Ученым советом




страница1/4
Дата14.06.2016
Размер0.74 Mb.
  1   2   3   4
Волгоградский государственный университет

кафедра литературы, издательского дела и литературного творчества


УТВЕРЖДЕНО

УЧЕНЫМ СОВЕТОМ

Протокол №

от «___» _________ 2012


Директор института филологии и межкультурной коммуникации

______________Н.Л. Шамне


«___» ___________ 2012


РЕКОМЕНДОВАНО

КАФЕДРОЙ

Протокол №

от «___» __________


Заведующий кафедрой

литературы, издательского дела и литературного творчества

______________ О.А. Прохватилова
«___» ___________


Программа учебной дисциплины

Практическая и функциональная стилистика русского языка

Для обучающихся по основной образовательной программе подготовки бакалавров:

035000 «Издательское дело» (профиль 1. «Книгоиздательское дело»).


Количество зачетных единиц: 8
Автор: Прохватилова О.А., д.ф.н., проф.

Раздел 1. Пояснительная записка


    1. Требования к студентам.

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих, владеть общелитературными нормами современного русского языка.


    1. Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности.

Дисциплина входит в блок Б.3 «Профессиональные дисциплины» и является обязательной для изучения.




    1. Цели изучения дисциплины.

Основной целью курса является ознакомление студентов с основными понятиями и категориями стилистики; формирование представлений о стилистических средствах русского языка; системе его функциональных стилей, выработка умений и навыков создания текстов разной стилистической принадлежности

Воспитательные цели и задачи курса:

  • Знакомство с системой культурных ценностей, нашедших отражение в системе русского языка его речевой культуре.

  • Воспитание патриотического отношения к Родине.

  • Воспитание интереса к изучению русского языка и его речевой культуры.

  • Воспитание гармонично развитой языковой личности с высокой речевой культурой.



    1. Учебные задачи дисциплины.


В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими компетенциями:

ОК-1 – владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения;

ОК-2 – логически верно, ясно и аргументировано выражать свои мысли в устной и письменной форме;

ПК-16 – оценивать авторские заявки и авторские оригиналы;

ПК-17 – редактировать авторские оригиналы книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов;

ПК-18 – формировать издательский оригинал и готовить издание к выпуску.


По итогам изучения курса обучающийся должен:

  • иметь представление о стилистике как учении о функциональных стилях языка и речи;

  • усвоить систему стилистических ресурсов современного русского литературного языка;

  • получить представление о стилистической парадигме современного русского языка и специфике функциональных разновидностей русского литературного языка;

  • уметь использовать полученные знания в речевой практике.



    1. Формы работы студентов.

Аудиторные занятия (лекции и практические) и самостоятельные занятия (изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, выполнение письменных домашних работ, учебно-тренировочное тестирование, и т.д.).


    1. Виды контроля.

Опросы, проверка домашних заданий, учебно-тренировочное тестирование, подготовка рефератов и презентаций, модульные контрольные работы.


    1. Методика формирования результирующей оценки.

  1. Выполнение письменных домашних заданий (до 4 баллов).

  2. Выполнение лабораторных работ (до 5 баллов).

  3. Выступление на практических занятиях (от 3 до 5 баллов).

  4. Конспектирование научной литературы (1 балл за конспект).

  5. Подготовка сообщений (до 5 баллов).

  6. Реферирование научной литературы в форме презентации, включающей от 25 до 30 файлов (до 20 баллов).

  7. Выполнение контрольных мини-работ на лекции (до 5 баллов).

  8. Выполнение модульной контрольной работы, включающей: а) развернутые ответы на 2 теоретических вопроса (по 2 балла за каждый вопрос с учетом полноты и правильности ответа); б) выполнение 3-х заданий (по 2 балла за каждое с учетом полноты и правильности ответа).

  9. Подготовка презентаций о персоналиях курса (до 10 баллов).


Раздел 2. Структура изучения дисциплины




Всего часов (общая трудоемкость в часах)

288

в том числе




Аудиторных занятий

102

Лекций

51

Семинарских/практических занятий

51

Лабораторных занятий

17

Практикумов

0

Самостоятельных занятий

186

Изучение основной и дополнительной литературы

80

Написание курсовых работ, эссе, рефератов

35

Выполнение письменных домашних заданий, расчетов, проектов

35

Выполнение контрольных работ, тестов

16

Подготовка к зачету, экзамену, зачет, экзамен

20


Раздел 3. ТематическИЙ план изучения дисциплины


Тема

Содержание (Перечень дидактических единиц)

Вид занятий (аудиторные, самостоятельные)

Форма занятий (лекции, семинары, практические занятия), (изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, выполнение письменных домашних работ, учебно-тренировочное тестирование, и т.д.)

Количество часов

Форма контроля (опрос, проверка домашних заданий, защита проектов, контрольное тестирование и т.д)

1.Предмет стилистики, основные понятия курса.

Предмет стилистики, основные понятия курса. Практическая и функциональная стилистики.

Аудиторные, самостоятельные

Лекция, практическое занятие

2

2


Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.

2.Литературный язык и другие разновидности общенародного языка.

Понятие литературного языка. Литературный язык и другие разновидности общенародного языка: диалекты, просторечия, жаргоны.

Аудиторные, самостоятельные

Практическое занятие

2

Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.

3. Стилистическое значение.

Понятие стилистического значения. Виды стилистического значения.

Аудиторные, самостоятельные

Лекция, практическое занятие

4

4


Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование

4.Стиль как центральное понятие стилистики.

Стиль как центральное понятие стилистики. Критерии классификации стилей. Стилистическая концепция В.В. Виноградова.

Аудиторные, самостоятельные

Лекция, практическое занятие

4

2


Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.

5.Научный стиль.

Научный стиль. Экстралингвистические признаки научного стиля. Лингвистические характеристики научного стиля. Реферат и аннотация как жанры научной речи.

Аудиторные, самостоятельные

Лекция, практическое занятие

4

4


Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.

6.Официально-деловой стиль.

Официально-деловой стиль. Экстралингвистические параметры и языковые характеристики. Специфика языка деловых документов: личные документы.

Аудиторные, самостоятельные

Лекция, практическое занятие

4

4


Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.

7.Публицистический стиль.

Публицистический стиль: экстралингвистические характеристики; стилевая доминанта; речевые нормы публицистического стиля.

Аудиторные, самостоятельные

Лекция, практическое занятие

4

4


Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.

8.Разговорная речь и ее стилистический статус.

Разговорная речь и ее стилистический статус. Языковые особенности разговорной речи.

Аудиторные, самостоятельные

Лекция, практическое занятие

4

4


Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.

9.Художественный стиль.

Художественный стиль и его экстралингвистические характеристики. Языковые средства художественного стиля.

Аудиторные, самостоятельные

Лекция, практическое занятие

4

4


Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.

10.Религиозный стиль.

Религиозный функциональный стиль. Экстралингвистические свойства и языковые параметры.

Аудиторные, самостоятельные

Лекция, практическое занятие

4

4


Опрос, проверка домашних заданий контрольное тестирование.

11. Стилистика ресурсов: предмет и задачи курса.

Стилистика ресурсов: предмет и задачи курса. Стилистическая парадигматика и синтагматика.

Аудиторные, самостоятельные

Лекция, практическое занятие

2

2


Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.

12. Общелитературная норма и стилистическая норма.

Понятие стилистической нормы. Общелитературная норма и стилистическая норма.

Аудиторные, самостоятельные

Лекция, практическое занятие, лабораторное занятие

2

2

2



Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.

13.Звуковая организация речи и ее стилистический потенциал.

Звуковая организация речи и ее стилистический потенциал. Благозвучие. Звукопись.

Аудиторные, самостоятельные

Лекция, практическое занятие, лабораторное занятие

2

2

2



Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.

14.Лексическая синонимия. Стилистические функции синонимов. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления, и ее стилистическое использование. Средства словесной выразительности

Лексическая синонимия. Стилистические функции синонимов. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления, и ее стилистическое использование.

Аудиторные, самостоятельные

Лекция, практическое занятие, лабораторное занятие

4

2

2



Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.

15.Функционально-стилевая закрепленность словообразовательных средств русского языка.

Функционально-стилевая закрепленность словообразова-тельных средств русского языка.

Аудиторные, самостоятельные

Практическое занятие, лабораторное занятие

2

2

2



Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование

16.Стилистическое использование грамматических категорий имен существительных и прилагательных.

Стилистическое использование грамматических категорий имен существительных и прилагательных.

Аудиторные, самостоятельные

Лекция, практическое занятие, лабораторное занятие

2

2

2



Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.

17.Стилистическое использование грамматических категорий глагола.

Стилистическое использование грамматических категорий глагола.

Аудиторные, самостоятельные

Лекция, практическое занятие, лабораторное занятие

2

2

2



Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.

18.Стилистический потенциал предложений разных типов.

Стилистический потенциал простых предложений. Стилистический потенциал сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Стилистический потенциал бессоюзных предложений.

Аудиторные, самостоятельные

Лекция, практическое занятие, лабораторное занятие

4

4

4



Опрос, проверка домашних заданий, контрольное тестирование.


Раздел 4 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.

Вопросы к зачету

  1. Предмет и основные понятия стилистики.

  2. Основные направления современных стилистических исследований.

  3. Литературный язык. Признаки литературного языка.

  4. Литературный язык и другие разновидности общенародного языка.

  5. Понятие стилистического значения. Виды стилистических значений. М.Н. Кожина о разновидностях стилистических коннотаций.

  6. Стиль как лингвистическое понятие. Трактовка понятия “стиль” в работах российских языковедов ХХ в. (А.И. Ефимова, А.Н. Гвоздева, В.В. Виноградова, М.Н. Кожиной, В.Г. Костомарова). Соотношение понятий “стили языка” и “стили речи”.

  7. Классификации стилей современного русского литературного языка. Критерии и подходы, разработанные в трудах А.И. Ефимова, А.Н. Гвоздева.

  8. Классификации стилей современного русского литературного языка. Критерии и подходы, разработанные в трудах В.В. Виноградова и М.Н. Кожиной.

  9. Стилистическая концепция В.В. Виноградова.

  10. Теория функциональных стилей М.Н. Кожиной.

  11. Глубинные свойства и экстралингвистические параметры функциональных стилей русского языка.

  12. Речевая системность функциональных стилей.

  13. Место научного стиля в стилистической парадигме русского языка. Экстралингвистические параметры научного стиля.

  14. Место научного стиля в стилистической парадигме русского языка. Лингвистические характеристики научного стиля.

  15. Экстралингвистические параметры официально-делового стиля.

  16. Структура официально-делового стиля.

  17. Особенности лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса официально-делового стиля.

  18. Публицистический стиль: экстралингвистические характеристики; стилевая доминанта.

  19. Языковые характеристики публицистического стиля как функциональной разновидности современного русского литературного языка.

  20. Современное состояние языка СМИ.

  21. Разговорная речь и ее стилистический статус.

  22. Экстралингвистические свойства разговорного стиля.

  23. Разговорный стиль. Языковые особенности разговорной разновидности литературного языка.

  24. Место художественного стиля в ряду функциональных стилей современного русского литературного языка.

  25. Художественный стиль и его экстралингвистические характеристики.

  26. Специфика отбора и функционирования языковых средств в художественном тексте.

  27. Несобственно-прямая речь как способ передачи чужой речи в художественном тексте.

  28. Место религиозного стиля в ряду функциональных стилей современного русского литературного языка.

  29. Экстралингвистические признаки религиозного стиля.

  30. Языковые характеристики религиозного стиля.


Вопросы к экзамену


  1. Практическая стилистика как научная дисциплина. Объект и предмет практической стилистики.

  2. Понятие стилистической парадигматики. Виды стилистических оппозиций на различных уровнях языка.

  3. Понятие стилистической синтагматики и ее проявление на фонетическом и синтаксическом уровнях.

  4. Понятие стилистической синтагматики и ее проявление на лексическом и морфологическом уровнях.

  5. Понятие “общелитературная норма”. Критерии нормативности.

  6. Теория динамической нормы Л.И. Скворцова.

  7. Норма и кодификация. Нормативные словари.

  8. Общелитературные и стилистические нормы. Виды стилистических норм.

  9. Старшие языковеды о стилях произношения русского языка (Л.В. Щерба, Р.И. Аванесов, М.В. Панов).

  10. Современные подходы к трактовке понятия «произносительный стиль». Система произносительных стилей русской звучащей речи.

  11. Понятие «звуковая организация речи».

  12. Эстетическая оценка фонетических единиц: понятие благозвучия.

  13. Понятие благозвучия. Параметры фонетического уровня языка, создающие благозвучие речи.

  14. Понятие благозвучия. Параметры фонетического уровня языка, разрушающие благозвучие речи.

  15. Лексическая синонимия: лингвистические и экстралингвистические предпосылки явления.

  16. Лексика, обладающая стилистической значимостью (слова ограниченного употребления – термины, профессионализмы). Их роль в тексте.

  17. Лексика, обладающая стилистической значимостью (слова ограниченного употребления – диалектизмы, жаргонизмы). Их роль в тексте.

  18. Типы лексических синонимов. Функционально-стилистическая роль лексических синонимов.

  19. Лексические антонимы: понятие, классификация, функциональная роль.

  20. Понятие словесных изобразительно-выразительных средств. Автология и металогия.

  21. Виды изобразительно-выразительных средств. Тропы и их стилистические функции.

  22. Виды изобразительно-выразительных средств. Фигуры и их стилистические функции.

  23. Понятие морфологической синонимии. Виды морфологических синонимов.

  24. Стилистически соотносимые формы имен существительных, прилагательных и местоимений.

  25. Стилистический потенциал категорий рода, числа, падежа именных частей речи.

  26. Место глагола в разных стилях речи.

  27. Стилистическое использование грамматических категорий глагола: стилистическая характеристика категорий вида и времени;

  28. Стилистическое использование грамматических категорий глагола: стилистическая характеристика категорий наклонения, лица и числа.

  29. Понятие синтаксической стилистики.

  30. Стилистический потенциал различных типов простого предложения.

  31. Стилистическое использование порядка слов. Устранение речевых ошибок в строе простого предложения.

  32. Стилистический потенциал сложносочиненных предложений. Стилистическая синонимика сочинительных союзов.

  33. Стилистическая специфика сложноподчиненных предложений. Стилистическая синонимика подчинительных союзов.

  34. Стилистические особенности бессоюзных сложных предложений.

  35. Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении сложных предложений.


Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение программы
Базовый учебник

  1. Прохватилова, О.А. Практическая и функциональная стилистика русского языка : учеб. пособие / О.А. Прохватилова, С.А. Чубай. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. – 272 с.

  2. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: учебник для вузов / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М. : Флинта : Наука, 2008.

  3. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. – М. : Айрис Пресс, 2002.


Основная литература

  1. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Д.Э. Розенталь. – М. : Высшая школа, 1987.

  2. Крылова, О.А. Лингвистическая стилистика: учебное пособие для вузов / О.А. Крылова. – М. : Высшая школа, 2006.



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница