Творческий облик Шумана. Шуберт, Вебер Мендельсон – это ранние композиторы романтики




Скачать 26.67 Kb.
Дата07.07.2016
Размер26.67 Kb.
Творческий облик Шумана.

Шуберт, Вебер Мендельсон – это ранние композиторы романтики. Творчество Шумана – следующий этап развития романтизма. Шуман отличался особой смелостью, новаторством, бунтарским духом. Вся его деятельность – композитора, дирижера, музыкального критика пронизана духом протеста против мещанской, торгашеской атмосферы Германии того времени. Его искусство воспевало красоту простой человеческой жизни, человеческих отношений, поэтичность, богатство духовного мира человека. Его герои – это люди с восторженной, увлекающейся душой, мечтатели, поэты, не принимающие пошлость, духовную ограниченность мещанского мира. Свои мысли, чувства Шуман передает через лирические образы, рассказывая обо всем, как о пережитом, накладывая часто автобиографический отпечаток. Сам он был человек противоречивый. С одной стороны – нежный мечтатель, поэт. С другой стороны – смелый, непримиримый. Эти противоположные чувства воплотились и в его произведениях. Для его музыки характерны частые смены настроений: то бурные, мятежные порывы, то нежная мечтательность. Эти две стороны характера Шумана и его музыки передают два героя его критических статей – Эвзебий и Флорестан.

Шуман работал во многих музыкальных жанрах, у него есть: опера «Геновева», 4 симфонии, концерт, трио, квартеты, квинтеты, 3 сонаты, фантазия, циклы и сборники фортепианных пьес, вокальные циклы. Главными и наиболее ценными в его творчестве стали фортепианные и вокальные циклы. В творчестве Шумана можно выделить 2 типа фортепианных циклов миниатюр:

1. Циклы, в которых пьесы объединены общим замыслом по принципу контраста.

Это: «Альбом для юношества», «Детские сцены» (раскрывает мир ребенка, показывает его интересы, мечты, игры), «Фантастические пьесы» (название означает не фантастические, сказочные образы, а фантазии человека. Пьесы раскрывают внутренний мир художника-романтика, богатство его воображения. 8 пьес), «Ночные пьесы», «Шесть концертных этюдов по каприсам Паганини» (один из первых примеров обновления жанра этюда и пример транскрипции – переложение произведения для другого инструмента).

2. Другой вид циклов сочетает в себе черты цикла миниатюр, сюиты и вариаций.

Это особенно оригинальные произведения: «Карнавал», «Танцы Давидсбюндлеров», «Бабочки», «Крейслериана» (8 пьес, название связано с именем Иоганна Крейслера – это герой новелл Гофмана), «Симфонические этюды» (12 этюдов-вариаций на тему, заимствованную из скрипичного концерта отца Эрнестины Фрикен).

Музыка Шумана программна, но его программность своеобразная – обобщенная, передающая определенные чувства, образы, мысли в целом, без последовательного развития сюжета. Даже литературные произведения являются лишь толчком для создания своего самобытного произведения. Часто в основе программы лежат автобиографические моменты – «Карнавал», «Вариации на тему Abegg». Некоторые названия его произведений требуют дополнительной расшифровки. Например, Abegg – это фамилия девушки, которой он увлекался в юности, Asch – ноты, образующие сфинксы – название города. Есть произведения, связанные с его критической деятельностью. Например, «Карнавал», «Танцы Давидсбюндлеров».

Музыкальный язык Шумана яркий, самобытный. Фактура его пьес часто сложная, многоплановая. Мелодия переплетается с гармоническим фоном, усложняется гармонический язык. Используются неожиданные модуляции, энгармонизмы, диссонансы и т.п. Ритмы переменчивые, гибкие, текучие, используется полиритмия, синкопы, свободное деление длительностей.

В вокальной музыке Шуман развивает традиции Шуберта. Есть общие моменты, но есть и отличия. Общее: 1. Лиризм песен.

2. Связь с народными истоками.

3. Форма песен часто куплетная, 3-хчастная.

4. Большая роль фортепианной партии, есть вступления и заключения.



5. Создает вокальные циклы: «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», Бедный Петер».

Отличие: в песнях Шумана иное соотношение текста и музыки. Он стремится передать не только общее настроение стиха, но и детали текста, поэтому вокальная партия Шумана декламационного склада.

Музыка Шумана глубоко психологична и довольно сложна для исполнения.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница