Учебные материалы проекта Targalt internetis




Скачать 311.49 Kb.
Дата15.07.2016
Размер311.49 Kb.

T@rgalt internetis

Учебные материалы проекта

Targalt internetis


Дорогой учитель!

Учебные материалы, созданные в рамках проекта Targalt internetis, предназначены для использования в основной школе. Наша цель - повысить уровень знаний учащихся о том, как посредством Интернета безопасно общаться с миром. Общение в интернете по большому счету не отличается от обычного общения. Как при обычном, так и при виртуальном общении необходимо считаться с собеседником, быть вежливым и осознавать возможные последствия необдуманных слов или поступков. Часто ученики считают себя более компетентными в сфере Интернета, чем взрослые и искренне верят, что могут контролировать все, что с ними происходит в сети.

Эти материалы предназначены в помощь учителю для проведения уроков или внеклассных мероприятий на тему «Безопасность в Интернете» (на уроках информатики, человековедения, эстонского языка, классных часов и т.д.). Вы можете комбинировать эти материалы по собственному усмотрению и составить собственный комплект в зависимости от потребностей учеников вашей школы.

Комплект учебных материалов может содержать:



  • Введение в тему

  • Введение в групповую работу

  • Задания

  • Домашние работы

В разделе «Введение тему» учитель может обозначить опасности, возникающие при использовании Интернета, и объяснить актуальность этой темы. Будет очень хорошо, если вы сможете привести примеры из собственной практики или случаи, рассказанные вашими учениками. Раздел «Введение в групповую работу» поможет создать благожелательную и доверительную атмосферу в классе. В этой части полезно рассказать учащимся о том, как будет происходить работа в группе. Советуем выбирать задания для обсуждения в группах, исходя из тех проблем, с которыми уже столкнулись в вашей школе. Выполнение домашних заданий может стать еще одной хорошей возможностью собраться вместе после школы и поработать в команде.

При выполнении индивидуальных домашних заданий ученики могут обратиться за помощью к родителям и привлечь их внимание к обсуждению этой темы.

Желаем вам безопасного путешествия в сети Интернет!

Команда проекта Targalt internetis



Рекомендации по проведению уроков по основам безопасности в сети Интернет

Задача учителя - организовать групповую работу по обсуждению тем Интернет-безопасности так , чтобы учащиеся чувствовали себя безопасно и могли активно высказывать свое мнение.

Не всегда нужно оценивать ответы. Ответственность и самооценка ученика формируются в совместной работе с учителем и одноклассниками.

Поощряте оригинальную точку зрения учащегося, но при этом просите его найти такие решения, которые подошли бы большинству других участников обсуждения.

Для возникновения дискуссии задавайте открытые вопросы: как?, какой?, зачем? и т.д. Избегайте таких вопросов, на которые можно формально ответить «да» или «нет».

Поодерживаете уважительное отношение к различным точкам зрения и совместную работу ребят.

Помогите учащимся понять, что ошибки – естественная часть обучения.

Идеальных решений может и не быть, но мы можем выбирать наилучшие из предложенных.

Поощряйте учеников исследовать и углубляться в предложенные темы и после уроков.

Обязательно продолжайте возвращаться к темам, заинтересовавшим ребят.

Если вы чувствуете, что ученики задают вопросы, которые слишком технические и вы не компетентны на них ответить, проконсультируйтесь с ИТ-специалистом вашей школы или обратитесь за помощью к нам. Направьте беседу с учащимися в сферы компетенции учителя – общение и сотрудничество в Интернете.

Kasutatud materjal: Reeli Simanson“ Lapse õigused“, Tallinn 2004



МОДУЛЬ I

ВВЕДЕНИЕ

  1. Мифы

Молодежь есть молодежь. Родители, учителя и все взрослые тоже были когда-то молоды, но их молодость прошла в те времена, когда Интернет и компьютеры не имели такого широкого распространения или их не было вообще.

Поэтому наши знания и представления об Интенете и об общении во Всемирной сети очень отличаются. У нас также разные представления о вежливости, безопасности и правах человека. Многие представления об Интернете ошибочны и молодые, следуя этим заблуждениям могут спровоцировать опасные ситуации или сами стать жертвами злоумышленников.

По распространненому мнению дети лучше разбираются в компьютерах и со всем, что с ними связано, чем взрослые. В действительности же у них меньше страха, чем у взрослых, они смело заходять в различные среды, щелкают по ссылкам, устанавливают неизвестные приложения. Взрослый же более осторожен, он понимают как дорого ему может обойтись подобный риск.


  1. Вирусы

В далекие времена вирусом называли микроскопическую частицу, инфицирующую людей и являющуюся причиной распростанения различных заболеваний. В наши дни вирусом мы также называем хитроумную программу, которая способна нанести большой вред нашему компьютеру. Важно осознавать различные последствия внедрения вируса в компьютер. Одно из них - нанесение морального ущерба человеку, в компьютер которого проник вирус, а другое - вред, который наносит вирус жесткому диску компьютера или другим его устройствам или программам. Компьютерные вирусы, наивность людей и их доверие злоумышленникам являются причиной ежедневного незаконного распространения в Интернете важной личной информации (или же, наоборот, ее безвозвратной потери). Избежать этого могут помочь правильно выбранные средства защиты и разумный выбор способов поведения в сети.

  1. Дружба и отношения

Дружба и близкие отношения важны в любом возрасте. Но именно в подростковом возрасте на первый план выходят потребности в общении со сверстниками и принадлежности к какой-нибудь группе. Прекрасную возможность для их реализации предоставляют различные социальные сети: Facebook, Twitter, В контакте, Lover, Kroxa, Rate и другие. Средства Интернет-общения используют как дети, так и взрослые и большинство из них предполагают, что их партнеры по общению честны с ними, как и они сами. К сожалению, это не всегда так. Как и в обычной жизни, в сети встречаются злоумышленники, пытающиеся использовать других людей в корыстных или незаконных целях. Часто дети сами создают свои виртуальные среды для общения со сверстниками. Они живут и общаются в виртуальных мирах и на «тайных планетах», о существовании которых взрослые даже не догадываются. Предоставленные сами себе, не чувствуя контроля и поддержки со стороны взрослых они могут совершать различные глупости и необдуманные поступки, последствия которых могут быть весьма печальными.

Kasutatud materjal: Kärt Käesel“ Töölehed“ 2009, avaldatud „ Koolielu“ portaalis



МОДУЛЬ II

Введение в групповую работу

  1. Возможности общения в сети Интернет

Цели: выяснить какие среды и средства использует молодежь для общения в сети Интернет, узнать и почему отдает предпочтение некоторым из них

Средства: для каждой группы лист бумаги, разноцветные фломастеры

Время: 15 минут

Ход работы: поделите учащихся на группы и дайте им следующие инструкции:

  1. Нарисуйте в центре листа солнце с лучами. Над каждым лучом подпишите те средства для общения и обмена информацией в сети, которые знают члены вашей группы.

  2. Те среды, которые используют для общения, передачи файлов, обмена информацией и совместной работы члены вашей группы, подчеркните красным фломастером.

  3. Те, среды, о которых вы слышали, но не использовали, подчеркните синим фломастером.

  4. Напишите, какие среды используют, по вашему мнению, взрослые (родители или учителя), почеркните их зеленым фломастером.

Дополнительное задание: выберите Интернет-среду, в которой члены вашей группы предпочитают общаться. Напишите три причины, почему эту среду стоит, по вашему мнению, использовать и три причины, почему не стоит.


  1. Друзья по эту и по ту сторону мерцающего экрана

Цели: провести дискуссию на тему, чем дружба в интернете отличеается от дружбы в обычной жизни.

Средства: для каждой группы лист бумаги, фломастеры

Время: 15 минут

Ход работы:

  1. Нарисуйте человека, который, по вашему мнению, является хорошим другом. Напишите вверху листа заголовок «Хороший друг».

  2. Обсудите в группе и напишите на листе вокруг рисунка, каким должен быть хороший друг, как он поступает, что делает, что думает, какой у него характер, какие интересы, как он выглядит и т.д. У каждого члена группы должна быть возможность написать свое мнение на листе с рисунком.

  3. Вопросы для общего обсуждения:

  1. Все ли те качества, которые вы написали должны быть и у тех друзей, с которыми вы познакомились или хотите познакомиться в Интернете?

  2. Как ты понимаешь, что дружеское общение в Интернете основывается на честности друг перед другом и на взаимном уважении?

  3. Насколько ты откровенен в Интернете? До какой степени стоит быть откровенным, общаясь в Интернете?



  1. Интенет – это здорово!

Цели: создать представление о разнообразных возможностях использования Интернета

Средства: каждой группе лист бумаги, фломастеры

Время: 15 минут

Ход работы: разделите учащихся на группы и дайте каждой группе лист бумаги. Дайте ученикам следующие инструкции:

  1. Запишите на лист всех взрослых, которые играют важную роль в твоей жизни (родители, родственники, друзья, учителя, соседи, друзья, тренера и т.д.)

  2. Подумай и напиши для каждого из них, зачем они используют Интернет

  3. Запиши теперь своих близких друзей и напиши зачем они используют Интернет.

  4. Подведите итоги в своей группе и представьте результаты всему классу.

МОДУЛЬ III

Задание

  1. Выдуманное или реальное

Цели: обсудить различные утверждения и определить реальные ли они или выдуманные, определить откуда эти утверждения беруться

Методы: групповая работа

Средства: приложение 1 «Упаковка карт с утверждениями»

Время: 20-25 минут

Ход работы: поделите учащихся на группы и дайте каждой группе упаковку с картами. Предварительно объясните ребятам, что здесь нет верных или неверных утверждений и у каждого человека есть право на собственное мнение.

  1. На каждой карте написано одно утверждение. Прочтите эти утверждения и разделите их на три группы:

  1. Выдуманное

  2. Реальное

  3. Может быть так и так

  1. Предложите сами пару утверждений дл обсуждения

  2. Все группы читают карты из категории «выдуманное» и обосновывают свою точку зрения.

Для активизации обсуждений учитель может использовать следующие вопросы:

Утверждение

Вопросы для обсуждения

Большинство людей в Интернете – хорошие, им можно доверять.

Можем ли мы считать другом того, кого мы в реальной жизни никогда не видели? Как понять, что человек по ту сторону экрана говорит правду? Встречал ли ты в Интернете людей, у которых был неискренний интерес к тебе?

Нельзя доверять опубликованной в сети информации, так как ее источники неизвестны.

Находил ли ты информацию в Интернете, которая не соотвествовала действительности? Где ты ищешь информацию, которой можно доверять?

Взрослые не разбираются в компьютерах, поэтому нет смысла обращаться к ним за помощью.

Поможет ли жизненный опыт взрослых решить проблемы, возникшие в Интернет-общении? Чему может научиться молодежь у взрослых? Чему могут научить молодые взрослых?


Дети умные и умелые компьютерные пользователи.

Навык работы в Интернете приобретается с рождением? У кого ты научился поведению в Интернете? У кого попросишь помощи, если она будет нужна?

Интернет и компьютер помогают мне лучше учиться в школе.

Как много времени, которое ты проводишь за компьютером, потрачено на учебу? Как много времени ты общаешься или развлекаешься в Интернете? Есть ли у тебя хобби, которые не связаны с компьютером?


Дети и молодые люди - гораздо более умные пользователи Интернета, чем взрослые.

Ты когда-нибудь задумывался над тем, что взрослые люди, общаясь с тобой в Интернете, могут использовать тебя и заставить делать то, чего ты не хочешь? Как в таких ситуациях поступать?

Только дети играют в компьютерные игры

Знаешь ли ты истории о том, что ребенок соревнуется с папой за то, кто первый сядет за компьютер? Почему компьютерные игры интересны? Встречал ли ты в игровых сетях взрослых с нездоровыми интересами?



  1. Приватность в Интернете

Цели: обсудить тему какая информация в сети приватная и как защитить такую информацию

Методы: обсуждение

Средства: список данных, которые молодые публикуют в интернете, компьютер и проектор

Время: 20 минут

Ход работы: учитель делает введение в тему, затем следует голосование и обсуждение

Здесь собраны данные, которые молодежь публикует в интернете. Пожалуйста проголосуйте, является ли эта информация приватной или нет. Все, кто считает, что информация приватная (не предназначена для того, чтобы ее знали все), встают и закрывают рот обоими руками. Кто считает, что информация не является приватной, остаются сидеть на месте.



Список: возраст, день рождения, домашний адрес, телефон, электронная почта, MSN, Skype, домашняя Интернет-страница, религиозные взгляды, политические взгляды, сексуальная ориентация, привычки (курение, употребление алкоголя), любимые животные, семейное положение, хобби, увлечения, любимые фильмы, школа, идеальный партнер/друг, цвет глаз, цвет волос, рост, что нравится, что не нравится, что можно найти «в твоей комнате», фотографии, любимые видео, список друзей, список занятий, школьные оценки, твое мнение об одноклассниках/школе/жизни, контакты родителей, расписание уроков, твое вечернее расписание (тренировки, кружки), личная биография, блог/Интернет-дневник

Вопросы для обсуждения:

  1. Все эти данные являются личными данными и защищены законом. Как ты сам можешь защитить свои личные данные?

  2. Какие права и возможности есть у каждого человека для того, чтобы прекратить открытую публикацию его личных данных в Интернете? Куда для этого следует обратиться и что предпринять?



  1. Решение проблем

Цели: научиться находить способы оптимального поведения в различных проблемных ситуациях

Методы: групповая работа

Средства: приложение 2, упаковка карт «Что делать, если случилось...»

Время: 30 минут

Ход работы: поделите учащихся на три группы и дайте каждой группе описания 3-4 ситуаций.

  1. Попросите группу вместе выбрать одну ситуацию

  2. Представьте себя в этой ситуации и обсудите вместе:

  • самое плохое, что может случиться в этой ситуации

  • как необходимо общаться в дальнейшем, чтобы проблема была решена наиболее безболезненно

  • как можно было бы избежать этой ситуации

  • что могли бы сделать герои этой ситуации по-другому?

  • приведи примеры того, как общение в Интернете повлияло на твою жизнь или жизнь твоих знакомых

  • знаешь ли ты о какой-нибудь истории, которая похожа на историю в карточке?

  • предложи два или больше варианта выхода из этой ситуации




  1. Все участники подводят итоги групповой работы и представляют результаты другим группам.

Ситуации:

  1. Девушка поругалась с парнем. У них были интимные фотографии друг друга. Чтобы отомстить, парень опубликовал фотографии бывшей подруги в Интернете.



  1. Учительница поставила своей ученице «тройку» за четверть. Разозленная девочка опубликовала в Orkut обзор оценок. Ее друзья обсудили оценки и решили, как и девочка, что учительница неправа и поставила тройку несправедливо. В действительности, по их мнению, она засуживает «четверки». Обсуждение и комментарии были в открытом доступе.



  1. Учащиеся 8-го класса зарегистрировались пользователями сети Rate.ee под именем школьного директора и завуча. Последние, конечно, об этом не знали. Один из мальчиков писал от имени директора в сети юмористические истории о школе и о людях из этой школы. Информация об этом еще не стала известна директору и завучу.



  1. Компания учащихся фотографирует в школе учителей и одноклассников и загружает фотографии в созданный ими Интернет-портал. Ничьих разрешений они не спрашивают, часть фотографий обработана на компьютере.



  1. Вечером на квартире несовершеннолетней девочки состоялась вечеринка. Фотографии с вечеринки теперь опубликованы в Orkut, Rate, Facebook. На фото видны алкогольные напитки и нетрезвая молодежь.



  1. Учащийся 9-го класса решил продать свой музыкальный центр. Он опубликовал на форуме описание товара (текст и фотографии), свой телефонный номер, электронную почту и домашний адрес.



  1. Одноклассники разослали друг другу по Интернету кейлоггеры. В результате один из одноклассников получил пароли от электронной почты родителей своего друга. Из почты были удалены важные письма.



  1. На уроке истории учащиеся 8-го класса вели себя беспокойно, время от времени слышалось чье-то нестройное пение. Для того, чтобы прекратить шум и начать работать, учительница попросила класс спеть всем вместе одну песню. Песня должна быть такой, чтобы все знали ее слова и могли подпевать. Конечно, песня не соответствовала теме урока. Ученик снял эту сцену на телефон скрытой камерой. Глядя на поведение и лица подростков, можно было подумать, что на уроке что-то празднуют. Фильм загрузили в Интернет.



  1. Мама вернулась домой с работы огорченная. До нее дошла информация, что под руководством ее сына одноклассники создали в сети Rate группу «Фанаты голых поп», содержание этой группы неприличное.



  1. Младшая сеста (10 лет) познакомилась в Интернете со взрослым мужчиной. Сестра обычно использует для общения со знакомыми веб-камеру и MSN. Чужой мужчина предлагает ей показать себя через камеру.



  1. У ученика основной школы родился план во время урока русского языка подшутить над учительницей. Он решил послать ей на телефон по bluetooth клип с неприличным содержанием. Часть учеников класса его поддерживают, но есть и те, кто против.



  1. 12-летний мальчик из Таллинна остался дома на выходные один. Для того, чтобы завоевать популярность среди своих друзей, он решил опубликовать в Rate объявление, что вечером у него дома состоится вечерика. Друзья переслали его сообщение по сети, а вечером его дом был полон людей, которых он не знал. Квартира была ограблена на большую сумму денег.



  1. Ученик разместил на иностранном форуме сообщение: «Завтра в нашей школе взорвется бомба!»



  1. Карл послал свои Runscape (он-лайн игра) пароли знакомому по MSN. По устному договору его знакомый должен был перевести на счет Карла 200 евро. Карл до сих пор не получил деньги за сделку и его знакомый с тех пор не появлялся в MSN.



  1. Через Интернет-страницу www.osta.ee неизвестный на аукционе совершил покупку автомобиля под именем пострадавшего Янес. Стоимость купленного автомобиля 4700 евро. Штраф за неуплату стоимости товара составил 1000 евро. Пострадавший не участвовал в этом аукционе и не покупал машину.



  1. Кто-то использовал мобильный телефон Жени (12 лет) без ее ведома. С телефона было сделано 45 звонков по особому тарифу на номер 15154. Ущерб составил 146 евро. В момент совершения этих звонков у девочки дома находились друзья Лиза (13 лет), Петер (12 лет) и Сиим (10 лет).



  1. Рейн потерял мобильный телефон Nokia. Через некоторое время ему пришел счет из которого было видно, что на счет неизвестного пользователя в Rate.ee был сделан денежный перевод в сумме 480 евро.



  1. Ученик работал на переменке за школьным компьютером и забыл выйти из MSN. Его «друзья» обнаружили «открытый» доступ к его MSN и разослали от его имени на все его контакты сообщения с неприличным содержанием.



  1. Девушка рассталась со своим парнем. Сразу после этого она обнаружила, что от ее имени всем мужчинам из ее контактов в MSN были посланы сообщения с неприличным содержанием.



  1. Во многих школах школьный звонок звонит через компьютер. Ученики, которые хотят пораньше закончить урок, загружают ту же мелодию на телефон и звонят незадолго до окончания урока. Большинство учителей не замечают обман и заканчивают урок раньше.



  1. В школьных правилах записано, что учителя и ученики не могут использовать мобильные телефоны на уроках. Если ученик нарушит это правило, у учителя есть право забрать у него телефон. Были случаи, когда ученики клали телефон на стол учителю и включали режим записи. Весь урок записывался на телефон (звук/видео).



  1. Мошенники через смс сообщения собирали пожертвования для несуществующего детского дома. Для рекламы они разместили на форуме в Интернете информацию об акции и фотографию ребенка. Отец этого ребенка случайно увидел объявление и был в шоке от случившегося.



  1. Учитель взял школьную фотокамеру домой и сделал семейные фотографии. На следующей неделе фотокамеру брали ученики и загрузили все фотографии из камеры в Facebook. Нечаянно они загрузили и фотографии учителя. Теперь эти фото передают по школе другим ученикам.



  1. Тетя Ева решила купить новый фен. Она нашла в Интернете подходящую модель, цена тоже была привлекательной. Продавец из Валга показался ей достойным доверия (она проверила его данные через Google). Тетя перевела деньги на счет продавца. Фен должен был прийти в течение трех недель. Прошло уже шесть недель, но фена так до сих пор она не получила, а продавец не отвечает на ее звонки.



  1. Учительница на уроке родного языка дала задание написать реферат. Один из учеников оставил выполнение работы на последний момент и теперь ищет помощь в Интернете. Он решил найти подходящий реферат, заплатить за него автору, поставить свое имя на титульном листе и сдать его учительнице.



  1. Школьная музыкальная группа записала свою удачную песню и разместила ее в MySpace.com. Через несколько месяцев они услышали ее в исполнении неизвестного артиста на конкурсе Евровидения.



  1. Парень и девушка были в близких отношениях. Они делали интимные фотки друг друга. После того как они расстались, парень опубликовал эти фотографии в Интернете. Фото распространяются как среди их знакомых, так и совсем чужих людей. Девушка об этом ничего не знает.



  1. Класс во время уроков информатики заходит на все компьютеры под одним именем пользователя и паролем. У каждого ученика на сетевом диске есть своя папка. Кто-то из учеников удалил работу своей одноклассницы.



  1. Мама придумала отличный способ хранения паролей так, чтобы ей не пришлось их запоминать. Она отослала все свои пароли на свой электронный ящик.



  1. В школе украли несколько телефонов. В Интернете прошел слух, что украл Тармо. Тармо и сам видел, что о нем это писали. На самом деле он не имеет к этой краже никакого отношения.

4. Лучшая защита
Цели: инициировать дискуссию на тему «Как защитить свой компьютер от опасностей», найти простые возможности, не требующие серьезной технической подготовки, а подразумевающие изменение привычек и поведения

Методы: групповая работа

Средства: рабочий лист «Рейтинговая таблица», ручки, синие и красные карандаши.

Время: 20 минут

Ход работы: учитель делает введение в тему, затем следует групповая работа и обсуждение.

Поделите учащихся на группы и дайте каждой группе рабочий лист «Рейтинговая таблица». Дайте ребятам следующие инструкции:



  1. Составьте из данной таблицы рейтинг возможностей обеспечения безопасности компьютера. Для этого выберите из всех предложенных вариантов восемь наилучших и расставьте их в порядке простоты их использования (самый доступный, требующий наименьших временных и денежных затрат, на первое место, следующий по этим критериям на второе и т.д.).

  2. Какие из всех выбранных вами вариантов помогают лучше всего защитить компьютер? Подчеркните их синим карандашом.

  3. Какие из выбранных вами вариантов, помогают защитить безопасность самого человека и его личной информации? Подчеркните их красным карандашом.

  4. Коротко представьте результаты работы вашей группы. Что проще защитить от различных вирусов, вашу информацию или ваш компьютер? Каких вариантов в вашей группе было больше - красных или синих? Почему?

  5. Вспомните или придумайте еще возможности защитить себя и свой компьютер.

Учитель может нарисовать рейтинговую таблицу на доске и внести в нее 5 первых вариантов от каждой группы.

Вопросы для обсуждения: все ли группы думают одинаково? Какие есть отличия и почему? Какие есть еще способы защитить компьютер?





Возможности

Место в рейтинге

1

Используйте брандмауэр (Firewall) для защиты программного и аппаратного обеспечения компьютера.




2

Установите на компьютер антивирусную программу, регулярно устанавливайте обновления к ней.




3

Регулярно устанавливайте на компьютер обновления и дополнения к операционной системе и прикладным программам.




4

Не делитесь беззаботно своими личными данными, контактами и паролями доступа к различным средам.




5

Относитесь осторожно ко всему, что вы загружаете из Интернета, если это возможно, старайтесь проконтролировать происхождение загружаемых программ.




6

Делайте копии с файлов




7

Не открывайте письма, приложения к ним и ссылки, пришедшие от неизвестных отправителей. Друзей просите пояснить, что точно они хотели вам послать.




8

Используйте достаточно сложные пароли, соответствующие требованиям безопасности.




9

Никогда без необходимости не входите в компьютер как администратор. Если за компьютером работает несколько человек, то каждый должен заходить под своим именем пользователя.




10

Выбираете для идентификации пользователя самый безопасный метод, лучше всего ИД карточку.




11

Не выполняйте важную работу за компьютером, если вы очень устали, больны, чем-то сильно расстроены или ваше знание иностранного языка не позволяет вам разобраться в ситуации. Нажатие кнопки ОК просто для удобства может привести к грустным последствиям.




12

Если вы чего-то не понимаете, обратитесь за помощью к компетентным людям или поищите ответ в Интернете




Использованный материал: советы взяты со страницы www.arvutikaitse.ee

5.Как тебе кажется?

Цели: научится понимать влияние различных поступков на чувства людей. Например, как чувствует себя человек, которого дразнят в Интернете? Что чувствует тот, кто дразнит?

Методы: индивидуальная и групповая работа

Средства: карточки со случаями, по меньшей мере, 3 одинаковых комплекта

Время: 20 минут

Ход работы: после индивидуальной работы идет обсуждение в группе

  1. Каждый ребенок выбирает 3 карты

  2. Карточки надо разложить по шкале от 1 до 10, где 1 не является неприятной ситуацией (или даже приятной), а 10 самые неприятные (карточки раскладываются надписью вниз).

  3. Карты открываются

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие ситуации одинаково воспринимаются всеми людьми как самые неприятные? Сколько одинаковых с другими группами карт вы расположили наверху шкалы?

  2. Какие случаи люди могут воспринимать по-разному? Назовите карты, местоположение которых на шкале в ваших группах очень отличаются.

  3. Зачитайте самые неприятные случаи? Почему вы их таковыми считаете?

  4. Почему какой-то случай очень по-разному воспринимается людьми?

  5. Как избегать неприятных случаев, а если уже что-то случилось, то как это можно исправить?

Случаи
Кто-то проходя по коридору погладил вас по голове.

Ты стоишь в очереди в кассу, покупатель впереди тебя очень долго оплачивает покупки.

Ты заметил кражу.

Друг плюется.

На парковке дети пишут пальцем на машине «Помой меня!»

Ты едешь в автобусе, а с тобой рядом сидит больной человек, который начинает кашлять.

Машина проезжает по луже и обрызгивает тебя.

Тебя похвалила учительница в школе.

Ты получил в школе единицу и теперь должен переделать работу.

Кассир в магазине неправильно дала тебе сдачу.

Ты хотел купить любимые конфеты, а они как раз перед тобой закончились.

Ты хотел получить на День рождения определенный подарок, а тебе подарили совсем другое.

Твой кошелек украли.

Посторонние люди делают тебе комплименты по поводу твоего гардероба.

Тебя выбрали для выступления на конференции от класса.

Школьная еда остыла.

Самая классная девушка/парень из класса приглашает тебя на танцы.

Ты находишь в Интернете свою фотографию, которую ты не размещал.

Друг посылает тебе по MSN ссылку с вирусом.

Со мной общается иностранец, который хочет, чтобы я показал ему себя по веб-камере.

Кто-то зарегистрировался в социальной сети под твоим именем.

Я получил ложное письмо, в котором говорится, что я выиграл миллион.

Друг тайно снял на видео с моего телефона учителя на уроке и разместил видео в Интернете.

Я обнаружил, что у моих родителей есть аккаунт на Rate.ee.

Кто-то комментировал новости на портале Delfi.ee от моего имени.
Все мои друзья играют в Perfect World.
Сосед по парте шлет мне ночью СМС.
На школьном форуме опубликованы сообщения, в которых тебе приписывается плохое поведение.

Я использую Skype, а мои друзья MSN.

Бабушка просит меня помочь войти в ее Интернет-банк с помощью ИД карточки.

Компьютерная игра, которую я установил на компьютере, не загружается.

Взломали мою учетную запись в электронной почте, MSN, в социальной сети.

В компьютере вирус.

Кто-то во время урока физкультуры перевел с моего мобильного телефона 10 евро на имя неизвестного пользователя Vkontakte.

Друзья посылают тебе ссылки на клипы и фотографии с эротическим содержанием.

Я поставил галочку в поле автоматического запоминания данных пользователя и теперь не могу удалить функцию автоматического входа в систему.

Для в хода в э-кооль я должен обновить Интернет-браузер.

Я выступал с хором на школьном празднике, теперь это видео есть в Интернете.

Друзья приглашают меня в Facebook присоединится к различным играм.

У меня в Facebook 2000 друзей.

Со мной стала общаться в Интернете неизвестная девушка, а потом выяснилось, что мы уже знакомы.

Для выполнения домашней работы, необходимо создать блог и разместить на нем свои размышления.

Брат часами играет в компьютерные игры.

Я получил анонимные сообщения с неприятным или угрожающим содержанием.

Мой почтовый ящик постоянно переполнен, так как туда приходит много писем.

Я не умею пользоваться ИД карточкой.

Друг предлагает мне пиратскую копию диска с записями моей любимой группы.

В чате посторонний человек просит у меня помощи.

В Rate.ee мою фотографию оценили на единицу.

Я получил письмо с оскорбительным содержанием (Rate.ee, Facebook, электронная почта).

Кто-то удалил в школе из общей папки мою работу.

Я загрузил на телефон бесплатную мелодию, а через месяц выяснилось, что я должен заплатить за это 5 евро.

Во время уроков учительница общается по MSN или в э-кооль.

Одноклассник во время урока болтает по телефону.

У друзей есть Smartphone и они во время уроков сидят в Интернете.

На экране школьного компьютера сексуальное фото.

Я заболтался в Интернете и лег спать в 3 часа ночи.

Младшая сестра установила на компьютер много игр, теперь он медленно работает.


  1. Хорошее и плохое

Цели: научиться понимать различное отношение и поведение людей, направить учащихся на выбор правильных решений

Методы: работа в парах

Средства: учитель рассказывает историю

Время: 10 минут

Ход работы: учащиеся делятся на пары, учитель рассказывает историю

  1. Учащиеся садятся напротив своего партнера, образуется 2 ряда

  2. Учитель рассказывает историю

  3. Первый из пары рассказывает как «правильно» надо поступить в этой ситуации

  4. Второй из пары рассказывает как в этой ситуации можно повести себя «неправильно»

  5. Учащиеся меняются местами и ролями

Если какая-то проблема вызвала у учащихся интерес, то можно обсудить ее со всем классом.

Короткие истории

  • Ученица 7го класса работала на перемене за компьютером. Торопясь на урок, она забыла выйти из MSN. Ты был следующим, кто сел за этот компьютер.

  • Ты получил сообщение от очень симпатичной девочки/мальчика, в котором она/он просит поставить его фотографиям в Rate.ee оценку 10.

  • Ты нашел на улице мобильный телефон.

Длинные истории

Марек и Тойво учатся в одном классе. После школы они играют в Runescape. Марек очень успешно играет и Тойво ему завидует. Один знакомый посоветовал Тойво взломать конто Марека и присвоить его пароли и пользователя себе.

Учащиеся одного класса планируют снять на видео учителя. Для этого фильма придуман длинный сценарии, в котором на уроке нет порядка, учителю мешают вести урок, ученики его не слушают, кидаются бумагой и книгами. Видео будет размещено в Интернете.

Ученики копируют оценки из э-кооль (Print Screen) в Интернет и обсуждают их с одноклассниками и со всеми, кто присоединился к теме. Все комментарии в стиле «учительница никчемная».

Петер общался в чате со своим ровесником Рейном, который попросил у него помощи. Надо было послать файл знакомому Рейна Яну, так как сам Рейн общался в чате через мобильный телефон и переслать файл не мог. Петер сомневался, но Рейн обещал ему заплатить за услугу.

Женя создала себе пользователя в MSN. Через некоторое время с ней стали общаться подростки, говорящие на иностранном языке. Один из них представил себя как агента модельного агентства. Беседа была очень интересной. У Жени не возникло сомнений, что ее собеседник врет. Представитель агентуры попросил Женю сделать фотографии на веб-камеру и выслать ему.

Тетя Анна нашла классную Интернет-страничку, откуда можно скачать мелодии для мобильного телефона. Она решила установить парочку мелодий на свой компьютер. Звонки предлагались бесплатно, просто надо было подтвердить договор в Интернете. Анна ввела свои данные, подтвердила договор и загрузила мелодии. Через несколько дней на телефон стали приходить новые мелодии, которых она не заказывала. В конце месяца тетя обнаружила, что ее счет за телефон увеличился на 8 евро.

Один из учителей - фанат компьютерных игр. Его любимая игра World of Warcraft. Он играет в школе, в Интернет-кафе и дома. Из-за этого он не всегда успевает вовремя проверить работы учащихся. На уроках ученики больше занимаются общением друг с другом, чем учебой.

Сестра ведет Интернет-дневник. Она записывает в него все события. Однажды она заметила, что различные знакомые стали комментировать ее сообщения. Вначале она обрадовалась, но через некоторое время комментарии стали чересчур личными и оскорбительными для людей другой национальности.

Учитель химии вошла в учительской в свой только что созданный Facebook. Уходя, она позабыла выйти из системы. Учитель физики, который тоже является пользователем Facebook, добавил ей много новых друзей.

У учительницы телефон последней модели. На одном из уроков ученики обнаружили, что по Bluetooth виден ее телефон. Они сразу стали забрасывать ее видеоклипами. Учительница заинтересовалась и приняла их. В файлах были цифры и буквы. Учительница разозлилась и стала выяснять, кто их послал.

Ученики организовали вечер знакомства с новыми учащимися. Вечеринка была в вечернее время, кто-то принес на нее алкоголь. Фотографии с праздника разместили в Интернете и их увидели некоторые родители и учителя.

Я играю в популярную игру SIMS. В игре у меня есть семья, которой я должен заниматься – обучать, кормить, вовлекать в различную деятельность. Игра очень интересная и если ты хочешь в ней преуспеть, то должен играть по несколько часов подряд. Однажды у одного из членов моей виртуальной семьи возникла проблема – он был подавлен и не хотел идти на работу. Я попытался ему помочь и научить, как поступить в этой ситуации. Я так увлекся, что не пошел в этот день в школу.

У меня много друзей, мы общаемся как в MSN, так и в Skype. У меня много свободного времени, я часто болтаю с ними до полуночи. Некоторые друзья сделали пометку, что они не могут со мной так много общаться. Это меня огорчает. Я попытался найти темы для обсуждений, которые были бы им интересны. Однажды, войдя в MSN, я обнаружил, что все мои друзья исчезли из MSN.



МОДУЛЬ IV
Домашняя работа


  1. Опросите взрослых

Объясните учащимся, что общаться со взрослыми в Интернете не всегда легко, здесь тоже могут возникнуть различные недопонимания. Попросите ребят составить анкету из 10-15 вопросов, касающихся обычного общения и общения в Интернете. Предложите опросить хотя бы трех взрослых. Посоветуйте им задать именно те вопросы, ответы на которые им было бы интересно услышать.

  1. Составьте брошюру

Руководство для класса: предположим, что ты эксперт по вопросам общения в Интернете (ты в действительности им и являешься). Образуйте в своем классе экспертные группы и создайте брошюру (сложите лист А4 на три части), в которой содержится краткая интересная и важная информация о общении в Интернете. Учти, что эта брошюра – сборник материалов, предназначенных для прочтения вашими ровесниками. Основываясь на своем личном опыте, вы можете, например, сделать список правил на тему «Как общаться в социальных сетях». Оформите работу оригинально и ярко. Эти брошюры вы можете распечатать и раздать своим друзьям.

  1. Защитите домашний компьютер

Зайди на страничку www.arvutikaitse.ee и познакомься с возможностями как лучше защитить компьютер (Arvutikaitse ABC). Побеседуй с родителями и убедись вместе с ними, что ваш компьютер хорошо защищен. Найди в Интернете информацию, которая могла бы помочь людям, ставшим жертвами угроз, оскорблений или обмана. На какой Интернет-страничке есть такая информация? К кому вы посоветуете обратиться таким людям?



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница