Тесты для самоконтроля и задания для самостоятельной работы студентов




страница1/5
Дата13.08.2016
Размер0.97 Mb.
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

В. Ю. ДАНИЛОВА


БЫТ ДРЕВНЕРИМСКОГО

ОБЩЕСТВА
Учебное пособие

Владимир 2015

УДК – 39 : 94 (37)

ББК – 63.51 (0)32

Д-18
Рецензенты:

Кандидат исторических наук, доцент

кафедры истории России Педагогического института

Владимирского государственного университета

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

И.А. Николаева
Кандидат исторических наук, доцент

кафедры культурологии, истории и древних языков

Нижегородского государственного лингвистического университета

им. Н.А. Добролюбова



А. М. Брагова

Печатается по решению редакционно-издательского совета ВлГУ


Данилова, В. Ю.

Д-18 Быт древнеримского общества : учеб. пособие / В. Ю. Данилова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2015. – 85 с. – ISBN


Содержит основные теоретические положения по курсу «Быт древнеримского общества». В пяти главах раскрываются материальная и духовная стороны быта древнеримского общества. После каждой главы приводятся тесты для самоконтроля и задания для самостоятельной работы студентов.

Предназначено для студентов Исторического факультета Педагогического института ВлГУ, обучающихся по программе бакалавриата по направлению 050100.62 – «Педагогическое образование» (профили «История и обществознание», «История и иностранный язык», «История и правоведение»).

Рекомендовано для формирования профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО 3-го поколения.

Рис. 52. Табл. 8. Библиогр.: 31 назв.


УДК –39 : 94 (37)

ББК – 63. 51 (0)32


ISBN © ВлГУ, 2015
Предисловие

Учебное пособие разработано с целью помочь студентам исторического факультета Педагогического института ВлГУ, обучающимся по программе бакалавриата, успешно освоить курс «Быт древнеримского общества». По данному курсу существует научная литература, но отсутствует учебная. Для ликвидации этого пробела в учебном пособии излагаются теоретические основы курса «Быт древнеримского общества» с учетом данных исторических источников. Особое внимание обращается на понятия, даты и персоналии, которые в тексте выделены курсивом. Поскольку быт любого общества невозможно изучать без наглядных представлений о нем, в учебное пособие включены иллюстрации.

Учебное пособие включает введение, в котором раскрываются предмет и значение курса «Быт древнеримского общества», пять глав и заключение. После каждой главы приводятся тесты для самоконтроля и задания для самостоятельной работы. Рекомендуется решать тесты и выполнять задания поэтапно, по мере изучения материала в течение семестра. Все ответы на тестовые задания можно найти в тексте данного пособия; ключи к тестам приводятся в конце настоящего издания. Задания для самостоятельной работы связаны с анализом текстов исторических источников и иллюстраций. В задания для самостоятельной работы студентов специально включены некоторые вопросы, требующие чтения дополнительной литературы и работы с интернет-ресурсами. Библиографический список приведен в конце издания. Автор выражает надежду на то, что систематическое изучение материалов данного пособия и выполнение тестов и заданий для самостоятельной работы будет способствовать более эффективной подготовке студентов к практическим занятиям, текущему, промежуточному и итоговому контролю.

Предлагаемое пособие направлено на усвоение студентами системы знаний о быте древнеримского общества, включая его материальную и духовную стороны, на знакомство с основными понятиями, датами и персоналиями курса. Материал учебного пособия позволяет охарактеризовать особенности быта разных сословий и профессиональных групп древнеримского общества, проследить эволюцию отдельных явлений повседневной жизни Древнего Рима.

Изучение курса «Быт древнеримского общества» должно способствовать углублению и конкретизации знаний по истории Древнего Рима, полученных студентами при изучении дисциплины «История древнего мира». Автор также ставит своей целью воспитание у студентов уважительного отношения к историческому наследию древнеримского общества, интереса к материальным и духовным памятникам культуры римлян, толерантного восприятия особенностей повседневной жизни древнего народа.



ВВЕДЕНИЕ

Предметом изучаемого курса является быт древнеримского общества. Согласно толковым словарям русского языка, быт – это жизненный уклад, повседневная жизнь человека; совокупность обычаев, нравов, присущих какому-либо народу, определенной социальной среде [8; 24]. Говоря о быте любого общества, в нем можно условно выделить материальную и духовную стороны. Материальная составляющая быта – это пища и питье, одежда, украшения, жилище, домашняя утварь, а также поддержание людьми здоровья (медицина), забота о продолжении семьи и рода. К духовной составляющей повседневной жизни можно отнести досуг, развлечения, праздники, общение с друзьями и родственниками, а также различные верования и обряды.

Зададимся вопросом, в чем состоит значение изучения быта древнеримского общества для истории? Во-первых, исследование быта позволяет лучше охарактеризовать различные сословия и профессиональные группы римлян, поскольку все они имеют свою специфику и предпочтения в быту. Во-вторых, изучение быта относится к так называемой микроистории – популярному направлению в зарубежной и отечественной историографии, которое обращает особое внимание на представления о мире, предпочтения, ценности отдельного человека или небольшой группы людей. В-третьих, бытовая сторона жизни тесно связана с другими ее сферами – социально-экономической, политической, религиозной, культурной. Например, появление определенного человека в определенной одежде может означать его принадлежность к какому-либо сословию или профессии, выражать политическую позицию, говорить о его вероисповедании. Небогатая обстановка дома у состоятельного человека может свидетельствовать о его философских взглядах (например, стремлении к аскетизму). В-четвертых, как выразился специалист по Древнему Риму Г. С. Кнабе, «факты быта дают возможность восстановить трудноуловимую и эмоционально подвижную атмосферу времени» [13].

Курс «Быт древнеримского общества», который читается на третьем году обучения, имеет обширные междисциплинарные связи. Прежде всего, необходимо отметить, что данный курс призван углубить и расширить знания, полученные первокурсниками в ходе изучения истории древнего мира; он позволяет более наглядно и целостно представить жизнь древнеримского общества. Кроме того, несомненна связь с такой дисциплиной, как археология. Изучать материальную составляющую быта древнеримского общества невозможно без знакомства с предметами, которые римляне употребляли в повседневной жизни, с частными и общественными постройками, а сведения об этом дают именно археологические раскопки. Курс «Быт древнеримского общества» также перекликается с дисциплиной «Культура античности и латинский язык», поскольку в ходе изучения быта мы знакомимся с латинскими названиями различных вещей, обрядов, праздников и т. п., с системой римских имен. В качестве источников для исследования быта древнеримского общества используются художественные произведения, с авторами которых студенты уже познакомились ранее при изучении культуры Древнего Рима.


Глава 1. ДРЕВНИЕ РИМЛЯНЕ: ВНЕШНИЙ ВИД, ИМЯ, СЕМЬЯ
§ 1. Одежда, прически и украшения в Древнем Риме

В Древнем Риме было два основных вида одежды: верхняя одежда, которая надевалась на нижнюю, и нижняя одежда, которая надевалась на голое тело. Официальной верхней одеждой римлян-мужчин являлась тога. Римская тога представляла собой большое белое полотнище, выкроенное в форме эллипса, в два или три раза превышающее рост человека (Рис. 1). Тогу обычно шили из шерстяной материи, поэтому в римском климате в ней могло быть весьма жарко. Поэт I в. н. э. Марциал в своих эпиграммах называет тогу «потогонной» [10, c. 129]. Тога считалась исконно римской одеждой [2, с. 332], и само слово «тога» было равнозначно слову «римлянин». Общеизвестно и прославлено высказывание римского поэта Вергилия из поэмы «Энеида», в котором он дал определение римлян как «племени, одетого в тогу» (Romanos rerum dominos gentemque togatam) [3, c. 12]. В Риме существовало понятие о «праве тоги» (ius togae), так как этот вид одежды имели право носить только полноправные римские граждане. Умершего римского гражданина хоронили также в тоге. Тоги различались по цвету: обычная, повседневная тога была белой, траурную тогу делали из темной шерсти, темной была также тога подсудимого, а триумфаторы надевали тоги, расшитые золотом, с изображением пальмовых листьев. Тога могла быть узкой и просторной.

Первоначально в Риме тогу носили все: и мужчины, и женщины, и мальчики, и девочки, но позже – только мальчики и мужчины. Официальной верхней одеждой римлянок была признана стола. Женщина могла надеть тогу, но это означало, что она проститутка, как мы видим в одной из эпиграмм Марциала [19, c. 269]. Стола была длинной одеждой, с поясом, с рукавами или без них (Рис. 2). Например, у писателя I – II вв. н. э. Плиния Младшего есть упоминание о зацепившейся длинной, доходящей до пят столе жрицы-весталки [26, c. 68]. Чужестранки и рабыни не имели права носить столу. Популярной верхней женской одеждой была также палла – большой четырехугольный платок, который надевали поверх столы; она доходила до лодыжек (Рис. 2).

Рис. 1. Тога. Рис. 2. Стола и палла.


Нижней одеждой римлян была туника. Туника – это длинная рубаха с короткими, не доходившими до локтя рукавами (Рис. 3). Для туники брали два полотнища и сшивали их вместе так, чтобы для головы оставалось отверстие. Если в тогу заворачивались, то тунику надевали через голову. Туники различались по длине и ширине, а также по цвету. Например, мужчинам считалось неприличным носить длинную тунику, хотя в период Империи многие так делали. Короткая, сильно выше колен, туника была характерна для солдат. В зимнее время года римляне носили сразу по две и более туники: к примеру, болезненный император Август иногда носил по четыре туники одновременно [29, c. 90].

Коротко охарактеризуем другие виды одежды, которые носили римляне. С древних времен отличительным признаком римского царя была трабея – короткий плащ или тога пурпурного цвета или белого с пурпурными полосами. Трабея была заимствована римлянами, предположительно, у этрусков. Солдаты в Древнем Риме носили сагум – короткий плащ из грубой шерсти, с капюшоном. Еще одним видом плаща с капюшоном была пенула – круглый нераспашной плащ из грубой шерсти или кожи, с отверстием для головы посередине (Рис. 4). Его носили в плохую погоду поверх остальной одежды. Недлинный легкий плащ, который застегивался фибулой и стягивался поясом, назывался лацерна (Рис. 5). Сначала его носили поверх тоги, позже – поверх туники [2, с. 337].






Рис. 3. Туника. Рис. 4. Пенула. Рис. 5. Лацерна.


Для изготовления одежды римляне использовали различные материалы: основным была шерсть, а также применялись кожа, лен, хлопок, шелк, тонкие прозрачные ткани. Цвет повседневной одежды был преимущественно белым, так как именно белый считался наиболее приличным и единственно пригодным для торжественных выходов и процессий [2, с. 333]. Чистить белые шерстяные одежды было очень трудно, поэтому в Риме этим занимались специальные коллегии сукновалов. В период Империи были очень популярны цветные ткани, а также тонкие ткани с вышитыми или вытканными узорами из золотых нитей.

У римлян было много видов поясов и повязок. Пояса имели не только повседневное, но и сакральное значение. В этом римляне не отличались от многих других народов, в том числе и от восточнославянских, у которых считалось грехом ходить без пояса, а «распоясаться» значило «потерять честь» [10, c. 131]. У римлян не было обычая покрывать голову – в непогоду на голову натягивали тогу или надевали капюшон. Реже использовали шляпы, шапки и колпаки: их формы были заимствованы у греков. Женщины могли носить круглые шапочки.

Что касается обуви, то у римлян считалось неприличным ходить босиком даже дома [2, с. 338]. В качестве домашней обуви использовались сандалии, представлявшие собой подошвы с ремнями. Знатные римляне при выходе из дома надевали башмаки – калцеи (calcei). Это была кожаная обувь с ремешками, охватывающими ногу (Рис. 6). Калцеи носили только с тогой, это была официальная обувь. Женщины надевали калцеоли – богато украшенные башмачки из мягкой цветной кожи. Солдатские сапоги на толстой подошве, подбитой гвоздями, назывались калиги (Рис. 7). Один из римских императоров был прозван Калигула («сапожок»), поскольку его детство прошло в военных лагерях и родители заказали ему солдатскую обувь по размеру [29, с. 142].
Рис. 6. Калцеи. Рис. 7. Калиги.
Римские прически хорошо представлены в скульптуре, на рельефах и в вазописи. Как на женские, так и на мужские прически существовала мода. У женщин во времена Республики преобладали простые и скромные причёски: волосы делили прямым пробором пополам и зачёсывали по бокам назад, собирая в тугой «греческий узел». К концу республиканского периода причёски усложнились: стали использовать горячие и холодные завивки, плетение мелких и крупных кос, высокие валики надо лбом. Сохранился и «греческий узел». В императорский период женские причёски становятся всё сложнее, претенциозней, выше и больше в объёме. Волосы завивали в тугие локоны, укладывали вокруг головы, заплетали в косы, распускали на затылке, располагали валиком надо лбом или укладывали на каркас в виде кокошника (Рис. 8). Такие объёмные и сложные причёски требовали очень густой шевелюры, поэтому женщины начали использовать фальшивые волосы, шиньоны и парики. Мода на парики пришла из Азии, но особенно популярными они стали после войн с германцами, потому что римлянкам понравились их светлые волосы [2, с. 343]. Причёски украшались диадемами, повязками, фигурными шпильками, обручами различной ширины.

Рис. 8. Женские прически в Древнем Риме.


Мужчины почти до конца III в. до н. э. отпускали довольно длинные волосы и бороды. Позднее в моду вошли короткие стрижки и даже полностью бритые головы. Мода на чисто выбритое лицо отошла во II в. н. э. благодаря большому поклоннику греческой классики императору Адриану. Мужчины стали, подражая ему, носить короткие бородки и слегка подвитые вперёд волосы [11, с. 221-222]. Все юноши до совершеннолетия брили лица. Первые состриженные волосы ребёнка и первую сбритую юношескую бороду приносили в жертву богам.

Рассмотрим римские украшения. Во время пиров, жертвоприношений, исполнения общественных функций римляне использовали венки из роз, фиалок, мирта, сельдерея, плюща. Из металлических украшений особенно популярны были кольца: в Риме даже появилась мода на собирание коллекций колец и перстней (дактилиотек, от греч. «дактилиос» – «перстень») [23, с. 3]. Перстни часто были украшены геммами – драгоценными или полудрагоценными резными камнями. Римляне и римлянки носили также ожерелья, браслеты, серьги. Сохранилось большое количество римских зеркал – бронзовых или серебряных, полированных с одной стороны, а с другой украшенных гравировкой на мифологические сюжеты.


§ 2. Знаки власти и положения в обществе у римлян

Прежде всего рассмотрим отличительные знаки высших сословий и должностных лиц. Изначально привилегированным сословием в Древнем Риме были патриции, позже патриции и верхушка плебеев составили нобилитет – римскую знать. Представители знати, которые входили в сенат и занимали высшие магистратуры, носили белую тогу с широкой пурпурной полосой (Рис. 9). Такая одежда называлась тога претекста (toga praetexta). Здесь же необходимо отметить, что тогу претексту носили и мальчики до достижения совершеннолетия (16 лет). На тунике у сенаторов и высших магистратов были широкие вертикальные пурпурные полосы, которые шли параллельно одна другой от шеи до самого низа. Обувь сенаторов (калцеи) была красного цвета, в то время как обычная обувь патрициев была черной [2, с. 356-357].

Римских магистратов сопровождали ликторы – особые должностные лица (Рис. 10). Римский историк Тит Ливий приписывает введение ликторов легендарному основателю города Ромулу [18, с. 16]. Ликторы несли с собой пучки прутьев (фасции) с воткнутыми в них топорами. Первоначально они были исполнителями распоряжений магистратов, а также приводили в исполнение смертный приговор над римскими гражданами. Впоследствии они осуществляли только парадные и охранные функции, заключавшиеся в сопровождении высших магистратов и наблюдении за тем, чтобы им оказывали надлежащие почести. Число сопровождающих ликторов зависело от должности сопровождаемого лица: от одного до двадцати четырех.

Вторым римским сословием были всадники. Они надевали тогу с узкой пурпурной полосой (она еще называлась тога-трабея) и тунику с узкими пурпурными вертикальными полосами. На пальце всадники носили золотое кольцо [2, с. 356].

Особая одежда могла быть у жрецов. Например, одеяние жриц-весталок выглядело так: на голову, обвитую шерстяными, похожими на валики, повязками, было надето покрывало, ниспадающее до плеч; на груди висел круглый медальон (булла), белая туника была перехвачена по талии веревкой. Жрецов-арвальских братьев отличала белая повязка и венок из колосьев; фламина – островерхая шапочка, в которую была воткнута оливковая веточка с шерстинкой; авгуры, как и всадники, надевали тогу с узкими пурпурными полосами.

Рис. 9. Тога претекста. Рис. 10. Ликторы.


Низшие сословия римского общества – представители простого народа, рабы – выделялись своей одеждой, которая была менее официальной, чем у знатных римлян. Если уважающий себя римский гражданин должен был ходить непременно в тоге, то ремесленник во время работы или раб мог быть одет только в короткую тунику без пояса. Правое плечо при этом часто оставалось оголенным, чтобы удобнее было работать (Рис. 11). Знатные люди предпочитали белую тунику, а у крестьян, ремесленников и рабов она была темной, немаркого цвета [28, с. 107]. В холодную дождливую погоду работники надевали плащи-сагумы и капюшоны. Сельские жители обычно ходили босиком или плели легкие сандалии из спарта или веревок.


Рис. 11. Одежда ремесленников.


Специфический внешний вид имели римские воины. Выше уже было сказано, что они носили туники, обычно поддергивая их выше колен, плащи-сагумы и калиги. Отличительной чертой римских воинов можно считать также награды, которые они могли носить. Самыми почетными знаками отличия у римлян считались венки (coronae), которые делились на несколько видов: гражданский венок – за спасение товарища в бою; его делали из дубовых листьев (Рис. 12.1); осадный венок – за вызволение из осады своего отряда или войска; его сплетали из простой травы, сорванной на месте осады (Рис. 12.2); крепостной венок – вручался солдатам, которые при взятии города первые взошли на стену; изготовлялся из золота и изображал крепостные стены (Рис. 12.3); морской венок – за подвиги при сражениях на море; зубцы такой короны представляли собой нос корабля (Рис. 12.4); 5) венок за взятие вражеского вала (Рис. 12.5).

В качестве знаков отличия в римской армии использовались также особые флажки (вексиллумы), особые копья, не применявшиеся в бою, ожерелья и браслеты. Последние две награды стали известны римлянам после войны с галлами, но если противники римлян носили ожерелья на шее, а браслеты – на ногах, то римские солдаты стали прикреплять их на нагрудную часть панциря [14]. Также использовались фалеры – особые металлические, реже стеклянные бляхи с разного рода изображениями, которые носили на груди.



Рис. 12. Наградные венки римских воинов


В Риме всегда было немало отважных воинов, чьи подвиги были отмечены большим количеством боевых наград. Но среди всех этих героев на все времена непревзойденным остался Луций Сикций Дентат. По преданию, он жил в середине V в. до н. э. и за свою жизнь участвовал в ста двадцати сражениях, восемь раз выходил победителем в единоборствах, имел сорок пять шрамов на груди и ни одного на спине, был награжден восемнадцатью копьями, двадцатью пятью фалерами, восьмьюдесятью тремя ожерельями, более чем ста шестьюдесятью браслетами, четырнадцатью гражданскими венками, восемью золотыми, тремя венками за то, что первым взошел на стену, и одним осадным венком [21].
§ 3. Система имен в Древнем Риме

В классическое время полное римское мужское имя обычно состояло из трёх компонентов: личного имени, или преномена (praenomen), родового имени, или номена (nomen), и индивидуального прозвища или наименования ветви рода, когномена (cognomen). Лишь человек, у которого были все три имени, мог считаться полноценным римлянином. Долгое время такой привилегией обладали только патриции, но уже с V в. до н.э. и у плебеев распространяются все три имени.



Личное имя (преномен). Слово «praenomen» буквально означает «перед именем». Личное имя римлян было подобно современному мужскому личному имени. Римляне употребляли небольшое число личных имен. В надписях личные имена почти всегда писались сокращённо (1 – 3 буквы). Наиболее распространенные римские личные имена представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Распространённые римские личные имена.

Личное римское имя (преномен)

Русский перевод

Сокращение

Appius

Аппий

App.

Aulus

Авл

A. или Avl.

Decimus

Децим

D. или Dec.

Gaius

Гай

C.

Gnaeus

Гней

Cn.

Lucius

Луций

L.

Marcus

Марк

M.

Publius

Публий

P.

Quintus

Квинт

Q.

Sextus

Секст

Sex.

Titus

Тит

T.

Tiberius

Тиберий

Ti. или Tib.


Родовое имя (номен). Слово «nomen» буквально означает «имя». Родовое имя было названием рода и приблизительно соответствовало современной фамилии. Номен в классическую эпоху обычно оканчивался на -ius: например, Tullius – Туллий (из рода Туллиев), Julius – Юлий (из рода Юлиев). Родовые имена неримского происхождения имели другие окончания: например, сабинско-оскские на -enus (Alfenus, Varenus), этрусские на -arna, -erna, -enna, -ina, -inna (Mastarna, Spurinna). Общее число родовых имен доходило до тысячи.

В надписях родовые имена, как правило, писались полностью.



Прозвище (когномен). Когда род разрастался и внутри него выделялись отдельные семьи, появлялась необходимость в когноменах. Первые семейные прозвища возникли в среде патрициев и были связаны с главными в то время занятиями римлян – земледелием и скотоводством: например, семейное прозвище Цицеронов происходит от слова «цицеро» – «горох». Другие когномены отражают какую-либо характерную черту человека: Катон – ловкий, хитроумный; Брут – косный, туповатый; Красс – толстый. Прозвище «Сципион» происходит от латинского слова «посох» (scipio), так как один из членов этого рода служил своему слепому отцу поводырем вместо посоха. Наличие когномена было не обязательно, и у некоторых родов вообще никогда не было прозвищ. Яркими примерами этого являются политики и полководцы Гай Марий и Марк Антоний.

Второе прозвище (агномен). Бывали случаи, когда один человек имел два прозвища, второе из которых называлось агномен (agnomen). Иногда римлянин получал агномен за какие-либо особые заслуги. Например, Публий Корнелий Сципион в честь победы, одержанной им над Ганнибалом в 202 г. до н. э., стал именоваться Африканским (Africanus). Марк Порций Катон, прославившийся своей деятельностью в качестве цензора, остался в истории как Катон Цензор.

В Древнем Риме обычным явлением было усыновление, которое называлось адопция (adoptio). После адопции усыновленный человек переходил в другой род и менял при этом свое имя: он принимал полное тройное имя усыновителя, а свое собственное родовое имя сохранял как второй когномен с прибавлением суффикса -ан. Так, Гай Октавий, будущий император Август, после усыновления его Гаем Юлием Цезарем получил имя Gaius Julius Caesar Octavianus – Гай Юлий Цезарь Октавиан.

Римские женщины не имели личных имен. Когда рождалась девочка, ее называли женской формой родового имени: Tullia – Туллия (из рода Туллиев), Julia – Юлия (из рода Юлиев). Так как все женщины в роду имели одинаковое имя, то их различали по возрасту: например, Minor (младшая) и Major (старшая); если в семье было больше двух дочерей, то их называли Secunda (вторая), Tertia (третья) и т. д. Замужняя женщина сохраняла свое имя, но к нему прибавлялся когномен ее мужа.

§ 4. Семья в Древнем Риме

Сначала поговорим о том, каково было положение в семье мужчины и женщины, родителей и детей. Из предыдущего параграфа мы узнали, что у женщин в Древнем Риме не было личных имен. Одно это уже свидетельствует о том, что для римской семьи было характерно главенство мужчины над женщиной и детьми. Глава семьи (pater familias) мог распоряжаться судьбой своих детей, а муж был главнее жены. Отец семейства имел право жизни и смерти даже над взрослыми детьми, включая внуков и правнуков. Оно было частью отцовской власти (patria potestas), распространявшейся и на все имущество фамилии. Отцовская власть над детьми заканчивалась только со смертью отца. В пример можно привести известную легенду о Горациях и Куриациях, рассказанную Титом Ливием [18, с. 30-34]. После поединка трех братьев Горациев, которые представляли Рим, и трех братьев Куриациев из города Альбы, единственный оставшийся в живых Гораций пришел в Рим с победой. Все приветствовали его; не радовалась только сестра Горация, поскольку один из погибших Куриациев был ее женихом. Разгневанный брат убил сестру. Брата судили, но оправдали из уважения и сочувствия к его отцу: «На суде особенно сильно тронул собравшихся Публий Гораций-отец, объявивший, что дочь свою он считает убитой по праву: случись по-иному, он сам наказал бы сына отцовскою властью. Потом он просил всех, чтоб его, который так недавно был обилен потомством, не оставляли вовсе бездетным» [18, с. 33].

Однако нельзя считать женщину в Риме полностью бесправной. Римляне полагали, что они женятся для того, чтобы иметь подругу и соучастницу всей жизни. Из жизнеописания Брута (автор Плутарх) нам известны слова его жены Порции: «Я вышла за тебя замуж, не только чтобы спать и есть с тобой, как гетера, но чтобы делить с тобой и радость, и горе» [28, с. 365]. К женщине относились с уважением и дома, и в обществе: в ее присутствии нельзя было сказать грязного слова, вести себя непристойно. В доме она была полновластной хозяйкой, и не только рабы и слуги, но и муж почтительно обращались к ней «domina» («госпожа»).

Власть отца или мужа проявляется и в видах браков. Согласно римскому праву, существовали следующие виды брака:

1) matrimonium justum («законный брак»); он включал в себя такие подвиды:

а) брак cum manu – буквально «с рукой»: жена переходила из-под власти отца или опекуна под власть мужа; приданое становилось собственностью мужа; муж возвращал приданое только в случае, если брак расторгался по его инициативе; наследство жены переходило в собственность мужа; жена причислялась к роду мужа;

б) брак sine manu – буквально «без руки»: жена оставалась под властью отца; муж не имел права на его имущество, кроме приданого;

2) matrimonium injustum («незаконный брак»); несмотря на название, такой брак признавался законом, но не был подтвержден необходимыми религиозными обрядами.

Законный брак мог заключаться разными способами. В древние времена во всех патрицианских семьях существовал обряд конфарреации. Конфарреацию совершал жрец-великий понтифик и фламин Юпитера в присутствии десяти свидетелей; новобрачные при этом съедали часть особого пирога из полбы (по-латыни – far, отсюда и название конфарреация), другую часть приносили в жертву богам-покровителям семьи. В период Республики вместо конфарреации исполнялся, в основном, обряд коемпцио («купля») – символическая покупка невесты у ее родителей за символическую плату: жених бросал на весы всего один сестерций. Брак, заключенный посредством узус («совместная жизнь»), считался законным в силу давности совместного проживания в течение года; но уже по законам ХII Таблиц отсутствие дома более трех дней освобождало жену от власти мужа. В период Империи самым распространенным был брак, заключенный посредством договора: жена оставалась самостоятельной и свободно распоряжалась своим имуществом под контролем отца или опекуна, она не переходила под власть мужа [2, с. 349-350; 28, с. 204-206].

Девушек обычно выдавали замуж рано, чаще всего между 15 и 18 годами, но иногда даже в тринадцатилетнем возрасте. В обычае было обручать детей; между обручением и свадьбой проходило иногда несколько лет. Собственно брачная церемония подробно описана в разных работах [5, с. 57-62; 11, с. 121-124; 28, с. 206-209], и мы не считаем необходимым останавливаться на этом.

Рассмотрим, как у римлян было организовано воспитание и образование детей. Рождение ребенка было праздником, в честь которого на двери дома вешали венки. Отец поднимал младенца, которого клали перед ним на землю: это значило, что он признавал его своим законным ребенком. А он мог отвергнуть его, и тогда новорожденного выбрасывали. На восьмой день девочке и на девятый мальчику нарекали имя; этот день был семейным праздником: собирались близкие, приносилась жертва, очищавшая ребенка и мать, и устраивалось угощение.

Дети обычно носили амулеты, которые оберегали от злых духов. Самым распространенным был круглый амулет-медальон – булла (Рис. 13). Мальчики носили их до дня своего совершеннолетия, а после этого буллы вешали около изображения домашних богов-Ларов как жертву им.




Рис. 13. Статуя Нерона в детском Рис. 14. Абак.

возрасте в тоге и с буллой.


Начальное образование дети получали дома или в школе. Учителями, как правило, были греки, хотя в образовании детей могли участвовать и родители. Школы в Риме были трех ступеней: начальная, школа грамматика и школа ритора. В начальных школах учились дети в возрасте от 7 до 11 – 12 лет. Их обучали читать, писать и считать. Писали заостренной палочкой (стилем) на вощеных дощечках, а также чернилами на папирусе и пергаменте. Счету обучались на пальцах и с применением счетной доски, которая называлась абак (Рис. 14).

Сыновья состоятельных родителей продолжали свое образование в грамматической школе, где главным предметом была литература. Грамматик должен был научить мальчиков правильно говорить и писать и основательно ознакомить с произведениями греческой и римской литературы. Урок строился по определенной схеме: lectio – «чтение», emendatio – «исправление текста», так как в текстах могло быть много ошибок, допущенных переписчиками, enarratio – «комментарий», indicium – «суд», то есть общий обзор результатов предшествующего анализа и эстетическая оценка прочитанного.

Примерно в 13 – 14 лет юноши поступали в школу ритора. Подробное описание системы этой школы дает Квинтилиан в сочинении «Воспитание оратора». Риторская школа готовила оратора для выступления в суде или на политической сцене, что было очень важно для молодого человека, собиравшегося сделать карьеру в Древнем Риме. Когда мальчик достигал совершеннолетия (15 – 16 лет), отец поручал его заботам кого-либо из крупных государственных деятелей. Юноша сопровождал своего наставника в сенат, присутствовал при обсуждении государственных вопросов, слушал выступления ораторов, наблюдал за политической борьбой. После этого практического введения в политическую жизнь молодой человек проходил военную службу, после которой он мог вернуться в Рим и начать свою политическую карьеру.
* * *

Римское общество, как и многие другие древние общества, к моменту создания государства было родовым и патриархальным. Главную роль в общественной жизни играл мужчина, носивший не только личное, но и родовое имя. Женщина зависела от мужчины, но не была полностью бесправной. В оформлении внешнего вида римлян сказались как местные традиции (например, ношение тоги), так и заимствованные у других народов (этрусков, греков, германцев).



Тесты для самоконтроля
Тест № 1

Укажите правильный ответ

  1. Официальной верхней одеждой римских женщин была:

а) туника; б) пенула; в) стола; г) тога.


  1. Такая обувь, как калиги, была характерна для:

а) ремесленников;

б) солдат;

в) сенаторов и высших магистратов;

г) женщин.


  1. Должностные лица, сопровождавшие и охранявшие римских магистратов, назывались:

а) риторы; б) фасции; в) калцеи; г) ликторы.


  1. В имени Публий Корнелий Сципион Африканский слово «Корнелий» является:

а) первым прозвищем (когноменом);

б) вторым прозвищем (агноменом);

в) личным именем (преноменом);

г) родовым именем (номеном).


  1. Что означает слово адопция:

а) усыновление; б) купля; в) договор; г) совместная жизнь.


  1. Что из перечисленного НЕ являлось воинской наградой:

а) флажки; б) венки; в) перстни; г) браслеты.


  1. Литературе детей в Древнем Риме основательно обучали в:

а) школе форума;

б) школе ритора;

в) школе грамматика;

г) начальной школе.


  1. Соотнесите понятие и его определение:

1) булла;

а) вид плаща;

2) конфарреация;

б) вид обуви;

3) лацерна;

в) круглый медальон-амулет;

4) фалера.

г) вид брачного обряда;




д) воинская награда.




  1. Пользуясь ассоциациями латинского языка с русским и другими современными европейскими языками, соотнесите римские родовые имена и прозвища с их происхождением или значением:

1) Ovidius (Овидий);

а) от слова «восьмой»;

2) Nasica (Назика);

б) «рыжебородый»;

3) Ahenobarbus (Агенобарб);

в) от слова «осел»;

4) Octavius (Октавий);

5) Asinius (Азиний);

г) «самый большой», «величайший»;

д) «остроносый»;

6) Maximus (Максим.)

е) от слова «овца».


Выберите правильные ответы

  1. Укажите признаки, характерные для римских всадников:

а) венок из дубовых листьев;

б) золотое кольцо;

в) туника с одним рукавом;

г) тога и туника с узкими полосами;

д) тога и туника с широкими полосами.
Задания для самостоятельной работы


  1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Ниже приведен отрывок из «Сатирикона» Петрония (I в. н. э.). В тексте рассказывается о богатом и хвастливом вольноотпущеннике Трималхионе, который устроил пир и пригласил на него гостей.

«На левом мизинце его (Трималхиона) было толстое позолоченное кольцо, на кончике безымянного пальца той же руки – кольцо поменьше, и, как мне показалось, чистого золота, только усеянное сверху железными звездочками. А чтобы не этим только убранством похвалиться перед нами, он обнажил правую руку, на которой красовался золотой браслет и кольцо слоновой кости, сомкнутое сверкающей пластинкой» [25, с.147].



  1. Вспомните из курса истории древнего мира, кто такой вольноотпущенник.

  2. Назовите, какие украшения, из какого материала были у Трималхиона.

  3. Как вы думаете, почему одно кольцо было позолоченное, а другое золотое с железными звездочками? Имел ли Трималхион право носить чисто золотое кольцо?




  1. Рассмотрите иллюстрации и сравните внешний вид римлян эпохи Республики и Империи.

Рис. 15. Портрет консула Рис. 16. Портрет Г.Юлия Цезаря Рис. 17. Портрет Адриана

(Ранняя Республика) (Поздняя Республика) (Ранняя Империя)




  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница