Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины Тольятти 2012 Рецензия кафедры «История государства и права»



Скачать 465.35 Kb.
страница1/3
Дата05.08.2016
Размер465.35 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тольяттинский государственный университет

Институт права

030900.68 Юриспруденция

Сравнительное правоведение



Учебно-методическое пособие по изучению

дисциплины

Тольятти

2012

Рецензия

кафедры «История государства и права»

на учебно-методическое пособие

«Сравнительное правоведение»

Тумов В.В., к.ю.н., доцент,

доцент кафедры «История государства и права»
1. Назначение разработанного учебно-методического пособия:

Учебно-методическое пособие «Сравнительное правоведение» разработчика Тумова Виктора Викторовича, предназначенного для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» магистерская программа «Теория и история государства и права, история правовых учений».



  1. Оценка содержания пособия сетевого курса:

Общий объем учебного пособия рецензируемого курса соответствует объему часов, отведенных на изучение дисциплины. Содержание учебного пособия соответствует ФГОС ВПО и рабочей программе дисциплины. Содержание учебного пособия отвечает современному уровню развития науки, техники, технологии.

Представленное учебно-методическое пособие «Сравнительное правоведение» соответствуют содержанию учебного издания. Пособие изложено последовательно.

Учебно-методическое пособие оснащено соответствующим дидактическим аппаратом, который включает в себя:


  • методические рекомендации по изучению дисциплины;

  • практические задания, предполагающие ознакомление студентов с текстами нормативно-правовых актов

  • материалы к итоговому промежуточному контролю.

  1. Заключение кафедры:

Рекомендовать учебно-методическое пособие «Сравнительное правоведение» к использованию в учебном процессе для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» магистерская программа «Теория и история государства и права, история правовых учений».
Заведующий кафедрой

Д.ю.н., доцент _____________________ / В.Г. Медведев
Рецензент кафедры

Д.ю.н., доцент _____________________ / С.В. Жильцов
Протокол заседания кафедры № 4 от «30» ноября 2012 г.

Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины



«Сравнительное правоведение»

направление подготовки 030900.68 Юриспруденция

магистерская программа

Теория и история государства и права. История правовых учений

Изучение дисциплины «Сравнительное правоведение» согласно учебного плана предусматривает следующее распределение часов по видам учебных занятий:

Название

специальности



11 семестр

Лекц.

(час.)


Лаб.

(час.)


Прак.

(час.)


Формы контроля

030900.68

Юриспруденция



8




26

Зач.




Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания аннотируемой дисциплины весьма многогранна. Прежде всего, в ходе освещения данной дисциплины преподаватель формирует у обучающегося общее представление о правовой карте мира, системе ее изложения и методологии; иллюстрирует теоретическую и практическую значимость полученного знания. По мере освоения курса магистранты должны осмыслить тенденции в развитии современных правовых систем, выявить закономерности правового развития, освоить новейший правовой материал зарубежных стран в соотношении с правовыми реалиями России. Конечным результатом преподавания курса должно стать обогащение профессиональной компетенции магистрантов, дополняющее их базовое знание общей теории права и отраслевых дисциплин юридической науки.

Познание сравнительного правоведения предполагает достижение цели его преподавания с помощью постановки и реализации задач изучения данной дисциплины. Основной из них является освоение понятийного комплекса компаративистики с точки зрения анализа:


  • многообразия современных правовых систем;

  • развития правовых взаимосвязей между государствами;

  • формирования систем права новых государств, появляющихся на правовой карте мира;

  • деятельности международных организаций.

Кроме научно-познавательных и практико-прикладных задач, важное место занимают учебно-воспитательные задачи изучения курса, выражающиеся в повышении правовой культуры и правосознания магистрантов.

Тема 1. Предметно-методологическая основа сравнительного правоведения

Учебные вопросы:



  1. Предмет курса «Сравнительное правоведение»

  2. Методы изучения курса «Сравнительное правоведение»

  3. Эвристический потенциал сравнительного метода при изучении различных правовых систем

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о современном состоянии предметной области и методологического уровня познания сравнительного правоведения;



знать:

предмет курса «Сравнительное правоведение»;

эффективные общенаучные и специальные методы изучения курса «Сравнительное правоведение»;

особенности сложившейся научной традиции по изучению правовых систем с применением сопоставления;



уметь:

в устной и письменной форме грамотно изложить адекватное представление о предмете и методах познания изучаемой дисциплины;



владеть навыками разграничения изучаемой предметной области с иными предметными областями юридической науки.

Методические рекомендации по изучению темы

При освоении темы необходимо:



- изучить учебный материал по пособиям для теоретической части курса;

- акцентировать внимание на достоинствах и недостатках применения сопоставления для изучения правовых систем современности;

- выполнить задание:

1. Правильно соотнесите основание классификации и виды сравнения:

По уровням

- макросравнение

- микросравнение



По целям

- внутрисемейное сравнение

- междусемейное сравнение



По историческому состоянию сопоставляемых правовых систем

- с целью практического применения результата сравнения

- с целью образовательного и научного применения результата сравнения



По институтам

- синхронное сравнение

- диахронное сравнение





2. Правильно расположите предложенные Кристофером Осакве этапы совершенствования национальной правовой системы с применением сравнительного правоведения:

а. Проверка совместимости идей, заимствованных из системы Б, с природой правовой системы А.

б. Выяснение эффективности законодательного правила из системы Б для самой системе Б.

в. Определение исторических причин существования выявленных правил в правовых системах А и Б.

г. Выявление существующих правил в правовых системах А и Б.

д. Сопоставление выявленных правил с целью познания их общих и (или) отличительных свойств.

е. Установление необходимости (целесообразности) внесения изменений в существующее правило или заполнение пробелов в законе системы А путем заимствования эффективного правила из системы Б.

ж. Адаптация правила, заимствованного из системы Б, к национальным условиям правовой системы А.



- ответить на контрольные вопросы:

1. Приведите определение правовой системы.

2. Что представляет собой методология сравнительного изучения правовых систем?

3. Объясните значение сравнительного изучения правовых систем для познания истории права, философии права, теории права, международного права.

4. Объясните механизм совершенствования национального правотворчества и правоприменения с помощью сравнения правовых систем.

Приведенные методические рекомендации для самостоятельной подготовки призваны организовать участие магистранта в практическом занятии по теме, проводимом с применением интерактивной технологии в форме групповой направленной дискуссии.

Информацию по теме можно найти в электронной библиотеке сайта www.elibrary.ru

Тема 2. Функции сравнительного изучения правовых систем

Учебные вопросы:



  1. Научная функция изучения сравнительного правоведения

  2. Образовательная функция изучения сравнительного правоведения

  3. Практическая функция изучения сравнительного правоведения

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о функциях изучения сравнительного правоведения;



знать:

содержание понятий научной, образовательной и практической функций познания современных правовых систем;



уметь:

сформулировать дуалистическую конструкцию предмета курса «Сравнительное правоведение» в зависимости от научной или образовательной функций его познания;



владеть навыками аргументирования значимости разграничения научной, образовательной и практической функций изучения сравнительного правоведения.

Методические рекомендации по изучению темы

При освоении темы необходимо:



- изучить учебный материал по пособиям для теоретической части курса;

- акцентировать внимание на критериях разграничения различных функций изучения сравнительного правоведения;

- ответить на контрольные вопросы:

1. Сформулируйте понятие «функция изучения» применительно к изучаемой дисциплине.

2. Сформулируйте понятие «научная функция изучения сравнительного правоведения».

3. Сформулируйте понятие «образовательная функция изучения сравнительного правоведения».

4. Сформулируйте понятие «практическая функция изучения сравнительного правоведения».

Приведенные методические рекомендации для самостоятельной подготовки призваны организовать участие магистранта в практическом занятии по теме, проводимом с применением интерактивной технологии в форме групповой направленной дискуссии.

Информацию по теме можно найти в электронной библиотеке сайта www.elibrary.ru

Тема 3. Классификация современных правовых систем

Учебные вопросы:



  1. Правовая карта мира

  2. Правовые семьи

  3. Правовая система и система права

  4. Критерии классификации правовых систем

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о классификации современных правовых систем на правовой карте мира;



знать:

критерии объединения правовых систем в правовые семьи;



уметь:

отнести правовую систему к соответствующей правовой семье;



владеть навыками выявления смешанных правовых систем

Методические рекомендации по изучению темы

При освоении темы необходимо:



- изучить учебный материал по пособиям для теоретической части курса;

- акцентировать внимание на проблеме условности классификации правовых систем в семьи;

- выполнить задания:

1. Рассматривая национальные правовые системы, мы в основном отождествляем их с правовыми системами государственных общностей.

Наряду с этим в компаративистике сложилось понятие «конкуренция правовых систем». Объясните это понятие и приведите пример конкуренции нескольких правовых систем на территории одного государства.

Следует ли сказать, что каноническое, мусульманское, индусское, иудейское право являются правовыми системами государственных общностей? Приведите примеры правовых систем негосударственных общностей.

2. При сравнительном изучении правовых систем предпринята попытка классифицировать правовые системы в правовые семьи.

Какие для этого используются классифицирующие признаки? Устойчивая классификация правовых систем в правовые семьи возможна благодаря переменным или постоянным элементам права? Расскажите о переменных и постоянных элементов права на примере методики преподавания права и получения юридического образования.

3. Перечислите существующие семьи национальных правовых систем. Есть ли достаточные основания для выделения славянской семьи права? К какой семье Вы отнесете российскую правовую систему?

4. Какие национальные правовые системы называют смешанными? Приведите примеры смешанных национальных правовых систем.



- ответить на контрольные вопросы:

1. Как соотносятся между собой понятия «правовая система», «правовая система негосударственной общности», «правовая система межгосударственной общности», «конкуренция правовых систем»?

2. По каким основаниям можно классифицировать правовые системы?

3. Что такое «постоянные элементы права» и «переменные элементы права», используемые Рене Давидом для классификации правовых систем?

4. Что означают понятия «правовая семья» и «правовая карта мира»?

5. Какие взгляды на группировку правовых систем в правовые семьи Вам известны?



Приведенные методические рекомендации для самостоятельной подготовки призваны организовать участие магистранта в практическом занятии по теме, проводимом с применением интерактивной технологии в форме групповой направленной дискуссии.

Информацию по теме можно найти в электронной библиотеке сайта www.elibrary.ru

Тема 4. Основные правовые семьи

Учебные вопросы:



  1. Романо-германская правовая семья

  2. Семья общего права

  3. Религиозные и традиционные правовые семьи

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о том, в какую семью права входит та или иная правовая система современности;



знать:

основные черты современных правовых систем, входящих в различные семьи права;



уметь:

транслировать конструктивные особенности институтов права различных правовых систем;



владеть навыками толкования правовых норм, входящих в структуру различных правовых систем

Методические рекомендации по изучению темы

При освоении темы необходимо:



- изучить учебный материал по пособиям для теоретической части курса;

- акцентировать внимание на терминологических особенностях конструирования институтов и отраслей права различных правовых систем;

- выполнить задания:

Правильно соотнесите понятие в левой колонке таблицы и его значение в правой колонке таблицы


  1. Макросравнение

  1. Период обычного права;

  2. Период права университетов;

  3. Период законодательного права

  1. Микросравнение

Совокупность правовых систем ряда государств, объединяемая идентичными или схожими правовыми факторами (источники права, юридическая практика, способы толкования норм права и т.д. )

  1. Синхронное сравнение

Распространенное в США правило оплаты юридических услуг пропорционально стоимости полученного клиентом с помощью этих услуг

  1. Цели сравнительного правоведения

- мусульманское право;

- индусское право;

- иудейское право;

- международное право



  1. Конкуренция правовых систем

Закон, изданный в виде кодифицированного нормативного акта

  1. Правовые системы негосударственных общностей

- расширение теоретико-философского понимания права;

- совершенствование национального законодательства;

- создание режима международного правопорядка


  1. Стагнационные (тяготеющие к постоянству) элементы правовых систем

- структурная взаимосвязь норм;

- юридическая терминология;

- способы фиксации и согласования правовых норм


  1. Правовая семья

Сравнительный анализ специфических положений отдельных институтов права разных правовых систем

  1. Смешанные национальные правовые системы

Национальные правовые системы, сочетающие в себе признаки различных правовых семей (Шотландия, Израиль, ЮАР и др.)

  1. Основная форма права в странах романо-германской правовой семьи

Функционирование нескольких правовых систем на территории одного государства

  1. Этапы развития семьи романо-германского права

Общий сравнительный анализ структуры правовых систем

  1. Отрасли права в странах романо-германской правовой семьи

Процесс соотношения возникшего правоотношения и подходящей для его регулирования нормы права.

  1. Нормы права в романо-германской правовой традиции

Инструкции и информационные письма руководителей различных ведомств, не содержащие нормы права, а конкретизирующие содержание правовых норм (ее толкование) и указывающие на порядок ее применения в соответствии с таким пониманием.

  1. Субзумпция

Публичное право;

Частное право.



  1. Оптимальная обобщенность правовой нормы

  1. Общее право;

  2. Право справедливости.

  1. Административные циркуляры

Достаточно общие, связанные в систему, легкодоступные для обозрения и понимания правила, на основе которых судьи и граждане, затратив минимальные усилия, могут определить, каким образом должны быть разрешены те или иные проблемы.

  1. Приемы, применяемые в семье романо-германского права для разрешения противоречий между действующими законодательными предписаниями и существующими общественными условиями

  1. Придание закону нового смысла;

  2. Нейтрализация предписаний закона с помощью иных предписаний закона более общего характера.

  1. Отрасли права в англо-саксонских странах

Свойство правовой нормы, указывающее на соблюдение при ее формулировании баланса между казуистичностью и неконкретностью.

  1. Основная задача адвоката в английском судопроизводстве

Действует, если возник до 1189 г.

  1. Правовая норма (legal rule) в прецедентном праве Англии

Санкционирование обычая законом или судебной практикой.

  1. Главенствующая роль судебной практики в Англии определяется

Отсутствие разницы между федеральным правом и правом отдельных штатов.

  1. Обычай как источник английского права

Убедить судью в необходимости принять иск.

  1. Поглощение обычая другими источниками права

Положения, которые берутся из основной части (ratio decidendi) решений, вынесенных высшими судебными инстанциями Англии.

  1. Важнейшее отличие английского права от права США

Рассмотрением закона (statut) через призму судебных прецедентов (case law).

  1. De quota litis

Сопоставление состояния правовых систем, существовавших или существующих на одном историческом этапе.


Ознакомьтесь с перечнем и содержанием следующих применяемых в США доктрин права

  1. Res Ipsa Loquitur

Это известный принцип, означающий «дело говорит само за себя», подразумевает, что произошедшее деяние происходит не иначе как по вине лица, из-за его неосторожности, и для этого не требуется отдельного доказывания.

  1. Доктрина лишения права возражения на основании данного обещания (The Doctrine of Promissory Estoppel)

Данная доктрина имеет важное значение при заключении устных договоров или отсутствии письменных договоров. Она подразумевает, что лицо, которое дало обещание исполнить обязательство, не может отказаться от него или что суд может понудить лицо, которое отказывается от данного другому лицу обещания, исполнить его. Однако суд не может просто понудить лицо исполнить такое обещание или не дать возразить этой стороне. Для этого, истец должен доказать, что обещание было определено и ясно дано ответчиком и что истец опирался на обещание данное ответчиком и это было разумно. И конечно же истец должен доказать наличие причинно-следственную связь между невыполнением обещанием и ущербом, причиненным вследствие этого истцу.

  1. Каталог: sites -> sites content -> site3057 -> html -> media72311
    sites content -> Кентавр  26 Ф. Морозов что такое схематизация – языковая техника или деятельностная практика?
    sites content -> Литература Европы 2 Произведения русской литературы до 1917 г. 2 Произведения русской литературы XX в. (1917- ) 53
    sites content -> Обнинск привлекает инвесторов Андрей Ильницкий
    sites content -> Перечень информационных систем для проведения опросов и список респондентов
    sites content -> Практикум по управлению временем. Спб.: Речь, 2006. 371с
    sites content -> 1. Область применения
    sites content -> Предмета/Ф. И. О. преподавателя


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница