«тридцатьчетверка»



Скачать 351.79 Kb.
Дата02.03.2016
Размер351.79 Kb.
ТипРеферат
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Седельниковская средняя школа №2»

Седельниковского муниципального района Омской области

Международный интернет-конкурс

«Страница семейной славы»

Легендарная

«тридцатьчетверка»

Автор:

Кухарев Петр Алексеевич

учащийся 4 «А» класса

МБОУ «Седельниковская СШ №2»

Научный руководитель:

Бастрон Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов

МБОУ Седельниковская СШ №2»
с. Седельниково

2014-2015



СОДЕРЖАНИЕ



Введение



3

Глава 1.

Танк Т-34



5

1.1

История создания танка



5

1.2

Конструктивные особенности боевой машины



5

1.3

Экипаж



8

Глава 2.

Седельниковские танкисты: история в лицах



10

2.1

Хрищенко Иван Игнатьевич



10

2.2

Рожков Иосиф Иванович



12

2.3

Кохнюк Георгий Константинович



15

2.4

Букарев Александр Константинович



17

2.5

Сабаев Павел Павлович



19

Глава 3.

Седельниковские танкисты: поиск



21

Заключение



23

Список используемых источников и литературы



24

Приложение



25


ВВЕДЕНИЕ
Я смог! Я продержался! Разгромил пять закопанных танков. Они ничего не смогли со мной сделать, потому что это были танки Т-III и Т-IV, а я был на «тридцатьчетверке». Лобовую броню моего танка их снаряды не пробивали…

Александр Боднарь,

командир танка Т-34
Немногие танкисты времен Великой Отечественной войны могли повторить эти слова, применительно к своим машинам. Такое говорили советские танкисты, воевавшие на легендарной «тридцатьчетверке».

Мне стало интересно: воевали ли мои земляки на этом легендарном танке. Это и стало целью нашего исследования. Как мне сказали в районном музее истории, никто из поисковиков ещё не занимался восстановлением всех судеб седельниковских танкистов в одной работе. Существуют лишь разрозненные описания их боевого пути, очерки краеведов и корреспондентов районной газеты «Сибирский труженик», встречавшихся с фронтовиками. Но все они не систематизированы, хранятся в разных музеях (районном, школьных, в подшивках старых газет). Мы тоже не претендуем на полноту освещения темы, но сделали первый шаг в этом направлении.

Выбранная нами тема актуальна ещё и потому, что нынче исполняется 70 лет Победы в Великой Отечественной войне, поисковики всего Седельниковского района занимаются восстановлением судеб наших земляков, воевавших в 1941-1945 годах с фашистами и японцами. Сегодня можно смело утверждать, что Вторая мировая война была войной моторов, а основу наступательных группировок составляли именно танковые части. Большой клад в Победу внесли и наши земляки.

Объектом нашего исследования стал танк Т-34

Предметом исследования является участие седельниковцев, воевавших на Т-34, в сражениях Великой Отечественной войны

Чтобы в полной мере реализовать цель нашей работы, необходимо решить несколько частных задач:



  1. Обобщить и систематизировать уже имеющийся материал о седельниковцах, воевавших в танковых частях и, в частности, на Т-34

  2. Провести выборку биографий фронтовиков по областным мемориальным изданиям «Солдаты Победы» и «Книга Памяти»

  3. Проверить собранную информацию в базах данных Министерства Обороны РФ «Мемориал» и «Подвиг народа»

  4. Подготовить работу о наших земляках-танкистах

  5. Передать собранные материалы в районное поисковое объединение, школьный и районный музей истории.

После уроков я занимаюсь на кружке «Бумажное моделирование», поэтому в дополнение к теоретическому исследованию я решил создать бумажную модель танка и использовать её при защите своей работы. Начал я с первой версии танка Т-34-76 образца 1941 года. Сегодня я с папой собираю Т-34-76 образца 1943 года. Этот танк отличался от первой модификации другой башней (она имела шестигранную форму и танкисты прозвали её – «гайкой», первая башня в народе называлась «пирожок»). На очереди – ещё одна модификация танка – Т-34-85 с увеличенной башней и новым 85-миллиметровым орудием.


Глава 1. Танк Т-34

1.1 История создания танка

Начиная с 1931 года, на вооружение Красной Армии начали поступать колесно-гусеничные быстроходные танки типа БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7 и БТ-7М), созданные на базе опытного американского танка М1931 конструктора Уолтера Кристи. Эти танки были предназначены для укомплектования танковых и механизированных соединений (танки, артиллерия, пехота) и позднее стали прообразом легендарной «тридцатьчетверки».

С учетом опыта, накопленного в эксплуатации и боевых действиях серийных и опытных танков серии БТ Главное автобронетанковое управление в 1937 году танковому Конструкторскому бюро Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна (завод N 183) выдало задание на проектирование нового колесно-гусеничного танка, способного в будущем заменить танки БТ, получившего впоследствии индекс А-20. Рабочее проектирование было начато в конце 1937 года в конструкторском отделе, возглавляемом Михаилом Ивановичем Кошкиным, предварительная проработка была выполнена под руководством Александра Фирсова, который в 1937 году был репрессирован. Новый танк предполагалось вооружить 45-мм танковой пушкой, установить 30-мм броневую защиту.

В качестве силовой установки на танке предусматривалось использовать дизельный двигатель В-2, который должен был уменьшить уязвимость танка от огня противника, снизить пожароопасность машины и, что самое главное, сделать её экономичной. Работы по танковому дизелю в Советском Союзе были начаты в начале 30-х годов на базе авиационных в отделе нефтяных двигателей Центрального института авиационного моторостроения и в Украинском научно-исследовательском институте двигателей внутреннего сгорания. В дальнейшем к работе по двигателю был привлечен Харьковский завод. В результате работы на заводе N 75 в 1934 году был создан быстроходный дизель БД-2, основные конструктивные решения двигателя были заложены конструктором Я.Е. Вихманом, отдел возглавлял К.Ф. Челпан.
1.2 Конструктивные особенности боевой машины

В марте 1935 года два танка БТ-5 с дизельными двигателями БД-2 были продемонстрированы высшему руководству Советского Союза в Кремле, где получили положительную оценку. В дальнейшем при содействии сотрудников института Г.П. Чупахина и М.П. Поддубного на заводе N 183 была доработана конструкция дизелей БД-2 и в декабре 1936 года они были установлены на танке БТ-7 и прошли полигонные испытания. В 1937 году в связи с введением литерных обозначений военных изделий двигателю БД-2 был присвоен индекс В-2.

В конструкции этого двигателя было заложено много прогрессивных решений – непосредственный впрыск топлива, штампованный алюминиевый поршень, 4 клапана в каждом цилиндре, несущие силовые шпильки, литая алюминиевая головка и многое другое. В 1939 году новый дизель В-2 прошел 100-часовые государственные испытания и в декабре был принят к серийному производству. В 1939 году дизельное производство было выделено в самостоятельный завод N 75, который возглавляли Д.Е. Кочетков и Т.П. Чупахин, начальником конструкторского бюро был назначен И.Я. Трашутин. Первым серийным танком, оснащенным дизельным двигателем В-2 стал БТ-7М, который пошел в серию в 1939 году.

Из-за сложности конструкции колесно-гусеничного танка А-20 в КБ завода N183 приступили к разработке инициативного варианта чисто гусеничного танка с противоснарядным бронированием. При этом резко упрощалась конструкция машины, значительно снижался ее вес, что давало возможность в дальнейшем повысить броневую защиту танка и усилить вооружение.

4 мая 1938 года на заседании Комитета Обороны СССР был рассмотрен проект колесно-гусеничного танка А-20. Корпусу этого танка была придана рациональная форма, он был сварен из катаных броневых листов, башня сварная конической формы. По результатам рассмотрения проекта было высказано пожелание разработать и изготовить схожий, но лучший по бронированию танк на чисто гусеничном ходу А-32, разработка которого велась с учетом опыта боевого применения танков в гражданской войне в Испании.



Опытный танк А-32 с 76-мм пушкой Л-10

Скоростной танк А-32 имел сварной корпус из катаных броневых листов, которые имели рациональные углы наклона и сварную башню с наклонными боковыми листами. На танке была установлена 45-мм танковая пушка образца 1934 года и спаренный с ней пулемет ДТ, курсовой пулемет ДТ устанавливался в лобовом листе корпуса. Для наблюдения из танка были установлены два перископа и три щели со стеклоблоками. Танк А-32 был так же, как и А-20, был оснащен дизелем В-2 жидкостного охлаждения.

Танк имел индивидуальную подвеску со спиральными пружинами. Электрооборудование А-32 было выполнено с напряжением питания 12 и 24 В. Для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство ТПУ-2. Осенью 1939 года опытный танк А-32 был модернизирован, его вес был доведен до 24 тонн, имитировалось усиление броневой защиты навешиванием дополнительного груза и он был оснащен 76,2 мм танковой пушкой Л-10, созданной на Ленинградском Кировском заводе.  19 декабря 1939 г. Комитетом Обороны СССР было издано Постановление о изготовлении двух опытных образцов гусеничного танка на базе А-32 с толщиной брони 45-мм и с 76-мм танковой пушкой.

Этот танк впоследствии получил индекс Т-34 (А-34). В ночь с 5 на 6 марта 1940 года танк № 1 (водитель испытатель Н. Ф. Носик) и танк № 2 (водитель-испытатель И. Г. Битенский или В. Дюканов) без вооружения, закамуфлированные до неузнаваемости, а также два тяжёлых гусеничных артиллерийских тягача «Ворошиловец» в обстановке строжайшей секретности направились своим ходом из Харькова в Москву (750 км) вне дорог общего пользования. В ночь на 17 марта оба танка прибыли на Ивановскую площадь Кремля для демонстрации руководителям партии и правительства.

31 марта 1940 года был подписан протокол Государственного Комитета Обороны о серийном производстве танка А-34 (Т-34) на заводе № 183. Заводу № 183 предписывалось изготовить первую опытную партию из 10 танков к первым числам июля. В течение 1940 года были изготовлены всего лишь от 97 до 117 машин.



Модификация танка в годы войны




Т-34-76 образца 1941 года с пушкой Ф-34





Т-34-57 образца 1941 года с пушкой

ЗиС-2. «Истребитель танков»





Т-34-85 образца 1944 года с пушкой ЗиС-5

Т-34-100 образца 1945 года



1.3 Экипаж

Экипаж Т-34 состоял из четырёх человек: механика-водителя, стрелка-радиста, командира который одновременно был наводчиком пушки и заряжающего. Механик-водитель располагался в передней части корпуса слева, справа от механика-водителя сидел стрелок-радист, места командира танка и заряжающего находились в башне слева и справа от орудия. Механик-водитель управлял танком при помощи рычагов, которые регулировали скорость вращения гусениц. Стрелок-радист сидел справа от водителя на таком же сиденье. В бою он обслуживал курсовой пулемет ДТ калибра 7,62-мм и поддерживал связь по радио. Нехватка личного состава в частях часто приводила к тому, что место стрелка-радиста оставалось свободным.

Башня Т-34 была узкой и тесной, что затрудняло обслуживание орудия. Сидения командира танка и заряжающего вращались вместе с башней. Помимо командования танком командир должен был также наводить и стрелять из пушки. Заряжающий располагался справа от орудия, в его обязанности входило заряжание пушки и обслуживание спаренного с ней пулемета ДТ. Более просторная башня и открывающийся назад люк, примененные на Т-34 образца 1943 года, частично исправили ситуацию.

Командирскую башенку начали устанавливать на «тридцатьчетверку» только в 1943 году, а пятый член экипажа был введён лишь на Т-34-85, значительное количество которых появилось в частях только в начале 1944 года.


К каким же выводам мы пришли, проработав технические характеристики танка Т-34?

В этом танке было много конструктивных элементов и новшеств, которые на многие десятилетия вперед стали эталоном в танкостроении. Вот они:



  1. Противоснарядное бронирование (Все танки мира в 1941 году имели противопульную броню).

  2. 45-миллиметровые броневые листы на Т-34 устанавливались под наклоном. При попадании в такой корпус снаряды либо рикошетили, либо не пробивали его из-за увеличенной этим углом толщины до 85 мм.

  3. Мощная длинноствольная 76-миллиметровая пушка (максимальный калибр танковых пушек стран-соперниц 37-45 мм. 75-мм пушка была лишь на немецком Т-IV, но она имела короткий ствол и низкую бронепробиваемость).

  4. В 1941 году дальность поражения у Т-34 была 1200 метров, тогда как немецкие машины могли пробить броню нашего танка лишь с 300 метров

  5. Широкие гусеницы и отличная проходимость по бездорожью. При массе в 26 тонн Т-34 оказывал меньшее давление на грунт, чем немецкие 10-тонные машины.

  6. Дизельный двигатель В-2. На танках других стран стояли бензиновые двигатели. Основное преимущество дизеля не столько в большей пожаробезопасности, сколько в экономии топлива. Если немецкий T-III проходил на одной заправке 165 км, то Т-34 при том же объеме топлива – 300 км.

  7. Ремонтопригодность. Нашу машину можно было восстанавливать в полевых условиях, а многие немецкие танки, например, для замены коробки передач необходимо было буксировать в мастерскую и снимать башню.

Это плюсы, но были и минусы у нашего танка. Во-первых, плохая связь. Танковое переговорное устройство, как говорили сами танкисты, было «ни к черту». Танкисты пользовались своей знаковой системой. Кулак, показанный командиром танка заряжающему, означал «Бронебойный снаряд!», растопыренная пятерня – «Осколочный!» Такая же знаковая система общения была и с механиком-водителем: удар ногой по голове – короткая остановка (для выстрела), удар по левому или правому плечу – повороты в эти стороны.

Еще одна проблема Т-34 – плохая вентиляция башни после выстрела. В горячке боя командир танка кричит: «Бронебойный!». Заряжающий должен ответить: «Есть, бронебойный!» и послать снаряд в казённик пушки. А тут… тишина. Командир смотрит на заряжающего, а он лежит на боеукладке – угорел от пороховых газов и потерял сознание. Чтобы снизить количество газов, заряжающий выбрасывал отстрелянные гильзы через приоткрытый люк и к концу боя ладони у него были сильно обожжены.

Был и ещё один минус у «тридцатьчетверки», особенно первых выпусков – плохая обзорность из танка. Механики-водители иногда даже шли в бой с приоткрытым наполовину люком, что, естественно, понижало шансы на выживание в случае подрыва на мине или прямого попадания в корпус танка.

Глава 2. Седельниковские танкисты: история в лицах

2.1 Хрищенко Иван Игнатьевич




Хрищенко Иван Игнатьевич, 1925 года рождения, уроженец деревни Бароновка. В РККА призван Седельниковским РВК в 1942 году. Гвардии старшина, механик водитель танка, позже – командир орудия танка 12 танковой бригады 4 гвардейского танкового корпуса 1 Украинского фронта. Трижды ранен. Член ВЛКСМ с 1940 года. Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Славы III степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией», «Ветеран труда», чешской медалью «За храбрость».
Редкий мальчишка не мечтал в далеких 1930-1940-х годах стать танкистом. Но лишь немногим парням из сельской глубинки довелось водить легендарную броневую машину, а уж тем более въехать на ней в побежденный Берлин. Среди них Иван Хрищенко.

Родился он 1 января 1925 года в небольшой, красивой Седельниковской деревеньке с необычным названием – Бароновка. В средней по тем временам по численности душ семье Ефимии Федоровны и Игнатия Яковлевича Хрищенко было 6 детей. Жили небогато, и когда Иван учился в третьем классе в поисках лучшей доли переехали в райцентр. Все надежды на лучшую жизнь оборвала война. Добровольцем ушел на фронт отец, а не успевшего окончить среднюю школу шестнадцатилетнего подростка Ивана Хрищенко, вместе с другими сверстниками направили на краткосрочные курсы трактористов. После их окончания молодежь заменила за штурвалами колесников ушедших на фронт мужчин.

В 1942-м пришла очередь защищать Родину и комсомольцу Хрищенко. На Волховском фронте таскал он на тракторе тяжелую, дальнобойную пушку на гусеничном ходу, продолжал мечтать о более грозной машине и о передовой.

В мае 1942-го мечта сбылась, Ивана Игнатьевича направили под Воронеж, где формировался 17 танковый корпус (с 1943-го – 4 гвардейский Кантемировский). В составе 12 танковой бригады, в качестве механика-водителя танка рядовой Хрищенко вместе с боевыми товарищами 26 июня преградил путь прорвавшей нашу оборону стальной армаде Вермахта. В тяжелых боях, зачастую в окружении, подразделение потеряло большую часть машин и экипажей, и было выведено за Дон на переформирование.

После непродолжительного отдыха и пополнения с декабря 1942 года корпус перебросили под Сталинград. Здесь у села Кантемировка, проявив мужество и героизм, советские танкисты развеяли миф о непобедимости стальной лавины Гудариана. Отличился в боях и наш земляк, получивший свою первую боевую награду – медаль «За отвагу».

Летом 1943 года кантемировцы преградили путь стальным клиньям врага на Курской Дуге и участвовали в крупнейшем танковом сражении мировой истории под Прохоровкой. О том, какой силы были здесь бои, красноречиво говорит тот факт, что экипаж, в котором воевал Хрищенко, потерял 3 танка (два сгорело, третий был окончательно выведен из строя), а сам Иван Игнатьевич получил ранение в плечо. Командование отметило ратный труд сержанта Хрищенко орденом Красной Звезды.

Не менее отважно дрался Иван Игнатьевич с оккупантами, освобождая от них Украину. Бил врага на Днепре, под Житомиром, Шепетовкой, Коростенем, Тернополем и Львовом. Правительство хоть и с опозданием, но по заслугам оценило подвиги танкиста. В 1944-м, после трех месяцев лечения в госпитале Иван Игнатьевич освобождал от фашистов Польшу, штурмовал Краков, добивал врага на его территории у Дрездена, брал Берлин. В уличных боях в фашистском логове наибольшую угрозу для танков и самоходок представляли засевшие в домах эсэсовцы с фауст-патронами, одну из таких засад и уничтожил огнем своей СУ-152 старшина Хрищенко. День Победы встретил в Праге. К наградам добавились медали «За взятие Берлина», «За освобождение Праги» и чешская медаль «За храбрость».

В 1948 году Седельниковский военком «за активное участие в Великой Отечественной войне» (так написано в представлении), ходатайствовал перед вышестоящим командованием о награждении Ивана Игнатьевича орденом Отечественной войны I степени. Но более высокий омский чиновник посчитал, что ветеран заслуживает награды рангом пониже – второй степени, о чем и сделал приписку в документах. Однако командующий военным округом генерал Еременко, не понаслышке знавший о войне, изучив дело, восстановил справедливость и представил Хрищенко к высшей солдатской награде – ордену Славы III степени. В наградном листе значится: «Командир орудия танка гвардии старшина Хрищенко, участвуя в боях с немецко-фашистскими захватчиками на 1 Украинском фронте с 15 июня 1943 года по 25 июля 1944 года, уничтожил 2 танка противника, 1 бронетранспортер, подавил 9 огневых точек противника, до 100 немецких солдат и офицеров. В боях за город Львов 25 июля 1944 года на машине, где был командир орудия гвардии старшина Хрищенко, вражеским снарядом была повреждена ходовая часть танка. Оставаясь неподвижно, как огневая точка, танк не оказался в бездействии. Гвардии старшина Хрищенко из орудия и пулемета отбил три атаки пехоты противника. В этом бою Хрищенко уничтожил до 40 солдат и офицеров, сам был тяжело ранен в левое бедро с переломом кости».

Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении вышел лишь 30 мая 1951 года.

Но и после победы над гитлеровской Германией путь Кантемировцев лежал не домой, а на Дальний Восток. До Львова шли своим ходом. Там оставили машины, а экипажи направили в Челябинск. Оттуда с новенькими танками ИС-3 эшелоны довезли танкистов до г. Камень-Рыболов. Прямо с платформы – марш-бросок в Манчжурию, и с ходу в бой. Обреченные самураи стояли насмерть. В ожесточенных августовских боях 1945 года Иван Игнатьевич получил третье, еще более тяжелое ранение, с контузией, потерей слуха и зрения, параличом конечностей. Приходил в себя в Харбине, долечивался в Камне-Рыболове. Домой вернулся к концу декабря 1946-го.

На «гражданке», вопреки ожиданиям многих, выбрал профессию не связанную с техникой, но зато самую мирную и одну из гуманнейших – учителя. Правда для этого и самому пришлось много учиться. Сначала в вечерней школе, потом на историческом факультете Омского учительского института, а затем еще в физкультурном техникуме и на географическом факультете института.

Работать начинал в Седельникове, но по фронтовой привычке легких путей и теплых мест не искал и не расстроился, когда перевели в Голубовку и Михайловку. Вскоре хорошего организатора приметили и пригласили в райком, но он вместе с молодой женой, тоже учителем, ухал в Унару. Затем была Евлантьевка и снова Михайловка, теперь уже в качестве директора.

С 1969-го и до выхода на пенсию в 1987-м Иван Игнатьевич возглавлял коллектив Новоуйской школы.
2.2 Рожков Иосиф Иванович
Рожков Иосиф Иванович (1919-2004 гг.), уроженец деревни Дмитровка Седельниковского района. Призван в РККА Седельниковским РВК в августе 1939 года. Член ВЛКСМ. Сержант, командир отделения Северо-Западного фронта, позже – гвардии старший сержант, заряжающий 38 танкового полка 21 гвардейской танковой Житомирской Краснознаменной ордена Суворова II степени бригады 5 гвардейского танкового Сталинградско-Киевского ордена Суворова корпуса. Четырежды ранен. Награжден орденами Отечественной войны II степени, Славы III степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Кто такой башнёр в танке Т-34? Во-первых, заряжающий орудия. Он по команде командира танка посылает в ствол осколочно-фугасные, бронебойные или подкалиберные снаряды, каждый из которых весит за двадцать килограммов. В бою ему приходится заряжать пушку десятки раз. В его же обязанности входит и выбрасывание отстрелянных гильз из башни. Поэтому нередко у башнёров после боя ладони были буквально сожженные. Во-вторых, это командир башни танка. Кроме всего прочего, он должен следить из боевой машины за обстановкой на поле боя «вперёд и вправо».

Насколько тяжела была работа башнёра, можно судить по такому факту. В горячке боя командир танка кричит: «Бронебойный!». Заряжающий должен ответить: «Есть, бронебойный!» и послать снаряд в казённик пушки. А тут… тишина. Командир смотрит на заряжающего, а он лежит на боеукладке – угорел от пороховых газов и потерял сознание. О таких фактах часто вспоминали танкисты, воевавшие в годы Великой Отечественной войны на «тридцатьчетвёрках». Дело в том, что на немецких броневых машинах был установлен механизм продува канала ствола сжатым воздухом, и пороховые газы в башню не шли, на наших же вентилятор с этой работой, особенно летом, не всегда справлялся.

В должности башнёра прошёл не одну сотню верст по советской, а затем и румынской, венгерской, чешской земле наш земляк Иосиф Рожков. За два года – с 1943 по 1945-й – он потерял три машины, а сам остался жив.

Срочная служба Иосифа Ивановича начиналась на Дальнем Востоке. В 1941 году она уже близилась к концу, и дмитровский паренек мечтал о том, как вернется в родную деревню. Но началась война. Боевое крещение Рожков принял под Старой Руссой в пехоте. Как кадровый военный, а призван он был в РККА Седельниковским райвоенкоматом в августе 1939 года, к 1942-му Рожков уже командовал отделением. Побывал он к этому времени и в рукопашной. После очередного ранения в июле 1942-го и излечения он был из пехоты переведён к танкистам заряжающим орудия.

1943 год. Советские войска теснят немцев по всем фронтам. Главной ударной силой в наступлении являются танковые клинья. Вместе с однополчанами продвигается по новгородской и псковской земле и Иосиф Рожков. На его боевом счету был уже не один десяток уничтоженных фашистов. Один из документов Центрального архива Министерства обороны РФ сохранил даже перечень его трофеев: «Командир башни танка Т-34 первой танковой роты сержант Рожков Иосиф Иванович представляется к правительственной награде – медали «За отвагу» – за то, что он, участвуя на фронтах Отечественной войны с мая 1942 года, уничтожил шесть пушек разного калибра, 14 дзотов (древесно-земляных огневых точек) и блиндажей, 7 пулемётов, 3 миномёта и около 180 солдат и офицеров противника». Приказом № 0225 от 12 августа 1943 года по 38 танковому полку Северо-Западного фронта от имени Президиума Верховного Совета СССР за проявленные в боях мужество и доблесть башнёр «тридцатьчетверки» Иосиф Рожков был награждён медалью «За отвагу». К этому времени в наградном листе Иосифа Ивановича значилась запись и о двух лёгких ранениях.

Один из боевых эпизодов, а это произошло ровно через неделю после подписания наградного приказа, сохранило областное мемориальное издание «Солдаты Победы».

– Три танка, – вспоминал Иосиф Иванович, – были посланы в разведку, нарвались на засаду и вступили в неравный бой. Немцы подбили наши танки. Из горящей машины успели выскочить лишь три человека. Одним из них был я. После этого боя я с тяжёлым ранением попал в госпиталь. Три месяца лежал только на животе, а потом ещё четыре – долечивался и восстанавливался.

После госпиталя Иосифу Ивановичу удалось свести счёты с фашистами. И теперь уже советские танкисты устроили ловушку для прорывавшихся из окружения гитлеровцев.

– Разведка очень чётко сработала, – рассказывал он внуку Роману о том эпизоде в конце 1980-х. – Немецкая колонна вышла прямо на наши замаскированные танки, и мы открыли шквальный огонь из орудий и пулемётов. А после этого пошли на преследование остатков группировки. Правда, через несколько сотен метров головной танк резко свернул вправо. За ним – второй. Мы остановились, чтобы узнать, в чём дело. Неужели экипажи подорвались на мине или были подбиты? Всё оказалось страшнее. Танки буксовали в человеческих телах. Так много фашистов мы там положили…

С декабря 1944 года Рожков воюет в составе войск 2 Украинского фронта. А в апреле 1945-го за бои на территории Венгрии на седельниковского танкиста было написано представление к ордену Славы III степени. Здесь его части пришлось сражаться в глубине обороны противника и в отрыве от основных сил. «23 марта в бою за станцию Сентгал, – говорилось в наградном представлении, – заряжающий Рожков проявил мужество и отвагу, чётко и быстро выполнял команды командира, наблюдал за полем боя и докладывал командиру танка о замеченных целях, благодаря чему экипажем было уничтожено два танка типа «Тигр», два бронетранспортёра, одна пушка, четыре автомашины, два мотоцикла, шесть повозок и до 30 солдат и офицеров противника». Приказом по 5 гвардейскому танковому Сталинградско-Киевскому ордена Суворова корпусу № 024/н от 20 апреля 1945 года от имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество заряжающий 2 батальона 21 гвардейской танковой Житомирской Краснознамённой ордена Суворова II степени бригады гвардии старший сержант Иосиф Рожков награждён орденом Славы III степени. В этом же документе есть сведения и о ранениях седельниковского танкиста: к моменту подписания приказа у него было уже три легких и одно тяжелое.

Правда, получил свой орден Иосиф Иванович уже после войны – спустя более чем полвека. Он был вручен ветерану на торжественном собрании представителей трудовых коллективов Седельниковского района, посвященном 175-летию Омской области. Рожков, опираясь на трость, вышел на сцену района дома культуры и получил награду из рук райвоенкома Г. Новикова.

Вернувшись с фронта Иосиф Иванович работал в сельским хозяйстве: пастухом, животноводом, занимался заготовкой кормов. За мирный труд удостоен медали «Ветеран труда».


2.3 Кохнюк Георгий Константинович
Кохнюк Георгий Константинович (1923-1945 гг.), уроженец д. Никифоровки Седельниковского района. Красноармеец батареи 76-мм пушек 874 стрелкового полка 282 стрелковой дивизии Северо-Западного фронта, позже – командир башни танка 319 танкового батальона 55 гвардейской танковой бригады 1 Украинского фронта; гвардии сержант 45 мотострелковой бригады, механик-водитель самоходной артиллерийской установки СУ-76; механик-водитель 83 гвардейского танкового полка 18 гвардейской механизированной Днестровской бригады 9 гвардейского механизированного Днестровско-Рымнинского корпуса. Ранен. Погиб 11 января 1945 года. Похоронен в деревне Перебет, Чехословакия. Награжден орденами Славы III степени, Отечественной войны I степени (посмертно), двумя медалями «За отвагу».
Первый раз Георгий Константинович был представлен к медали «За отвагу» 15 декабря 1942 года. Вот выписка из наградного листа бойца 874 стрелкового полка 282 стрелковой дивизии Северо-Западного фронта: «Красноармеец батареи 76-миллиметровых пушек, замковый Кохнюк Георгий Константинович во время ведения боя, с группой пехоты захватил немецкую пушку, повернул её в сторону немцев и вёл огонь по траншеям противника. В рукопашном бою в упор из винтовки убил двух немцев».

В январе 1944 года командир башни 319 танкового батальона 55 гвардейской танковой бригады 1 Украинского фронта сержант Кохнюк Георгий Константинович в боях с 19 по 25 января в составе экипажа уничтожил вражеский «Тигр», одну автомашину, пушку и до 25 солдат противника. Приказом № 05/н от 30 января 1944 года по 55 гвардейской танковой бригаде гвардии сержант Георгий Кохнюк был награждён второй медалью «За отвагу». На трёх сохранившихся фотоснимках 1944 года Георгий запечатлён именно с этой наградой. Первую же медаль седельниковский воин, так и не получил, потому что во всех последующих документах, как и в представлении к этой награде, у него были записи «Ранее не награждался».

И до последнего времени никто не знал, что в декабре 1944 года и в январе 1945-го он был представлен ещё и к двум орденам. Да и сам он их получить, вероятно, не успел, потому что между двумя последними представлениями прошло всего 11 дней. Одиннадцать последних дней жизни нашего героя-земляка.

Декабрь 1944 года. Механик-водитель самоходной артиллерийской установки СУ-76 гвардии сержант 45 мотострелковой бригады Георгий Кохнюк воюет в Чехословакии. «За время Отечественной войны с немецкими захватчиками показал себя смелым, хорошо знающим боевую машину. Только в боях с 15 по 30 декабря 1944 года товарищ Кохнюк имел 12 атак и отразил 9 контратак противника. Как при совершении маршей, так и при ведении боя товарищ Кохнюк смело и мастерски ведёт свою машину, в боевой обстановке спокоен и решителен. Умелыми и мастерскими манёврами на поле боя товарищ Кохнюк не раз спасал свою машину от гибельного артиллерийского обстрела противника. Его машина не имела ни одной аварии и поломки и находится в полной боевой готовности. За отличное овладение мастерством вождения боевой машины в любой обстановке, за проявленные смелость и решительность в боях с немецкими захватчиками Кохнюк Георгий Константинович награждается орденом Славы III степени», – такие строчки нашёл я в наградных документах, хранящихся сегодня в Центральном архиве Министерства обороны РФ в Подольске.

В третьем же наградном листе – на представление механика-водителя самоходной установки 83 гвардейского танкового полка 18 гвардейской механизированной Днестровской бригады 9 гвардейского механизированного Днестровско-Рымнинского корпуса гвардии сержанта Кохнюка к ордену Отечественной войны I степени – описаны последние минуты жизни отважного седельниковского самоходчика: «11 января 1945 года экипаж гвардии младшего лейтенанта Парсегова, где механиком-водителем был товарищ Кохнюк, выполняя задачу дня, овладел господским домом на западной окраине деревни Перебет, где и занял оборону. 12 января 1945 года в 14.00 противник силою до двух рот пехоты при поддержке семи бронетранспортёров пошёл в наступление на участок, обороняемый товарищем Парсеговым. Мужественный экипаж явно видел надвигающуюся опасность при явной попытке противника окружить их. Меняя огневые позиции на маленьком участке, и появляясь там, где их не ожидал противник, слаженными общими действиями за 15 – 20 минут боя экипаж уничтожил пять бронетранспортёров и до 30 солдат противника. Но враг продолжал нажимать, чувствуя своё превосходство, и, окружив экипаж, поджёг их установку бронебойно-зажигательными очередями из бронетранспортёра. Даже из горевшей самоходки экипаж не думал вылезать и продолжал вести бой. По врагу вновь полетели снаряды. Загорелся ещё один вражеский бронетранспортёр и 15 автомашин, замаскированные в специальные халаты фрицы валились один за другим. Так в этом неравном бою геройски сражавшимся экипажем Парсегова было уничтожено 6 бронетранспортёров, 15 автомашин и до 50 солдат и офицеров противника. Вражеская граната оборвала жизнь товарища Кохнюка, который сгорел вместе со своей машиной, до последней минуты не покинув её и не отступивший ни на шаг».

Посмертно Георгий Константинович был представлен к ордену Отечественной войны I степени. Похоронен там же, где и принял последний бой. В этом же наградном листе записан полный боевой путь Георгия: призван в РККА 6 декабря 1941 года, с мая 1942 по январь 1943 года воюет на Северо-Западном фронте, 13 января 1943-го получил лёгкое ранение. С января по ноябрь 1944 года боец 1 Украинского, а с ноября 1944 по 12 января 1945 года – 2 Украинского фронта.


2.4 Букарев Александр Константинович




Букарев Александр Константинович родился 19 октября 1919 года в деревне Михайловка. В РККА призван Седельниковским РВК 27 августа 1939 года, автоматчик 932 стрелкового полка, позже – танкист, водитель 14 автомобильного полка. Награждён медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией», «За трудовое отличие», «За освоение целинных земель».
Александр Букарев не любил вспоминать о войне. Если же рассказывал, то что-нибудь... обязательно смешное. Хотя фактов и историй, свидетелем и участником которых он был, за годы войны наверняка накопилось немало. Только по записям в военном билете, фронтовик «участвовал в боевых действиях с августа 1942 года по май 1945 года».

Букарев был призван на действительную военную службу Седельниковским РВК 27 августа 1939 года. 1 января 1940 года принял присягу при 182 отдельном строительном батальоне в поселке Куйбышевка-Восточная Амурской области.

С августа 1942 года в составе 932 стрелкового полка 252 стрелковой дивизии 66 армии Донского фронта он участвует в военных действиях в районе балки «Грачевая» (северо-западнее Сталинграда) в качестве автоматчика. 23 октября 1942 года был ранен в левое плечо: у него была перебита ключица. После эвакуации с поля боя, его отправили в госпиталь.

Лечение. А в апреле 1943 года, мой Александр Константинович был распределен в 4 учебно-танковый полк, где обучали командиров орудий танка Т-34 (заряжающих или, как говорили сами танкисты «башнёров»). По окончании краткосрочных курсов ему было присвоено звание сержант. Кроме того, в учебном полку он получил и водительское удостоверение.

В должности командира танкового орудия наш земляк поучаствовал только в одном сражении: их машина была подбита.

В декабре 1943 года он пересел за руль ставшей после войны легендарной «полуторки» – автомобиля ГАЗ-АА – и до конца войны, будучи командиром автомобильного отделения 14 автомобильного полка 1 Украинского фронта, не расставался с ней. В представлении к награждению медалью «За боевые заслуги» написано и такое: «При доставке боеприпасов наступающим частям, не было случаев выхода из строя машин по пути марша…»

Из воспоминаний Александра Букарева: «Спать приходилось только в кабине машины… Самой большой удачей считалось возможность помыться в бане в какой-нибудь воинской части… Победу, особенно на конечном этапе войны, мы чувствовали по темпу наступления наших войск: иногда продвигались по территории Германии до 40 км за сутки… Подписание акта о капитуляции ждали с 1 мая 1945 года. Мы испытывали радость и восторг…»

Долгожданная Победа. Всем хотелось побыстрее увидеться с родными и близкими, но по окончанию военных действий с Германией автомобили транспортного полка были погружены на платформы, и без остановки направлены на Восток. При этом были соблюдены строжайшие меры маскировки. Никто не знал куда и с какой целью перебрасывается техника.

14 автополк пополнил войска, имеющиеся на Дальнем Востоке, и принял участие в войне с Японией. 8 сентября 1945 года в г. Харбине был проведен парад советских войск в ознаменование Победы СССР над Японией, участником которого был и Александр Букарев.

Демобилизовался он в июле 1946 года.




2.5 Сабаев Павел Павлович

Сабаев Павел Павлович, 1926 года рождения, уроженец деревни Новоуйка. В РККА призван Седельниковским РВК в ноябре 1943 года. Гвардии старший сержант, механик-водитель танка Т-34 22 гвардейской танковой бригады 5 гвардейского танкового корпуса. Награжден орденами Отечественной войны II степени, Трудового Красного знамени, медалями «За Отвагу», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией», «За трудовое отличие», «За освоение целинных земель», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»
Павел Павлович Сабаев в первый класс пошёл в деревенскую школу. В детстве, как и все ребята его возраста, ходил на рыбалку, полол колхозные поля, любил играть в разные игры. В 5-6 классах учился в селе Седельниково. Только закончил 6 классов, как началась война.

– Радио в деревне тогда не было, только в Седельникове. Я в Богдановку возил сливки, тогда и узнал, что началась война, – вспоминал Павел Павлович о первом дне войны. – Сразу же началась мобилизация. Начали призыв на фронт с 1922 года рождения.

В 1943 году, в ноябре месяце, был призван в действующую армию и П.П. Сабаев. До Омска добирались на лошадях. Павла Павловича направили учиться в танковую школу в Черёмушках, так как до мобилизации он работал трактористом, окончив специальные курсы. Он был зачислен курсантом в 19 запасной стрелковый полк, а с мая 1944 года – курсантом 4 отдельного танкового полка, в котором проходил обучение в качестве механика–водителя танка.

Танки получали на Омском заводе и сразу же отправляли на фронт. Танковый батальон, в котором воевал Павел Павлович, освобождал Чехословакию и Австрию, участвовал в войне с Японией.

Вот так рассказывал Павел Павлович о первом своём бое:

– Бой был непонятный. Танк вёл по ориентирам. Кругом рвутся мины, снаряды. У немцев на вооружении были фауст-патроны, так они прожигали танк. Наши войска заняли село в Чехословакии, но оказались в окружении. Необходимо было осуществить прорыв. Наступление начали утром, и сразу же началась бомбёжка. Танк – надёжное укрытие, но в нём очень много снарядов, а если ранят, то не успеешь выскочить – рванёт…

После победы над Германией война в Чехословакии ещё продолжалась, группа немецких войск с боями пробивалась на Запад, и перед советской армией стояла задача уничтожить их. Война в Чехословакии закончилась 13 мая 1945 года.

– А дальше – ремонт техники, погрузка на платформы и на Восток, – продолжает рассказ Павел Павлович. – Целый месяц шли эшелоны через всю страну до Монголии, а дальше своим ходом через Китай. В войне с Японией П.П. Сабаев со своими друзьями-однополчанами дошёл до Порт-Артура. Рассказывал Павел Павлович о японских самолётах-смертниках, которые уничтожали наземные цели: танки, машины и целые колонны.

После окончания войны Павел Павлович служил в армии до 1950 года: сначала в Китае, а с 1946 года в СССР. В 1948 году был отпуск – первый раз после войны побывал дома.

У Павла Павловича много наград: ордена Отечественной войны II степени и Трудового Красного знамени, медали «За Отвагу», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией», медаль Жукова, юбилейные медали к годовщинам Победы и Вооружённых сил СССР. Среди наград есть памятные знаки ветерана Степного, 2 Украинского и Забайкальского фронтов, «Фронтовик 1941-1945», Почётный знак Президиума Совета Всероссийской организации ветеранов.

Не менее героической является трудовая биография Павла Павловича. С 1942 года он начал работать трактористом Седельниковской МТС. Вернувшись с войны, с 1951 года работал трактористом Тарской Лугомелиоративной станции, которую реорганизовали в 1954 году, а Павел Павлович продолжал работать на тракторе, теперь уже Седельников МТС. В 1957 году труд Павла Павловича был отмечен наградами – медалью «За освоение целинных земель», медалью участника Всероссийской сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) и медалью «За трудовое отличие». В 1970 году Павел Павлович был награждён медалью «За доблестный труд», в 1980 – знаком «Победитель социалистического соревнования».

Сегодня Павел Павлович живет в Новоуйке, находится на заслуженном отдыхе. Ветеран Великой Отечественной войны всегда в гуще событий. В апреле 2000 года Павел Павлович Сабаев в составе делегации Омской области был в Москве на юбилейных мероприятиях, посвящённых 55 годовщине Великой Победы




Глава 3. Седельниковские танкисты: поиск

Седельниковские танкисты прошли тяжелый, но славный путь, защитили свою страну от фашистов. В областных мемориальных изданиях «Книга Памяти» и «Солдаты Победы» мы сделали выборку и нашли ещё 16 наших земляков, которые, как и те, что описаны выше, воевали в разных танковых специальностях. Естественно, это не полный список, ведь у многих в этих книгах не указаны ни звания, ни должности, но номера воинских частей. Поиск мы продолжим, а пока составили список тех, кто вернулся и кто погиб в 1941-1945 годах.



Они вернулись с фронта

  1. Анушенко Александр Савельевич, 1910 года рождения, д. Попаска (так в документе) Седельниковского района Западно-Сибирского края. Старший лейтенант, заместитель командира батальона 22 мотострелкового полка 22 танковой дивизии. Потеряна связь с августа 1941 года, учтен пропавшим без вести с октября 1941 года. В 1946 году найден в Северной группе войск, состоял на учете в Петрозаводском ГВК Карело-Финской ССР

  2. Воронко Михаил Павлович, 1925 года рождения, уроженец деревни Соловьевка. Сержант, механик-водитель Т-34. Воевал на Калининской и 1 Прибалтийском фронтах. Ранен. Инвалид Великой Отечественной войны.

  3. Гагарин Егор Матвеевич, 1917 года рождения. Старшина, механик-водитель танка 27 отдельного танкового полка.

  4. Ильин Павел Филиппович, 1910 года рождения. Старшина, механик-водитель танка, дважды ранен.

  5. Новиков Родион Алексеевич, 1926 года рождения, с. Седельниково. Ефрейтор, механик-водитель танка.

  6. Седельников Корней Александрович, 1921 года рождения, д. Елизарово. Сержант, механик-водитель танка.

  7. Семенюта Николай Петрович, 1907-1991 гг. Лейтенант, командир танка.

  8. Томалёнок Геннадий Иванович, 1926-1980 гг. Сержант, механик-водитель танка.

  9. Хорошавин Тимофей Николаевич, 1914 года рождения, д. Яранка. Гвардии лейтенант, командир танка Т-34, командир взвода танков Т-34 2 танкового батальона 34 отдельной гвардейской танковой Витебской Краснознаменной бригады 6 гвардейской армии. Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, двумя орденами Красной Звезды.

  10. Христолюбов Леонид Яковлевич, 1925-1963 гг. Сержант, механик-водитель танка, ранен.


Погибшие и пропавшие без вести танкисты на фронтах Великой Отечественной войны.

  1. Субоч Федор Петрович, 1900 года рождения, д. Сыщиково. Младший сержант, танкист. Погиб в сентябре 1944 года.

  2. Скуратов Матвей Алексеевич, 1913 года рождения, д. Сыщиково. Младший сержант, механик-водитель танка 306 стрелковой дивизии. Умер от ран 15 сентября 1944 года в отдельном медико-санитарном батальоне № 286 306 стрелковой дивизии. Похоронен на хуторе Падомс, Латвия. Награжден двумя орденами Отечественной войны II степени.

  3. Воронков Михаил Павлович, 1925 года рождения, д. Тамбовка. Сержант, заряжающий Т-34 2 танкового батальона 24 танковой бригады 5 танкового корпуса. Погиб 24 июля 1944 года. Похоронен на восточной окраине д. Кокино, Латвия.

  4. Елсуков Иван Петрович, 1907 года рождения, д. Китлияр. Младший сержант, заряжающий Т-34-85 159 танковой бригады 1 танкового корпуса 1 Прибалтийского фронта. Убит в бою 2 июля 1944 года. Похоронен в 1 км северо-восточнее Успенской рощи у часовни под городом Двинска Виленской области.

  5. Калабин Кирилл Терентьевич, 1916 года рождения, д. Богдановка. Призван Советским РВК г. Омска. Заместитель политрука 161 танковой бригады. Погиб 7 марта 1943 года. Похоронен в деревне Дубище Орловской области.

  6. Горюнович Михаил Максимович, 1923 года рождения, д. Кирпичное. Старший сержант, механик водитель Т-34 186 танковой бригады 10 танкового корпуса. Пропал без вести между 15 и 22 августа 1943 года.


Заключение

Одной из наших задач был сверка списков живых и вернувшихся фронтовиков из Седельниковского района по книгам «Солдаты Победы» и «Книга Памяти». Поначалу мы думали ограничиться лишь простым перечислением, но в ходе подготовки работы открыли несколько новых имен. В частности, обнаружили, что записанный погибшим в Книге Памяти старший лейтенант Александр Савельевич Анушенко, на самом деле оказался живым. Его имя мы нашли в послевоенных приказах Петрозаводского городского военкомата Северной группы войск Карело-Финской ССР за 1946 и 1949 годы. Помогла нам в этом электронная база данных «Мемориал» Министерства обороны России. Информацию об этом мы передали председателю районного Совета ветеранов и члену редакционной коллегии областной Книги Памяти Сергею Равильевичу Казаеву.

Ещё одной нашей находкой стал не записанный ни в одно мемориальное издание «Солдаты Победы» Тимофей Николаевич Хорошавин, 1914 года рождения из деревни Яранка. Он воевал в звании гвардии лейтенанта и должности командира танка и командира взвода танков Т-34 в 34 отдельной гвардейской танковой Витебской Краснознаменной бригаде. За ратные подвиги был награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, двумя орденами Красной Звезды. Теперь наша задача – найти его фотографию.

Наработки 2014-2015 года – лишь начальный этап поиска. Перспектива работы – в выяснении судеб максимального количества земляков-седельниковцев, воевавших на легендарной «тридцатьчетверке», сбор этих сведений и передача найденного материала в школьный музей, районный музей истории и в редакцию новой книги «А вслед нам токовали глухари».

Удалось мне выполнить и ещё одну задачу – сделать несколько макетов танка Т-34 из бумаги и пластика. Первая моя модель выполнена в масштабе 1 к 72 (в 72 раза меньше оригинала). Эта модель не очень сложна в сборке, но у неё есть существенный минус – она небольшая по масштабу. Вторая моя «тридцатьчетверка» выполнена уже в другом масштабе: 1 к 35. В ней – много деталей, которые просто физически нельзя воплотить в более мелкой модели, и этим она привлекательна.

Занимался я с братом и моделированием танка из пластика. Такие модели собирать, конечно же, легче и получаются они прочнее и красивее, чем из бумаги. Но и у них есть свой минус – сегодня в магазине их стоимость превышает 600 рублей, тогда как затраты на бумажное моделирование в 6-10 раз меньше.

Мои модели станут основой домашней танковой коллекции. Теперь я много знаю о том танке, который собираю, и людях, воевавших на нем.
Список использованных источников и литературы


  1. Документальный фильм «Танкисты» из цикла «Освободители»

  2. Драбкин А. Я дрался на Т-34. – М.: Эксмо, Яуза, 2006 г.

  3. Книга Памяти. Омская область, т. 8.– Омск: Омское книжное издательство, 1995 г.

  4. Материалы корреспондентов районной газеты «Сибирский труженик»

  5. Материалы районного музея истории, папки № 6 и 9

  6. Объединенная база данных Министерства Обороны РФ «Мемориал»

  7. Объединенная база данных Министерства Обороны РФ «Подвига народа»

  8. Оружие II мировой войны: серия электронных справочников. Бронетехника. – «Медиахауз», 2005 г.

  9. Свирин М. Н. Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-1943 гг. – М.: Яуза, Эксмо, 2007 г.

  10. Солдаты Победы. Омская область, т. 4. – Омск: ГУИПП «Омский дом печати», 2001 г.



Приложение

Наградной лист на представление Хрищенко Ивана Игнатьевича к ордену Славы III степени

Наградной лист на представление Рожкова Иосифа Ивановича к ордену Славы III степени

Страница приказа о награждении Рожкова Иосифа Ивановича медалью «За отвагу»



Наградной лист на представление Кохнюка Георгия Константиновича к медали «За отвагу»



Наградной лист на представление Сабаева Павла Павловича к ордену Отечественной войны II степени. Наградили медалью «За отвагу»



Наградной лист на представление командира танка Т-34 Хорошавина Тимофея Николаевича к ордену Отечественной войны I степени

Наградной лист на представление командира танка Т-34 Хорошавина Тимофея Николаевича к ордену Отечественной войны II степени

Рабочее место механика-водителя Т-34




штриховая стрелка вправо 7
Место механика-водителя
штриховая стрелка вправо 7
Место стрелка-радиста


Люк механика-водителя
штриховая стрелка вправо 7

Башня Т-34 внутри



штриховая стрелка вправо 7штриховая стрелка вправо 7

Место наводчика и одновременно командира танка Т-34-76



Место башнёра (заряжающего)


штриховая стрелка вправо 7

штриховая стрелка вправо 7


Каталог: upload -> files
files -> Изобразительное искусство
files -> Единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд
files -> Место базирования
files -> Airbus представит на авиасалоне макс свои инновационные разработки
files -> Работает: пн пт. 00-19. 00
files -> Распределение студентов 5 курса лечебного факультета, записавшихся в городскую поликлинику №86
files -> Инструкция по установке защиты гребного винта Prop Guard® На установку потребуется около 25-30 минут. Не торопитесь!


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница