Учебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание (проблематика) курса. Значение курса социологии физической культуры и спорта для специалистов в области физической культуры и спорта




Скачать 54.32 Kb.
Дата14.08.2016
Размер54.32 Kb.
Тема 1. Цели и задачи учебного курса «Социология физической культуры и спорта».

Содержание (проблематика) курса.

Значение курса социологии физической культуры и спорта для специалистов в области физической культуры и спорта.

Организация и формы занятий. Требования к студентам.



Тема 2. Социология физической культуры и спорта: методология, проблематика, история становления и развития

Содержание и структура, цель, задачи и функции социологии физической культуры и спорта. Понятие «объект» («объектная область») и «предмет» науки. Дискуссии о предмете и структуре социологии физической культуры и спорта. Методология решения проблемы. Исходные положения и понятийный аппарат социологического анализа.

Основные направления, проблематика и уровни социологического анализа физической культуры и спорта. Определение и обоснование социального статуса объектов сферы физической культуры и спорта. Анализ взаимоотношения и взаимосвязей физической культуры и спорта с другими элементами социальной системы. Проблемы отношения социального субъекта к физической культуре и спорту. Проблемы влияния физической культуры и спорта на социального субъекта. Анализ места физической культуры и спорта в социуме.

Становление и развитие социологии физической культуры и спорта. Исторические корни социологии физической культуры и спорта. Условия и причины выделения социологии физической культуры и спорта как самостоятельной научной дисциплины в рамках социологии. Условия и причины обособления социологии физической культуры и спорта от других “спортивных наук”.

Основные направления развития и современное состояние социологии физической культуры и спорта. Развитие социологии физической культуры и спорта в России. Вклад отечественных ученых в социологию физической культуры и спорта.

Социальные функции социологии физической культуры и спорта.



Тема 3. Физическая культура и спорт в системе современного социума

Физическая культура и спорт как социальный институт. Социальная природа спорта и физической культуры. Спорт и физическая культура как социальные феномены, функциональные различия, методологические несовпадения и пути интеграции.

Социальные функции физической культуры, специфические функции спорта.

Влияние физической культуры и спорта на образ жизни общества и стиль жизни человека. Место и роль физической культуры и спорта в социальных институтах общества.



Тема 4. Социокультурное содержание физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью

Ценностный потенциал физической культуры и спорта как основа формирования личности. Физическая культура личности: понятие и пути формирования. Понятие ценности в социологии физической культуры и спорта. Инновационные направления в освоении ценностей физической культуры и спорта (проекты - СПАРТ, ДРОЗД, Президентские состязания, Спортизация, Валеологическое воспитание, Олимпийское воспитание и т.п.). Деятельность СМИ по пропаганде ценностей физической культуры и спорта.



Тема 5. Социологические проблемы спорт высших достижений и пути их решения. Становление олимпийского движения как социального института. Идеалы Кубертена и реальная ситуация в современном олимпийском движении (социологический анализ)

Социологические проблемы спорта высших достижений и пути их решений

Основные характеристики разновидностей спорта. Структура развития современного спорта. Социальные противоречия, обусловившие кризисные ситуации в развитии спорта высших достижений:

- Проблема соотношения интересов массового спорта и спорта высших достижений;

- Спорт высших достижений и здоровье спортсменов;

- применение допинга фармакологической поддержки в спорте высших достижений;

- проблема договорных спортивных побед;

- «омоложение» спорта высших достижений.

Спорт высших достижений в XXI веке, социологический прогноз развития.

Отличительные характеристики спорта высших достижений от других разновидностей спорта.

История возникновения и развития Олимпийских игр. Социальная роль и значение агонистики в культуре Древней Греции. Социальное содержание древнегреческих Олимпийских игр. Основные положения социально-педагогической концепции основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена. Деятельность Кубертена по реализации этих идей и ее результаты. Международное спортивное и олимпийское движение на современном этапе. Характеристика олимпизма, его идеалов и ценностей, целей и задач современного олимпийского движения в Олимпийской хартии, а также в выступлениях и публикациях руководящих деятелей этого движения. Взаимоотношение олимпийского движения и других социальных движений, связанных со спортом.

Олимпийское движение и социокультурные процессы в современной России. Перспективы и возможные направления дальнейшего развития олимпийского движения и Олимпийских игр.

Социологический анализ факторов риска для организации Олимпийских игр.

Тема 6. Спортивная карьера и проблемы социальной адаптации спортсменов после завершения карьеры

Понятие и специфика спортивной карьеры.

Периоды развития и периодизация спортивной карьеры. Социальные особенности основных этапов спортивной карьеры: начала спортивной специализации; перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта; перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт; перехода от кульминации к финишу; завершения спортивной карьеры и перехода к другой карьере.

Основные противоречия, обуславливающие кризисы спортивной карьеры. Характеристика кризисных аспектов основных периодов спортивной карьеры. Социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры



Тема 7. Конкретно-социологические исследования, их методы и значение в сфере физической культуры и спорта. Программа конкретно-социологического исследования.

Конкретно-социологическое исследование – методологическая основа прикладной социологии. Основные задачи, этапы и элементы конкретно-социологического исследования, его разновидности. Место и значение конкретно-социологических исследований в социологии физической культуры и спорта. Значение конкретно-социологических исследований для повышения эффективности профессиональной деятельности специалистов в области физической культуры и спорта.

Понятия «метод», «методология», «методика», «техника». Основные методы конкретно-социологического исследования. Анализ документов. Социологическая классификация документов. Контент-анализ как способ качественно-количественного содержания текста. Наблюдение, его разновидности. Основные требования к наблюдению. Недостатки наблюдения как метода научного исследования. Опрос и его разновидности: анкетирование, интервью. Социальный эксперимент и его разновидности.

Надежность и достоверность эмпирической социологической информации.

Программа конкретно-социологического исследования.

Методологическая часть программы. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета конкретно-социологического исследования, его целей и задач. Интерпретация основных понятий. Предварительный системный анализ предмета исследования. Рабочие гипотезы.

Процедурная часть программы. Типы выборки в социологическом исследовании. Определение выборочной совокупности. Понятие репрезентативности в социологическом исследовании. Методы обработки полученных данных. Использование методов математической статистики и вычислительной техники для обработки социологической информации. Основные формы табуляграмм и обобщающих таблиц.

Основные этапы организации конкретно-социологического исследования в сфере физической культуры и спорта.



Методика и техника составления анкеты

Понятие анкеты. Основные элементы структуры анкеты, их функции.



Классификация вопросов. Закрытые, полузакрытые и открытые вопросы. Прямая и косвенные формы постановки вопросов. Различные конструкции вариантов ответа на вопрос. Дихотомические, поливариантные, шкальные, функционально-психологические (вопросы-диалоги, вопросы-иллюстрации, контактные, буферные) вопросы. Вопросы-фильтры и контрольные вопросы (тесты, ловушки). Типы содержательных вопросов: о фактах, о знаниях, о внутренних состояниях (мнениях, интересах, мотивах и т.д.) человека.

Проверка анкеты. Проверка формулировок вопросов. Проверка композиции анкеты. Проверка графического оформления анкеты. Пробное исследование.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница