Ученым советом




Скачать 240.93 Kb.
Дата01.08.2016
Размер240.93 Kb.
Волгоградский государственный университет

Кафедра международных отношений и зарубежного регионоведения



УТВЕРЖДЕНО

УЧЕНЫМ СОВЕТОМ

Протокол №

от «___» _________ 201__
Директор института права

_________________ И.С. Дикарев

«___» ___________ 201__


РЕКОМЕНДОВАНО

КАФЕДРОЙ

Протокол №

от «___» __________ 201__
Заведующий кафедрой

международных отношений и зарубежного регионоведения

_________________ И.И. Курилла

«___» ___________ 201__

Программа учебной дисциплины

«Религия и политика»

для обучающихся по основной образовательной программе подготовки бакалавров

39.03.01 (040100.62) Социология

Количество зачетных единиц: 3

Автор: д.и.н., профессор О.Ю. Редькина
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


    1. Требования к студентам.

Приступая к изучению данной дисциплины студент должен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежных стран, толерантно воспринимать социальные и культурные различия; владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

    1. Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности.

Дисциплина входит в Гуманитарный, социальный и экономический цикл (Б 1) как курс 2-го уровня по выбору студента (с итоговым проектом), занимает важное место в профессиональной подготовке бакалавров гуманитарных и социальных направлений подготовки. Успешное обучение студентов по данной учебной дисциплине обеспечивает предварительное изучение дисциплин «Всемирная история», «Всемирная (синхронная) история», «История России», «Политическая география».

При изучении дисциплины решаются задачи обогащения и конкретизации представлений студентов о роли религии в политической истории человечества, влиянии религии на мировую политику, на возникновение государств; о современных моделях государственно-конфессиональных отношений; о влиянии религиозных организаций на социально-политическую и экономическую ситуацию в различных странах мира; о роли религиозного фактора в обеспечении международной безопасности.

Усвоение материала дисциплины «Религия и политика» способствует усвоению курсов «Основы демографии», «Политология и политическая теория», «Социология», «Культурология», «Рискология», «История дипломатии», «Международные конфликты в XXI веке», «Основы международной безопасности», подготовке студентами курсовых и дипломных работ.


    1. Цели изучения дисциплины.

Основная цель курса – дать систематизированное представление о взаимном влиянии религии и политики в мировом политическом процессе.

Изучение данной дисциплины позволяет достичь цели воспитания в студентах толерантности, уважительного отношения к светскому и конфессиональному мировоззрению и культуре.



    1. Учебные задачи дисциплины.

По итогам изучения курса Бакалавр социологии должен обладать следующими компетенциями:

умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2),

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельностью (ОК-8);

способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4).




    1. Формы работы студентов.

Лекции, написание рефератов (итоговых проектов/курсовых), выполнение контрольных работ.


    1. Виды контроля.

текущий: написание эссе и рефератов;

промежуточный: три модульные контрольные работы;

итоговый: зачет.


    1. Методика формирования результирующей оценки.

Итоговая оценка складывается как средневзвешенная по результатам всех оцениваемых работ на протяжении семестра, куда входят посещение лекций, участие в итерактивных занятиях (лекции - пресс-конференции, диспуты), подготовка рефератов и докладов, модульные контрольные работы (контрольные срезы по итогам модуля).

Максимальная сумма баллов за дисциплину - 100. Итоговая оценка определяется суммой баллов, набранных в течение семестра: 1-59 - неудовлетворительно; 60-70 - удовлетворительно; 71-90 - хорошо; 91-100 - отлично.

Дисциплина «Религия и политика» – 2/0 (каждую неделю лекция):

Дифференцированные оценки, контрольные



  1. Первая контрольная от 0 до 10 баллов;

  2. Вторая контрольная от 0 до 20 баллов;

  3. Третья контрольная от 0 до 20 баллов.

  4. Итоговый проект до 50 баллов.

Самостоятельная работа студента включает изучение основной и дополнительной литературы, подготовку рефератов, докладов, итогового проекта. В контрольных работах предлагается по два вопроса: один по лекционному курсу, второй – по изученной самостоятельно литературе. За участие в интерактивном занятии (лекция – пресс-конференция, диспут) возможно получение премиальных баллов от 0 до 10 (подготовка и выступление с докладом – от 0 до 5 баллов; участие в обсуждении доклада, в диспуте – от 0 до 5 баллов).

Итоговый проект оценивается пошагово. Студентам на первом занятии предлагается список рекомендуемых тем. На 1 модульной контрольной работе студент обязан сдать преподавателю информацию (1-2 страницы) с формулировкой цели и задач работы, списком источников и литературы. На второй модульной контрольной студенты сдают текст проекта, в ходе третьего модуля – защищают работу (10 мин). Общая оценка проекта складывается из следующих элементов:


Оцениваемые элементы работы

max. балл


Постановка цели и задач

5

Характеристика источников

10

Характеристика степени изученности проблемы

10

Логичность структуры работы

3

Самостоятельность изложения

5

Соответствие текста поставленным цели и задачам

5

Оформление работы

2

На защите проекта за презентацию выставляется от 0 до 5 баллов;

за защиту – от 0 до 5 баллов.

Таким образом, для получения 100 баллов по дисциплине необходимо выполнение трех модульных контрольных работ, всех видов самостоятельной работы, подготовка и защита итогового проекта.


1.8. При необходимости обучения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья аудиторные занятия могут быть заменены или дополнены изучением полнотекстовых лекций, презентаций, видео- и аудиоматериалов в ПТК «УМКа». Индивидуальные задания подбираются в адаптированных к ограничениям здоровья формах (письменно или устно, в форме презентаций). Выбор методов обучения зависит от их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Всего часов (общая трудоемкость в часах)

108

в том числе




Лекций

34

Семинарских / практических занятий

0

Лабораторных занятий

0

Практикумов

0

Самостоятельных занятий

74

Изучение основной и дополнительной литературы

30

Написание рефератов

40

Выполнение итогового проекта

0

Выполнение контрольных работ, тестов

4


РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Тема

Содержание

Вид занятий

Форма занятий

Количество

часов


Форма контроля

Взаимосвязь религии и политики: история и современность

Структурные элементы, присущие политике и религии.

Функции, присущие политике и религии.



Аудиторная

лекция

2

1 модульная к/р

Самостоятельная

Изучение основной и дополнительной литературы

4

1 модульная к/р

Религия в политической истории человечества. Религия и право. Сакрализация власти. Духовенство и власть.

Аудиторная

лекция

2

1 модульная к/р

Самостоятельная

Изучение основной и дополнительной литературы

4

1 модульная к/р

Религия в современном мире. Глобализация и религия. Религия и миграционные процессы. Религия и демография.

Аудиторная

лекция

2

1 модульная к/р

Самостоятельная

Изучение основной и дополнительной литературы

4

1 модульная к/р

Религиозный фактор в этнонациональных процессах

Религиозные основы политической культуры.

Религия и национализм.

Религия и национальная самоидентификация.


Аудиторная

Лекция

2

1 модульная к/р

Самостоятельная

Изучение основной и дополнительной литературы

4

1 модульная к/р

Этноконфессиональные конфликты: причины, опыт преодоления.



Аудиторная

Лекция

4

1 модульная к/р

Самостоятельная

Изучение основной и дополнительной литературы

4

1 модульная к/р

Религиозный фактор в международных процессах

Католический фактор в международной политике. Ватикан в системе современных международных отношений.

Православный фактор в международной политике.

Протестантский фактор в международной политике.

Экуменические христианские организации в международной политике.



Аудиторная

Лекция

6

2 модульная к/р

Самостоятельная

Изучение основной и дополнительной литературы

10

2 модульная к/р

Буддизм в международной политике. Буддистские международные организации.

Аудиторная

Лекция

2

2 модульная к/р

Самостоятельная

Изучение основной и дополнительной литературы

4

2 модульная к/р

Исламский фактор в международной политике.

Исламские международные организации.

Влияние исламофобии на международные отношения.


Аудиторная

Лекция

4

2 модульная к/р

Самостоятельная

Изучение основной и дополнительной литературы

10

2 модульная к/р

Религиозный фактор в политических процессах

Религиозные политические партии и движения. Панисламизм. Исламизм.

Религиозно-политический экстремизм.

Религиозный терроризм.


Аудиторная

Лекция

6

3 модульная к/р

Самостоятельная

Изучение основной и дополнительной литературы

2

3 модульная к/р

Международный опыт государственно-конфессиональных отношений.

Модель государственно-конфессиональных отношений в странах ЕС. Модель государственно-конфессиональных отношений в США. Модель государственно-конфессиональных отношений в странах Ближнего Востока. Модель государственно-конфессиональных отношений в странах Азии.

Модель государственно-конфессиональных отношений в России.


Аудиторная

Лекция;

(Лекция – пресс-конференция)



10 (8)

3 модульная к/р

Самостоятельная

Изучение основной и дополнительной литературы

10

3 модульная к/р




РАЗДЕЛ 4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Контрольная работа № 1.

  1. Раскройте сущность понятий «религия» и «политика». Каковы составные элементы религии и составные элементы политики? Что общего между ними?

  2. Существуют ли функции выполняемые как религией так и политикой? Чем можно объяснить интерес политиков к религии?

  3. Какую роль играла религия в возникновении государственности?

  4. Раскройте причины возникновения противоречий между религией и политикой.

  5. Покажите влияние монотеистических религий на возникновение и укрепление государства (Иудея, Римская империя, Арабский халифат).

  6. Покажите взаимодействие религии и права в государствах древности.

  7. Как конфессиональный фактор влиял на международную политику в средние века? Приведите примеры.

  8. Приведите примеры влияния религиозных лидеров на политику в древности.

  9. Приведите примеры влияния религиозных лидеров на политику в средние века.

  10. Приведите примеры влияния религиозных реформ на общество в средние века.

  11. Приведите примеры влияния религиозных реформ возникновение государств на рубеже средневековья и Нового времени.

  12. Какую роль играли религии в формировании колониальной системы? (привести примеры).

  13. Какую роль играли религии и в разрушении колониальной системы? (привести примеры).

  14. Назовите причины и следствия возрастания роли религии в современной политике.

  15. Как глобализация влияет на изменение конфессиональной структуры населения различных регионов планеты? (привести примеры)

  16. Назовите формы и методы взаимовлияния религии и политики в современном мире.

  17. Охарактеризуйте католическую политическую культуру.

  18. Охарактеризуйте православную политическую культуру.

  19. Охарактеризуйте индуистско-буддисткую политическую культуру.

  20. Каковы характерные черты исламской политической культуры?

  21. Сохраняется ли исламская политическая культура в неизменном виде? Аргументируйте ответ на примере ОАЭ.

  22. Сравните шкалу ценностей массового народного сознания в Турции до революции Кемаля с современными идеалами. В какой форме сохраняется влияние ислама?

  23. Охарактеризуйте содержание двух уровней системы этнической психологии. В котором из них большую роль играет религия?

  24. Назовите виды негативных явлений, которые могут быть присущи национальному самосознанию на определенных этапах развития нации. Какова роль религиозных организаций в преодолении подобных явлений? Приведите примеры.

  25. Назовите обстоятельства, способствующие активизации этнонационализма и усилению кризисных явлений в межэтнических отношениях.

  26. Назовите международные документы, призывающие к предотвращению конфликтов на этнорелигиозной почве.

  27. Какова роль религиозных организаций в возникновении, разви­тии и преодолении этнических конфликтов? Приведите примеры этнонациональных конфликтов и их урегулирования при помощи религиозных организаций.

  28. К каким последствиям привели три войны на этнорелигиозной почве между Индией и Пакистаном в ХХ веке? Сохранилось ли этнорелигиозное противостояние Индии и Пакистана на рубеже XX-XXI вв.?

  29. Каковы причины и следствия сепаратистского движения сикхов в Пенджабе в ХХ– XXI вв.?

  30. Каковы были требования сикхских лидеров во второй половине ХХ века?


Контрольная работа № 2

  1. Что представляет собой Ватикан как государство?

  2. В чем проявляется международная деятельность Ватикана?

  3. Как католицизм относится к проблеме взаимоотношений церкви
    государства?

  4. Охарактеризуйте отношение католической церкви к проблемам «третьего мира», войны и мира.

  5. Каков подход католической церкви к проблемам революции и реформ? Раскройте сущность «теологии освобождения».

  6. Охарактеризуйте эволюцию позиции католицизма по проблемам
    религиозного диалога. О каких типах диалога речь идет в энциклике Римского Павла VI «Экклезиам суам»?

  7. Влияют ли идеи социальной доктрины католицизма на развитие политического процесса? Обоснуйте свой ответ.

  8. Когда и в связи с чем возникло экуменическое движение? Назовите уровни экуменического движения.

  9. Какие религиозные организации (назвать основные) входят во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) и в чем цель его деятельности? Какова структура Всемирного Совета церквей?

  10. Охарактеризуйте структуру Конференции Европейских Церквей (КЕЦ), основные направления деятельности.

  11. Приведите примеры влияния христианского фактора на интеграционные процессы в Европе.

  12. Объясните, в связи с чем усиливается международная деятельность Русской православной церкви.

  13. Дайте краткую характеристику взаимоотношениям между автокефальными православными церквами в конце XX – начале XXI вв. Есть ли конфликты между ними?

  14. Дайте краткую характеристику деятельности Международного фонда единства православных народов (МФЕПН).

  15. Каковы направления деятельности Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия (ЕМАП)?

  16. Каковы цели, задачи и основные направления деятельности Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос»?

  17. Каково отношение к государству в буддизме?

  18. Каково влияние буддийских монастырей и монашества на общественно-политическую жизнь в Шри-Ланке, Таиленде, Лаосе?

  19. Охарактеризуйте особенности государственной структуры Тибета. Какие функции выполняет Далай-лама?

  20. Каков статус Тибета в настоящее время? В чем суть противоречий по тибетскому вопросу в международной политике ХХ-XXI вв.?

  21. Какие международные буддийские организации вы знаете?

  22. В связи с чем «буддийская дипломатия» стала важнейшим звеном внешнеполитической деятельности КНР? Назовите основные страны, в отношении которых она проводится КНР.

  23. Охарактеризуйте основные направления деятельности Китайского буддийского общества (КБО) на рубеже XX–XXI вв.

  24. Расскажите о целях, структуре и основных направлениях деятельности Организации исламская конференция.

  25. Расскажите о целях, структуре и основных направлениях деятельности Всемирной исламской лиги и Всемирном исламском конгрессе.

  26. Расскажите о целях, структуре и основных направлениях деятельности Исламского совета Европы.

  27. Каково отношение международных мусульманских организаций к международному терроризму?

Контрольная работа № 3

  1. Какие христианские политические партии в странах ЕС Вам известны? Каково их влияние на политику соответствующих стран?

  2. Какие мусульманские политические партии известны Вам на Ближнем Востоке? Каково их влияние на политику соответствующих стран?

  3. Как религиозный фактор проявляется в ходе избирательных кампаний? (приведите примеры).

  4. Что такое панисламизм? Покажите влияние панисламизма на международную ситуацию в ХХ в.

  5. Охарактеризуйте деятельность идеологических и пропагандистских центров движения исламской солидарности в ХХ веке.

  6. Каким должно быть идеальное исламское общество, в представлении исламских фундаменталистов? Какая политика должна проводиться для воплощения идеала в жизнь?

  7. В чем суть исламизма? Охарактеризуйте сущность учения о джихаде.

  8. Дайте характеристику трем основным организационным формам территориальной экспансии исламизма в ХХ в.

  9. Дайте характеристику основным направлениям формирования альтернативной идентичности у мусульман в различных регионах мира.

  10. Кто является союзником и пособником исламизма на международной арене?

  11. Повысилась ли роль политического ислама в Центральной Азии в конце XX в.? В чем это проявилось? Приведите примеры.

  12. Дайте характеристику понятию и сущности религиозно-политического экстремизма.

  13. Дайте характеристику основным чертам общей европейской модели государственно-конфессиональных отношений и ее конкретных вариантов в различных странах ЕС.

  14. Каковы ограничения свободы религии в странах ЕС? С чем они связаны?

  15. Существует ли религиозная дискриминация в ЕС? Приведите примеры, иллюстрирующие ответ.

  16. Какая система финансирования религиозных организаций существует в странах ЕС?

  17. Охарактеризуйте решение вопроса о религиозном образовании в школах государств ЕС.

  18. В чем смысл понятия «неидеологическое государство» в новых конституциях и законодательстве о свободе совести постсоциалистических государств Европы?

  19. Охарактеризуйте модель государственно-конфессиональных отношений в США.

  20. Какие модели государственно-конфессиональных отношений в юго-восточной Азии вы можете назвать?

  21. Как меняются модели государственно-конфессиональных отношений на Ближнем Востоке после арабской весны?

  22. Какие факторы повлияли на выработку новой концепции вероисповедной политики РФ в 1990–2000-е гг.? Приведите примеры вариантов концепции, предлагаемые различными политическими партиями, светскими религиоведами, правозащитниками, религиозными организациями.

  23. Назовите основные положения Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. Вносились ли в него изменения в 2000-е гг.?

  24. Охарактеризуйте современную религиозную ситуацию в РФ.

  25. Каковы новые тенденции в вероисповедной политике РФ в 2000–2010 гг.? Чем они вызваны?


4.2. Темы рефератов (итоговых проектов)


  1. Межрелигиозный диалог как фактор укрепления мира и международной безопасности.

  2. Религиозный фактор в истории украинской национальной идентификации.

  3. Исламизм в странах Центральной Азии.

  4. Исламизм на Северном Кавказе.

  5. Религиозные благотворительные фонды и борьба с голодом.

  6. Религиозные благотворительные фонды и борьба с нищетой.

  7. Религиозные благотворительные фонды и борьба с безграмотностью.

  8. Религиозные благотворительные фонды и борьба с неизлечимыми болезнями.

  9. Сикхский сепаратизм в Индии в XXI в.

  10. Этнорелигиозный конфликт в Косово: история и современное состояние.

  11. Арабо-израильский конфликт на современном этапе.

  12. Армения и Турция: преодоление этнонационального конфликта.

  13. Ватикан и международная политика в конце XX – начале XXI вв.

  14. Католический фактор в революционном процессе в Латинской Америке.

  15. Участие Русской православной церкви в международной политике в XXI в.

  16. МФЕПН: основные направления деятельности

  17. Протестантский фактор в международной политике на современном этапе.

  18. Экуменическое движение в конце XX – начале XXI вв.

  19. Всемирный исламский конгресс: основные направления деятельности.

  20. Исламофобия в странах ЕС в XXI в.

  21. Государственно-конфессиональная политика в КНР.

  22. Государственно-конфессиональные отношения в Таиланде.

  23. Государственно-конфессиональные отношения во Франции.

  24. Государственно-конфессиональные отношения в АОЭ.

  25. Религиозный фактор в избирательных кампаниях в США в XXI веке.

РАЗДЕЛ 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Базовый учебник
Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / В.И. Гараджа. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2011. - 304 с.
Основная литература

Монография «Религия и политика в современной Европе». М.: Московские учебники и Картолитография, 2010.


Дополнительная литература

Агаджанян А.С. Буддийский путь в ХХ в. М., 1993.

Алов А.А. Мировые религии / А.А. Алов, Н.Г. Владимиров, Ф.Г. Овсиенко. М., 1998.

Ашимбаев М. Политизация ислама на постсоветском пространстве: уроки и вызовы для Казахстана / М. Ашимбаев, А. Шоманов. // ANALITYC. 2000. № 1.

Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987.

Взаимодействие буддийской сангхи и социально-политической элиты в Китае. // Основы буддийского мировоззрения. Индия. Китай. Учебное пособие для высшей школы. М., 1994.

Волгоградская область: 10 лет Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Текст]: материалы Регион. Науч.-практ. Конф., г. Волгоград, 18 марта 2008 г. / редкол.: Ю.И. Седов (сопред.), О.В. Иншаков (сопред.) [и др.]; Администрация Волгогр. Обл., ГОУ ВПО «ВолГУ», Общерос. Обществ. Орг. «Об-ние исследователей религии», Регион. Отд-ние Рос. культуролог. О-ва. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008.

Всероссийская научно-практическая конференция «Общественные отношения в условиях становления гражданского общества в России», г. Волгоград, 9–10 нояб. 2010 г. [Текст]: сб. ст. / Адм. Волгогр. обл., Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т»; редкол.: О.В. Иншаков (пред.) [и др.] – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010.

Гаджиев К.С. Американская нация: Национальное самосознание и культура. М., 1990.

Гаджиев К.С. США: протестантизм – религия американского образа жизни // Очерки истории западного протестантизма. М., 1995. С. 5–32.

Диалог государства и религиозных объединений в пространствах современной культуры: сб. ст. Междунар. Науч.-практ. конф., г. Волгоград, 20–23 окт. 2009 г. / Адм. Волгогр. обл., ГОУ ВПО «Волгогр. гос. ун-т», О-во «Знание» России (ООО), ООО «Об-ние исслед. Религии»,; редкол.: О.В. Иншаков (сопред.) [и др]. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009 – 716 с.

Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. Ростов-на-Дону, 2001.

Дэвис Д. Декларация ООН «О ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» как фактор защиты религиозной свободы // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Вып. 3. Сборник статей. М.: Российское объединение исследователей религии. 2006. – С. 4–18.

Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003.

Задорожнюк И.Е. Гражданская религия в США // Религии мира: история и современность: Ежегодник, 1986. М., 1987. С. 48–66.

Зайферт Арне К. Фактор ислама и стратегия стабилизации ОБСЕ в евроазиатском регионе / Центр стратегических и политических исследований – Режим доступа. – http:www.corehamburg.de/documents/37_WP4_russian.pdf

Зарядный В.В. Русская православная церковь в современном политическом процессе: дисс. … кандидата политических наук: 23.00.02. Ростов-на-Дону, 2003.

Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х – начало 80-х годов ХХ века). М., 1986.

Ислам и политика: (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востоке, на Кавказе и в Центральной Азии). [Сборник]. М., 2001.

Ислам и проблемы межцивилизационного взаимодействия. М., 1994.

Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001.

Ислам на современном Востоке: Регион стран Ближ. и Сред. Востока, Юж. и Центр. Азии / Ин-т востоковедения Рос. акад. наук, Ин-т изучения Израиля и Ближ. Востока; [Отв. редакторы: : В.Я. Белокреницкий и А.З. Егорин]. – М.: Ин-т востоковедения РАН: Крафт+, 2004.

Исламское измерение: Ислам, США и религиозный фактор в международной политике / Г.Н. Махачев. М.: ОАО Тип Новости, 2002.

Кислова А.А. Религия и церковь в общественно-политической жизни США первой половины XIX в. М.: Наука, 1989.

Ключников Б.Ф. Исламизм, США и Европа: Война объявлена! – М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2003.

Ковальский Н.А. Католицизм и международные отношения / Н.А. Ковальский, И.М. Иванова. – М.: Международные отношения, 1987.

Ковальский Н.А. Религия в мировой политике // Свободная мысль. 1992, №9.

Ковальский Н.А. Современный мир, осмысленный католицизмом // Актуальные проблемы Европы. Православие и католичество: социальные аспекты. М., 1998. №3.

Кондакчян Р.П. Турция: Внутренняя политика и ислам. Ереван, 1983.

Корнеев В.И. Буддизм – религия Востока. М., 1990.

Коровиков А. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990.

Кравчук В.В. Международные документы о принципах отношений государства и религиозных организаций, о праве человека на свободу совести / В.В. Кравчук, Н.А. Трофимчук // Мировой опыт государственно-церковных отношений: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 1999. – С. 6–23.

Кузнецов В.С. Китайское буддийское общество и мировой буддизм – Режим доступа: dazan.spb.ru/_documents/2007-06-15-mezkonf-otnosh/kitai-buddhism.txt - 35k

Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М.: Вост. лит., 2005.

Малашенко А. Ислам и политика в государствах Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 1999. № 4.

Марсден П. Талибан. Война и религия в Афганистане. М., 2002.

Медведко С. Религиозная ситуация и законодательство в сфере государственно-конфессиональных отношений в России. – Режим доступа: http://religion.sova-center.ru/publications/4C5458F/4970CDC?print=on

Мирошникова Е.М. Свобода совести в контексте отделения церкви от государства: вопросы реализации в современной Европе // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Вып. 2. Сборник докладов и материалов международных, общероссийских и межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. 2004–2005 гг. Москва, 2005. С. 5–16.

Мирошникова Е.М. Государство и нетрадиционные религиозные движения в ФРГ (Характер взаимоотношений и тенденции развития в последнее десятилетие). Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1997.

Мирошникова Е.М. Мировой опыт укрепления толерантности в поликонфессиональном обществе // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник докладов и материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. 2002–2004 гг., М.. 2004. С. 15–25.

Мусульмане в публичном пространстве Америки: Надежды, опасения и устремления / пер. с англ. И. Мюрберг. М.: Идея-Пресс, 2005.

Мусульмане на Западе: Сб. статей / Отв. ред. Р.Г. Ланда. – М., 2002.

Нуруллаев А.А. Международные мусульманские организации // Политическая энциклопедия в 2-х томах. Т. 1. – М.: Мысль, 1999.

Нуруллаев А.А. Межконфессиональный диалог как фактор гуманизации межрелигиозных и межнациональных отношений // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник докладов и материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. 2002–2004 гг., М.. 2004. С. 68–74.

Нуруллаев А.А. О социальной концепции программы мусульманских религиозных организаций России // Религия, политика и права человека России. М., 2002. Нуруллаев А.А. Религия и политика. Учебное пособие / А.А. Нуруллаев, Ал.А. Нуруллаев. – М.,: КМК, 2006.

Конфликты на Востоке: Этнические и конфессиональные: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. А.Д. Воскресенского. – М.: Аспект Пресс, 2008.

Общественные отношения и права человека на юге России: история, современность, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006.

Одинцов М.И. Русская православная церковь в ХХ веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М.: ЦИНО, 2002.

Олбрайт, Мадлен. Религия и мировая политика / Мадлен Олбрайт при участии Билла Вудворда; пер. с англ. А. Денисов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Очерки истории западного протестантизма. М., 1995.

Пинкевич В.К. Вероисповедные реформы в России в период Думской монархии (1906–1917 гг.). М.: Агент, 2000. 192 с.

Политическая ксенофобия. Радикальные группы. Представления политиков. Роль церкви. М.: ООО «Панорама», 1999. см: http://www.panorama.ru/ Базы данных: Политическая ксенофобия. Радикальные группы. Представления политиков. Роль церкви.

Пономарева А. Мусульмане Европы: прогрессирующий фактор страха // Индекс безопасности. Зима 2007. Т. 13. № 3 (83). С.61-79.

Права человека: Основные международные документы. М., 1989.

Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерение. М., 2006.

Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. – 2-е изд. – М.: Российская политическая энциклопедия; Моск. Центр Карнеги, 2009 – 341 с.

Религия и государство в современной России / Под ред. М.Б. Олкотт, А. Малашенко. М., 1997.

Религия и закон: правовые основы свободы совести и деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии: Сборник правовых актов М.: Юриспруденция, 2002.

Религия и национализм. Сборник статей. М., 2000.

Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Отв. ред и сост. С.Б. Филатов. М.; СПб.: Летний сад, 2002. С.58–75.

Российское законодательство о свободе совести в 80–90-х годах ХХ века: теоретические споры, реформирование правовых основ, практическая реализация законодательных актов. М., 1999.

Россия и Беларусь: межкультурный и межрелигиозный диалог : [монография] / Е.О. Беликова [и др.]; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010.

Себенцов А. Государственно-конфессиональные отношения в России и их нормативное регулирование: опыт, проблемы, тенденции и прогнозы. – Режим доступа – http://religion.sova-center.ru/publications/8EA1CC7/91AF3C2

Сикоев Р.Р. Талибы (религиозно-политический портрет). М., 2002.

Султанов А.Р. Европейский суд по правам человека на защите свободы совести // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Вып. 2. Сборник докладов и материалов международных, общероссийских и межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. 2004–2005 гг. Москва, 2005. С. 44-51.

Сьюэлл Э. Веротерпимость как основа международной стабильности // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник докладов и материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. 2002–2004 гг., М.. 2004. С. 3–14.

Церпицкая О.Л. Взаимодействие Русской православной церкви и российского государства в мировом сообществе. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006.

Шарипова Р.М. Панисламизм сегодня. Лига исламского мира. М., 1986.

Шахов М. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики. Режим доступа. – http://www.rlinfo.ru/rip/2001/shahov1.html

Шутова А.В. Институт свободы совести в Европе: история и современность / А.В. Шутова, С.В. Косилкин // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник докладов и материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. 2002–2004 гг., М.. 2004. С. 26–39.

Ганковский Ю. Исламское движение талибов и Пакистан // Азия и Африка сегодня. 1998. № 11.

Тамборра Анджело. Католическая церковь и русское православие. Два века противостояния и диалога / Пер. с ит. (Серия «Диалог»). – М., Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007.

Торчинов Е.А. Даосско-буддийское взаимодействие (теоретико-методологический аспект). // Народы Азии и Африки. 1988. № 2.

Филатов С.Б. Католицизм в общественно-политической жизни Канады // США: ЭПИ. 1987. № 3.

Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. М., 1981.

Церпицкая О.Л. Международная деятельность Русской православной церкви в контексте внешней политики Российской Федерации в условиях глобализации: дисс. … кандидата политических наук: 23.00.04. СПб., 2003.

Цеханова Лариса Владимировна. Буддизм и политика в современной Мьянме : 07.00.03 Цеханова, Лариса Владимировна Буддизм и политика в современной Мьянме (1988-2006) : диссертация... кандидата исторических наук : 07.00.03 Москва, 2007.

Чаплин В. Церковь и политика в современной России. М, 1997.

Яковлев Н.Н. Религия в Америке 1980-х: Заметки американиста. М.: Политиздат, 1987.


Ссылка на ПТК «УМКа»
http://umka.volsu.ru/newumka3/


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница