Трансформация общественного мнения как следствие консерватизма политических институтов на примере Королевства Саудовская Аравия




Скачать 106.16 Kb.
Дата19.06.2016
Размер106.16 Kb.
Спорова М.А.

г. Ульяновск



Трансформация общественного мнения как следствие консерватизма политических институтов на примере Королевства Саудовская Аравия

Саудовская Аравия располагается в регионе Персидского Залива и является одним из самых мощных государств данного региона, заявляя свои претензии на роль гегемона. Королевство является самым крупным государством в регионе, кроме того, обладает большой экономической и политической мощью, благодаря своим запасам нефти, а также имеет огромное влияние в мусульманском мире, т.к. на его территории располагаются два священнейших и самых главных для исламской традиции города – Мекка и Медина.

КСА было образовано в 1932г. Абдель-Азизом ибн Саудом, который объединил Аравийские земли в одно единое государство в результате долгой и кровопролитной борьбы. С тех пор, государство носит имя своего основателя, а всю политическую элиту составляют члены семьи Аль Сауд (или Саудиты).

В Основном Низаме (главном законе) Королевства записано: «Система власти Королевства Саудовская Аравия – монархия. Власть принадлежит сыновьям короля – основателя государства Абдель Азиза Абдель Рахмана аль-Фейсала Аль Сауда и сыновьям их сыновей. И присягает наиболее благочестивый из них, вступая на престол, на Книге Всевышнего Аллаха и сунне Его Пророка, да благословит его Аллах. Король избирает наследного принца и смещает его своим указом. Наследный принц полностью посвящает себя деятельности наследника престола и выполняет обязанности, поручаемые ему королем. В случае кончины короля наследный принц берет на себя бразды правления и исполняет королевские обязанности до принесения присяги» [1, Ст.5]. При этом, стоит отметить, что в Низаме также прописано, что Король назначает лиц на все государственные должности, однако там не указано, что они должны быть членами правящей семьи. Тем не менее, история говорит об обратном. В качестве примера рассмотрим путь по иерархии государственных должностей предыдущего короля Саудовской Аравии – Абдаллы Аль Сауда.

Когда в Саудовской Аравии скончался король Фахд ибн Абдель Азиз Аль Сауд, то члены правящей семьи в соответствии с пятой статьей закона о власти избрали новым королем 82-летнего принца Абдаллу бен Абдель Азиза Аль Сауда. Король Абдалла взошел на саудовский престол 1 августа 2005 года и стал 6-м по счету монархом в истории Саудовской Аравии [2].

Королевский трон в Саудовской Аравии передается по старшинству – от одного сына основателя государства короля Абдель Азиза к другому. Однако на протяжении последних 50 лет Саудовской Аравией по очереди правили братья, рожденные от любимой жены короля Абдель Азиза – Хусы из рода Судейри. Абдалла, приходящейся семерке Судейри лишь сводным братом, долгое время занимал второстепенные по важности посты. В 1962 году король Фейсал назначает его главой Национальной гвардии. В 1975-м, когда на престол взошел новый король Халид, Абдалла получает должность второго заместителя премьер-министра страны. В 1982 году, когда на престол Саудовской Аравии взошел король Фахд, Абдалла, оказавшийся вторым по старшинству в семье Абдель Азиза, должен был быть объявлен наследным принцем. Какое-то время король Фахд сомневался, кому передать престол – Абдалле, как самому старшему в королевской семье после самого Фахда, или своему родному брату, принцу султану из клана Судейри. В итоге семейный совет решил не создавать напряженных отношений с Абдаллой, чтобы не разбить семью на несколько противоположных лагерей.

В 1995 году Абдалла становится фактическим правителем Саудовской Аравии. Постепенно Абдалла стал назначать на ключевые государственные посты своих людей. Например, послом США он сделал своего племянника принца Турки.

Более того, при короле Абдалле впервые в истории Саудовской Аравии женщина возглавила высшее учебное заведение. Указом короля Абдаллы принцесса Джаухара бинт Фахд бен Мухаммед бен Абдель Рахман Аль Сауд назначена ректором Женского университета Эр-Рияда [2].

Король Абдалла скончался в ночь на 23 января 2015г. Его преемником стал 25-й сын основателя государства – 79-летний принц Салман ибн Абдул Азиз аль-Сауд.

Таким образом, вот уже более 80 лет вся власть в стране принадлежит членам одной семьи. Формой правления государства является монархия. А живет королевство по законам шариата. Вследствие этого в Аравии наблюдается абсолютный застой и сохраняется консерватизм во всех сферах жизни государства. Долгие годы такой стиль правления помогал монархам развивать молодое государство, усиливать его значимость на региональной и мировой арене. Общество поддерживало и уважало королей, пока те поощряли законы Ислама. Надо отметить, что такой консерватизм и приверженность шариату в какой-то мере помогли сдержать протестные движения, и так называемая «арабская весна» не получила распространения в этой исламской стране.

Однако, несмотря на поддержку обществом приверженности государственными деятелями законам шариата, единства мнений в стране не было никогда. Дело в том, что большинство населения и вся элита государства являются суннитами, причем ваххабитского толка. Шиитское же меньшинство всегда подвергалось гонениям.

В связи с этим, большая волна недовольств обрушилась на верхушку как государственной, так и религиозной власти за приверженность ваххабизму после терактов в США 11 сентября 2001г. Это усугубило и без того развившееся в 1990х гг. недоверие к правящей элите, возникшее из-за экономического спада в 1980х гг., а так же из-за приверженности Западу.

Атаки в США 11 сентября 2001г. привели к пристальному изучению ваххабизма и его глобального влияния. Причастность ваххабитской миссии Саудовской Аравии и ее граждан к атаке, а так же подозрения, что Саудовские институты помогали образованию Аль-Каиды, подтолкнули многих к выводу о том, что ваххабизм содействовал анти-западническому насилию и, следовательно, критики старались призвать саудовское правительство сократить его влияние. Последнее в свою очередь решило не ссорится с Западом и приняло решение покончить с глобальным доминированием ваххабизма на территории королевства. Тогда, чтобы как-то сгладить свою причастность к массовым убийствам, осенью 2001г. духовное лицо ваххабитов появилось в программе новостей на саудовском телевидении, чтобы объяснить, почему убивать мирных жителей запрещено исламом, и почему Усама Бен Ладен не может объявлять джихад (что власть находится в руках монарха). Реакция обиженных ваххабитов не заставила себя ждать. Молодые люди позвонили в эфир и бросили вызов священному лицу: атаки 11 сентября - часть правоверного джихада против запада, а Бен Ладен – «предводитель верующих» и таким образом прекрасно уполномочен проводить джихад[3].

Раскол в обществе продолжил набирать обороты - ваххабитская его часть обвиняла короля в приверженности Западу, а мусульмане другого толка были недовольны своим положением и требовали проведения реформ. Единство сохранялось в одном: правящая семья не справляется с трудностями, вставшими перед государством, необходимо что-то менять. Консерватизм политических и религиозных институтов не отвечает нуждам современного государства в глобализованном мире.

Либеральные Саудовские критики религиозного института начали стремиться к тому, чтобы обуздать мощь повсеместного исламизма. Примеров его излишнего влияния на общество в Саудовской Аравии было предостаточно. Трагический пожар в школе для девочек в Мекке в марте 2002г. привел к разворачиванию случаев публичного осуждения мутаввы (религиозной полиции). Во время того случая погибли 15 девочек, когда мутавва помешала пожарным и полиции спасти их: на девочках не было чадры, и религиозные фанатики не разрешили им выходить и не пустили внутрь сотрудников спецслужб. Видимо, предпочтительнее было, чтобы девочки сгорели и погибли от удушья, чем появились на публике с непокрытыми головами. Общественная ярость, вызванная пожаром, побудила правительство отстранить администрацию школ для девочек с должностей религиозных властей и передать их министерству образования.

В январе 2003г. группа либералов расширила повестку дня, предоставив документ тогда еще кронпринцу Абдалле (в др. источниках: Абдулла, Абдуллах). «Стратегический взгляд на настоящее и будущее» переформулировал более ранние предложения 1990-1991 гг. по реорганизации правительства. Его авторы изложили свои предложения по религиозным вопросам, призывая к тому, чтобы советниками правителей стали верующие, приверженные хадисам. Они провозгласили целью разработку конституционного порядка, который защищал бы национальное сообщество, правосудие и равенство. Чтобы заручиться и религиозной легитимностью «Стратегического взгляда», авторы провозгласили шариат основным законом в тех ситуациях, когда Коран или Сунна содержат четкое руководство к действию. Кроме того, они повторили принцип того, что целью правительства является обеспечение справедливого правосудия. Затем они заявили, что единственно верный способ сделать это – внести поправки в Основной Низам 1992г., установив разделение властей на исполнительную, судебную и законодательную ветви. Специфичные рекомендации в «Стратегическом взгляде», которые ознаменовывают значительные изменения в Низаме, предполагают создание избираемых законодательных органов на государственном и местном уровнях. Вторым отклонением от статуса-кво является необходимость гарантий свободы слова и собраний. Авторы также повторяют призыв к реформам в области экономики, касательно статуса женщин, а также необходимости положить конец дискриминации религиозных ветвей. Хотя Аль Сауд не принял «Стратегический взгляд», документ, очевидно, вдохновил группу шиитов-реформаторов представить свою собственную петицию в апреле 2003г. на аудиенции с кронпринцем Абдаллой. Среди подписавшихся под документом были торговцы, религиозные фигуры и преподаватели университетов, которые жаждали окончания десятилетий дискриминации шиитов.

Либералы и шииты, подавшие петиции, столкнулись с тяжелой борьбой, потому что им недоставало институциональной основы власти против королевской семьи и религиозного образования ваххабитов. Будто чтобы подчеркнуть необходимость реформ, всего спустя две недели после того, как делегация шиитов представила свою петицию, отряды смертников Аль-Каиды произвели теракты в трех жилых районах для экспатриантов в Эр-Рияде 12 мая 2003г., убив 26 человек, в числе которых было 9 американцев. Министр иностранных дел принц Аль-Фейсал незамедлительно признал, что 9 террористов были саудовцами, и пообещал положить конец их группировке. За несколько последующих месяцев вооруженные силы Саудовской Аравии провели массивную облаву, которая привела к аресту боевиков.

Приход джихада Аль-Каиды на территорию Саудовской Аравии увеличил общественные дебаты, которые начались в 1999г., когда правительство решило допустить столкновение взглядов в СМИ и Интернете. Этот спор обличил контуры религиозных тенденций – ваххабитов, Сахва, джихадистов и либеральных исламистов, - борющихся за влияние. Конечно, ваххабитское образование держало в своих руках крепко схваченные официальные религиозные институты, которые появились в 1960-70хх гг., но в обществе бытовало мнение, что они, по крайней мере временно, потеряли почву для влияния.

Многие простые граждане СА были шокированы волной насилий, совершенных Аль-Каидой прямо в сердце их государства, и пытались понять, как их общество смогло породить экстремизм. Редакция саудовской газеты, писавшей после бомбежки в ноябре 2003г., уловила основные линии мысли: Что так исказило умы [Саудовской молодежи], что они допустили в свои мысли возможность пролить кровь невинных женщин и детей? Возможно, нам следует начать с источников идей и возложить ответственность на систему образования, СМИ, мечети и семью. Они должны осведомлять детей об интеллектуальной угрозе терроризма до того, как реальная угроза терроризма, например убийств, бомбежек, проявится в их фанатизме, недостатке понимания Других и обращении к насилию, в качестве альтернативной формы диалога.

В свете жалоб на то, что классы в Саудовских школах внушают ненависть к не мусульманам и таким образом несут ответственность за теракты 11 сентября, учебники были внимательно изучены на предмет источников терроризма в них.

Изучение текстов старшей школы (для детей от 15 до 18) по религиозным предметам, а именно Хадиса (традиции Пророка), фикха (юриспруденция) и таухида (монотеистической доктрины), показало, что тексты по первым двум предметам содержат крайне мало материала, который показывает враждебность по отношению к не мусульманам, а вот книги по доктрине - напротив.

Спор вокруг религиозной нетерпимости в школах Саудовской Аравии привел к существенным изменениям по крайней мере в одной книге, подготовленной к 2003-2004 учебному году. В новом издательстве доктрины для 15-летних учеников исключены все пункты, призывающие учеников враждовать с не мусульманами и теми мусульманами, которые не придерживаются взглядом ваххабитов. Вместо этого, в нем сделан акцент на общей линии, которую ислам делит с христианством и иудаизмом, цитируются стихи из Корана, ссылаясь на такие божественные откровения, как Тора, Псалмы и Евангелие. Найдут ли такие перемены место во всем религиозном учебном плане – открытый вопрос, но они точно показывают стремление внедрить более терпимый дух в классные комнаты и бросить вызов традиционным ваххабитским позициям.

Образовательная реформа – всего лишь один пункт в более широкой повестке дня, которая появилась в свете трех Национальных Диалогов, созванных Аль-Саудом в 2003-2004 гг. для того, чтобы найти новую почву для национального единства. Повестка дня этих трех сессий включала в себя такие щекотливые вопросы, как терроризм, образование и права женщин. Еще более примечательным было участие в них ваххабитов, шиитов, суфитов, шейхов Сахва и суннитов неваххабитского толка – представителей школ маликитов и шафиитов – в первой сессии в Эр-Рияде в июне 2003г. В результате, диалоги признали религиозный плюрализм страны.

Вторая сессия проходила в Мекке в декабре 2003г. На этот форум были приглашены религиозные фигуры из разных групп, а также торговцы и реформисты. Дискуссия сконцентрировалась на корнях религиозного насилия и его причастности к местным проблемам в экономике и образовательной системе.

В июне 2004г. третий Национальный Диалог был проведен в Медине и касался вопросов прав женщин, включая их права на работу, вождение и их правовую подчиненность мужчинам (женщина не может ходить в школу, устроиться на работу, обратиться за медицинской помощью без разрешения своего опекуна-мужчины).

Сомнителен тот факт, что ряд единичных диалогов мог бы повлиять на глубоко укоренившиеся взгляды. Тем не менее, официальное признание религиозного плюрализма стало ударом для ваххабитского образования, обозначило курс на проведение реформ [3].

И действительно, король Абдалла считается самым либеральным монархом, осторожным реформатором. Как уже говорилось, он провел образовательную реформу, расширил права женщин, признал религиозный плюрализм страны. Кроме того, Абдалла запретил членам королевской семьи, которая насчитывает около 7 тысяч принцев и принцесс, пользоваться государственной казной. Также он отменил традиционный приветственный жест целования руки монарха, заменив его более привычным рукопожатием. В 2005 году король Абдалла реализовал государственную программу стипендий для отправки молодых людей в западные университеты для обучения. А самой крупной политической реформой шестого саудовского короля стало создание совета правящей семьи для упорядоченного престолонаследия. 

Казалось, общество довольно проведенными реформами, довольно своим королем. Однако в 2011г. весь Ближний Восток захлестнула волна так называемой «арабской весны». Надо отметить, что на территории Саудовской Аравии она не получила распространения. Тем не менее, волнений избежать не удалось.

23 февраля 2011г. к королю КСА обратилась молодежь с требованиями проведения реформ, которые предусматривали бы трансформацию монархии в конституционную, а также переход от консервативных устоев правящей элиты к современным светским методам управления государством и амнистию политическим заключенным. Король КСА Абдалла бен Абд аль-Азиз пошел на некоторые уступки, выделил средства на социальные нужды государства, тем самым успокоив молодежь. Однако серьезных политических реформ не последовало.

Таким образом, очевидно, что каждый раз король лишь сдерживал мятежи, успокаивая, отвлекая от основных проблем недовольных граждан, не проводя при этом глобальных реформ. Тем не менее, трансформация общественного мнения уже произошла. Общество жаждет реформ. И раз уж король Абдалла взял курс на «озападнивание» экономики, то и в социальной, и в политической сферах должны произойти преобразования. В противном случае, новые волны протестов неизбежны.



К сожалению, маловероятно, что ставший 23 января королем 79-летний принц Салман начнет проводить глобальные реформы. Возможно, государству просто нужен более молодой и решительный лидер. Однако с действующей системой престолонаследия такой монарх у Саудовской Аравии появится не скоро.

Список литературы

  1. Основной Низам Королевства Саудовская Аравия [Документ] / URL: http://constitutions.ru/?p=159

  2. Спиридонова Е.Б. Абдалла Бен Абдель Азиз ас-Савд – король Саудовской Аравии, миллиардер [Электронный ресурс] / Е.Б. Спиридонова, Ю.А. Петрова – URL: http://www.litmir.me/br/?b=135809&p=2

  3. Commins David. The Wahhabi Mission and Saudi Arabia. – London, New York: Tauris, 2006. – С. 155-205.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница