Учебно-методический комплекс дисциплины cд. 18 Социальная педагогика Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности




страница1/5
Дата13.08.2016
Размер1.41 Mb.
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
CД.18 Социальная педагогика

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

«050706 – «Педагогика и психология»

Утверждено на заседании кафедры

социальной педагогики и социальной работы

социально-гуманитарного факультета

(протокол № 9 от 21 апреля 2008 г.)
Зав. кафедрой ________В.Р. Рыбкин

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор – составитель программы: Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы.

    2. Рецензенты: к. п. н., доцент, Игнатович И.И., МГПУ; к.п.н., доцент Зубрицкая Е.М., МГИ.

    3. Пояснительная записка

В России социальная педагогика – новая сфера практики и новый вид профессиональной деятельности. Одной из составных частей теоретической и практико-ориентированной подготовки специалистов педагогов-психологов является курс социальной педагогики.

Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

Курс «Социальная педагогика» - важнейшая часть общей системы психолого-педагогической подготовки специалистов для социальной и педагогической сферы.

Цель курса «Социальная педагогика»: вооружение будущих педагогов-психологов, педагогов общеобразовательных школ знаниями теоретических основ современной педагогической науки, а также умениями, необходимыми для эффективной организации психологической и социально-педагогической деятельности.

Задачи курса:

- дать представление о социальной педагогике как одной из отраслей педагогической науки и практики;

- раскрыть условия и задачи, содержание и технологию социально-педагогической работы;

- охарактеризовать особенности социума как фактора социализации, воспитания и саморазвития человека;

- проанализировать человеческие и профессиональные качества социального педагога и социального работника.

Студент, изучивший дисциплину должен знать:

- историю возникновения и развития социальной педагогики;

- понятийный аппарат социальной педагогики;

- основные направления исследования в социальной педагогики.

Студент, изучивший дисциплину должен уметь:

- анализировать социально-педагогические явления;

- проектировать социально-педагогическое взаимодействие.

В данном курсе находят развитие многие положения, сформулированные ранее при изучении ряда социальных дисциплин. Тем самым осуществляется определённое обобщение учебного материала, его фокусирование вокруг главных смысловых узлов профессии социального педагога.

Учебный план предусматривает, кроме чтения лекций, проведение практических занятий, которые служат для выработки у обучающихся основных социально-педагогических умений и навыков. Выполнение специальных практических заданий, изучение профессионального опыта позволяет осмыслить и освоить основные методы социального воспитания.

По итогам курса — экзамен.

При разработке программы были использованы материалы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, учебные программы по социальной педагогике (И.Н. Андреевой, В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, Л.Я. Елисеевой, И.А. Липского, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, Ф.А. Мустаевой, В.А.Никитина, Р.В. Овчаровой, С.А. Расчетиной, В.А. Сластёнина, В.Г.Степанова и др.).

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности: «050706 – педагогика и психология».
1.4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (от 31.01.2005 года, гос. регистр. № 671) Специальность – « 050706 –педагогика и психология», квалификация – педагог-психолог (Извлечения)

ДПП.Ф. 18. Социальная педагогика

Социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации. Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Воспитание как институт социализации: виды воспитания; системы воспитания; воспитательные организации. Социализированность, воспитанность. Социально–педагогическая виктимология. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях. Принципы социального воспитания. Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании. Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях.

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:

(Факультет педагогики и психологии (дневная форма обучения)




Шифр и наименован. специальнос.

курс

семестр

трудоемкость

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

СР

Виды итогового контроля

(форма отчетности)

1.

«050706 -

психология и педагогика»



1

1
2

150

38
36

18
18

20
18

0
0

38
38

экзамен





    1. . Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)

Примерное распределение учебного времени для студентов, обучающихся по специальности «050706 – «Педагогика и психология» (дневная форма обучения)







Наименование раздела, темы

Количество часов

Трудоем.

Аудит

Лк

ПР

СР




Раздел 1. Общие основы социальной педагогики.

34

12

4

8

22

1.

Тема 1. Предмет, задачи курса «Социальная педагогика»

9

3

1

2

6

2.

Тема 2. Введение института социальных педагогов в России.

11

3

1

2

8

3.

Тема 3. Социализация как социально-педагогическое явление. Факторы социализации, их характеристика.

14

6

2

4

8

4.

Раздел 2. Девиации как социально-педагогическая проблема.

48

28

14

14

20

5.

Тема 4. Девиантное поведение детей и подростков. Причины и предпосылки девиантного поведения. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике.

22

12

6

6

10

6.

Тема 5. Формы проявления девиантного поведения детей и подростков, их характеристика.

26

16

8

8

10

7.

Раздел 3. Основы социально-педагогической деятельности

68

34

18

16

34

8.

Тема 6. Социально-педагогический процесс: сущность, содержание и структура.

12

4

2

2

8

9.

Тема 7. Методика и технологии социально-педагогической деятельности с детьми «группы риска».

16

8

4

4

8

10.

Тема 8. Методика и технологии социально-педагогической деятельности с семьёй.

24

14

8

6

10

11.

Тема 9. Методика и технологии социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях.

16

8

4

4

8

12

ИТОГО:

150

74

36

38

76

1.6.2 Содержание разделов дисциплины



Раздел 1. Общие основы социальной педагогики

Тема 1. Предмет, задачи курса «Социальная педагогика»
Социальная педагогика – учебный предмет, отрасль науки, область общественной и профессиональной деятельности. Основные задачи курса. Важнейшие категории социальной педагогики: воспитание, социализация, образование, развитие личности, социальное обучение. Социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации. Интегративная функция социальной педагогики. Cвязь с философией, социологией, этикой, юриспруденцией, экономикой, демографией, этнографией, медициной, психологией, дефектологией. Социальная педагогика в системе отраслей педагогической науки. Структура социальной педагогики: социология воспитания, социально-педагогическая виктимология, философия, социальная психология, методика социального воспитания, теория социального воспитания, экономика и менеджмент социального воспитания.

Введение термина «социальная педагогика» в научный обиход (А. Дистервег). Историческое развитие представлений о предмете социальной педагогики, движение от разрозненных идей до целостных концепций.

Социально-педагогические эксперименты И.Г. Песталоцци, Р.Оуэна, других педагогов – гуманистов. Система научных идей об интеграции воспитательных сил общества, о сознательном взаимодействии воспитания со всеми сторонами народной культуры (П. Наторп).

Развитие социально-педагогической мысли в России в конце 19 – начале 20 вв. (В Соловьёв, Н. Бердяев, В. Розанов и др.). Социально-педагогические идеи в теоретических концепциях П. Лесгафта, П. Каптерева, К Вентцеля и других. Взгляды С.Т. Шацкого на организацию целостного воспитательного процесса в микросреде. Педагогические идеи А.С. Макаренко. Теория и практика социального воспитания в 20 – е годы 20 века в России. Влияние педологии на становление социальной педагогики как науки. Определение объекта и предмета социальной педагогики в современной отечественной науке.


Тема 2. Введение института социальных педагогов в России
Основные этапы социально-педагогической деятельности в России в 60-е – 90- е гг. 20 века. Введение специальности «социальная педагогика». Социальный педагог, его должностные обязанности и квалификационная характеристика. Многообразие кадров социальных педагогов в зарубежном и отечественном опыте: социальные работники, социальные педагогики, педагоги свободного времени, педагоги внешкольного воспитания, педагогики по «компенсаторному» образованию и др.

Роль социального педагога в системе социальной помощи трудным подросткам, проблемным семьям, инвалидам и другим категориям.

Профессиональный портрет социального педагога, его статус, функции социального педагога: диагностическая, организаторская, прогностическая, предупредительно-профилактическая, охранно-защитная, воспитательная, культурно - досуговая.

Основные требования к профессиональной подготовки кадров социальных педагогов.


Тема 3. Социализация как социально-педагогическое явление
Человек как субъект социально-педагогического образования. Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Субъект - субъектные, субъект – объектные, объект - субъектные и объект - объектные образовательные стратегии. Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно-направляемого, социально-контролируемого взаимодействия с обществом, а также самоизменения. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Возрастные этапы социализации. Факторы социализации и их типология. Средства и агенты социализации. Механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный. Различные подходы к проблеме социализированности человека. Задачи социализации. Воспитание как институт социализации: виды воспитания; системы воспитания; воспитательные организации. Социализированность, воспитанность, их характеристика. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях. Принципы социального воспитания.
Микрофакторы социализации
Семья и домашний очаг. Современные тенденции развития семьи и изменения ее функций. Особенности взаимодействия в семье. Основные функции и механизмы семейной социализации.

Соседство и микросоциум. Характеристики микросоциума: пространственная, архитектурно-планировочная, культурно-рекреационная, демографическая, социально-психологическая. Особенности и тенденции развития соседства и микросоциума в сельских и городских исследованиях.

Группы сверстников и субкультура. Характеристика группы сверстников; возрастные особенности; типология групп; социализирующие функции и механизмы. Субкультуры: возрастные, профессиональные, социально-культурные, делинквентные. Признаки субкультуры: ценностные ориентации, нормы поведения, предпочитаемые источники информации, вкусы и способы времяпрепровождения, жаргон. Социализирующие функции и механизмы. Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании.

Институты воспитания, их номенклатура и типологические особенности. Рост количества и многообразия институтов воспитания, изменение их роли и соотношения между собой в процессе социализации. Социализирующие функции и механизмы.



Общественные, государственные и частные организации, их номенклатура и типологические особенности. Социализирующие функции и механизмы.

Религиозные организации: тенденции развития и изменения места, и роли в жизни общества. Социализирующие функции и механизмы.


Мезофакторы социализации
Средства массовой коммуникации: тенденции развития, изменения в потреблении продукции печатной и электронной прессы, перспективы развития; роль в жизни людей в зависимости от возраста.

Тип поселения (село, город, поселок): демографические, социально-профессиональные и социально-психологические особенности и различия; социальная мобильность, возможности выбора в поселениях различного типа; специфика семьи, общения и взаимоотношений в различных возрастных группах и между ними; различия в условиях социализации в селе, малом, среднем и крупном городе, в поселке.

Региональные условия — географические, природно-климатические, экономические, демографические, культурные различия и их влияние на социализацию населения, отдельных возрастных групп и конкретных людей.
Макрофакторы социализации.
Страна как природно-географический фактор социализации, определяющий «рамки» социализации населения и отдельных половозрастных и социальных групп населения.

Этнокультурные условия социализации. Понятия: этнос и национальный характер. Этнические особенности духовного склада (менталитет) и их влияние на человека. Этнические и межэтнические Стереотипы, нормы поведения и межпоколенных отношений. Имплицитные концепции личности и воспитания.

Общество как политико-социологическое явление. Половозрастная структура общества и проблема межпоколенных отношений. Экономическое развитие и условия социализации. Социальная и политическая структуры: тенденции их развития и тенденции изменения влияния на членов общества. Процессы в современном обществе, определяющие изменения в социализации. Государство как политико-юридическое явление. Государство и создание социально-экономических и политических условий социализации. Относительно целенаправленная политика государства по социализации граждан.

Взаимодействие макрофакторов социализации между собой, их влияние на мезо - и микрофакторы.



Мегафакторы социализации

Космос и его влияние на жизнь землян.

Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека. Глобальные проблемы, их влияние на социализацию. Исследования отечественных ученых о влиянии мегафакторов на среду обитания и жизнь человека (В.М. Бехтерев, А.Л.Чижевский, П.П.Лазарев и др.).
Раздел 2. Девиации как социально-педагогическая проблема
Тема 4. Девиантное поведение детей. Причины и предпосылки

девиантного поведения. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике
Нормы и отклонения: понятие и характеристика (правовые, моральные, социальные, политические, религиозные и др.). Типы отклонений: физические, психические, педагогические и социальные. Факторы отклонений: биогенные, социогенные, психогенные. Теории отклонений: медицинские, теория социальной полезности, социальные. Сиротство и социальное сиротство как социально-педагогическая проблема.

Понятие «девиации». Предпосылки и причины девиантного поведения. Типы девиантного поведения, их характеристика (девиантное, делинквентное, криминальное). Концепции девиации (биологические, психологические, социологические).


Тема 5. Формы проявления девиантного поведения детей и

подростков
Безнадзорность и беспризорность как форма проявления девиантного поведения. Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема. Периоды приобщения к алкоголю. Причины детского алкоголизма. Последствия детского алкоголизма (социально-экономические, социально-психологические, криминальные, физиологические).

Проблема детской наркомании. Причины и последствия детского алкоголизма и наркомании. Первичная профилактика детской наркомании. Основные подходы к профилактике детской наркомании.

Проституция как форма проявления девиантного поведения детей. Теории причин проституции (генетические, биофизиологические, психологические и социальные). Современное состояние проблемы правонарушений среди несовершеннолетних. Причины роста числа преступлений среди несовершеннолетних. Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, виды и функции. Основные категории исправительно-педагогической работы. Воспитательная работа в исправительных учреждениях.
Раздел 3. Основы социально-педагогической деятельности
Тема 6. Социально-педагогический процесс: сущность, содержание
Понятие педагогического процесса. Педагогический процесс в социальной педагогике. Структура социально-педагогической деятельности, характеристика этапов.

Методы и технологии в социально-педагогической деятельности. Взаимосвязь технологии и методов практического работы социального педагога. Основные подходы к классификации социально-педагогических технологий. Классификация социально-педагогических технологий. Структура и содержание социально-педагогической технологии.

Сущность методов социально-педагогической деятельности, их содержание. Классификация основных методов, используемых социальным педагогом. Использование психологических методов в социально-педагогической деятельности. Использование методов социальной работы в социально-педагогической деятельности. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании.
Тема 7. Методика и технологии социально-педагогической деятельности с детьми группы риска
Понятие «группа риска», «трудновоспитуемый», «педагогически запущенный ребёнок». Формы проявления трудновоспитуемости и проблемы воспитания трудновоспитуемых детей. Психологические особенности детей группы риска. Методика и технологии социально-педагогической деятельности с детьми группы риска. Модели психолого-педагогической службы. Взаимодействие специалистов в оказании помощи и поддержки детям группы риска. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы».

Личностный подход как основа индивидуальной помощи, его сущность и содержание. Возрастной, дифференцированный и индивидуальный подходы в процессе оказания индивидуальной помощи детям группы риска. Направления индивидуальной помощи: помощи в решении проблем самопознания, самореализации, самоутверждения и самосовершенствования. Форма оказания индивидуальной помощи. Способы оказания индивидуальной помощи.


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница