«Творчество Рафаэля Санти»



Скачать 238.6 Kb.
Дата14.08.2016
Размер238.6 Kb.
ТипБиография


Министерство образования и науки, молодежи и спорту Украины

Харьковская национальная академия городского хозяйства

Кафедра прикладной математики и информационных технологий

Информатика и основы компьютерного моделирования. Модуль 1.

«Творчество Рафаэля Санти»

Сделала:


Студентка группы А2011-2

Винниченко М.Г.

Проверил:

Яковицкий И.Л.



Харьков

2012

  1. Введения

Творчество Рафаэля Санти всей своей сутью связано с духовной культурой Возрождения, где воплощались идеалы гуманизма, красоты. Рафаэль, как великий мастер, интересен искусствоведам и историкам искусства, его эпохе посвящена обширная исследовательская литература. Возможно, все это связано не только с общепризнанностью его грандиозных достижений в живописи, графике, архитектуре – но, также, с тем ясным, спокойным и идеальным строем всего искусства Рафаэля. Мне сложно, будучи малоопытным (точнее, лишь обучающимся) человеком в такой тонкой сфере, как изобразительное искусство, рассуждать о прелестных силуэтах, созданных Рафаэлем и, более того, пусть для себя, но оценивать их.



  1. Биография


Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в семье Джован-ни Санти - придворного поэта и живописца урбинских герцогов. Предки Рафаэля были мелкими торговцами, которые происходили из небольшого городка Кольбордоло вблизи Урбино. Детские и юношеские годы Рафаэля прошли в окружении искусства. Отец был первым учителем Рафаэля, он смог привить мальчику вкус к прекрасному, познакомить его с миром тогдашнего искусства. 1491 Рафаэль потерял мать, а через 3 года умер отец. Одиннадцатилетний мальчик остался сиротой на попечении дяди Фра Бартоломео. После смерти отца, примерно в течение 5 лет, мальчик учился в мастерской придворного живописца Урбиноских герцогов Тимотео Вити. Восприимчив, чуткий к внешним воздействиям Рафаэль жадно впитывал художественные впечатления, среди которых не последнее место занимали работы его учителей.
1500 Рафаэль прибыл в мастерской Пьетро Перуджино, в те годы ведущего представителя умбрийськои школы. Ранний период творчества Рафаэля справедливо называют «Перуджино-ским». Примерно между 1503 и 1504 годами по заказу семейства Альбиццини Рафаэль написал для церкви Сан-Франческо в небольшом городке Читта ди Кастелло алтарный образ «Обручение Марии» - произведение, которое достойно завершил ранний период его творчества. В этой композиции «все приведено к золотой меры» (А. Бенуа), в ней нет ничего, что отвлекало бы от главной группы - Марии и Иосифа. Архитектурная декорация - важнейшая основа всей композиции. 1503 Перуджино перебрался во Флоренцию, куда за ним осенью 1504 приехал Рафаэль.
Благодаря Перуджино Рафаэль сблизился с флорентийским архитектором и строителем Баччо дьАньоло, в мастерской которого собирались живописцы, скульпторы и зодчие Флоренции. Здесь молодой Рафаэль встречался с архитектором Кронаком, скульптором Андреа Сансовино и живописцами Грааччи, Гирландайо и Сангай-ло. В доме Баччо дьАньолы он познакомился со своим будущим покровителем - Таддео Таддеи.
1514 Папа Лев X назначил Рафаэля главным архитектором строительства собора Св. Петра.
Рафаэль прожил короткую жизнь, но оставил огромное количество шедевров. Он умер 6 апреля 1520 в Риме (неожиданно заболел и несколько недель страдал лихорадкой) и похоронен в римском Пантеоне. Могилу Рафаэля украшает мраморная статуя Мадонны, которую выполнил ученик художника - скульптор Лоренцо Лорен-цетто. Эпитафия на надгробии, написанная на латыни, сообщает: «Здесь покоится тот Рафаэль, при жизни которого большая природа боялась остаться побежденной, а после его смерти боялась умереть».

Творчество Рафаэля Санти

С 1500 г. Рафаэль работал в мастерской Перуджино. Конечно, влияние этого мастера на Рафаэля было определяющим. В родном Урбино формировался стиль юного Рафаэля, весь начальный период творчества протекал в тихих горных городках Умбрии. Именно в начале творческого пути Рафаэль испытывал влияние своих провинциальных учителей, тогда-то он приходит в мастерскую Перуджино. В.Н. Гращенков говорит, что в приемы композиции «истории» легко сближались с репрезентативным строем алтарного образа. В свою очередь «историей» называется тип многофигурной композиции. «Художники Возрождения знакомились с античными рельефами, что вело к выработке структурно-ритмических принципов нового классического стиля. Эту тенденцию к монументальной укрупненности форм, к простоте и ясности целого Рафаэль довел до совершенства». Ученый пишет о том, что архитектоническая природа живописи Рафаэля явилась следствием репрезентативной традиции, которую он унаследовал из искусства родного Урбино. Из произведений Пьеро делла Франческа, который подолгу жил в городе. Это наследие Урбино было переработано Рафаэлем, прочувствовано глубже и плодотворнее. Следуя примерам флорентинцев, Рафаэль овладел пластикой человеческого тела и выражением живого человеческого чувства. Урбино был одним из художественных центров в 60–70 гг. XV в. По приглашению властителя города, там работали мастера Италии и даже художники из других стран. Работы мастеров, их картины и воплощенная архитектурная мысль, оказали решающее воздействие на формирование идеалов Браманте, уроженца окрестностей Урбино. Вероятно, на Рафаэля все это многообразие имело то же влияние. Это был дух подлинной классичности. Встретившись в Риме много лет спустя, Рафаэль и Браманте достаточно легко нашли общее во взглядах, именно благодаря истоку их идеалов, которым была художественная жизнь Урбино. Известно, что творчество Пьеро делла Франческа оказало воздействие на новое направление умбрийской живописи своим «перспективным синтезом формы и цвета» (Р. Лонги). Это воспринял и Рафаэль, посредствам своих умбрийских учителей. «Обручение Марии» – это самостоятельное и сильное произведение.


«Обручение Марии» написана в 1504 г. (Милан, Брера). Все фигуры «образуют очень цельную и красивую пространственно-ритмическую группировку. Свободное пространство пустынной площади служит как бы паузой между фигурами, легкое движение которых передано плавными, волнистыми линиями, и спокойными, стройными формами храма-ротонды, купол которого повторяет полуциркульное завершение всей картины. И даже в колорите, пусть и не обладающем прозрачностью и воздушностью Пьеро делла Франческа, Рафаэль сумел найти должную гармонию. Его плотные и чистые краски – красные, синие, зеленые, охристые – хорошо объединяются в легкой желтоватости общего тона, своей теплотой смягчающего излишнюю сухость рисунка и жесткого цвета». Это дословное цитирование описания картины, данное Гращенковым. Я прилагаю только черно-белую репродукцию, потому воспользуюсь точной формулировкой специалиста. Мне очень важно, чтобы в контрольной сохранилось множество оценок самих ученых, исследователей творчества Рафаэля, поэтому приведу цитату с описанием еще одной ранней работы художника – «Мадонны Конестабиле» (Санкт – Петербург, Эрмитаж). «…написанная им скорее всего в конце 1502 – начале 1503 гг. Грустные воспоминания о рано умершей матери, чарующие картины родных мест слились здесь в единый гармонический образ, в чистую нежную мелодию наивного, но искреннего поэтического чувства. Округлые линии мягко очерчивают фигуры Богоматери и младенца. Им созвучно вторят очертания весеннего пейзажа. Круглое обрамление картины возникает как естественное завершение ритмической игры линий. Хрупкому, девичьему образу Марии, настроению тихой задумчивости хорошо соответствует пустынный ландшафт – с зеркальной гладью озера, с чуть зеленеющими склонами холмов, с тонкими деревцами, еще лишенными листвы, с прохладой сияющих вдали снежных горных вершин. Рафаэль Санти - представитель Высокого Возрождения.
С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние произведения ("Мадонна Конестабиле", ок. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Многочисленные изображения Богоматери ("Сикстинская мадонна", ок. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В портретах создан идеальный образ человека Возрождения ("Б. Кастильоне", 1514-15). Проектировал собор св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. Рафаэль - его правильно следовало называть Рафаелло Санти - родился 6 апреля 1483 года в Урбино, маленьком горном городе области Маркие, что принадлежал герцогам Ментефельтро. Его отец Джовани Санти был придворным живописцем и поэтом. Насколько можно судить по его произведениям, он был посредственным художником, а его поэтические таланты были еще более скромны. Будучи человеком весьма образованным, он сумел вселить сыну любовь к искусству и изложил ему первые практические уроки живописи. Но эти занятия были непродолжительными поскольку Джовани Санти умер, когда Рафаэлю было одиннадцать лет; за три года до этого он потерял мать. Связки отца при дворе помогли мальчику продлить учебу, и когда он начал пользоваться популярностью семья урбинского герцога оказывала ему поддержку. По началу Рафаэль учился у местных художников - Еванджелиста и Пьяндимелето и Тимотео Вити. Но став уже достаточно самостоятельным живописцем, он в 1500 году переезжает в Перуджу и поступает в мастерскую умбрийского мастера, который выразил наиболее полно сладкий и лирический идеал красота, которой осеняется умбрийская школа живописи, П.Перуджино1. Юный Рафаэль наследует учителю, в своих произведениях, но нам выразительные зачатки какого-то нового идеала. Его манера рисования отличается большой изысканностью, особенной легкостью и плавностью ведения линии, оставляя округлые контуры и легкую вуаль штриховки. Делая сначала едва заметный очерк металлическим штифтом или углем, а уже потом рисует пэром таким образом избегая исправлений. В легких, стройных фигурах ангелов, нежно мечтательных лицах святых и милых девичьих обидах - все проникнуто поэзией какой-то волшебной игры, прозрачной бред и искренней задушевности. Среди первых картин Рафаэля, отмеченных печатью робкого ученичества, одна, в которой яснее выраженные его умбрийские впечатление и устремление его собственного художественного идеала. Это - "Мадонна Конестабиле", написанная им уже после отъезда из Умбрино, но еще мало связанная с последующим подчинением стиля Перуджино. Грустные воспоминания о рано умершую матери, чарующие картины родных мест злились здесь в единственный гармоничный образ, чистую нежную мелодию наивного, но искреннего поэтического ощущения. Этта маленькая картина владеет, однако, той целостностью воплощения замысла, которая станет отличительной особенностью всего творчества Рафаэля. Флоренция, куда он приезжает в конце 1504 года, уже самостоятельным мастером, чтобы добровольно продолжать свое ученичество в этой высшей художественной школе всей Италии, становится следующий этапом, его деятельности, что сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для него мало знакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать из натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмично сбалансированные, композиционные формулы. В последних флорентийских работах Рафаэля («Положение в гроб», 1507, галерея Боргезе, Рим; «Св. Екатерина Александрийска», ок. 1507-08, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматично взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Рафаэль владел чудодейной способностью учиться и творить одновременно. Он не уставал учиться у более опытных художников потому, что было нужно для развития его собственного мастерства. Он самостоятельно изучает работы видных флорентийских мастеров XV века. Четыре года, проведенного в Флоренции, были для него годами напряженного усовершенствования. Это были плодотворные годы с очень большим количеством заказов. Особенно большую популярность он приобрел благодаря своим "мадоннам". Он становится более земным и человечным, более сложным в передаче нюансов живого ощущения. За флорентийские годы Рафаель написал не менее пятнадцати картин с изображением мадонн - маленьких и больших, развивающих интимно жанровые и монументальные мотивы. Никогда не повторяясь он искал все новые и новые художественные решения. В его подготовительных рисунках тех лет сохранилось множество очерков, почти каждый из них мог бы стать эскизом для новой картины. Фантазия Рафаэля была неисчерпаемой. В эти же годы Рафаэль испытал себя и в новом для него жанре - портретной живописи. При всех решительных изменениях в художественной манере Рафаэля основное направление его творчества в флорентийский период долгое время сохранялось без изменений. Он был художником-лириком в провинциальной Умбрии, таким же он оставался и в Флоренции, где его больше всего ценили как мастера "мадонн". Но чем глубже проникался он идеалами флорентийского искусства, тем сильнее зрелая в нем потребность выразить себя в формах мужественных и драматичных.В 1504 году он получает заказ на картину "Оплакивания Христа", которую он сначала допускал писать в традициях Перуджино и даже выполнил несколько эскизов. Но оставил этот замысел, а когда в 1507 году вернулся к нему, то начал разрабатывать его как тему драматичную - "Положение в гроб". Переход от тихих "мадонн" к напряженной динамике "Положения" от простых построений к многофигурной композиции оказался очень резким, и не все в новой картине Рафаэля было безукоризненным, не все обиды - одинаково выразительными.

До конца пребывания Рафаэля в Флоренции в его искусстве все заметнее отражается притяжение к монументально героической выразительности образов. Сравнение картин "Обручения Марии" (1504) и "Положения в гроб" (1507) дает представление о стремительной эволюции Рафаэля к зрелому классическому стилю. Причина и точное время переезда Рафаэля к Риму не имеют прямых документальных подтверждений. Осенью в 1507 году он на некоторое время едет в Урбино, весной 1508 года он все еще находится в Флоренции, а в январе 1509 года имя его впервые вспоминается в документах в связи с работой в Ватикане. Следует по этому считать, что он приехал в Рим не позже конца 1508 года. Можно также допустить, что он прибыл в Рим, как за несколько лет до того - в Флоренцию, с рекомендациями из Урбино. Это тем более вероятно, если учесть, что новый урбинский герцог, Франческо Мария делла Ровере, был племянником папы Юлия II. Наконец, приглашению Рафаэля мог способствовать и его земляк, всесильный папский архитектор Браманте, который работал над перестройкой и украшением Ватикана. Здесь 26-летний Рафаэль получает поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца. По-видимому, на первых порах участие Рафаэля в росписи так называемых "станц" Ватиканского дворца было достаточно скромным, потому что здесь уже работали другие, более известные мастера (Браманте, Микеланджело). Но сделано им так понравилось Юлию II, что тот со свойственной ему грубой решительностью приказал фрески, уже написанные другими живописцами или что существовали там еще раньше, сбить, а всю декорацию комнат поручить одному Рафаэлю. Работа, начатая им в конце 1508 года, длительна девять лет: сначала была расписана средняя из трех "станц" - "Станца делла Сеньятура" (1508-1511), потом "Станца д‘Элиодоро" (1511-1514) и в заключение - "Станца дель Инчендио" (1515-1517). На то время, когда приступили к росписи третей "станцы", Рафаэль был настолько занят другими заказами, что мог только наблюдать за работой своих учеников, которые выполнили все фрески. Маловыразительные, эти композиции решительно уступали фрескам два первых "станц", написанным Рафаэлем собственноручно или при его непосредственном участии. Рафаэль выступает как художник-гуманист, как выразитель светского и реалистичного мировоззрения эпохи Возрождения. Последние годы своей жизни Рафаэль стал признанным главой всей римской художественной школы. Даже с помощью многочисленный учеников он не успевал производиться в заказами папы и римской знати. Захваченный новыми планами, обширными архитектурными и декоративными работами, Рафаэль, возможно, не замечал творческий кризис, который надвигается на него. Он был богат и вел широкий образ жизни, прибегая к всевозможным удовольствиям. Любимый и такой, который прославляется всеми, он, наверно, был счастлив. Но силы его исчерпались. Непомерная напряженность труда и светские развлечения взорвали его здоровье. Лихорадка, что убила его, оказалась смертельной: 6 апреля 1520 года Рафаэль умер, оплакиваемый всем Римом. Его похоронили в Пантеоне. В тот же день один из современников, сообщая о смерти Рафаэля, написал: "Закончилось его первая жизнь; его вторая жизнь, в его посмертной славе, будет продолжаться вечно в его произведениях и в том, что будут говорить ученые в его хвалу". В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (“Диспута”), философию (“Афинская школа”), поэзию (“Парнас”), юриспруденцию (“Мудрость, Мера, Сила”), каждая из стен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. На плафоне помещения Рафаэль создал соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены — “Грехопадение”, “Победу Аполлона над Марсием”, “Астрономию” и “Суд Соломона”. В соседней зале Станца д'Элиодоро в фресках на легендарно-исторические сюжеты (“Изгнание Элиодора”, “Встреча папы Льва I с Атиллой”, “Месса в Больсене”) с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита. В произведении “Чудесное изведение апостола Петра из темницы” Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения – ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников.
Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными помощниками и учениками. К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516, итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и другие собрания). К числу лучших работ Рафаэля, как художника-монументалиста, относятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (около 1513-1514, Санта Мария делла Паче, Рим) и проникнутая духом античной классики с ее культом чувственной красоты знаменитая фреска “Триумф Галатеи” (1514-1515, вилла Фарнезина, Рим). Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (“Аньоло Дони”, 1505, Питти, Флоренция; “Маддалена Строцци”, около 1505, там же; “Донна Гравида”, 1505, там же). Однако только в Риме Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (“Портрет кардинала”, около 1512, Прадо, Мадрид; “Дама в покрывале” или “Донна Велата”, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция; портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж, и другие). В “Мадоннах” Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (“Мадонна Альба”, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон; “Мадонна ди Фолиньо”, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека); как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля - “Сикстинской Мадонне” (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. В этих работах (фрески “Лоджии Психеи виллы Фарнезина”, 1514-1518; фрески в Лоджиях Ватикана, 1519; алтарный образ “Преображение Христово”, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. Исключительное значение для развития итальянского зодчества имела деятельность Рафаэль как архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио.
После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком. Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства. Искусство Рафаэля, оказавшее громадное влияние на европейскую живопись XVI-XIX и, отчасти, XX веков, на протяжении столетий сохраняло для художников и зрителей значение непререкаемого художественного авторитета и образца.
Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. В последних флорентийских работах Рафаэля («Положение во гроб», 1507, галерея Боргезе, Рим; «Св. Екатерина Александрийская», ок. 1507-08, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.Главная тема живописи флорентийского периода – Мадонна с младенцем, которой посвящено не менее 10 работ. Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: «Мадонна со щегленком» (ок. 1506-07, Уффици), «Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена), «Прекрасная садовница» (1507, Лувр). Варьируя в них один и тот же мотив, изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей — Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды, излюбленной мастерами Возрождения.
Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора св. Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки.
Центральное место в творчестве этого периода занимают росписи парадных покоев Ватиканского дворца. Росписи Станцы делла Сеньятура (1509-11) – одно из самых совершенных творений Рафаэля. Величественные многофигурные композиции на стенах (объединяющие от 40 до 60 персонажей) «Диспута» («Спор о причастии»), «Афинская школа», «Парнас», «Основание канонического и гражданского права» и соответствующие им четыре аллегорические женские фигуры на сводах олицетворяют богословие, философию, поэзию и юриспруденцию.Не повторяя ни одной фигуры и позы, ни одного движения, Рафаэль сплетает их воедино гибким, свободным, естественным ритмом, перетекающим от фигуры к фигуре, от одной группы к другой.В соседней Станце Элидора (1512-14), в росписях стен («Изгнание Элидора из храма», «Чудесное изведение апостола Петра из темницы», «Месса в Больсене», «Встреча папы Льва I с Аттилой») и библейских сценах на сводах преобладает сюжетно-повествовательное и драматическое начало, нарастает патетическая взволнованность движений, жестов, сложных контрапостов, усиливаются контрасты света и тени. В «Чудесном изведении апостола Петра из темницы» Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения – ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников.К числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (ок. 1513-14, Санта Мария делла Паче, Рим) и полная языческой жизнерадостности фреска «Триумф Галатеи» (ок. 1514-15, вилла Фарнезина, Рим).Выполненные в 1515-16 картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) стилистически близки к росписям Станц, однако в них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, — черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз, избытком жестикуляции. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-17), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Ф. Пенни. Легкостью, изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (ок. 1515-16) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-19).
В римский период Рафаэль значительно реже обращается к образу Мадонны, находя новое, более глубокое его решение. В «Мадонне делла Седия» (ок. 1513, Питти, Флоренция) юная мать в одежде римской простолюдинки, маленькие Иоанны Креститель и Христос связаны воедино круговым обрамлением (тондо); Мадонна как бы старается укрыть в своих объятиях сына — маленького Титана с недетски серьезным взглядом.Новая, полифонически сложная трактовка образа Мадонны нашла наиболее полное выражение в одном из самых совершенных творений Рафаэля — алтаре «Сикстинская Мадонна» (ок. 1513, Картинная галерея,
Первые портреты относятся к флорентийскому периоду («Аньоло Дони», ок. 1505, Питти, Флоренция; «Маддалена Строцци», ок 1505, там же; «Донна Гравида», ок.1505, там же). Однако только в Риме Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Среди римских работ выделяются портрет гуманиста Бальдассаре Кастильоне (ок. 1514-15, Лувр) и т. н. «Донна Велата», возможно – модель «Сикстинской мадонны» (ок. 1516, Питти, Флоренция), с их благородным и гармоническим строем образов, композиционным равновесием, тонкостью и богатством цветового решения.
Рафаэль оставил заметный след и в итальянской архитектуре. Среди его построек — маленькая церковь Сан'Элиджо дельи Орефичи (заложена ок. 1509) с ее строгим интерьером, капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (заложена ок. 1512) интерьер которой являет пример редкого даже для эпохи Возрождения единства архитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем, — росписей, мозаики, скульптуры, и недостроенная вилла Мадама. Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства. Время отрочества Рафаэля совпало с началом эпохи Возрождения. В отличие от Леонардо Рафаэль полностью принадлежал своему времени. В его произведениях нет ничего странного, таинственного и загадочного. В них все ясно и прозрачно, все прекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил положительный идеал прекрасного человека. В его творчестве царит жизнеутверждающее начало. С 1499 г. Рафаэль учится в мастерской Перуджино, и в юности, как художник, был похож на своего учителя. Однако даже в самых ранних его произведениях заметны задатки нового идеала. 10 декабря 1500 года семнадцатилетний Рафаэль заключил контракт на выполнение алтарного образа. В этом контракте он впервые назван "magister" - "магистр Рафаэль Иоганнис Сантис из Урбино". Речь шла о "Короновании Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны", заказанном Андреа Барончи для домашней капеллы в церкви Сант-Агостино в Читта де Кастелло. По контракту Санцио помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Из всей картины, пострадавшей от землетрясения 1789 года, сохранилось только, четыре фрагмента: "Дева Мария" и "Всевышний" в Неаполе (Каподимонте) и два "Ангела" в Лувре и в Бреше. Два сохранившихся фрагмента ангелов, однако, уже показывают способность Рафаэля отобразить психологические состояния изображаемых фигур. По контрасту с другим ангелом, "Ангел", хранящийся в Бреше, кажется намного более нежным. В самом моделировании особенностей присутствует мягкость света и тени, которые гармонично выявляют содержание сущности ангела. Рафаэль использовал новый прием в живописи Умбрии, подчеркивя контраст между этими двумя фигурами ангелов, передал широкий диапазон психологических тонкостей. В лондонской Национальной галерее висит картина Рафаэля "Сон рыцаря", написанная в 1500 г., т. е. когда ему было всего семнадцать лет. Рыцарь - мечтательный юноша изображен на фоне прекрасного пейзажа. Он исполнен грации, может быть еще недостаточно мужественной, но уже сочетающейся с каким-то внутренним равновесием, душевным спокойствием. Это внутреннее равновесие озаряет написанную годом или двумя позже знаменитую эрмитажную "Мадонну Конестабиле". Тема Мадонны стала главной темой всего творчества Рафаэля, и получила непревзойденное, идеальное воплощение. Ему еще не исполнится 19 лет, когда он написал свой шедевр "Мадонна Конестабиле". Здесь Рафаэль выступает как мастер раннего Возрождения, как рассказчик, который боится упустить малейшую деталь повествования. Юность художника и робость стиля, еле приметная неуверенность в себе и все приметы приближающейся зрелости придают этой первой из рафаэлевских Мадонн совершенно особое очарование, немного зыбкое, кажется, готовое исчезнуть, раствориться в глубокой дали, где едва зеленеют весенние поля и еще без листвы стоят деревья… Несмотря на явную зависимость от искусства учителя, в картине проявилось своеобразие Рафаэля, присущий его творчеству лиризм. Особенно поэтичен и пленителен пейзаж с цепью заснеженных гор, голубыми далями, тонкими хрупкими деревьями, свежей зеленью лугов, разливом реки, по которой скользит маленький челн. Это прекрасный образ пробуждающейся природы. Ощущение безмятежности и гармонии усиливается благодаря спокойному ритму мягких, плавных линий контуров фигур Марии и Христа. Нет образа более лирического, как и более крепкого по своей внутренней структуре. Какая гармония во взгляде мадонны, наклоне ее головы, и в каждом деревце пейзажа, во всех деталях и во всей композиции в целом! Картина во многом еще близка к искусству Перуджино и вдохновлена его рисунком (Берлинский гравюрный кабинет). За эти полотном последовала целая серия вариаций на ту же тему. Из ранних работ на религиозную тематику привлекают внимания "Коронование Богоматери" (1503 г. Ватикан, Пинакотека),"Распятие" (1503 г. Лондон, Национальная галерея), "Битва Св. Георгия с драконом" (1505 г. Париж, Лувр), "Благословляющий Христос" (1506 г. Брешиа, Пинакотека) В 1504 году Рафаэль написал вслед за свои учителем Перуджино алтарный образ "Обручение Марии" - картину совершенно изумительной красоты, просветленной грусти и мудрости, которая особенно потрясает, если отчетливо представишь себе, что тайновидец и прозорливец, создавший "Обручение", - это юноша чуть за двадцать лет. Тема покорности, полного предания себя во власть высшего начала, смирения перед ним, бывшая главной духовной темой Рафаэля, раскрытая полнее всего во многих и многих образах его Мадонн, звучит здесь поразительно ясно. Мария, стоящая перед первосвященником, протянув руку Иосифу, благочестивый Иосиф, седобородый первосвященник-патриарх написаны юношей Рафаэлем с такой глубиной и мастерством, похожим, собственно, больше на знание, чем на мастерство, которые не объяснить только художественной гениальностью, - за этим безусловно стоит человеческий (личный) опыт, и загадку его нам едва ли удастся когда-нибудь разгадать до конца… С 1504 по 1508 гг. жил главным образом во Флоренции временами возвращаясь в родной город. Этот этап в творчестве Рафаэля - время пристального изучения работ Леонардо да Винчи и Микеланджело, анатомии, перспективы, время усиленного самовоспитания, в котором натура гениальная остро нуждается на пороге окончательной зрелости. Многие из наиболее известных полотен Рафаэля с изображением мадонны с младенцем относятся именно к этому периоду, "Три грации", 1505 г. (Шантильи, галерея), а также его "Автопортрет", написанный в 1506 г. (Флоренция, Уффици), в возрасте 23 лет. Важную роль в этом приглашении сыграла рекомендация архитектора Браманте, работавшего в то время над сооружением собора Святого Петра. Умер Рафаэль там же, в Риме, на следующий год после смерти кончины его старшего современника Леонардо да Винчи. Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров, принимавших участие в создании и украшении Ватикана - Рафаэля и Микеланджело, который был тоже старше Рафаэля, но после его смерти прожил еще много лет.  Хранящееся в Лондонской Национальной галерее Распятие с девой Марией, святыми и ангелами, или, как еще называют картину - Распятие Монд, написано Рафаэлем в 1503 году и относится к его ранним работам. В ней еще очень заметно большое влияние его учителя Перуджино - по тому, как Рафаэль рисует головы святых, как их причесывает, в какие одежды их одевает. Искушенный зритель ясно ощущает, что картина -подражание кому-то, и, догадываясь кому, испытывает при этом некоторое сожаление. За свою жизнь Рафаэль написал несколько замечательных образов Девы Марии, наиболее знаменитым из которых является Сикстинская Мадонна. Она была написана для папской капеллы в Ватикане и сейчас хранится в Дрезденской галерее. Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем тоже была создана в Риме, но уже в период творческой зрелости художника, в 1509-1510 годах, когда он работал и над фресками. Эта небольших размеров доска содержит в себе несколько символов (гвоздика, деревянный ящик), которые традиционно относятся к Страстям Господним. Задумчив и прекрасен лик Богоматери, весь образ которой - само совершенство.  Совсем маленькая картина Сон рыцаря дает представление о раннем творчестве Рафаэля, когда ему было немногим более двадцати лет. Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Но даже и во сне приходится делать непростой выбор - между книгой и цветком, между тяжким и легким жизненным путем. К этому же периоду относится и картина Проповедь Святого Иоанна Крестителя. Исследователи предполагают, что это единственное дошедшее до нас изображение из пределлы (нижней створки алтаря) Мадонны Ансидеи в Перудже. Декоративная манера письма и некоторая схематичность в построении композиции напоминают о том, что молодой Рафаэль в эту пору находился под влиянием своего учителя Пьетро Перуджино.

Картины Рафаэля


Адам и Ева



Святое семейство под пальмой


  1. Литература


  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8C_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8

  • http://www.skachatreferat.ru/referaty/%D0%A0%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8C-%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8-%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%B8-%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F-%D0%A0%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8F/4033.html

  • http://gendocs.ru/v21979/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_-_%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8F_%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8

Содержание


Информатика и основы компьютерного моделирования. Модуль 1. 1

«Творчество Рафаэля Санти» 1



I.Введения 2

Творчество Рафаэля Санти всей своей сутью связано с духовной культурой Возрождения, где воплощались идеалы гуманизма, красоты. Рафаэль, как великий мастер, интересен искусствоведам и историкам искусства, его эпохе посвящена обширная исследовательская литература. Возможно, все это связано не только с общепризнанностью его грандиозных достижений в живописи, графике, архитектуре – но, также, с тем ясным, спокойным и идеальным строем всего искусства Рафаэля. Мне сложно, будучи малоопытным (точнее, лишь обучающимся) человеком в такой тонкой сфере, как изобразительное искусство, рассуждать о прелестных силуэтах, созданных Рафаэлем и, более того, пусть для себя, но оценивать их. 2

II.Биография 3

Картины Рафаэля 15

III. Литература 17

Содержание 18




Каталог: images -> refdoc
refdoc -> Реферата: «Творчество Алвара Аалто»
refdoc -> Биография Никоса Сафронова Студентка группы а-2009-1 Луцкая Е. О. Проверил: Яковицкий И. Л. Харьков 2010
refdoc -> Назва реферату Біография Кея Алана
refdoc -> Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України Харківська національна академія міського господарства
refdoc -> «Биография творческой личности. Поль Абади.»
refdoc -> Джованни-Лоренцо Бернини
refdoc -> Министертсво образования и науки украины
refdoc -> Информатика и основы компьютерного моделирования. Модуль Название реферата "Гениальное Безумие Ван Гога"
refdoc -> Творческие проекты Жана Нувеля


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница