Учебно-методический комплекс для студентов специальности 250203. 65 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»




Скачать 213.64 Kb.
Дата04.06.2016
Размер213.64 Kb.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА




И.В.Бойченко

ЖИВОПИСЬ

Учебно-методический комплекс

для студентов специальности 250203.65

«Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Издательство

Тюменского государственного университета

2011
Бойченко Ирина Васильевна. Живопись. Учебно-методический комплекс для обучения студентов по специальности 250203.65 «Садово-парковое и ландшафтное строительство». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 14 стр.

Учебно-методический комплекс включает рабочую программу, рабочий учебный план, план лекционных занятий, материалы для итоговой аттестации и рейтингового контроля, список основной и дополнительной учебной литературы, примерные контрольные задания для самостоятельной работы.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Живопись (электронный ресурс). Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой изобразительного искусства. Утверждено и.о. 1-го проректора по учебной работе тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:





Е.А. Колчанова, заведующая кафедрой к.ф.н., доцент


















  • ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011.

  • И.В.Бойченко, 2011.

Пояснительная записка

Деятельность специалиста в области садово-паркового и ландшафтного строительства предполагает профессиональное решение таких задач, как проектирование парков, садов, лесопарков, ландшафтных объектов; озеленение интерьеров и цветочное оформление коттеджей; декоративное садоводство; реконструкции и реставрации объектов садово-паркового искусства и территорий культурного наследия и пр. Их эффективное осуществление возможно только в результате комплексного освоения содержания специальных художественных и проектных дисциплин: теории ландшафтного искусства, основ архитектуры и градостроительства, рисунка, компьютерной графики, композиции, живописи и др.

Так изучение содержания дисциплины «Живопись», применительно к особенностям направления «Садово-парковое и ландшафтное строительство», знакомит студентов с закономерностями восприятия цвета и света; свойствами и характеристиками цвета; понятиями цветовая гамма, цветовой контраст, колорит, а так же приемами гармонизации тональных отношений в процессе реализации проектных задач. Данный курс предполагает выполнение практических упражнений, которые способствуют развитию, эстетического вкуса, творческих способностей, навыков работы акварельными красками, что является необходимым условием подготовки компетентного специалиста для осуществления эстетически значимой проектной деятельности.

Цель дисциплины:

Дать профессиональные знания в области живописи, способствовать развитию умений и навыков применения ее выразительных средств в художественно-проектной деятельности.



Задачи дисциплины:

Научить студентов отображать объекты окружающей действительности живописными средствами с учетом требований художественных и проектных задач.

Способствовать развитию у студентов эстетического вкуса, чувства колорита, и цветовой гармонии, навыков применения живописных средств в проектной работе.

Курс живописи включает лекции по теории живописи. Лекции по живописи служат теоретической подготовкой к самостоятельной работе, способствуют более профессиональному и осмысленному выполнению учебных заданий, их проведение следует сопровождать демонстрацией методических наглядных пособия, лучших студенческих работ из фондов кафедры, а также репродукциями произведений мастеров данного вида изобразительного искусства.

Основу профессионального освоения живописного мастерства составляет самостоятельная деятельность студентов. На занятиях по живописи особое внимание следует обращать на освоение методической последовательности выполнения учебного задания, требовать от студентов внимательного изучения натуры, задач проекта, соблюдение этапов выполнения работы.

Основным живописным материалом для выполнения учебных художественно-проектных работ является акварель. Она обладает большими изобразительными возможностями, удобна, позволяет использовать разнообразные технические приемы и методы выполнения. Вся система занятий живописью в тесной связи с другими художественными и проектными дисциплинами призвана заложить прочные основы изобразительной грамоты, необходимые для успешной профессиональной деятельности в данной области.



Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

ОДО

ОЗО

Семестры

1

2

3

4

5

Общая трудоемкость

118

59

59

2

Аудиторные занятия

40

34

6




Лекционные занятия

40

34

6




Самостоятельная работа

78

25

53




Виды итогового контроля










Зачет

Тематический план курса

№п\п

Наименование темы

Лекции

(кол-во часов)



Индивидуальная самостоятельная работа студента

(кол-во часов)









ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

1

Введение. Определение живописи, ее место в искусстве.

4

1

2

1

2

Выразительные средства живописи.

8




6

12

3

Техники живописи.

8

1

3

12

4

Акварельная живопись.

6

2

6

12

5

Технология применения акварельной живописи в процессе разработки проекта.

8

2

8

16




Всего

34

6

25

53

    Таблица №2





    Наименование темы

    Лекции

    Самостоя-

    тельная работа студента




    Итого

    часов по теме



    Итого кол-во баллов

    1

    2

    3

    4

    5

    6




    Модуль 1













    1

    Введение. Определение живописи, ее место в искусстве.

    4

    2

    6

    0-10

    2

    Выразительные средства живописи.

    8

    6

    14

    0-20




    Всего

    12

    8

    20

    0-30




    Модуль 2













    1

    Техники живописи.

    8

    3

    11

    0-10

    2

    Акварельная живопись.

    6

    6

    12

    0-20




    Всего

    14

    9

    23

    0-30




    Модуль 3













    1

    Технология применения акварельной живописи в процессе разработки проекта.

    8

    8

    16

    0-40




    Всего

    8

    8

    16

    0-40




    Итого (часов, баллов)

    34

    25

    59

    0-100
    Планирование самостоятельной работы студентов ОДО

    1 курс, 2 семестр

    Таблица №2





Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

Работа с литературой

Практическая работа

Модуль 1







1-5







1.1

Введение. Определение живописи, ее место в искусстве.

презентация

этюды

3

2

0-10

1.2

Выразительные средства живописи.

презентация

этюды

5

6

0-20




Всего по модулю 1:




8

0-30

Модуль 2







6-11







2.1

Техники живописи.

презентация

этюды

8

3

0-10

2.2

Акварельная живопись.


презентация

этюды

11

6

0-20




Всего по модулю 2:

9

0-30

Модуль 3







12-17







3.1

Технология применения акварельной живописи в процессе разработки проекта.

Презентация проекта

проект

17

8

0-40




Всего по модулю 3:

8

0-40




ИТОГО:

25

0-100




    Планирование самостоятельной работы студентов ОЗО

    1 курс, 2 семестр

    Таблица №3



Номера разделов и тем дисциплины

Виды СРС

Сроки выполнения

Формы контроля



Объем, часов



1

2

3

3

4

Введение. Определение живописи, ее место в искусстве.

Презентация

2 семестр




1

Выразительные средства живописи.

Этюды

2 семестр

Просмотр

12

Техники живописи.

Этюды

2 семестр

Просмотр

12

Акварельная живопись.


Презентация этюды

2 семестр

Просмотр

12

Технология применения акварельной живописи в процессе разработки проекта.

Проект, презентация проекта

2 семестр

Защита проекта

16

Таблица 4.



п. № темы

Формы текущего контроля


Итого

кол-во


баллов

Техника

Композиция

Колорит

Качество выполнения работ

Модуль 1
















1.

0-1

0-3

0-2

0-4

0-10

2.

0-1

0-8

0-2

0-9

0-20

Всего

0-2

0-11

0-4

0-13

0-30

Модуль 2
















1.

0-1

0-3

0-2

0-4

0-10

2.

0-1

0-8

0-2

0-9

0-20

Всего

0-2

0-11

0-4

0-13

0-30

Модуль 3
















1.

0-2

0-16

0-4

0-18

0-40

Всего

0-2

0-16

0-4

0-18

0-40

Итого:

0-6

0-38

0-12

0-44

0-100



Содержание дисциплины

  1. Введение. Определение живописи, ее место в искусстве.

Понятие «Живопись».

Живопись (от рус. живо и писать) — это один из древнейших видов изобразительного искусства, художественные произведения, которые связаны с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твердую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.

Виды живописи.

По назначению, по характеру исполнения и образов, различают:

живопись монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека;

станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определенным местом;

декорационную (эскизы декораций и костюмов);

иконопись;

миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т.д.);

диорама;

панорама.



По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности, различаются следующие направления живописи:

масляная живопись;

живопись водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (а секко);

клеевая живопись;

восковая живопись: энкаустика, восковая темпера и холодный способ (восковые краски на скипидаре);

эмаль;


живопись керамическими красками (связующие — легкоплавкие стекла, флюсы, глазури — закрепляются обжигом на керамике);

живопись силикатными красками (связующее вещество — растворимое стекло) и т.п.;

акварельная живопись (техника акварели различна, некоторые приемы ближе к живописи, некоторые — к графике; поэтому неслучайно в тезаурусе присутствует такой оборот: «рисовать акварелью»);

сухая кисть;

акрил;

темпера;


граттаж;

гризайль;

карнация;

лессировка;

пуантилизм;

сграффито;

сфумато;

смешанная техника.

Закономерности восприятия света и цвета. Цветоведение. Свойства цвета. Цветовой тон. Насыщенность. Основные, дополнительные, теплые и холодные цвета. Акварель. Материалы. Технологии акварельной живописи. Упражнение на ознакомление с акварельными красками.


  1. Выразительные средства живописи.

Выразительные средства живописи - художественные средства живописи:

-1- цвет;

-2- рисунок;

-3- композиция; а также

-4- фактура красочной поверхности; и

-5- выразительность мазков.

Построение объема и пространства в живописи связано:

- с линейной и воздушной перспективой;

- со светотеневой моделировкой;

- с использованием конструктивных качеств рисунка и пространственных свойств теплых и холодных цветов.

Понятие двухцветной акварельной живописи. Законы и этапы построения изображения на плоскости. Компановка. Воздушная и линейная перспектива. Светотень.


  1. Техники живописи.

Техники и направления живописи

- масло;


- темпера;

- эмаль;


- гуашь (поскольку в качестве основного материала художник использует бумагу, характерную для графических видов изобразительного искусства — классифицируется и как графика; об этом говорит и применение последней для создания монохромных произведений);

- пастель (к этой технике справедливо замечание аналогичное тому, что высказано относительно предшествующей);

- тушь (и в данном случае, как и в двух предыдущих — нельзя однозначно отнести к графике; на Востоке, например, каллиграфия, по большей части использующая этот материал, традиционно считается живописью, как, впрочем, и академическая китайская живопись использовала по преимуществу именно тушь — ахроматическая гамма);

- живопись по штукатурке: фреска и а секко;

- граттаж

- клеевая живопись;

- восковая живопись: энкаустика, восковая темпера и холодный способ (восковые краски на скипидаре);

- живопись керамическими красками;

- живопись силикатными красками;

- акварельная живопись (техника акварели различна, некоторые приёмы ближе к живописи, некоторые — к графике; поэтому неслучайно в тезаурусе присутствует такой оборот: «рисовать акварелью»)

- сухая кисть;

- акрил;


- смешанная техника;

  1. Акварельная живопись

Живопись акварельными красками прозрачна и воздушна.

Акварель, несмотря на кажущиеся простоту и легкость рисования, сложнейшая живописная техника. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, мастерства видения тона и цвета, знания законов смешивания цветов и нанесения красочного слоя на бумагу.

Для акварельной работы бумага является одним из важнейших материалов. Важно ее качество, тип, рельеф ,плотность, зернистость, проклейка. В зависимости от качеств бумаги акварельные краски по-разному наносятся на бумагу, впитываются, высыхают.

В акварели существует множество художественных приемов: работа по сырой бумаге ("A la Prima"), работа по сухой бумаге, заливка, смывание, использование акварельных карандашей, туши, работа сухой кистью, использование мастихина, соли, многослойная живопись, применение смешанной техники.

Техника по сырому использует растекание акварели и создает необычные цветовые эффекты. Использование этого приема требует знания степени влажности бумаги и опыта использования самого приема.

Заливка - очень интересный прием в акварели. Плавные переходы цветов позволяют эффектно изображать небо, воду, горы.

Мастихин используется не только в живописи маслом, но и в акварельной живописи. Мастихином можно подчеркивать очертания гор, камней, скал, облаков, морских волн, изображать деревья, цветы. Мастихин (от итальянского mestichino), тонкая упругая стальная пластинка в виде лопаточки или ножа. Мастихин применяется преимущественно в масляной живописи для удаления красок с отдельных участков полотна, нанесения грунта, дополнительного перетирания красок, чистки палитры. Но иногдаиспользуется при создании акварельной живописи. Также мастихином пользуются вместо кисти для нанесения краски ровным тонким слоем или рельефным мазком.

Впитывающие свойства соли используются для получения интересных эффектов в акварели. С помощью соли можно украсить луг цветами, получить подвижную воздушную среду в картине, движущиеся тональные переходы.

Многослойная живопись насыщенна по цвету. В многослойной живописи используются все художественные приемы работы с акварелью.

Акварель фр. Aquarelle; нем. Wasserfarbe Акварель – техника живописи акварельными красками. Обычно акварель исполняют на бумаге круглыми волосяными кистями, растворяя краски водою. Характерными свойствами акварельной живописи являются прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя.

Выполнение эскиза и фор-эскиза. Цветовой и светлотный тон. Законы тепло-холодности и цветового контраста. Рефлексы. Цветовая гамма и колорит. Способы выявления материальности и освещенности объектов. Техники алля-прима, по сырому. Этапы выполнения работы акварелью. Техника лессировки. Отмывка. Локальный тон. Выявление глубокого пространственного расположения объектов.


  1. Технология применения акварельной живописи в процессе разработки проекта.

Этапы ведения работы по цветовой разработке проекта. Выполнение фасада здания, угловой перспективы, плана и ландшафтных зон, в технике акварели.

На этапе эскизного проектирования определяется стилистика и пространственная организация ландшафтной зоны.


Самостоятельная работа

  1. Выполнить тоновые растяжки 1) в ахроматической палитре; 2) в теплой палитре; 3) в холодной палитре.

  2. Изображение с натуры отдельных ландшафтных объектов: дерево, кустарники, трава и т.д.

  3. Выявление тональной взаимосвязи в процессе изображения группы ландшафтных объектов.

  4. Копирование акварелей архитектора Джакомо Кваренги.

  5. Зарисовка ландшафтной местности с применением лессировки, отмывки и др. техник акварели.


Зачет

На примере собственного эскиза ландшафтной местности обоснованно рассказать о ходе работы (этапы, выполнение рисунка, применение различных техник живописи).


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература



а) основная

  1. Прокофьев Н. И. Живопись: техника живописи и технология живописных материалов : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Изобразительное искусство"- Москва: ВЛАДОС, 2010. - 158 с.:

б) дополнительная

  1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. – М.: Издательство «Просвещение»,1981.

  2. Визер В.В. Живописная грамота: система цвета в изобразительном искусстве. – СПб.: Издательство «Питер», 2007-192 стр.

  3. Визер В. В. Живописная грамота: основы пейзажа.- – СПб.: Издательство «Питер», 2006-192 стр.

  4. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 8-ми т/ Власов В.Г.- СПБ.: Издательство «Лита» , 2003.

  5. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Издательство «Просвещение», 1998.

  6. Живопись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательство «ВЛАДОС», 2003.



Материально-техническое обеспечение дисциплины


Мольберты, подиумы, методический и натюрмортный фонд, осветители, программное обеспечение, наглядные пособия, классифицированные студенческие работы по живописи.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница