Туристско-рекреационные ресурсы Белоярского района хмао-югры




Скачать 199.33 Kb.
Дата08.03.2016
Размер199.33 Kb.

Туристско-рекреационные ресурсы Белоярского района ХМАО-Югры
Туристско-рекреационные ресурсы имеют свою структуру (Рис.1).


Туристско-рекреационные ресурсы




Природные ресурсы

Историко – культурные ресурсы

Рис.1. Структура туристско-рекреационных ресурсов

1. Природные ресурсы

Рельеф Белоярского района

Белоярский район расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. Геологическое строение равнины является следствием её положения на одноимённой плите молодой Урало-Сибирской (Центрально-Евразиатской, Урало-Тяньшанской) эпипалеозойской платформы. Фундамент плиты состоит из допалеозойских, байкальских, каледонских и герцинских блоков.

В рельефе - сочетание низменностей (Среднеобская, Кондинская и др.) и возвышенностей (Сибирские Увалы). Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом. Такой рельеф образовали рыхлые отложения рек и древнеледниковые наносы, которые мощным осадочным чехлом (3-4 тыс. м) перекрыли плиту палеозойского возраста. Горизонтальное наслоение осадочных пластов - главная причина плоского рельефа. Повлияло на рельеф и оледенение, но ледник здесь не пересекал 60о с.ш.

Общее погружение плиты и накопление осадочного платформенного чехла началось в наиболее глубокой северной части с верхнего триаса, а на остальной территории - со средней юры и носило дифференцированный характер. Формирование чехла в мезокайнозойское время протекало фактически непрерывно в условиях длительного устойчивого прогибания.

Чехол представлен переслаивающимися песчано-алевролитовыми прибрежно-континентальными отложениями и морскими глинистыми и песчано-глинистыми толщами.

С тектоническими движениями олигоцена связано поднятие северного блока плиты, отчленившего Западно-Сибирское море от Арктического бассейна. Морской режим непродолжительное время ещё сохраняется в центральной и южной частях равнины, но уже в середине олигоцена море окончательно покидает Западную Сибирь. В связи с этим верхняя часть осадочного чехла сложена континентальными толщами. Среди них преобладают озёрно-аллювиальные песчано-глинистые и озёрные, преимущественно глинистые, отложения.

В неогене отчётливо обособляется зона субширотных Обь-Енисейских поднятий, расположенных над Транссибирским разломом и соответствующих современным Сибирским Увалам.

К концу неогена уже сформировались общие орографические черты Западной Сибири. Пониженные участки совпадали с тектоническими прогибами, в которых, вероятно, располагались речные долины.

Общее потепление климата в голоцене привело к смещению к северу границ природных зон, к замещению тундростепей и холодных лесостепей, существовавших вблизи границы ледников, лесной растительности.

С ксеротермальным периодом связывают начало широкого заболачивания Западной Сибири. Интенсивное испарение с поверхности привело к усыханию многочисленных озёр, уменьшению их глубин и зарастанию. На месте зарастающих озёр возникли множественные очаги заболачивания.

Современный рельеф Западной Сибири обусловлен геологическим развитием, тектоническим строением и влиянием разнообразных экзогенных рельефообразующих процессов. Основные орографические элементы находятся в тесной зависимости от структурно-тектонического плана плиты, хотя длительное мезокайнозойское прогибание и накопление мощной толщи рыхлых отложений в значительной мере снивелировали неровности фундамента.

Белоярский район находится на одном из самых низких участков Западной Сибири (ниже 100 м). Лишь на юге района поверхность постепенно повышается. Это Сибирские Увалы - отчётливо выраженная полоса возвышенностей.

Район расположен в области ледниковых и водноледниковых форм, и ледниковых равнин, основные черты рельефа которых связаны с четвертичным оледенением. Где широко распространены плоские водно-ледниковые равнины.

Климат Белоярского района

Климат Западной Сибири - континентальный, с суровой продолжительной зимой (около 9 месяцев) и сравнительно тёплым летом. Он более суров, чем климат Русской равнины, но мягче остальной территории Сибири. Континентальность нарастает к югу, по мере удаления от побережья Северного Ледовитого океана.

Большая меридиональная протяжённость обусловливает значительные различия в количестве солнечной радиации между севером и югом равнины. Западно-Сибирская равнина по сравнению с Русской получает на одних и тех же широтах больше солнечной радиации за счёт увеличения прямой солнечной радиации вследствие меньшей повторяемости циклональной погоды, сопровождаемой облачностью.

Географическое положение обусловливает преобладание западного переноса воздушных масс, но значительная удалённость равнины от Атлантического океана способствует ослаблению влияния атлантических воздушных масс на формирование её климата. Равнинность территории, её открытость с севера и юга обеспечивают свободный меридиональный перенос, что сглаживает температурные и погодные различия.

Беспрепятственное проникновение арктического холодного воздуха с севера и прогретого тропического и умеренного с юга способствует свободному воздухообмену, осуществлению меридиональной циркуляции, вызывающей резкие изменения погоды.

Существенное влияние на важнейшие климатические показатели оказывает также характер подстилающей поверхности: большая заболоченность, заозёренность и залесенность равнины.

Климат делится на два периода: холодный и тёплый, каждый из которых в свою очередь разделяется на времена года (осень, зима и весна, лето соответственно) (Таблица 1).

Таблица 1

Климат Белоярского района

Периоды

Условия


Холодный

Тёплый

осень

зима

весна

лето

Средняя t oC

12

-21

10

17

Абсолютная t oC (min, max)




-58




42

Осадки (%)

16

14

30

50

Облачность (в среднем суток)

15

13

12

15

Количество дней без осадков (в среднем)

46

138

49

67



Холодный период

В холодный период климат формируется под влиянием простирающегося над южной частью равнины отрога Азиатского максимума и расположенной над Карским морем и полуостровами ложбины пониженного давления, протянувшейся от Исландского минимума. Постепенное падение давления от южных окраин равнины к северным способствует выносу холодного континентального воздуха умеренных широт из Азиатского максимума и заполнению им всей территории. Преобладают ветры южных румбов. Направлением ветра в холодный период является южное и юго-западное. Зима характеризуется устойчивой отрицательной температурой. Средняя температура января -25оС. Абсолютный минимум достигал –58оС . Зима длится 150 дней.

Активная циклоническая деятельность по линии арктического фронта и проникновение с юго-запада циклонов полярного фронта нарушают устойчивость антициклональной погоды и создают большие барические градиенты. В результате этого возникают сильные ветры с метелями и снежными буранами (пургой, до 35-40 м/c). В год их может быть до 20.

Распределение осадков по территории имеет зональный характер. Белоярский район расположен в полосе с наибольшим их количеством (550-650мм).

На холодный период приходится 20-30% от годовой суммы осадков (наибольшее их количество выпадает в сентябре и январе). С ноября по март вся территория Западной Сибири покрыта снегом. Снежный покров устанавливается уже в середине октября. В лесной зоне мощность снежного покрова превышает 50-60 см. Переходные зоны в Западной Сибири короткие - один-полтора месяца.

Тёплый период

В тёплый период над центральными районами Северного Ледовитого океана сохраняется повышенное давление. Над Западной Сибирью давление постепенно понижается к юго-востоку. С этим связано преобладание ветров с северной составляющей. Преобладают северные и северо-восточные ветра. Усиливается и роль западного переноса, так как над материком формируется обширная Азиатская депрессия. Однако барический градиент невелик, поэтому скорости ветра по сравнению с зимой уменьшаются.

Холодный сухой арктический воздух, поступая на поверхность суши, быстро прогревается, поэтому температурный градиент равнины высок. Средняя температура июля +25оС. Абсолютный максимум достигал +42оС.

На тёплый период на территории Белоярского района и всей Западной Сибири приходится 70-80% годовой суммы осадков (наибольшее их количество выпадает в августе). Наиболее они активны в сентябре. Летние осадки часто имеют ливневый характер, но суточное их количество редко превышает 10мм.

Средняя продолжительность безморозного периода 153 дня. Средняя дата последнего весеннего заморозка – 3 мая, первого осеннего - 28 сентября. Купальный сезон 35 дней. За последние годы промышленное освоение Тюменского Севера показало заметное влияние на климатические условия района. Повысилась среднегодовая температура воздуха, более теплым стало лето, более мягкой зима.

Климат на большей части территории Западной Сибири способствует широкому развитию многолетней (вечной) мерзлоты, в распространении которой отчётливо прослеживается зональность. На территории Белоярского района распространена мерзлота с островами таликов. Монолитная мёрзлая толща здесь сменяется двуслойной: верхний слой современной мерзлоты мощностью от 50-100 м на севере района до 10-50 м на юге отделён слоем талых пород от нижнего реликтового слоя, начинающегося на глубине 80-140 м и имеющего мощность до 200-250 м.



Внутренние воды Белоярского района

К внутренним водам относятся воды рек, ручьев, озер и иных водоемов, в том числе пограничные воды в пределах границ территории. 

Западная Сибирь характеризуется огромным скоплением поверхностных и подземных вод, заключённых во многих тысячах крупных и мелких озёр, обширных болотных массивах, медленно текущих полноводных реках, обильных грунтовых водах и крупных артезианских бассейнах.

Реки

Поверхность равнины дренируется многими тысячами рек (Обь, Иртыш, Казым, Сосьва, Надым, Пур, Конда, Назым и т.д.) общая длина которых превосходит 250 тыс. км. Большая часть рек относится к бассейну Карского моря. Почти вся равнина входит в бассейн Оби.

В связи с равнинностью территории и слабым наклоном поверхности реки Западной Сибири отличаются малыми продольными уклонами, медленным плавным течением и преобладанием боковой эрозии.

На территории района насчитывается около 1000 рек, ручьёв, проток, озёр. Протекают такие крупные реки, как Обь и Казым с притоками Лыхма, Сорум, Помут, Курьех.

Город Белоярский стоит на р.Казым – правый приток Оби.

В питании рек принимают участие талые снеговые, дождевые и болотно-грунтовые воды. На первое место у всех рек выходит снеговое питание. Доля его растёт в направлении с севера на юг. С таянием снегов связано весеннее половодье на реках.

Для западносибирских рек характерно чрезмерно затяжное (распластанное) половодье. Подъём воды идёт очень быстро, а высокий уровень держится долго и спадает очень медленно. Это связано с особенностями рельефа, замедляющими сток, а также с тем, что основные водные артерии Западной Сибири – Обь, Иртыш и Енисей – текут с юга, где раньше начинается половодье. В результате эти многоводные реки вызывают подпоры на притоках их среднего и нижнего течения.

Ледостав на реках Западной Сибири продолжается от пяти до восьми месяцев в году (в зависимости от территории). На территории Белоярского района 5-6 месяцев. Продолжительность ледохода около месяца.

В речных водах ХМАО для многих металлов характерно постоянное превышение ПДК. В особенности это отмечается для железа и марганца, являющихся типоморфными элементами таежных ландшафтов Западной Сибири. По количеству растворенного железа реки Западной Сибири уступают лишь рекам Южной Америки.

Озёра

Большое количество озёр обусловлено равнинностью и слабой дренированностью территории. Озёра расположены как на водораздельных равнинах, так и в долинах рек.

Многочисленные озёра образуют целые системы.

Природно-географические особенности Белоярского района таковы, что его по праву называют "краем голубых озер". Множество озёр зачастую просто не имеют названий.

Среди многочисленных озёр преобладают такие, что заполняли ледниковые озёрные котловины и располагались на месте бывших стариц.

Проблемы, связанные с вопросами природопользования в округе, имеют место и в Белоярском районе. Уникальность его состоит в том, что более 20 процентов площади занимают охраняемые территории.

Пожалуй, нет на карте Белоярского района, да и округа в целом, места более загадочного, чем район озера Нумто.

Озеро находится в «Государственном природном парке "Нумто"».

Озеро Нумто в переводе с хантыйского означает "Небесное" или "Божье озеро". С давних пор оно является одним из главных священных мест хантов и ненцев. Согласно легенде озеро является живым существом-мужчиной, у которого есть жена – озеро Пякуто. В центре озера находится Святой остров, на котором происходят все обряды жертвоприношения, и куда не ступала нога женщины. Много сказок и легенд хранит эта местность. Они передаются из поколения в поколение. Искусным рассказчиком слывет слепой Татва, которому легенды об озере передал его дед.

Известный исследователь северных территорий и Тобольской губернии А.А. Дунин-Горкавич описал озеро так: "Местоположение озера Нумто - под 63 градуса 30 минут северной широты и 41 градус 31 минуту восточной долготы. Озеро по форме овальное, с врезавшимся с западной стороны, с севера на юг, узким длинным мысом. Оно занимает пространство около 250 квадратных верст. Вода в нем светлая, прозрачная. В нем водится сырок, щука и язь. На восточном берегу озера летом живут самоеды в чумах. В 30 верстах южнее озера - водораздел, представляющий собой тундру с сопками до 30 сажен высоты, между которыми расположены зыбуны: в этих зыбунах, содержащих ключи, и берут свое начало реки Казым, Пим, Тром-Юхан, Надым".

Сегодня территория Нумто, площадью около 800 гектаров, имеет ключевое значение в географии, экологии, этнографии Тюменского Севера. Она расположена на границе автономных округов – Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого, на важнейшем водоразделе в центральной части сибирских увалов. Нумто - одно из самых крупных озер области с площадью водного зеркала 56 квадратных километров. Здесь находятся водно-болотные угодья, выполняющие функции регуляторов водного режима семи рек, вытекающих с этой территории и несущих свои воды в Обь.

В 1996 году постановлением губернатора округа памятником природы окружного значения была названа "Система озер Ай-Новы-Йинг-Лор и Ун-Новы-Йинг-Лор" или "маленькое и большое светлые (Святые) озера". Уникальность этого водоёма заключается прежде всего в его воде. Благодаря ей, озеро долгие годы служило надёжным источником прекрасной питьевой воды для жителей г.Белоярского. Однако от чрезмерного потребления воды озеро начало мелеть. Результатом работы экологов стало создание особо охраняемой природной территории. Озеро стало возвращаться в свои прежние границы.



Болота

Так же в Белоярском районе множество болот. Они являются колоссальным вместилищем воды. Причин образования столь обширных заболоченных площадей несколько: наличие избыточного увлажнения, плоский рельеф, многолетняя мерзлота, низкие температуры воздуха, способность торфа, который здесь преобладает, удерживать воду в количествах, во много раз превышающих вес торфяной массы. Болота преимущественно верхового и переходного типа.



Растительный и животный мир Белоярского района

Флора

При сходстве господствующих типов растительности и их зонального размещения между растительностью Западной Сибири и Русской равнины имеются весьма существенные различия. Они связаны не только с широким распространением болот, но и с особенностями формирования флоры, а также с увеличением континентальности и суровости климата. Это хорошо прослеживается, например, на составе основных лесообразующих пород. Наряду с еловыми и сосновыми лесами здесь широко распространены кедровые и лиственничные, встречаются пихтовые. К северному пределу распространения древесной растительности в Западной Сибири выходит лиственница, а не ель, как на Русской равнине. Берёза и осина здесь образуют не только вторичные, но и коренные леса.


Белоярский район расположен в зоне северной тайги.

Преобладают торфяно-болотные почвы, в поймах крупных рек - аллювиальные почвы.

Леса занимают около 1/3 территории. Общая площадь лесов- 4 млн. га. Преобладают хвойные породы (ель, сосна, кедр). В лиственных лесах главным образом берёза. В поймах рек - массивы заливных лугов.

Эти угодья – место обитания специфической флоры и фауны. Уникальность их в том, что здесь соприкасаются зоны редколесий северной и средней тайги и тундры; именно здесь на широте 63 градуса самые южные внедрения тундр на территории России. Вблизи границы Нумто пролегают древние русла рек Пур, Таз, вдоль которых проходят миграционные пути перелетных птиц. 30 процентов территории занимают леса, преимущественно сосновые. Здесь встречается около десяти типов кедровников.



Фауна

Район Нумто замечателен и тем, что на нём "перекрываются" ареалы многих тундровых и таёжных видов, птиц, животных. Для многих из них здесь проходит северный передел ареала (сибирский черный коршун и другие).

Несмотря на слабую изученность территории, особенно ее биоразнообразия, географическое расположение предполагает возможность обитания здесь свыше 200 видов птиц (рябчик, тетерев, глухарь, белая куропатка), в том числе и таких редких как орлан-белохвост, стерх, чёрный аист, скопа, беркут, малый лебедь и других. Много водоплавающей птицы. Нескольких десятков видов млекопитающих, пять-шесть видов пресмыкающихся.

Сохранились белка, соболь, колонок, лисица, заяц-беляк, горностай, куница и др.. Охраняющиеся виды: росомаха, выдра, волк, таёжная форма северного оленя. Реки и озёра богаты рыбой (лососёвые, сиговые, осетровые и др.).

Незначительное количество нефтедобывающих предприятий обусловило сохранность большой части территории в первозданном виде. Это позволило провести работу, направленную на создание особо охраняемых территорий. Первым в Белоярском районе был открыт Государственный биологический заказник регионального значения "Сорумский". Заказник создан в 1995 году с целью сохранения популяции сорумского лося на путях его сезонных миграций. Площадь заказника составляет 159,3 га. Расположен в границах:

- на севере совпадает с административным разделом Белоярского района Ханты - Мансийского автономного округа с Шурышкарским районом Ямало - Ненецкого автономного округа, идет в восточном направлении до истоков реки Менльсоима;

- начиная с истоков правого притока реки Сорум Менльсоима, идет в юго -восточном направлении до места впадения реки Менльсоим в реку Сорум; - с места впадения реки Сорум в реку Казым проходит по правобережью реки Казым на запад до места впадения в реку Ун - Шакръюган и далее в северо – западном направлении по водоразделу бассейна Ун - Шакръюган до административной границы Белоярского района на севере.

Охрана заказника осуществляется егерями, которые не только ведут круглогодичное патрулирование, но и занимаются благоустройством территории, делают кормушки и заготавливают корм для животных. Они стараются сохранить и восстановить численность лосей, а также животных и птиц, занесенных в Красную книгу, которых в заказнике немало.

2. Историко-культурные ресурсы

Коренные жители

Ханты и манси

Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: ханты и манси - два родственных народа. Сегодня они составляют около 2% всего населения округа.

Угодья Нумто – одни из последних мест Тюменского Севера, где естественная природа почти не затронута промышленным освоением, где сохранился исторический этнос, культура, традиционные промыслы.

Суровые условия проживания, развитие традиционных промыслов создают совершенно особую культурную среду обских угров. В отличие от европейских культур, где человек - царь природы, у обских угров природа одухотворена и является субъектом взаимодействия. Отсюда и отношение ко всему, как к живому. Неприхотливые в быту, ханты и манси имели развитые формы духовной практики, которые и по сей день до конца не исследованы и не описаны. В обско-угорском фольклоре сохранились предания о людях, способных управлять стихиями (насылать на врагов ливень, град, буран). Шаманы, являясь посредниками между миром людей и миром духов, лечили болезни, гадатели могли предсказывать будущее. Мифология обских угров включала в себя представления о мире и человеке, об истории общества, философские знания.

По общему мнению исследователей (и не только финно-угроведов), ханты и манси - одни из самых примечательных этносов в отношении научного познания путей развития религии, языков, культуры. Их мировоззрение складывается из различных составных частей, отражающих представления о человеке и окружающем его мире, включая Космос. Другими словами, это представления о составных частях мироздания, связях между ними и основополагающих явлениях бытия (жизнь, рождение, любовь, ненависть, правда, справедливость и т.п.). Иногда эти представления наивны, иногда обладают глубоким философским содержанием. Часть из них сходится с аналогичными представлениями других народов, другая часть очень своеобразна. Последние также можно разделить: некоторые представления являются общими для обских угров, некоторые характерны или только для ханты, или только для манси, или их локальных групп.

Для обских угров характерно анимистическое восприятие мира - всеобщее одухотворение явлений природы, вера в духов. По их представлениям, Вселенная делится на Верхний ("Небесный") и Нижний ("Подземный") миры - области духовного бытия, а так же Средний мир (где живет человек). Средний мир формировался, согласно мифам, при участии богов Верхнего и Нижнего миров. Верхний и Нижний миры, в свою очередь, имеют свое членение. Верхний - на "7 небес", нижний - на 3 (7). Каждая часть управляется конкретным богом.

Верховным божеством является небесный бог - Торум, у которого есть дети, духи-охранители конкретных территориальных групп обских угров.

Одним из главных божеств является подательница жизни, детей, богиня Калтащ. Нижний мир-царство болезней и смерти - возглавляет Куль отыр, или Хинь вэрт. Кроме того, к наиболее популярным божествам относится "За миром наблюдающий человек", всадник на белом коне, облетающий землю Мир-суснэ-хум (или Ас тый ики), основная функция которого заключается в охране миропорядка. Особо почитается богиня огня. Наконец, существует большое количество второстепенных, локальных духов, в т.ч. лесных и водных.

Духам воздаются приношения как кровные, так и бескровные. Принесенные дары в некоторых случаях хранятся в специальных священных лабазах; в остальных случаях - они находятся дома, в прикладах, или в священных нартах.

Из животных у хантов и манси наибольшим почитанием пользовался медведь, который занял значительное место в их мифологических представлениях, верованиях, обрядах и изобразительном искусстве. Культ медведя прослеживается в археологических культурах на территории округа, начиная с III-II тыс. до н.э.

Самым ярким проявлением его культа являются спорадические и периодические обряды, называемые медвежьими праздниками или медвежьими игрищами. На игрищах, длящихся до семи дней, исполняется около 300 различных песен, танцев, сценок. Каждая песня отражает то или иное событие в истории племен и народов, населявших некогда Западную Сибирь, поэтому с точки зрения исторической науки они представляют большую ценность. В мифологических сюжетах священных песен, исполняемых на игрищах, наиболее полно представлена традиционная картина мира.

Почитание других животных имело менее развернутые формы. Различные группы хантов и манси почитали лося. Особое отношение было к пушным зверям: лисице, кунице, росомахе, бобру, выдре, соболю, а также и к птицам: гагаре, вороне, филину, рябчику, кукушке, ласточке, синице, дятлу.

Фольклорное творчество хантов и манси не является самостоятельной эстетической ценностью, оно органически связано с системой верований и жизнеобеспечения, регулируя повседневную деятельность и выступая как важный социализирующий фактор. Его своеобразие состоит в сочетании глубокой архаичности функционирования с изысканностью и даже изощренностью поэтического стиля и форм.

Для знакомства с экзотической и уникальной культурой коренных обско-угорских народов: ханты и манси, в округе созданы многочисленные этнографические центры и музеи, природные парки. Интерес представляет древняя культура ханты и манси, с которой можно познакомиться не только при непосредственном общении с ее носителями в национальных поселках и стойбищах, но и в этнографических музеях округа.



Лесные ненцы

Ненцы (старинное название - самоеды, юраки) - коренное население Евразийского Севера России. По переписи 1989 г. численность ненцев составила 34,3 тыс. человек. Выделяются две этнические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающиеся по фамильно-родовому составу, диалекту, некоторым особенностям культуры. Язык ненцев относится к самодийской группе уральской языковой семьи, разделяется на два диалекта - тундровый и лесной. На лесном диалекте говорят 5-7% ненцев. На территории ХМАО проживают только лесные ненцы.

Само название лесных ненцев - нещанг ("человек"), старое название - казымская или кунная самоядь. Название пян хасова ("лесные люди") дано им тундровыми ненцами. Традиционные районы проживания - верхнее и среднее течение реки Пур, увал Нумто от верховьев рек Казым, Надым, Пим до верховьев реки Аган. По антропологическому типу принадлежат к уральской переходной расе. В настоящее время насчитывается около 2000 лесных ненцев, большая часть которых проживают в Ханты-Мансийском автономном округе. Родственные народности: тундровые ненцы, энцы, нганасаны, селькупы. По своей культуре и языку  лесные ненцы во многом близки с северными и восточными ханты. Территория расселения лесных ненцев археологически почти не изучена. Первым достоверным упоминанием о лесных ненцах в русских письменных источниках являются сведения о военной экспедиции 1902 г. казачьего атамана Богдана Чубакина к самоедским князьям Акубе, Скамче и Салыме с жалованным царским словом и предложением платить ясак. Однако и после этого контакты лесных ненцев с русскими были редки и ограничивались встречами на сугланах (ярмарка) в Сургуте. Лесные ненцы долгое время оставались неизвестными учёным. В конце XIX в. сенсационно прозвучало "открытие" профессором А.И. Якоби в глубинной тайге Приобья народа нях-самар-ях. В течение двух десятилетий о затерянном племени велись дискуссии, пока не выяснилось, что речь идёт о казымских (кунных) самоедах. Ввиду ограниченности внешних контактов, в том числе и торговых, хозяйство лесных ненцев было натуральным и сохраняло архаичные черты.

Ещё несколько десятилетий назад для рыбной ловли иногда использовались плетённые из ивового лыка сети и невода, а в качестве грузил употреблялись куски мамонтовых рёбер и оленьих черепов. Рыболовство осуществлялось с помощью запорных сооружений на небольших речках, а также сетевой ловли и неводьбы на проточных озёрах. Основным летним транспортом служили лодки-долблёнки (обласа) из сосны или кедра, зимним - запряжённые оленями нарты, лыжи. Оленеводство лесных ненцев характеризуется незначительным размером стад (от 10 до 300), полувольной системой выпаса с использованием деревянных заграждений (коралей) и дымокуров. Домашние олени обеспечивали транспортные нужды и частично потребности в пище. Важное значение имела охота в зимне-весенний период на дикого оленя и лося посредством засек или загоном. Осенью, весной или летом охотились на боровую и водоплавающую дичь. Для добычи пушного зверя (соболя, лисицы, росомахи) применяли капканы, черканы, слопцы. Белку промышляли с помощью лука и стрел.

Традиционным жилищем лесных ненцев является чум (мят) - каркасная конструкция из 25-40 шестов и покрышек (нюков) из оленьих шкур (зимой) и бересты (летом). Оленеводческое стойбище обычно состоит из одного-двух чумов и хозяйственных построек - навеса для хранения вещей (ныр), печи для приготовления хлеба ("нянь мят" - "хлеба дом"). Традиционная одежда и обувь шьётся из шкур домашних и диких оленей. Мужская одежда состоит из малицы (глухой одежды мехом внутрь с капюшоном и рукавицами), маличной рубахи, сшитой из сукна, и совика (верхней одежды мехом наружу). Женской одеждой является ягушка - распашная двухслойная шуба мехом внутрь и наружу. Пищевой рацион лесных ненцев составляют дикоросы, рыба, дичь, мясо лося, дикого и домашнего оленя.

 Основой социальной организации является род. Счёт родства ведётся по отцовской линии.



 В основе религиозных представлений лесных ненцев лежат анимистические представления: вера в духов, населяющих окружающий мир. Центральным святилищем является озеро Нумто ("божье озеро"), на одном из островов которого (Нго-ях - "остров-сердце") приносились жертвы языческим богам. По легенде, в озеро превратился сброшенный на землю сын верховного небесного бога Нума - Нумгибой. Прежде на юго-восточном берегу острова-Сердца стоял ряд деревянных фигур духа каха (хэхэ). Божеством нижнего мира, повелевающим болезнями и смертью, является Нга (Нгомулик). Через своих слуг, злых духов - нгылека, Нга насылает на людей болезни, а сам пожирает души умерших. Круговоротом природных явлений, жизнью на небе и земле правят Нум-Нися ("небо-отец") и Я-Кати ("земля-бабушка"). Важное значение имеют "земные" духи - хозяева воды и леса, духи-хозяева урочищ и территорий (каха), духи-покровители жилища (например, Мяты-Кати - "бабушка дома").


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница