Учебно-методический комплекс Для специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм»



страница1/7
Дата07.08.2016
Размер1.09 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра рекреационного туризма и регионального маркетинга

Рязанова Светлана Владимировна
МАРКЕТИНГ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ

Учебно-методический комплекс

Для специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис

и туризм»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от 18 июня 2012 г.

Содержание

Разделы и подразделы курса

стр.

1. Характеристика учебного курса «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме». Цель и задачи программы, ее место в структуре специальных учебных дисциплин

1.1. Содержание дисциплины «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме» в соответствии с государственным образовательным стандартом

1.2. Цели и задачи программы курса «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме»

1.3. Место дисциплины «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме» в структуре других дисциплин

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме»

1.5. Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме»






2. Объем дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

2.2. Распределение часов по разделам и видам учебной работы





3. Структура и содержание учебной дисциплины «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме»




4. Темы практических и семинарских занятий

4.1. Содержание семинаров






5. Темы курсовых работ по курсу «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме»




6. Дополнительные задания для самостоятельной работы




7. Вопросы для подготовки к экзамену




8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

8.1 Рекомендуемая литература (основная)

8.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

8.3. Интернет-обеспечение дисциплины






9. Словарь терминов (глоссарий)




10. Методическое обеспечение дисциплины (общая характеристика структуры)





1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «МАРКЕТИНГ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ». ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ЕЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН
1.1. Содержание дисциплины «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме» в соответствии с государственным образовательным стандартом
Учебная дисциплина «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме» входит в федеральный цикл общепрофессиональных дисциплин (ОПД) государственного образовательного стандарта (ГОС) и предполагает освоение студентами следующих основных положений:

маркетинг как инструмент развития сферы сервиса и туризма в условиях рыночной экономики: понятие сущности маркетинга, маркетинговая стратегия, система маркетинга, ее особенности, исследования рынка услуг, политика цен, продвижение услуг, маркетинг-микс и маркетинговый контроль, организация и деятельность маркетинговой службы предприятия, маркетинговая коммуникация, международный маркетинг, внешнеэкономический маркетинг – особая составная часть маркетинга, специфика международного маркетинга в России. Контролинг в системе маркетинга.


1.2. Цели и задачи программы курса «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме»
Программа учебной дисциплины «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме» имеет целью дать студентам представление о маркетинге как особом инструментарии, предназначенном для ведения участниками рынка эффективного наблюдения за его динамикой и приспособления к переменам на нем. В процессе изучения «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме» у студентов должно сформироваться фундаментальное представление о маркетинговой деятельности на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.

Цель курса заключается в том, чтобы студенты научились управлять маркетинговой деятельностью в социально-культурной сфере и туризме на основе маркетинговой информации.

Задачи курса «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме»:


  • постижение студентами содержания и сущности маркетинговой деятельности на предприятиях СКС и туризма, ознакомление их с основными рабочими понятиями маркетинга;

  • ознакомление студентов с методологией и методами проведения маркетинговых исследований;

  • приобретение студентами знаний и навыков в формировании ценовой политики фирмы;

  • приобретение студентами знаний и навыков в планировании маркетинга и организации маркетинговой деятельности на предприятиях СКС и туризма.

После изучения дисциплины «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме» студенты должны свободно ориентироваться в содержании следующих понятий, уметь применять их на практике:



  1. сущность маркетинга, его содержание и инструментарий;

  2. современные концепции маркетинга;

  3. методологические основы и методы маркетинговой деятельности;

  4. виды и объекты маркетинга;

  5. сегментация рынка;

  6. позиционирование товара;

  7. стратегия маркетинга и критерии ее выбора;

  8. комплекс маркетинга;

  9. исследование рынка;

  10. методика проведения маркетингового исследования;

  11. ценовая политика и ценообразование;

  12. маркетинговые коммуникации;

  13. планирование в системе маркетинга;

  14. международный маркетинг и внешнеэкономический маркетинг

  15. организация маркетинговой деятельности на предприятии;

  16. контроль и контроллинг в системе маркетинга.


1.3. Место дисциплины «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме» в структуре других дисциплин
Дисциплина «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме» базируется на знаниях таких дисциплин, как «Концепция современного естествознания», «Социология», «Экономика», «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме», «Психодиагностика», «Сервисная деятельность», «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме». Преподавание этих дисциплин предшествует преподаванию дисциплины «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме».

Согласно Государственному образовательному стандарту по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» в структуру дисциплин подготовки специалистов входят следующие дисциплины из цикла ОПД:



  • Человек и его потребности

  • Сервисная деятельность

  • Психодиагностика

  • Психологический практикум

  • Профессиональная этика и этикет

  • Валеология

  • Речевая коммуникация

  • Мировая культура и искусство

  • Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме

  • Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме

  • Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника

  • Методы научных исследований

  • Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг

  • Безопасность жизнедеятельности


1.4. Требования к уровню освоения дисциплины «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме»

В результате изучения дисциплины «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме» специалист должен: иметь представление (т.е. знать, уметь и иметь навыки) об организации маркетинговой деятельности на предприятиях СКС и туризма действующего в условиях конкурентного рынка.



Должен знать:

  • современные тенденции развития рынка туризма и социально-культурной сферы;

  • современные тенденции развития теории и практики маркетинга;

  • основные принципы управления маркетингом на предприятии СКС и туризма;

  • функции маркетинга;

  • методы проведения маркетинговых исследований;

  • методы формирования ценовой деятельности предприятия;

  • методы формирования коммуникационной политики предприятия;

  • особенности организации маркетинга на предприятиях СКС и туризма.

Должен уметь:

  • выявлять и удовлетворять требования потребителей товара;

  • оценивать рыночную ситуацию;

  • определять возможности предприятия и уметь их адаптировать к требованиям рынка;

  • организовывать маркетинговую деятельность на предприятии СКС и туризма.

Должен приобрести навыки:

  • необходимые для понимания и усвоения последующих дисциплин специализации;

  • необходимые для изучения возможностей предприятия;

  • необходимые для эффективного взаимодействия с клиентами.


1.5. Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме»
В преподавании курса используются современные интерактивные методы обучения. В частности, такие как деловые игры и упражнения, учебные дискуссии, конкретные ситуации, метод большого круга, презентации и т.д.

чебная дискуссия – этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек). Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных суждений.

Оптимально организованная и проведенная учебная дискуссия имеет следующие специфические черты:

1) высокая степень компетентности в рассматриваемой проблеме преподавателя, и, как правило, имеющийся достаточный практический опыт решения подобных проблем у слушателей;

2) достаточно высокий уровень импровизации со стороны обучающихся, и необходимость управляемости преподавателем процессом проведения дискуссии;

3) целью и результатом учебной дискуссии являются высокий уровень усвоения обучающимися знания, преодоление заблуждений, развитие у них диалектического мышления;

4) в зависимости от конкретной проблемной ситуации либо преподаватель, либо обучающиеся с помощью преподавателя выводят истинное знание.

Case-study (Fallstudie) – этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному деятельности подходу. Является одним из самых испытанных в немецкой практике повышения квалификации руководящих кадров метод обучения навыкам принятия решений и решения проблем.

Цель этого метода – научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная работа обучающихся с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет обучающимся развивать навыки групповой, командной работы (Teamarbeit), что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения обучающиеся получают возможность развивать навыки анализа и планирования.

При обсуждении сase-study следует помнить о следующих моментах:



  • Проблемная ситуация, как правило, не бывает ограничена одной темой или дисциплиной курса. Обычно она взаимосвязана с другими проблемами и вопросами. Обучающиеся должны использовать навыки нахождения межпредметных связей.

  • В ходе анализа проблемной ситуации студенты должны уметь выявить именно внутренние причины, а не их внешние проявления.

  • Обучающиеся должны продемонстрировать понимание концепций, идей и подходов, описанных в курсе, а также умение использовать их для анализа конкретной ситуации и для выработки рекомендаций. Обычно проблемную ситуацию можно интерпретировать несколькими способами, и слушатели должны быть готовы к выявлению неопределенности и неоднозначности.

  • Не следует останавливаться, обнаружив один проблемный аспект ситуации, следует попытаться найти другие проблемы и направления анализа.

  • Студентам рекомендуется привести примеры из личного опыта, подтверждающие правильность анализа и предложенные рекомендации.

  • Подход к работе с практической ситуацией должен быть системным.

Деловые игры – этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Ролевые игры помогают формировать такие важные ключевые квалификации руководителей, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д. От преподавателя требуется большая предварительная методическая подготовка при проведении ролевых игр, умение прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы.

Деловые игры характеризуются направленностью на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности.

Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры.

* Л.И. Корнеева. Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежный опыт//Университетское управление, 2004. № 4(32). С. 78-83.



Метод большого кругаодин из эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога.

Мозговой штурмметод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решений трудной проблемы. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких студентов и преподавателя, выполняющего роль ведущего. Перед началом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку решаемой задачи. Он способствует созданию инновационного климата в группе, мобилизации студентов на поиск новых решений.

Презентацияспособ наглядного представления информации, как правило, с использованием аудиовизуальных средств.
2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по форме обучения

Очная

Заочная

№ семестров

6

8

Аудиторные занятия

32

12

Лекции

16

8

Практические и семинарные занятия

16

4

Самостоятельная работа

48

68

Всего часов на дисциплину

80

80

Курсовая работа (№ семестра)




8

Виды итогового контроля

экзамен

экзамен


2.2. Распределение часов по разделам и видам учебной работы

Очная

№ п/п

Наименование разделов, тем лекционных, семинарских (практических) занятий

Всего (часов)

Аудиторные занятия

(час.)


Самостоятельная работа

в том числе

лекции

семинары

1.

Основные понятия и содержание маркетинга

6

2




4

2.

Факторы внешней и внутренней среды маркетинга

8

2

2

4

3.

Содержание и методы маркетинговых исследований

10

2

2

6

4.

Маркетинговые исследования. Исследования рынка услуг

8

2

2

4

5.

Товар и товарная политика

8

2

2

4

6.

Политика цен

8




2

6

7.

Маркетинговые коммуникации

8

2

2

4

8.

Планирование маркетинга. Организация и деятельность маркетинговой службы предприятия

8




2

6

9.

Международный маркетинг

8

2

2

4

10.

Контролинг в системе маркетинга

8

2




6




Итого

80

16

16

48



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница