Учебно-методический комплекс по дисциплине «07. 00. 03» «История средних веков»




страница1/18
Дата20.07.2016
Размер2.45 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

Исторический факультет

Кафедра всеобщей и отечественной истории



Учебно-методический комплекс


по дисциплине «07.00.03» «История средних веков»

Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки 050401 «История»
Составители:

Дударев Сергей Леонидович

Басов Игорь Иванович

Волошин Дмитрий Алексеевич

Армавир, 2014

2. Обоснование УМКД
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История средних веков» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки 050401 «История».

Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры всеобщей и отечественной истории от 29 августа 2013 г., протокол № 3.


Авторы (составители): Дударев Сергей Леонидович, Басов Игорь Иванович, Волошин Дмитрий Алексеевич.
Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден на заседании всеобщей и отечественной истории от 29 августа 2013 г., протокол № 3.

Заведующий кафедрой ______________ / Дударев С. Л.



Содержание УМКД
Организационно-программный раздел………………………………………….4

Пояснительная записка……………………………………………………………………….5

Цели и задачи освоения учебной дисциплины……………………………………………..6

Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО…………………………………………6

Дидактический минимум содержания дисциплины………………………………………..6

Требования к результатам освоения содержания дисциплины……………………………….12


Утвержденные рабочие программы дисциплины
Рабочая программа дисциплины «История средних веков» /направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование» / профиль подготовки: 050401 «История» / Квалификация выпускника: бакалавр / форма обучения: очная………………………………………………………14

Титульный лист…………………………………………………………………….14

Лист согласования рабочей программы дисциплины…………………………...15

Основная часть рабочей программы……………………………………………...16

Место дисциплины в структуре рабочего учебного плана ООП……………….16

Структура учебной дисциплины………………………………………………….16

Виды занятий и их содержание…………………………………………………...18

Планы и содержание лекционных занятий………………………………………18

Планы и содержание практических занятий……………………………………..29

Методическое обеспечение самостоятельной работы студента………………..57

Содержание СРС…………………………………………………………………...57

Технологическая карта дисциплины………………………………………………...


Рабочая программа дисциплины «История средних веков» /направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование» / профиль подготовки: 050401 «История» / Квалификация выпускника: бакалавр / форма обучения: заочная…………………………………………………….60

Титульный лист…………………………………………………………………….60

Лист согласования рабочей программы дисциплины…………………………...61

Основная часть рабочей программы……………………………………………...62

Место дисциплины в структуре рабочего учебного плана ООП…………….…62

Структура учебной дисциплины………………………………………………….62

Виды занятий и их содержание.…………………………………………………..64

Планы и содержание лекционных занятий………………………………………64

Планы и содержание практических занятий……………………………………..72

Методическое обеспечение самостоятельной работы студента………………..82

Содержание СРС…………………………………………………………………...83

Технологическая карта дисциплины……………………………………………...83


Список рекомендуемой литературы…………………………………………………………...86

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения мероприятий промежуточного контроля……………………………………………………………………………………92

Формы и содержание оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине..93

Примерная тематика курсовых и выпускных квалификационных работ по дисциплине…………………………………………………………………………………………………………112
Учебно-методический раздел…………………………………………………...…114

Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно-воспитательном процессе…………………………………………………………………………………………………114

Методические рекомендации для преподавателя……………………………………..…114

Методические указания для студентов / Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………...116



Организационно-программный раздел
Пояснительная записка
Данный учебно-методический комплекс по курсу «Истории средних веков» подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы выпускников, получающих степень (квалификацию) бакалавра социально-экономического и юридического образования по профессионально-образовательной программе «История».

Рабочие программы в рамках УМК построены на проблемном подходе к освещению материала. Вместо преимущественного рассмотрения истории тех или иных регионов и стран на различных отрезках средневековья (См., например: Брагина Л. М., Гусарова Т. П., Карпов С. П., Хачатурян Н. А. История средних веков // III Instrumenta studiorum. I. Историческое образование. Программы общих курсов. – М.: МГУ, 1998. – С.184–211) преподавание истории средних веков на историческом факультете АГПА в силу конкретного объема часов, отведенных на лекционный курс, основано на рассмотрении наиболее общих, крупных проблем медиевистики: особенностей развития аграрных отношений в средние века, генезиса феодальных отношений в средневековье и т.д.

Структура курса позволяет сосредоточить внимание студентов на реализации его главных задач, связанных с пониманием феномена средневековья, сущности феодальной системы и особенностей ее развития, ее роли в формировании особого типа человека с соответствующей ментальностью, а также изучении причин вызревания капиталистических отношений в недрах феодализма и специфики их проявления в социально-экономической и духовной сфере. В этом же ключе дается обзор проблем изучения средневекового Востока, а также рассматриваются основные этапы развития тех восточных стран, которые новым Госстандартом определены как базовые в изучении истории этого региона.

Реализуя проблемный подход, мы при этом опираемся на базовые принципы периодизации всемирной истории: формационный и цивилизационный, осуществляя на практике попытку их синтеза, что предусматривает невозможность противопоставления их друг другу. Оригинальной формой такого синтеза, в основе которой лежит стремление отойти от крайностей вышеуказанных принципов, является разрабатываемый кафедрой всеобщей истории с 1993 г. интеграционный принцип (подробнее см.: Основные этапы всемирной истории: учебное пособие/ Под ред. В. Б. Виноградова и С. Л. Дударева.– Армавир, 2009. – 260 с.), предусматривающий выделение крупных этапов интеграции человеческих общностей, начиная от первобытных локальных и завершая их международной кооперацией во всемирном масштабе в XX – начале XXI в.

При этом курс «История средних веков» предстает как включенный в единую систему подготовки историка-бакалавра на историческом факультете АГПА. В нем присутствуют межпредметные связи, способствующие осуществлению этой системы в процессе преподавания: с историей древнего мира, с одной стороны, и историей нового времени, с другой; а также мировой художественной культурой периода средневековья. При этом материал указанных курсов не дублируется, а дается применительно к раскрытию указанных задач нашего курса. В процессе освоения дисциплины студент должен:

― Получить представление о проблемах интеграции, эволюции социально-экономических и политических институтов человеческого общества периода средневековья.

― Знать закономерности формирования сословно-классовой структуры социума в средние века.

― Рассматривать каждую из средневековых цивилизаций с учетом ее самобытности и безусловной ценности, как духовной, так и материальной культуры.

― Сформировать объективный взгляд на место и роль личности в истории.

― Оценивать влияние мировоззрения, религии и идеологии на общественную жизнь человечества в изучаемый хронологический период.

― Уметь «читать» историческую карту, использовать основные понятия и термины исторического характера, а также владеть элементарными навыками работы с доступными историческими источниками и ориентироваться в исследовательской литературе, владеть технологиями актуализации и обновления знаний по истории средних веков.

― Сформировать представления о различных вариантах политического строя, экономического развития и социальной градации народов средневековой Европы и Азии.

― Изучить этнополитическую историю средневековой Европы и отдельных регионов Востока, экономические и культурные контакты и военные конфликты между ними.

― Сформировать целостное представление о культурном развитии народов Европы и Азии в эпоху раннего и развитого средневековья.

― Ознакомиться с основными научными теориями по различным аспектам истории раннего и развитого средневековья.

― Сформировать умение правильно понимать общественные, социальные и политические явления в историческом прошлом и настоящем, определять перспективы на будущее.

― Овладеть навыками научно-исследовательской работы с научной литературой и источниковым материалом.

― Научиться правильно использовать научный понятийно-категориальный аппарат и профессиональную лексику, владеть методами сбора и обработки научной информации.

Необходимый терминологический аппарат курса, предлагаемый для освоения, насчитывает более 170 единиц (см. ниже). Территориальные рамки курса – страны Западной Европы, страны Востока (арабский Восток, Индия, Китай, Япония). Хронологические рамки курса применительно к Западной Европе включают в себя непосредственно историю средних веков – конец IV – конец XV (от начала Великого переселения народов до начала Великих географических открытий), а также период раннего нового времени (XVI – начало XVII в.) (от начала географических открытий до Английской буржуазной революции). Средние века Востока заключаются в рамки первых веков н.э. – рубежа XV-XVI вв.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница