Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история (история древнего мира) Специальность 030401. 65 История




страница1/5
Дата20.07.2016
Размер1.24 Mb.
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

(ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА)


Специальность – 030401.65 История

Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин


Рубцовск - 2011

При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:


1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308гум /сп

2) Учебный план по специальности 030401.65 История утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12


УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6



СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий учебный курс преследует цель показать процесс формирования основ ранних цивилизаций как особых культурно-исторических образований - первых базисных цивилизаций мира. Главное внимание уделено механизму функционирования каждой цивилизации как единого живого организма, во взаимосвязи составляющих его элементов. Важное место занимает периодизация этапов развития и закономерностей истории каждой цивилизации.

Теоретическая основа всего программного материала - концепция полиса как саморегулирующейся «элементарной частицы» античной цивилизации, экономической и политической модели Греции и Рима.

Важнейшее значение имеют разделы, посвященные античной культуре как основе современной европейской цивилизации; прослеживается культурное влияние Греции и Рима на последующую историю.

При составлении программы учитывалось, что история древнего мира преподается на первом курсе, когда студенты еще недостаточно знакомы с теорией исторической науки. Поэтому в программу включены некоторые теоретические положения в несколько адаптированном виде.

Автор программы стремился отразить современный уровень состояния науки, его основную проблематику, дискуссионные моменты.

При составлении программы был учтен опыт более ранних государственных и авторских программ, предназначенных как для университетов, так и для педагогических вузов (В.И. Кузищина; Г.А. Кошеленко, Г.Т. Залюбовиной, З.В. Сердитых и др.).

В результате реализации настоящей программы у студентов должны быть сформированы знания об основных признаках и особенностях ранних цивилизаций, их отличиях одна от другой, о принципиальных отличиях античного мира от Востока. Студент должен знать основные теоретические положения, основные фактические события гражданской истории, персоналии, хронологию, письменные источники. Среди основных умений должны быть: умение читать историческую карту, делать самостоятельную характеристику источников, объяснять основные причины исторических событий в рамках древней истории.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Дидактические единицы

Наименование

тем


Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения

Самост. работа студ.

Всего


Лекции

Лаборат. работы

Практ. работа студ.

1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕI

10 баллов

ДЕ 1. Введение

12

4

4




-

8

Тема 1. Источники по истории античного мира.

6

2

2




-

4

Тема 2. Историография античной истории

6

2

2




-

4

ДЕ II

45 баллов

ДЕ 1. История Древней Греции

122

32

14




18

90

Тема 1. Минойская цивилизация

18

-

-




2

16

Тема 2. Микенская (Ахейская) цивилизация

20

4

2




2

16

Тема 3. «Темные века» (XI – IX вв. до н.э.)

18

6

2




4

12

Тема 4. Эпоха Архаики (VIII – VI вв. до н.э.)

24

8

4




4

16

Тема 5. Классический период (V – IV ввю до н.э.)

22

8

4




4

14

Тема 6. Эллинистический период

(конец IV – конец I вв. до н.э.)



20

4

2




2

16

Промежуточный контроль

Контрольная работа




Семестровый контроль

Зачет

ДЕ III

45баллов

ДЕ III. История Древнего Рима.

132

36

18




18

98

Тема 1. Ранний Рим и Италия

24

6

2




4

18

Тема 2. Создание Римской средиземноморской державы.

26

6

4




2

20

Тема 3. Кризис республики и гражданские войны

26

6

2




4

20

Тема 4. Ранняя Римская империя (принципат)

28

8

4




4

20

Тема 5. Поздняя Римская империя (доминат)

28

8

4




4

20

Промежуточный контроль

Контрольная работа




Итоговый контроль

Экзамен

Курсовая работа




Всего

266

72

36




36

194

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЕ I.Введение

Аудиторное изучение:

Знания об античности - основа классического гуманитарного образования. Образовательное и воспитательное значение античности.

Античный мир - классический образец локальной цивилизации. Основные характеристики локальной цивилизации.

Тема 1. Источники по истории античного мира.

Аудиторное изучение:

Письменные источники. Приемы и методы работы античных авторов. Критика письменных источников. Основные жанры античных текстов. «Линии» Геродота и Фукидида.



Самостоятельное изучение

Археологические источники. История археологических открытий. Г. Шлиман, А. Эванс, исследования комплексных экспедиций при раскопках Эфеса, Олимпии, Смирны и др. Открытия конца ХХ в. (гробница в Вергине и др.). Археология в России (Б. Фармаковский). Московская (В. Блаватский) и Ленинградская (В. Гайдукевич) школы советской археологии. Специфика исторических выводов на основе археологических источников. Классическая археология сегодня. Эпиграфика и ее роль. Нумизматика.



Тема 2. Историография античной истории.

Самостоятельное изучение

Гуманисты и их деятельность по спасению античного наследия. Ф. Петрарка. Просветительская историография XVIII в.

Историко-критический метод Б. Нибура. Позитивистская историография XIX в. Национальные школы (Германия, Англия, Франция). Э. Курциус. Дж. Грот. И. Дройзен. Т. Моммзен. Н. Фюстель де Куланж. Историография античности в России в XIX в.: эпиграфическая школа.

Модернизация античности в историографии рубежа XX в. Эд. Мейер. Развитие национальных школ. Г. Буассье. У. Виламовиц фон Мёллендорф.

Расцвет антиковедения в России в начале ХХ в. Основные школы: историко-филологическая, политико-правовая, социально-экономическая. Крупнейшие представители: М. Ростовцев, Ф. Зелинский, Ю. Кулаковский, С. Жебелев, Н. Новосадский.

Мировая историография XX в.: структурализм и исторический синтез. Ф. Шахермайр, Ф. Хайхельхайм, Р.Сайм, А. Альфельди, В. Эренберг, А. Джоунз, Ф. Миллар, В. Тарн, Э. Бикерман, Ф. Альтхайм, А. Тойнби, М. Финли, Дж. Бордмен, П. Браун, Кл. Моссе, П. Левек, Й.Фогт. Внимание к вопросам античной экономики, рабства, политико-правовым аспектам.



Аудиторное изучение:

Отечественные антиковеды XX в.: академическая и университетская наука. М. Сергеенко, В. Кузищин, Ю. Андреев, Э. Фролов, В. Ярхо, С. Утченко, Е. Штаерман, Л. Маринович, С. Сапрыкин, В. Яйленко, В. Строгецкий, А. Доватур, А. Лосев, Г. Кошеленко, А. Немировский, Г. Кнабе, Ю. Виноградов. Современные исследования античности в России и странах СНГ.


ДЕ II. История Древней Греции

Тема 1. Минойская цивилизация

Аудиторное изучение:

Природа и население древнейшего Крита. Источники. Раскопки А. Эванса. Хронология и периодизация. Кносский дворец. Критская талассократия. Общественный строй и культура Крита. Религия и ее роль в формировании облика Минойской цивилизации. Фрески.



Самостоятельное изучение

Крит в греческой мифологии.



Тема 2. Микенская (Ахейская) цивилизация

Аудиторное изучение:

Эллада и острова в эпоху ранней бронзы. Древнейшее население - пеласги. Периодизация истории Эллады эпохи бронзы. Приход греков. Ахейские государства. Их социальная и экономическая структура. Цитадели и деревни. Микены, Пилос, Аргос, Афины, Иолк. Троянская война. Упадок ахейских государств. Причины угасания цивилизации. Вторжение дорийцев. Культура и искусство микенской эпохи.



Самостоятельное изучение

Микенское время в греческой мифологии.



Тема 3. «Темные века» (XI – IX вв. до н.э.)

Аудиторное изучение:

Источники по истории «Тёмных веков». Гомеровские поэмы. Жизнь и быт гомеровских греков. Знать и простые люди. Социальные отношения. Роль войны.



Самостоятельное изучение

Археологические данные. Проблема послемикенского регресса. Археологическая периодизация «Тёмного времени». Субмикенский период. Геометрический период. Расселение греческих племен. Ионийцы, дорийцы, эолийцы, ахейцы. Начало распространения железа.



Тема 4. Эпоха Архаики (VIII – VI вв. до н.э.)

Аудиторное изучение:

Начало Великой Греческой колонизации, ее причины и направления. Усиление аристократии. Формирование демоса. Начало формирования греческого полиса - основной единицы античной цивилизации. Автономия и автаркия - главные принципы организации полиса.

Социальная борьба в греческих полисах. Ранняя тирания, ее социальная сущность и историческая роль. Типы тирании. Усиление демоса и победа демократии в ряде полисов.

Спарта как тип дорического полиса. Фактор завоевания. Консервация архаических социальных отношений в Спарте. «Ретра Ликурга». Завоевание Мессении. Илоты и периэки. Быт и воспитание спартиатов. Образование Пелопоннесского союза.

Афины в VII-VI в. до н.э. Особенности географического положения и природных условий Аттики. Социальный состав населения. Аристократия, торгово-ремесленная часть демоса, крестьянство. «Килонова смута». Законы Драконта. Реформы Солона. Тимократическая конституция. Оформление гражданства. «Переключение» рабства за пределы полисного гражданства. Развитие ремесла и торговли. Тирания Писистрата. Реформы Клисфена и завершение формирования демократии в Афинах.

Сакральный характер общественной жизни в эпоху архаики. Греческие культы Зевса, Аполлона и Деметры. Местные культы. Формирование олимпийского пантеона. Амфиктионии. Общеэллинские празднества.

Культура эпохи архаики. Ориентализация. Рождение философии, поэзии, изящных искусств. Проблема «греческого чуда».

Итоги «архаической революции»: формирование основ локальной цивилизации нового типа, ее отличия от цивилизаций Древнего Востока.



Самостоятельное изучение

Северное Причерноморье в эпоху архаики. Ионийские эмпории. Формирование Боспорского государства.


Тема 5. Классический период (V – IV ввю до н.э.)

Аудиторное изучение:

Ионийское восстание. Персидская экспансия на Запад. Греко-персидские войны. Поход Дария. Марафонская битва. Усиление власти Фемистокла в Афинах, строительство флота. Поход Ксеркса. Саламин. Платеи. Делосская симмахия. Последствия победы эллинов над персами.

Расцвет афинской демократии в годы Пентаконтаэтии. Перикл и его политика. Классическое рабство. Афинский морской союз и его перерастание в империю (архэ). Отношения с союзниками. Реакция Спарты на усиление Афин. Экономическое развитие Афин. Перерастание полисных рамок наиболее развитыми государствами.

Пелопоннесская война. Победа радикальной демократии в Афинах. Демагог Клеон. Алкивиад. Архидамова война. Сицилийская экспедиция. Декелейская война. Олигархический переворот. Восстановление демократии. Поражение Афин. «Тирания Тридцати». Падение тирании. Процесс Сократа.

Спартанская гегемония в Греции. Агесилай и его войны в Персии. Фиванская гегемония. Эпаминонд и Пелопид. Новое усиление Афин. Второй Афинский морской союз.

Кризис полиса: перерастание традиционных рамок в экономике. Развитие товарных отношений. Развитие рабства. Усиление социальной дифференциации. Варианты преодоления кризиса. Углубление политического кризиса.

Усиление Македонии при Филиппе II. Вмешательство Македонии в греческие дела в середине IV в. до н.э. Политическая борьба в Афинах. Демосфен, Ликург, Гиперид, Эсхин. Битва при Херонее338 г. до н.э. Коринфский конгресс и объединение Эллады под македонской гегемонией. Идеология панэллинизма. Исократ.

Александр Македонский. Утверждение его власти в Македонии и подавление восстаний греческих полисов. Подготовка похода на Восток.



Самостоятельное изучение

Культура классического времени. Культ Диониса и рождение греческого театра. Высшие достижения в изящных искусствах. Архитектура. Вазопись. Живопись. Музыка. Рождение истории. Расцвет ораторского искусства. Мировое значение греческой культуры.

Северное Причерноморье в классическую эпоху. Боспорское государство при Археанактидах и ранних Спартокидах. Значение боспорской хлебной торговли для материковой Эллады.
Тема 6. Эллинистический период

(конец IV – конец I вв. до н.э.)

Аудиторное изучение:

Походы Александра Македонского и образование державы Александра. Политика «согласия народов». Распад державы Александра и войны диадохов и эпигонов. Исторические последствия завоевания греками Востока.

Природа и сущность эллинизма в экономике, политике, культуре, религии и повседневной жизни. Усложнение экономических структур. Полис в составе территориального царства. Царская власть и полис. Синтез культур. Религиозный синкретизм. Развитие материальной культуры. Градостроительство. Александрия, Антиохия, Пергам. Реализм в художественной культуре.

Египет Птолемеев и особенности его развития. Царская власть. Государство Селевкидов: «царская земля», полисы, восточные храмовые города. Эллинистические государства Малой Азии. Греция в эпоху эллинизма: федеративное движение. Этолийский и Ахейский союзы. Филопемен. Арат Сикионский. Социальные движения в Спарте. Реформы Агиса и Клеомена. Тирания Набиса в Спарте.

Система международных отношений эллинистических государств. Сирийские войны между Птолемеями и Селевкидами. Расцвет военного искусства. Эллинистическая военная техника.

Упадок эллинистических государств во II в. до н.э. Натиск восточных государств. Усиление Парфии. Греко-Бактрия и ее падение. Наступление Рима с запада. I Македонская война. Римско-Сирийская война. III Македонская война и падение Македонии (168 г. до н.э.). Покорение Греции и превращение ее в римскую провинцию (148 г. до н.э.). Завоевание Сирии Помпеем. Митридат Понтийский и его три войны с Римом. Падение Египта (30 г. до н.э.) и конец эпохи эллинизма.



Самостоятельное изучение

Северное Причерноморье в период эллинизма. Боспорское царство и держава Митридата Евпатора.


ДЕ III. История Древнего Рима.

Тема 1. Ранний Рим и Италия

Аудиторное изучение:

Природа и население древнейшей Италии. Этруски и основные концепции их происхождения. Этрусское Двенадцатиградье. Этрусская колонизация в Италии. Религия, культура и быт этрусков. Проблема дешифровки этрусской письменности. Влияние этрусков на римскую культуру.

Рим царского времени: легенды, история, археология. Эпоха первых царей. Ранняя римская религия и ее основные характеристики. Культ предков.

Установление Республики. Римская гражданская община – civitas. Архаическая Республика. Борьба патрициев и плебеев. Законы XII таблиц. Оформление римской гражданской общины. Государственное устройство ранней Республики: комиции, сенат, магистратуры. Система «народ–войско».

Завоевание Римом Италии и образование Римско-италийского союза. Войны с Пирром и покорение Южной Италии.
Тема 2. Создание Римской средиземноморской державы

Аудиторное изучение:

I Пуническая война. Борьба за Сицилию. II Пуническая война и ее последствия. I Македонская война. II Македонская война. Римско-сирийская война. Гегемония Рима в Средиземноморье.

II век до н.э. – «золотой век» Римской республики. Крупнейшие римские завоевания. III Македонская война и покорение Македонии. Война с Ахейским союзом и покорение Греции. III Пуническая война и гибель Карфагена.

Развитие рабовладельческих отношений и формирование классического рабства. Катоновская вилла.

Государственные деятели «золотого века» Республики: Сципион, Катон, Лелий, Сципион Африканский.

Особенности римской религии. Ее основные отличия от греческой. Этрусское влияние.



Самостоятельное изучение

Римские традиционные моральные ценности. Староримская доблесть. Проникновение греческой культуры в Рим. Кружок Сципиона. Рождение римской литературы. Анналистика.


Тема 3. Кризис республики и гражданские войны

Аудиторное изучение:

Борьба за аграрную реформу в конце II в. до н.э. Тиберий и Гай Гракхи. Борьба оптиматов и популяров. Гай Марий и Корнелий Сулла.

I и II восстания рабов на Сицилии. Новосирийское царство.

Югуртинская война. Военная реформа Гая Мария. Усиление роли войска в политической жизни Рима.

Союзническая война. Предоставление гражданских прав италикам.

Борьба Суллы с Марием и Цинной в 80-х гг. I в. до н.э. Митридатовы войны. Диктатура Суллы и ее характер. Антисулланское движение Сертория в Испании.

Восстание рабов под предводительством Спартака и его подавление. Политическая борьба в 70-е-50-е гг. Новое поколение политиков: Цицерон, Помпей, Красс, Лукулл, Цезарь, Клодий. I триумвират. Заговор Катилины. Политическая анархия в 50-е годы.

Внешняя политика Рима. Походы Лукулла на Восток. Завоевание Сирии и Иудеи Помпеем. Завоевание Галлии Цезарем. Подавление Великого Галльского восстания. Поход Красса против парфян и его поражение при Каррах.

Рубикон: начало борьбы Цезаря за власть. Гражданская война (Цезарь против Помпея). Война на окраинах Республики (Александрия, Африка, Испания). Диктатура Цезаря. Реформы Цезаря и их характер. Мартовские иды.

Партия республиканцев (Цицерон, Брут, Кассий). Партия цезарианцев (Марк Антоний, Октавиан, Лепид). Гибель Цицерона. Поражение республиканцев. II триум-вират. Борьба Антония с Октавианом. Клеопатра. Поражение Антония. Римская оккупация Египта. Окончание гражданских войн.



Самостоятельное изучение

Римская культура и идеология времен гражданских войн. Цицерон и «Римское Просвещение». Рост религиозного скептицизма. Лукреций. Упадок нравов. Поэзия Катулла как выражение настроений римской знати. Энциклопедист Варрон и его «Древности». Историк Саллюстий.


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница