Тезисы к работе: «судьба российских немцев в судьбе моего дедушки»




Скачать 75.47 Kb.
Дата13.06.2016
Размер75.47 Kb.
ТЕЗИСЫ К РАБОТЕ:

«СУДЬБА РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ В СУДЬБЕ МОЕГО ДЕДУШКИ»


Работу выполнила:

Маерле Виолетта

ученица 7 «А» класса

МОУ СОШ № 3 г. Майского

Учитель истории и обществознания:

Павлова Галина Михайловна


Создание этой работы было вызвана тем, что история российских немцев это история моей семьи. Практически в каждой семье российских немцев (и в России и в Германии) можно найти широкий набор фотографий, вырезок из газет и журналов и других документов. Тут могут быть и портреты Екатерины II, инициатора переселения немцев и Коля, инициатора их возвращения  Германию, и фотографии немецких кирх в России, и указ о переселении немцев из европейской части СССР в 1941 году, чудом сохранившиеся фотографии из Трудармии, в которой побывали практически все представители старшего поколения, имеющие немецкие корни.

Цель моей работы:


  • Привлечение внимания сверстников к историческому прошлому нашей страны.

  • Расширение и углубление знаний об исторических событиях периода депортации немецкого народа.

В своей работе я на примере моего дедушки Майерле Артура Альбертовича, прошедшего через сталинские репрессии, я хочу показать, что пришлось пережить российским немцам.

Первым русским правителем, установившим тесные контакты с немцами, был Ярослав Мудрый. Он женил своих сыновей на немках. Новгородские купцы имели деловые контакты со своими коллегами, которые языка русского не знали, на вопросы отмалчивались, в общем, были немцами. Довольно скоро в ряде русских городов появились ремесленники и торговцы из германских земель. При Иване Грозном в Москве на Яузе появилась немецкая слобода Кукуй (в переводе «немые»).

Немцы дали мощный импульс развитию в России военного дела, промышленности, строительства, медицины, изящных искусств, науки, педагогики, создали первую Академию и гимназии. Они же заложили основы современной русской словесности. В составе российских полков и на русских кораблях служило немало немецких офицеров, сражавшихся и отдававших жизнь во славу России. Всех этих людей вдохновляла вера в великое будущее их новой Родины, будущее русского народа.

Советские немцы и своей численностью, и конкретным вкладом в народное хозяйство, науку и культуру играли весьма заметную роль в государстве, были вполне законопослушными и добропорядочными гражданами. Но это относительное благополучие и тихая жизнь рухнули с началом Великой Отечественной войны. С 1941 года начался самый тяжелый период в жизни советских немцев, им пришлось принять во многом на себя всю накопившуюся народную ненависть к фашистским агрессорам. На какое-то время слова «немец» и «фашист» стали синонимами.

С первых же дней войны, 10 июля 1941 года, начались депортации Крымских немцев. За период до октября из украинских областей в Казахстан, Киргизию и Таджикистан было депортировано свыше 100 000 немцев.

30 августа 1941 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немцев проживающих в районах Поволжья», по которому все население АССР было подвергнуто обвинениям в подготовке мятежа против Советского правительства. Аргументируя своим стремлением избежать кровопролития и потерь среди мирного населения во время военных действий, Верховный Совет распорядился выселить население Поволжской автономии в Сибирь и Казахстан.

Немцы, как и некоторые другие народы Северного Кавказа, подверглись тотальной депортации. Им создавались невыносимые условия физического и морального существования, что могло привести к их исчезновению. Насильственное выселение советских немцев было грубейшим нарушением прав человека.

Имеется множество свидетельств о героизме советских немцев на полях сражений Великой Отечественной войны. «Комсомольская правда» в августе 1941 года писала о подвиге Г.Гофмана, который тяжелораненым попал в плен, но наотрез отказался сотрудничать с гитлеровцами, за что был буквально растерзан.

Десять человек стали Героями Советского Союза. Генерал-майор

С. Волкенштейн и офицер, ставший после войны генерал-лейтенантом И. Гарварт, партизанский командир А.Герман, знаменитые разведчики Р.Зорге, Р.Клейн, А.Байцель, командир пулеметного взвода В.Венцель.

Были советские немцы и в рядах защитников Брестской крепости: майор А.Дулькайт, старший лейтенант Е.Кролл, полковой врач В.Вебер. В победу над фашизмом неоценимый вклад внес талантливейший ученый-конструктор, один из основных руководителей разработки ракетных снарядов для «Катюши» Г.В. Лангемак.

Немцы в годы войны активно участвовали в патриотическом движении по сбору и сдаче из личных сбережений средств.

Но, несмотря на это мой народ подвергся массовому террору по указанию «Великого Друга Народов» И.В. Сталина с его универсальным принципом: «Нет человека – нет проблем», перефразируя эту фразу можно сказать: «Нет народа – нет проблем». Нельзя огульно оклеветать советских немцев в том, что они не совершали. В каждой нации были свои предатели, но по отдельным подонкам нельзя судить о всем народе.

Мой дедушка - Майерле Артур Альбертович родился 1925г. в с. Абаклы в Крыму. Род Майерле берет свою историю с момента правления Екатерины Великой, когда мои предки переселились из Германии в Россию, ставшей им второй родиной. Семья моего дедушки была многодетной (9 детей), трудолюбивой, имела свои конюшни до революции, поля, вывозила хлеб в Евпаторию.

В селе была немецкая школа, где обучение велось только на немецком языке, в 1938г. школа была закрыта, так как вскоре вышел указ о закрытии всех немецких школ и переводе их на русский язык. В 1938г. семью постигло первое несчастье – был репрессирован отец дедушки (кулак, с формулировкой - неблагонадежен), какова его дальнейшая судьба, несмотря на то, что семья долгое время пыталась его разыскать осталась неизвестной.

Отношение к немцам резко изменилось с началом Великой Отечественной войны. В 1941г. семья дедушки вначале была выслана на Кавказ в Ставропольский край в ст. Дивная, что объяснялось тем, что село находилось вблизи с прифронтовым районом. «В начале августа 1941г. по селу, прошли какие – то, военные, переписали всех немцев и предупредили, чтобы никто из них из села не уезжал. Мы сразу решили, что затевается что–то недоброе против немцев. Вскоре прошел слух: немецкие семьи стали вывозить из Крыма. Куда – никто не знал. Говорили что это не надолго, пока не погонят фашистов. Поэтому людям советовали все на месте оставить, сдавать скот в колхоз, а с собой брать по 12кг. вещей на человека. Отъезд семьи оплакивали не только переселенцы, но даже и животные. Утром в день отъезда с пастбища пришла корова, положила голову на плечо матери дедушки и заплакала».

Семья дедушки, была отправлена в Казахстан в Североказахстанскую область Булаевского района в совхоз Возвышенский. До пункта назначения добирались более месяца (сутками стояли на станциях), так как поезду приходилось пропускать военные эшелоны, движущиеся на фронт. «В эшелонах была скученность (в вагоне не было ни одного свободного пятачка, люди из – за дня в день ели и спали на собственных вещах, которые составляли их достояние), грязь, царила антисанитария, многих спецпоселенцев косили болезни, часто люди голодали, так как кормили «фашистов» скудно. В вагоне 50 человек вместо 25 положенных. Спертый воздух от немытых тел, «поганых ведер».

Как вспоминает дедушка по приезду в Казахстан «они были встречены местным населением очень неприветливо, так как оно уже было заранее «обработано», что к ним везут фашистов» (которых часто местное население представляло в виде чудовищ с большими рогами, и даже первое время многие просили показать голову, нет ли там рогов.)

Очень долгое время семью дедушки не хотели брать на постой местные жители, стояли морозы, и спецпоселенцы испытывали холод в своих тонких вещах, ведь на сборы своего имущества они почти не получили времени. Многие немецкие семьи жили в небольших комнатах по 4 и более человек, спали на холодном полу, крыша в домах-землянках была уложена из дерна, поэтому текло сквозь нее даже после того, как переставал лить дождь, что часто приводило к заболеваниям и высокой смертности среди них.

В изгнании дедушка мечтал продолжить учебу. Не дали! Заставили пройти ускоренные курсы трактористов, так он остался полуграмотным.

Нищета была ужасающей. Хлеба не видели годами, хотя работали в колхозе всей семьей день и ночь. Ели гнилые картофельные лепешки с лебедой.

Так как дедушка был немец, то вскоре его и еще многих других немецких мужчин забрали в Трудовую армию в Тульскую область, где он проработал в тяжелейших условиях на шахте с 1941-1943гг., чтобы добывать «черный хлеб для промышленности». Трудармейцам приходилось часто начинать с нуля – строить лагпункты, дабы не конвоировать слишком далеко строго охраняемый немецкий «спецконтингент».

В бараках, где проживал дедушка с каждым днем становилось все просторнее. Одни умирали тихо, незаметно, на своих нарах. Другие уходили через ОПП (оздоровительно профилактический пункт), получив небрежное название «доходяга». Многие трупы старались скрывать до последнего, чтобы получить за умерших хлебный паек.

В изгнании семья, как и многие немецкие семьи, испытывала голод, часто приходилось тайно собирать колоски, гнилую картошку, опасаясь того, что за это может последовать другое наказание – заключение в тюрьму на 15 лет. В изгнании мешок картошки, соль приходилось выменивать на золотые рубли.

Для спецпоселенцев была своя комендатура, где приходилось отмечаться каждую неделю, выезд за пределы села приравнивался к побегу. Часто заслышав «комендант приехал» спецпоселенцы торопились к комендатуре отметить свое пребывание, что не только объясняло их законопослушность, но и еще раз доказывало, что они таким образом хотят доказать свою непричастность к немецко – фашистской агрессии.

Семья провела в изгнании до 1969г., позже переехала в Кабардино- Балкарскую республику в г. Нарткалу, где дедушка до пенсии проработал на элеваторе.

Начавшаяся перестройка, неразбериха, хаос в стране, разочарования политикой российского руководства относительно создания автономии, ускорили активный процесс эмиграции немцев в Германию в конце 80 гг. на историческую родину.

Решение, о выезде – какое это трудное дело! Снова, в который уже раз, приходилось оставлять родной дом, село, прощаться с соседями, друзьями, с привычной работой, оставлять все нажитое – такие уж были законы на территории бывшего Советского Союза. В 1992г. Артур Альбертович выехал в Фрайлясин в бывшую ГДР, в 7км. от Австрии, где долгое время семья проживала в лагере для переселенцев (бывший лагерь американцев), где были общие обеды, и дедушка очень часто мучился от того, что он покинул Россию, свой дом, друзей.

Несмотря на то, что дедушке пришлось очень много пережить, он бодр, энергичен, интересуется политикой, проблемами нашего города, и, конечно же, его беспокоит судьба своего народа. Дедушка часто говорит, что если бы не было депортации, то Россия не потеряла бы очень много трудолюбивых выходцев из немецкого народа. Он надеется, что со временем в России решится и еще очень важный вопрос об автономии немецкого народа, и в Россию вернуться те, кому Россия долгое время была второй Родиной.



«Пути Господни неисповедимы» - это известное изречение приложимо не только к жизни отдельных людей, но и к судьбам целых государств и народов. В особой мере его можно отнести к трагической судьбе российских немцев. Отделившись несколько веков назад от исконного германского ствола, одна из ветвей немецкого народа попыталась укорениться в далекой восточной стране в поисках земли и счастья для себя и будущих поколений. И жестоко за это поплатилась.

Созданная работа – это частичка исторической памяти народа, которому выпало нести тяжкий крест за чужую вину. В то же время она и скромный памятник сотням тысяч погубленных немецких мужчин, женщин и детей. Низкий им поклон!


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница