Теория, методология и методы психологического исследования Фёдоров Александрович




Скачать 224.52 Kb.
Дата20.03.2016
Размер224.52 Kb.

Теория, методология и методы психологического исследования

Фёдоров Александр Александрович




Et.nsu.ru, дата размещения 11.11.2014



Аннотация

«Теория, методология и методы психологического исследования» представляет собой курс, позволяющий ознакомиться с основами проведения психологических исследований. Эта дисциплина тесно связана с методологическими основами психологии, психологическим практикумом, психодиагностикой, экспериментальной психологией, т.е. со всеми теми дисциплинами, в которых рассматриваются проблемы методологии психологии и психологического исследования. Знания и умения, полученные в ходе основания данной дисциплины, могут задействоваться в любых последующих курсах, а также написании квалификационных и исследовательских работ.

Курс «Теория, методология и методы психологического исследования» фокусируется на «инструментальной» части психологической науки, которая, по сути, представляет собой каркас для изучения самых разнообразных психологических феноменов. Знание методологии и методов проведения психологического исследование является важным элементов в общей структуре знаний психолога, поскольку оно необходимо не только тем, кто проводит научные исследования, но и тем, кто занимается практической деятельностью.

Курс читается в первом семестре, итоговая аттестация – экзамен.



1. Цели и задачи учебной дисциплины
1.1. Целью курса является формирование у студентов профессиональной компетентности в области планирования и проведения теоретического и эмпирического исследования в психологии.

Основные задачи курса:




        1. формирование у студентов самых общих представлений о методологии науки вообще;

        2. формирование знаний о критериях научного знания;

        3. формирование системы знаний о критическом анализе научных утверждений, касающихся различных психологических феноменов;

        4. формирование теоретических знаний о схемах проведения исследовательского процесса.

        5. формирование у студентов навыков анализа литературы, поиск идеи для изучения, формулировка гипотезы для проверки;

        6. формирование знаний о диагностических методах и методиках, используемых в психологической практике, их возможностях и ограничениях, преимуществах и недостатках;

        7. отработка у студентов навыков выбора плана исследования;

        8. формирование знаний о подборе выборки исследования; ознакомление с этическими нормами;

        9. отработка навыков подбора метода обработки данных методик путем математико-статистического анализа;

        10. обучение способам обработки и интерпретации результатов методик, написанию заключений на их основе;

        11. развитие у студентов способности представлять результаты исследования научному сообществу (комиссии, журналу, аудитории).


1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Курс «Теория, методология и методы психологического исследования» принадлежит к общенаучному циклу дисциплин

В структуре образовательной программы дисциплина «Теория, методология и методы психологического исследования» строится с опорой на следующие курсы: общая психология, общий психологический практикум.

Требования к «входным» знаниям, умения и готовностям обучающегося. Для успешного освоения дисциплины студент должен иметь представление методах психологии.

Связь с последующими дисциплинами. Знания и умения, полученные в ходе основания данной дисциплины, могут задействоваться в любых курсах, имеющих отношение к исследовательскому процессу в психологии, например, курсе «Экспериментальная психология».


1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Способность и готовность к:

  • владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

  • использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

  • применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

  • проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

  • овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

  • ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8);

  • пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

  • участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

  • проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);

  • подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17).

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

  • философские основания науки как исходную базовую платформу для реализации познавательной деятельности в психологии;

  • основные характеристики теоретических ориентаций современной психологии;

  • критерии научного знания;

  • отличия науки от псевдонауки, паранауки, квазинауки и пр.;

  • историю методологических сдвигов в развитии психологии как самостоятельной науки от классических стандартов к стандартам методологии неклассической и постнеклассической науки в современной психологии.

  • принципы построения схемы исследовательского процесса;

  • структуру схемы исследовательского процесса;

  • основные характеристики теоретического и эмпирического исследования, их сходства и различия;

  • особенности планирования психологических исследований.


Уметь:

  • четко видеть основные задачи на каждой ступени исследовательского процесса;

  • самостоятельно разрабатывать схемы исследования;

  • определять и измерять переменные;

  • выбирать исследовательскую стратегию;

  • выбирать надежные и валидные средства диагностики психологических характеристик;

  • выбирать метод обработки данных;

  • анализировать полученные данные.


Владеть:

  • основными исследовательскими техниками в психологии;

  • инструментарием критического анализа (модель Дж. Смита).


2. Содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Теория, методология и методы психологического исследования» составляет 3 зачетных единицы, 118 часов. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен (20 часов в учебном плане).
2.1. Тематический план дисциплины




п/п




Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

Феномен науки. Введение в психологическое исследование

I

1, 2

4

2

4

эссе

2

Психология, псевдонаука и критическое мышление

I

3, 4

4

2

4

тестирование

3

Основы методологии психологии

I

5, 6

4

2

4

эссе

4

Тема и программа психологического исследования

I

7

2

2

4

тестирование

5

Проблема плагиата в исследовании

I

8

2

-

2

-

6

Литература в исследовании: виды и поиск

I

9

2

2

2

тестирование

7

Литература в исследовании: анализ и обзор

I

10

2

-

2

тестирование

8

Гипотеза исследования

I

11, 12

4

2

4

тестирование

9

Дизайн исследования

I

13, 14

4

2

4

тестирование

10

Определение переменных. Методы исследования

I

15, 16

4

2

4

тестирование

11

Проведение исследования и анализ данных. Интерпретация результатов

I

17

2

2

4

тестирование

12

Философия науки и психология науки

I

18

2

-

2

тестирование



2.2. Содержание тем курса
ТЕМА 1. ФЕНОМЕН НАУКИ. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Наука и научная картина мира. Проблема познаваемости мира. Способы познания. Понятие научного метода. Общая схема процесса научного исследования. Ступени исследовательского процесса. Роль идеи в научном исследовании. Основные исследовательские ошибки (ошибки сбора данных и их переработки и ошибки интерпретации). Номотетический и идиографический подходы к научному исследованию. Сторонники номотетики и идиографики в психологии. Проблема фальсификации в психологическом исследовании.
Список обязательной литературы:

  1. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.


ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЯ, ПСЕВДОНАУКА И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Проблема демаркации научных утверждений от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук. Антинаука (доктрины и практики, которые рассматривают науку как зло, источник человеческих несчастий, как угрозу самому человеческому существованию.). Лженаука. Псевдонаука (совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин). Особенности псевдонауки (нефальсифицируемость, идейная ангажированность, игнорирование фактов и пр.). Паранаука (группа концепций и учений идейно-гипотетического, теоретического, эмпирического и псевдотеоретического характера, стремящихся к применению научной методологии к предметам ненаучного и вненаучного характера – паранормальным явлениям). Квазинаука (область знания, в котором в разной степени и пропорции содержатся ложные и, возможно, истинные утверждения и которая может содержать утверждения как фактуального, так и сфальсифицированного характера). Логика научного исследования. Критический рационализм. Критическое мышление как целенаправленная, саморегулирующаяся система суждений, используемых для интерпретации, анализа, оценки и формулирования выводов, а также для объяснения доказательных, концептуальных, методологических, критериологических или контекстуальных рассуждений, на которых сама система суждений основана. Когнитивные навыки, необходимые для критического мышления (навык интерпретации; анализа; оценки; формулирования выводов; объяснения; саморегулирования). Критический анализ как стратегия исследования: выявление противоречий; выявление ошибок; анализ с целью оценки; научная проверка достоверности. Инструментарий критического анализа (инструментарий здравомыслящего критика Дж. Смита). Проверка основы убеждения: анализ источников; проверка логики; проверка того, базируется ли утверждение на наблюдениях. Анализ фундаментальных альтернативных объяснений: естественные случайности; ошибки восприятия или обман; ошибки памяти; эффект плацебо; сенсорные аномалии и галлюцинации.
Список обязательной литературы:

  1. Смит Дж. Псевдонаука и паранормальные явления: критический взгляд. М.: Альпина нон-фикшн, 2011.


ТЕМА 3. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ПСИХОЛОГИИ
Соотношение понятий «философия», «наука» и «методология». Уровни методологического знания в психологии. Методологическая лестница (по Н.С. Розову). Структура психологический теорий (по А.В. Юревичу). «Топология» фактуального поля психологии. Типы когнитивных систем в психологии. Основные схизисы в психологии. Типы научной рациональности и их воплощение в психологии.
Список обязательной литературы:


  1. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

  2. Юревич А. В. Психология и методология. М.: Институт психологии, 2005


ТЕМА 4. ТЕМА И ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Типы исследовательских вопросов в психологии. Различные виды боязни экспериментальных идей (по Д. Мартину). Стратегии поиска темы исследования. Роль ключевых слов в выборе темы исследования. Понятие программы исследования. Проблема психологического исследования. Цель психологического исследования. Задачи исследования. Объект и предмет психологического исследования.
Список обязательной литературы:

  1. Радаев В. В. Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001.


ТЕМА 5. ПРОБЛЕМА ПЛАГИАТА В ИССЛЕДОВАНИИ
Проблема плагиата в академическом сообществе. Отношение к плагиату в России и за рубежом. Вида плагиата. Цитаты в научном тексте. Правила цитирования и оформление цитат. Парафраза и ее использование.
Список обязательной литературы:

  1. Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, Наука, 2007.


ТЕМА 6. Литература в исследовании: виды И поиск
Различия первичных, вторичных и третичных источников литературы. Типы источников и их использование в исследовании (по Риду и Бакстеру). Практика работы с электронными базами данных научных публикаций. Электронные библиотеки. Структура электронных баз данных. Варианты работы с электронными базами данных. Поиск литературы в Google Scholar.
Список обязательной литературы:

  1. Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, Наука, 2007.

ТЕМА 7. Литература в исследовании: АНАЛИЗ И ОБЗОР
Типы обзоров литературы. Три вида чтения источников (по У. Буту и др.). Роль контекста. Работа с теоретическим текстом. Анализ текста, описывающего эмпирическое исследование. Анализ отдельных частей статьи. Составление конспекта. Логика построения обзора литературы (по В.В. Константинову).
Список обязательной литературы:

  1. Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, Наука, 2007.

  2. Гудвин Дж. Исследование в психологии. СПб.: Питер, 2004.



ТЕМА 8. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Определение гипотезы. Угрозы концептуальной валидности. Логическая характеристика гипотезы. Существенные признаки гипотезы. Источники гипотез. Общие требования к гипотезам научного исследования. Логическая структура гипотезы и ее виды. Возможные виды развития и проверки гипотезы. Классификация гипотез по Готтсданкеру. Процедура операционализации. Научная и статистическая гипотезы. Ошибки при проверке статистических гипотез.

Списокобязательной литературы:

  1. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.

  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000.

ТЕМА 9. ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ
Дизайн исследования, исследовательская стратегия и исследовательский план. Типы исследовательских стратегий (по Граветтеру). Типы исследовательских планов (по Граветтеру). Типы дизайнов исследования. Пассивный дизайн и его типы (описательный, корреляционный, межгрупповой). Экспериментальный дизайн. Виды экспериментальных переменных. Виды факторных планов. Экспериментальный однофакторный план. Факторные планы. Квазиэкспериментальный дизайн. Систематический обзор и метаанлиз. Исследование единичного случая.
Список обязательной литературы:

  1. Гудвин Дж. Исследование в психологии. СПб.: Питер, 2004.

  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000.

ТЕМА 10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕМЕННЫХ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Переменные: зависимая, независимая и внешние. Методы контроля экспериментальных переменных, виды независимых, зависимых и внешних переменных и отношения между зависимой и независимой переменными. Типы измерительных процедур. Самоотчеты. Регистрация физиологических показателей. Регистрация наблюдаемого поведения. Классификации методов по Г.Д. Пирьову. Классификации методов по М.С. Роговину и Г.В. Заленскому. Классификация методов Б.Г. Ананьева. Классификация методов В.Н. Дружинина. Классификации психодиагностических методов. Подходы к конструированию шкал. Психометрические характеристики методов. Основные качественные методы. Феноменологический метод. Q-методология.
Список обязательной литературы:

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2006.

  3. Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2001.

  4. Гудвин Дж. Исследование в психологии. СПб.: Питер, 2004.


ТЕМА 11. Проведение исследования И Анализ данных. Интерпретация результатов
Методический раздел научной работы. Выборка исследования. Объем выборки. Зависимые и независимые выборки. Вероятностная выборка. Невероятностная выборка. Стратегия построения групп. Подготовка материала методик. Сбор данных. Ручная обработка. Электронная обработка. Электронные таблицы. Ввод данных. Использование формул. Экспорт и импорт данных. Выбор метода обработки данных. Основные статистические процедуры. Проверка распределения на нормальность. Сравнение групп. Корреляция. Обратная связь испытуемым. Общие рекомендации по представлению статистических данных. Интерпретация результатов. Обобщение. Форма представления результатов исследования.
Список обязательной литературы:

  1. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.

  2. Гудвин Дж. Исследование в психологии. СПб.: Питер, 2004.

  3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000.

  4. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. Москва: МПСИ, Флинта, 2003.


ТЕМА 12. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ
Феномен науки. Позитивизм как философия науки. Этапы развития позитивизма. Подход К. Поппера. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Понятие парадигмы по Т. Куну. Методологический анархизм П. Файерабенда. Психология науки. Homo Scientus. Проблема мошенничества в науке. Эффективность науки. Конец науки?
Список обязательной литературы:

  1. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. Учебное пособие. М.: Флинта, 1998.


3. Учебно-методические материалы дисциплины
3.1. Основная литература


  1. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. Учебное пособие. М.: Флинта, 1998.

  2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.

  3. Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2001.

  4. Бурлачук Ф.Е. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2002.

  5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2006.

  6. Гудвин Дж. Исследование в психологии. СПб.: Питер, 2004.

  7. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.

  8. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1994.

  9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000.

  10. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. Москва: МПСИ, Флинта, 2003.

  11. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М.: Изд-во МГУ. 1983.

  12. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003.

  13. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование. Киев: ПАН ЛТД, 1994.

  14. Купер К. Индивидуальные различия. М : Аспект Пресс, 2000.

  15. Лаак Ян тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М.: Изд-во ИПП, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

  16. Ликеш И., Ляга Й. Основные таблицы математической статистики. - М., 1985

  17. Поппер К. Р. Логика научного исследования. М.: Республика, 2004.

  18. Проективная психология / Пер. с англ. М. Будыниной, С. Лихацкой, Г. Миннигалиевой и др. Науч. ред. Р. Римская, И. Кириллов. М.:Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000.

  19. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. СПб.: Питер, 2004.

  20. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. СПб.: Питер, 2005.

  21. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005

  22. Сидоренко Е.Н. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2002.

  23. Смит Дж. Псевдонаука и паранормальные явления: критический взгляд. М.: Альпина нон-фикшн, 2011.

  24. Смит Н.В. Современные системы психологии / Пер. с англ. под общ. ред. А.А. Алексеева. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

  25. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Издательство «Речь», 2003.

  26. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

  27. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

  28. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: В 3 ч. М., 2003.

  29. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт М., 2002.

  30. Эденборо Р. Практическая психометрия. Эффективное интервьюирование. СПб.: Питер-М, 2003.

  31. Юревич А. В. Психология и методология. М.: Институт психологии, 2005.



3.2. Дополнительная литература


  1. Айзенк Г. Парадоксы психологии. М.: Эксмо, 2009.

  2. Айзенк Г.Ю. Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел. Мн.: Харвест, 2003.

  3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.

  4. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.

  5. Каку М. Физика невозможного. М. Альпина нон-фикшн, 2011.

  6. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: МГУ; Изд-во ЧеРо, 2001.

  7. Кун Т. Структура научных революций. М.: Издательство АСТ. 2001.

  8. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева и Д.А. Леонтьева. М., 1994.

  9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

  10. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии: учеб. пособие. М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2005.

  11. Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб .: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

  12. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.

  13. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986

  14. Слейтер Л. Открыть ящик Скиннера. М.: АСТ, 2007.

  15. Сторожук А.Ю. Пределы науки: Монография. Новосибирск: НГУ, 2005.

  16. Талбот М. Голографическая Вселенная. М.: София, 2004.

  17. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  18. Юревич А.В. Системный кризис психологии // Вопросы психологии 1999. № 2. С. 3–10.


4. Контроль изучения дисциплины
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
4.1. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Чем отличается научная картина мира от ненаучной?

  2. Сопоставьте идиографический и номотетический подходы к исследованию.

  3. Может ли научный метод быть исключительно эмпирическим?

  4. Назовите основные типы рациональности и их отличительные характеристики.

  5. Как следует изучать явления с точки зрения постнеклассической науки?

  6. Как можно определить понятие «парадигма»?

  7. В чём заключается проблема демаркации науки?

  8. Что такое критический рационализм?

  9. Что такое инструментарий критического анализа (инструментарий здравомыслящего критика) и кто его автор?

  10. Структура психологического исследования.

  11. Методология, методика и техника в психологическом исследовании.

  12. Какова структура программы исследования?

  13. В чем заключается сущность проблемы исследования?

  14. Как нужно подходить к выбору темы исследования?

  15. Ответы на какие вопросы можно получить только экспериментальным путем и почему?

  16. Почему плагиат недопустим в научной среде?

  17. Как бороться с плагиатом в студенческих работах?

  18. В каких случаях лучше использовать цитату, а в каких - парафразу?

  19. Какие существуют подходы к построению обзора литературы? Опишите их плюсы и минусы.

  20. Перечислите характерные особенности научного стиля.

  21. Как правильно анализировать научную статью?

  22. Перечислите основные достоинства и недостатки типов источников.

  23. Можно ли использовать при написания научных работ вторичные и третичные источники?

  24. Как правильно работать с электронными базами данных?

  25. Как нужно подходить к формулировке гипотез?

  26. Какую роль играет процедура операционализации в исследовании?

  27. Назовите основные источники гипотез и приведите примеры реальных исследований, которые соотносятся с ними.

  28. Приведите основные классификации и дайте описание методов психологического исследования.

  29. Что такое исследовательская стратегия?

  30. Что такое исследовательский план?

  31. Каковы требования к выборке исследования?

  32. Каковы требования к подготовке и проведению эксперимента?

  33. В чем заключается отличие между мета-анализом и систематическим обзором?

  34. Охарактеризуйте различия внутренней и внешней валидности исследования.

  35. Опишите условия, при которых может снизиться валидность статистических выводов эксперимента.

  36. Каковы основные этапы при создании психологической методики?

  37. Дайте характеристику основных подходов к конструированию психологических шкал.

  38. Опишите условия, при которых может снизиться внешняя валидность.

  39. Назовите основные различия между описательной статистикой и статистикой вывода.

  40. В чем заключается принцип фаллибилизма?

  41. Каковы основные мифы о научном знании (с т.з. Веймера)?

  42. Какие формы может принимать мошенничество в науке?


4.2. Темы рефератов (примерный список)


  1. Понятие научной картины мира.

  2. Сравнительный анализ науки, паранауки, квазинауки, антинауки, лженауки и псевдонауки

  3. Виды научной рациональности.

  4. Классификации психологических парадигм

  5. Наука и паранормальные явления

  6. Инструментарий критического анализа

  7. Особенности анализа источников в психологии

  8. Значение эмпирического метода для научного знания

  9. Гипотеза и факт в психологическом исследовании

  10. Эксперимент в психологии

  11. Корреляционное исследования: преимущество и недостатки

  12. Степень универсальности и уникальности исследовательских методов в психологии

  13. Виды исследовательских стратегий: сравнительный анализ

  14. Вида исследовательских планов: достоинства и недостатки

  15. Шкалы измерений

  16. Типы отчетов по результатам исследований

  17. Исследования в пределах и за пределами лаборатории


4.3. Образцы вопросов для подготовки к экзамену


  1. Этапы психологического исследования (по Граветтеру)

  2. Номотетический и идиографический подходы к психологическому исследованию

  3. Общие представления о методологии науки и ее уровнях

  4. Понятие метадигмы и парадигмы (по А. В. Юревичу)

  5. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука: понятия и признаки

  6. Сущность плагиата и его виды

  7. Наука и псевдонаука

  8. Объект и предмет психологического исследования

  9. Виды и типы источников

  10. Основные электронные базы данных

  11. Принципы анализа различных разделов статьи

  12. Понятие валидности и ее виды

  13. Основные признаки научного стиля

  14. Гипотеза исследования: источники и виды

  15. Требования к гипотезам исследования (по В. А. Ядову)

  16. Понятие статистической гипотезы

  17. Понятие дизайна исследования, исследовательской стратегии и плана

  18. Типы дизайна исследования: краткая характеристика

  19. Пассивный дизайн психологического исследования

  20. Экспериментальный дизайн психологического исследования

  21. Квази-экспериментальный дизайн психологического исследования

  22. Систематический обзор и мета-анализ

  23. Основные классификации методов психологического исследования

  24. Классификация методов психодиагностики

  25. Подходы к конструированию психологических шкал

  26. Дескриптивная статистика и статистика вывода

  27. Основные статистические методы

  28. Подходы к построению обзора литературы (по В.В. Константинову)

  29. Позитивистский подход к анализу науки: основные идеи

  30. Психология науки


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница