Учебно-методический комплекс для студентов I курса очной формы обучения Института истории и политических наук. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009, 30 стр




страница1/3
Дата13.08.2016
Размер0.53 Mb.
  1   2   3




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Н.В. Данилова, Н.В. Разумкова
КЛАССИЧЕСКИЙ ЯЗЫК (ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК)

Учебно-методический комплекс

для студентов I курса очной формы обучения

направления 030600.62 «История».

Издательство


Тюменского государственного университета

2009
УДК: 811.124 (075.8)

ББК: Ш 146 – 923

Д 183

Н.В. Данилова, Н.В. Разумкова. Классический язык (Латинский язык): Учебно-методический комплекс для студентов I курса очной формы обучения Института истории и политических наук. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009, 30 стр.

Учебно-методический комплекс предназначен для самостоятельного изучения одного из классических языков. Издание содержит необходимые термины, образцы контрольных работ, задания для самоконтроля.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Классический язык [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Фролов Н.К., д.ф.н, профессор
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Т.Н. Рацен, к.ф.н., доцент.

Е.Н. Соколова, к.ф.н., доцент.



© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009.

  1. Пояснительная записка к дисциплине «Классический язык (Латинский)»




Требования ГОС ВПО к содержанию курса


ОПД.Р.00 – Цикл общепрофессиональных дисциплин. Национально-региональный (вузовский) компонент.

Место и роль классических языков в культурно-историческом развитии;

История их становления и развития, значение для современной языковой культуры;

лексические и грамматические основы.

Данная учебная дисциплина преподается с учетом требований ГОС ВПО (ОПД.Р.04 - Классический язык).
Цель и задачи курса

Историческое образование предполагает знание и глубокое понимание специальной терминологии. Курсы истории Древнего Рима и Западного средневековья изобилуют незнакомыми для студентов и поэтому трудными для восприятия терминами, которые имеют латинские корни. Поэтому латинский язык как язык классической древности входит в число обязательных учебных дисциплин для студентов первого года обучения. Связь латинского языка и профилирующих дисциплин обусловливает значимость латыни в университетском курсе подготовки будущего историка. Научная работа по многим периодам истории невозможна без знания языка первоисточников.

Изучение латинского языка имеет не только практическое, но и большое общеобразовательное значение, что обусловлено своеобразной историей языка. Благодаря политическим успехам римского государства, подчинившего большие территории в Западной Европе, Азии, Африке, латинский язык стал господствующим во всей Римской империи. Значение латинского языка для постепенного и длительного формирования новых западноевропейских языков сохраняется и после падения Западной Римской империи (476 г.). Местные диалекты, испытавшие на себе влияние латыни, стали слагаться в национальные – романские – языки. Исключительна роль латинского языка в эпоху Возрождения (XIV-XVI века), когда писатели-гуманисты проявляли огромный интерес к античной культуре и стремились подражать античным образцам, особенно языку Цицерона. Латинский язык становится в это период важнейшим средством международного и культурного научного общения. Вплоть до XVIII века латинский язык оставался языком дипломатии и международным языком науки. С давних пор и до настоящего времени латинский язык служит источником для образования международной общественно-политической и научной терминологии. Знакомство с латинской лексикой расширяет лингвистический кругозор студентов, помогает изучению иностранного языка и способствует лучшему пониманию родного. Таким образом, изучение латинского языка способствует формированию специалиста с высокой культурой и квалификацией.

Изложенные выше аспекты определяют цель и задачи дисциплины, а также объем и характер знаний, которыми должен овладеть студент. Целью изучения латинского языка является овладение навыками чтения и перевода оригинальных источников. В задачи входит: 1) выработать у студентов навыки лингвистического анализа латинского текста; 2) представить необходимую общекультурную и профессиональную лексику, а так же основы грамматики и синтаксиса латинского языка; 3) дать студентам целостное представление об античности, как о фундаменте всей европейской цивилизации; 4) раскрыть перед ними различные стороны и аспекты античной культуры, такие как античная литература, театр, философия, изобразительное искусство, античная медицина средствами латинского языка. В результате изучения дисциплины студент должен знать алфавит, правила чтения, грамматическую систему латинского языка; кроме того, выучить не менее 400 непроизводных слов; иметь представление о роли латинского языка в формировании словарного и фразеологического состава современных европейских языков; понимать специфику древней истории, отраженную в языковых фактах.



В качестве основных форм аудиторной работы рекомендуются: тренировочные упражнения на усвоение грамматических вопросов; морфемный анализ слова; морфологический и синтаксический разбор и перевод предложений. Традиционными формами контроля знаний являются устный опрос, лексические диктанты, упражнения в формообразовании. После прохождения той или иной грамматической темы рекомендуется проведение письменных контрольных работ. Основным видом самостоятельной подготовки студентов является закрепление пройденной лексики, а также развитие навыков самостоятельного разбора и перевода незнакомого текста. В качестве промежуточного этапа контроля за учебной работой студентов может быть полезной рейтинговая система оценки знаний. Правильные ответы на вопросы по рейтинг-контролю обеспечивают получение зачета. В соответствии с учебным планом в конце первого и второго семестров проводятся устные зачеты. Они могут быть двух видов: а) студент отвечает на один теоретический вопрос и выполняет практическое задание (прочитать, перевести текст из хрестоматии, дать грамматический разбор переведенных предложений); б) студенту может быть предложен незнакомый текст после предварительной подготовки со словарем. При этом также обязателен грамматический разбор переведенного текста и умение выполнять грамматические упражнения в пределах изученного в семестре материала. Опрос слов и афоризмов проводится независимо от формы зачета.


  1. Структура и трудоемкость дисциплины

Таблица 1.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Семестр

1

2

Аудиторные занятия (всего)

72

36

36

Из них:










Практические занятия (ПЗ)

72

36

36

Самостоятельная работа (всего)

72

36

36

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зачет

зачет

Общая трудоемкость



144

72

72



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница