Учебный год




Скачать 66.48 Kb.
Дата21.07.2016
Размер66.48 Kb.
НовосибирскИЙ государственнЫЙ хореографическИЙ КОЛЛЕДЖ
Вопросы к междисциплинарному экзамену

по дисциплине «История хореографического искусства»

2014-2015 учебный год

Преподаватель Юдаева Г.В.
1. Творчество Жан Жоржа Новера, реформатора балетного искусства. Работа Новера в Лондоне, Вене, Штутгарте, в Парижской Академии музыки. Издание «Писем о танце».

Творческое наследие Новера, как основы формирования новой эстетики балетного спектакля (синтез музыки, драмы, пластики, живописи). Атуальность реформы Новера в его время и в дальнейшие периоды развития балета.

Творчество Жана Доберваля, продолжателя реформ Новера, демократизм его спектаклей, (балеты «Дезертир», «Тщетная предосторожность»).
2. Развитие балета в России в 18 веке. Значение Петровских реформ для развития культуры в России. Организация первой балетной школы в Санкт-Петербурге в 1738г.

Жан Батист Ланде и Антонио Ринальди, Франческа Арайи.

Работа Гильфердинга и Анджиолини в России. Открытие в Москве театра Медокса в 1782г. Утверждение классицизма в русском балетном театре.
3. Балет в России в 18, начале 19века. Творчество Ивана Ивановича Вальберха – первого русского хореографа и педагога. Создание уникального спектакля «Новый Вертер» (1799г.). Становление жанра «Русский дивертисмент» в творчестве Вальберха и Огюста Пуаро. Синтетический характер жанра (пение, декламация, танец), яркий национальный. Спектакли этого жанра – «Женщина-козак», «Любовь к отечеству», «Русские в Париже» и др.

Крепостной театр и крепостной балет – уникальное явление русской культуры 19 века.

Выдающиеся актеры – Татьяна Шлыкова-Гранатова, Марфа Урусова-Бирюзова, Просковья Ковалева-Жемчугова.
4. Творчество Шарля Дидло в Западной Европе и в России. Постановка балета «Зефир и Флора». Первый и второй периоды пребывания в России.

Балеты «Венгерская хижина» и «Рауль де Креки». Роль Шарля Дидло в развитии русского балета.


5. Ученики Дидло в России. Адам Павлович Глушковский, Авдотья Ильинична Истомина, Евгения Колосова, Мария Данилова, Екатерина Телешева.

Открытие Большого театра в Москве. Роль французской танцовщицы Гюллень-Сор в становлении московского балета и воспитании русских балерин Екатерины Санковской, Татьяны Ивановой-Глушковской.


6. Становление романтизма в искусстве и балете. Выразитель балетного романтизма – либреттист Теофиль Готье. Творчество Филиппо Тальони – крупнейшего представителя романтизма. Работа в Вене, Париже, Санкт-Петербург. Творчество Марии Тальони. Ее роль в развитии техники классического танца, балетного костюма, прически.

История создания балета «Сильфида». Долгая сценическая жизнь балета. Приезд отца и дочери Тальони в Россию. Влияние их творчества на развитие балетного искусства в России. Екатерина Санковская, ее трактовка образа сильфиды.

7. Формирование балетного романтизма. Создание балета «Жизель». Премьера спектакля «Жизель» в Париже в 1841г. Авторы сценария, музыки, хореографии. Исполнители. Содержание балета. Структура спектакля, особенности хореографии. Сценическая жизнь балета вплоть до современности. Елена Андреянова – первая русская Жизель. Особенности романтизма в творчестве Андреяновой.

Творчество Жюля Перро на западе и в России


8. Балетный романтизм в Европе. Выдающиеся романтические балерины: Карлотта Гризи, Фанни Черрито, Фанни Эльслер. Балетмейстеры Жан Коралли и Жозеф Мазилье. Блазис – первый серьезный исследователь балетной профессии, ее технологии.
9. Датская балетная школа, творчество Винченцо Галеотти, Антуана и Августа Бурнонвилей. Создание балета «Консерватория», воспитание датских балерин. Датский вариант балета «Сильфида». Самобытность стиля в балетах Бурнонвиля. Посещение Бурнонвилем России.
10. Закат романтизма и творчество Артура Сен-Леона. Особенности творчества Сен-Леона в качестве танцовщика, музыканта, композитора и балетмейстера.

Гастрольная деятельность Сен-Леона. Деятельность Сен-Леона в России, выдвижение на главные партии русских балерин. Основные принципы в постановках балетов. Балет «Коппелия», долгая сценическая жизнь, его роль в развитии балетного романтизма.


11. Творчество Мариуса Петипа. М. Петипа – танцовщик и балетмейстер до приезда в Россию. Русский период творчества М. Петипа, как исполнителя и постановщика, работа с балетмейстерами Ж. Перро и Сен-Леоном. Деятельность в качестве главного балетмейстера театра в Петербурге. Наиболее значимые балеты. Сотрудничество с композиторами симфонистами – П. Чайковским, А. Глазуновым, балеты, созданные на их музыку. Значение творчества М. Петипа для русского и мирового искусства.
12. Творчество Льва Иванова. Роль Иванова в постановках балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». «Лебединое озеро», подробный анализ балета с хореографической, музыкальной драматургической точек зрения. Основные особенности, определившие успех балета. Значение спектакля «Лебединое озеро» для развития хореографического искусства в России и мире.
13. Русский и мировой балет на переломе 19-20 века. Появление жанра балетной феерии. Постановка Л. Манцотти спектакля «Эксцельсиор», его постановочные и хореографические особенности. Балет-феерия на русской сцене «Спящая красавица» Чайковского, особенности постановки и хореографии.

Прогрессирование классического балета в России, формирование школы исполнителей. Преемственность исполнителей – Е. Вазем, Е. Соколова, М. Петипа, П. Гердт, П. Карсавин, Ф. Кшесинский, К. Блазис, В. Цукки, К. Брианца, П. Леньяни, Э. Чикетти.


14. Балерины Петербургской сцены конца 19-го, начала 20 века. М. Кшесинская, О. Преображенская, А. Ваганова, Л. Егорова, Ю. Седова, В. Трефилова. Особенности творчества, влияние на развитие балета в Европе.
15. Предвестники танцевального модерна и творчество Айседоры Дункан.

Танец модерн, как проявление общих эстетических веяний в искусстве . Ф. Дельсарт – создатель теории выразительного жеста. Э. Далькроз и его система ритмического воспитания и ритмической гимнастики. Л. Фуллер – создательница танца «Серпантин». А. Дункан – основоположница направления свободного танца, влияние ее творчества на русских хореографов начала 20 века.


16. Русский новатор балета Михаил Фокин. М. Фокин — танцовщик.

Группа «Мир искусства» и ее влияние на творчество М. Фокина — балетмейстера.

Участие в «Русских сезонах» в Париже. Балеты М. Фокина – «Павильон Армиды», «Шопениана», «Египетские ночи», «Петрушка», «Жар-птица», «Шехеразада», «Видение розы». Значение творчества М. Фокина для развития мирового балетного искусства.
17. Сергей Дягилева, «Русские сезоны» в Париже. Определение понятия «Русские сезоны», их цели и задачи. Временные рамки, участники и балеты «Русских сезонов».

Значение «Русских сезонов» для мирового искусства.

Балетные артисты нового времени: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Ольга Спесивцева. Круг сценографов, художников и композиторов в русском балете 20-го века: А. Бенуа, К. Коровин, Л. Бакст, А. Головин, Н. Рерих, М. Добужинский, И. Стравинский.
18. Александр Горский и московский балет. Биография А. Горского. Роль А. Горский в качестве руководителя и реорганизатора московского балета. Постановка новых редакций балетов «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Жизель». Оригинальные постановки – «Дочь Гудулы», «Саламбо». Формирование московского исполнительского стиля.

Московский балет в 20-е годы, период революции и гражданской войны. Роль В. Тихомирова, Е. Гельцер в сохранении традиционного классического балета. Балет «Красный мак».


19. Балет Петрограда 20-х годов, деятельность Федора Лопухова. Труппа Мариинского театра в период революционных перемен. Биография Ф. Лопухова, постановки 20-х годов, создание жанра танцсимфонии, балет «Величие мироздания». Балеты «Красный вихрь», «Байка про лису», «Ночь на лысой горе», «Пульчинелла», «Ледяная Дева».

Творчество Касьяна Голейзовского. Особенности балетмейстерского стиля К. Голейзовского. Балеты – «Иосиф Прекрасный», революционный балет «Смерч». Значение творчества К. Голейзовского.


20. Экспериментальные хореографические студии в первые годы советской власти: «Студия В. Майя», «Гептахор», «Драмбалет», «Петроградский молодой академический балет». Поиск новых альтернативных путей в развитии хореографии Советской России. Роль и значение студийного движения в формировании новых подходов в хореографическом искусстве.
21. Жанр советской хореодрамы, основоположники советского драмбалета.

Биография и творчество В. Вайнонена. Балеты «Пламя Парижа», «Партизанские дни». Собственная редакция балета «Щелкунчик».

Биография и творчество Р. Захарова. Балеты: «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии», «Кавказский пленник», «Медный всадник», «Золушка».

Творчество Леонида Лавровского. История создания балета «Ромео и Джульетта» и хореографической сюиты «Вальпургиева ночь», особенности режиссуры и хореографии. Деятельность Л. Лавровского в Большом театре.

22. Первое поколение выдающихся советских балерин и танцовщиков. Творчество Г. Улановой, М. Семеновой, Н. Дудинской, как новаторов и последователей традиций А. Вагановой. К. Сергеев, биография и творчество. В. Чабукиани – реформатор техники мужского танца. О. Лепешинская – балерина яркого актерского темперамента. А. Мессерер – танцовщик и педагог. А. Ермолаев – виртуозный танцовщик, педагог и балетмейстер.
23. Новые балетные труппы Ленинграда и Москвы. История создания Санкт-Петербургского Государственного Академического театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского (Михайловский театр).

История создания Московского академического музыкального театра (МАМТ) имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Роль В. Кригер и труппы «Художественный балет».



Творчество Л. Якобсона, постановка «Шурале», «Спартак», создание труппы «Хореографические миниатюры» – разнообразие тем и выразительных средств.
24. Балетмейстер Юрий Григорович. Биография, творческая деятельность. Балеты: «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Спартак», «Иван Грозный», «Ангара», «Золотой век». Собственные редакции классических балетов.


25. Балет Европы и США 20-го века. Новый этап развития французского балета. Эпоха «неоклассицизма» С. Лифаря. Творчество Ролан Пети, Мориса Бежара. Возрождение и обретение зрелости английского балета. Балет Германии. Формирование «немецкого выразительного танца». Балет США. Создание ведущих национальных коллективов «Нью-Йорк сити балли» и «АБТ» – «Американский балетный театр». Джордж Баланчин и его роль в формировании современного американского балета.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница