Тезисы по теме: «Наука». Понятие «наука» означает




Скачать 447.27 Kb.
страница1/3
Дата29.07.2016
Размер447.27 Kb.
  1   2   3
Задания по обществознанию для группы С2-14 « ЛКТ и ДХ» на период с 1 февраля по 5 февраля 2016 года. Преподаватель: Тузова Л.В.

Задание № 1.

Перепишите в тетрадь тезисы по теме: « Наука».

Понятие « наука» означает совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки.

Главная ее задача – производство новых истинных знаний, методов их создания и оценки.

Ее основные функции:

-познавательная ( теоретическое проникновение в сущность реальных явлений).

- практически-действенная ( участие в преобразующей деятельности человека, общества.

Различают науки фундаментальные и прикладные.

О науке, можно говорить, начиная с 17-18 вв. В эту эпоху появляются труды по астрономии, физике, математике, развиваются приемы наблюдения и эксперимента. Государственное признание наука получила во второй половине 17 в. возникновением первых академий: Лондонское королевское общество, Парижская академия наук.

Всеобъемлющее развитие науки относится к 20 веку.

НТП – научно-технический прогресс – это единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники. Он во многом базируется на достижениях научно-производственных центров, как « Курчатовский институт», исследующий проблемы атомной энергии.

Основные черты современной науки:

- универсальность

- безграничность

- дифференциация и интеграция исследований

- сближение с потребностями развивающегося общества.

Российская академия наук ( РАН) – признанный центр российской науки, в которой трудится свыше 110 тыс. человек.

Этика ученых, науки складывается на основе вечных ценностей, ориентации на высшее благо, профессионально-специфических научных норм, понимания свободы и социальной ответственности ученых в решении глобальных проблем.

Сплав высоких моральных категорий – добра и совести – образовал новое качество – добросовестность, которая проявляется:

- в тщательном продумывании и безукоризненно точном проведении всех этапов исследований.

- в доказательности новых научных знаний, в их неоднократной проверке.

- в научной честности и объективности – в стремлении к истине ученый не может считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими другими обстоятельствами, а должен руководствоваться изречением Аристотеля: « Платон мне друг, но истина дороже».

Научный прогресс обогащает мир не только открытиями, но и бедами, так как нередко плоды научных открытий могут нанести людям вред.( например, экологический кризис).

Социальная ответственность, активная позиция в защите человека и планеты – неотъемлемая часть этики науки.



Проверь себя: ( устно)

- Что такое наука, каковы ее главные задачи и цели?

- Каковы основные черты науки?

- Почему наука является « локомотивом» научно-технического прогресса?

Что означает фраза А.С. Пушкина: «… в просвещении быть с веком наравне»? Ответ письменно аргументировать.

Задание № 2

Перепишите в тетрадь тезисы по теме: « Образование».
Из всех областей духовной культуры наука и образование наиболее тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, потому что наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки – пустой звук.

В начале 21 в. в России формулируется общенациональная образовательная политика.



Главная задачадостижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Государственная образовательная политика исходит из данного в Законе « Об образовании» определения:



Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Эта целенаправленность заключается:

- в постепенном, доступном для учащихся различных возрастов формировании системы научных знаний о важнейших явлениях реального мира, а также умений и навыков познавательной и практической деятельности;

- в подготовке не только образованных, но и нравственных людей.

- в передаче и формировании опыта творческой деятельности.

- в формировании гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за ее судьбу.



Наука и образование имеют общий источник – текущие и перспективные запросы общества.

Именно социальное развитие, быстрое умножение научного багажа планеты требуют периодической модернизации образования.

Особенно значимую роль играет непрерывное образование.

Его функции:

- компенсирующая ( восполнение пробелов в базовом образовании)

- адаптивная ( оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации).

- развивающая ( удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).



Самообразованиеодно из звеньев непрерывного образования, управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни.

Основная форма самообразования – изучение литературы, прослушиваниелекций, докладов, концертов, посещение музеев, выставок.

Отечественная наука и образование являются важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира.



Устно ответить на вопрос:

В чем состоит взаимосвязь науки и образования?
Задание № 3

Перепишите в тетрадь тезисы по теме: « Мораль».

Мораль – один из древних регуляторов отношений между людьми. Особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия.

Наука, которая изучает состояние нравов, прогнозирующей развитие морали, является этика.



Этика- философская дисциплина, теория морали.

Все моральные обычаи, традиции и нормы являются порождением своего времени, т.е. являются историческим продуктом. В тоже время история доказывает наличие общечеловеческих нравственных норм и ценностей. Доказательством этого является « золотое правило» нравственности: « поступай с другими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали».



Главная особенность морали – ее всеохватность, т.е. она регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах человеческой деятельности.

Структура морали включает: нравственные взгляды, традиции, идеалы, принципы, нормы и категории.

Нравственные категории – понятия морали, которые носят всеобщий характер ( Добро,Зло,Справедливость, Долг, Совесть, Честь, Достоинство, Счастье).

Принципы морали носят основополагающий характер, т.к. формулируют в обобщенном виде базовые моральные ценности общества ( принципы счастья, любви, справедливости, альтруизма-самопожертвование).

Нормы морали – это формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях. Они фиксируются в заповедях, предписаниях.

Постижение человеком самого себя тесно сопряжено с таким понятием, как смысл жизни.



Смысл жизни – сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек учится, работает.

В отличие от закона, мораль опирается на доминирующие в обществе представления о здоровом или больном духе, на укоренившееся в сознании многих людей представление о том, что такое « хорошо» и, что такое « плохо».



Вопросы для самопроверки по данной теме.

-Что такое мораль, этика?

- Что такое «золотое правило» нравственности?

-Назовите элементы структуры морали?

- В чем сущность критического императива И. Канта?

Письменно ответить на вопрос:

- Как вы думаете, возможны ли будущем особые нравственные нормы, регулирующие поведение в Интернете или поведение космонавтов на орбитах межпланетных кораблей?



Задания по обществознанию для группы С1-14 « ЛКТ и ДХ» на период с 1 февраля по 5 февраля 2016 года. Преподаватель: Тузова Л.В.

Задание № 1.

Перепишите в тетрадь тезисы по теме: «Человек в системе социальных связей».

Каково соотношение в человеке природных и социальных факторов?



Три подхода к решению вопроса:

Первый: природное и социальное в человеке противоположны и противостоят друг другу.

Второй: природное и социальное находятся в единстве.

Третий: кроме природного и социального в человеке есть и психическое, которое регулирует природное и социальное в человеке.

Биологическое в человеке: Социальное в человеке:

- человек – часть природы. – подавляет и регулирует инстинкты и

- тело, мозг – результат деятельности природы. естественные потребности.

- вне общества не мыслит себя.

- инстинкты.

-- анатомия, физиология

Общественные свойства человека определяются понятием «личность».

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

Два подхода к к изучению личности:


  1. Личность – как активный участник свободных действий, как субъекта познания и изменения мира.

  2. Личность рассматривается через набор функций, или ролей. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли –работника, семьянина, гражданина. В своих ролевых проявлениях личность развивается, меняется, действует, ненавидит, борется. Через роли человек организует свою деятельность

Для обозначения поведения человека в обществе было введено понятие « социальное действие».

В основе социального действия и поведения лежат принятые в обществе образцы. К ним относят нравы и обычаи.



Нравы- такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определенного круга людей под влиянием привычек.

Обычай – состоит в неуклонном следовании предписаниям, воспринятым из прошлого.

Социализация – процесс социального научения,для которого необходимо одобрение группы.

Выделяют две стадии социализации:

1стадия характерна для раннего детства ( преобладают внешние условия регулирования социального поведения).

2 стадия, на которой происходит замена внешних санкций внутренним контролем.



Расширение социализации происходит в трех основных сферах: деятельности (расширение в деятельности, выделение главного в ней);

общении ( развитие навыков общения);

самосознание ( осуществляется формирование образа собственного « Я» как активного субъекта действительности) .

Самосознание – определение человеком самого себя как личности.

Основной признак самосознания: нести ответственность за принмаемые решения и поступки.

Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации.



Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей.

Заполните таблицу.

Факторы общественного поведения

Общественные: Личностные:

Задание № 2.
Перепишите в тетрадь тезисы по теме: «Духовная культура общества».

В узком смысле культура – возделывание, воспитание.

В широком смысле культура – совокупность духовных ценностей, идеальных представлений об истине, справедливости, добре, человечности, красоте.

Различают: духовную и материальную культуру.

Материальная: понимается как многообразие создаваемых человеком предметов ( машины, инструменты, сооружения)

Духовная: утвердившиеся в обществе нормы и нравы, представления о прекрасном, религиозные взгляды, научные идеи,, то, что создано в результате духовной деятельности. Саморазделение условно, поскольку многие идеи получают материальное воплощение. ( книги, картины, музыка и т.д.)

Исследователи понятия культура: Н. Бердяев, Гумбольдт.

Их идея: история – это результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов.

Духовная культура общества – совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и ее результаты.

Духовная культура проявляется через формы общественного сознания ( политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, науку, философию) и воплощается в искусстве, литературе, архитектуре.

К духовной культуре относят: религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д. Она является результатом не рук, а разума. Она существует в нашем сознании. И поддерживается в общении людей.

Основные духовные ценности:

Мировоззренческо-философские, они выражают самые основы человеческого бытия

(жизнь, смерть, вечность, время, прошлое, судьба, память, настоящее, будущее).

Мировоззренческие ценности соотносят человека с космосом, природой, с пространством, временем.

Они определяют отношение к человеку, о его месте в мире: гуманизм, индивидуальность, творчество, свобода.

- Нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предпприсанного( добро, зло, справедливость, достоинство., верность, честь, патриотизм, грмжданственность, любовь, дружба).



- Эстетические ценности: связаны с выявлением, переживанием созданием гармонии, т.е.созвучие, целостность. Гармония рождает красоту (прекрасное, возвышенное,трагическое, космическое).

- Религиозные ценности:любовь, веру, милосердие, терпение, смирение

Социальные институты созданы для удовлетворения своих потребностей.

Различают типы культуры:



Народная, массовая, элитарная.

Народная – ее произведения не имеют атора

Фольклор – еще одно название народного творчества. Он связан с традициями данной местности. Демократичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие. ( анекдот, городские легенды)



Элитарная: или высокая, культура, которая создается привилегированной частью общества. Она включает изящное искусство, классическую музыку, и литературу: живопись ПикассоЮ, музыка А. Шнитке она трудна для понимания неподготовленного человека.

Массовая: общедоступная

Время ее появления – сер.20 в.

Основные черты: интернациональна, понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения.

Популярная музыка – пример массовой культуры.



Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих социальной группе. ( молодежной, пожилых, национальных меньшинств, криминальной).

Она отличается: языком, взглядами на жизнь, поведением, манерой одеваться.



Контркультура - такая субкультура, которая непросто отличается от преобладающей культуры, но противостоит основным ценностям ( движении хиппи).

Вопросы по теме.

Проверь самого себя:

- Что такое духовная культура?

- Назовите основные духовные ценности.

- Какие типы культур вы знаете?


Письменно ответить на вопрос:

Как вы оцениваете свой личный уровень культуры.


Задание № 3.

Перепишите в тетрадь тезисы по теме: « Наука».

Понятие « наука» означает совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки.

Главная ее задача – производство новых истинных знаний, методов их создания и оценки.

Ее основные функции:

-познавательная ( теоретическое проникновение в сущность реальных явлений).

- практически-действенная ( участие в преобразующей деятельности человека, общества.

Различают науки фундаментальные и прикладные.

О науке, можно говорить, начиная с 17-18 вв. В эту эпоху появляются труды по астрономии, физике, математике, развиваются приемы наблюдения и эксперимента. Государственное признание наука получила во второй половине 17 в. возникновением первых академий: Лондонское королевское общество, Парижская академия наук.

Всеобъемлющее развитие науки относится к 20 веку.

НТП – научно-технический прогресс – это единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники. Он во многом базируется на достижениях научно-производственных центров, как « Курчатовский институт», исследующий проблемы атомной энергии.

Основные черты современной науки:

- универсальность

- безграничность

- дифференциация и интеграция исследований

- сближение с потребностями развивающегося общества.

Российская академия наук ( РАН) – признанный центр российской науки, в которой трудится свыше 110 тыс. человек.

Этика ученых, науки складывается на основе вечных ценностей, ориентации на высшее благо, профессионально-специфических научных норм, понимания свободы и социальной ответственности ученых в решении глобальных проблем.

Сплав высоких моральных категорий – добра и совести – образовал новое качество – добросовестность, которая проявляется:

- в тщательном продумывании и безукоризненно точном проведении всех этапов исследований.

- в доказательности новых научных знаний, в их неоднократной проверке.

- в научной честности и объективности – в стремлении к истине ученый не может считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими другими обстоятельствами, а должен руководствоваться изречением Аристотеля: « Платон мне друг, но истина дороже».

Научный прогресс обогащает мир не только открытиями, но и бедами, так как нередко плоды научных открытий могут нанести людям вред.( например, экологический кризис).

Социальная ответственность, активная позиция в защите человека и планеты – неотъемлемая часть этики науки.



Вопросы по теме.

Проверь себя: ( устно)

- Что такое наука, каковы ее главные задачи и цели?

- Каковы основные черты науки?

- Почему наука является « локомотивом» научно-технического прогресса?

Что означает фраза А.С. Пушкина: «… в просвещении быть с веком наравне»? Ответ письменно аргументировать.




Задания по обществознанию для группы Д-14 « ЛКТ и ДХ» на период с 1 по 5 февраля 2016 года. Преподаватель: Тузова Л.В.

Задание № 1.

Перепишите в тетрадь тезисы по теме: «Мораль».

Мораль – один из древних регуляторов отношений между людьми. Особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия.

Наука, которая изучает состояние нравов, прогнозирующей развитие морали, является этика.



Этика- философская дисциплина, теория морали.

Все моральные обычаи, традиции и нормы являются порождением своего времени, т.е. являются историческим продуктом. В тоже время история доказывает наличие общечеловеческих нравственных норм и ценностей. Доказательством этого является « золотое правило» нравственности: « поступай с другими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали».



Главная особенность морали – ее всеохватность, т.е. она регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах человеческой деятельности.

Структура морали включает: нравственные взгляды, традиции, идеалы, принципы, нормы и категории.

Нравственные категории – понятия морали, которые носят всеобщий характер ( Добро,Зло,Справедливость, Долг, Совесть, Честь, Достоинство, Счастье).

Принципы морали носят основополагающий характер, т.к. формулируют в обобщенном виде базовые моральные ценности общества ( принципы счастья, любви, справедливости, альтруизма-самопожертвование).

Нормы морали – это формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях. Они фиксируются в заповедях, предписаниях.

Постижение человеком самого себя тесно сопряжено с таким понятием, как смысл жизни.



Смысл жизни – сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек учится, работает.

В отличие от закона, мораль опирается на доминирующие в обществе представления о здоровом или больном духе, на укоренившееся в сознании многих людей представление о том, что такое « хорошо» и, что такое « плохо».



Вопросы для самопроверки:

-Что такое мораль, этика?

- Что такое «золотое правило» нравственности?

- Назовите элементы структуры морали?

- В чем сущность критического императива И. Канта?

Письменно ответить на вопрос:

- Как вы думаете, возможны ли в будущем особые нравственные нормы, регулирующие поведение в Интернете или поведение космонавтов на орбитах межпланетных кораблей?



Задания по обществознанию для группы А4-14 « ЛКТ и ДХ» на период с 1 февраля по 5 февраля 2016 года. Преподаватель: Тузова Л.В.

Задание № 1.

Перепишите в тетрадь тезисы по теме: «Человек в системе социальных связей».

Каково соотношение в человеке природных и социальных факторов?



Три подхода к решению вопроса:

Первый: природное и социальное в человеке противоположны и противостоят друг другу.

Второй: природное и социальное находятся в единстве.

Третий: кроме природного и социального в человеке есть и психическое, которое регулирует природное и социальное в человеке.

Биологическое в человеке: Социальное в человеке:

- человек – часть природы. – подавляет и регулирует инстинкты и

- Тело, мозг – результат деятельности природы. естественные потребности.

- Вне общества не мыслит себя.

- Инстинкты. - Формируются только в обществе: речь,

-Анатомия, физиология мышление, навыки.

Общественные свойства человека определяются понятием «личность».

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

Два подхода к к изучению личности:


  1. Личность – как активный участник свободных действий, как субъекта познания и изменения мира.

  2. Личность рассматривается через набор функций, или ролей. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли –работника, семьянина, гражданина. В своих ролевых проявлениях личность развивается, меняется, действует, ненавидит, борется. Через роли человек организует свою деятельность

Для обозначения поведения человека в обществе было введено понятие « социальное действие».

В основе социального действия и поведения лежат принятые в обществе образцы. К ним относят нравы и обычаи.



Нравы- такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определенного круга людей под влиянием привычек.

Обычай – состоит в неуклонном следовании предписаниям, воспринятым из прошлого.

Социализация – процесс социального научения,для которого необходимо одобрение группы.

Выделяют две стадии социализации:

1стадия характерна для раннего детства ( преобладают внешние условия регулирования социального поведения).

2 стадия, на которой происходит замена внешних санкций внутренним контролем.



Расширение социализации происходит в трех основных сферах: деятельности (расширение в деятельности, выделение главного в ней);

общении ( развитие навыков общения);

самосознание ( осуществляется формирование образа собственного « Я» как активного субъекта действительности) .

Самосознание – определение человеком самого себя как личности.

Основной признак самосознания: нести ответственность за принмаемые решения и поступки.

Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации.



Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей.
Заполните таблицу.

Факторы общественного поведения

Общественные: Личностные:

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница