Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировой музыки»




страница1/7
Дата07.07.2016
Размер1.52 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18.1.32/03-2013



УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине «История мировой музыки»



Редакция №1 от 05.09.2013 г.







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«История мировой музыки»



для специальности 5В010600 – «Музыкальное образование»




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Семей

2013




УМКД 042-18.1.32/03-2013

Ред. № 1 от 05.09.2013 г.

Страница 2 из 100

Содержание





1

Глоссарий




2

Лекции




3

Практические занятия













4

Самостоятельная работа студента














































































УМКД 042-18.1.32/03-2013

Ред. № 1 от 05.09.2013г.

Страница 3 из 100


1 ГЛОССАРИЙ

Аккорд – созвучие, состоящее не менее чем из трех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Альтерация - повышение или понижение ступени, не входящей в тоническое трезвучие.

Былина – старинное русское народное сказание, исполняемое нараспев.

Вершина-исток – самый высокий звук с которого начинается мелодия.

Гимны – жанр, где напевы мелодически более развиты, певучие, структурно завершенные. Мелодика живая, общительная, разнообразная, лирическая. В ней черты периодичности, оживленный ритм.

Главные трезвучия лада - построенные на первой, четвертой и пятой ступенях лада.

Гомофония – фактура, в которой имеется один главный голос с аккомпанементом.

«Григорианский антифонарой» - собрание обиходных хоровых песнопений. Диапазон - общий объем звукоряда, выражающийся в расстоянии от самого нижнего, до самого верхнего его звука.



Диатоника – область натуральных семиступенных ладов.

Дискант – противогласие – пение в противоположном движении, главная мелодия у тенора, а верхние голоса создают противоположный контрапункт с фигурациями. Естирту – песня-извещение о смерти.

Звукоряд – звуки музыкальной системы, расположенные в восходящем или нисходящем порядке.

Интервал – сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно.

Каденция – последовательность нескольких звуков или аккордов, заключающих построение.

Кондукт – род многоголосного пения, которым сопровождались уличные шествия. В его основе бытующий напев, все голоса распевают один и тот же текст в мерном, маршевом ритме.

Куплетная форма (строфическая) - многократное повторение напева с меняющимися словами.

Лад – совокупность звуков, которые на основе родства между ними объединены в систему, имеющую тонику.

Лидийский лад – отличается от натурального мажора четвертой повышенной ступенью.

Мажорный лад – в котором на тонике образуется мажорное трезвучие.

Мелодия – музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Мелодический рисунок - совокупность движений мелодии вверх, вниз и на месте. Мелодический рисунок – смена широких возгласов и мелкого поступенного движения, чередование восходящего и нисходящего движения.

Мелизмы – украшения, часто применяющиеся мелодические фигуры, из которых одни обозначаются особыми условными знаками, другие же мелкими нотами.

Мензуральная нотация – деление на такты, длительности.

Метр – периодически повторяющаяся последовательность акцентируемых и неакцентируемых равнодлительных отрезков времени.

Мотет – с 12 века, от французского – распевание слов – форма светской полифонии. Его истоки в церковной музыке, но главенствует светское начало. Голосов от 2-х до 4-х, пели одновременно несхожие мелодии на разные тексты с кричащими контрастами.

Миннезингеры – немецкие исполнители 12 – 14 веков. Их темы: любовная лирика, притчи-поучения, сатира, темы войны.

Музыкальная интонация – небольшой мелодический оборот из двух-трех звуков, обладающий эмоциональной выразительностью, наименьшая составная ячейка всякого напева.

Невмы – знаки в виде штрихов, точек, крючков над текстом для напоминания мелодии.

Неустойчивые звуки – в которых выражается незавершенность музыкальной

мысли.


Однострочный напев – простейший вид повторности, одна фраза для одной строки, не делится на мелкие части.

Песенная строфа – более развитая форма, охватывает несколько строк текста песни.

Пентатоника – звукоряд, состоящий из пяти звуков, которые могут быть расположены на расстоянии больших секунд и малой терции друг от друга.

Подголоски – разветвления основного напева, которые то сливаются с ним в унисон или октаву, то звучат как самостоятельные голоса.

Полиметрия – одновременное сочетание разных метров.

Полифония – фактура, в которой голоса, будучи объединены гармонией, самостоятельны и равноправны.

Псалмодия – вид грегорианского пения. Это протяжная, в узком диапазоне речитация латинских молитвенных текстов в прозе. Христианская церковь ее считала молитвенным песнопением, отвечавшим мистическому духу своего ритуала.

Рага – это и мелодический тип и жанр произведения, исполняются по нескольку часов, есть нормы, придписывающие исполнение тех или иных рага в зависимости от времени года, дня и ночи. Им приписывалось свойство могущественно воздействовать на чувства и мысль человека.

Размер – нотное изображение метра посредством обозначения его доли определенной длительностью, а всей метрической группы долей – дробью.

Регистр - отличающаяся характерной звуковой окраской часть всего музыкального диапазона отдельного голоса или инструмента.

Речевые интонации – это выразительные повышения и понижения голоса при разговоре.

Рефрен – неизменный припев, прибавляющийся к каждой строфе.

Ритм – организованная последовательность звуков одинаковой или различной длительности.

Ритмический рисунок – последовательность звуковых длительностей, взятая отдельно от высотных отношений звуков.

Рифма - звуковые повторы в конце строфы.

Сангита – древнее понятие, означающее синтез искусств (музыка, поэзия, танец).

Секвенции – это импровизационно-поэтические вставки – эпизоды 9 – 10 века, которыми расцвечивался старый молитвенный текст.

Синкопа – звук, начинающийся на легкой доле и выдерживаемый на следующей за ней более тяжелой.

Страсти-мистерии - народные действа с музыкой и танцами.

Строфа или куплет - сходные по строению группы стихов, расчленяющие стиховое изложение.

Ступень – звук музыкальной системы.

Такт – отрезок музыкального произведения, который начинается с тяжелой доли и кончается перед следующей тяжелой долей.

Темп – скорость движения, частота пульсирования метрических долей.

Тоника – главный устойчивый звук лада.

Трезвучие – аккорд, который состоит из трех звуков, располагающихся по терциям.

Трубадуры – носители рыцарской поэзии, порождение замковой французской и немецкой культуры.

Труверы – народные музыканты Франции после искусства трубадуров, возникли со второй половины 18 века. Авторов известно не менее 200, а песен – около 2000.

Триоль – деление длительности на три части вместо двух.

Фактура – изложение музыкального материала.

Фольклор – английский термин – народное знание, народная мудрость.

Фольклористика – наука о произведениях фольклора.

Хирономический способ обозначения - особая система движений рук при управлении хором.

Цезура – момент раздела между любыми частями музыкального произведения.

Шрути – основная мелодическая линия обволакивается четвертьтонами. В 5 в.н.э. учение о 22 звуках в диапазоне октавы (шрути – еле слышимые, еле воспринимаемые).

Энгармонизм – равенство звуков по высоте при различном их значении и написании.

Эпос – поэтическая история народа.

Этнос – греч.- обычай, нрав, характер, термин древнегреческой философии, совокупность стабильных черт индивидуального характера.

2 ЛЕКЦИИ

Название темы: Введение. Музыкальное искусство древности.

Цель лекции: Помочь студентам определиться с особенностями музыкальной культуры древности.

Основные вопросы и их тезисное изложение:

  1. Значение курса истории музыки в системе общего музыкального образования.

  2. Связи истории музыки с другими дисциплинами.

  3. Многовековой путь исторического развития музыкального искусства.

  4. Первые образцы музыкальных произведений культуры Древнего Египта.

  5. Древнеиндийская музыка. Связь пения, инструментальной музыки и танцев. Музыкальный театр, народные драмы-мистерии. Ладовое своеобразие напевов, система шрути.

  6. Учение о воспитательном значении музыки Древнего Китая. Китайские инструменты, музыкальный театр.

  7. Древнегреческая музыкальная культура Античная Эстетика. Музыкальная теория.

В каменном веке люди изготавливали примитивные инструменты: колотушки и погремушки, трубы-раковины, флейты из костей и рогов животных, музыкальный лук. Тогда же, за долгие тысячелетия до нашей эры, сложили люди и свои первые песни – песни труда и быта, заклинания сил природы, и пр.

Первые шаги музыкальной культуры: возникновение и усовершенствование интонационного строя, первичных песенных и инструментальных жанров, образование простейших ладов и начатков многоголосия.

Далее наступил период цивилизации. Музыка стала выразительницей более тонких чувств и широких мыслей. Произошло усовершенствование выразительных средств, художественной формы. Усовершенствовались музыкальные инструменты, певческие голоса и исполнение, пение – сольное и в ансамблях, оно требовало теперь специального длительного обучения. Изобретена нотация.

Возникли эстетика и начатки истории музыкального искусства в Индии, Греции и других странах.

Появились новые жанры, новые темы: философские, нравственно-наставительные, политические; музыка бедняков города и деревни, музыка для оформления религиозных служб, музыка для пира и в домашнем быту – как средство приятного заполнения досуга.

Музыкальная древность стран Востока.



Древний Египет.

В 1 – 3 тысячелетиях до н.э. там была создана цивилизация, которая являлась целым этапом в истории человеческой культуры. О достижениях в музыкальном искусстве свидетельствуют сохранившиеся музыкальные инструменты, художественная роспись, барельефы и памятники литературы.

Покорение пустыни и водной стихии, грандиозность сооружений (пирамиды, сфинкс) всё вызывало к жизни искусство монументальное, декоративное, рассчитанное на многих участников. Отсюда ведущий жанр – Страсти-мистерии - народные действа с музыкой и танцами.

Судьбы профессионального искусства находились в руках жречества.

Древнейшими жанрами были, вероятно, религиозно-культовые гимны и молитвенные напевы. Тексты гимнов собирались в сборниках: «Тексты пирамид», «Книга мёртвых», а напевы не записывались, а передавались из поколения к поколению, запечатленные в особой системе движений рук при управлении хором - хирономический способ обозначения.

Инструментарий: дуговые и угловые арфы, лютни, флейты, двойные гобои.



Музыка Индии.

5 тысячелетий вырабатывалась музыкальная культура. Это и народное творчество: крестьянские песни, песни строителей, корабельщиков, лодочников, песни погонщиков слонов и буйволов, пастушеские песни и пр.

Это эпические песни, исполняемые и сочиняемые певцами сказителями – катхака (передавали своё искусство по наследству).

Индия – колыбель музыкального театра. Древнеиндийский ната (плясун, актёр - санскрит) исполнял танец и пантомиму, в то же время распевались древние сказания с инструментальным сопровождением.

Сангита – древнее понятие, означающее синтез искусств (музыка, поэзия, танец). Так и существовала классическая музыка.

Распространены были женские хоры, которые пели песни одноголосного унисонного склада с инструментальным сопровождением.

Девы стройные поют и царевича пленяют

Струнной музыкой они.

(Асвагоша)

Эмоциональному содержанию музыки придавалось большое значение. Всякая интонация, даже отдельный звук считались выразителями определенных чувств человеческих или образами явлений природы – растений, цветов, птиц. Это была целая философия музыки.

Древнее явление – система шрути – основная мелодическая линия обволакивается четвертьтонами. В 5 в.н.э. учение о 22 звуках в диапазоне октавы (шрути – еле слышимые, еле воспринимаемые).

Существуют типические мелодии – рага – это и мелодический тип и жанр произведения, исполняются по нескольку часов, есть нормы, придписывающие исполнение тех или иных рага в зависимости от времени года, дня и ночи. Им приписывалось свойство могущественно воздействовать на чувства и мысль человека.

Своя оригинальная нотация: са, ру, га, ма, па, дха, ни – начальные слоги санскритских слов, определяющих значение звука.

Есть своя система линий, чёрт и точек для обозначения регистра, альтераций, ритма, интервалов шрути.

Стиль исполнения – внутренняя сосредоточенность (с закрытыми глазами – снимая внешние впечатления).

Инструменты: барабаны, труба-раковина (шанкха), рог (шринга), флейты, смычковые саранги. щипковая вина.

Музыка в Древней Греции

Музыка являлась обязательной составной частью гражданского воспитания и образования, ей придавали государственное значение.

Сложились лады: дорийский, лидийский, фригийский.

Искусство певцов-сказителей – аэдов и рапсодов – воспевание подвигов героев во славу родной земли под аккомпанемент струнного инструмента форминкса, струны которого натягивались поперек черепашьего щита, а позже на кифаре.

В 7 – 6 веках до н.э. возникла лирика – хоровая и сольная, философская и любовная, гражданская и военная.

Культивировались вокальные жанры и формы. Хор пел одноголосно, преобладали мужские хоры. Нотация буквенная (греческий алфавит).

Инструменты: щипковые – форминга, лира и кифара, духовые – сиринкс (флейта Пана) и авлос (гобой) простой и двойной.

Создана теория музыки (Гераклит, Демокрит, Платон, Пифагор, Аристотель, Аристоксен).

Учение греков о человечности музыки, о ее познавательном и нравственно-воспитательном значении, о ее акустических, гармонических ритмических закономерностях, о синтезе искусств, сами музыкальные термины – «музыка», «мелодия», «ритм», «гармония» и др. – все это стало достоянием музыкальных культур многих стран и народов на протяжении последующих веков и тысячелетий.

Вопросы для самоконтроля:


  1. Первые шаги музыкальной культуры?

  2. Ведущий жанр древнего Египта?

  3. Роль музыки в Древней Греции?

  4. Создатели теории музыки?

  5. Что такое сангита?

  6. Суть системы шрути?

  7. Что такое рага?

Рекомендуемая литература:

  1. Розеншильд К. История зарубежной музыки.Вып. 1. Изд. 3-е, дополненное. М., 1973.


Название темы: Музыкальная культура Средневековья. Музыкальная культура эпохи Возрождения.

Цель лекции: Дать студентам знания о развитии музыкального искусства в средние века и эпоху Возрождения.

Основные вопросы и их тезисное изложение:

  1. Музыкальная культура Средневековья.

  2. Литературные памятники Средневековья.

  3. Народная музыка в эпоху Средневековья. Странствующие музыканты.

  4. Церковная музыка. Одноголосный григорианский хорал, псалмодия. Гимны. Секвенции. Различные формы нотации.

  5. Музыкальная культура эпохи Возрождения.

Сохранилась в нотных записях, исполняется и сейчас.

Нашествия гуннов, готов, вандалов в Европе уничтожили музыкальные сокровища предшествующих эпох.

Сложилось духовное всевластие церкви, ее гонения светского искусства и народных музыкантов.

Захват профессионального искусства, песенно-хоровой культуры, нотной письменности, теории музыки церковью.

Народная музыка – животворный источник, питавший музыку профессионалов.

Сложились и стали развиваться культуры России, Чехии, Польши, Германии, Англии, Франции.

Западноевропейская музыка отличается от восточной из-за иных нравов, традиций, психического склада, языка, литературы.

Западноевропейская музыка стала наследницей древнегреческого искусства и эстетики.

Рабство здесь пало стремительнее, чем на Востоке, а феодализм принял классические формы и вызвал к жизни дворянство, рыцарство, отсюда развивается замкнутая музыкальная культура и быт, рыцарское песенно-поэтическое искусство.

Рано развились города как центры музыкальной культуры. ИЗО и литература достигли кульминации, довели до совершенства романский, а позже готический стиль.

Народное творчество – сохранились скудные образцы, т.к. нотопись в Европе появилась намного позже чем на Востоке. Песни оптимистичные, в них любовь к жизни, труду, родине.

Странствующие музыканты: у немцев – шпильманы (игрецы), у французов – жонглеры (фокусники), далее гистрионы, хоглары и пр.

Это было самое передовое творчество, свободолюбивое, жизнерадостное, с верой в силы народа, иногда остро обличительное.

Правящие классы видели в искусстве народных музыкантов опасность и обращали против него государственную власть, закон, авторитет церкви – преследовали, лишали гражданства, тюрьмы, отлучение и проклятье.

Песня – подвижное искусство, быстро распространяется и на большие расстояния, общедоступные – у дороги, у церковной паперти, на площади.

С 11 века часть жонглёров стала обосновываться на постоянное житьё в замках и в монастырях, смыкая свою песенность с рыцарским и церковным искусством.

Их инструменты: рог и волынка, кастаньеты и барабан, скрипка и «сельская лира» (струнный инструмент с колёсным механизмом для выдержанного баса).

Церковь – опора феодального строя – в науке, искусстве, морали установила жестокую и кровавую диктатуру. Инакомыслие искоренялось огнём и мечом.

Музыку считали мирской, греховной, подвергали гонениям, но, ценя воздействие музыки, включали пение в свой культ. Музыка осуждалась принципиально, но допускалась практически.

До 4 века молитвы пели не хор, а все верующие, отсюда в них интонации народной музыки.

Стиль церковной католической музыки сложился в 4 – 7 в.н.э. Его центры – Италия, Франция, Испания.

Папа Григорий 1 создал обширный кодекс начала 7 века «Григорианский антифонарой» - собрание обиходных хоровых песнопений. Песенный стиль их называют грегорианское пение. Это песни-молитвы для мужского унисонного хора и называется грегорианский хорал.

Псалмодия – вид грегорианского пения. Это протяжная, в узком диапазоне речитация латинских молитвенных текстов в прозе. Христианская церковь ее считала молитвенным песнопением, отвечавшим мистическому духу своего ритуала.

Гимны – жанр, где напевы мелодически более развиты, певучие, структурно завершенные. Мелодика живая, общительная, разнообразная, лирическая. В ней черты периодичности, оживленный ритм. Гимны имели народные истоки и люди их любили. Церковь долго запрещала гимническое пение, но затем сдалась.

Секвенции – это импровизационно-поэтические вставки – эпизоды 9 – 10 века, которыми расцвечивался старый молитвенный текст. Церковь относилась к ним недоброжелательно. В 16 веке Триндентский собор католической церкви наложил запрет на исполнение секвенций, но 5 самых любимых в народе сохранил. Мелодия их ровная. По секундам и по терциям.

В 9 – 10 веках возникло раннее многоголосие. Это параллельное движение квартами и квинтами (органум), терциями (гимель или двойниковое пение).

Дискант – противогласие – пение в противоположном движении, главная мелодия у тенора, а верхние голоса создают противоположный контрапункт с фигурациями. Центр дисканта – Париж 12 – 13 века, певческая школа собора Парижской Богоматери, мастера-регенты – Леонин и Перитин.

Невмы – знаки в виде штрихов, точек, крючков над текстом для напоминания мелодии. С 10 – 11 веков возникла линейная нотация.

Мензуральная нотация – деление на такты, длительности.

Светская профессиональная музыка возникла позже церковной. Это песни-славления, застольные, охотничьи, песни шутов.

Трубадуры – носители рыцарской поэзии, порождение замковой французской и немецкой культуры. Их родина - Прованс, они не профессионалы. Расцвет их искусства пришелся на 17-18 века. Дошло до нас 60 песен, созданных 40 трубадурами. Большинство их – земельная аристократия, обитали в наследственных замках, были среди них и церковники, и купцы. Их стихи были высокомерными, но положены на музыку народного склада. Им помогали жонглёры – аккомпанировали, сочиняли песни. Жанры разнообразные: «рассветные песни» - прославляли рыцарскую любовь, «пастурели»- песни из сельской жизни, сирвенты – служилые песни, тенсоны – нравоучительные песни в виде диалога и др.

Труверы – народные музыканты Франции после искусства трубадуров, возникли со второй половины 18 века. Авторов известно не менее 200, а песен – около 2000.

Миннезингеры – немецкие исполнители 12 – 14 веков. Их темы: любовная лирика, притчи-поучения, сатира, темы войны. Они не прибегали к услугам музыкантов из народа, но сами пели свои песни, аккомпанируя на угловой арфе.

В городах при дворах музыка выполняла декоративно-увесилительную роль.

Были созданы организации народных музыкантов – цехи и братства. Они обслуживали народ на рынках и гуляниях, свадьбах и похоронах. К пришлым музыкантам из народа примыкали местные ваганты, голиарды из расстриженного духовенства, нищие студенты, а иногда и дворцовые менестрели. Власти их притесняли, а они высмеивали произвол властей.

В университетах пение и теория музыки были обязательными предметами образования. Там были созданы жанры: Кондукт – род многоголосного пения, которым сопровождались уличные шествия. В его основе бытующий напев, все голоса распевают один и тот же текст в мерном, маршевом ритме.

Мотет – с 12 века, от французского – распевание слов – форма светской полифонии. Его истоки в церковной музыке, но главенствует светское начало. Голосов от 2-х до 4-х, пели одновременно несхожие мелодии на разные тексты с кричащими контрастами.

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница