Тестовая работа по теме




Скачать 309.76 Kb.
Дата02.04.2016
Размер309.76 Kb.
Тестовая работа по теме

1 вариант

1.Русско-японская война 1904—1905 гг. началась с нападения японцев на военно-морскую базу в (во)

1) Порт-Артуре 2) Ханко 3) Новороссийске 4) Владивостоке

2.В начале XX века современниками были

1) С. С. Уваров и А. Х. Бенкендорф 2) А. И. Желябов и С. Л. Перовская

3) А. И. Герцен и М. М. Сперанский 4) В. И. Ленин и П. Н. Милюков

3.Лидером партии «Союз 17 октября» был

1) Г. В. Плеханов 2) А. И. Гучков 3) Л. Г. Корнилов 4) А. Ф. Керенский

4.Какое из событий произошло раньше остальных?

1) учреждение Государственной думы 2) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»

3) денежная реформа С.Ю. Витте 4) Кровавое воскресенье

5.Поражение русского флота при Цусиме в 1905 г. было вызвано

1) присутствием военно-морского флота США на Дальнем Востоке

2) военно-технической отсталостью российского флота

3) вмешательством иностранной дипломатии

4) забастовкой нижних чинов корабельного состава

6.Что явилось одним из следствий Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г.?

1) установление в стране республики

2) создание фабричного законодательства

3) разрешение легальной деятельности политических партий

4) роспуск социал-демократических организаций

7.Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался.

«Всевышним Промыслом вручённое Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа.

С пламенной верой в светлое будущее России, Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».

1) Съезд рабочих и солдатских депутатов 2) Комитет министров

3) Государственная дума 4) Учредительное собрание

8.Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите событие, в связи с которым появился упоминаемый в отрывке манифест.

«...17 октября... под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, великий князь Николай Николаевич убедил государя подписать... манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».

1) русско-японская война 2) первая российская революция

3) Первая мировая война 4) Февральская революция

9.В2. Какие три из перечисленных положений относятся к программе и требованиям партии кадетов? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) укрепление в России начал конституционного строя 2) социализация земли

3) расширение политических прав и свобод

4) предоставление всем нациям права на самоопределение вплоть до отделения

5) формирование правительства, ответственного перед Государственной думой

6) сохранение самодержавной формы правления

10.В2. Выберите из списка три события, относящихся к русско-японской войне, и запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.

1) сражение в порту Чемульпо 2) Брусиловский прорыв 3) сражение на р. Халхин-Гол

4) Цусимское сражение 5) сражение в Синопской бухте 6) оборона Порт-Артура

11.В2. Что из перечисленного относится к итогам Первой российской революции 1905-1907 гг.? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) создание Государственной думы 2) национализация всех помещичьих земель

3) ликвидация сословий и гражданских чинов 4) свержение монархии, установление республики

5) разрешение создавать политические партии 6) отмена выкупных платежей

12.С3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы C1–C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма государственного деятеля начала XX в.

«Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь! …Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперёд не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против неё. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось всё большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать всё сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и всё-таки прийти к тому же».

Какой путь избрал автор в сложившейся ситуации? Приведите не менее двух объяснений автором такого выбора.

13.C3 Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

С. Ю. Витте Из конспекта лекций, читанных великому князю Михаилу 1900-1902 гг.

«...Россия позже других государств вступила на путь широкого промышленного развития; промышленно-землевладельческою страною... она постепенно становится только теперь. Причина этого замедления кроется в бедности России капиталами... Постоянные капиталы (машины, орудия производства) в равной мере у нас ничтожны... При недостатке капиталов и при слабом развитии промышленности нет ничего удивительного, что в нашем земледелии все еще господствует хищническая экстенсивная система, что за отсутствием широкого поля для приложения народного труда всякий, даже местный, неурожай обращается, как и встарь, в народное бедствие... чего промышленные страны уже не знают... Уровень потребностей... общественных классов, а особенно простого народа (России), несравненно ниже, чем в культурных странах Запада. Потребление в русском крестьянском хозяйстве поражает своими незначительными размерами. Статистическое исследование в Воронежской губернии 67 хозяйств среднего достатка дало вывод, что при семье из 8 душ, в числе которых находятся два полных работника, расход на каждую... душу достигает 53 рублей 5 копеек в год. Из этой суммы 26 рублей 78 копеек представляют стоимость предметов, производимых самим крестьянским хозяйством, а 26 рублей 27 копеек являются денежным расходом. Малое развитие потребностей нашего народа объясняется тем, что он лишь недавно освободился от крепостного состояния. Разителен в этом отношении контраст между дореформенной и пореформенной Россией. За последние тридцать лет наше отечество в деле развития потребностей и производительных сил сделало больше, нежели за все время с Петра Великого...»

Как и почему оценивает перспективу экономического развития России С. Ю. Витте? Используя знания по истории России данного периода, вспомните, какими путями он добился высоких темпов

Тестовая работа по теме

2 вариант

1.Лидером «партии народной свободы» (конституционно-демократической партии) был

1) П.Н. Милюков 2) А.И. Гучков 3) Л.Г. Корнилов 4) А.Ф. Керенский

2.Кто из названных государственных деятелей занимал посты министра финансов в 1892-1903 гг., председателя Совета министров в 1905-1906 гг., был руководителем российской делегации в Портсмуте на переговорах с Японией о мире в 1905 г. и одним из инициаторов подписания Николаем II манифеста 17 октября 1905 г.?

1) М. Т. Лорис-Меликов 2) И. А. Вышнеградский 3) С. Ю.Витте 4) А. И. Гучков

3.Какое из названных событий считается окончанием революции 1905-1907 гг.?

1) роспуск II Государственной думы 2) Ленский расстрел

3) возникновение двоевластия 4) Кровавое воскресенье

4.Что было причиной роспуска I Государственной думы?

1) революционные настроения депутатов Думы 2) установление в стране военной диктатуры

3) отказ Думы принять Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа

4) истечение установленного законом срока её деятельности

5.Что было одной из причин Первой российской революции 1905-1907 гг.?

1) тяжёлые условия труда и бесправие промышленных рабочих

2) поражение в Первой мировой войне

3) проведение правительством национализации предприятий и банков

4) нарастающий конфликт между царём и Государственной Думой

6.Прочтите отрывок из письма императора и укажите, в каком году происходили описанные в нём события.

«Представлялось избрать один из двух путей — назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться подавить крамолу. И другой путь — предоставление гражданских прав населению, свободы слова, печати, собраний, союзов и т. д. Кроме того, обязательство проводить всякие законопроекты через Государственную думу... Это, в сущности, и есть конституция. Витте горячо отстаивал этот путь. И все, к кому я обращался, отвечали мне так же, как и Витте. Манифест был составлен им и Алексеем Оболенским. Мы обсуждали его два дня, и, наконец, помолившись, я его подписал».

1) 1905 г.2) 1907 г.3) 1914 г.4) 1917 г.

7.Прочтите отрывок из доклада министра Николаю II и укажите фамилию автора.

«При нашей бедности капиталов внутри страны, при необходимости значительную часть народных сбережений расходовать на государственные потребности, особенно на усиление боевой готовности и на развитие железных дорог, необходимый рост нашей <...> промышленности может совершиться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных капиталов».

1) С. Ю. Витте 2) П. А. Столыпин 3) В. К. Плеве 4) К. П. Победоносцев

8.Прочтите отрывок из исторического источника и укажите город, в котором происходили описываемые события.

«15 мая на общем собрании 35 тысяч рабочих на реке Талке была создана невиданная в мире рабочая организация — Совет рабочих депутатов, который послужил прообразом других Советов, в 1905 году...

Совет сразу стал популярным в глазах рабочих, так как в него входили представители всех фабрик и заводов, и ещё более стал влиятельным потому, что в него вошли и женщины, составлявшие преобладающий элемент пролетариата города. Совет с первых же шагов взял на себя заботу о насущных интересах рабочих во время стачки: переговоры с городской думой, с губернатором, полицией, а также с местными лавочниками. Совет действовал как орган власти, представляющий интересы рабочих масс».

1) Тула 2) Иваново-Вознесенск 3) Москва 4) Санкт-Петербург

9.Прочтите отрывок из партийной программы и укажите партию, которой она принадлежала.

«В вопросах аграрной политики и земельных отношений партия ...ставит себе целью использовать в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал как общинные, так и вообще трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства... Партия будет стоять за социализацию всех частновладельческих земель, т.е. за изъятие их из частной собственности отдельных лиц и переход в общественное владение и в распоряжение демократически организованных общин...»

1) большевики 2) кадеты 3) эсеры 4) октябристы

10.В2. Какие три из перечисленных названий относятся к политическим партиям начала XX в.? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) кадеты 2) нечаевцы 3) народовольцы 4) петрашевцы 5) октябристы6) эсеры

11.В2. Какие три из перечисленных событий относятся к периоду Первой российской революции 1905-1907 гг.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Декабрьское вооружённое восстание в Москве 2) отречение Николая II

3) убийство П. А. Столыпина 4) Всероссийская октябрьская политическая стачка

5) учреждение Совета Народных Комиссаров

6) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический

12.В9.. Рассмотрите схему и выполните задание.Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

13.В11.Рассмотрите схему и выполните задание.Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из участников событий, изображённых на схеме, был адмирал С.О. Макаров.

2) В событиях, обозначенных на схеме, участвовали корабли Балтийского флота России.

3) Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был подписан в Ништадте.

4) Боеприпасы и пополнение для русской армии в ходе войны, события которой обозначены на схеме, поставлялись по железной дороге.

5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия получила новые территории.

6) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, союзницей России была Англия.

14.B13 . Рассмотрите изображение и выполните задание.Кто из представленных ниже русских поэтов был современником войны, в память о которой установлен изображённый обелиск? В ответе запишите цифру, под которой он указан.

15.C3 Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний М. Н. Лядова.

«В Питер я приехал утром 8 января. Забастовка всеобщая, улицы пустынны, встречные как-то особенно насторожены, магазины закрыты, заколачиваются досками наружные витрины. Бегу на явку: ни одна не действует. Иду к знакомым на квартиру. Рассказывают подробности движения, о письме Гапона министру Святополк-Мирскому, о напрасных попытках расстроить шествие, о массовых арестах среди социал-демократов. Иду разыскивать организацию. Мне раньше часто везло в этом отношении. Стоит раза два пройтись по Невскому, обязательно кого-нибудь встретишь и таким образом свяжешься помимо явки. На этот раз не везет: никого не встретил. Иду бродить по рабочим районам. Попал на Васильевский остров, в «Отдел» гапоновский, когда уже стемнело. Народу масса, перед домом толпа. Беспрерывно читается и обсуждается петиция к царю. Лица одухотворенные. Самая гуща рабочей массы здесь представлена. Глубокая вера в правоту затеянного дела. За эту веру вся масса готова идти на смерть, на величайшие муки. Гапон для них символ, знамя их большого, правого дела. Можно ли разбить эту веру, поколебать ее чем бы то ни было? Нет, нельзя. Пытались отдельные товарищи выступать, говорить, обсуждать. Все бесполезно, не дают говорить. Я тоже пробовал говорить. «Уходи, ты чужой, ты не с нами». Это море, которое вышло из берегов. Его словами, убеждением не удержишь.

У меня не было ни минуты сомнения, чем кончится вся эта история. Будет пролито очень много крови. Но у меня в то же время была полная уверенность, что эта раз проснувшаяся масса опять заснуть не сможет. Масса эта потеряет свою веру и превратится в революционный народ. Я всем существом своим чувствовал, что действительно рождается наша революция…»

В чём автор воспоминаний видит позитивное значение трагического события, к которому готовились рабочие? К какому общественному движению, по вашему мнению, принадлежит М. Н. Лядов? Используя знания по истории, назовите партию, которая в этот период времени вела революционную пропаганду среди рабочих, видя в них главную силу социального переворота.

Тестовая работа по теме

3 вариант

1.В результате проведения денежной реформы С. Ю. Витте

1) основой денежной системы стал золотой рубль 2) основой денежной системы стал серебряный рубль

3) из обращения были изъяты бумажные деньги 4) было восстановлено обращение бумажных денег

2.Что стало последствием событий, получивших название «Кровавое воскресенье»?

1) создание Верховной распорядительной комиссии 2) начало русско-японской войны

3) крушение веры рабочих «в доброго царя-батюшку» 4) созыв Учредительного собрания

3.К последствиям издания Манифеста 17 октября 1905 г. относится

1) ограничение законодательной власти царя 2) национализация помещичьей земли

3) созыв Учредительного собрания 4) решение партии эсеров прекратить борьбу с правительством

4. Что относится к причинам поражения русской армии в русско-японской войне?

1) экономическая и военно-техническая отсталость России4) деятельность Антанты

3) роспуск I Государственной Думы 2) ввод в действие Транссибирской магистрали

5.Что явилось одним из последствий Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г.?

1) дарование населению России политических прав и свобод

2) создание правительства, ответственного перед Государственной думой

3) созыв Учредительного собрания 4) создание фабричного законодательства

6.Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события.

«...17 октября... под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, [великий князь] Николай Николаевич убедил государя подписать... манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».

1) 1905 г.2) 1914 г.3) 1917 г.4) 1918 г.

7.Прочтите отрывок из договора и укажите фамилию государственного деятеля, его подписавшего.

«Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. Точная граничная линия этой территории будет определена согласно постановлениям дополнительной II статьи, приложенной к сему договору».


  1. С.Ю. Витте2) К.П. Победоносцев3) П.А. Столыпин4) М.Т. Лорис-Меликов

8.Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название партии, целевые установки которой он отражает.

«Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит всё угнетённое человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою.

Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т.е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров...»

1) октябристы2) эсеры3) кадеты4) социал-демократы

9. В2. Какие три из перечисленных событий связанны с революцией 1905—1907 гг.? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) Октябрьская политическая стачка 2) созыв Учредительного собрания 3) «Кровавое воскресенье»

4) нота Милюкова 5) созыв I Государственной думы 6) режим «двоевластия»

10.В2. Какие три условия были включены в Портсмутский договор между Россией и Японией (1905 г.)? Запишите в ответ соответствующие цифры.

1) выплата Японией крупной контрибуции России 2) признание Кореи сферой японских интересов

3) передача Японии права аренды Порт-Артура 4) закрепление за Россией прав на Курильские острова

5) передача Японии южной части Сахалина 6) признание Маньчжурии сферой русских интересов

11. Ниже приведён перечень названий партий и общественных течений XIX -начала XX в. Все они, за исключением одной (одного), относились к социалистическому направлению общественной мысли.

Найдите и запишите порядковый номер названия партии (общественного движения), представители которой (которого) не относились к социалистическому направлению общественной мысли.


  1. народники, 2) октябристы, 3) эсеры, 4) меньшевики, 5) анархисты, 6) большевики.

12.В8.Рассмотрите схему и выполните задание Назовите имя российского императора, в годы правления которого произошли события, обозначенные на схеме.


13.В9.. Рассмотрите схему и выполните задание.Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

14.В10.Рассмотрите схему и выполните задание.Укажите название сражения, район которого заштрихован и обозначен на схеме цифрой «2».

15.В11.Рассмотрите схему и выполните задание.Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из участников событий, изображённых на схеме, был адмирал С.О. Макаров.

2) В событиях, обозначенных на схеме, участвовали корабли Балтийского флота России.

3) Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был подписан в Ништадте.

4) Боеприпасы и пополнение для русской армии в ходе войны, события которой обозначены на схеме, поставлялись по железной дороге.

5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия получила новые территории.

6) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, союзницей России была Англия.

16.B12 Рассмотрите изображение и выполните задание.

Какие суждения, связанные с изображением, которое Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Война, в память о которой установлен изображённый обелиск, способствовала стабилизации внутриполитической обстановки в России.

2) Следствием войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, была утрата Россией всего острова Сахалин.

3) Сторонником развязывания данной войны был С. Ю. Витте.

4) В начале войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, вражеские корабли попытались захватить русский крейсер и канонерскую лодку в корейском порту Чемульпо.

5) Участниками войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, были Р. И. Кондратенко и С. О. Макаров.

17. . Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из записки «О необходимости проведения попечительской политики в отношении рабочих», направленной в Департамент полиции офицером жандармского корпуса.

«На мой взгляд, дело обстоит так: смешивая революционное рабочее движение с культурным, революционеры эксплуатируют рабочих в своих видах (интересах)… Но как устроить таким образом: чтобы и революционера взгреть, и рабочих удовлетворить (дабы тем самым вывести на свежую воду революционера и вышибить у него из-под ног самую почву для успеха)? Делать упорно, делать и систематически сие необходимо, иначе нас накроют…

Везде и все партии проделывают тонкую эксплуатацию рабочих, в результате чего и летели правительства. Чтобы не повторилось того же и у нас, за массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту и стараются поколебать как оппозиционные, так и революционные пропагандисты. Необходимо питать эту веру фактами попечительности – и тогда… всяческая оппозиция бессильна (конечно, не следует забывать, что против особо усердствующих у нас остаются репрессии, от времени усовершенствующиеся)… значит, мораль такая: 1)… /политических агитаторов/ на почве нужды и бедности /масс/ надо изолировать и, 2) борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве мелких нужд и требований /больше они и не просят/. Но обязательно это должно делаться правительством, и притом неустанно, без задержки. …При нынешнем положении внутренней политики должно быть: «поддержание равновесия классов», злобно друг на друга посматривающих. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделяй и властвуй». …Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нагло буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и /пропагандистов/ и располагая к себе рабочих и крестьян».

Используя знания по истории, укажите, удалось ли автору записки реализовать задуманное? Назовите имя одного из его последователей, которое вошло в историю российского революционного движения начала XX в. Какое событие истории России связано с этим именем?

Тестовая работа по теме

4 вариант

1.Русско-японская война 1904—1905 гг. началась с нападения японцев на военно-морскую базу в (во)

1) Порт-Артуре 2) Ханко 3) Новороссийске 4) Владивостоке

2.В начале XX века современниками были

1) С. С. Уваров и А. Х. Бенкендорф 2) А. И. Желябов и С. Л. Перовская

3) А. И. Герцен и М. М. Сперанский 4) В. И. Ленин и П. Н. Милюков

3.Лидером партии «Союз 17 октября» был

1) Г. В. Плеханов 2) А. И. Гучков 3) Л. Г. Корнилов 4) А. Ф. Керенский

4.Какое из событий произошло раньше остальных?

1) учреждение Государственной думы 2) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»

3) денежная реформа С.Ю. Витте 4) Кровавое воскресенье

5.Поражение русского флота при Цусиме в 1905 г. было вызвано

1) присутствием военно-морского флота США на Дальнем Востоке

2) военно-технической отсталостью российского флота

3) вмешательством иностранной дипломатии

4) забастовкой нижних чинов корабельного состава

6.Что явилось одним из следствий Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г.?

1) установление в стране республики

2) создание фабричного законодательства

3) разрешение легальной деятельности политических партий

4) роспуск социал-демократических организаций

7.Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался.

«Всевышним Промыслом вручённое Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа.

С пламенной верой в светлое будущее России, Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».

1) Съезд рабочих и солдатских депутатов2) Комитет министров

3) Государственная дума4) Учредительное собрание

8.Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите событие, в связи с которым появился упоминаемый в отрывке манифест.

«...17 октября... под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, великий князь Николай Николаевич убедил государя подписать... манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».

1) русско-японская война2) первая российская революция

3) Первая мировая война 4) Февральская революция

9.В2. Какие три из перечисленных положений относятся к программе и требованиям партии кадетов? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) укрепление в России начал конституционного строя 2) социализация земли

3) расширение политических прав и свобод

4) предоставление всем нациям права на самоопределение вплоть до отделения

5) формирование правительства, ответственного перед Государственной думой

6) сохранение самодержавной формы правления

10.В2. Выберите из списка три события, относящихся к русско-японской войне, и запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.

1) сражение в порту Чемульпо 2) Брусиловский прорыв 3) сражение на р. Халхин-Гол

4) Цусимское сражение 5) сражение в Синопской бухте 6) оборона Порт-Артура

11.В2. Что из перечисленного относится к итогам Первой российской революции 1905-1907 гг.? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) создание Государственной думы 2) национализация всех помещичьих земель

3) ликвидация сословий и гражданских чинов 4) свержение монархии, установление республики

5) разрешение создавать политические партии 6) отмена выкупных платежей

12.С3.Какой путь избрал автор в сложившейся ситуации? Приведите не менее двух объяснений автором такого выбора.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы C1–C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма государственного деятеля начала XX в.

«Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь! …Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперёд не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против неё. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось всё большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать всё сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и всё-таки прийти к тому же».

13.C3 Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

С. Ю. Витте Из конспекта лекций, читанных великому князю Михаилу 1900-1902 гг.

«...Россия позже других государств вступила на путь широкого промышленного развития; промышленно-землевладельческою страною... она постепенно становится только теперь. Причина этого замедления кроется в бедности России капиталами... Постоянные капиталы (машины, орудия производства) в равной мере у нас ничтожны... При недостатке капиталов и при слабом развитии промышленности нет ничего удивительного, что в нашем земледелии все еще господствует хищническая экстенсивная система, что за отсутствием широкого поля для приложения народного труда всякий, даже местный, неурожай обращается, как и встарь, в народное бедствие... чего промышленные страны уже не знают... Уровень потребностей... общественных классов, а особенно простого народа (России), несравненно ниже, чем в культурных странах Запада. Потребление в русском крестьянском хозяйстве поражает своими незначительными размерами. Статистическое исследование в Воронежской губернии 67 хозяйств среднего достатка дало вывод, что при семье из 8 душ, в числе которых находятся два полных работника, расход на каждую... душу достигает 53 рублей 5 копеек в год. Из этой суммы 26 рублей 78 копеек представляют стоимость предметов, производимых самим крестьянским хозяйством, а 26 рублей 27 копеек являются денежным расходом. Малое развитие потребностей нашего народа объясняется тем, что он лишь недавно освободился от крепостного состояния. Разителен в этом отношении контраст между дореформенной и пореформенной Россией. За последние тридцать лет наше отечество в деле развития потребностей и производительных сил сделало больше, нежели за все время с Петра Великого...»

Как и почему оценивает перспективу экономического развития России С. Ю. Витте? Используя знания по истории России данного периода, вспомните, какими путями он добился высоких темпов

Тестовая работа по теме

5 вариант

1.В результате проведения денежной реформы С. Ю. Витте

1) основой денежной системы стал золотой рубль 2) основой денежной системы стал серебряный рубль

3) из обращения были изъяты бумажные деньги 4) было восстановлено обращение бумажных денег

2.Что стало последствием событий, получивших название «Кровавое воскресенье»?

1) создание Верховной распорядительной комиссии 2) начало русско-японской войны

3) крушение веры рабочих «в доброго царя-батюшку» 4) созыв Учредительного собрания

3.К последствиям издания Манифеста 17 октября 1905 г. относится

1) ограничение законодательной власти царя 2) национализация помещичьей земли

3) созыв Учредительного собрания 4) решение партии эсеров прекратить борьбу с правительством

4. Что относится к причинам поражения русской армии в русско-японской войне?

1) экономическая и военно-техническая отсталость России4) деятельность Антанты

3) роспуск I Государственной Думы 2) ввод в действие Транссибирской магистрали

5.Что явилось одним из последствий Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г.?

1) дарование населению России политических прав и свобод

2) создание правительства, ответственного перед Государственной думой

3) созыв Учредительного собрания 4) создание фабричного законодательства

6.Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события.

«...17 октября... под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, [великий князь] Николай Николаевич убедил государя подписать... манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».

1) 1905 г.2) 1914 г.3) 1917 г.4) 1918 г.

7.Прочтите отрывок из договора и укажите фамилию государственного деятеля, его подписавшего.

«Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. Точная граничная линия этой территории будет определена согласно постановлениям дополнительной II статьи, приложенной к сему договору».


  1. С.Ю. Витте2) К.П. Победоносцев3) П.А. Столыпин4) М.Т. Лорис-Меликов

8.Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название партии, целевые установки которой он отражает.

«Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит всё угнетённое человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою.

Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т.е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров...»

1) октябристы2) эсеры3) кадеты4) социал-демократы

9. В2. Какие три из перечисленных событий связанны с революцией 1905—1907 гг.? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) Октябрьская политическая стачка 2) созыв Учредительного собрания 3) «Кровавое воскресенье»

4) нота Милюкова 5) созыв I Государственной думы 6) режим «двоевластия»

10.В2. Какие три условия были включены в Портсмутский договор между Россией и Японией (1905 г.)? Запишите в ответ соответствующие цифры.

1) выплата Японией крупной контрибуции России 2) признание Кореи сферой японских интересов

3) передача Японии права аренды Порт-Артура 4) закрепление за Россией прав на Курильские острова

5) передача Японии южной части Сахалина 6) признание Маньчжурии сферой русских интересов

11. Ниже приведён перечень названий партий и общественных течений XIX -начала XX в. Все они, за исключением одной (одного), относились к социалистическому направлению общественной мысли.

Найдите и запишите порядковый номер названия партии (общественного движения), представители которой (которого) не относились к социалистическому направлению общественной мысли.


  1. народники, 2) октябристы, 3) эсеры, 4) меньшевики, 5) анархисты, 6) большевики.

12.В8.Рассмотрите схему и выполните задание Назовите имя российского императора, в годы правления которого произошли события, обозначенные на схеме.


13.В9.. Рассмотрите схему и выполните задание.Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

14.В10.Рассмотрите схему и выполните задание.Укажите название сражения, район которого заштрихован и обозначен на схеме цифрой «2».

15.В11.Рассмотрите схему и выполните задание.Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из участников событий, изображённых на схеме, был адмирал С.О. Макаров.

2) В событиях, обозначенных на схеме, участвовали корабли Балтийского флота России.

3) Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был подписан в Ништадте.

4) Боеприпасы и пополнение для русской армии в ходе войны, события которой обозначены на схеме, поставлялись по железной дороге.

5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия получила новые территории.

6) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, союзницей России была Англия.

16.B12 Рассмотрите изображение и выполните задание.

Какие суждения, связанные с изображением, которое Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Война, в память о которой установлен изображённый обелиск, способствовала стабилизации внутриполитической обстановки в России.

2) Следствием войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, была утрата Россией всего острова Сахалин.

3) Сторонником развязывания данной войны был С. Ю. Витте.

4) В начале войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, вражеские корабли попытались захватить русский крейсер и канонерскую лодку в корейском порту Чемульпо.

5) Участниками войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, были Р. И. Кондратенко и С. О. Макаров.

17. . Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из записки «О необходимости проведения попечительской политики в отношении рабочих», направленной в Департамент полиции офицером жандармского корпуса.

«На мой взгляд, дело обстоит так: смешивая революционное рабочее движение с культурным, революционеры эксплуатируют рабочих в своих видах (интересах)… Но как устроить таким образом: чтобы и революционера взгреть, и рабочих удовлетворить (дабы тем самым вывести на свежую воду революционера и вышибить у него из-под ног самую почву для успеха)? Делать упорно, делать и систематически сие необходимо, иначе нас накроют…

Везде и все партии проделывают тонкую эксплуатацию рабочих, в результате чего и летели правительства. Чтобы не повторилось того же и у нас, за массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту и стараются поколебать как оппозиционные, так и революционные пропагандисты. Необходимо питать эту веру фактами попечительности – и тогда… всяческая оппозиция бессильна (конечно, не следует забывать, что против особо усердствующих у нас остаются репрессии, от времени усовершенствующиеся)… значит, мораль такая: 1)… /политических агитаторов/ на почве нужды и бедности /масс/ надо изолировать и, 2) борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве мелких нужд и требований /больше они и не просят/. Но обязательно это должно делаться правительством, и притом неустанно, без задержки. …При нынешнем положении внутренней политики должно быть: «поддержание равновесия классов», злобно друг на друга посматривающих. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделяй и властвуй». …Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нагло буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и /пропагандистов/ и располагая к себе рабочих и крестьян».

Используя знания по истории, укажите, удалось ли автору записки реализовать задуманное? Назовите имя одного из его последователей, которое вошло в историю российского революционного движения начала XX в. Какое событие истории России связано с этим именем?

Тестовая работа по теме

6 вариант

1.Лидером «партии народной свободы» (конституционно-демократической партии) был

1) П.Н. Милюков 2) А.И. Гучков 3) Л.Г. Корнилов 4) А.Ф. Керенский

2.Кто из названных государственных деятелей занимал посты министра финансов в 1892-1903 гг., председателя Совета министров в 1905-1906 гг., был руководителем российской делегации в Портсмуте на переговорах с Японией о мире в 1905 г. и одним из инициаторов подписания Николаем II манифеста 17 октября 1905 г.?

1) М. Т. Лорис-Меликов 2) И. А. Вышнеградский 3) С. Ю.Витте 4) А. И. Гучков

3.Какое из названных событий считается окончанием революции 1905-1907 гг.?

1) роспуск II Государственной думы 2) Ленский расстрел

3) возникновение двоевластия 4) Кровавое воскресенье

4.Что было причиной роспуска I Государственной думы?

1) революционные настроения депутатов Думы 2) установление в стране военной диктатуры

3) отказ Думы принять Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа

4) истечение установленного законом срока её деятельности

5.Что было одной из причин Первой российской революции 1905-1907 гг.?

1) тяжёлые условия труда и бесправие промышленных рабочих

2) поражение в Первой мировой войне

3) проведение правительством национализации предприятий и банков

4) нарастающий конфликт между царём и Государственной Думой

6.Прочтите отрывок из письма императора и укажите, в каком году происходили описанные в нём события.

«Представлялось избрать один из двух путей — назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться подавить крамолу. И другой путь — предоставление гражданских прав населению, свободы слова, печати, собраний, союзов и т. д. Кроме того, обязательство проводить всякие законопроекты через Государственную думу... Это, в сущности, и есть конституция. Витте горячо отстаивал этот путь. И все, к кому я обращался, отвечали мне так же, как и Витте. Манифест был составлен им и Алексеем Оболенским. Мы обсуждали его два дня, и, наконец, помолившись, я его подписал».

1) 1905 г.2) 1907 г.3) 1914 г.4) 1917 г.

7.Прочтите отрывок из доклада министра Николаю II и укажите фамилию автора.

«При нашей бедности капиталов внутри страны, при необходимости значительную часть народных сбережений расходовать на государственные потребности, особенно на усиление боевой готовности и на развитие железных дорог, необходимый рост нашей <...> промышленности может совершиться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных капиталов».

1) С. Ю. Витте2) П. А. Столыпин3) В. К. Плеве4) К. П. Победоносцев

8.Прочтите отрывок из исторического источника и укажите город, в котором происходили описываемые события.

«15 мая на общем собрании 35 тысяч рабочих на реке Талке была создана невиданная в мире рабочая организация — Совет рабочих депутатов, который послужил прообразом других Советов, в 1905 году...

Совет сразу стал популярным в глазах рабочих, так как в него входили представители всех фабрик и заводов, и ещё более стал влиятельным потому, что в него вошли и женщины, составлявшие преобладающий элемент пролетариата города. Совет с первых же шагов взял на себя заботу о насущных интересах рабочих во время стачки: переговоры с городской думой, с губернатором, полицией, а также с местными лавочниками. Совет действовал как орган власти, представляющий интересы рабочих масс».

1) Тула2) Иваново-Вознесенск3) Москва4) Санкт-Петербург

9.Прочтите отрывок из партийной программы и укажите партию, которой она принадлежала.

«В вопросах аграрной политики и земельных отношений партия ...ставит себе целью использовать в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал как общинные, так и вообще трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства... Партия будет стоять за социализацию всех частновладельческих земель, т.е. за изъятие их из частной собственности отдельных лиц и переход в общественное владение и в распоряжение демократически организованных общин...»

1) большевики2) кадеты3) эсеры4) октябристы

10.В2. Какие три из перечисленных названий относятся к политическим партиям начала XX в.? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) кадеты 2) нечаевцы 3) народовольцы 4) петрашевцы 5) октябристы6) эсеры

11.В2. Какие три из перечисленных событий относятся к периоду Первой российской революции 1905-1907 гг.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Декабрьское вооружённое восстание в Москве 2) отречение Николая II

3) убийство П. А. Столыпина 4) Всероссийская октябрьская политическая стачка

5) учреждение Совета Народных Комиссаров

6) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический

12.В9.. Рассмотрите схему и выполните задание.Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

13.В11.Рассмотрите схему и выполните задание.Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из участников событий, изображённых на схеме, был адмирал С.О. Макаров.

2) В событиях, обозначенных на схеме, участвовали корабли Балтийского флота России.

3) Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был подписан в Ништадте.

4) Боеприпасы и пополнение для русской армии в ходе войны, события которой обозначены на схеме, поставлялись по железной дороге.

5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия получила новые территории.

6) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, союзницей России была Англия.

14.B13 . Рассмотрите изображение и выполните задание.Кто из представленных ниже русских поэтов был современником войны, в память о которой установлен изображённый обелиск? В ответе запишите цифру, под которой он указан.

15.C3 Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний М. Н. Лядова.

«В Питер я приехал утром 8 января. Забастовка всеобщая, улицы пустынны, встречные как-то особенно насторожены, магазины закрыты, заколачиваются досками наружные витрины. Бегу на явку: ни одна не действует. Иду к знакомым на квартиру. Рассказывают подробности движения, о письме Гапона министру Святополк-Мирскому, о напрасных попытках расстроить шествие, о массовых арестах среди социал-демократов. Иду разыскивать организацию. Мне раньше часто везло в этом отношении. Стоит раза два пройтись по Невскому, обязательно кого-нибудь встретишь и таким образом свяжешься помимо явки. На этот раз не везет: никого не встретил. Иду бродить по рабочим районам. Попал на Васильевский остров, в «Отдел» гапоновский, когда уже стемнело. Народу масса, перед домом толпа. Беспрерывно читается и обсуждается петиция к царю. Лица одухотворенные. Самая гуща рабочей массы здесь представлена. Глубокая вера в правоту затеянного дела. За эту веру вся масса готова идти на смерть, на величайшие муки. Гапон для них символ, знамя их большого, правого дела. Можно ли разбить эту веру, поколебать ее чем бы то ни было? Нет, нельзя. Пытались отдельные товарищи выступать, говорить, обсуждать. Все бесполезно, не дают говорить. Я тоже пробовал говорить. «Уходи, ты чужой, ты не с нами». Это море, которое вышло из берегов. Его словами, убеждением не удержишь.



У меня не было ни минуты сомнения, чем кончится вся эта история. Будет пролито очень много крови. Но у меня в то же время была полная уверенность, что эта раз проснувшаяся масса опять заснуть не сможет. Масса эта потеряет свою веру и превратится в революционный народ. Я всем существом своим чувствовал, что действительно рождается наша революция…»

В чём автор воспоминаний видит позитивное значение трагического события, к которому готовились рабочие? К какому общественному движению, по вашему мнению, принадлежит М. Н. Лядов? Используя знания по истории, назовите партию, которая в этот период времени вела революционную пропаганду среди рабочих, видя в них главную силу социального переворота.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница