Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» Сибай 2010 г. Учебно-методический комплекс «Историческое краеведение»




Скачать 329.83 Kb.
Дата16.05.2016
Размер329.83 Kb.


СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Н.Г. Искужина


Историческое краеведение

Учебно-методический комплекс

для студентов

специальности 030401 «История»

Сибай 2010 г.

Учебно-методический комплекс

«Историческое краеведение»

рекомендован к изданию кафедрой

Отечественной истории Сибайского

института (филиала) Башкирского

государственного университета

Протокол № 2 от 27. 09. 2010 г.
Рецензент:

Сулейманов Фуат Мурзагалеевич
кандидат исторических наук, доцент


Искужина Н.Г.

Историческое краеведение // Учебно-методический комплекс.

- Сибай, 2010. - 26 с.


Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, отражает основные теоретические положения и организации краеведческой работы. Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей и студентов, исторических и педагогических специальностей.

Искужина Н.Г., 2010

СИ БашГУ, 2010

Содержание

1. Выписка из ГОУ ВПО ………………………………………………. 4

2. Календарно-тематический план……………. ……………………… 5

3. Рабочая учебная программа ……..…………………………………. 6

4. Методические рекомендации для студентов и преподавателей

по изучению самостоятельного материала ……………………..... 9

5. Список монографий для конспектирования …………………...… 14

6. Тематика докладов ……………………………………………...… 16

7. Темы для сообщений ………………………………..……………… 18

8. Перечень зачетных вопросов ……………………………………... 19

9. Наиболее значительные события по истории края ………………. 20

10. Список литературы ………………………………………………. 23

СИБАИСКИИ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Утверждено

на заседании кафедры Отечественной истории


Зав. кафедрой ______________Аллабердина Г.И.

Учебно-методический комплекс
по дисциплине историческое краеведение

вид дисциплины дисциплина специальности

специальность «История»

Учебно-методический

комплекс разработан

Искужиной Н.Г.

доцентом, канд. филол. наук

Учебных часов по учебно­му плану:

всего 40, в том числе

лекций __24___________________

семинарских____16____________

консультаций ____2_____________

самост. работа студентов __36__

зачет __________5_____семестр

Утверждаю»

Заместитель Министра

___________________ В.Д. Щадриков

« 17 » марта 2000 г.

Номер государственной регистрации

308 гум / ж





  1. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Специальность 020700 – «История»

Квалификация: историк, преподаватель истории

Из требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования по специальности 020700 («История»)

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделов Всего часов

1 2 3


ДС.00 Дисциплины специализации, устанавливаемые вузом 878 часов

Данные специализации могут быть реализованы в зависимости от тех возможностей, которыми располагает каждое из учебных заведений, а также реальных потребностей регионов в подготовке тех или иных кадров. Не исключена возможность предоставления студентам права получения государственного сертификата по нескольким направлениям профессиональной подготовки. Набор дисциплин включает теоретический блок и блок профессиональных практик


СИБАИСКИИ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ:

Декан юридического факультета

__________И.Л. Аламов

«__»__________2010 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«Методика преподавания истории»

Сибай 2010



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

изучения спецкурса «Историческое краеведение»





П\п






Виды занятий (час)

Виды контроля

ЛК

ПЗ

СРС

1

Вводная лекция

2




2

беседа

2

Развитие историко-краеведческого движения в Башкортостане.(18- 19 вв.)

2




2

Опрос

устный


3

История развития краеведения в ХХ веке.

2




2

Опрос устный

4

Археологические источники по истории Башкортостана.

2

2

2

Семинар, сообщения

5

Письменные источники по истории Башкортостана

2

2

2

Семинар, сообщения

6

Этнографические исследования по истории Башкортостана.

2

2

2

Семинар, состав. табл.

7

Топонимика Башкортостана

2

2

4

Устный опрос, семинар, состав. табл

8

Генеалогия

2

2

4

Семинар, составление родословной

9

Памятники архитектуры и искусства Башкортостана.

2

2

2

Семинар, сообщения

10

Школьное краеведение

4

2

6

Семинар, сообщения

11

ИТОГО:

22

14

36




ПРОГРАММА КУРСА

«Историческое краеведение»

1. Пояснительная записка
Любовь к родному краю,

знание его истории - основа,

на которой только и может

осуществляться рост духовной

культуры всего общества.

Д.С. Лихачев.


Пояснительная записка
Курс по историческому краеведению занимает одно из важнейших мест в системе исторического образования и подготовки специалистов историков различных направлений-историков, учителей по истории и культуре Башкортостана и по истории Отечества, краеведов, музееведов, этнографов и т.д. Потому что «краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края…».

В учебном плане исторического факультета предусмотрено специальный курс «историческое краеведение». Основное назначение этого курса - подготовить будущих учителей к самостоятельной работе по историческому краеведению в средней общеобразовательной школе и овладеть навыками краеведческой работы (выявление памятников истории и культуры, фиксирование, описание и использование краеведческого материала в практической работе). Основными объектами изучения являются: социально-экономическое, политическое, культурное развитие села, города, района, области, страны, а также их природные данные на основе археологических, этнографических, топонимических, архивных материалов, а также по материалам устного народного творчества.

Основными формами организации учебного процесса по изучению данного курса являются лекции, семинарские занятия. Формой проведения семинарских занятий являются объяснения наиболее трудных разделов в виде сообщений, докладов, рефератов (10-15 мин.), тестирования. Активно будут использоваться экспонаты музея историко-филологического факультета. Полученные теоретические знания помогут студентам во время археологической, этнографической, музейно-библиографической практик.

На СРС выносятся все вопросы, связанные с историей своего района, города или деревни (села), изучение материалов периодической печати.




2. Содержание дисциплины и краткое содержание

Тема 1. Задачи и перспективы исторического краеведения. Нормативные документы по школьному краеведению. Основная историко-краеведческая литература серии «Города Башкирии», «История сел и деревень Башкортостана» А.З. Асфандиярова. Книги Г.Ф. и З.И. Гудковых об Аксаковых и о горных заводах. Фундаментальные издания по истории Башкортостана в целом.

Объекты краеведения. Понятие край. Природа местного края. Население и быт местного края. Экономика местного края. История и культура местного края. Введение. Различное понимание краеведения. Определение краеведения как всестороннего изучения части страны (республики, края, района…. семьи). Значение краеведческого образования. Государственное, общественное, школьное краеведение. Их взаимоотношения и особенности. Сущность исторического краеведения, его связь с другими историческими науками. Роль краеведения в системе подготовки учителя истории.

Тема 2. История развития краеведения. Сведения об истории края в трудах русских ученых и путешественников середины 18 в. П.И. Рычков - родоначальник исторического краеведения Башкортостана. Исторические и этнографические наблюдения в трудах руководителей академических экспедиций 50-70г.г.18в. П.С. Палласа, Н.Т. Георги, И.И. Лепехина и др. Зарождение и формирование национальной исторической мысли .Историческое краеведение в Башкортостане в 1917-2000г.г.

Тема 2. Развитие историко-краеведческого движения в Башкортостане (XVIII- XIX вв.) Развитие историко-краеведческого движения в Башкортостане. Представления о прошлом и этногенезе у автохтонных народов Южного Урала и Приуралья. Указы Петра I по активизации поисков древностей. Работы П.И. Рычкова. Сведения о Башкирии в трудах путешественников 18 века. Оформление официального и демократического направлений в краеведение России.

Оживление краеведческих изысканий в пореформенной Башкирии. Создание, деятельность Уфимского статистического комитета. Создание губернского музея. Работы ученых в области археологии, этнографии и башкирской истории ( Р.Г. Игнатьев, М.В. Лоссиевский, В.Н. Витевский, Д. Никольский, Н.В. Ремезов, В.И. Филоненко, С.И. Руденко).


Тема 3. История развития краеведения в XX веке. Разрушения культурного наследия в первые десятилетия советской власти. Подъем краеведческого движения как проявление общественно-политической активности масс. Всероссийские краеведческие конференции. Роль Н.К. Крупской в развитии советского краеведения.

Общество по изучению Башкирии. 1 Всебашкирский краеведческий съезд(1927). Деятельность Башкирской экспедиции АН СССР. Изменение в системе краеведческих организаций. Передача руководства краеведческой работой Наркомпросу РСФСР (1938г.).

Школьная историко-краеведческая работа в Башкирии в 40-90 гг. XX века. Развитие теоретических основ школьного краеведения.

Тема 4. Археологические источники Башкортостана. Археологические исследования в Башкортостане. Характеристика основных археологических источников (эпох: палеолита, мезолита, неолита, бронзы, раннего железного века и средневековья. Основные памятники). Изучение археологических источников. Использование археологических источников в школьной работе. Археологические памятники по истории родного края. Аркаим и Бахмутинская культура. Финно-угорская и сармато-аланская субкультуры в ранних стадиях формирования башкир. Археологическая разведка и раскопки
Тема 5.Письменные источники по историческому краеведению. Рукописи. Книги. Периодическая печать. Устные источники исторического краеведения. Башкирское устное народное творчество. Письменные источники дореволюционной Башкирии. Памятники письменности XIII XIX вв. Основные хранилища рукописных памятников. Основные публикации письменных источников.
Тема 6. Этнографические источники в краеведение Башкортостана. Развитие этнографии в Башкирии. Исследования С.И. Руденко. Исследования по этногенезу башкир. Этнографические источники Башкортостана. Методы сбора этнографического материала (стационарный и экспедиционный). Программа сбора « Материальная культура башкир» (1975г.). Этнография в школе.

Развитие фольклористики в Башкортостане. Сбор фольклора и использование его в работе в школе. Этнографические материалы. Этнография и ее развитие. Этнографическая терминология (Раса. Традиция. Этнос. Семейно-брачные отношения). Методы сбора этнографического материала. Этнография в школе


Тема 7. Топонимика. Разновидности топонимов. Как собирать топонимы. Типы словарей. Возникновение топонимов.
Тема 8. Генеалогия. Составление родословной. Генеология. Способы составления родословных. Метрические книги. Ревизские сказки. Родословные книги. Некрополи.
Тема 9. Памятники архитектуры и искусства Башкортостана.

Архивы, музеи. Создание государственного архивного фонда страны (ГАФ). Государственная сеть музеев РБ. Разновидности музеев. Музейные фонды.

Усадьбы. Сельские населенные пункты. Усадьбы. Историко-архитектурные памятники. Памятники архитектуры Башкортостана. Культовые здания и мемориальные сооружения. Городская архитектура XIX-XX вв. в Башкортостане.

3. Методические рекомендации по самостоятельному

изучению учебного материала
Изучение дисциплины «Историческое краеведение» начинается на аудиторных занятиях (лекциях и семинарах), а затем продолжается в процессе самостоятельной работы. Последний вид деятельности включает подготовку к аудиторным занятиям, изучение и конспектирование исторических источников и литературы, написание докладов, рефератов, подготовку к зачету. Значение самостоятельной работы весьма важно, так как студенты овладевают необходимыми знаниями и приобретают навыки научно-исследовательской деятельности, умение пользоваться научной и справочной литературой.
1. Работа на лекции

В рамках подготовки к лекции необходимо приобрести тетрадь для записи лекций и цветные карандаши для подчеркивания наиболее важных моментов.

В процессе лекции сначала следует записывать дату, название темы, план лекции, рекомендуемую литературу и источники. Содержание лекции фиксировать разборчиво и с необходимыми сокращениями отдельных слов, предложений. При этом следует стремиться отразить в конспекте лекции ключевые, основные идеи данной темы.

При работе над конспектом лекции следует изучить сделанные записи и выделить принципиальные моменты путем подчеркивания. После этого надо проанализировать и законспектировать основное содержание

рекомендованных источников и литературы. Затем следует осмыслить содержание темы лекции в целом.

2. Изучение исторических источников

Освоение курса «Истории и культуры Башкортостана...» требует самостоятельного изучения исторических источников. Работа над ними идет в процессе чтения и конспектирования документов, рекомендованных к каждой теме лекции и семинаров. Кроме того, следует в общей форме ознакомиться с содержанием наиболее важных сборников документов по курсу:

1.Башкирские шежере. Уфа . 1960.

2.Материалы по истории Башкирской АССР. 4.1. М. Л. 1936.

3.Материалы по истории Башкирской АССР. Т.З. М.Л. 1949.

4.Материалы по истории Башкирской АССР. Т.4.Ч.1-2. М.Л. 1956.

5.Материалы по истории Башкирской АССР. Т.5. М. 1960.

6.Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башкирии.
Уфа. 1975.

7. Сборник документов и материалов о революционном движении


1905-1907 гг. в Башкирии. Уфа. 1956.

-8.Подготовка и проведение Великой Октябрьской социалистической


революции в Башкирии. Сборник документов и материалов. Уфа. 1979.

9.Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики. Сборник документов и материалов. - Уфа.1959.

10.Заки Валиди Тоган. Воспоминания. Борьба народов Туркестана и
других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение
культуры. Книга 1.Уфа.1994. Книга 2.Уфа. 1998.

11.Коллективизация сельского хозяйства Башкирской АССР.(1927 - 1937 гг.) Документы и материалы. Уфа. 1980.

12.Культурное строительство в Башкирской АССР.(1917—1941 гг.)
Документы и материалы. Уфа. 1986.

13.Конституция БАССР, принятая в 1937 г. Уфа.1937.

14.Башкирия за 50 лет. Статистический сборник. У фа. 1969.

15.Декларация о государственном суверенитете Башкирской АССР.//


Советская Башкирия. 1990. 12 октября.

16.Конституция Республики Башкортостан. Уфа. 1994.

17.Башкортостан и башкиры в зеркале этностатистики. Уфа. 1995.

3. Изучение исторической литературы

Составной частью самостоятельной работы над курсом «Истории и культуры Башкортостана» является изучение исторической литературы, т.е. монографий, статей, посвященных сложным и крупным научным проблемам. Эта работа позволяет глубоко понять исторические события. Одновременно подобным образом студенты получают представление о приемах работы историков-исследователей, знакомятся с полемикой мнений среди ученых по тем или иным вопросам.

При изучении курса «Истории и культуры Башкортостана» каждому студенту предлагается самостоятельно изучить и законспектировать одну монографию за семестр. Заслуживает всяческого поощрения, если студент за семестр проработает несколько монографий. Таким образом достигается наилучшее познание исторического прошлого.

Изученную монографию обязательно следует законспектировать, так как в процессе этой работы содержание научного исследования понимается и запоминается глубже. К тому же, при необходимости студент всегда сможет просмотреть свои записи и восстановить в памяти содержание книги.

Прежде чем приступить к конспектированию монографии, необходимо сначала внимательно прочитать книгу несколько раз, обратив особое внимание на введение, оглавление и заключение. Таким образом можно получить общее представление о научном исследовании. Затем можно начать конспектировать, т.е. приступить к краткому письменному изложению основного содержания монографии своими словами. При этом следует соблюдать следующие требования к конспектам. На первой странице тетради надо полностью зафиксировать фамилию, инициалы автора, полное наименование книги, место и время ее издания. В процессе конспектирования следует кратко изложить основное содержание каждой главы монографии и заключения.

4. Подготовка к семинарским занятиям.

Семинарские занятия являются важнейшей формой обучениям вузе. Их основная задача - дополнение и углубление знаний, приобретенных студентами на лекциях, а также получение необходимых навыков самостоятельной работы с историческими источниками и литературой.

Семинары по «Истории и культуре Башкортостана» на филологических факультетах проводятся в виде коллективного обсуждения узловых проблем общего курса. Предварительно студенты получают тему, план семинара с рекомендованными источниками и литературой. После их конспектирования каждый студент до начала семинара должен обдумать поставленные в плане вопросы и попытаться раскрыть их в ходе самостоятельной подготовки.

В процессе семинара один из студентов в течение 10—15 минут излагает свое понимание конкретного вопроса. Затем другие студенты дополняют его ответ в ходе кратких выступлений, задают вопросы, выражают свое согласие или несогласие с выступлением основного докладчика. Дискуссия завершается краткой оценкой преподавателя выступлений студентов. После этого начинается обсуждение других вопросов данного семинара. В конце занятия преподаватель делает вывод о полноте и глубине раскрытия обсуждавшихся вопросов, в том числе и оценкой выступлений студентов.

Необходимым условием успешной работы данной формы семинара является обязательная самостоятельная предварительная подготовка к нему студентов, т.е. конспектирование рекомендованных источников и литературы к каждому занятию.

5. Подготовка докладов

Важной формой учебного процесса является подготовка письменных докладов. В ходе работы над докладом студент учится работать с исторической литературой и источниками. Обучаемый самостоятельно подбирает факты, анализирует их, воссоздает исторические события, учится письменно излагать описываемые явления. Таким образом, постепенно у студента формируются навыки научно-исследовательской работы.

После выбора темы доклада следует выполнить следующее:


  1. Ознакомиться по учебникам «История Башкортостана 4.1. С
    древнейших времен до 1917 г.». Уфа. 1991. или «История
    Башкортостана 1917—1990-е годы». Уфа.1997. с периодом, к
    которому относится избранная тема, чтобы получить общее
    представление о сущности этой темы, месте и значении её в
    истории и культуре Башкортостана.

  2. Изучить историческую литературу по выбранной теме. При
    выполнении данной работы следует сделать выписки из
    прочитанных книг, статей.

3. Изучить исторические источники и также сделать выписки.
Выписки из источников и литературы следует осуществлять на

отдельных листах для облегчения последующей систематизации материалов. Выписки делаются в виде цитат или пересказа с указанием автора, названия работы, выходных данных и страниц. Кроме того, для каждой изученной книги полезно составлять карточку, характеризующую её содержание и автора. Эти карточки помогают при написании историографического раздела введения

4. Следует составить план доклада и согласовать его с преподавателем.

5.1. Структура доклада

Введение состоит из 4 частей: актуальности темы, историографического обзора, характеристики источников, цели и задачи доклада. Актуальность темы даёт представление о значимости темы в истории конкретного периода.

Историографический обзор—это анализ изученной исторической литературы с точки зрения того, насколько полно, всесторонне освещены в этих работах отдельные вопросы и тема в целом, чем каждая из работ важна для избранной темы, Затем следует подвести итоги, сформулировать свою оценку состояния разработанности темы.

- Характеристика источников показывает, что из себя представляют конкретные исторические документы, использованные при разработке темы. Здесь следует рассмотреть насколько подробно и


полно отражена данная научная проблема в различных источниках.
Надо проанализировать обстановку, условия появления и сущность
каждого крупного документа.

  • Цель и задачи доклада определяют круг рассматриваемых
    вопросов.

  • В основной части доклада осуществляется непосредственное
    рассмотрение темы. Каждый вопрос плана раскрывается на основе
    тщательного анализа источников и литературы. При этом следует
    оформлять в нижней части каждого листа нумерованные сноски на
    использованные источники и литературу с указанием фамилии,
    инициалов автора научной работы, полное название книги, сборника
    документов, статьи, а также место и год издания. Изложение
    информации по конкретному вопросу должно быть логически связано
    с предшествующим и последующим содержанием доклада.
    Рассмотрение каждого вопроса завершается краткими выводами.

  • В заключении содержатся основные выводы по теме, доклада.

  • Список источников и литературы должен включать перечень
    использованных источников и отдельно перечень использованной
    литературы, расположенные в хронологическом порядке. При этом
    названия сборников документов, монографий, статей должны быть
    приведены полностью с указанием места и времени издания.

5.2. Оформление доклада

Объем доклада должен составлять 25 листов, Из них 6 листов— введение, 17 листов—основная часть, 2 листа—заключение. Доклад имеет титульный лист с указанием названия университета, факультета, кафедры, названия темы доклада, фамилии, инициалов научного

руководителя, фамилии, инициалов студента. После титульного листа размещается план. Все листы доклада нумеруются.
5.3. Анализ доклада

Доклад предоставляется для ознакомления научному руководителю и учебной группе за 2 недели до его обсуждения. В процессе предварительного чтения студенты оценивают на основе плана достоинства и недостатки данного доклада. Кроме чтения студенты изучают некоторые источники и литературу по теме доклада для правильной его оценки.

Для публичного выступления докладчику предоставляется 15 минут. При этом желательно практиковать не чтение, а выступление, т.е. чтобы текст доклада не сковывал автора.

После завершения выступления студенты задают вопросы докладчику, которые фиксируются им письменно. Затем начинается обсуждение доклада учебной группой. После этого докладчик отвечает на прежде заданные вопросы и выражает отношение к процессу обсуждения. Затем преподаватель подводит итоги обсуждения, оценив доклад и выступления всех студентов, участвовавших в обсуждении доклада.




Список монографий для самостоятельного изучения и конспектирования

I. С древнейших времен и до середины XVI в.
1.Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1 974.

2.Мажитов Н.А. Южный Урал в VII—XIV вв. М-Л., 1977.

3.Иванов В.А., Кригер В.А. Курганы кыпчакского времени на
Южном Урале. МЛ., 1988.

4.Юсупов P.M. Краниология башкир. Л. 1989.

5.Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с
древнейших времен до XVI в. Уфа. 1994.

6.Ахмет Заки Валиди Туган. История башкир. Уфа. 1994./ на


башкирском языке /

7.Галлямов А.А. Эпосу «Урал-батыр» 4 тысячи лет. // Шонкар.


1995.№6.

8.Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа.


Уфа.1965./на башкирском языке /

9.Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа. 1970.



II. С середины XVI в. до 1917 г.

1. Усманов А.Н. Присоединение Башкирии к Русскому государству.


Уфа. 1960.

2. Донелли А.С. Завоевание Башкирии Россией. Уфа. 1995.

3. Акманов И.Г. Башкирские восстания XVII—первой половины
XVIII вв. Уфа. 1978.

4. Акманов И.Г. Башкирия в составе Российского государства в XVII - первой половине XVIII вв. Свердловск. 1991.

5. Кулбахтин Н.М. Участие башкирского народа в Крестьянской войне 1773—1775 гг. У фа. 1984.

6. Кулбахтин Н.М. Формирование горнозаводской промышленности Башкирии в XVIIIB. Уфа.1989.

7. Рахматуллин У.Х. Население Башкирии. М-Л.,1988.

8. Буканова Р.Г. Города-крепости юго-востока России в XVIII веке. Уфа. 1997,

9.Гвоздикова И.М. Салават Юлаев. Исследование документальных источников. Уфа. 1982.

10. Янгузин Р.З. Хозяйство башкир дореволюционной России. Уфа.1989.

11. Асфандияров А.З. Семья и брак у башкир в XVIII—первой половине XIX вв. Уфа. 1989.

12. Усманов А.Н. Башкирский народ в Отечественной войне 1812 г. Уфа. 1964.

13. Давлетбаев Б.С. Крестьянская реформа 1861 г. в Башкирии. М.1983.
14. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. Уфа.1972.

15.Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки.


М.Л.1955.

16.Усманов Х.Ф. Столыпинская аграрная реформа в Башкирии. Уфа.1958.



III. С 1917 г. до наших дней
1. Аминев З.А. Октябрьская Социалистическая революция и гражданская война в Башкирии.Уфа.1966.

2. Кульшарипов М.М. З.Валидов и образование Башкирской автономной советской республики.Уфа.1992.

3.Касимов С.Ф. Автономия Башкортостана. Уфа.1997.

4.Саяхов Ф.Л. Осуществление ленинского плана построения социализма в Башкирии (1926—1937 гг.). Уфа.1972.

5. Давлетшин Р.А. «Великий перелом» и трагедия крестьянства Башкортостана. Уфа. 1993.

6. Ахмадиев Т.Х. БАССР в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Уфа.1984.

7.Бикмеев М.А. Военный вклад Башкортостана в победу в Великой Отечественной войне. Уфа.1997.

8.Илишев Г.Ш. Башкирская деревня в первые послевоенные годы (1946-1950 гг.). Уфа.1988.

9.Ямалов М.Б. Индустриальное развитие Республики Башкортостан (1965-1985 гг.). Уфа.1998.

10.Хусаинова Г.Т. Национальные движения в Башкирии в конце 80-х—начале 90-х годов // Страницы истории Башкирской республики. У фа. 1991.

11.Хисматов М. Народнохозяйственный комплекс Республики Башкортостан // Открытая книга Башкортостана. Уфа. 1995.

12.Махмутов А., Багаев Г, Башкортостан на пути к рынку //Открытая книга Башкортостана. У фа. 1995.

13. Исянбаев М. Н. Суверенный Башкортостан: социально- экономическое развитие // Ватандаш.1996. № 1—2.

14.Экономика Башкортостана. Учебник для вузов и ссузов //Под ред. Барлыбаева Х.А. Уфа.1998.



4. Тематика докладов

1.Историография присоединения Башкортостана к Русскому


государству.

  1. Башкирские волости в XVII—XVIII вв.

  2. Башкирские феодалы в XVII—XVIII вв.

  3. Основание Уфы.

  4. Формирование уфимского дворянства в XVII—XVIII вв.

  5. Строительство городов-крепостей в Башкортостане в XVII в.

  6. Историография башкирского восстания 1662—1664 гг.

  7. Историография башкирского восстания 1704—1711 гг.

  8. Алдар Исянгильдин—предводитель восстания 1704—1711 гг.
    10 .Строительство городов-крепостей в Башкортостане в XVIII в.

  1. И.К.Кирилов—организатор Оренбургской экспедиции.

  2. Основание Оренбурга.

  3. Карахакал—вождь восстания 1739—1740 гг.

  4. И.И. Неплюев—первый губернатор Оренбургского края.

  5. Историография башкирского восстания 1735—1740 гг.

  6. Историография башкирского восстания 1755—1756 гг.

  7. Батырша и его роль в башкирском восстании 1755—'756 гг.

  1. Горнозаводское строительство в Башкортостане в XVIII в.

  2. Управление Башкортостаном в XVIII в.

  1. Башкиры Казанской и Осинской дорог в Крестьянской войне
    1773-75гг.

  2. Башкиры Сибирской дороги в Крестьянской войне 1773—1775 гг.

  3. Башкиры Ногайской дороги в Крестьянской войне 1773—1775 гг.

23. Кинзя Арсланов - предводитель Крестьянской войны 1773-1775гг.

24. Салават Юлаев - руководитель Крестьянской войны 1773-1775ГГ.

25 Иван Зарубин - вождь повстанцев в Крестьянской войне 1773-1775гг.;


  1. Мишари в Крестьянской войне 1773—1775 гг.

  2. Яицкое казачество в Крестьянской войне 1773—1775 г:

  3. Работные люди уральских заводов в Крестьянской войне 1773-1775гг.

  4. Борьба за Уфу в годы Крестьянской войны 1773—1775Г.

  5. Осада Оренбурга в ходе Крестьянской войны 1773—1775 гг.

  6. Введение кантонной системы управления в Башкортостане.

  7. Хозяйство башкир в XVI1-XVIII вв.

  8. Семья и брак у башкир в XVII—XVIII вв.

  9. Межевание территории Башкортостана в Х1Х-начале XX в.

  10. Историография участия башкир в Отечественной войне 1812г.

  11. Участие населения Башкортостана в Отечественной войне 1812 г.

  1. Земская реформа в Башкортостане.

  2. Городская реформа в Башкортостане.

  3. Судебная реформа в Башкортостане.

  4. Промышленность Башкортостана в ХIХ в.

43.Оренбургское Духовное Магометанское Собрание - высший
религиозный орган управления в Башкортостане (XIX-нач. ХХ вв.)

44.Мухаметсалим Уметбаев - башкирский просветитель второй


половины Х1Х в.

  1. Мифтахетдин Акмулла - классик башкирской поэзии.

  2. Ремезов Н.В.- публицист и краевед.

  3. Игнатьев Р.Г. и его труды по истории Башкортостана.

  4. Отмена крепостного права в Башкортостане.

  1. Крестьянское хозяйство в Башкортостане в XIX в.

  2. Помещичье хозяйство в Башкортостане в XIX в.

  3. Русские писатели XIX в. об истории Башкортостана.

  4. Аграрное движение в Башкортостане в 1905—1907 гг.

  5. Мусульманское движение в Башкортостане в 1905—1907 гг.

  6. Столыпинская аграрная реформа в Башкортостане.

  7. Башкортостан в годы первой мировой войны.

  8. Образование БАССР.

  9. Индустриализация БАССР в 20—30 гг. XX в.

  10. Коллективизация сельского хозяйства БАССР в 30 гг. XX в.

  11. Культурное строительство в БАССР в 20—30 гг. XX в.

  12. Уроженцы БАССР на фронтах второй мировой войны.

  13. Промышленность БАССР в 1941—1945 гг.

  14. Сельское хозяйство БАССР в 1941—1945 гг.

  15. Развитие промышленности БАССР в 50—80 гг. XX в.

  16. Развитие сельского хозяйства БАССР в 50—80 гг. XX в.



Названия тем сообщений
По теме № 1.

  1. Аркаим.

  2. Шульган-таш.

  3. Царские курганы

  4. По желанию студентов.


По теме № 4.

  1. Эпос «Урал-батыр».

  2. Ислам, религиозные праздники башкир.


По теме № 5.

  1. «Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа»

  2. История Уфы.


По теме № 8.

1.Обычаи и обряды башкир.



  1. Народные праздники башкир.


По теме № 9.

  1. Сталинские репрессии в Зауралье.

  2. 112-я Башкирская кавалерийская дивизия.


По теме № 10.

  1. Закон РБ «О языках народов Республики Башкортостан».

  2. Перспективы социально-экономического развития Зауралья.



Вопросы на зачет по историческому краеведению

  1. Предмет, задачи краеведения.

  2. Основы понятия краеведения.

  3. Становление исторического краеведения как науки в XVIII в.

  4. Развитие исторического краеведения в XIX-XX вв.

  5. Археологические источники по истории края.

  6. Этнографические источники по истории края.

  7. Методы сбора этнографического материала.

  8. Письменные источники по истории края.

  9. Периодическая печать в дореволюционной России и Башкортостана.

  10. Периодическая печать Башкортостана в XX в.

  11. Роль архивов в изучении исторических материалов.

  12. Устное народное творчество в истории краеведении.

  13. Топонимика

  14. Составление родословной (шежере)

  15. Метрические книги.

  16. Ревизские сказки

  17. Некрополи.

  18. Методы сборов топонимов.

  19. Краеведение в учебной работе – на уроках истории.

  20. Основные формы внеклассной работы по краеведению в школе.

  21. Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

  22. История населенных пунктов РБ в дореволюционной литературе.

  23. История населенных пунктов РБ в послереволюционной литературе

  24. Литература и источники по историческому краеведению.

  25. Памятники архитектуры и искусства РБ.

  26. Историко-революционные памятники РБ.

  27. Историко-краеведческие музеи. Их роль и значение.

  28. Значение четырехступенчатого деления в краеведении.

  29. Ваши предложения и методы сбора краеведческого материала.


Наиболее значительные события истории края
Около XV-XIV вв. до н.э.- возникновение палеолитической живописи в

пещере Шульган-таш

V в. до.н.э.- античные авторы упоминают на Южном Урале народы: саадаки;

Даи..аргиппеи.

842-844гг.- первое упоминание башкир в письменных источниках ( арабский путешественник Салам Тарджуман).

922 г.- арабский путешественник Ахмед ибн-Фадлан проезжает через западные пределы башкир.

X - XIV вв. распространение ислама в Башкортостане.

1554-1557гг. присоединение европейской части Башкортостана к Русскому государству.

1574г.- основание г. Уфе.

Конец XVI-начало XVII вв.- присоединение зауральских башкир к Русскому государству.

1662-1664гг. - первое крупное восстание башкир под руководством Сары Мергена.

1681-1683гг.-башкирское восстание под предводительством Сиета.

1704-1711гг.- башкирское восстание под предводительством Алдара и Кусюма.

1720г.- открытие медресе в д. Стерлебашево.

1735-1740гг.- Башкирские восстания под предводительством Кильмяка, Акай, Бепине и Карасакал.

1735(1743)г.- основание г. Оренбурге.

1744г.- образование Оренбургской губернии.

1766г.- основание г. Стерлитамака.

1773.г. – по инициативе башкирского рудопромышленника Исмаила Тасимова в С.- Петербурга открыто первое России Горное училище, ныне Горный институт им. Г.В. Плеханова.

1789г., 4 декабря – открытие в г. Уфе Духовного Магометанского Собрания.

С 1948г.- Духовное Управление Магометанского Единого Собрания.

1789г. – учреждение в г. Уфе четырехклассного главного народного училища.

1798г.-1865г.- Кантонная система управления в Башкортостане.

1801г.- открытие в г. Уфе первой типографии.

1812-1814гг.- участие башкир в Отечественной войне и заграничных походах.

1825г.- открытие в г. Оренбурге Неплюевского военного училища, с 1844 года Неплюевский кадетский корпус.

1835г.- восстание в Башкортостане.
1838г., 1 января – начало издания газеты «Оренбургские губернские ведомости», с 1865 года – «Уфимские губернские ведомости»

1838-1844гг. строительство в г. Оренбурге историко-архитектурного комплекса «Караван-сарай»

1863г., 14 мая - утверждение Александром II закона «Положения о башкирах»

1865, 2 июля - закон «о передаче управления башкирами из военного в гражданское ведомство».

1884-1919гг. - деятельность медресе «Расулия» в г. Троицке.

1887-1918гг.- деятельность медресе «Усмания» в г. Уфе.

1889-1919гг.- деятельность медресе «Хусания» в г. Оренбурге.

1892г.- издание в г. Оренбурге первого «Букваря для башкир».

1901г, 29 сентября - первый киносеанс в г. Уфе.

1906 -1919гг.- деятельность медресе «Галлия» в г. Уфе.

1909г.- открытие в Уфе Учительского института (с января 1920.г- институт народного образования, с 1923г. - Практический институт народного образования им. К.А. Тимирязева, с 1929г. - Башкирский государственный педагогический институт им. К.А.Тимирязева, с 1957.г-Башкирский государственный университет).

1912.г-создание в г. Уфе профессиональной труппы (Нур)

1917 г.20-27 июля- I Всебашкирский курултай (Оренбург).

1917г.25-29августа II Всебашкирский курултай (Уфа). Переизбрание Башкирского областного шуро.

1917г. 15 ноября – провозглашение Башкирским областным шуро автономии Башкортостана в составе Российской республики.

1917г. 8-20 Декабря III Всебашкирский курултай (Оренбург). Создание Башкирского правительства.

1919г. 20 марта – подписание в Москве «Соглашение Центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии».

1922г. 14 июня - декрет ВЦИК «О расширение границ Автономной Башкирской Социалистической Республики». Столица из Стерлитамака переносится в Уфу.

1927-1930гг. – перевод башкирской письменности с арабского на латинизированную графику «Яналиф».

1928г. Ноябрь- организация Башкирской ассоциации пролетарских писателей (БАПП), с марта 1934г. – Союз советских писателей БАССР, ныне Союз писателей РБ.

1932г. – создание института национальной культуры при СНК БАССР, ныне Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН.

1934г. – создание Союза художников БАССР, с 1992г.- Союз художников РБ.

1934г. – открытие Башкирского отделения в Ленинградском хореографическом училище. Введение всеобщего обязательного начального образования.

1938г., Декабрь- открытие Башкирского оперного театра, ныне Государственный театр оперы и балета РБ

1938г. 23 Ноября – указ Президиума Верховного Совета БАССР «о переводе башкирской письменности с латинизированного алфавита на основу русской графики».

1940г. 2 Февраля – создание Союза композиторов БАССР.

1949г.- введение всеобщего обязательного семилетнего образования

1967г. 9 Января – открытие в г. Уфе Башкирского государственного педагогического института.

1967г. 28 Январь- учреждение Совета Министров БАССР премии БАССР им. Салавата Юлаев.

17 Ноября – открытие в г. Уфе памятника Салавату Юлаеву (скульптор С.Д. Тавасиев).

5 июня - открытие Уфимского государственного института искусств.

1980г., 30 Декабря – открытие в Уфе первого на Урале и в Поволжье Музея археологии и этнографии.

1980г.- введение всеобщего обязательного среднего образования.

1990г. 11Октября – принятие Верховным Советом БАССР «Декларация о государственном суверенитете БАССР».

1991г.- создание Академии наук БАССР, с 1992г. – АН РБ.

1992г., 21 августа – создание Духовного управления мусульман РБ.

12 Октябрь- принятие Верховным Советом РБ Государственного гимна РБ и Государственного герба.

1993г. 12 Декабря – выборы первого Президента РБ. Избран М.Г. Рахимов.

1993г., 24 декабря - принятие Конституции РБ.

1995г. 5 марта - первые выборы Государственное Собрание – Курултай.

1995г., 1-2 июня - Всемирный курултай башкир (Уфа).

1998г. – выборы Президента РБ

1999г. 5 февраля – принятие закона «О языках народов РБ»

2002г. октябрь – Всероссийский перепись населения.



Рекомендуемая литература

Источники:

1.Хрестоматия по истории Башкортостана. Ч.1. Документы и материалы с древнейших времен до 1917г. Уфа, 1996.

2. Башкирские шежере. Уфа, 1996.

3. История государства и права Башкортостана. Ч.1 Уфа,1996.

4. Материалы по истории Башкирской АССР. Ч.1. Ч.2. М.Л. 1936.

5. Крестьянская война на территории Башкирии. Уфа, 1977.



Литература:

1.Очерки по истории Башкирской АССР. Т.1. Уфа, 1956.

2. История Башкортостана с древнейших времен до 60гг.XIX, 1997.

3. Очерки по истории Башкирской АССР. Т.2. Уфа, 1962.

4. Усманов А.Н. Присоединение Башкиры к Русскому государству .Уфа.1960.

5. Акманов И.Г. Социально-экономическое развитие Башкирии во второй половине XVI-первой половине

XVIII вв. Свердловск.1991.

6. История Уфы. Краткий очерк. Уфа.1981.

7. Акманов И.Г. Башкирские восстания XVII- начала XVIII вв. Уфа. 1993.

8. Башкиры. Под. ред. Р.М. Юсупова. Уфа, 2002.

9. История Башкортостана (1917-1990). Уфа,1997.

10. Юлдашбаев Б.Х. Новейшая история Башкортостана. Уфа, 1990

Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. Краеведение. Теория и практика. Уфа, 1995.


  1. Справочники по истории дореволюционной России. Библиографический указатель. Под ред. П.А. Зайончковского. М., 1978.

  2. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Аннотированный указатель книг и публикаций в журналах. М.,Т. 1-4, 1976-1986.Под ред. П.А. Зайончковского.

  3. Масомов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и Общественных деятелей. Т. 1-4, 1956-1960.

  4. История советского общества в воспоминаниях современников. Ч.1. М.,1958: Ч.2, вып.1. М., 1961: Ч.2, вып.2. М., 1961: Ч.2, вып. 3. М., 1967.

  5. Кобрин Б.Б., Леонтьев Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984.

  6. Муниров Р.Р. Краеведение в школе: системный подход. Уфа, 1997.

  7. Янгузин Р.З. Из истории башкирских племен. Уфа, 1995.

  8. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение М., 1980.

  9. Асфандияров А.З. История сел и деревень башкирской АССР. Кн. 1-8.

  10. Шакур Р. Знаменитые башкиры. Уфа, 1998.

  11. Журнал « Ватандаш». Издается с 1996 года.

  12. Энциклопедия Башкортостана. Уфа,1999.

  13. Историческая энциклопедия.

  14. Археологическая карта Башкирии. М., 1976

  15. Ахметзаки Валиди Тоган. История башкир. История Тюрков и татар.Уфа, 1994 (на башк. яз).

  16. Башкирские шежере (составление , перевод текстов, введение и комментарии Р.Г. Кузеева. Уфа,1960.

  17. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1799.

  18. Ахметзаки Валиди Тоган. Воспоминания. Уфа,1994.

  19. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов 19в. Уфа,1996.

  20. Каримов К.К. Историческое краеведение в Башкортостане: становление и основные этапы // Урал в панораме веков. Екатеринбург,1998.

  21. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М.,1974

  22. Лепехин И.И. Дневные записи путешествия доктора Академии наук Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства: в 1768, 1769 и 1770 г.г. СПб., 1795.Ч.1: 1802,Ч.2

  23. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до 16 в. Уфа,1994.

  24. Матвиевский П.Е., Ефремов А.В. Петр Иванович Рычков. М.,1991.

  25. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб, 1773-1778. Ч. 1-3.

  26. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии.

  27. Филоненко В.Н. Башкиры. Уфа,1915.

  28. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа. Уфа,1973

  29. Псянчин А.В. Башкортостан на картах. Уфа,2001.

  30. Башкирское народное творчество

  31. Музееведение. М., 1985.

  32. Архивоведение. М., 1999.

Для заметок



Учебное издание


Искужина Найля Гайфулловна
доцент

кафедры Отечественной истории СИ БашГУ


Учебно-методический комплекс

«Историческое краеведение»

для студентов специальности «История»






База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница