Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Литература второго изучаемого языка



Скачать 315.72 Kb.
Дата14.08.2016
Размер315.72 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ДС.4 Литература второго изучаемого языка

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050303 Иностранный язык с дополнительной специальностью

(французский язык с дополнительной специальностью)


(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании

кафедры иностранных языков

факультета ФЖ и МК

протокол № 7 от 25 февраля 2013 г.
Зав. кафедрой

_________________________С.А.Виноградова



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: Малахова Е.А., старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики их преподавания
1.2 Рецензенты: Наумлюк М.В., к.ф.н., доцент (МГПУ)

Пиксендеева В.Г., к.филол.н., доцент кафедры образовательных и общеэкономических дисциплин Мурманского филиала СПБГУ ЭФ.


1.3 Пояснительная записка:

Курс Литература второго изучаемого языка читается для студентов языковых групп, изучающих французский язык как основную специальность.

Целью дисциплины является ознакомление студентов с историей французской литературы.

В задачи курса входит ознакомление обучающихся с лучшими образцами французской литературы, начиная от средневековых памятников до литературы ХХ века, знакомство с определённым кругом теоретических понятий, выработка навыков литературоведческого анализа.

Дисциплина относится к циклу гуманитарных общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих общекультурную подготовку.

Изучение данной дисциплины базируется на прохождении школьной программы по литературе; на сведениях, получаемых при изучении различных аспектов французского языка.

Основные положения дисциплины должны быть использованы при изучении различных аспектов французского языка: аналитическом чтении, лексикологии, стилистике, практике перевода и других.

В результате изучения дисциплины студент должен:



  • иметь понятие об основных тенденциях развития французской литературы;

  • знать необходимые литературоведческие термины и понятия;

  • знать имена крупнейших французских мастеров художественного слова;

  • иметь навыки литературоведческого анализа художественных произведений.

Важное значение имеет включение в лекционный курс определенных теоретических понятий, освещение таких проблем, как проблемы литературного направления, метода, а также вопросов о видах и рядах литературы, о жанрах и об их модификации. Уделяется внимание вопросу о восприятии творчества французских писателей в нашей стране, о роли переводов в деле взаимодействия культур.

Некоторые темы и произведения выделены для самостоятельного изучения с последующим обсуждением на практических занятиях и консультациях. Определены темы для написания курсовых работ по истории французской литературы.

Темы курсовых работ, практических занятий и в особенности темы докладов по современной литературе, конечно, могут варьироваться в соответствии с интересами преподавателя, желанием студентов глубже освоить тот или иной материал, а также с появлением новых имен в литературе.
1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (ксерокопия прилагается).
1.5 Объём дисциплины и виды учебной работы:


Шифр и наименование специальности

курс

семестр

Виды учебной работы в часах

Виды итогового контроля (форма отчетности)

трудо-емкость

всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

050303 Иностранный язык с дополнительной специальностью

5

9

40

20

20

-

-

20

зачёт


1.6. Содержание дисциплины

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение рабочего времени.




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Средневековая литература Франции. «Песнь о Роланде». Литература эпохи Возрождения. Рабле.

4

2

2




4

2.

Классицизм ХУ11 века. Драматургия. Эпоха Просвещения. Вольтер. Руссо.

4

2

2




4

3.

Романтизм. Виктор Гюго.

Критический реализм. Бальзак. Флобер.



4

2

2




4

4.

Литература рубежа Х1Х-ХХ в.в.

Развитие реализма. Модернизм.



4

2

2




4

5.

Основные тенденции развития современной французской литературы.

4

2

2




4




Всего

20

10

10




20


1.6.2 Содержание разделов дисциплины

Введение.

Французская литература – одна из самых богатых литератур мира. Взаимосвязи русской и французской культур.



  1. Литература средних веков. Поэзия Франсуа Вийона.

Раннее Средневековье во Франции /IX – XI в.в./ – период становления литературы. Три основных сословия. Крестьянство как носитель фольклорных традиций. Зарождение героического эпоса в рыцарской среде. Роль духовенства в развитии книжной литературы. Латинский язык как язык культуры.

Раннесредневековая литература: жития святых, видения, проповеди, зерцала, сентенции, дидактико-аллегорические поэмы, литургические драмы.

Развитое средневековье / XIII – XV в.в./. Завершение формирования феодализма. Борьба между феодальным сепаратизмом и королевской централизацией. Возникновение городов и появление нового социального слоя: буржуа.

Героический эпос. Три цикла героических поэм: цикл Гильома д'Оранжа, цикл ''мятежных баронов'', цикл Карла Великого.

''Песнь о Роланде'' / конец XI – нач. XII в.в./. Историческая основа ''Песни''. Героическая идеализация прошлого. Отражение этических рыцарских норм. Сюжет поэмы. Образ Роланда – тип эпического героя в его идеальном варианте. Публичный характер жизни эпического героя.

Куртуазная лирика трубадуров и труверов. Экономический и культурный подъем Прованса / конец XI– нач. XII в.в./. Влияние лирики трубадуров на формирование поэзии северофранцузских труверов. Любовь к даме как основная тема поэзии. Феномен ''куртуазной любви''. Жанры поэзии трубадуров: кансона, сирвента, альба и др. Мастерство поэтов. Пародии.

Куртуазный роман /вторая пол. XII в./. Близость куртуазного романа к эпосу. Сверхличные идеалы и ценности и герои как носители этих идеалов. Образ безупречного рыцаря. Тип ''романа испытания''. ''Роман о Тристане и Изольде'' /конец XII в./.

Городская литература / XIII в./. Основа – рыцарские и религиозные идеалы, спроецированные на житейскую практику. Сатирическая и дидактическая направленность. Влияние фольклора.

Жанры городской литературы. Фаблио. Животный эпос: ''Роман о Ренаре'' / XII – XIII в.в./ как ироикомический эпос, пародирующий не только литературу, но и жизнь своего времени. ''Роман о Розе'' / XIII в./ - вершина дидактико-аллегорической поэзии Средневековья. Городская лирика /конец XII – XIII в.в./ как самостоятельное явление.

Расцвет средневекового театра в XV веке. Драматургические жанры: миракль, мистерия, моралите, соти, фарс.

Фиксированные жанры в лирике XIV – XV в.в.: баллада, рондо, лэ и другие.

Франсуа Вийон /1431 – 1463/ - крупнейший поэт позднего Средневековья. Трагическая судьба. Пародийность творчества. Переводы на русский язык.



  1. Литература эпохи Возрождения. Франсуа Рабле. Творчество поэтов ''Плеяды''.

Историческая обстановка во Франции XVI в. Роль религиозного движения Реформации. Понятие ренессансного гуманизма.

Неолатинские поэты.

Возникновение жанра новеллистического сборника. Сборник ''Гептамерон'' Маргариты Наваррской.

Франсуа Рабле /1494 – 1553/ и его роман ''Гаргантюа и Пантагрюэль'' /1532 – 1564/. ''Веселая энциклопедия'' эпохи, пародирование всех сфер социальной жизни. Языковая свобода романа. Книга М. Бахтина о Рабле. Понятие ''народной смеховой культуры'' у М. Бахтина.

''Плеяда'' как поэтическая школа второй половины XVI века, ее гуманистические идеи и идеалы. ''Защита и прославление французского языка'' /1549/ И. дю Белле как теоретический манифест школы. Реформа французской поэзии.

Пьер де Ронсар /1524 – 1585/, Иоахим дю Белле /1522 – 1560/ – крупнейшие поэты ''Плеяды''.

Развитие философско-моралистической прозы во второй половине XVI в. ''Опыты'' /1588/ Мишеля Монтеня /1533 – 1592/.


  1. Классицизм. Барокко. Драматургия Корнеля, Расина, Мольера. Проза классицизма.

XVII век как эпоха ''нового времени''. Процесс формирования национальных государств. Французский абсолютизм. Новый период в развитии наук. Философские системы Декарта, Гассенди.

Классицизм и барокко. Прециозность как французская форма ''высокого'' барокко. Роль аристократических салонов в развитии французской литературы XVII века. Прециозные романы: пасторальный /''Астрея'' Оноре д'Юрфе/, галантно-героический /романы Мадлены де Скюдери/. Поэзия либертенов как проявление ''низового'' барокко.

Демократизация литературы в бытописательных романах Ш. Сореля, П. Скаррона, А. Фюретьера.

Эстетика классицизма: приоритет законов разума, типизация и обобщение, принцип правдоподобия, система жанров, воспитательное значение литературы, интерес к античности, отточенность стиля. Роль Фр. Малерба /1555 – 1628/ в создании общенационального языка.

Формирование национального театра как центральное явление французской культуры XVII века. Трагедия как ведущий жанр времени.

Трагедии Пьера Корнеля /1606 – 1684/. Трагикомедия ''Сид'' /1637/ и спор вокруг нее. Борьба долга и чувства как основная морально-философская проблема классицизма.

Более сложное понимание человеческой личности в трагедиях Жана Расина /1639 – 1699/. Трагедии ''Андромаха'' /1667/, ''Федра'' /1677/.

Мольер /1622 – 1673/ как создатель классической комедии. Взгляды Мольера на искусство комедии. ''Бытовые'' и ''высокие'' комедии Мольера. ''Тартюф'' /1664/, ''Дон Жуан'' /1665/, ''Мизантроп'' /1666/, ''Скупой'' /1668/, ''Мещанин во дворянстве'' /1670/.

Басни Лафонтена /1621-1695/ как одно из высших достижений французской литературы классицизма.

''Поэтическое искусство'' /1674/ Никола Буало Депрео /1636 – 1711/ как обобщенная художественная теория классицизма.

Развитие в прозе классицизма несюжетных повествовательных форм. Эпистолярная литература. Проповеди.

Знаменитые французские моралисты XVII века: Франсуа де Ларошфуко, Блез Паскаль, Жан де Лабрюйер.

Первый психологический роман ''Принцесса Клевская'' /1678/ М.-М. де Лафайет /1634 – 1693/.


  1. Литература эпохи Просвещения. Энциклопедисты, Вольтер, Руссо.

Тесная связь литературы XVIII века с общественной жизнью. Энциклопедичность культуры французского Просвещения, взаимопроникновение наук и литературы. Философия как объединяющее их звено. Основные вопросы вопрос о власти, о разумном правлении, религиозный вопрос. Проблема воспитания.

Разнообразие художественных направлений. Философская проблематика ''просветительского классицизма''. ''Буржуазная драма'' как одно из направлений ''просветительского реализма''. Течение ''рококо''.

Сентиментализм как мощное литературное течение второй половины XVIII века. Культ чувств, природы, ''естественного человека''. ''Революционный классицизм'' как искусство французской буржуазной революции. Новые формы романа: роман нравов, философский роман, роман-трактат. Появление реально-психологического романа. Популярность мемуаров, эпистолярных романов. Романы нравов А.-Р. Лесажа /1668 – 1747/ как одно из первых проявлений реалистического искусства. Просветительский реализм. Ш.-Л. де Монтескьё /1689 – 1755/. Реально-психологические романы Мариво /1688 – 1763/.

Роль ''Истории кавалера де Гриё и Манон Леско'' /1731/ аббата Прево /1697 – 1763/ в создании формы современного романа.

Вольтер /1694 – 1778/ как воплощение самого типа просветителя, как символ своей эпохи. Жизнь, философские взгляды, творчество. Эволюция взглядов. Театр Вольтера. Философские повести. Дидро и энциклопедисты. Дени Дидро /1713 – 1784/ и главное его дело – издание ''Энциклопедии''. Дидро как наиболее последовательный материалист своего времени. Взгляд на искусство, концепция драматического искусства. Романы.

Жан-Жак Руссо /1712 – 1778/ - виднейший представитель европейского сентиментализма. Осуждение цивилизации. ''Эмиль, или О воспитании'' /1762/ - философский роман-трактат о естественном воспитании ребенка. ''Юлия, или Новая Элоиза'' /1761/ как энциклопедия руссоизма. ''Исповедь'' /1766 – 1769/ - самая искренняя биография в мировой литературе. Последователи Руссо.

Маркиз де Сад /1740 – 1814/, причины возрождающегося интереса к его творчеству.

Бомарше /1732 – 1799/. Трилогия о Фигаро.


Афористы XVIII века: Вовенарг, Шамфор, Ривароль, тематика их афоризмов.

  1. Романтизм во французской литературе. Виктор Гюго.

Романтизм в литературе как всеевропейское течение. Ожесточенная борьба с классицизмом во Франции. Предпосылки появления романтизма. Провозглашение принципов свободы выражения чувств, гармонии с природой, обращения к истокам. Решение общественных проблем с этических позиций. Романтическая типизация. Изображение мира как меняющегося в историческом развитии. Появление литературной критики.

Ф.-Р. де Шатобриан /1768 – 1848/ как создатель нового, романтического стиля. Роль его романов ''Атала'' /1801/ и ''Рене'' /1802/ в истории французской литературы.

Мадам де Сталь /1766 – 1817/, ее роль в литературе и в жизни французского общества. Защита романтизма в вопросах теории литературы.

Бенжамен Констан /1767 – 1830/ и его роман ''Адольф'' /1816/. Анализ смутных движений чувств. ''Исповедь сына века'' /1836/ А. де Мюссе /1810 – 1857/ - попытка изображения ''нравственных болезней века''.

Революция в поэзии, совершенная поэтами-романтиками Альфонсом де Ламартином, Альфредом де Виньи, Альфредом де Мюссе.

Жорж Санд /1804 – 1876/: от экзальтированного романтизма к сентиментальному социализму.

Виктор Гюго /1802 – 1885/ - глава французских романтиков. Предисловие к драме ''Кромвель'' – манифест романтизма. Полемика с классицизмом. Гюго как крупнейший французский поэт. Обновление поэтического языка. Исторический роман ''Собор Парижской богоматери'' /1831/, эстетика гипербол и контрастов. Драмы. Общественная деятельность Гюго. Социальные романы ''Отверженные'' /1862/, ''Труженики моря'' /1866/. Изображение революционных событий в романе ''93-й год'' /1874/.

VI. Литература первой половины XIX века. Критический реализм. Стендаль. Бальзак.

Романтизм и реализм. Внутренняя логика реалистического характера. Роль обстоятельств. Утверждение реалистического метода во Французской литературе в конце 20-х годов XIX века.

Роман как главный литературный жанр реализма. Изучение характеров в романах XIX века. Понятие эпохи в произведении – одно из главных завоеваний реалистов. Требование социальной характеристики героев. Драматическая композиция, конфликт. Отсутствие авторских комментариев.

Реализм Стендаля (1783-1842). Трактат «Расин и Шекспир» /1823 г./ - веское слово в литературной борьбе 20-х годов XIX века. «Красное и черное» /1830 г./ как хроника начала века. Эпоха как главный герой романа. Психологизм романа. Стиль Стендаля. Его эстетические принципы.

Бальзак (1799 – 1850). Жизнь и творчество. «Человеческая комедия» как энциклопедия жизни французского общества XIX века. Описательность как отображение объективности автора. Использование романтических средств в целях реалистической типизации. Нравственная проблематика.

П. Мериме (1803-1870) – мастер реалистической новеллы. Связь с романтизмом. Новелла «Кармен».


  1. Литература второй половины XIX века. Флобер. Натурализм. Золя.

Борьба направлений в литературе второй половины XIX века.

Поэзия ''Парнаса'' – новый этап в развитии французской поэзии. Шарль Бодлер /1821 – 1867/, трагизм жизни и творчества. ''Цветы зла'' /1857/.

Противоречия между эстетикой и художественной практикой у Флобера /1821 – 1880/. Стиль писателя. ''Мадам Бовари'' /1856/. Многоголосие романа. Образ Эммы Бовари.

Мопассан /1850 – 1893/. Многообразие социальных типов в его новеллах и романах. Описание внутреннего драматизма обыденной жизни, великих горестей маленьких людей.

Натурализм как литературное течение. Провозглашение преобладания биологической природы человека над его общественной природой. Опора на естественные науки. Точность деталей.

Э. Золя /1840 – 1902/ как крупнейший представитель французского натурализма. Золя как теоретик литературы и как писатель. Романы Золя.



  1. Французская литература на рубеже веков.

Острая борьба литературных направлений. Возникновение литературы декаданса. Литературное течение неоромантизм, его черты у французских авторов.

Расцвет поэзии. Символизм в поэзии. С. Малларме /1842 - 1898/ как теоретик символизма. П. Верлен /1844 – 1896/ как последователь парнасской школы и оригинальный поэт. Импрессионизм в поэзии. Художественные открытия в поэзии А. Рембо, Г. Аполлинера.


Гуманизм творчества А. Франса /1844 – 1924/. Искусство Р. Роллана /1866 – 1944/ - новая ступень литературного движения во Франции. Синтез искусств в ''Жане-Кристофе'' /1903 – 1912/. Вера в человека в ''Кола Брюньоне'' /1914/.


У истоков современной литературы. М. Пруст. Экзистенциализм. Ж.-П.Сартр. А. Камю. ''Антидрама'' и ''антироман''.

Борьба идей и направлений в начале XX века.

Марсель Пруст /1871 – 1922/ и его субъективная эпопея. ''Поток сознания'' как литературный прием. ''В поисках утраченного времени'' – жизнь, рассматриваемая с позиций искусства литературы. Роль метафор и ассоциаций в прозе Пруста.

Экзистенциализм. А. Камю /1913 – 1960/ и Ж.-П. Сартр /1905 – 1980/ - ключевые фигуры литературной жизни Франции первой половины XX века. Движение эстетики Камю от воспевания абсурда в ''Постороннем'' /1942/ к ''сверхиндивидуальным ценностям'' в ''Чуме'' /1947/. ''Тошнота'' /1938/ Ж.-П. Сартра – философско-художественный манифест атеистического экзистенциализма.

Постановка ''антипьес''. ''Лысая певица'' /1950/ Э. Ионеско /1912 – 1994/ и ''В ожидании Годо'' /1952/ С. Беккета /1906 – 1989/.

Появление понятия ''антироман'' в связи с публикацией романов Натали Саррот /р. 1902/.



  1. Современная французская литература.

Господство литературной критики – одна из особенностей современного литературного процесса. Структурализм как одно из ведущих направлений философской мысли в 60-х годах. Молодежный бунт /1968/ как восстание против всей системы стереотипов общества. Дегероизация современной литературы. Развитие масскультуры, документальной литературы, кино и телевидения. Влияние американской культуры. Неоавангардизм. Сюрреализм. Постмодернизм.

Многообразие типов современного романа. Гуманизм творчества Ромена Гари – Эмиля Ажара /1914 – 1980/. Система нравственных ценностей у Робера Мерля /р. 1908/. Семейные ценности у Э. Базена /р. 1911/, Ф. Эриа /1898 – 1971/, Ф. Мориака /1885 – 1970/. Оригинальная эстетика Бориса Виана /1920 – 1959/, Р. Кено /1903 – 1976/. Мир современной женщины в романах С. Коллет /1873 – 1954/, С. де Бовуар /1908 – 1986/, М. Дюрас /р. 1914/, Ф. Саган /р. 1935/, М. Юрсенар /1903 – 1987/. ''Экспериментальный роман'' А. Роб-Грие, Ж. Жене, П. Модиано. Современный театр в пьесах Ж. Кокто /1889 – 1963/, А. Адамова /1908 – 1970/, Ж. Ануя /р. 1910/.


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.




Наименование раздела дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Средневековая литература Франции. «Песнь о Роланде». «Роман о Тристане и Изольде». «Роман о Розе». Поэзия Ф.Вийона. Литература возрождения. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Поэзия Ронсара и Дю Белле.

Чтение текстов.

Подготовка к практическим занятиям.



4

Проведение практических занятий.

Выполнение тестов.



2.

Классицизм ХУ11 в. Пьесы Корнеля, Расина, Мольера. М. де Лафайет «Принцесса Клевская».

Чтение текстов.

4

Выполнение тестов.

3.

Романтизм. Романы и стихи Виктора Гюго. Критический реализм Х1Х в. Стендаль «Красное и чёрное». Бальзак. Романы. Флобер «Мадам Бовари».

Подготовка к практическим занятиям.

Подготовка индивидуальных докладов.



4

Проведение практических занятий.

Выступления с индивидуальными докладами.



4.

Литература рубежа Х1Х-ХХ в.в. Французская поэзия рубежа веков: Бодлер, Верлен, Рэмбо, Апполинер. М.Пруст «В поисках утраченного времени».

Чтение текстов.

Подготовка к практическим занятиям.



4

Проведение практических занятий.

Выполнение тестов.



5.

Основные тенденции современной французской литературы.

Подготовка к практическим занятиям.

Чтение текстов.



4

Выполнение тестов.

Проведение практических занятий.






Всего







20


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика семинарских занятий


Семинар №1

Французский героический эпос «Песнь о Роланде»



  1. Фольклорная природа французского героического эпоса «Песнь о Роланде»:

Эпическое произведение в фольклоре и литературе.

Эпическая идея «Песни» и отражение в ней общественного идеала.

Художественные средства «Песни о Роланде» как памятника устного творчества.


  1. Эпический мир «Песни о Роланде» и действительность:

Характер отражения исторических событий, быта и нравов.

Способы создания эпического мира:

- пространство и время;

- природа и человек;

- чудеса и чудесное;

- гиперболизация.

Создание образа эпического героя:

- образ Роланда;

- друзья Роланда, их место в поэме;

- образ Ганелона;

- образ Карла.


  1. Значение «Песни о Роланде» как художественного памятника.

  2. Для индивидуальных сообщений:

Немецкий героический эпос «Песнь о Нибелунгах».

Англо-саксонский героический эпос «Беовульф».

«Старшая Эдда» - скандинавский эпос.

Рекомендуемая литература:



  1. Алексеева М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. – М., 1984.

  2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972.

  3. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики. – М., 1995.

  4. Зарубежная литература средних веков. Вып.1: Латинская, кельтская, скандинавская, провансальская, французская литературы: Хрестоматия. 2-е изд./ Сост. Б.И.Пуришев. – М., 1975

  5. Песнь о Роланде. Песнь о Сиде. – М., 1976. (БВЛ)

  6. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М. 1975. (БВЛ)


Семинар №2

Комедия Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»



    1. Эстетика классицизма о драматическом искусстве.

    2. История создания комедии «Мещанин во дворянстве».

    3. Проблема художественного метода комедии:

Типология конфликта. Отражение социальных противоречий эпохи абсолютизма.

Принципы создания характера в комедии (типизация; характеры и нравы; явление резонерства и его связь с идеей произведения).

Реалистические элементы в классической комедии; предвосхищение открытий просветителей и романтиков.


    1. Мастерство Мольера – комедиографа:

Концепция комического в пьесе и особенности жанра комедии-балета. Развитие домольеровской комедийной традиции.

Система образов в комедии.

Средства сатирического изображения действительности.

Средства карнавально-комедийного изображения.



    1. Место комедии «Мещанин во дворянстве» в творчестве Мольера, ее художественное значение.

    2. Мольер на современной сцене.

Рекомендуемая литература:

  1. История зарубежной литературы XVII века. / Под ред. З.И. Плавскина. – М.: «Высшая школа», 1987.

  2. Театр французского классицизма. / Выступ. ст. А.Адана. – М., 1970.

  3. Бордонев Ж. Мольер. – М., 1983.

  4. Бояжиев Г. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М., 1967.

  5. Булгаков М.А. Жизнь господина де Мольера. – М., 1962.


Семинар №3

Проза классицизма во Франции.



  1. Принципы классицизма в классицистической прозе.

  2. Прециозный роман как форма высокого барокко.

  3. Бытописательный роман как форма низового барокко.

  4. «Принцесса Киевская» мадам де Лафайет – первый психологический роман нового времени.

Сюжет и конфликт в романе.

Образ принцессы Киевской.

Мужские образы в романе.

Стиль романа.

Открытия мадам де Лафайет в области психологического анализа и в области формы романа.

Влияние романа «Принцесса Киевская» на дальнейшее развитие романного жанра в Европе.



  1. Для индивидуальных сообщений:

Басни Ж. де Севинье.

Письма мадам де Севинье.

Блез Паскаль. «Мысли».

Фр. де Ларошфуко. «Максимы».

Ж. де Лабрюйер. «Характеры».

Сирано де Бержерак. «Государства и империи Луны».

П. Скаррон. «Комический роман».

Ш. Сорель. «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона».

Рекомендуемая литература:


  1. История зарубежной литературы XVII века. / Под ред. З.И. Плавскина. – М., 1987.

  2. Андреев Л.Г. и др. История французской литературы. – М., 1987.

  3. XVII век в мировом литературном развитии. – М., 1969.

  4. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. – М., 1968.


Семинар №4

Роман А. Прево «Манон Леско» и новелла П. Мериме «Кармен»



    1. Роман А. Прево «Манон Леско» как психологический роман.

Образ Манон.

Шевалье де Грие, его роль в романе.

Стилистические средства, используемые автором.


    1. Соединение в «Кармен» П.Мериме жанровых черт романа и новеллы.

    2. Черты романтизма и реализма в обрисовке характера Кармен.

    3. Развитие психологизма у П. Мериме.

    4. Манон и Кармен.

    5. Трансформация сюжета новеллы Мериме «Кармен» в других художественных жанрах:

- опера Ж. Бизе «Кармен»;

- балет Бизе-Щедрина «Кармен-сюита».

Рекомендуемая литература:


  1. Андреев Л.Г. и др. История французской литературы. – М., 1987.

  2. Штейн А.Л. и др. История французской литературы. 2-е изд. – М., 1988.

  3. А. Прево история кавалера де Грие и Манон Леско. – М., 1978. (ЛП)

  4. Луков В.А. Изучение системы жанров в творчестве зарубежных писателей: Проспер Мериме. – М., 1987.

  5. Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и истории. – М., 1990.

  6. Кирнозе З.И. Страницы французской классики. – М., 1992.


Семинар №5

Виктор Гюго и французский романтизм



  1. Эстетика романтизма как литературного художественного метода:

Романтическое двоемирие и романтическая ипизация.

Романтический идеал и романтический герой.

Эстетические завоевания романтизма.

Романтизм и фольклор.

Сущность романтического историзма.


  1. В. Гюго как глава французских романтиков:

«Предисловие» к драме «Кромвель» как манифест французского романтизма.

Новаторство поэзии В.Гюго.

Особенности романтического метода В.Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери».


  1. Для индивидуальных сообщений:

«Рене» и «Атала» Фр.-Р. ле Шатобриана – первые романтические произведения во Франции.

«Женские романы» Жермены де Сталь.

Романтический герой Бенжамена Констана.

Романтическая поэзия А. де Ламартина и А. де Виньи.

Романы и личность Жорж Санд.

«Исповедь сына века» А. де Мюссе.

Рекомендуемая литература:


  1. Андреев Л.Г. и др. История французской литературы. – М., 1987.

  2. Штейн А.Л. и др. История французской литературы. 2-е изд. – М., 1988.

  3. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М., 1987.

  4. Эстетика раннего французского романтизма. – М., 1982.

  5. Обломиевский Д.Д. Французский романтизм: Очерки. – М., 1982.

  6. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. – Л., 1958.

  7. Луков В.А. Французская драматургия (предромантизм, романтическое движение). – М., 1984.


Семинар №6

Реалистический роман XIX века во Франции. Бальзак и Флобер.



  1. Критический реализм XIX века во Франции, общая характеристика.

  2. Требования Бальзака к искусству, изложенные в предисловии к «Человеческой комедии».

  3. Эстетические позиции Флобера.

  4. «Евгения Гранде» и «Мадам Бовари».

Социальные характеристики героев.

Символика в развитии характеров.

Значение мужских образов.

Сравните два центральных образа, диалектику их развития.



  1. Пути дальнейшего развития французского критического реализма (творчество Стендаля, Мериме, Мопассана).

Рекомендуемая литература:

  1. Андреев Л.Г. и др. История французской литературы. – М., 1987.

  2. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. – М., 1977.

  3. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. – М., 1970.

  4. Реизов Б.Г. Бальзак. – Л., 1960.

  5. Реизов Б.Г. Творчество Флобера. – М., 1955.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:



Основная:

  1. История французской литературы. Андреев и др. М., 1987.

  2. История французской литературы: В 4 т. М., 1946-1963.

  3. Зарубежная литература средних веков. Хрестоматия. Сост. Б. И. Пуришев. М., 1974.

  4. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. М., 1996.

  5. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

  6. Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI – первой половины XIX века). М., 1990.

  7. История зарубежной литературы XVII века. Под ред. З. И. Плавскина. М., 1987.

  8. История зарубежной литературы XVIII века. Разумовская М. В. и др. М., 1991.

  9. Писатели Франции. Сост. Е. Эткинд. М., 1964.

  10. Практические занятия по зарубежной литературе. Под ред. Проф. Н. П. Михальской и проф. Б. И. Пуришева. М., 1981.

  11. Реизов Б. Г. Французский роман XIX века. М., 1977.

  12. История зарубежной литературы (вторая половина XIX - начало XX века). Ковалева Т. В. и др. Мн., 1997.

  13. Моруа А. Литературные портреты. М., 1970.

  14. Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1980.

  15. Пузиков А. Портреты французских писателей. Жизнь Золя. М., 1976.

  16. Лану А. Мопассан. М., 1971.

  17. Уваров Ю. П. Современный французский роман (60-80-е годы). М., 1985.

  18. Французская литература. 1945-1990. М., 1995.

  19. Anthologie de la littérature française du XVI-e siècle. Сост. Сабанеева. Л., 1974.

  20. Anthologie de la littérature française du XVII-e siècle. Сост. Хатисова Т. Г. Л., 1975.

  21. Anthologie de la littérature française du XVIII-e siècle. Сост. Заботкина Л., 1976.

  22. Ecrits sur l’art et manifestes des écrivains français. Anthologie. М., 1981.

  23. Rabinovitch G. Histoire de la littérature française XIX-XX siècles (1870-1939). M., 1977.

  24. Zavadovskaya S. Littérature française. Le XX-e siècle. М., 1993.


обязательная художественная литература:

    1. “Песнь о Роланде”.

    2. Франсуа Вийон. Стихи.

    3. Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”.

    4. Поэзия “Плеяды” /Ронсар, дю Белле/.

    5. Пьер Корнель “Сид”.

    6. Жан Расин “Федра”.

    7. Мольер “Тартюф”, “Дон Жуан”.

    8. Проза классицизма /на выбор: Фр. де Ларошфуко “Максимы”, М. де Лафайет “Принцесса Клевская”, Ж. Де Лафонтен “Басни”, Поль Скаррон “Комический роман”/.

    9. Антуан Прево “Манон Леско”.

    10. Вольтер “Кандид”.

    11. Руссо “Юлия, или новая Элоиза”.

    12. Бомарше “Женитьба Фигаро”.

    13. Виктор Гюго. Стихи. “Собор Парижской богоматери”. “Отверженные”. “Девяносто третий год” – на выбор.

    14. Мериме. Новеллы. / “Кармен” и др./

    15. Стендаль. “Красное и черное”.

    16. Бальзак “Евгения Гранде” и “Блеск и нищета куртизанок” или “Утраченные иллюзии”.

    17. Гюстав Флобер. “Мадам Бовари”.

    18. Ги де Мопассан. Новеллы. “Жизнь”.

    19. Эмиль Золя “Тереза Ракен”, “Дамское счастье”, “Чрево Парижа” или другой роман на выбор.

    20. Ромен Роллан “Кола Брюньон”, “Жан-Кристоф” (1 книга).

    21. Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

    22. Марсель Пруст “В поисках утраченного времени” /роман на выбор/.

    23. Жан-Поль Сартр “Тошнота”, новеллы.

    24. Альбер Камю “Чума”.

    25. Пьесы Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Ануйя.

    26. Французская поэзия XIX-XX веков /Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Поль Верлен, Гийом Аполлинер, Стефан Малларме, Поль Элюар, Жак Превер/.

    27. По одному роману двух авторов: Франсуа Мориак, Морис Дрюон, Симона де Бовуар, Натали Саррот, Франсуаза Саган, Маргерит Юрсенар, Эрве Базен, Борис Виан, Робер Мерль, Сидони Колетт, Жорж Сименон, Эмиль Ажар.


дополнительная художественная литература:

              1. Поэзия трубадуров и труверов.

              2. Роман о Тристане и Изольде.

              3. “Роман о Ренаре” (“Роман о Лисе”).

              4. “Роман о Розе”.

              5. Маргарита Наваррская “Гептамерон”.

              6. Мишель Монтень “Опыты”.

              7. Мольер “Мещанин во дворянстве”, “Скупой”.

              8. Никола Буало-Депрео “Поэтическое искусство”.

              9. Блез Паскаль “Мысли”.

              10. Жан де Лабрюйер “Характеры”.

              11. А.-Р. Лесаж “Хромой бес”.

              12. Дени Дидро “Монахиня”, “Племянник Рамо”.

              13. Жан-Жак Руссо “Исповедь”.

              14. Фр.-Р. де Шатобриан “Рене”.

              15. А. де Мюссе “Исповедь сына века”.

              16. Жорж Санд “Консуэло”.

              17. Стендаль “Пармская обитель”.

              18. Анатоль Франс “Боги жаждут”.


1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1.9.1. Перечень используемых технических средств:

  • магнитофон;

  • видеомагнитофон;

  • ноутбук;

  • проектор.

1.9.2. Перечень используемых пособий (см. список основной литературы).

1.9.3. Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения:

  • видеозаписи спектаклей.


1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

1. Среди жанровых признаков средневекового героического эпоса («Песнь о Роланде») есть:

а) мифологизм; б) наличие автора в) героическая идеализация прошлого

2. Вершина дидактико-аллегорической поэзии средневековья это:

а) «Роман о Ренаре» б) «Роман о Розе» в) «Роман о Тристане и Изольде»

3. Эпоха Ренессанса во французской литературе – это:

а) XIV век б) XV век в) XVI век

4. Автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»

а) Маргарита Наваррская; б) Франсуа Рабле; в) Мишель Монтень.

5. В поэтическую школу «Плеяда» входил

а) Франсуа Вийон; б) Пьер Ронсар; в) Жан де Лафонтен.

6. Литературно-художественное течение, доминировавшее в литературе XVII века во Франции

а) барокко; б) просветительство; в) классицизм.

7. Нереалистические течения рубежа XIX – XX веков

а) модернизм, декаданс; б) символизм, импрессионизм;

в) экзистенциализм, постмодернизм.


1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).

  1. Средневековая французская литература.

  2. Фольклорная природа средневекового героического эпоса «Песнь о Роланде».

  3. Куртуазная лирика трубадуров и труверов. Куртуазный роман.

  4. Жанры городской средневековой литературы. «Роман о Ренаре». «Роман о Розе».

  5. Франсуа Вийон – крупнейший поэт позднего средневековья.

  6. Возрождение во Франции. Движение Реформации. Ренессансный гуманизм. Жанр новеллистического сборника («Гептамерон» Маргариты Наваррской).

  7. Роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» как «весёлая энциклопедия» эпохи Возрождения. Понятие «народной смеховой культуры».

  8. «Плеяда» как поэтическая школа второй половины XVI века. Ронсар. Дю Белле.

  9. Эстетика классицизма. Классицизм и барокко. «Высокое» и «низовое» барокко.

  10. Классицистическая трагедия. Корнель. Расин.

  11. Классицистическая комедия. Мольер.

  12. Проза классицизма. Басни Лафонтена. Психологический роман мадам де Лафайет «Принцесса Клевская».

  13. Эпоха Просвещения. Философия, основные черты. Просветительские направления в литературе.

  14. Вольтер – центральная фигура французского Просвещения.

  15. Дидро и энциклопедисты. Роман «Манон Леско» Антуана Прево.

  16. Сентиментализм как литературное течение. Творчество Жан-Жака Руссо.

  17. Романтизм как литературное течение. Особенности французского романтизма.

  18. Французские романтики (Бенжамен Констан, мадам де Сталь, Альфред де Мюссе, Жорж Санд). Романтизм в поэзии.

  19. Виктор Гюго как глава французских романтиков.

  20. Критический реализм 19 века. Романтизм и реализм. Завоевания реалистов.

  21. Реализм Стендаля. «Красное и чёрное».

  22. «Человеческая комедия» Бальзака как широкая панорама жизни французского общества 19 века.

  23. Мериме – мастер новеллы. Новеллы и романы Мопассана.

  24. Творческие принципы Флобера. «Госпожа Бовари».

  25. Натурализм во французской литературе. Творчество братьев Гонкуров. Эмиль Золя.

  26. Поэзия конца 19- начала 20 веков. Эстетика Бодлера. Новаторство поэзии Верлена, Рэмбо, Аполлинера, Малларме.

  27. Борьба направлений и течений в литературе рубежа 19- 20 веков. Понятие о декадансе. Модернизм.

  28. Открытия Марселя Пруста. «В поисках утраченного времени».

  29. Тенденции развития современной французской литературы.

  30. Современная французская литература.


1.12. Комплект экзаменационных билетов – не предусмотрен.
1.13. Примерная тематика рефератов.

  1. Биографические романы Андре Моруа, его новеллистика.

  2. Реализм романов Сидони Колет.

  3. Верность «новому роману» Натали Сарротт.

  4. Экспериментальные романы Жана Жене, Алена Роб-Грийе, Реймона Кено.

  5. Семейная тема в романах Эрве Базена «Супружеская жизнь», «Анатомия одного развода».

  6. Исторические романы Мориса Дрюона, Маргерит Юрсенар.

  7. Проблемы молодёжи в романах Франсуазы Саган, Роббера Мерля «За стеклом».

  8. Проза Бориса Виана: «Пена дней», рассказы.

  9. Драматургия Жана Ануя.

  10. Философия и нравственная проблематика романов Роббера Мерля «Мальвиль», «Мадрапур».

  11. Католическая традиция во французской литературе: романы Франсуа Мориака, Жюльена Грина, Пьера Клоделя, Мишеля Турнье.

  12. Мистификация Ромэна Гари / Эмиля Ажара.

  13. Литература шока Аготы Кристоф.

  14. Социальные романы современных французских писателей Мишеля Уэльбека, Фредерика Бегбедера.

  15. Последние публикации французских авторов в журнале «Иностранная литература».

Список рекомендуемых произведений для докладов.

              1. Борис Виан “Пена дней”.

              2. Борис Виан “Осень в Пекине”. ИЛ, 1995, №3.

              3. Робер Мерль “Мальвиль”. М., 1990.

              4. Робер Мерль “Мадрапур”. ИЛ, 1993, №6.

              5. Франсуа Мориак “Мартышка” и другие романы.

              6. Альбертина Сарразен “Перелом”. ИЛ, 1993, №10, 11.

              7. Маргерит Юрсенар “Последняя любовь”. ИЛ, 1991. №7.

              8. Патрик Модиано “Смягчение приговора”. ИЛ, 1988, №12.

              9. Мишель Рио “Архипелаг”. ИЛ, 1996, №7.

              10. Раймон Кено “С ними по-хорошему нельзя”. ИЛ, 1997, №4.

              11. Эмиль Ажар “Жизнь впереди”. М., 1988.

              12. Эмиль Ажар “Голубчик”. ИЛ, 1995, №7.

              13. Эмиль Ажар “Страхи царя Соломона”. ИЛ, 1997, №9.

              14. Франсуаза Саган. Повести.

              15. Эрве Базен. “Супружеская жизнь”, “Анатомия одного развода”.

              16. Агота Кристоф “Толстая тетрадь”. ИЛ, 1997, №10.

              17. Натали Саррот “Золотые плоды”.

              18. Жан Жене “Дневник вора”.

              19. Морис Дрюон “Проклятые короли”.

              20. Жорж Сименон. Детективные романы.

              21. Сидони Колетт “Странница”.

              22. Андре Моруа. Биографические романы, новеллы.


Список рекомендуемых произведений для докладов по современной французской литературе.

  1. Андре Моруа «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго», «Три Дюма», «Прометей, или Жизнь Бальзака». Новеллы.

  2. Сидони Колет «Странница».

  3. Натали Сарротт «Золотые плоды», «Откройте!».

  4. Жан Жене «Дневник вора».

  5. Ален Роб-Грийе «Лабиринт», «Проект революции в Нью-Йорке».

  6. Реймон Кено «С ними по-хорошему нельзя», «Зази в метро».

  7. Эрве Базен «Супружеская жизнь», 2Анатомия одного развода».

  8. Морис Дрюон Серия «Проклятые короли».

  9. Маргерит Юрсенар «Воспоминания Адриана»

  10. Роббер Мерль «За стеклом», «Мальвиль», «Мадрапур».

  11. Франсуаза Саган «Любите ли вы Брамса?», «Немного солнца в холодной воде».

  12. Борис Виан «Пена дней», «Осень в Пекине». Рассказы.

  13. Жан Ануй «Жаворонок».

  14. Франсуа Мориак «Тереза Дескейру», «Клубок змей», «Фарисейка», «Мартышка».

  15. Эмиль Ажар «Голубчик», «Жизнь впереди».

  16. Агота Кристоф «Толстая тетрадь».

  17. Мишель Уэльбек «Элементарные частицы», «Платформа».

  18. Фредерик Бегбедер «99 франков», «Windows on the World».


1.14. Примерная тематика курсовых работ – не предусмотрена.
1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ – не предусмотрена.
1.16. Методика исследования – нет.
1.17. Балльно - рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине – не применяется.
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения – не предусмотрены.
РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.

Данный курс носит практический характер. Лекции не предусмотрены в учебном плане.


РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий) – не предусмотрено.
РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению методических задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих итоговой государственной аттестации) – не предусмотрено.
РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы – нет.


Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное изменение

Подпись зав. кафедрой, утверждающего данное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение














РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:


Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя

учебный год

факультет

специальность

Музычук Н.А., к.ф.н., доцент

2001-2005

ФИЯ

Иностранный язык с доп.спец.

Малахова Е.А., ст. преподаватель

2005-2009

ФИЯ

Иностранный язык с доп.спец.

Малахова Е.А., ст. преподаватель

2009-2010

ФФиЖ

Иностранный язык с доп.спец.

Малахова Е.А., ст. преподаватель

2010-2011

ФФЖиМК

Иностранный язык с доп.спец.

Малахова Е.А., ст. преподаватель

2011-2012

ФФЖиМК

Иностранный язык с доп.спец.






Каталог: umu-umk -> %D0%A4%D0%96%D0%B8%D0%9C%D0%9A -> 050303.65%20%D0%98%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA
050303.65%20%D0%98%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA -> Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. В 2 История раннего христианства основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 033200. 00 (050303. 65) Иностранный язык с дополнительной специальностью
050303.65%20%D0%98%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA -> Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В история искусства
050303.65%20%D0%98%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA -> Учебно-методический комплекс дисциплины
050303.65%20%D0%98%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA -> Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница