Учебно-методический комплекс по дисциплине Русский язык и культура речи для студентов физико-технического факультета




Скачать 191.1 Kb.
Дата09.07.2016
Размер191.1 Kb.
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Кафедра современного русского языка и речевой коммуникации



Учебно-методический комплекс по дисциплине

Русский язык и культура речи

для студентов физико-технического факультета (направление 010800.62 Радиофизика)

Форма обучения – очная

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_____» ___________ г.

Барнаул
2012


Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине

«Русский язык и культура речи»


  1. Рабочая программа дисциплины (приложение 1).

  2. Учебно-методические рекомендации по дисциплине (приложение 2):

  1. Цели и задачи дисциплины;

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины;

  3. Содержание лекционных занятий;

  4. Организация самостоятельной работы студентов:

– темы рефератов;

– дополнительные источники теоретического материала;



  1. Оценочные средства;

  2. Критерии оценки;

  3. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»




УТВЕРЖДАЮ


Декан _______________факультета

_____________________ _________________

М.П.

«___» __________________________ 20___ г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

(наименование учебной дисциплины)

Направление 010800.62 Радиофизика

Форма обучения очная

Барнаул

2012

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:


1) ГОС ВПО по направлению 010800.62 Радиофизика, утвержденные Министерством образования и науки РФ « » 20 г. №
2) Учебные планы направления 010800.62 Радиофизика утверждены ректором ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» « » 20 г.

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры

современного русского языка и речевой коммуникации

от « » 201 г., протокол №


Заведующий кафедрой ________________________________________(Н.В. Панченко)

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета от « » 201 г., протокол №


Председатель методической комиссии факультета_________________ Т.В. Чернышова


1. Пояснительная записка

Курс «Русский язык и культура речи» предназначен для студентов физико-технического факультета факультета (направление 010800.62 — Радиофизика). Курс содержит 30 часов лекций и 16 часов практических занятий, читается студентам 1 курса в первом семестре. Форма отчетности – зачет, включающий в себя либо традиционный устный опрос по теории и практике, либо выполнение письменной контрольной работы. Форму проведения зачета определяет преподаватель. Для сдачи зачета в любой форме требуется освоение лекционного материала, знакомство со специальной учебной литературой, умение анализировать текст. На самостоятельную работу студентов отводится 44 часа.


1.1. Цели и задачи дисциплины

Знание языка и умение использовать его ресурсы для достижения профессиональных высот – основа деятельности специалиста в разных коммуникативных сферах. Кроме того, востребованность специалиста в значительной степени зависит от наличия у него грамотной речи, умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия.



Цель курса – приобретение знаний о системе языка и повышение культуры русской речи выпускника вуза.

Задачи курса:

  1. Получение представления об истории языка, его структуре, функциях, формах и функциональных стилях.

  2. Знакомство с понятием культуры речи, основными аспектами культуры речи (коммуникативным, нормативным и этическим).

  3. Приобретение навыков пользования словарями и справочниками по русскому языку.

  4. Развитие внимания к устной и письменной речи.



1.2. Место дисциплины в учебном процессе

дисциплина относится к блоку ГСЭ



1.3. Перечень дисциплин и разделов, усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины.

«Русский язык и культура речи» – это начальный раздел языкознания, не предполагающий знания других дисциплин, изучаемых на физико-техническом факультете.



2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название и содержание разделов, тем, модулей


Объем часов

Общий

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практические (семинарские)

Лабораторные

1

2

3

4

5

6

7

Дневная форма обучения

1

Русский язык и его специфика

4

2

-

-

2

2

Структурные свойства русского языка

4

2

-

-

2

3

Функциональные стили современного русского литературного языка

24

6

6

-

12

4

Культура речи: нормативный аспект

20

4

6

-

10

5

Коммуникативный аспект культуры речи

8

2

2

-

4

6

Этический аспект культуры речи

8

2

2

-

4


3. Содержание дисциплины
Тема 1. Русский язык и его специфика

Русский язык как один из живых естественных этнических языков. Формирование русского литературного языка. Современная речевая ситуация.


Тема 2. Структурные свойства русского языка

Уровни языка и основные языковые единицы. Формы существования национального языка: территориальный диалект, просторечие, жаргон, литературный язык. Понятие языковой нормы как основной характеристики литературного языка. Различие между устной и письменной разновидностями литературного языка.



Тема 3. Функциональные стили современного русского литературного языка

Принцип выделения функциональных стилей литературного языка. Научный стиль и его подвиды (собственно научный, научно-популярный, научно-учебный). Особенности использования единиц различных языковых уровней в научной речи. Понятие термина.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое своеобразие. Правила оформления документов. Особенности языка и стиля различных документов.

Газетно-публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в газетно-публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи.

Разговорно-обиходный стиль. Языковые особенности разговорной речи (лексические, синтаксические, коммуникативные и др.). Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Основные черты языка и стиля текстов по специальности.


Тема 4. Культура речи

Понятие культуры речи. Основные аспекты культуры речи, нормативный аспект культуры речи. Нормативный аспект культуры речи и основные нормы литературного языка: орфографические, орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические. Речевые ошибки и основные условия их предупреждения.

Коммуникативный аспект культуры речи. Коммуникативные свойства речи: понятность, чистота, точность, выразительность, информативность. Эффективность речевой коммуникации. Этический аспект культуры речи. Речевой этикет в устной и письменной речи.

Основная литература



  1. 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д, 2008.

  2. 2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: метод. рекомендации. М., 2008.

  3. 3. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи: учеб. для студентов-нефилологов. М., 2008.

  4. 4. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций: учеб. пособие для вузов. М., 2007.

  5. 5. Тазиева Е.М. Культура речи: учеб. пособие. Новосибирск, 2008.


Дополнительная литература

  1. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М., 2006

  2. Сидорова М.Ю. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. М., 2005

  3. Хромов С.С., Кириленко Н.П., Базанов А.Е. Культура устной и письменной речи. М., 2003

Словари

  1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М.: Русский язык, 1993.

  2. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  3. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1993.

  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1996.

  5. Словарь иностранных слов: Актуальная лексика. Толкования. Этимология/ Н.Н. Андреева и др. – М.: Цитадель, 1997.

  6. Соловьев Н.В. Русское правописание. Орфографический справочник (словарь, комментарий, правила). – СПб.: Норинт,1997.

  7. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения/ Под ред. Г.Н. Скляревской. – СПб.: Фолио-Пресс, 1998.

  8. Трудности русского языка: Словарь-справочник журналиста/ Под ред. Л.И. Рахмановой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981.



Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы: www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
Кафедра современного русского языка и речевой коммуникации

Учебно-методические рекомендации по дисциплине


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
для подготовки специалистов (направление 010800.62Радиофизика)


Барнаул

2012

Утверждено на заседании кафедры от «__» ________ 201__г., протокол № ___

Заведующий кафедрой _________________________________________(Н.В. Панченко)

Председатель методической комиссии факультета:

Доцент

_____________________

(подпись)



С.В. Доронина




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» является гуманитарной дисциплиной, которая знакомит студентов физико-технического факультета с основными понятиями и общетеоретическими проблемами, связанными с навыками грамотной устной и письменной речи.



Цель дисциплины – формирование у студентов знаний и навыков построения связных, грамотных текстов в устной и письменных формах на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего.

Задачи дисциплины – расширение круга языковых средств и принципов их употребления говорящим; систематизация этих средств в соответствии с тем, в какой ситуации, в каком функциональном стиле они используются; обучение студентов различным возможностям структурирования цельного, связного текста.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

В результате освоения дисциплины студент должен:



  • знать основные требования построения связных, грамотных текстов в устной и письменной формах;

  • уметь структурировать тексты в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего;

  • демонстрировать способность и готовность систематизировать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией, функциональным стилем современного русского языка.


СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ.
ТЕМА 1. Русский язык как отражение национального мышления и русской культуры.

Русский язык как знаковая система передачи информации, требующая дальнейшего совершенствования на новом этапе развития цивилизации.

Русский язык конца ХХ – начала XXI века.

Новые явления в русском языке.



ТЕМА 2. Культура речи и русский язык.

Термин «культура речи» как название раздела языкознания и как характеристика образцового употребления языковых единиц.

Соотношение языка и речи. Функции языка и речи. Речь письменная и устная. Речевая ситуация. Качества хорошей речи.

ТЕМА 3. Благозвучие речи.

Фоника как раздел практической стилистики, изучающей благозвучие речи. Нейтральная речь и публицистическое высказывание как основные области исследования фоники. Требования фоники при организации подготовленного высказывания.



ТЕМА 4. Понятие о норме и её значении.

Норма как сложное динамическое и одновременно статическое явление. Норма и кодификация. Причины изменения норм. Критерии нормативности языковых явлений. Орфоэпические нормы. Петербургское и старомосковское произношение. Некоторые особенности произношения гласных и согласных в русских и заимствованных словах.



ТЕМА 5. Лексические нормы, или нормы словоупотребления.

Общие принципы словоупотребления. Ориентация на семантику, которая определяет лексическую сочетаемость слова. Экспрессивность и оценочность слова.

Причины, влияющие на словарный состав языка. Расширение, сужение и переосмысление значения слова.

Стилистические преобразования значения слова. Терминологическая и профессиональная лексика. Заимствованная лексика. Просторечная и жаргонная лексика.

Речевая недостаточность и речевая избыточность как типичные ошибки современного высказывания. Сосуществование лексических вариантов и нарушения лексических норм.

Пометы лексического словоупотребления в современных орфоэпических словарях.

Употребление фразеологических единиц в речевом высказывании.

ТЕМА 6. Морфологические нормы русского языка как устойчивый, глубинный ярус языковой системы. Влияние синтаксических явлений на морфологические нормы.

Факторы, пополняющие состав морфологических вариантов.

Колебания в падежных формах имени существительного. Формы числа и рода имени существительного. Определение грамматического рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.

Особенности образования и употребления некоторых форм имени прилагательного, имени числительного и местоимения.

Морфологические варианты глагола и глагольных форм.

Нормы употребления наречия.

Служебные слова и нормативность.

ТЕМА 7. Синтаксические нормы.

Вариантность в форме управления. Согласование сказуемого, определения, приложения.

Порядок слов в предложении. Русская интонация. Типы интонационных конструкций.

ТЕМА8. Функциональные разновидности русского языка.

Научный стиль в его устной и письменной разновидности: научная монография, доклад, статья, аннотация, рецензия, тезисы, учебник.

Определение понятий. Терминология. Цитация и ссылки.

Публицистический стиль, его основные жанры.

Взаимодействие научного и публицистического стилей.

Официально-деловой стиль. Деловая корреспонденция.

Особенности структурирования некоторых деловых документов.

Разговорная речь. Разграничение разговорности и просторечия.

литература как высшая форма существования языка.

ТЕМА 9. Роды и виды красноречия.

Коммуникативный фактор как основа выделения родов и видов красноречия.

Академическое, социально-политическое, судебное, социально-бытовое и духовное красноречие.

ТЕМА 10. Этапы работы над публичным выступлением. Композиция подготовленного речевого высказывания.

Докоммуникативная фаза работы над выступлением. Тема, целевая установка и задачи выступления. Оценка состава слушателей и обстановки. Предварительное произнесение речи. Анализ выступления. Композиция речи (зачин, вступление, главная часть. Кульминация. Заключение).

Последовательный, концентрический, параллельный и смешанный типы композиций.

ТЕМА 11. Подготовленное речевое высказывание в античности как базовое при формировании грамотной современной речи.

Разработка теории красноречия Горгием, Протагором, Фрасимахом, Аристотелем, Квинтилианом.

Эллинистический этап теории красноречия. Азианский и аттический стили произношения.

Марк Туллий Цицерон как крупнейший классик ораторского искусства. Труды Марка Фабия Квинтилиана в области красноречия.



ТЕМА 12. История русского ораторского искусства.

Традиции русской риторики. «Риторика» епископа Макария (1617-1619 гг.). «Смиренный», «высокий» и «мерный» стили речи.

«Поэтика» и «Риторика» Феофана Прокоповича.

«Риторика» М.В. Ломоносова.

«Златослав, или Открытие риторической науки» Иларета Скуфы в переводе Стефана Писарева.

«Краткий и всеобщий чертеж наук и свободных художеств» 1792 года».

Русская риторическая мысль XIX века. Деятельность Н.И. Греча, И.С. Рижского, Ф.П. Малиновского, М.М. Сперанского и других.

Русские судебные ораторы конца XIX – начала ХХ вв. (П.А. Александров, В.Д. Спасович, А.И. Урусов, А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако).



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
Темы рефератов.

  1. Русский язык конца XX начала XI века.

  2. Новые явления в русском языке.

  3. Литературный язык как основа культуры речи.

  4. Нормативность литературного языка.

  5. Средства выразительности речи.

  6. Речевой этикет.

  7. Невербальные средства общения.

  8. Виды публичных выступлений.

  9. Культура разговорной речи.

  10. Культура ораторской речи.

  11. Культура деловой речи.

  12. Культура научной речи.

  13. Этико-социальные аспекты культуры речи.

  14. Литературное произношение.

  15. Правильность речи.

  16. Точность, ясность речи.

  17. Благозвучие речи.

  18. Стилистические преобразования значения слова.

  19. Заимствованная лексика.

  20. Причины, влияющие на словарный состав языка.

  21. Расширение, сужение, переосмысление значения слова.

  22. Просторечная и жаргонная лексика.

  23. Общие принципы словоупотребления.

  24. Фразеологические единицы в речевом высказывании.

  25. Докоммуникативная фаза работы над выступлением.

  26. Тема, целевая установка и задачи выступления.

  27. Композиция речи.

  28. Последовательный, концентрический, параллельный и смешанный типы композиций речи.

  29. Основные особенности убеждающего выступления.

  30. Основные особенности информационного выступления.

  31. Аргументация.

  32. Этикетное выступление, его основные особенности.

  33. Основные требования к публичному выступлению.

Работа над речевой формой выступления.

Дополнительные источники теоретического материала.

  1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. М., 2012.

  2. Борисова Е.Г. Элементы стиля. Принципы убедительного делового письма. М., 2009.

  3. Вайль П.Л., Генис А.А. Родная речь. Уроки изящной словесности. М., 2011.

  4. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. М., 2011.

  5. Жданов А.А., Жданова И.Ф. Деловые письма и контракты М., 2010.

  6. Иссерс О.С. Речевое воздействие. М., 2011.

  7. Левонтина И.Б. Русский со словарем. М., 2010.

  8. Мокиенко В.М. Давайте говорить правильно! Трудности современной русской фразеологии: Краткий словарь-справочник. М., 2004.

  9. Найджель П. Браун. Странности нашего языка. Занимательная лингвистика. М., 2010.

  10. Окунцова Е.А. Ударение. Диктору, лектору, оратору. М., 2010.

  11. Пахомов .М., Свинцов С.В., Филатова И.В. Трудные случаи русской пунктуации. М., 2012.

  12. Русский язык. Правила. Таблицы. Примеры. М., 2007.

  13. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2010.

  14. Стернин И.А. Деловое общение. Воронеж, 2009.

  15. Сопер Поль А. Основы искусства речи. М., 1992.

  16. Тарасов Е.Ф. Анализ лекционной аудитории. М., 1984.

  17. Ушакова Н.В., Козлов Н.И., Эгидес А.П. Основы психологии общения. М., 1990.

  18. Филиппова О.А. Обучение эмоциональному речевому воздействию. М.: Флинта , 2012. 144 с. // ЛАНЬ, 2012.

  19. Формановская Н.И. Культура общения и речевого поведения. М., 2010.

  20. Формановская Н.И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. 2009.

  21. Чистота речи. М., 2007.

  22. Чтобы Вас понимали. Культура русской речи и речевая культура человека. М., 2009.

  23. Эрнст О. Слово предоставляется Вам. М., 1998.

  24. Юнина Е.А., Сагач Г.М. Общая риторика. Пермь, 1992.

  25. Чернышова Л.И. Деловое общение. Учебное пособие – М., Юнити-Дана, 2008//Университетская библиотека ONLINE, 2012.



ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Вопросы к зачету.


  1. Русский язык как отражение национального мышления и русской культуры.

  2. Русский язык конца XX - начала XXI века.

  3. Новые явления в русском языке.

  4. Культура речи как название раздела языкознания и как характеристика образцового употребления языковых единиц.

  5. Соотношение языка и речи.

  6. Речевая ситуация. Качества хорошей речи.

  7. Благозвучие речи как предмет изучения фоники.

  8. Требования фоники при организации речевого высказывания.

  9. Понятие языковой нормы. Норма и кодификация

  10. Критерии нормативности языковых явлений.

  11. Орфоэпические нормы.

  12. Общие принципы словоупотребления.

  13. Стилистические преобразования значения слова.

  14. Просторечная и жаргонная лексика.

  15. Заимствованная лексика.

  16. Речевая недостаточность и речевая избыточность. Употребление стилистических вариантов.

  17. Лексические образные средства.

  18. Фразеологические единицы в речи.

  19. Морфологические нормы русского языка как глубинный ярус языковой системы.

  20. Нормативные особенности рода несклоняемых имен существительных.

  21. Формы числа имени существительного.

  22. Употребление в русском языке собственных имен.

  23. Особенности образования и употребления некоторых форм прилагательных.

  24. Особенности образования и употребления некоторых форм числительных.

  25. Особенности образования и употребления некоторых форм местоимений.

  26. Морфологические варианты глагола и глагольных форм.

  27. Синтаксические нормы. Вариантность в форме управления.

  28. Согласование сказуемого определения, приложения.

  29. Порядок слов в предложении.

  30. Русская интонация. Типы интонационных конструкций.

  31. Функциональные разновидности русского языка. Общая характеристика.

  32. Лексика, морфология, синтаксис научного стиля.

  33. Особенности публицистического стиля.

  34. Требования официально-делового стиля.

  35. Разговорная речь.

  36. Роды и виды красноречия.

  37. Этапы работы над выступлением.

  38. Композиция подготовленного публичного выступления.

  39. Особенности речевой культуры античности.

  40. История русского ораторского искусства.

  41. Традиции русского красноречия.


Критерии оценки
По дисциплине «Русский язык и культура речи» в конце семестра студент сдает зачет.

Оценка «зачтено» ставится в следующих случаях:

– если студент получил «зачтено» по реферату (представляет собой аналитический анализ источника или источников по избранной теме с элементами самостоятельной оценки проблемной ситуации) и получил «зачтено» по 2 или 1 вопросу на зачете.

Оценка «не зачтено» ставится в следующих случаях:

– если студент получил оценку «не зачтено» по реферату (реферат не сдан, либо реферат не представляет собой аналитический анализ источника или источников по избранной теме с элементами самостоятельной оценки проблемной ситуации) и получил «зачтено» по 2 или 1 вопросу на зачете.

– если студент получил «зачтено» по реферату (представляет собой аналитический анализ источника или источников по избранной теме с элементами самостоятельной оценки проблемной ситуации) и получил « не зачтено» по 2 вопросам на зачете.


Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование или компьютерный класс.




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница