Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 4 «Логопсихология»




страница1/10
Дата13.08.2016
Размер1.84 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.4 «Логопсихология»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (специальностям)
050715 «Логопедия»

(код и наименование специальности/тей)



Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

    1. Автор программы: Онопа Оксана Алексеевна, старший преподаватель кафдры специальной педагогики и специальной психологии.




    1. Рецензенты:

Старший преподаватель кафедры СПиСП Пельтихина Ю.В., учитель - логопед ГОУСОССЗН Мурманский ЦСПСиД Васильева Е.С.


1.3 Пояснительная записка
Программа курса предназначена для студентов III курса (5 сем.) отделения логопедии.

Предмет «Логопсихология» является важным звеном подготовки дефектолога. Методологической основой курса являются современные представления об общественно-исторической природе человеческой психики, о развитии в процессе взаимосвязи с социальной средой.

Цель курса – дать студентам знания об особенностях психического развития детей с нарушениями речи и психокоррекционной работе с ними с учетом смежных наук (общей и специальной психологии и педагогики, медицины, нейролингвистики, нейропсихологии, патопсихологии и др.). В процессе изучения логопсихологии студенты должны научиться творчески и критически оценивать материал логопсихологии как науки, видеть перспективы ее развития, а также творчески использовать приобретенные знания в практической работе.

Необходимость знаний об особенностях психического развития детей с нарушениями речи определяется тем, что при разных нарушениях речи наблюдаются и различные особенности психических процессов, состояний и свойств, которые необходимо учитывать в коррекционно-воспитательной (психокоррекционной) работе с логопатами.

Основными задачами курса являются:

  • изучение закономерностей и особенностей психического развития лиц с различной структурой речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, системные нарушения речи, распад речевой функции, нарушения темпо-ритмической стороны, нарушения голоса, нарушения письменной речи);

  • разработка достоверных психологических методов дифференциальной диагностики в системе речевых нарушений;

  • разработка мероприятий, направленных на коррекцию познавательной деятельности при нарушениях речи;

  • разработка мероприятий, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений при нарушениях речи;

  • разработка мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в познавательной и эмоционально-волевой сферах.

Занятия предполагают лекции и практические занятия, самостоятельную работу студентов. Общий объем курса 36 часов, из них на аудиторную работу отводится 18 часов. Самостоятельная работа студентов слагается из углубленного изучения рекомендованной литературы для подготовки к практическим занятиям и зачету; освоения методики составления психолого-педагогической характеристики на ребенка с нарушением речи; формирования умений правильно выстраивать процесс коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы детей-логопатов.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь использовать их на практике:



Курс базируется на разработках Г.А. Волковой, Л.С. Волковой, А.В. Ястребовой, Т.Б. Филичевой, Г.А. Чиркиной и др.
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО

050716.00 Специальная психология с доп. спец. Логопедия-

050717.00 Специальная дошкольная педагогика с доп.спец. Логопедия –

050715 «Логопедия»



ДПП.Ф.04

Логопсихология

Теоретические основы логопсихологии. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи: слуховая агнозия, зрительная агнозия, астереогноз, особенности мнестической деятельности, нарушения мыслительных операций, личностные особенности детей с нарушениями речи.




1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):







Шифр и наименование специальности

курс

семестр
Виды учебной работы в часах

Вид

итогового контроля



трудоемкость

Всего аудит.
ЛК

ЛК

ПР/

СЕМ.

ЛБ


ЛБ

С/р.




1.

050716.00 Специальная психология с доп. спец. Логопедия

3

5

75

36

18

18




39

Зачет

2.

050717.00 Специальная дошкольная педагогика с доп.спец. Логопедия

3

5

75

36

18

18




39

Зачет

3.

050715 «Логопедия»

3

5

36

18

10

8




18

Зачет



1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2,3

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Логопсихология как наука: теоретические и методологические основы.

1

1

-




3

1

1

-

-

-

2.

Содержание и структура логопсихологии.

1

1

-




3

1

1

-




-

3.

Общие и специфические закономерности психического развития детей с речевой патологией.

3

1

2




3

1

1

-

-

2

4.

Психология изучения детей с нарушениями речи.

3

1

2




3

1

1

-

-

2

5.

Особенности восприятия при нарушениях речи.

4

2

2




3

1

1

-

-

2

6.

Особенности мнестической деятельности при нарушениях речи.

4

2

2




3

1

1

-

-

2

7.

Особенности мыслительной деятельности при нарушениях речи.

4

2

2




3

1

1

-

-

2

8.

Особенности внимания при нарушениях речи.

4

2

2




3

1

1

-

-

2

9.

Особенности личности и межличностных отношений, эмоционально-волевой сферы при нарушениях речи.

4

2

2




3

1

1

-

-

2

10.

Составление психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями речи.

4

2

2




4

4

-

4

-

2

11.

Психокоррекционная работа при нарушениях познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личности и межличностных отношений у детей-логопатов.

4

2

2




8

5

1

4

-

2




Всего

36

18

18




39

18

10

8

-

18
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница