


Словарь

Автоматические движения – движения, при которых не нужно думать.

Вестибулярный аппарат – работа вестибулярного аппарата влияет на способность сохранять стабильное положение тела в пространстве и на постуральный мышечный тонус, воспринимающие рецепторы вестибулярного аппарата находятся во внутреннем ухе.

Восприятие – понимание чего-либо через органы чувств. Это означает, что ребенок может видеть, слушать и чувствовать, комбинируя в целостный образ, который обрабатывается и интерпретируется на основе прошлого опыта и, который позволяет ребенку понимать.

Восприятие тела – ощущение движений тела, знание частей и функций тела.

Глазодвигательная координация (координация глаз-рука) – способность координировать зрение и движение.

Моторный – все, что относится к движению.

Непроизвольные движения – движения, которые не контролируются человеком.

Образ тела – восприятие частей своего тела. Играет значительную роль в развитии движения и восприятия (перцепции).

Образец движения – любое движение, вне зависимости от того, нормальное оно или нет (патологическое), имеет собственный «рисунок» - мышцы сокращаются и расслабляются, те или иные части тела двигаются определенным образом. Большинство людей используют сходные образцы движений, например, мы садимся из положения лежа, опираясь на руку сбоку.

Побуждение к действию – обеспечение мотивации, желания выполнять какое-либо действие. Например, для того, чтобы ребенок потянулся за игрушкой, она должна быть достаточно привлекательной для него, чтобы он захотел выполнить это движение.

Поза - положение тела в пространстве. Взаимное расположение частей тела, любое движение начинается из какой либо позы и заканчивается в какой-то позе.

Пассивные движения – такие движения, когда взрослый «действует» какой-либо частью тела ребенка (например, сгибает ему руку), при этом сам ребенок никакого участия в движении своего тела не принимает.

Произвольные движения – движения, которые обусловлены определенными намерениями и связаны концентрацией внимания.

Сенсорный – чувственный, чувствующий, относящийся к ощущениям.

Сенсомоторные реакции – чувственно-двигательные. При любом движении в мозг поступают различные сенсорные сигналы, которые поступают во время этого движения, например, во время движения, изменяется «картинка» перед глазами, возникают определенные тактильные и вестибуляторные ощущения. Все эти стимулы обрабатываются мозгом, и информация используется для того, чтобы при необходимости изменить силу, скорость или частоту движений – «подстроить» движения под конкретные обстоятельства.

Стимуляция – специальные приемы, при которых автоматическое движение вызывается некоторой манипуляцией (например, определенным прикосновением ребенка в определенной позе), в отличие от движения, которое выполняется ребенком самостоятельно или в ответ на просьбу.

Целенаправленная активность – программа определенных действий, которая направлена на достижение конкретной цели.
Список литературы:

Стимуляция сенсорной сферы малыша. Рекомендации для родителей. / Сост. Н. В. Кастюк, В.Л. Тучковская. – Мн., 2005.








База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница