Учебно-тренировочные прыжки с парашютом на курсе общевойсковой подготовки




Скачать 356.44 Kb.
Дата05.03.2016
Размер356.44 Kb.
Г л а в а 4

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПРЫЖКИ С ПАРАШЮТОМ

НА КУРСЕ ОБЩЕВОЙСКОВОЙ ПОДГОТОВКИ

4.1. Организация и порядок подготовки

военнослужащих к совершению

первого прыжка с парашютом
Воздушно-десантная подготовка вновь прибывшего пополнения планирует­ся и проводится с началом раздельного периода обучения. Занятия с личным составом начинаются по мере формирования учебных групп (взводов), при этом не допускается начало занятий в недоукомплектованных учебных группах (взводах).

Целью занятий является подготовка вновь прибывшего пополнения к со­вершению прыжков с парашютом и их совершение.

Подготовка к совершению первого прыжка с парашютом может организовываться и проводиться в масштабе соединения, части, отдельного батальона на базе учебных центров соединения, полка или непосредственно в месте расположения воинской части.

Для обеспечения освоения программы воздушно-десантной подготовки в состав администрации подразделений (частей) вновь прибывшего пополнения приказом командира соединения (части) назначаются офицеры, имеющие практический опыт воздушно-десантной подготовки и допущенные к выполнению обязанностей выпускающего, способные методически грамотно проводить занятия с личным составом. Как правило, на должность заместителя командира полка – начальника ВДС назначается на­чальник отделения ВДП соединения, заместителем командира батальона по ВДП – начальник отделения ВДП части (в батальоне подготовки пополнения для специальных частей – самый опытный заместитель – начальник ВДС одной из специальных частей), командирами взводов – заместители командиров рот – инструкторы ВДП, командирами отделений – наиболее подготовленные сержанты.

До прибытия пополнения с администрацией проводится учебно-методический сбор продолжительностью 3 – 5 дней, на котором офицерам и сержантам даются методические рекомендации по основным темам предметов обучения и проводятся контрольно-проверочные занятия. Заместители командиров – начальники воздушно-десантной службы соединений и частей лично организуют занятия в течение одного учебного дня по воздушно-десантной подготовке на учебно-методических сборах с администрацией подразделений (частей) вновь при­бывшего пополнения. Инструкторско-методические занятия перед отработкой каж­дой новой темы проводят заместители по ВДП командиров батальонов вновь прибывшего пополнения.

Людские десантные парашюты, отобранные для совершения прыжков личным составом вновь прибывшего пополнения, до начала подготовки должны пройти технический осмотр.

Подготовка к совершению первого прыжка с парашютом включает:


  • ознакомление с теоретическими основами прыжка с парашютом;

  • изучение материальной части парашютов, парашютных приборов и

спасательных средств;

  • обучение укладке парашютов для совершения прыжка;

  • обучение подгонке подвесной системы парашюта и креплению оружия и снаряжения для прыжка с парашютом;

  • отработку элементов прыжка с парашютом на снарядах воздушно-десантного комплекса;

  • укладку парашютов для совершения прыжка;

  • предпрыжковую тренировку перед совершением прыжка.

Программа воздушно-десантной подготовки вновь прибывшего пополнения предусматривает минимальное количество ча­сов обязательного перечня тем и занятий. Однако, в зависимости от степени освоения каждым десантником содержания тем и занятий, в целях достижения отличных и хороших результатов, дающих право допуска к совершению прыжков, необходимо проводить дополнительные заня­тия в часы самостоятельной подготовки под руководством командиров взводов. Конт­роль качества проведения занятий с отстающим личным составом и оказание методической помощи осуществляет заместитель командира батальона по ВДП.

Занятия по темам программы обучения проводятся командиром взвода, а командиры отделений являются помощниками руководителя занятий с личным составом подчиненных от­делений. Контрольные занятия во взводах проводятся командиром роты с участием комиссии в составе: заместитель командира батальона по ВДП, командир роты и его заместитель. Для выполнения пяти прыжков с парашютной вышки планируются и используются часы самостоятельной подготовки. При отсутствии парашютной вышки совершается десять прыжков с высотного тренажера в течение двух занятий.

В целях обеспечения физической готовности вновь прибывшего пополнения к совершению прыжков с парашютом необходимо с началом обучения нацеливать его на решение этой задачи. При этом в содержание всех видов занятий по физической подготовке надо включать упражнения, развивающие и укрепляющие опорно-двигательный аппарат, силу мышц плечевого пояса, брюшного пресса и ног, вестибулярный аппарат, формирующие быструю реакцию, повышающие сопротивляемость организма укачиванию.

Освоение программы воздушно-десантной подготовки должно сочетаться с мероприятиями, формирующими высокие морально-психологи-ческие качества у вновь прибывшего пополнения, способствующими наиболее полному изучению индивидуальных особенностей каждого десантника-парашютиста.

Перед совершением ознакомительного прыжка с парашютом в часы самостоятельной подготовки с личным составом проводится парашютная конференция.

Допуск вновь прибывшего пополнения к совершению прыжков с парашютом из самолетов (вертолётов) осуществляется приказом командира части. Приказ из­дается на основании письменного доклада командиров подразделений о готовности вновь прибывшего пополнения к совершению ознакомительного прыжка с парашютом, акта комиссии с приложением оценочных ведомостей за каждый взвод и заключения военно-врачебной комиссии о годности личного состава к службе в ВДВ и совершению прыж-ков с парашютом.

В зависимости от сроков поступления пополнения из военкоматов подготовка к совершению ознакомительного прыжка может завершаться поротно, при этом вышеперечисленные документы о допуске к совершению прыжков необходимо оформлять на каждую роту, после чего ее личный состав может совершать прыжки.

Личный состав подразделений вновь прибывшего пополнения, по каким-либо причинам отставший в освоении учебного материала и не допущенный к совершению прыжков со своим подразделением, в последующем завершает освоение программы подготовки. По окончании отработки программы он сдает зачеты и допускается к совершению прыжков установленным порядком в составе сводного подразделения под командованием одного из заместителей командиров рот батальона и под руководством заместителя командира батальона по ВДП.


4.2. Особенности организации и проведения

первого прыжка с парашютом

Основной особенностью всей работы по подготовке личного состава к совершению первого прыжка с парашютом является ее направленность на морально-психологическую подготовку молодых солдат. Более подробное описание морально-психологической подготовки будут рассмотрены в следующем разделе, в этой же части главы рассмотрим организационные мероприятия, которые должны провести командиры, воспитатели и преподаватели в период от формирования подразделений до совершения ими первого парашютного прыжка.

Очень важно, чтобы в ходе отработки теоретических вопросов у личного состава не осталось «темных пятен», неясных понятий и терминов.

Контрольными вопросами руководитель занятия должен выявить степень усвоения материала всем личным составом. Слабо усвоивших какие-либо понятия военнослужащих следует сразу брать на заметку, чтобы дополнительно позаниматься с ними, вовремя разъяснить непонятные процессы или устройство какой-то части. Причем, откладывать это нельзя, потому что непонятый вовремя материал на следующих занятиях влечет за собой увеличение провала в знаниях и, как следствие, возникновение у обучаемого чувства неуверенности в себе, в парашюте, в благополучном исходе прыжка, а в конечном счете – к появлению в подразделении потенциального «отказчика». Поэтому задача руководителя в ходе всех занятий очень внимательно отслеживать не только уровень знаний подчиненных, но и их психологическое состояние. За отстающими военнослужащими следует закрепить более опытных десантников для оказания практической помощи в изучении материала и моральной поддержки, а также усилить контроль над ними со стороны командиров.

Большое значение в подготовке молодого пополнения имеет учет отработки каждым военнослужащим всех отведенных видов занятий по наземной подготовке. Командир подразделения обязан знать, сколько учебных часов по какой теме пропустил тот или иной обучаемый, какие элементы подготовки к прыжку им не отработаны (или отработаны слабо). На основании данных этого учета должны организовываться дополнительные занятия с отстающими. Особо должны учитываться вопросы наземной отработки элементов прыжка. Если, к примеру, солдат не совершил положенное количество прыжков с парашютной вышки или высотного тренажера (или получил за них неудовлетворительную оценку), командир подразделения не имеет права допустить данного военнослужащего к совершению прыжка с парашютом.

По окончании курса наземной подготовки на основании рапортов командиров подразделений о готовности личного состава к совершению прыжка, подтвержденных актами комиссии и оценочными ведомостями, издается приказ по части о допуске личного состава подразделения вновь прибывшего пополнения к совершению парашютных прыжков. Этот приказ следует довести до личного состава подразделения. Это окажет положительное влияние на их моральное состояние, позволит ощутить большую уверенность в своих силах и возможностях.

Следующий этап подготовки будущих парашютистов к первому прыжку – укладка парашютов. Организационные мероприятия для ее качественного проведения следует начать проводить заблаговременно (за 2 – 3 дня до укладки). Командир роты или его заместитель должен провести необходимые расчеты. Это и количество материальных средств на укладку (полотнищ, укладочных принадлежностей, расходных материалов и пр.), и количество рабочих пар, и их состав (в пару к солдату, слабее других усвоившему правила укладки парашютов назначить более опытного десантника), и расчет времени (на подготовительные операции и на собственно укладку), и другие необходимые расчеты. Заместитель командира роты – инструктор воздушно-десантной подготовки обязан проверить готовность воздушно-десантной техники (парашюты и страхующие приборы должны пройти регламент технического обслуживания), документации (ведомости закрепления парашютов и приборов за личным составом, паспорта на парашюты, бланки карточек-заменителей, список-ведомость личного состава, назначенного для совершения прыжка и т. д.), учебно-материальной базы (плакаты с правилами укладки парашютов, макет запасного парашюта, макет затвора парашютного прибора с гибкой шпилькой). Командир роты должен проверить готовность ротной и взводной документации (журналы учета боевой подготовки, планы-конспекты командиров взводов, контрольные ведомости укладки). Все эти подготовительные мероприятия должны быть завершены накануне укладки.

Имея небольшой опыт укладки и осознавая, что парашют укладывается для совершения прыжка, личный состав будет укладывать парашюты медленно. Не следует на первой укладке форсировать темп укладки, подгоняя обучаемых в ущерб качеству работы, но и нельзя растягивать процесс до бесконечности. Командир подразделения должен выбрать оптимальный темп работы, не дающий подчиненным лишнего времени, но в то же время позволяющий выполнять операции укладки с максимально высоким качеством. Очень важно всячески подчеркивать многократный контроль каждого этапа укладки, заостряя внимание обучаемых на проверке парашютов всеми должностными лицами и всеми своими действиями демонстрируя невозможность неправильной укладки парашюта, а значит, его абсолютную надежность.

Особое внимание следует уделить подгонке подвесной системы парашютов. Как правило, этот вопрос на первых укладках усваивается в достаточной степени далеко не всеми обучаемыми, поэтому самостоятельно молодые десантники не смогут правильно выполнить все операции подгонки. А на первом прыжке необходимо создать для начинающих парашютистов наиболее оптимальные условия, исключив неудобства, обусловленные неправильным положением подвесных систем.

К моменту окончания укладки список-ведомость должен быть оформлен и представлен па подпись офицеру воздушно-десантной службы. Рекомендуется заполнить и те графы ведомости, куда записывается денежное вознаграждение за совершенный прыжок, чтобы выплатить его сразу после совершения прыжка, на площадке приземления.

В ходе предпрыжковой тренировки личный состав распределяется по корабельным группам. И здесь тоже необходимо учитывать уровень подготовленности молодых десантников. Нельзя допустить такого положения, когда в группе соберутся несколько человек, наиболее слабо подготовленных морально и технически. Командир подразделения должен проявить себя психологом, воспитателем, чтобы создать своим подчиненным необходимые морально-психологические условия для успешного преодоления ими первого в их жизни серьезного испытания.

Одним из важных факторов укрепления морального духа личного состава и его готовности к совершению этого важного шага в их службе являются показные прыжки спортсменов-парашютистов и парашютные конференции. Очень мощный побудительный стимул при этом – участие в показе и последующих выступлениях девушек-спортсменок и тех же молодых военнослужащих, уже имеющих по три прыжка.

В день накануне совершения прыжка командир подразделения должен принять доклады командиров взводов о готовности подчиненных к прыжку и проверить материальную составляющую готовности подразделения к выходу на прыжок. Это наличие шлемов и стропорезов на весь личный состав, готовность документации на выдачу денежного вознаграждения за совершенный прыжок, наличие знаков «Парашютист» для вручения молодым десантникам. Несмотря на большое количество различных мероприятий, накануне прыжка надо дать возможность личному составу хорошо отдохнуть. Учитывая то, что подъем на прыжки производится очень рано, желательно произвести отбой личного состава пораньше, сразу после ужина.

В день прыжка с самого подъема командиры всех степеней должны постоянно помнить о том душевном состоянии, в котором пребывают их подчиненные. Поэтому, не ослабляя повседневной требовательности, надо относиться с должным пониманием к своим младшим товарищам. По ходу приближения к непосредственному совершению прыжка напряжение личного состава будет возрастать. В это время очень важно не дать молодым десантникам остаться наедине со своими переживаниями. Личный состав должен быть постоянно занят какой-либо продуктивной деятельностью, направленной на достижение конечной цели. Это подготовка парашютов к проверке, надевание парашютов, прохождение контрольных линий старта и т.д. Возникающие перерывы (в ожидании своей очереди на проверку, на посадку в самолет) следует заполнять опросом личного состава по материальной части парашютов, по правилам совершения прыжка и действиям десантника в различных ситуациях, а также дополнительным инструктажем, беседой, обменом опытом. Действия всех должностных лиц на аэродроме в этот период должны быть направлены на поддержание высокого морального духа молодых парашютистов и их готовности к прыжку. Помощник руководителя прыжков при постановке задачи на прыжок должен сказать несколько слов в ободрение личного состава, напутствовать их как старший товарищ.

Особое значение приобретает определенная направленность действий всего наряда на оказание всесторонней помощи начинающим парашютистам. Руководитель прыжков должен сделать на этом акцент в инструктаже наряда перед началом прыжков. Решающая роль в этом принадлежит выпускающим, которые непосредственно общаются с корабельной группой перед самим прыжком и в ходе его совершения. Инструктаж выпускающих должен быть особенно тщательным (да и состав выпускающих должен быть подобран из наиболее опытных офицеров и прапорщиков). На период от посадки в самолет до отделения от него выпускающий будет ближе всех к парашютистам, и от его действий во многом зависит успех совершения ими своего первого прыжка. Выпускающий должен быть спокойным, требовательным, но доброжелательным, готовым помочь молодому солдату в решающий момент. Именно помочь в случае необходимости, но ни в коем случае не выталкивать из самолета парашютиста, если тот сопротивляется. В этом случае выпускающий должен посадить корабельную группу на места и вернуться с ними на аэродром. Здесь с молодым солдатом побеседуют, дадут время прийти в себя, посмотреть на своих товарищей, успешно совершающих прыжок, и набраться решимости на вторую попытку. Как показывает практика, вторая попытка для абсолютного большинства начинающих парашютистов оказывается успешной. А неудача в первой попытке – всего лишь результат минутной растерянности, от которой не застрахован никто. Именно в таком направлении должен рассматриваться случай совершения прыжка со второй попытки. Никакой критики и осмеяния этих случаев нельзя допускать, чтобы не разуверить в своих силах и возможностях многих молодых десантников.

После совершения прыжка и сборки парашюта личный состав должен быстро выдвинуться на пункт сбора. Об этом каждому парашютисту должны напоминать все лица наряда, находящиеся на площадке приземления. По прибытии на пункт сбора десантник обязан доложить командиру подразделения о совершенном прыжке, а командир обязан поздравить подчиненного с первой победой. После этого следует проверить у десантника комплектность парашютной системы. Чаще всего в ходе совершения первого прыжка парашютисты теряют звенья ручного раскрытия, но не редки случаи утери стропорезов, а иногда и запасных парашютов. Поэтому одним из завершающих этапов совершения первого прыжка является прочесывание площадки приземления и поиск утерянных частей парашюта.

Здесь же на сборном пункте личному составу вручаются знаки «Парашютист», после чего их поздравляет старший начальник со вступлением в строй крылатой гвардии, напутствует на успешное совершение последующих прыжков. И для создания праздничной атмосферы целесообразно вывезти на сборный пункт оркестр, буфет, представителя финансового органа для выдачи вновь состоявшимся парашютистам денежного вознаграждения за первый прыжок.

По возвращении подразделения в расположение их должен встретить плакат с поздравлением. После сдачи парашютов и выполнения самых необходимых мероприятий распорядка дня надо дать личному составу отдых. чтобы на следующий день с новыми силами приступить к подготовке к следующему прыжку.



4.3. Психологическая подготовка парашютиста-десантника
4.3.1. Воспитание морально-волевой устойчивости в ходе

повседневных занятий по воздушно-десантной подготовке
Вся система мероприятий, рассчитанная на всестороннее изуче­ние и развитие морально-волевых качеств у десантника, не может быть решена разом. Это продолжительный и кропотливый труд ко­мандира-воспитателя, специалиста воздушно-десантной службы и врача в процессе всей динамики обучения десантному мастерству.

Например, самообладание, уверенность у воинов-парашютистов следует воспитывать и формировать уже непосредственно в процессе изучения с ними материальной части парашютов, то есть буквально с первого занятия. Именно на первых занятиях командир должен стремиться убедить каждого десантника в том, что людские десантные парашюты при правильной их эксплуатации в работе безотказны. Необходимо, чтобы в ходе таких занятий каждый десантник лично глубоко и основательно узнал и понял назначение и устройство каж­дой части, осмыслил принцип их работы в процессе раскрытия парашюта в воздухе, ибо осмысливание — это основное звено в про­цессе овладения знаниями.

Пожалуй, одной из причин страха воина перед прыжком является его сомнение в прочности и безотказности частей парашюта при рас­крытии. И действительно, если десантник материальную часть усвоил нетвердо, не знает взаимодействия частей и процесса раскрытия па­рашюта, то у него перед прыжком может появиться чувство страха. Поэтому отличное знание материальной части парашюта, глубокое понимание назначения и взаимодействия его частей имеют для де­сантника большое значение.

Для более успешного решения учебных задач следует умело применять наиболее рациональные и эффективные методы изложения учебного материала. Например, хорошо зарекомендовал себя метод изучения материальной части людских десантных парашютов по процессу их раскрытия.

При изучении каждой части парашюта необходимо добиваться не только глубоких знаний ее назначения и устройства, но и постоянно подчеркивать ее надежность и запас прочности. Например, следует указывать, что каждая отдельно взятая стропа основного ку­пола может выдержать нагрузку на прочность 150 кгс, а затем тут же предложить обучаемым самим подсчитать запас прочности всех строп изучаемого парашюта. Или, например, изучая устройство подвесной системы, командир должен обратить внимание обучаемых на то, что запас прочности каждой ленты 1600 кгс, а главный обхват подвес­ной системы сшит из ленты в два сложения, следовательно, проч­ность его более трех тонн.

Следует особое внимание уделять изучению процесса раскрытия парашюта и добиваться глубокого понимания обучаемыми этого вопроса. Командир постоянно должен подчеркивать невозможность задержки в раскрытии парашюта на любом этапе его работы. Например, камера стабилизирующей системы парашюта Д-6 серии 4 не может задержать процесса раскрытия парашюта, так как её карабин зацеплен за бортовой трос или удлинитель в самолете. Стабилизирующая система не может не вступить в работу, ибо карманы её вытяжного устройства и перья стабилизатора устроены так, что обеспечивают его безотказное наполнение встречным потоком воздуха. Двухконусный замок не может задержать раскрытия основного ку­пола парашюта в силу того, что его раскрытие осуществляется лично самим парашютистом через звено ручного раскрытия. Для выдергивания его нужно приложить усилие не более 16 кгс, при этом надежность раскрытия замка еще страхуется парашютным прибором, сила пружин которого почти в два раза превышает усилие, применяемое для раскрытия двухконусного замка ручным способом.

Необходимо обращать внимание обучаемых и на особенности отдельных частей и деталей парашюта.

Например, если карабин камеры стабилизирующей системы па­рашюта Д-6 серии 4 по вине десантника не будет зацеплен за удлинитель или за бортовой трос в самолете, то стабилизирующая система не вступит в работу. Чтобы на практике такой случай не произошел, на каждую корабельную группу парашю­тистов назначается ответственное лицо – выпускающий, который обязан лично каждому парашютисту зацепить карабин камеры стабилизирующей системы за удлинитель в самолете.

Или, например, чтобы прекратить стабилизированное снижение (скорость которого достигает 30 – 40 м/с), каждому десантнику необхо­димо выдернуть звено ручного раскрытия. Если же парашютист почему-либо не сделает этого, то двухконусный замок на ранце парашюта не будет раскрыт и, как следствие, основной купол не иступит в ра­боту. Чтобы этого не произошло, на ранец основного парашюта и устанавливают парашютный прибор, который автоматически раскрывает двухконусный замок через три секунды после того, как парашютист покинул самолет.

Следует подчеркнуть, что парашютный прибор авто­матически срабатывает только при условии, если карабин камеры стабилизирующей системы будет зацеплен за удлинитель в самолете, то есть если стабилизирующая система будет вве­дена в работу; при своем раскрытии она включает в работу парашютный прибор.

Эту взаимосвязь в работе частей парашюта при раскрытии в воздухе и следует доказательно продемонстрировать обучаемым в процессе изучения материальной части на уложенном парашюте способом практического раскрытия по ходу объяснения назначения его частей. Дополнительно по ходу изложения учебного материала можно про­демонстрировать учебную киноленту, где более наглядно и убеди­тельно может быть показан процесс раскрытия и взаимодействия ча­стей парашюта.

Только при таком детальном изучении назначения и устройства каждой части парашюта и можно будет сформировать у обучаемых уверенность в безотказности десантного парашюта до того, как десантники совершат первый прыжок с парашютом из самолета.

Другим ответственным этапом подготовки воина-парашютиста является укладка парашюта.

Этот этап подготовки десантников возможен только после того, как обучаемые получат достаточно твердые и глубокие знания по ма­териальной части десантного парашюта.

Каждый обучаемый непременно должен научиться самостоятельно укладывать основной и запасной парашюты.

В процессе укладки парашютов у обучаемых должны постепенно вырабатываться достаточно устойчивые умения и навыки. Каждый выполненный этап укладки обязательно должен контролироваться и оцениваться в ходе проверки командиром подразделения и спе­циалистом воздушно-десантной службы. В факте практического контроля этапов укладки следует усматривать истоки для конкрет­ной морально-психологической работы с обучаемыми, так как в ходе проверки каждого этапа укладки специалистом у обучаемых будет рождаться вера в свои навыки и постепенно будет исчезать неуве­ренность, а главное, вместе с этим будут исключены и те ошибки, ко­торые на первых порах обучаемые могут допускать в процессе укладки парашюта. В ходе проверки этапов укладки командир должен про­явить максимум педагогического такта, определенную сдержанность в своем поведении. Ни в коем случае не нужно делать упреков и за­мечаний вскользь, мимоходом, ибо такого рода замечания будут рож­дать у обучаемого сомнения, вызывать излишне волнение и даже страх.

Если же в процессе укладки парашютов, командир обнаружил, что отдельные десантники те или иные этапы и элементы укладки выполняют неверно, допускают грубые ошибки, то он обязан спо­койно и терпеливо исправить допущенные ошибки. Делать это следует в присутствии всей группы обучаемых и обязательно пока­зать, как правильно следовало выполнить данный этап или элемент укладки. В то же время командир должен умело разъяснить обучаемым возможные последствия их ошибок.

Каждый обучаемый должен четко представлять себе, знать и помнить, что десантный парашют по своей конструкции при правильной его эксплуатации в работе безотказен, но он может и отказать в работе, если десантник неправильно его уложит, неверно подготовит для прыжка.

Каждый десантник должен знать, что лицо, осуществляю­щее проверку этапов укладки парашютов, несет юри­дическую ответственность за каждый проверенный им парашют. Правильное понимание этого факта будет создавать атмосферу доверия и уважения со стороны обучаемых к этому должностному лицу. И, кроме того, это будет побуждать обучаемых к более серьез­ному и ответственному отношению к любого рода его замечаниям, так как они будут понимать, что замечания сделаны в целях наиболее качественного и правильного выполнения каждого этапа и элемента укладки.

Особое внимание обучаемых в процессе укладки парашютов сле­дует обращать на выполнение ими первого этапа, в ходе которого они должны с первого занятия научиться самым тщательным образом проверять исправность каждой части, определять ее пригодность для работы.

Парашюты, уложенные в процессе учебно-тренировочных заня­тий, необходимо каждый раз здесь же, в присутствии всей группы и каждой укладывающей пары, раскрывать, чтобы каждый обучаемый лично мог убедиться в том, что парашюты уложены правильно, а значит, и в воздухе будут раскрываться надежно.

Главными факторами, на основе которых можно умело строить и успешно осуществлять морально-волевую подготовку обучаемых в процессе укладки парашютов, следует считать:



- факт строгого контроля и оценки каждого выполненного этапа укладки парашюта командиром подразделения и специалистом воздушно-десантной службы;

- факт проверки уложенных парашютов в «козлах» и факт росписи за каждый проверенный парашют лицом, ответственным за их укладку.

В частях и соединениях, где нет подразделений укладчиков парашютов, дополнительно задействуются следующие факты:



- факт закрепления парашютов (основного и запасного) и стра­хующего парашютного прибора за обучаемыми на весь период их службы или учебы;

- факт формирования пар из числа обучаемых для укладки парашютов с учетом их характера и опыта;

- факт укладки закрепленных парашютов для совершения прыжков лично самими обучаемыми строго по элементам и этапам;

Психологическая подготовка осуществляется на всех занятиях по наземной отработке элементов прыжка с парашютом.



Наземная тренировка на специальных снарядах это этап обучения, наиболее близкий к условиям реального прыжка. Изучая правила и технику отделения от различных самолетов, положение тела в момент стабилизированного снижения, практически отрабатывая приемы и технику управления куполом при снижении в воздухе и в момент приземления, десантник в то же время мысленно будет жить реальной обстановкой прыжка и испыты­вать какие-то совершенно новые ощущения.

Поэтому командир-психолог должен знать и учитывать в первую очередь те виды человеческих ощущений, где наиболее полно могут раскрываться те отдельные качества, которые наиболее характерны именно для процесса прыжка с парашютом, например, зрительные, слуховые, двигательные, ощущения положения тела, ощущения координации движений, вибрационные и болевые ощущения. Именно эти ощущения и имеют большое значение для десантника, для всей его прыжковой деятельности

Тренировка десантника в точном ощущении всей динамики прыж­ковой обстановки и составляет важнейший раздел его психологиче­ской подготовки к совершению прыжка с парашютом с наименьшей затратой нервно-психической энергии.

Опытный командир-психолог в процессе наземных тренировок непременно должен заметить те отрицательные явления в поведении обучаемых, которые могут у них проявляться в ходе начальных заня­тий. Например, одни обучаемые могут быть задумчивыми, движения их закрепощенными; другие – говорливыми, движения их сует­ливыми, третьи – рассеянными и пассивными и т. д. Однако в про­цессе систематических специальных тренировок обучаемых отри­цательные отклонения в их поведении постепенно исчезнут.

Таким образом, в процессе наземных тренировок любой парашю­тист приобретает личный опыт, достаточно устойчивые элементар­ные навыки. Поэтому любой будущий прыжок с парашютом не бу­дет для обучаемого уже чем-то совершенно новым, а значит, и не будет вызывать у него сильных отрицательных эмоций, то есть таких эмоций, которые могли бы поколебать его волю, установку на прыжок.

Примером психологического и практического навыка может слу­жить отсчет и контроль заданного времени стабилизированного сни­жения. Именно здесь, в период раскрытия и работы стабилизирую­щего парашюта, десантник обязан лично вести отсчет заданных секунд стабилизированного снижения с тем, чтобы своевременно его прекра­тить, выдернув звено ручного раскрытия и раскрыв двухконусный замок. Выполнить этот контроль времени стабилизации можно либо спо­собом отсчета вслух заданных секунд, например, «501, 502, 503».

Подобные навыки личного контроля стабилизированного сниже­ния следует отнести к разряду навыков мыслительной работы обу­чаемых. В ходе отсчета контрольного времени стабилизации обучае­мый должен будет буквально автоматически отсчитывать секунды в уме подобно тому, как он, например, использует таблицу умноже­ния при решении математической задачи.

С тем, чтобы такие навыки у обучаемых становились устойчивыми, их следует систематически тренировать в практическом проговаривании вслух указанных трехзначных чисел. Указанный способ контроля стабилизированного снижения до трех секунд и определен в ВДВ как наиболее простой способ личного контроля времени. Контроль точности отсчета заданного времени стабилизации в процессе всех тренировочных занятий командир должен осуще­ствлять лично по контрольному секундомеру. Только такой систематический контроль по секундомеру и поможет каждому обучаемому выработать у себя необходимое чувство времени.



Строгому порицанию необходимо подвергать поведение тех парашютистов, которые лично сами не ведут отсчета заданного времени стабилизации и не выдергивают звено ручного раскрытия, а хвалятся тем, что они стабилизируют до срабатывания парашютного прибора. Опасность такого отрицательного явления состоит в том, что это приводит к привычке пассивного, бесконтрольного падения, а это при любых осложнениях в воздухе может привести к непоправимым последствиям.

Особое внимание в процессе занятий по наземной тренировке необходимо уделять изучению правил и тренировке техники раскрытия запасного парашюта при аварийной ситуации в воздухе, то есть при частичном или полном отказе в работе основного парашюта. Десантник должен верить в надежную и безотказную работу запасного парашюта. Вера десантника в безотказную работу запасного парашюта, твердые практические навыки в умелом приведении этого средства спасения жизни в действие в нужный момент – это и есть признак проявления обучаемым десантной воли и психологической стабильности.

Воин-десантник должен отчетливо себе представлять, что в процессе прыжка с парашютом существует отрезок времени и высоты, где только и может быть введен в действие запасной парашют при аварийной ситуации в воздухе. Раскрытие же запасного парашюта до или после этого отрезка времени и высоты влечет за собой весьма серьезные осложнения. Если же парашютист в процессе тренировочных занятий на специальных снарядах воздушно-десантного ком­плекса не выработает у себя такого психологического чувства и устойчивого навыка, то он может раскрыть запасной парашют или слишком рано или слишком поздно. И то, и другое одинаково опасно для жизни парашютиста. Такой сложной обстановки, кото­рая может возникнуть в воздухе в процессе прыжка, от воина-парашютиста скрывать нельзя, к этому и психологически, и практи­чески десантник всегда должен быть готов.



Завершающим этапом подготовки парашютистов на снарядах воздушно-десантного комплекса являются зачетные занятия по каж­дому элементу прыжка с парашютом. В ходе таких зачетных занятий десантники подвергаются проверке по всем вопросам прыжка, начиная от подгонки подвесной системы и надевания парашюта до приземления и сборки парашюта. В процессе этих контрольных занятий каждому воину должна быть выставлена конкретная оценка за все его практические действия, за его умения и навыки. На осно­вании этих частных оценок и определяется степень готовности каж­дого парашютиста к совершению очередного прыжка. Определяющим оценочным моментом степени готовности каждого обучаемого к со­вершению очередного прыжка следует считать контрольные прыжки с комплексных высотных снарядов, таких прыжков каждым обучаемым в процессе тренировочных наземных занятий должно быть совершено перед первым реальным прыжком с парашютом не менее шести-семи.

Оценочно-контрольный момент должен иметь место и на всех других этапах подготовки обучаемых к совершению прыжков с па­рашютом, то есть как в процессе изучения материальной части, так и в ходе укладки людских десантных парашютов.

Только на основании хороших и отличных оценок по трем основ­ным разделам программы командир сможет решить, кого из обучае­мых можно допустить к первому прыжку. Наличие у каждого обучаемого трех итоговых хороших и отличных оценок служит юри­дическим основанием для издания приказа по части о допуске воинов-десантников к совершению первого ознакомительного или оче­редного прыжка из военно-транспортных самолетов.

Если же у обучаемых хотя бы по одному из трех разделов про­граммы будет оценка «удовлетворительно», то такой обучаемый к со­вершению прыжка не может быть допущен. С такой категорией обу­чаемых командир обязан организовать дополнительный курс трени­ровочных занятий и вторично провести зачетные занятия по каждому из разделов программы.

Контрольные оценки в процессе всех занятий имеют весьма важное поучительное значение для обучаемых. Именно этот оценоч­ный результат стимулирует практические навыки обучаемых, обя­зывает их критически оценивать степень своей личной готовности к будущему прыжку.

Весь ход подготовки обучаемых к прыжкам необходимо умело освещать в стенной печати, в фото- и радиогазетах. Это весьма важное звено в обучении личного состава должно находить широкое отражение в идейно-воспитательной и культурно-массовой работе во всех инстанциях.

Например, своевременное объявление обучаемым итоговых за­четных оценок и доведение им приказа по части о допуске их к со­вершению прыжков имеет исключительно важное психологическое и практическое значение в том плане, что все это ими воспринимается как завершение этапа их подготовки, как факт их эмоционально-волевой готовности к прыжку, рассеивает все их сомнения и страхи, вселяет в них веру в собственные силы, создает здоровый рабочий пры­жковый настрой у каждого обучаемого.

Самой подготовке личного состава к прыжкам следует всегда придавать конкретно-направленный характер как одному из важных элементов боевой готовности подразделения и части.

На завершающем этапе подготовки личного состава к соверше­нию прыжков с парашютом необходимо организовывать и проводить такие мероприятия, которые активизировали бы прыжковую ини­циативу обучаемых и их морально-волевое самообладание.

Например, такое весьма действенное мероприятие, как специаль­ные вечера-встречи, на которых могут выступить ветераны воздушно-десантных войск, участники десантирования в тыл противника в пе­риод Великой Отечественной войны; ведущие заслуженные мастера и рекордсмены парашютного спорта, а также и те, кому предстоит совершить свой первый прыжок в жизни. Сам факт прове­дения такого специального вечера-встречи будет создавать общую деловую предпрыжковую атмосферу торжественной приподнятости у обучаемых.

Непременным учебно-воспитательным мероприятием в подгото­витель-ный период следует считать показ обучаемым специальных художественных, документальных и учебных фильмов о десант­никах, то есть на темы, где речь идет о прыжках с парашютом, о десантировании грузов и боевой техники парашютным способом, где показана различная динамика прыжковой жизни. Разумеется, каждый такой показ специальных тематических фильмов для обу­чаемых в предпрыжковый период следует обязательно сопровождать соответствующим разъяснением как отдельных эпизодов, так и со­держания фильма в целом. Это нужно делать для того, чтобы обучае­мые могли правильно для себя оценить и переосмыслить показанное и увиденное на экране. Естественно, что умелый показ обучаемым специальных фильмов расширит их представление о многих сторо­нах жизни, учебы и службы в десантных войсках, заставит каждого критически переосмыслить свое отношение к предстоящим прыж­кам с парашютом.

Учитывая, что среди познавательно-психологических процессов центральное место занимают зрительные ощущения, во всем предпрыжково-подготовительном периоде необходимо принимать все меры к тому, чтобы у каждого десантника была хорошо развита зрительная чувствительность. Именно с этой целью на заключитель­ном этапе подготовки десантников к прыжкам целесообразно орга­низовывать и проводить для обучаемых показательные прыжки с тем, чтобы каждый обучаемый наяву увидел практическую работу десантного парашюта в воздухе. В этом конкретном случае зритель­ные ощущения и дадут каждому обучаемому много полезных сведе­ний о реальном прыжке. На основе зрительных ощущений обучае­мые получат неотразимое личное впечатление о прыжке, о красоч­ном неповторимом «параде» раскрытых куполов в воздухе. Это зрелищное мероприятие останется в памяти обучаемых на всю жизнь. Ибо именно здесь они впервые своими глазами увидят раскрытые в воздухе купола, на их глазах будет реально продемонстрирована безотказная работа десантного парашюта.

Главным в показательных прыжках является принцип нагляд­ности. Такая наглядность дает возможность фактически приблизить обучаемых к реальным условиям прыжка, способствует созданию у них более яркого и конкретного представления о прыжке с парашю­том, вынуждает глубоко прочувствовать все это событие. Ибо нагляд­ность в обучении предполагает постоянную опору не только на зрение, но и на все другие органы чувств обучаемых, так как все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Ведь в конечном итоге че­ловек познает окружающий мир всеми органами чувств.

Таким образом, весь процесс подготовки десантников к предстоя­щим прыжкам с парашютом непременно должен накладывать свой положительный отпечаток на психику каждого обучаемого, форми­ровать у него устойчивые морально-психологические качества.


4.3.2. Эмоционально-волевая подготовка в процессе

организации и проведения прыжков с парашютом

Зная, что объективная прыжковая обстановка действительно способна порождать у обучаемых разнообразные и сильные чув­ства, командир-психо-лог обязан повести все дело так, чтобы на всех этапах организации и проведения прыжков сохранялась спокойная деловая обстановка, которая мобилизовала бы физические и духовные силы обучаемых на успешное решение предстоящих прыжковых задач.

Успех при этом немало будет зависеть и от того, насколько эмоциональны сами руководители, насколько сами они способны сохранять деловое настроение, самообладание, способность трезво и объективно оценивать про-исходящее. Десантник должен управлять собой и своими чувствами в любых острых прыжковых ситуациях.

Отрицательные предстартовые эмоции можно предотвратить или ослабить, если своевременно и умело отвлечь обучаемых от причин, вызывающих такое состояние.

Страх перед прыжком может возникнуть у любого парашютиста, а у начинающего – тем более, но нужно уметь помочь каждому подавить в себе это опасное чувство, не дать ему вырасти до мало­душия и трусости.

Первые сомнения и чувство страха в какой-то мере должны быть побеж­дены у обучаемых во время изучения материальной части и укладки парашютов, в ходе тренировок на снарядах воздушно-десантного комплекса и в процессе всех других мероприятий воспи­тательного характера, в результате которых и мужает начальная прыжко­вая воля обучаемых.

Но вот будущие парашютисты-десантники на аэродроме взлета, где впервые в жизни будут надевать уложенные ими парашюты не для очередного тренировочного занятия на снарядах воздушно-десантного комплекса, а для того, чтобы подняться в самолете в воз­дух и совершить свои первый в жизни прыжок. Все это приобретает совершенно новую силу, вызывает совершенно новые, сильные, до сих пор еще неведомые обучаемому ощущения...

Поскольку чувство страха все-таки подвластно волевому де­сантному характеру, значит, командиру и специалисту воздушно-десантной службы в стартовый период нужно будет усилить положительные эмоции прыжкового возбуждения, то есть переключить внимание обучаемых на более активные действия. Например, чтобы каждый обучаемый непре­менно лично разгружал свой парашют, лично его ставил на соответствующие линии на старте, обязательно проверял исправность пломб на переносной сумке, прежде чем расчехлить парашют. Кроме того, требовать, чтобы каждый обучаемый лично сам проверял свой парашют в «козлах» до того, как его будут проверять ко­мандир и специалист ВДС, тщательно готовил свое оружие и снаряжение для прыжка и т. д. Одним словом, в стартовый период следует организованно занимать обучаемых нужной, полезной прак­тической работой, не давая им возможности хотя бы на какое-то время расслабиться, не оставлять их, таким образом, без внимания и контроля.

Кроме того, следует весьма умело в этот «критический» стартовый период активизировать чувство личного достоинства каждого обу­чаемого, чувство десантного долга, будить интерес к познанию нового и желание каждого быть в числе смелых людей; возбудить интерес к прыжку, непременное желание испытать в воздухе степень своей личной обученности; всей стартовой обстановкой вынудить обучае­мого проявить свой волевой характер.

Если все же отрицательное стартовое состояние у кого-либо из обучаемых будет оставаться слишком резко выраженным и поправить его в этот короткий стартовый период не удается, то командир, проявляя педагогический такт, не унижая личного до­стоинства обучаемого, обязан отстранить, не допустить такого парашютиста к совершению прыжка в этот день. Такого обучаемого нужно передать под наблюдение врача и провести с ним дополни­тельно соответствующую работу после прыжкового дня.

Необходимо в период проведения прыжков особое внимание уделять организации и оформлению стартовых, контрольных линий на аэродроме, где непременно должны быть соответствующие стенды, плакаты, красочные транспаранты _ все это должно звать обучаемого на прыжок. Буквально во всем должен прослеживаться строгий порядок и пристальное внимание к каждому обучаемому с учетом знания его характера и прыжкового настроения. Командир непре­менно должен знать, в какой мере тот или иной его подчиненный может быть подвержен чувству страха в стартовом пе­риоде.

В психологическом «фундаменте» прыжкового настроения зачастую определяющее значение может иметь не только степень личной обученности и чисто психологической готовности, но и нормальный предпрыжковый отдых, сон и питание обучаемого, его обеспеченность специальным снаряжением и обмундированием с учетом нужных размеров и хорошо подогнанной обувью для прыжка. Казалось бы, что это мелочи, но они должны быть всегда самой пристальной заботой командиров всех степеней, специалистов ВДС и врача. Подчас именно в этих мелочах и кроются причины отрица­тельного стартового состояния обучаемых.

Высокая организация работы на старте, тщательная проверка парашютов в «козлах», четкий контроль готовности парашютистов на линиях старта, краткий продуманный инструктаж лиц, назначенных для выполнения обязанностей выпускающего, доброе и нужное слово напутствия влияют на эмоциональное состояние обучаемых перед посадкой парашютных групп в самолеты, снижают накал психологического напряжения.

Однако после посадки корабельных групп в самолет и до начала десантирования обучаемые находятся в состоянии наибольшего нервно-психологического напряжения. Поскольку чувство полетно-прыжкового страха есть результат тормозного состояния психики, то для преодоления этого отрица­тельного состояния в период полета следует усилить положительные возбудительные процессы психики каждого обучаемого, чтобы в этой конкретной обстановке полета каждый обучаемый поборол бы в себе всякие колебания и принял бы только лишь одно решение – пры­гать!

Именно в этот отрезок полетного времени и потребуется обучаемому самообладание, чтобы он мог покинуть самолет и совершить прыжок.

Положительное влияние на поведение обучаемых в полетной обстанов-ке может оказать личное поведение и самообладание выпу­скающего при условии, если выпускающий все полетное время будет в постоянной деловой активности. Например, если он периодически будет информировать личный состав о высоте и скорости полета самолета, о температуре воздуха за бортом самолета, над каким районом пролетает самолет в тот или иной период, пред-ложит обу­чаемым самим наблюдать за убегающей землей с высоты полета.

Выпускающему надлежит быть особо внимательным к тем обу­чаемым, кто более замкнут и подавлен полетом. Необходимо в ходе полета у обучаемых проверить закрепление карабина, подбодрить каждого нужным словом и тем самым вызвать ответный добрый взгляд как знак того, что обучаемый чувствует себя бодро, что чувство страха над ним не довлеет. Однако известно, что подъем и спад эмоционального состояния у десантников в полете чаще всего чередуются, например, у парашютистов может возрастать напря­жение по мере подлета самолета к точке выброски. Вершиной этого эмоционального напряжения будет являться период, когда подаются команды: «Приготовиться» и «Пошел».

Каждый офицер-десантник как опытный парашютист должен всегда быть исключительно внимательным к психологическому состоянию обучаемых, а в полете особенно. Например, известно, что при перелетах на больших высотах на психику обучаемых будет оказывать свое отрицательное влияние снижение барометрического давления, кислородное голодание, понижение температуры, а при полете на малых высотах – близость земли, болтанка и так далее.

Кроме того, следует помнить, что эмоционально-психологическое напряжение каждый раз по-своему может возрастать или ослабевать с учетом конкрет­ной задачи прыжка (на лес, на воду, ночью, зимой, летом, из-за облаков и т. д.), ибо каждый учебный прыжок непременно будет включать новые задачи и тем самым оказывать свое влияние на психику десантника. Максимальную психологическую нагрузку, как правило, парашютист испытывает, как уже говорилось, при команде «Приготовиться». Возбудительно-эмоциональный заряд в этот момент может вызвать ряд процессов, которые усиливают сердцебиение, активизируют дыхание, обостряют зрение, слух и внимание. Подчас парашютист, сосредоточив все свое внимание на выполнении ожидаемой команды «Пошел», может не слышать в этот момент других команд.

Здесь исключительно велика роль выпускающего, от его взгляда ничто не должно ускользнуть. Высокая степень психологического напряжения, возникшая при сигнале «Пошел», остается и в момент отделения из самолета, в фазе свободного или стабилизированного падения. Каждый парашютист знает, что в этот период непроизвольно задержится дыхание, закроются глаза…

Не исключены, однако, еще и такие отрицательные явления, когда в динамике выполнения команды «Пошел», в свободном или же в стабилизированном падении очаг возбуждения у обучаемого может не иметь концентрированного и целенаправленного вида. Такой характер психики в этой фазе прыжка неизбежно приведет к усилению пассивно-оборонительного рефлекса, что может вызвать торможение. Подобного рода психологический страх гасит связи центров коры головного мозга, на основе которых происходит резкое забывание очередных действий, затухает острота десантного внимания. Например, парашютист не соблюдает темпа и интервала отделения из самолета или же не ведет контрольного отсчета заданного времени стабилизации, не раскрывает двухконусный замок ручным способом, не оценивает фазы снижения на стабили­зирующем куполе, не фиксирует момента вступления в работу основного купола и т. д. Эти отрицательные факторы лишний раз свидетельствуют о том, насколько велика роль эмоционально-волевого воспитания десантников. Прыжковая практика требует, чтобы волевые качества обучаемых настойчиво и систематически шлифовались, выковывалось их самообладание, способность осуществлять самоконтроль действий во всех фазах раскрытия и работы десантного парашюта в воздухе, так как после отделения от самолета наступает момент, когда десантник не может рассчитывать на чью-либо помощь или совет. Здесь каждый совершенно самостоятельно должен управлять всеми своими действиями, критически и мгновенно оценивать и анализировать все ситуации. Например, даже после раскрытия основных куполов каждому надлежит быть особо осмотрительным, чтобы исключить случаи схождения парашютистов в воздухе; не следует терять контроля и за приближением земли, с тем чтобы обеспечить возможно благоприятные условия для приземления с учетом состояния грунта и ветра. Ибо приземление, завершающий этап любого программного прыжка, всегда вызывает сильное эмоционально-психологическое волнение у каждого парашютиста, оно чаще всего определяется беспокойством за благополучный исход встречи с землей.

Установлено, что определенная тенденция к повышенной эмоциональной напряженности при встрече с землей чаще появляется у более опытных парашютистов и гораздо реже у начинающих. Это объясняется наличием индивидуального опыта, связанного с различными случаями фактического приземления ранее, например, после перенесенной травмы, после длительного перерыва в прыжках или же неудачного приземления в процессе наземных тренировок на снарядах воздушно-десантного комплекса и т. д. Словом, к приземлению, как к психологическому и практическому фактору прыжка, следует каждый раз относиться одинаково ответственно всем парашютистам, как опытным, так и начинающим.

0трицательное влияние на морально-волевое самообладание обучаемых оказывают длительные перерывы в прыжках. Прыжки после длительного перерыва каждый раз совершенно по-иному вызывают очаг возбуждения, который воспринимается чаще всего как сигнал «прыжковой опасности». Такой сигнал вызывает у обучаемого беспокойство, тревогу, испуг и даже подчас отрицательное состояние психики. Все это, разумеется, нарушает психологическую устойчивость десантников, пагубно влияет на их очередное прыжково-волевое поведение. Жизнь убедительно доказывает, что длительные перерывы в совершении прыжков с парашютом в десантной практике недопустимы.

Прыжки с парашютом в ВДВ – это не самоцель, а основное средство доставки десанта в тыл противника для выполнения боевых задач. Именно этим целевым предназначением и определяется веду­щее место воздушно-десантной подготовки в системе боевой готовности ВДВ. В силу этого обстоятельства и основные прыжковые задачи по ВДП должны решаться в комплексе с другими дисциплинами.

Десантная действительность требует, чтобы все одиночные прыжки с парашютом непременно организовывались и проводились на фоне определенной тактической обстановки. Это обязывает десантника каждый раз в воздухе и на земле самостоятельно ориентироваться, идти по азимуту после прыжка, а в пути на земле преодолевать трудные участки местности, различного рода препятствия и решать в ограниченные сроки тактико-специальные задачи.

Разумеется, что взаимодействие одиночных прыжков с парашютом с другими предметами боевой подготовки усложняет весь про­цесс обучения десантников, но это делает его более динамичным и приближает обстановку учебы к боевым условиям. Это требование, бесспорно, должно находить свое реальное отражение и в психологической подготовке десантников.

Такая особенность прыжкового процесса обучения и должна побуждать командиров, врачей и специалистов ВДС по­стоянно искать и совершенствовать методы морально-волевого вос­питания десантников, с тем чтобы постоянно поддерживать у них самообладание и боевой десантный настрой. Это позволит десанту и в послепрыжковом периоде успешно решать любые учебные и бое­вые задачи.

К числу мер такого характера в послепрыжковом периоде следует в первую очередь отнести вручение нагрудных знаков – символа десантной гордости тем, кто совершил ознакомительный прыжок с парашютом. Вручение парашютных знаков следует организовывать после совершения прыжков на пункте сбора парашютистов, то есть непосредственно на площадке приземления. Здесь необходимо создать душевную, теплую, праздничную обстановку, непременно должен играть духовой оркестр, здесь же следует организовать и выплату денежного вознаграждения за первый совершенный прыжок и, разумеется, надлежит организовать работу буфета и не только для молодых, начинающих парашютистов, но и для всего личного состава, который совершал прыжки в этот день.

Вручать нагрудные парашютные знаки должен сам командир подразде-ления или же его заместитель. При вручении знаков необходимо каждому обучаемому обязательно сказать доброе слово, душевно поблагодарить каждого за его личную высокую обученность и его волевое самообладание, которое он проявил при совершении своего первого в жизни прыжка с парашютом. По сути, вручение парашютных знаков каждый раз чаще всего выливается в своеобразный отчет каждого обучаемого за свою парашютно-десант-ную обученность. Это невольно побуждает каждого обучаемого дать обещание, что он и впредь будет настойчиво совершенствоватъ свою личную десантную выучку.

Вторым послепрыжковым мероприятием следует считать разбор прыжков. В разборе непременно следует учитывать новизну конкретно выполняемой учебно-прыжковой задачи и степень послепрыжковой активности обучаемых. И, кроме того, следует обязательно учитывать индивидуально-прыжковый опыт каждого и его психико-волевую стабильность. Естественно, при разборе прыжков надлежит учитывать и метеорологические условия погоды, условия грунта площадки приземления и степень активности наземного обеспечения прыжков как на аэродроме взлета, так и на площадке приземления, то есть в процессе разбора прыжков непременно должна иметь место объективность, неопровержимая достоверность и убедительность фактов как положительного, так и отрицательного характера. Только при этих условиях можно рассчитывать на то, что разбор прыжков окажет положительное воздействие на обучаемых и будет побуждать их к более ответственной личной подготовке к совершению очередного прыжка с парашютом, а значит, и к успешному решению других послепрыжковых учебно-боевых задач.

С целью активизации и поддержания высокой морально-волевой стабильности у обучаемых следует разработать систему специальных тематических вечеров по воздушно-десантной подготовке, организовывать специальные читательские конференции по книгам о десантниках и т.д.



Таким образом, чтобы умело создавать у обучаемых боевой прыжковый настрой и поддерживать их высокое эмоционально-волевое самообладание, необходимо постоянно и настойчиво про­водить весь комплекс психологической подготовки в полном объеме во всех условиях десантной службы.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница