Учебно методический комплекс



Скачать 493.78 Kb.
страница1/4
Дата08.07.2016
Размер493.78 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Пояснительная записка

В Послании Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстан - 2030» значительная роль отводится воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения. В связи с этим, особую актуальность в настоящее время приобретает возрождение национального самосознания, культуры, народных традиций и обычаев в единстве с нравственным опытом поведения и духовностью культуры. Оно определяется возрастающей ролью человека в создании материальных и духовных ценностей и способствует формированию и развитию гармоничной личности. Осуществление этих задач зависит от реализации воспитательного потенциала народной педагогики.

В Законе РК «Об образовании» определены основные направления политики нашего государства в области образования, которые базируются на общечеловеческих ценностях, историческом опыте, духовной культуре и многовековых народных традициях.

Образовательная система должна не только выражать государственные интересы, но и интересы различных этносов, населяющих нашу республику.

Развитие школы на основе народной педагогики, социально-этических идеалах народа – один из главных путей ее обновления.

Народная педагогика как составная часть коллективного народного творчества, как проявление педагогической культуры масс зародилась в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представление о человеке, семье, о воспитании подрастающего поколения.

Источниками этнопедагогики являются многовековой практический опыт народного воспитания, закрепленный в образе жизни народа, традициях, обычаях, фольклоре, исторические, этнографические труды, археологические материалы и т.д. Этнопедагогика тесно связана с этнопсихологией, этнографией, этнокультурой, историей и др. науками.

Курс этнопедагогики позволяет решить следующие задачи:


  • изучить теоретические основы этнопедагогики;


  • понять роль народной педагогики в совершенствовании обучения и воспитания подрастающего поколения на современном этапе;


  • усвоить положительный опыт народного воспитания в целях совершенствования своей педагогической деятельности;


  • уяснить взаимосвязь народной педагогики и педагогических идей великих ученых и мыслителей;


  • овладеть методом исторического подхода к педагогическим явлениям и фактам, накопленным в теории и практике народного воспитания.




Дисциплина «Этнопедагогика» рассматривает взаимосвязь развития культуры этносов с процессом развития общественной информации. В связи с этим определены 8 основных этапов развития казахского этноса, особенности воспитания на каждой ступени, труды видных ученых-этнографов, оставленные в наследие памятники культуры, национального искусства начиная с VI века по настоящее время.

По каждому разделу рекомендуется ведение дискуссий, предлагаются вопросы и задания для СРС и список используемой литературы. К тому же, даются темы рефератов для углубленного самостоятельного изучения студентами пройденных тем.

^ Цель этнопедагогики: воспитание чувства патриотизма к Родине, народу, своей истории в совокупности со знанием традиций и обычаев, истории и национальной культуры этносов, проживающих в нашей республике.

Задачи: сформировать национальное самосознание подрастающего поколения на основе видов народного воспитания; воспитать всесторонне развитую гармоничную личность, способную адаптироваться в рыночных условиях экономики, гражданина – патриота своей страны. 

Объем необходимых знаний студентов:

После окончания изучения дисциплины «Этнопедагогика» студенты должны знать основы национального воспитания: уважение к старшим, родителям, старикам, умение общаться с учителями, соблюдение этики и культуры речи; умение различать виды национального искусства (литературу, поэзию, ИЗО, айтыс, музыку и др.) и оценивать их; любовь к родной земле; память о батырах, защитниках нашей родины. Чувство национальной гордости должно быть в каждом студенте. 

^ Календарно-тематический план курса





Название темы

Распределение часов






лекции

Практ.

Лабор.

СРС

СРСП





1

2

3

4

5

6

7









  1. ^ Научно-методические основы исследования этнокультуры




1

Цель и задачи предмета «Этнопедагогика»

1



-


-

1

1





2

Понятие «этнос». Закономерности появления этносов

1



-


-

1

1









  1. ^ Исторические этапы формирования народного воспитания




1

Периоды развития казахской народной педагогики

2

-

-

2

2





2

Развитие и становление казахского образования

1

-

-

1

1





3

Национальное воспитание в республике Казахстан

1

-

-

1

1









  1. ^ Научно-теоретические основы казахской этнопедагогики




1

Научное определение этнопедагогических понятий

1

-

-

1

1





2

Казахские народные традиции и обычаи

1

-

-

1

1





3

Общность этнопедагогики с этнопсихологией

1

-

-

1

1





4

Особенности национальных традиций и обычаев

2

-

-

2

2









  1. ^ Основные принципы народной педагогики и ее связь с научной педагогикой




1

Основные принципы народной педагогики

1

-

-

1

1





2

Общность народной и научной педагогики

2

-

-

2

2





3

Народная педагогика – объект исследования этнопедагогики

1

-

-

1

1









  1. ^ Взгляды казахских просветителей – демократов II-ой половины XIX века на казахскую этнокультуру




1

Мысли Ч.Валиханова о традициях и обычаях казахского народа

2

-

-

2

2





2

Наследие И. Алтынсарина

1

-

-

1

1





3

Взгляды А. Кунанбаева (1845 – 1904 гг.) на казахскую этнокультуру

2

-

-

2

2









  1. ^ Видные ученые – педагоги об основах казахской этнопедагогики




1

Идеи основоположников этнопедагогики XIX - и начала XX вв.

1

-

-

1

1





2

Виды устной литературы, традиции и обычаи в народной педагогике

2

-

-

2

2





3

Вопросы воспитания в трудах мыслителей средних веков

1

-

-

1

1









  1. ^ Мысли акынов, сказителей и ораторов о народном воспитании




1

Идеи акынов XY - XYIII вв. о народном воспитании

2

-

-

2

2





2

Народный характер национальных игр и искусства

2

-

-

2

2





3

Значение традиций и обычаев в жизни современных казахстанцев

2

-

-

2

2









Итого:


30


-


-


30


30







Тема 5. Исторические этапы казахского воспитания

При рассмотрении опыта казахского народа по воспитанию поколений в историко-социальном аспекте будет неправильным, если начнем с установления (в ХІV-XVвв.) казахского ханства, так как опыт воспитания берет свое начало в далеком прошлом. Потому что страницы вчерашней прошлой истории – обитавшие народы в Великой степи, которая являлась источником Восточной культуры, общались на одном языке, обитали в одном крае, охраняли эти земли от внешних врагов, верили в одну религию, внесли свой значительный вклад в установление мировой культуры – является древним началом общей культуры и истории нынешних тюркских народов. 

Исследователи и ученые - А.Касымжанов, Ж.Алтаев, научные заключения которых, о том, что «Наш народ имеет тысячелетнюю культуру, философию, литературу, историю, хотя с названием «казах», мы вошли в историю в начале ХІV века» служат доказательством вышесказанного. На научной основе всесторонне исследованные эти исторические факты позволяют нам широко изучить в историко-научном аспекте рассматриваемые вопросы. 

В зависимости от общественного строя историю казахской народной педагогики, на наш взгляд, можно разделить на 8 этапов: 

В первобытнообщинном строе классового общества не существовало. Человек осуществлял свою деятельность в группе и совместно. Здесь воспитание в зависимости от особенностей возраста и пола, имело общественный характер.

^ Этапы развития казахской народной педагогики

1 эпоха


д..н..э

2 эпоха


д.н.э

3 эпоха


д.н.э

4 эпоха


д.н.э

5

эпоха



д.н.э

6 эпоха


д.н.э

7эпоха


д.н.э

8 эпоха


д.

Каменный, бронзовый период


VII-III в.в

до V века н.э.

Между VI -IXв.в


Между X-XV


Между XV-XVIII


С XVIII - по 20-е гг. XX века


С 1920 - по 1999гг.


После 1991года - Независимое 

государство

Воспитание в период первого общественного строя


Воинственное воспитание саков и гуннов 


Воспитание в период Великого Тюркского Каганата 


Арабская осточная Культура,

Высказывания о воспитании мыслителей среднего века 


Проявление национального воспита-

ния при Казахском ханстве (воспитательные идеи в поэзии поэтов того времени)

Воспитание

в просветительско-демократическом направлении в связи с присоединением Казахстана к России. 

Становление научной педагогики 

В Советский период

Развитие 

национального воспитания 

в Независимом



Казахстане




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница