Уборка в России идет довольно плохо




Скачать 459.11 Kb.
страница1/3
Дата29.07.2016
Размер459.11 Kb.
  1   2   3

Содержание
Уборка в России идет довольно плохо

«www.agroxxi.ru»08.08.2013

Мировой урожай пшеницы в текущем сельскохозяйственном году достигнет 686,9 млн тонн

«ИТАР-ТАСС»01.08.2013

Правительство будет диктовать аграриям, какую технику брать в лизинг

«www.agroxxi.ru»07.08.2013

Зерно почти катастрофически дешевеет

«www.agroxxi.ru»07.08.2013

«Кремль назначил Белоусова куратором земельной реформы».

«Агентство АгроФакт»09.08.2013

Двойной законодательный стимул для эффективного использования сельскохозяйственных земель

«www.mcx.ru»08.08.2013

Мнение. Как объединить фермеров и сделать их конкурентными?

«www.agronews.ru»05.08.2013

Серьезная угроза сельхозпроизводству

«Сельская жизнь»01.08.2013

Органическое земледелие: решения для России

«www.agroxxi.ru»06.08.2013

Сергей Данкверт встретился с Союзами

«www.agroxxi.ru»03.08.2013

Президент РТ: «Уверен, что мы мобилизуем все силы и соберем урожай»

«Татар-информ»08.08.2013

Министра спустили в район

«www.kommersant.ru»07.08.2013

В РФ начинаются внеплановые проверки свиноводческих хозяйств 

«Российская газета»09.08.2013

Экс-глава сельского поселения Алексеевского района РТ осуждена за махинации с землей – ущерб превысил 1,6 млн. рублей

«www.business-gazeta.ru»09.08.2013

Работники мамадышского фермера мгновенно избавляются от алкогольной зависимости

«Вятка» 01.08.2013

Жаркий август на полях продолжается!

«Заря» 09.08.2013

«www.agroxxi.ru»08.08.2013



Уборка в России идет довольно плохо
Считает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский

 За первое полугодие Россия сократила экспорт собственной пшеницы почти в 6 раз и одновременно увеличила закупки импортного зерна – более чем в 10 раз. Такие данные опубликовала вчера Федеральная таможенная служба (ФТС). Эксперты объясняют эти тревожные цифры особенностями статистики, поскольку ФТС оперирует календарными данными, тогда как сами аграрии ориентируются на показатели по всему сельскохозяйственному году. Впрочем, и общие данные могут оказаться хуже, чем ожидалось, поскольку текущий сбор урожая идет откровенно плохо. Так что корректировать планы придется еще не раз, пишет «Независимая газета». 

 «В январе–июне этого года экспорт составил 1 млн 230,4 тыс. тонн (386,6 млн долл.) против 6 млн 136 тыс. тонн (1,6 млрд долл.) в первом полугодии прошлого года, – отмечается в сводке ФТС. – В то же время импорт пшеницы и меслина в первом полугодии этого года вырос до 483,2 тыс. тонн (136,7 млн долл.) против 46,2 тыс. тонн (7,7 млн долл.) за аналогичный период прошлого года». Импорт ячменя снизился с 371,7 тыс. до 192,3 тыс. тонн, кукурузы – увеличился до 42,6 тыс. тонн против 25,6 тыс. тонн в первом полугодии прошлого года.

 Как заявил в беседе с «НГ» президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский, опубликованные данные не таят в себе никакой тревоги. «Все дело в том, как считать, – отмечает он. – ФТС ведет статистику, сравнивая показатели первого полугодия текущего года с аналогичным периодом прошлого – отсюда и появляются столь пугающие показатели. Между тем производители оперируют показателями по сельхозгоду, который отличается от календарного. Например, в прошлом сельхозгоду Россия экспортировала очень активно, поставляя за рубеж зерно, скопившееся из-за объявленного ранее эмбарго. Сейчас наблюдается передышка. Что касается импорта, то это опять же – что считать таковым. Мы не считаем импортом завоз зерна из Казахстана, объемы которого за год могут достигать от 1 до 1,5 млн тонн и которое идет на переработку на российский Алтай, где эта переработка более выгодна. Так что простое сопоставление не всегда бывает адекватным».

 Впрочем, по словам Злочевского, повод для волнений все же имеется. «На данный момент уборка в России идет «со сложностями», а если откровенно – довольно плохо, – предупреждает он. – Сам по себе урожай должен быть неплохим – 91–93 млн тонн. Но сумеем ли мы его собрать, пока не ясно». В середине июля глава Минсельхоза Николай Федоров провел совещание, посвященное ходу уборки урожая. По его словам, первые цифры по уборочным работам довольно оптимистичны. «Урожайность зерновых культур составляет 32,3 центнера на гектар, тогда как годом раньше было 25,4 центнера на гектар, – отметил он. – С площади 5,8 миллиона гектара намолочено 18,8 млн тонн зерна, что на 8,2 млн тонн больше 2012 года».

При этом цены на зерно в европейской части России, развернувшиеся две недели назад от падения к росту, на минувшей неделе продолжили подъем, причем активнее всего они росли на южной экспортной площадке. Тогда как в Сибири и на Урале, где уборочная кампания только разворачивается, зерно активно дешевеет, сообщил вчера Интерфаксу гендиректор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. По его словам, на минувшей неделе цены на пшеницу третьего и четвертого классов на юге страны выросли на 250–285 руб. за тонну – до 7100 и 6933 руб. соответственно. В центре цена подросла на 165–185 руб. – до 6333 и 6150 руб. за тонну, в Черноземье – на 165–175 руб. (до 6100 и 5863 руб.). В Поволжье рост был небольшим – 15–25 руб.

 Именно отсюда и проблемы, считает аналитик агентства «Инвесткафе» Игорь Арнаутов. «Снижение экспорта пшеницы связано с высокими внутренними ценами на данную продукцию, а также снижением урожая зерна в 2012 году, тогда было собрано 70,9 млн тонн пшеницы против 91 млн тонн в 2011 году. При этом экспортный объем формируется за счет зерна нового урожая, собранного в текущем году, – поясняет эксперт. – Результаты первого полугодия продолжили тенденцию, которая наметилась в первом квартале 2013 года, когда экспорт пшеницы и меслина сократился в 7,5 раза. Также на объемы экспорта существенное влияние оказывает снижение цен во Франции, по сравнению с прошлым сезоном на 22,8% – до 250 долларов за тонну».

 Аналитик по макроэкономике UFS Investment Company Станислав Савинов считает, что нынешние опасения могут оказаться во многом напрасными. «2012 год для российских зерновых хозяйств оказался очень тяжелым – из-за плохой погоды пшеницы было собрано только 38 млн тонн, чего не было в предыдущие 10 лет. Для предотвращения роста цен на социально значимый товар обсуждалась идея нового запрета на экспорт зерна, которая в итоге так и не была воплощена в жизнь, – продолжает он. – С учетом объемов потребления и посевной после закрытия внутренних потребностей экспортных излишков оказалось немного, отсюда и вполне ожидаемый рост импорта, который угрожающим выглядит только лишь в относительном выражении».

 В этом году, несмотря на получение противоречивых оценок от сельхозпроизводителей, урожай будет хорошим, хотя и далеким от рекордного. «Беспокойство скорее вызывает ситуация с урожаем пшеницы в мире, оценки которого больше близки к умеренно пессимистичным, – полагает Савинов. – Если серьезных потрясений на мировом рынке не произойдет, что пока является наиболее вероятным сценарием, то можно не ожидать какого-то скачка цен на хлеб и в дальнейшем по цепочке на мясо и молоко». К тому же российские власти для сглаживания ценовых колебаний занимаются продажами из интервенционного фонда, благодаря им в этом году российские потребители не заметили изменения цен.



«ИТАР-ТАСС»01.08.2013

Мировой урожай пшеницы в текущем сельскохозяйственном году достигнет 686,9 млн тонн
Мировой урожай пшеницы в начавшемся сельскохозяйственном году /1 августа 2013 года - 31 июля 2014 года/ достигнет 686,9 млн метрических тонн. Об этом заявил сегодня Международный совет по зерну /МСЗ/, пересмотрев таким образом свой предыдущий прогноз, сделанный в минувшем июле, в сторону повышения на 3,8 млн тонн. В предыдущем сельскохозяйственном году в мире было собрано 653,6 млн тонн пшеницы.

Специалисты МСЗ отмечают, что урожай этого вида зерна в Евросоюзе, Индии и США в начавшемся году будет больше, нежели это считалось первоначально. Однако Китай, согласно аналитикам, соберет за этот период недостаточные 118 млн тонн пшеницы по сравнению с 120,6 млн тонн в минувшем году.

В результате ожидается, что Китай будет вынужден в ближайшие месяцы закупить 7 млн тонн зерна, чтобы полностью удовлетворить свои потребности. В минувшем году он импортировал 3,5 млн тонн пшеницы.

Одновременно МСЗ снизил на 3,6 млн тонн свой прогноз по объемам мирового производства кукурузы /до 942,4 млн тонн/ по причине потери части урожая в США. Тем не менее США, Украина и Китай соберут в этом году рекордные для этих стран урожаи этого вида зерновых, отмечают специалисты.

В целом, в текущем сельскохозяйственном году в мире будет собрано 1,92 млрд метрических тонн зерна, исключая рис. В минувшем году эта цифра составляла 1,79 млрд тонн.

Прогноз МСЗ по рису на нынешний год составляет 476 млн тонн. В прошлом году мировой урожай риса достиг 469 млн тонн.


«www.agroxxi.ru»07.08.2013

Зерно почти катастрофически дешевеет
Снижение цен на продовольственное и фуражное зерно наблюдалось на прошедшей неделе

 Причем в Европейской части страны темпы снижения замедлились в связи с активным спросом со стороны переработчиков и экспортеров, передает «Прайм».

 С 29 июля по 4 августа в пшеница третьего класса подешевела на 1,4%, до 6,396 тысячи рублей за тонну, пшеница четвертого класса – на 2,2%, до 6,182 тысячи рублей, пшеница пятого класса – на 3,2%, до 5,730 тысячи рублей. Средняя цена на пшеничную муку высшего сорта снизилась на 4,3%, до 13,3 тысячи рублей за тонну.

 В Азиатской части России продолжилось активное падение цен, основными факторами которого стало ожидание начала уборки и снижение закупочных цен у крупных потребителей. Цены на пшеницу третьего класса за неделю уменьшились на 5,5%, до 7,45 тысячи рублей за тонну, на пшеницу четвертого класса – на 7%, до 7,138 тысячи рублей, на фуражную пшеницу – на 7,2%, до 6,859 тысячи рублей.

 По данным Федеральной таможенной службы России, экспорт зерна в июле составил 2,406 миллиона тонн против 2,077 миллиона тонн годом ранее, в том числе пшеницы было поставлено 1,905 миллиона тонн, ячменя – 450 тысяч тонн, кукурузы – 39 тысяч тонн, прочих культур – 12 тысяч тонн. Средняя экспортная цена на пшеницу составила за месяц 235 долларов за тонну.

 На мировом рынке зерна наблюдалась нестабильная динамика цен, вызванная повышением прогнозов мировой торговли с одной стороны, и ожидаемым увеличением производства зерна с другой стороны. По состоянию на 1 августа средние экспортные цены на мягкую пшеницу в США составили (на условиях ФОБ, Мексиканский залив) 264 доллара за тонну, за неделю цена повысилась на 2,3%.

 Прогноз Минсельхоза России по экспорту на сезон – 20 миллионов тонн при урожае 95 миллионов тонн. По данным на 2 августа в РФ намолочено 37,6 миллиона тонн зерна, что на 4,9 миллиона тонн больше уровня прошлого года.


«www.agroxxi.ru»07.08.2013

Правительство будет диктовать аграриям, какую технику брать в лизинг
Законопроект, разработанный Минсельхозом, на своем официальном сайте опубликовало Минэкономразвития

 Правительство будет определять критерии эффективности сельхозтехники, которую российские аграрии берут в лизинг или покупают с помощью кредитов с господдержкой. Законопроект, разработанный Минсельхозом, на своем официальном сайте опубликовало Минэкономразвития.

 По этому документу, кабмин предлагается наделить полномочиями по установлению технических и технологических требований к сельскохозяйственным машинам и оборудованию. Тестировать их на соответствие этим стандартам будут в регионах на специальных испытательных станциях. Обязательно с учетом условий, в которых технику планируется использовать. Результаты исследований разработчики законопроекта предлагают публиковать в Интернете, на сайтах региональных минсельхозов, чтобы на эти данные ориентировались не только производители техники, но и те, кто ее покупает.

 Сейчас, как подчеркивается в пояснительной записке, не вся новая сельхозтехника, представленная на рынке, соответствует современному уровню. К примеру, в 2012 году испытатели "забраковали" 60 процентов сельхозмашин и оборудования. Это значит, что бюджетные деньги, которые аграрии в качестве поддержки получают на покупку техники, расходуются не эффективно, делают вывод авторы законопроекта.

 По данным Минсельхоза, только на компенсацию части процентной ставки по кредитам, которые аграрии берут для приобретения сельхозмашин и оборудования, за последние пять лет из федерального бюджета было направлено около 36 миллиардов рублей.


«Агентство АгроФакт»09.08.2013

«Кремль назначил Белоусова куратором земельной реформы».
В Кремле недовольны ходом земельной реформы: нарушены сроки исполнения нескольких поручений президента, а два ключевых законопроекта застряли в Госдуме. Ускорить процесс доверят помощнику главы государства Андрею Белоусову. Противостоять ему будет первый зампред профильного комитета Мартин Шаккум, который не видит смысла в «земельной революции».

«Сроки исполнения девяти поручений президента, данных в октябре 2012 года, нарушены, — рассказал РБК daily сотрудник администрации президента. — Вовремя исполнены лишь два поручения. Затягивают как на уровне правительства, так и в регионах». На Старой площади назвали два главных тормоза: не проработан вопрос об исключении из законодательства принципа деления земель по целевому назначению (запланирован переход к территориальному зонированию) и не установлен прозрачный порядок передачи земли по заявлению граждан и юрлиц (власти хотят обязать муниципалитеты выставлять участки на торги). Протолкнуть оба решения теперь должен помощник президента Андрей Белоусов.

Для этого ему придется выиграть спор в Государственной думе. Законопроект об исключении категорийности земель заблокирован комитетом Госдумы по аграрным вопросам. «Аграрии не хотят уступать ни пяди земли, — рассказали РБК daily в Минэкономразвития, которое ранее возглавлял Белоусов. — Они требуют, чтобы каждый застроенный квадратный метр пашни был восстановлен — это застопорит развитие транспортной и инженерной инфраструктуры. Застроить сельхозугодья с другими целями с принятием этого законопроекта будет сложнее, а особо ценные — практически невозможно».

Согласовать позиции и внести в Госдуму переписанный законопроект планируется в октябре. Как это лучше сделать, Андрей Белоусов может узнать у Эльвиры Набиуллиной, которая в бытность помощником главы государства уже изучала вопрос. Пока закона нет, чиновники «торгуют» землей. «К примеру, в Подмосковье перевод земель из одной категории в другую стоит от 200 до 2 тыс. долл. за сотку», — рассказал РБК daily один из девелоперов. Они готовы платить по официальным правилам, но их нет.

Полгода назад истек срок и другого ключевого поручения Путина — определить порядок формирования земельных участков гражданами и юрлицами, а также закрепить за органами власти обязанность выставлять эту землю на торги. Дискуссия правительства с комитетом Госдумы по земельным отношениям и строительству (без этой визы законопроект вынести на чтение нельзя) длится более полугода. «Да, есть поручение президента, — согласился в разговоре с РБК daily первый зампред комитета Мартин Шаккум. — Но президент не поручал ставить частные интересы выше общественных и продавать землю не пойми под какие цели». Шаккум — визави Андрея Белоусова по земельным торгам.

Депутат настроен на борьбу, но на стороне Белоусова опыт: Минэкономразвития уже знает аргументы оппонента. Шаккум недоумевает, зачем обязывать чиновников продавать землю, которая может понадобиться городу. А если продавать, то будущий владелец участка должен разъяснить, что конкретно — выпас для скота, жилой дом или офис — он намерен построить и сколько точно этажей будет в здании (сейчас достаточно предельных значений и указания нескольких видов застройки на перспективу). «От этого зависит цена участка!» — настаивает Мартин Шаккум. «Достаточно и предельных значений, а защита необходимых государству земель должна идти через резервирование, а не произвольно, — не согласны в Минэкономразвития. — Иначе ни один инвестор не придет. Именно поэтому законопроект предложено ввести в действие только после утверждения по всей стране документов территориального планирования и градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки)».

Недовольны перспективами принуждения к продаже земли и в самих муниципалитетах. Москва просит прописать полномочия отказывать в отдельных случаях, сообщили в правительстве. Еще более жесткая позиция у Московской области. Для государственных и муниципальных земель должен работать принцип: продавай или объясняй, почему не продаешь, считает глава комитета по экономике недвижимости Торгово-промышленной палаты Олег Скуфинский. «Муниципальные власти не вершители судеб, а сервисная организация, оказывающая услуги и содействие физическим и юридическим лицам в реализации их законных целей и прав», — напоминает эксперт. Но пока для того, чтобы механизм земельных торгов заработал полноценно, не хватает целого ряда ресурсов. Например, до конца не проработана градостроительная документация, сами участки не «упакованы» (не установлены четкие границы, не завершен кадастровый учет и др.), отсутствует необходимая инфраструктура (кадастр, ГИС-системы, инвестиционные порталы и т.д.), добавляет г-н Скуфинский.

По данным РБК daily, Белый дом подключал к решению земельных споров спикера Госдумы Сергея Нарышкина и вице-премьера Дмитрия Козака, пытался повлиять на депутатскую фронду через партию, но пока безрезультатно. «В таком виде закон не пройдет, — заверил Мартин Шаккум, бывший кандидатом в президенты России в 1996 году. — Я в принципе не вижу необходимости в земельной революции — крестьяне в лаптях и с котомками у Госдумы не стоят, да и Белый дом тоже не штурмуют».

По мнению Кремля и Белого дома, реформа давно назрела. «Земельные отношения государства с гражданами и бизнесом сегодня похожи на «черный ящик» — ни сроки, ни результат не предсказуемы, а они должны быть максимально прозрачны и формализованы. Это во многом определяет бизнес-климат в стране. Земля — мощный экономически ресурс, который пока используется совсем неэффективно», — говорит собеседник в Минэкономразвития. В администрации президента раздражены затянутостью земельной реформы. Совещание по этому вопросу с участием Андрея Белоусова пройдет на этой неделе, сообщил источник в АП.
«www.mcx.ru»08.08.2013

Двойной законодательный стимул для эффективного использования сельскохозяйственных земель
Правительство Российской Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы внесло в Государственную Думу Российской Федерации два законопроекта, направленных на стимулирование собственников эффективно использовать принадлежащие им земли сельскохозяйственного назначения.

Первый проект федерального закона – «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» - предусматривает изменение порядка исчисления размера административного штрафа за нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения. Размер взыскания предлагается установить в процентах от кадастровой стоимости участка, определив при этом максимальный предел штрафа в 500 тысяч рублей. Следует отметить, что штраф для граждан составит от 0,3 до 0,5% кадастровой стоимости, но не менее 3 тыс. руб., для должностных лиц – от 0,5 до 1,5%, но не менее 50 тысяч рублей, для юридических лиц от 2 до 10%, но не менее 200 тысяч рублей.

Вторым законопроектом предлагаются к внесению изменения в статью 85 части первой и статью 396 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Документ предусматривает повышенную ставку земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости участка сельскохозяйственных земель в случае использования его не по назначению. Данная ставка будет взиматься за весь налоговый период, в котором установлен факт такого нарушения.

По мнению специалистов ФГБУ «ФЭПЦ АПК», предлагаемые к принятию законопроекты создают эффективные правовые механизмы повышения рациональности в использовании сельскохозяйственных земель. Следует подчеркнуть, что, к примеру, в 2011 году Росреестр провел более 300 тысяч проверок и выявил более 100 тысяч нарушений в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения. При этом нынешнее законодательство предусматривает исчисление штрафов за один земельный участок независимо от его площади и кадастровой стоимости. Предлагаемый дифференцированный подход сыграет безусловно положительную роль, в том числе в части обеспечения справедливости и соразмерности назначаемых административных наказаний содеянному. Изменения же налогового законодательства простимулируют повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель руками самих собственников, в том числе в целях снижения своего налогового бремени.


«www.agronews.ru»05.08.2013

Мнение. Как объединить фермеров и сделать их конкурентными?
Поиском «Национальной идеи» занимаются многие социально активные граждане. В нашем понимании Национальная идея – это интенсивное развитие сельского хозяйства с использованием новейших агротехнологий.

Сельское хозяйство, пожалуй, единственная отрасль российской экономики, с которой связаны все жители страны без исключения. Качество продуктов питания, особенно в условиях современной агрессивной среды больших городов, – напрямую связано с физическим здоровьем людей.

Но сельское хозяйство – это не только производство продуктов питания, их качество и, соответственно, качество нашей жизни. Это еще многое другое. Например, экология и сохранение природы, которые зачастую страдают от неразумного и/или избыточно масштабного производства.

Это - масса смежных отраслей экономики с соответствующей занятостью граждан. Это демография и территориальная целостность страны, контроль миграционных потоков, которые можно обеспечить максимально планомерным расселением россиян по территории страны путем создания сети фермерских хозяйств.

Это и международная интеграция в производстве продуктов питания, которые давно стали стратегическим товаром и, по мнению некоторых экспертов, являются потенциально более значимой целью в возможных военных конфликтах, чем углеводороды. В упомянутой международной интеграции наша страна призвана сыграть ключевую роль, так как обладает огромным природным и человеческим потенциалом.

Это - укрепление позиций России на международной арене, ибо через налаженное эффективное производство продуктов питания, которые после удовлетворения внутренних потребностей, будут идти на экспорт, политический вес России будет «носить мирный характер» и станет намного более значимым, чем пугающее всех иностранцев укрепление военной мощи нашей страны.

Однако для реализации имеющегося потенциала необходимо многое в нынешнем российском АПК менять. Сельскохозяйственный потенциал нашей страны так велик, что, во-первых, греховно не использовать его в полной мере на благо россиян. Во-вторых, все иные страны мира пристально наблюдают за Россией в этой связи: одни из зависти – огромные просторы нашей страны не могут оставить равнодушными, например, европейцев, так как им самим приходится «ютиться» на весьма ограниченной территории. Другие смотрят в нашу сторону с надеждой, так как только отсюда ждут увеличения объема производства продовольствия, дефицит которого в мире близок к критическому уровню. Сильно упрощая этот посыл, отметим, что ни наши граждане, ни жители других стран просто «не дадут» нам оставаться «собакой на сене» и не развивать сельхозпроизводство.

В текущий момент российский АПК существует в плоскости затратного, экстенсивного развития (которое, если говорить совсем откровенно, и развитием зачастую назвать нельзя): выделяются огромные деньги, разрабатываются и предлагаются к использованию различные программы, сменяющие друг-друга лишь в силу завершения обозначенного в них периода, а не потому, что были выполнены поставленные в них задачи. Должного изучения эффективности названных программ нет.

В период 2007 – 2012 годов мы направили целый ряд обращений по этому поводу в правительство РФ. Очень часто ответов не было вовсе. Но и те, которые приходили, были чистыми «отписками». «…Что касается эффективности расходования выделенных финансовых ресурсов, то только в первом квартале 2011 года было «распределено» около 4,5 млрд рублей…», - так ответили нам из одного департамента Минсельхоза РФ. Как видно из приведенного примера, понятия «эффективность» и «распределение» воспринимаются авторами ответа в качестве адекватных – не удивительно, что собственно эффективность такая низкая.

Потому, в самом общем виде заключение может быть сформулировано следующим образом: нужно кардинально менять подходы к развитию АПК в целом и животноводства, в частности.

В последнее время сталкиваются две противоположные позиции, два диаметрально противоположных мнения. Одни утверждают, что акцент в развитии российского АПК должен быть сделан на крупном производстве, расширении частных холдингов. Другие же говорят, что эффективное развитие сельского хозяйства страны можно обеспечить лишь через укрепление фермерских и крестьянских хозяйств. Сразу отметим, что нам более близка позиция второй группы, хотя считаем, что должны существовать любые формы ведения хозяйства, реализации права собственности.

В пользу нашей позиции приведем несколько аргументов. Во-первых, такое мнение единодушно высказали министры сельского хозяйства «двадцатки» на своем форуме в Париже в июне 2011 года. Там же было отмечено, что лишь через так называемые «малые формы хозяйствования» можно добиться существенного, кратного увеличения объема производства продуктов питания. Производство продовольствия, исходя из прогнозируемой численности населения планеты и его соответствующих потребностей, к 2050 году нужно будет удвоить - и при этом сохранить природу, не нанеся вреда экологии, которая сильно страдает именно от крупного производства.

Добавим к этому лишь то, что развитие фермерства, сотен тысяч крестьянских и фермерских хозяйств и миллионов индивидуальных сельских предпринимателей, - вещь гораздо более значимая для российского государства, чем сотни и даже тысячи частных агрохолдингов.

И основания к такому заявлению следующие: создание по всей России сети высокотехнологичных фермерских, крестьянских хозяйств позволит остановить процесс вымирания российских деревень, решить многие вопросы демографии, укрепить территориальную целостность России. Сейчас огромные территории нашей страны с тревожной быстротой пустеют, земли не обрабатываются и либо скупаются с целью последующей перепродажи, либо самопроизвольно заселяются мигрантами из ближнего и дальнего зарубежья. Тогда как через опорные/местные фермерские хозяйства можно было бы поставить процесс трудовой миграции под эффективный контроль.

Теперь, собственно о том, что мы предлагаем и считаем крайне необходимым сделать.

Любое государство, если оно хочет быть эффективным и обеспечить нормальную жизнь своим гражданам, ОБЯЗАТЕЛЬНО выстраивает схему госрегулирования. У этого процесса могут быть разные формы: от участия государства в акционерном капитале системообразующих компаний, до жесткого контроля над отраслью и/или методологией ее развития. Даже в такой стране, как Франция, например, с одной из самых развитых европейских сельхозэкономик, «давно капиталистической», ее президент неоднократно заявлял, что «…сельское хозяйство настолько важная отрасль, что мы не отдадим ее на волю стихийных законов рынка…».

Для России именно методологическое управление развитием в крайней степени необходимо сельскому хозяйству страны. С нашей точки зрения, нельзя принимать за методологическое управление развитием отрасли бесконечную смену разнообразных программ, за которые никто не несет персональной ответственности. На упомянутые программы выделяются мега-деньги, но эффективность их использования исключительно низкая. Достаточно поговорить с «человеком на земле» - и каждый скажет, что настоящего участия, помощи не получает ни от одной из структур, что предоставлен сам себе и любые вопросы вынужден решать в режиме «это твои проблемы».

Для демонстрации сказанного возьмем лишь один пример – животноводство, особенно племенное. Каждый российский фермер, мелкий или крупный, самостоятельно решает - какой скот ему заводить. Обычно это закупки по импорту из европейских стран или США и Канады. Процесс идет с особенностями, которые поражают «видавших виды» людей. Очень высока коррупционная составляющая: чаще всего у крестьян нет собственных финансовых средств и их нужно у чиновников «выпрашивать». Или вот, например, недавно в одной из центральных областей все выделенные деньги получила олигархическая структура, а 40 тысяч крестьян остались «при своих интересах». Нет смысла называть область, так как такие примеры характерны повсеместно.

Ничего подобного не происходило бы, если бы существовала налаженная система воспроизводства племенного скота в самой России. Именно для этого, с учетом существующих недостатков и многих других потребностей подотрасли, а также в системе управления российским АПК в целом, мы и предлагаем создание Федеральных Агропромышленных Объединений (ФАПО) в каждом из восьми федеральных округов.

В чем идеология организации Федерального Агропромышленного Объединения (ФАПО)? Что это позволит получить?

Основное содержание ФАПО – это выполнение организующей, методологической и унифицирующей функций. Появляется структура, вокруг которой в регионе строится вся деятельность хозяйств любого уровня, любой формы собственности, которые на добровольной основе входят в состав этого объединения, становятся его аффилированными членами. При этом они не теряют самостоятельности.

ФАПО имеет собственную организационную структуру, где есть управляющая компания, производственный, обеспечивающий и реализационный блоки. Каждый элемент выполняет свои собственные функции, общая суть которых понятна из самих названий блоков. Все ориентировано на реализацию общей стратегии, которая выработана в рамках ФАПО, предложена и принята его членами.

Взаимодействие внутри ФАПО строится на договорной основе, и каждый его член четко понимает свои права, возможности и обязательства, которые в названных договорах изложены.

Без подробного перечня функций ФАПО, обобщая, можно сказать о том, что фермерам, крестьянам нужно лишь добросовестно работать, а все иные задачи для них организует и решит ФАПО централизованно. Если говорить, например, о животноводстве - в рамках ФАПО принимается единая стратегическая линия по тому, как индивидуальные члены будут обеспечиваться, например, племенным КРС, каким именно. Как, какие и в каком объеме необходимо закупить корма. Как будет обеспечен процесс реализации готовой продукции, поступающей от фермеров. И многое другое.

Иными словами, такая организация процесса позволит исключить дублирование функций – ФАПО будет выполнять их для всех членов централизованно. Даст возможность крестьянам получать к использованию передовые мировые инновационные технологии, которые не доступны им в качестве индивидуальных предпринимателей. Сельские труженики через ФАПО получат и иные существенные преимущества.

В конечном итоге, крестьянин перестанет быть «одним в поле воином», за его спиной появится мощная организация, которая его «в обиду не даст». Сейчас же каждый предоставлен сам себе, все заботы от производственных, до обеспечивающих, финансовых и коммерческих лежат на плечах самих сельхозпроизводителей. Вот они и ходят «кругами ада»: то бьются с криминалом, который, как в одном из случаев, скупил территорию вокруг полей крестьян и физически не пускает их на их же собственные поля, то «воюют» с недобросовестными чиновниками местных администраций, которые всеми силами стараются поставить работу крестьян под зависимость от их управленческих решений «с прицелом» на получение собственной, «карманной» выгоды. К сожалению, такая возможность при нынешней организации дела у них есть. То переработчики предлагают производителям такие условия, которые иначе, как кабальными, не назовешь.

Таким образом, даже при наличии хорошего урожая, выращенного и собранного или полученного ожидаемого объема продукции, очень высока вероятность того, что крестьянин попадет в долговую зависимость или вовсе разорится. Должного заслона на пути таких негативных процессов сейчас нет. Любые формы помощи государства, хотя и очень значимые, остаются, в конечном счете, лишь затратными мерами, которые, в лучшем случае, приносят крестьянам временное облегчение.

Понятно, что ФАПО – также не лишено недостатков. Даже при том, что концепция ФАПО нами выписана достаточно подробно, ожидаем, что при его создании появится множество «узких мест». Но это уже СИСТЕМА, подобия которой в данный момент в России не существует.

По нашему твердому убеждению, именно из-за ее отсутствия в нашем АПК столько проблем. И регулировать систему, когда она уже есть намного проще, чем весь процесс при ее отсутствии. Для демонстрации сказанного возьмем еще один пример: субсидирование в странах Европы и у нас. Там это – элемент системы, звено в цепи, потому и дает должный эффект. У нас же – это лишь некая затратная мера, которая ничего существенно не меняет: утопающему сбросили с корабля спасательный плот, но в нем – дыра и воздух выйдет очень быстро…

При создании ФАПО во всех 8 федеральных округах, понятная система организации работы появляется фактически по всей стране, что позволяет прекратить «шараханье» из стороны в сторону, исключить непродуманные шаги. С максимальной точностью планировать объемы производства в масштабах всей страны. И – экономить огромные деньги, так как нынешнее их «выделение» соотносится лишь с одним фактором - сколько было выделено в прошлом году, в этом году нужно «дать» столько же или больше, чтобы «красиво отрапортовать». А сколько именно, под какую концепцию и почему именно такую? Это - главные вопросы, на которые при выделении денег не даются аргументированные ответы.

На создание ФАПО финансовых средств понадобится в разы меньше, чем тратится сегодня. И, в отличие от нынешней ситуации, эффективность этих расходов будет максимально высокой. Насколько - трудно даже переоценить.

Учитывая федеральную значимость предложения, его социальную направленность и ожидаемый высокий уровень позитивного воздействия на развитие АПК, организацию ФАПО нужно было бы проводить в рамках Государственного Комитета по Инновациям в АПК (ГКИАПК). Наличие такого органа – давно назревшая необходимость. Он стал бы центром аккумулирования и продвижения всех самых передовых зарубежных и российских агротехнологий.

Структурная организация ГКИАПК, его основные функции и принципы работы, а также детально изложенные цели, задачи, функции, структура ФАПО разработаны коллективом, который возглавляет автор настоящих строк.

Готовы также и предложения по созданию Интегрированной Системы Животноводства (ИСЖ) под эгидой ООН, где основными участниками будут выступать Франция и Россия. Стратегическая цель ИСЖ - создание на евразийском континенте «от Лиссабона до Владивостока» под эгидой ООН интегрированной отрасли племенного и пользовательского животноводства молочного и мясного направлений с участием ряда стран ЕС и России, отвечающей глобальным проблемам 21-го века по насыщению рынков качественной мясомолочной продукцией. Но это уже – тема других тезисов.

Считаем необходимым отметить тот факт, что все упомянутые разработки в отношении развития АПК связаны между собой логической цепью, что демонстрирует нашу готовность предложить варианты развития российского АПК от местного (регионального, федерального), до уровня международной интеграции. Так, например, предлагаемые ФАПО, созданные во всех 8 федеральных округах, будут выступать в качестве базиса к построению эффективной системы международной интеграции.

В заключение подчеркнем самое главное: наш проект ФАПО выстраивается в системе трех координат: экономической, социальной, демографической (ЭСД). Уверенно заявляем, что такого подхода в России еще не было. Необходимость его реализации – крайне высока. А риски промедления – крайне очевидны

Полагаем, что и все иные основные проекты России должны строиться и развиваться только в рамках этих координат – Экономической, Социальной, Демографической.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница