Учебное пособие. Издается при поддержке конкурса "Православная инициатива 2012"




Скачать 169.81 Kb.
Дата28.07.2016
Размер169.81 Kb.

Социальное служение Русской Православной Церкви

Мультимедийное учебное пособие.
Издается при поддержке конкурса "Православная инициатива - 2012"
Проект No IX-78-015

Прикладное творчество в профилактике социального неблагополучия


Валентина Васильевна Бондаренко

(Россия, Москва)

1. Роль труда.

Сегодняшний мир называют обществом потребления, но его можно назвать также обществом дефицита любви к людям и к созидающему труду.

Именно дефицит такой любви является глубинной причиной основных проблем современности – и экономических, и политических, и социальных, в том числе и проблемы социального неблагополучия. На решение этой проблемы в настоящее время тратится гораздо больше сил и средств, чем прежде, разрабатываются инновационные методики, технологии, на государственном уровне создаются структуры социальной защиты и помощи населению. Но категория социально неблагополучных становится не меньше, а больше. Причем не только за счет людей, по объективным причинам не имеющих возможности полностью обеспечить себе удовлетворительный социальный статус, но во многом за счет молодых людей, физически здоровых, но не имеющие желания трудиться, инфантильных, безответственных, не умеющих любить.

В чем корни этого явления? Почему число молодежи, предпочитающей праздность, пусть даже под забором,  каждодневному труду, все растет?

Чтобы профилактика была эффективной, вначале нужно понять, где очаг возникновения заболевания, в чем его причина.

Исторически в нашем обществе мерилом нравственной ценности человека было его отношение к труду. (О.Платонов «Труд»).

Труд понимался как главное богоугодное дело, трудом называли подвиги монахов-пустынников, труды вели к спасению человеческой души. «Бог труды любит», «С молитвой в устах, с работой в руках»,  «Богу молись, крепись, да за соху держись». Каково отношение человека к труду, таков и сам человек: «Без труда нет добра», «Труд человека кормит, а лень портит», «Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться», «Работай боле — тебя и помнить будут доле», «Без дела жить — только небо коптить». Красной нитью проходит позитивная оценка трудолюбия в сказках, где награду всегда получают добрые, трудолюбивые герои. (Пословицы, Труд и праздность)



Такое отношение к труду характерно  и для христианской традиции, о чем нам говорят Святые отцы. «Жизнь наша сопряжена с трудами, так как без трудов мы обыкновенно развращаемся. Природа наша не может бездействовать, а иначе легко приклоняется ко злу», - пишет Святитель Иоанн Златоуст. «Телесные труды суть орудия добродетелей и спасительны для души», - напоминает Преподобный Антоний Великий и добавляет: «Телесный труд приносит чистоту сердца, а чистота сердца делает то, что душа приносит плоды». (Изречения Св. отцов о труде)

Знаменитые педагоги прошлого утверждали, что без любви к труду, без воспитания радости творческого труда невозможно воспитание человека. Сухомлинский писал: « Жизнь убедила: если ребенок не знает труда, одухотворенного идеей творения красоты для людей, его сердцу чужды тонкость, чуткость, восприимчивость к тонким, "нежным" способам влияния на человеческую душу, он огрубляется и воспринимает только примитивные "воспитательные приемы": окрик, принуждение, наказание. Отсюда грубость, разрушительные инстинкты подростков. Вот почему я старался, чтобы в детские годы мои будущие подростки переживали вдохновение, восхищение красотой, чтобы источником этого чувства был их личный труд… Труд - корень нравственности». [Сухомлинский В.А. Рождение гражданина]

В современной нам России отношение к труду изменилось, практически исчезло из общего употребления в речи даже само слово «труд». (А.Данилова. День труда?) Отношение к труду как к необходимой и важной для каждого человека составляющей жизни в последнее время (особенно у молодежи) претерпело серьезные изменения. Забывая слова святого апостола Павла «кто не хочет трудиться, тот и не ешь», забывая о том, что одним из самых главных достоинств в христианской и русской народной традиции воспитания было трудолюбие, многие современные люди трудиться не любят, считают труд тяжкой повинностью, стремятся к жизни вечно отдыхающего потребителя. Поэтому так важно обратить именно сегодня внимание на развитие в человеке любви к труду, к созидающему, творческому труду.

С экранов телевизоров, со страниц прессы  постоянно слышен призыв отдохнуть, расслабиться, поесть, выпить, купить… Но никто не зовет трудиться. Один из современных священников, говоря о роли труда, заметил: «Труд дает радость и чувство ответственности. Адаму для того и была дана заповедь о возделывании сада, чтобы он, будучи царем, ощущал ответственность за свое царство. Бить витрины и жечь машины в едином стадном порыве может только то животное, которое ничего не сделало своими руками. … Они и радоваться не умеют, те, которые ничего не сделали своими руками. Их радость, если и есть, то она бесовски мрачна и требует ночного клуба, оглушающей музыки, наркотических грез. Она бесовская, эта радость».

[ Протоиерей Андрей Ткачев. Руки и голова или зачем нам труд.

Праздность – мать всех пороков, заповедали нам предки в народной мудрости. «Дух праздности…не даждь ми», - слышим мы каждым Великим постом первое прошение в молитве Святого подвижника Ефрема Сирина. А сейчас праздность – цель жизни для многих наших сограждан. (Протоиерей Всеволод Чаплин. Праздность)

Каким образом воспитывалось положительное отношение к труду и трудолюбию?

Народная педагогика, опираясь на многовековой опыт предыдущих поколений, выработала свои методы воспитания. Главным  секретом народной педагогики являлось воспитание совместным трудом и игрой. В традиционной семье к подростковому возрасту и мальчики, и девочки овладевали примерно 15-20 видами ручного труда и ремесла, необходимыми для жизни.



В советском обществе трудовое воспитание было поставлено на общегосударственном уровне: обязательное преподавание труда в школах во всех классах, учебно-производственные мастерские в школах, практики на предприятиях, множество бесплатных кружков, курсов и т.д.

В семье дети часто совместно трудились со взрослыми, многие предметы быта, которые мы сегодня покупаем, делались дома; вещи чинили, переделывали, придумывали самые разнообразные нестандартные возможности использования  обычных предметов, бросового материала. В журнале «Наука и жизнь» был даже целый раздел «Маленькие хитрости», посвященный необычному использованию обычных вещей. К подростковому возрасту дети владели навыками обслуживающего труда, элементами различных ремесел, по крайней мере, умели держать в руках нитку с иголкой, молоток и пилу.

В дошкольном возрасте дети каждый день тренировали пальчики, застегивая пуговицы на рубашках, куртках, пальто и шубах, шнуруя ботинки, завязывая банты и ушки шапок, застегивая пряжки на сандалиях и т.п.

Таким образом, ручной труд, рукоделие, творчество было частью жизни, развитие мелких движений кисти способствовало развитию интеллекта, творческой активности, умения принимать нестандартные решения в трудных ситуациях . Поскольку материальное благосостояние обычных людей было невысоким, производство товаров – недостаточным, товары – некрасивыми, а украсить жизнь хотелось, приходилось развивать изобретательность. Недаром говорится: «Голь на выдумки хитра».



В настоящее время трудовое воспитание в школах почти повсеместно ограничивается младшими классами, в старших классах под предметом «Технология» подразумевают «Информационные технологии» и  уроки труда заменяются информатикой. Соответственно, на государственном уровне  обучения трудовым навыкам нет.

Благосостояние средней семьи выросло, но выросли и потребности, поскольку огромен рынок товаров. В семье практически исчез совместный труд - вещи никто не чинит, не делает, не творит. Купить легче (и зачастую дешевле), чем создать самому. Самое большее, на что способны многие родители – это совместный просмотр телепередач.



В дошкольном возрасте дети не имеют возможности каждодневной тренировки мелкой моторики, поскольку пуговицы, банты, шнурки и пряжки заменены молниями, резинками и липучками.

Что же делать? Вернуться назад невозможно, да и не нужно. Но учесть изменившиеся обстоятельства жизни необходимо. Если нет естественной каждодневной тренировки мелких движений руки, нет бытовой тренировки навыков и умений, необходимых для уверенного владения рукой, нет целенаправленного обучения творческому, радостному труду, мы должны заниматься этим специально.



2. Прикладное творчество.

Здесь нам и придет на помощь прикладное творчество, которое  соединяет в себе искусство, творчество и различные виды обслуживающего труда.

 Определение основных понятий.

Творчество.

Что такое творчество? В энциклопедическом словаре читаем:

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью.

Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются у любого человека в труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение.

Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.

Искусство.

Примем такое определение:



Искусство - это создание уникальных (единичных) предметов, обладающих вневременной эстетической ценностью, на высочайшем уровне мастерства.

В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника дает следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими. Таким образом, критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. Произведения искусства начали создавать еще в доисторические времена, однако некоторые авторы склонны считать искусством только профессиональную деятельность людей искусства. Литература о собственно концепции искусства чрезвычайно обширна. Как говорил Теодор Адорно: «В наше время считается общепризнанным, что из всего, так или иначе касающегося искусства, ничто более не может считаться общепризнанным».



Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы и ремесла, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства,пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное авторское декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных; и прикладное творчество как доступная всем ступень художественного мастерства.



Ремесло (в том числе и традиционные народные промыслы) - это тиражирование (повторение по образцу) с целью продажи предметов утилитарного назначения, обладающих эстетической ценностью на профессиональном уровне мастерства.

Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племен и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.

Прикладное творчество.

Прикладное творчество - это создание утилитарных (то есть предназначенных для использования в быту) предметов, обладающих эстетической ценностью, на доступном всем уровне мастерства.

Прикладное творчество стоит у истоков возникновения искусства. Чтобы возникло декоративно-прикладное искусство, необходимо наличие разных видов обслуживающего труда. Свойственное человеку творческое начало и стремление его души к красоте и обусловили возникновение на самом раннем этапе развития человечества декоративно-прикладного искусства.

Археологи находят свидетельства существования традиции декорирования одежды еще в каменном веке. Возьмем известное Сунгирское захоронение двоих детей 20 000 лет назад. На несохранившейся одежде из кожи было нашито 3000 костяных бусинок – титаническая работа для костяной иглы.

Многие из нас в детстве, наверное, учились создавать художественные поделки на уроках труда, выжигали по дереву, кто-то посещал специальные кружки по кройке и вышивке, кто-то занимался самолетостроением – все это направления современного прикладного творчества.



Ручной труд (обслуживающий труд) - умения и навыки, позволяющие создавать, использовать и чинить предметы бытового назначения.

Эти понятия и области творчества не являются жестко ограниченными, они тесно взаимосвязаны. В основе прикладного творчества лежат умения и навыки, полученные при обучении ручному труду. Прикладное творчество, достигшее высокой ступени мастерства, становится декоративно-прикладным искусством, а наиболее выдающиеся произведения декоративно-прикладного искусства входят в сокровищницу мирового искусства.



Прикладное творчество называют осязаемым творчеством, это умение создавать предметы, которые не только предназначены для быта, но и несут художественную ценность, то есть декоративны, в основе прикладного творчества лежит труд и творческое отношение к нему. Занятия прикладным творчеством развивают заложенное в человеке творческое начало, позволяют открыть современному человеку красоту труда, его непреходящую ценность, помогают естественным образом применить на практике христианские традиции воспитания.

В занятиях прикладным творчеством соединяются современные методики обучения с принципами народной педагогики, обучаемые приобщаются на занятиях к неисчерпаемому источнику народной мудрости. Если сопровождать рукоделие традиционными пальчиковыми играми для снятия напряжения и развития мелкой мускулатуры кисти, использовать опыт обучения ремеслу в народной традиции ученичества , дополнять занятия словесно-музыкальным фольклором, то по эффективности такое занятие трудно переоценить.

Это общие, теоретические основы важности прикладного творчества в нашей жизни. Но существует еще и прикладной аспект, имеющий непосредственное отношение к социальному служению.

На встрече со студентами кафедры социальной работы ПСТГУ   Владыка Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, возглавляющий Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению РПЦ, говоря об основной задаче социального работника (да и любого православного христианина) в современных условиях, заставил студентов задуматься. Он сказал, что они не могут помочь всем страдающим, не могут исправить положение в обществе, накормить всех голодных, всем сиротам дать родителей, одиноким старикам – заботливых родных, решить накопившиеся социальные проблемы все сразу. Их задача (и шире – задача всего социального служения, деятельной христианской жизни) состоит в другом. Они призваны явить миру любовь и научить других являть любовь друг ко другу.

Разные люди по-разному понимают, каким образом можно явить любовь. Это и милость, и доброта, и вовремя сказанное ободряющее дружеское слово, и подарок от души. Но в психологии выделены и вполне определенные признаки проявления любви, которые воспринимает наше сознание. Если такие проявления отсутствуют, можно говорить о любви, делать добрые дела, но человек, на которого направлены ваши усилия, не получит вашей любви, не почувствует ее. Игумен Евмений (Перистый), анализируя различные семейные ситуации, говорит о дефиците любви даже в благополучных семьях, о том, что часто любящие родители не могут донести до своих детей эту любовь, потому что не знают, как это сделать. Опираясь на идеи известных педагогов и психологов, он выделяет четыре главных способа проявления любви, пополнения «эмоционального резервуара»: контакт глаза в глаза (смотреть на ребенка с любовью), ласковое прикосновение (физический контакт) и безраздельное внимание, когда взрослый какое-то время полностью отдает свое внимание ребенку и дисциплину(создание устойчивых оппозиций хорошо-плохо, можно-нельзя). [Иг. Евмений (Перистый). Аномалии родительской любви. стр. 213-226.] Все вышесказанное относится и к подросткам, и к престарелым, и к молодежи, – ко всем людям. Это общие законы.

Кажется, очень просто. Но на практике оказывается, что мы не умеем этого делать. Чаще всего мы смотрим в глаза ребенку, когда он шалит и его нужно призвать к порядку. Естественно, взгляд наш в этот момент никак не выражает любви. А ребенок ведет себя все хуже, нам приходится его шлепать или применять другие виды физического контакта, но отнюдь не ласкового. Безраздельное внимание нашему чаду бывает обеспечено,   когда нас вызывают к директору школы. Нужно четко уяснить: если человек не получает достаточно «сигналов» положительных, он пытается привлечь внимание и пополнить свой эмоциональный резервуар другим способом: это и девиантное поведение, и уличные компании, даже бесконечные болезни зачастую вызваны недостатком проявлений любви.



Занятия прикладным творчеством частично восполняют потребность людей в любви, поскольку в процессе обучении разным видам рукоделия присутствуют все объективные признаки выражения безусловной любви. В процессе преподавания прикладных техник преподаватель (воспитатель, доброволец) смотрит на обучаемого внимательно и с любовью, когда объясняет и показывает различные приемы выполнения той или иной операции, когда наблюдает, как он справляется с заданием. Присутствует и телесный контакт – часто приходится направлять еще неумелые руки, чтобы сделать задуманное. И конечно, безраздельное внимание – в ином случае из обучения прикладным техникам просто ничего не выйдет. Вырабатывается дисциплина: умение выполнять указанные действия в определенной последовательности, по правилам, выполняя замечания педагога.

Поэтому так важно в работе с социально незащищенными, неблагополучными категориями людей самого разного возраста использовать различные виды прикладного творчества, поскольку само возникновение таких категорий объясняется дефицитом любви в обществе, в семье, в отношениях между людьми. Особенно это необходимо воспитателям детских домов, потому что занятия прикладным творчеством позволяют естественным образом дать детям то, в чем они нуждаются больше всего –  явить им любовь.



Именно поэтому в курс профессиональной подготовки социальных работников  ПСТГУ введен курс «Технологии прикладного творчества», поскольку главная задача социального работника в современных условиях, как сказал Владыка Пантелеимон,  - явить миру любовь и научить других являть любовь друг ко другу.

Помимо этого известно, что все виды прикладного творчества обладают коррекционным, развивающим, стимулирующим развитие творческих способностей действием.

Проблема развития человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в улучшении творческого потенциала людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства: делались научные открытия, изобретения, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

В трудах известных педагогов и психологов обращается внимание на то, что развитие мелкой моторики напрямую связано с раскрытием  интеллектуального потенциала личности. (Сухомлинский, Сиротюк) А все виды рукоделия развивают мелкую моторику, точность движений, умение управлять своим телом. Это является важной коррекционной базой для людей с ограниченными возможностями. Велика значимость таких занятий и для обогащения их духовной жизни, становления эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме. [Липес Ю.В. Ремесленные мастерские: от терапии к профессии.] Интересен опыт использования занятий прикладным творчеством в социализации инвалидов в совместном проекте Центра лечебной педагогики и Московского технологического колледжа №21 –    Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки «Особые мастерские» в ГОУСПО Технологический колледж №21.(Презентация «Особые мастерские)

Такие необходимые личности качества, как терпение, аккуратность, умение планировать свою деятельность,  работать в группе, выполнять действия в определенном алгоритме постепенно прививаются во время занятий прикладным творчеством. Приобретенные умения помогают обрести уверенность в себе, найти друзей, заполнить пустоту после ухода близкого человека, получить профессиональную подготовку и найти работу. Возможно использование прикладного творчества для организации социального бизнеса. Интересно познакомиться с опытом создания программы для слабовидящих «Авоська дарит надежду»  avoski

Знакомство с различными простыми, но  красивыми и выразительными изделиями, не требующими дорогих материалов и долгого времени для их изготовления, поможет в организации благотворительных ярмарок, в проведении мастер-классов и организации полезного досуга для всех возрастных категорий. Опыт проведения мастер-классов по изготовлению традиционной тряпичной куклы на ярмарках и в зимних лагерях свидетельствует о том, что такие занятия интересны как детям, так и родителям. Знание различных возможностей прикладного творчества поможет в работе с добровольцами, в планировании работы с молодежью, в подготовке подарков старикам или больным от детей, в перенимании опыта у престарелых и т.д.



Каким образом во всей полноте использовать возможности прикладного творчества в системе профилактики социального неблагополучия?

Сейчас этому направлению работы уделяется недостаточно серьезное внимание, его считают вспомогательным, а на деле оно должно быть одним из основных. Нужно объединить усилия различных социальных институтов (школ, организаций дополнительного образования, спортивных и досуговых центров, УСЗН, медицинских учреждений и т.д.,  поскольку в настоящее время их деятельность не скоординирована и направлена в основном на борьбу с уже возникшим неблагополучием. Нужна ориентация на профилактическую, превентивную работу. Для этого возможно предпринять следующие шаги:

1. Ввести в программу подготовки и повышения квалификации работников социальной сферы предмет «Технологии прикладного творчества», в котором будет представлено теоретическое обоснование важности дисциплины и даны конкретные методики ее применения в различных социальных и половозрастных категориях подопечных.

2. Добиться, чтобы в школах были введены уроки трудового обучения как обязательного предмета во всех классах. Возможно специализированное обучение мужское и женское, как это было раньше, а возможно дать на выбор несколько направлений. Обучение должно быть серьезным, чтобы выпускники владели изученными приемами рукоделия на хорошем уровне. Для этого необходимы экзамены с выдачей сертификата.

Благотворное влияние занятий различными видами рукоделия можно проследить на примере Школы народного искусства императрицы Александры Федоровны в Санкт-Петербурге, которая «своей главной задачей видит органичное соединение полноценного современного светского образования и традиционного национального духовно-нравственного воспитания».  Учащиеся этого учебного заведения, помимо полной программы средней общеобразовательной школы, знакомятся и овладевают различными видами традиционного рукоделия. Среди выпускников школы нет социально неблагополучных.

3. Ввести занятия прикладным творчеством и обучение обслуживающему труду как обязательный элемент в приютах, детских домах, центрах временного пребывания.

4. При центрах помощи женщинам во время беременности, поддержки молодых семей организовать курсы для ознакомления будущих мам с народными традициями пестования, с главным секретом народной педагогики – воспитание лаской, а не таской, воспитание через труд.

5. Такие же курсы можно организовать и для бабушек, желающих принять активное участие в воспитании внуков (как своих, так и чужих).

6. Рекомендовать введение подобных курсов на педагогических факультетах, факультетах дошкольного и дополнительного образования, на факультетах повышения квалификации.

7. При РУСЗН обратить особое внимание на организацию работы по прикладному творчеству. Это могут быть кружки, курсы профессиональной подготовки, выездные мастер-классы приглашенных педагогов, выставки, фестивали, благотворительные ярмарки.

8. На местах вначале можно привлекать к проведению мастер-классов заинтересованных сотрудников, добровольцев, родителей и членов семей подопечных. 

9. Для развития инициативы поощрять активных участников ярмарок, выставок, кружков.

10. Привлекать к преподаванию  пенсионеров, одиноких стариков, особенно в детских домах, центрах временного пребывания. Тем самым организовать взаимопомощь между  двумя категориям подопечных, подарить им радость совместного творчества, общения, дать им возможность ощутить свою нужность.

 

Структура пособия




Смотрите дополнительные материалы на канале YouTube

  • О проекте

  • Благодарности

  • Слово к читателям

  • Введение

  • Глава 1. БИБЛЕЙСКИЕ, СВЯТООТЕЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

  • Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ МИЛОСЕРДИЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ

  • Глава 3. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

  • Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ

  • Глава 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

  • Глава 6. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ЦЕРКВИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

  • Глава 7. ДИАКОНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ



Copyright © 2014 Социальное служение Церкви


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница