Учебно-методическое пособие для студентов специальности (направления) 080301. 65 «Коммерция




страница1/13
Дата04.08.2016
Размер2.67 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Новикова К.В., Радостева Э.М., Порвадов М.Г.



ТЕХНОЛОГИЯ ОСНАЩЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ КОММЕРЦИИ

Учебно-методическое пособие для студентов специальности (направления) 080301.65 «Коммерция (торговое дело)», 080300.62 «Коммерция» (бакалавриат) очной и заочной форм обучения

Пермь 2013Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова»

Новикова К.В., Радостева Э.М., Порвадов М.Г.



ТЕХНОЛОГИЯ ОСНАЩЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ КОММЕРЦИИ
Учебно-методическое пособие для студентов специальности (направления) 080301.65 «Коммерция (торговое дело)», 080300.62 «Коммерция» (бакалавриат) направлений подготовки очной и заочной форм обучения

Пермь 2013

УДК: 658.7.07
Новикова К.В., Радостева Э.М., Порвадов М.Г. Технология оснащенности предприятий сферы коммерции: для студентов специальности (направления) 080301.65 «Коммерция (торговое дело)», 080300.62 «Коммерция» (бакалавриат) очной и заочной форм обучения / Радостева Э.М. [и др.]. Пермь: ИД «Пресстайм». 2013. 171 с.
Рецензенты:

Погудин А.Л. кандидат технических наук, доцент, и.о. заведующего


кафедрой Высшей и прикладной математики Пермского института (филиала)
РГТЭУ

Пьянков В.В., кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой коммерции и маркетинга в АПК ФГБОУ ВПО «Пермская ГСХА»



Каракайтис Д.Ю., генеральный директор ЗАО «ЭлпромЭнерго», г. Пермь
В учебно-методическом пособии систематизированы и сгруппированы материалы по основным темам дисциплины «Технология оснащенности предприятий сферы коммерции» представлены практические и семинарские задания, тесты и список рекомендуемой литературы. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности (направления) 080301.65 «Коммерция (торговое дело)», 080300.62 «Коммерция» (бакалавриат).
Печатается по решению методической комиссии факультета экономики, финансов и коммерции ФГБОУ ВПО «Пермская ГСХА» (протокол № 3 от 05.11. 2013 года)
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

1. Основы технической оснащенности коммерческих предприятий

7

1.1. Применение результатов научно-технического прогресса в торговле

7

2. Процессы механизации и автоматизации в оптовых и розничных предприятиях торговли

19

2.1. Механизация и автоматизация складских процессов

19

2.2. Механизация и автоматизация в магазинах

23

3. Основные виды торгово-технологического оборудования

33

3.1. Подъемно-транспортное оборудование

33

3.2. Торговое оборудование

48

3.3. Стеллажные системы, применяемые на предприятиях розничной и оптовой торговли

71

3.4. Контрольно-кассовое оборудование

82

3.5. Весозмерительное оборудование

89

3.6. Расфасовочно-упаковочное, этикетировочное и маркировочное оборудование

99

3.7. Торговые автоматы

104

3.8. Торговое холодильное оборудование

107

3.9. Противокражное оборудование

120

4. Рынок торгового и складского оборудования

127

4.1. Современное состояние рынка торгово-технологического оборудования

127

4.2. Коммерческие операции на рынке торгово-технологического оборудования

126

5. Организация технического обслуживания и ремонта торгово-технологического оборудования

138

5.1. Система технического обслуживания торгово-технологического оборудования

138

Деловая игра

144

Варианты контрольных работ для студентов заочного отделения

153

Вопросы к экзамену

158

Рекомендуемая литература

160

Глоссарий

162


ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночной экономики, развивающаяся конкуренция, потребность во внедрении современного оборудования и передовых технологий обусловили необходимость в новых подходах к коммерческой деятельности и торгово-технологическим процессам на предприятиях торговли. Данные обстоятельства предъявляют новые требования к подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых связана с коммерческой деятельностью, в частности, с товарным обращением.

Дисциплина "Технология оснащенности предприятий сферы коммерции" является одной из обще-профессиональных учебных дисциплин, направленных на формирование специальных знаний, умений и навыков специалиста высшей квалификации в сфере коммерции.

Изучение вопросов технической оснащенности коммерческих предприятий основывается в рамках дисциплины на теоретических и методологических положениях научной организации процесса товародвижения, улучшения деятельности торговых предприятий.

Торгово-технологический процесс коммерческих предприятий рассматривается в порядке, соответствующему реальному движению товаров от производителей к потребителям.

В связи с этим студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования могут получить теоретические и прикладные знания в области технологии оснащенности предприятий сферы коммерции, о путях повышения интенсификации торговых операций на всех стадиях процесса товародвижения.

Дисциплина «Технология оснащенности предприятий сферы коммерции» имеет семантическую связь с другими учебными дисциплинами: "Организация, технология и проектирование предприятий", "Основы коммерческой деятельности", "Маркетинг", "Менеджмент", "Транспортное обеспечение коммерческой деятельности", "Коммерческая логистика", "Коммерческое товароведение", "Экономика предприятия", "Коммерческое право" и др.



1. Цель, задачи и предмет дисциплины

Целью дисциплины «Технология оснащенности предприятий сферы коммерции» является формирование у студентов, обучающихся по специальности (направления) 080301.65 «Коммерция (торговое дело)», 080300.62 «Коммерция» (бакалавриат) теоретических знаний и практических навыков в области материально-технической оснащенности предприятий коммерции, механизации и автоматизации торгово-технологических и складских процессов, выбора, расчета потребности и эксплуатации всех видов оборудования.



2. Основные задачи дисциплины:

  • освоение студентами знаний основных законодательных, нормативных и эксплуатационных документов, регламентирующих требования к техническим средствам;

  • приобретение студентами практических навыков в рациональном выборе техники для механизации и автоматизации технологических процессов в торговых предприятиях (оптовых и розничных), способствующие сокращению применения ручного труда и повышению уровня технического оснащения;

  • освоение методов расчетов потребности в оборудовании и экономической эффективности внедрения новой техники;

  • приобретение знаний по выбору оптимальных решений при техническом оснащении торговых предприятий, способствующих сокращению материальных затрат и повышению рентабельности торговой деятельности.

Предметом изучения дисциплины «Технология оснащенности предприятий сферы коммерции» является изучение технического оснащения торговых предприятий, механизации и автоматизации процесса товародвижения, основных направлений совершенствования технологического проектирования торговых предприятий.

3. Требования к уровню освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



ОК-12 способность применять природоохранные мероприятия и ресурсосберегающие технологии, умением реализовать экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

ПК-11 способность осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной);

ПК-12 готовность работать с технической документацией, необходимой для профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) и проверять правильность ее оформления;

ПК-18 способность разрабатывать проекты профессиональной деятельности (торгово-технологические, и/или маркетинговые, и/или рекламные, и/или логистические процессы) с использованием информационных технологии.



  1. ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ


1.1 Применение результатов научно-технического прогресса в торговле


      1. Сущность и значение НТП в торговле.

Научно-технический и технологический процесс в торговле является изучением механизации и автоматизации товародвижения, анализ рынка оборудования, подбор, установка и рациональная эксплуатация всех видов торгово-технологического оборудования. Изучение основано на достижениях науки, техники и технологии, мировой практики совершенствования процесса товародвижения.

В настоящее время в экономической литературе встречается много различных его определений. Условно их можно подразделить на определения с учетом производственных отношений и определения без их учета.



В первом случае - широком смысле слова, научно-технический прогресс представляет собой единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники. К широкому определению можно отнести и такое: "Научно-технический прогресс - это совершенствование материально-технического базиса (трудовой деятельности людей), причем "совершенствование" в данном случае означает любое поступательное изменение материально-технического базиса, отличное от его только количественного расширения, пропорционального увеличению числа работников.

Примером другой группы "узких" определений научно-технического прогресса может служить "Научно-технический прогресс - многозвенный процесс, включающий в себя фундаментальные исследования, основанные на прикладных изысканиях, конструкторские и технологические разработки, создание образцов новой техники, ее промышленное производство, широкое внедрение этой техники на предприятиях-потребителях".

Представляет интерес классификация понятий научно-технического прогресса на результативные и ресурсные.

Результативная характеристика отображает производственные цели научно-технического прогресса, технико-экономические результаты обновления продукции, описание технологических процессов, предметов труда и форм его организации.

Ресурсная характеристика отражает средства достижения этих целей - финансовые, трудовые, материально-технические, информационные и др.

НТП в торговле – это количественные и качественные изменения, вызываемые применениями передовой технологии, совершенствованной техники, методов управления и обеспечивающие повышение эффективности торговли и улучшение культуры обслуживания населения.

Из определения НТП в торговле составными его частями являются:


  1. Совершенствование технологии на базе логистики.

  2. Механизация и автоматизация торгово-технологических процессов на предприятиях торговли.

  3. Совершенствование использования техники и эффективное управление сквозными материальными потоками.

НТП повышает уровень технической оснащенности предприятий, следовательно ведет к изменению структуры основных фондов и торгово- технологического процесса в целом и выдвигает проблему эффективного использования техники, новой техники.

Программа правительства РФ предусматривает ряд направлений по развитию совершенства НТП в торговле и в смежных отраслях:



  1. Создание развития производства технологического оборудования для предприятий АПК, торговли, предприятий питания и особенно для вновь организованных производственных структур (малых цехов и фермерских хозяйств).

  2. Развитие производства средств связи, транспорта, электроники.

  3. Приоритеты развития социально значимых грузовых перевозок.

  4. Развитие средств микроэлектроники, внедрение в разные области новых информационных технологий.

  5. Финансирование из государственного бюджета России целевых общенациональных научно-технических программ и поддержка их из федерального бюджета.

  6. Удовлетворение потребностей в современных машинах и оборудовании, перерабатывающих отраслей, торговле и предприятий питания.

 Значение применения результатов НТП рассматривается в двух аспектах: экономическом и социальном.

Экономическое значение результатов научно-технического прогресса проявляется в следующих показателях: рост производительности труда; сокращение количества работников; снижение расходов по заработной плате; повышение товарооборота; увеличение прибыли предприятия; сокращение простоев транспорта; уменьшение товарных потерь и потерь по таре; улучшение имиджа предприятия.

Социальное значение результатов научно-технического прогресса: снижение утомляемости работников; сокращение количества случаев производственного травматизма; повышение привлекательности профессии; улучшение организации торгово-технологического процесса; увеличение скорости и качества обслуживания.

 Задачами научно-технического прогресса в торговле являются:



  1. Модернизация существующего оборудования.

  2. Изъятие из эксплуатации устаревших моделей торгово-технологического оборудования.

  3. Внедрение новых усовершенствованных моделей оборудования.


      1. Основные направления использования НТП в торговле.

  1. Совершенствование существующей торговой сети и строительство новых современных торговых предприятий.

  2. Индустриализация строительства торговых предприятий.

  3. Внедрение механизации и автоматизации трудоемких работ.

  4. Внедрение прогрессивных технологий, обслуживание покупателей – внедрение различных методов продажи товаров для покупателей.

  5. Автоматизация процессов продажи товаров (внедрение торговых автоматов).

  6. Автоматизация процессов холодильной обработки продуктов.

  7. Индустриализация процессов перемещения товарных потоков от производителя до потребителя (пакетирование грузов).

  8. Автоматизация контрольно-кассовых операций и внедрение пластиковых карт при расчетах за приобретаемый товар.

  9. Электронизация торговых операций (электронная мобильная торговля).




      1. Эффективность научно-технического прогресса.

Под эффективностью НТП понимают соотношение эффекта и вызвавших его затрат. Эффективность – относительная величина, измеряемая в долях единицы или процентах и характеризующая результативность затрат. Критерий эффективности – максимизация эффекта при заданных затратах или (чаще) минимизация затрат на достижение заданного эффекта.

По эффективности, НТП различается по содержанию, уровню и этапам процесса. По содержанию выделяются информационная (научно-технический), экономическая, ресурсно-экологическая и социальная эффективности НТП.



Информационная эффективность – это есть результат научной деятельности, выражающийся в накоплении новых знаний, прогрессивного технического и организационного опыта и трудовых навыков.

Экономическая эффективность – это результат применения и распространения новшеств, обеспечивающих прирост конечного общественного продукта и национального дохода.

Выделяется три разновидности экономической эффективности, а именно:


- экономия общественного труда при удовлетворении потребностей (выражается в снижении себестоимости единицы полезного эффекта, уменьшении эксплуатационных затрат и удельных капиталовложений);
- объемная эффективность (связана с удовлетворением новых общественных потребностей и возрастанием на этой основе объема реализации);
- структурная эффективность (связанна с созданием современных, с более высокой производительностью станков, способствующей более полному удовлетворению объемов производства).

Ресурсная эффективность – это способность к возмещению дефицитных ресурсов народного хозяйства, к высвобождению их для расширенного производства, а также вовлечению в оборот ранее неиспользованных ресурсов.

Производной от ресурсной эффективности является экологическая эффективность НТП, так как использование природных ресурсов, введение новых технологий оказывают самое сильное воздействие на окружающую среду.



Социальная эффективность выражается в формировании более благоприятных условий для применения творческого потенциала работников, а также для всестороннего развития личности. Ее сущность заключается в улучшении условий труда, его безопасности, а также в сокращении тяжелого физического труда, увеличении свободного времени, росте материального и культурного уровня жизни трудящихся.

Здесь следует отметить, что результаты социальных и, приведенная выше, экологических мероприятий НТП определяются при его оценке по степени отклонения социальных и экономических показателей от целевых нормативов, установленных в централизованном порядке, и масштабов воздействия на окружающую среду и социальную сферу. Нарушение целевых нормативов при этом не допускается.

Так же эффективность НТП по величине отражаемых экономических интересов различают народно-хозяйственную и хозрасчетную социально-экономическую эффективность.

Народно-хозяйственная эффективность НТП характеризуется отношением эффекта к затратам в масштабах народного хозяйства и измеряется в показателях, принятых для характеристики его функционирования. Этот вид эффективности определяет результативность не конкретного объема в его хозяйственных границах, а всей народно-хозяйственной системы, испытывающей воздействие данного объекта. Народно-хозяйственная эффективность отражает рост национального дохода (или его части прибыли) во всех отраслях и производствах, связанных с оцениваемым объектом, а затраты – полный объем ресурсов (живого труда и материальных затрат других отраслей и производств), необходимых для функционирования оцениваемого объекта. Поскольку народно-хозяйственная эффективность и затраты должны отражать прирост чистой продукции и расход ресурсов без многократного их учета и объединения, то народно-хозяйственный эффект должен представлять собой сумму приростов чистой продукции (прибыли) во всех отраслях и производствах, а народно-хозяйственные затраты – сумму собственных затрат всех сопряженных отраслей и производств.

Хозрасчетная эффективность есть народнохозяйственный эффект, воплощаемая в прибыли и других результатах хозяйственной деятельности. Данная эффективность характеризует результативность затрат в масштабах отрасли, объединения, предприятия и рассчитывается на базе показателей, принятых для оценки деятельности этих звеньев народно-хозяйственной системы.

Экономическая эффективность выражается в превышении стоимости результатов над затратами в течение всего научно-производственного цикла. При этом общие затраты на НТП – это единовременные и текущие расходы на создание и освоение соответствующих новшеств. К единовременным расходам относятся капитальные вложения для создания и освоения новшеств, а именно:

- научно-исследовательские, опытно-конструкторские, экспериментальные, технологические, проектные работы;

- усовершенствование опытных образцов;

- покупка, доставка и монтаж оборудования;

- стоимость строительства зданий и сооружений;

- увеличение оборотных средств;

- предупреждение ресурсно-экологических потерь;

- предотвращение негативных социальных последствий;

- формирование социальной инфраструктуры в связи с привлечением дополнительных кадров.

К текущим затратам на новую технику относят калькуляционные статьи расходов.

При этом согласно тенденциям в мировой экономике к показателям новой техники относят:

- многофункциональность оборудования, ее «эластичность» и способность к модернизации на выпуск продукции различных модификаций;

- многократное увеличение мощности;

- оснащенность сложной электроникой, которая позволяет использовать возможность контроля и саморегулирования машины с выполнением сложного цикла взаимосвязанных операций;

- трансформацию характера воздействия на предмет труда, применение лучевых, звуковых, биохимических (лазерное излучение, ультразвук, взрывные волны и др.) процессов;

- очень высокая экономичность.

Данные вышеобозначенные признаки позволяют определить способность машины к интенсификации процессов производства. При этом для оценки и анализа новой техники и технологий их подразделяют на три основные категории:

1) Принципиально новая техника, которая не имеет аналогов. Для ее конструирования и изготовления требуются большие финансовые затраты и длительное время (от 5 до 10 лет). При этом такая техника резко увеличивает производительность труда и экономит ресурсы. Ее покупка предприятию обходится дорого, но такие машины окупаются довольно быстро. При эффективной эксплуатации новая техника данной категории позволяет совершить технологический скачок и опередить конкурентов;

2) Новая техника и технология современного научно-технического уровня, имеющая аналоги. Данная категория оборудования, обычно, заимствуется из других отраслей или стран и для ее изготовления требуется «привязка» к конкретному производству в течение 3 – 4 лет.

3) Новая техника как результат модернизации и рационализаторской работы. Техника данной категории не требует для внедрения больших затрат и при этом для изготовления достаточно короткого времени от 0,5 до 2 лет.

С целью проведения анализа и оценки технического уровня производства, экономичности новой техники, эффективности ее использования применяются многочисленные показатели. Данные показатели в мировой практике как правило сводят к трем группам, характеризующим влияние новой техники на динамику и эффективность интенсификации производства, т.е. на сокращение материальных и трудовых затрат на единицу производства.

Первая группа показателей позволяет оценить влияние орудий труда на техническую оснащенность производства. К данной группе показателей относят: коэффициент обновления выбытия техники; коэффициент механизации; коэффициент физического износа техники; средний возраст оборудования; фондоотдача.

Вторая группа показателей дает оценку воздействия новой техники на предметы труда. Среди данных показателей выделяют: материалоемкость, показатель удельного расхода сырья, материалов, топлива, энергии;

Последняя третья группа показателей, оценивающих воздействие новой техники на рабочую силу представлена: технической вооруженностью труда, коэффициентом механизации труда, удельным весом ручных работ, электровооруженностью труда, ростом производительности труда.

В целом, обобщающими показателями экономической эффективности новой техники и технологии являются: срок окупаемости капитальных затрат на новую технику и коэффициент эффективности затрат на новую технику, т.е. показатель, обратный сроку окупаемости. При этом в России нормативный коэффициент эффективности новой техники установлен для народного хозяйства 0,15, что предполагает срок окупаемости до 6,6 лет.



Социально-экономическая эффективность на уровне конкретного предприятия определяется не результатами научно-технического прогресса в целом, а отдельными новшествами и их комплексами. Эффективными нововведениями считаются те, абсолютная эффективность которых (Эабс) не ниже нормативной (Ен) и базовой:

Эабс = Дчп / Ккт, (1)
где Дчп – прирост чистой продукции (хозрасчетного дохода в результате нововведений);

Кнт – прирост затрат на НТП.

Период окупаемости капитальных затрат на новшества (Ток) определяется по формуле:

Ток = Σ П / Кнт (2)
где П – прибыль, полученная в t г. в результате использования нововведения.

Прирост прибыли (ΔП) в результате внедрения новой техники рассчитываются по формуле:



ΔП = (Ц2 – С2) * А2 – (Ц1 – С1) * А1, (3)
где Ц1, Ц2 – оптовая цена единицы продукции до и после нововведений;
С1, С2 – себестоимость единицы продукции до и после нововведений;
А1, А2 – производство продукции, штук.

При этом устанавливается влияние различных факторов на увеличение прибыли.



Первый фактор – это снижение себестоимости (сокращение удельных затрат на заработную плату, материальные затраты, страховые платежи за единицу продукции, изменение амортизационных отчислений, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования);

Второй фактор – это повышение качества продукции (наценки к оптовой цене и увеличение объема производства в связи с удешевлением и повышением качества продукции).

Прирост прибыли на рубль затрат на внедрение нового оборудования определяется разностью суммы от прироста прибыли от внедрения новой техники и суммы затрат на это внедрение.

Для новшеств, при использовании которых расходы и результат, в том числе объем и качество продукции, не изменяются по годам расчетного периода, экономический эффект определяется следующей формулой:

Ээ = Рг – Зт / Кр + Ен, (4)

где Рт и Зт – соответственно неизменные по годам расчетного периода результаты нововведения (основные и сопутствующие в стоимостной оценке) и затраты на НТП.



Зт = И + (Кр + Ен) * К, (5)

где И – годовые текущие издержки при использовании нововведения (без учета амортизации на реновацию);

Ен – норматив приведения единовременных затрат и результатов, численно равный нормативу эффективности капиталовложений (Е – 0,15);

К - единовременные затраты;

Кр – норматив реновации основных фондов при использовании нововведения с учетом фактора времени.

Эффект результатов НТП рассчитывается на этапе формирования планов научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ разработчиками на базе технико-экономических показателей нововведения, согласованных с потребителем. При этом на последующих этапах данного плана расчет осуществляет разработчик совместно с изготовителем при согласовании с заказчиком.

Рассчитывая экономическую эффективность, сравниваемые вариации должны быть приведены по всем признакам в сопоставимый вид. Также при внедрении нового оборудования должны учитываться соотношения в производительности, сроках службы и других качественных параметрах.

В случае, когда по какому-либо из сопоставляемых вариантов не получается одинаковый состав производственных результатов (продукции, работ, услуг), то по данному варианту необходимо предусмотреть дополнительную рабочую силу, оборудование, помещения, обеспечивающие производство недостающих видов изделий. При этом потребность приведения различных вариантов к одинаковому составу изготавливаемых изделий возникает, как правило, при проектировании участков и цехов, многопредметных механизированных и поточных линий.

Когда сравниваются варианты, имеющие различные объемы годового выпуска продукции (работ), то по варианту с более меньшим объемом необходимо предусмотреть дополнительное оборудование, рабочую силу, оснащение, здания, необходимые для доведения его величины до уровня другого варианта. Очевидно, что также необходимо корректировать величины общих капитальных вложений, себестоимость и прибыль.

С целью обеспечения адекватной сравнимости вариантов, которые отличаются по качеству продукции, нужно определить затраты на дополнительные операции, оборудование и оснащение, применение которых устранит различия в уровне качества.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница