Теоретические аспекты организации биологического просвещения детей в современной России




Скачать 103.68 Kb.
PDF просмотр
Дата01.12.2018
Размер103.68 Kb.

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты организации биологического просвещения детей в современной России
1.1 Биологическое просвещение как базовый элемент экологической культуры: понятие, цель, значение
1.2 Основные подходы и принципы организации биологического просвещения
1.3 Характеристика содержания развития биологического просвещения
Глава 2. Методика организации системы биологического просвещения детей старшего школьного возраста
2.1 Построение системы биологического просвещения учащихся в рамках единого образовательного пространства
2.2 Методы формирования экологической культуры учащихся.
Основные средства и приемы работы
2.3 Методические особенности организации биологического просвещения детей старшего школьного возраста
Глава 3.Анализ влияния организации биологического просвещения на уровень сформированности экологической культуры старших школьников
(на примере)
3.1 Состояние деятельности и анализ основных проблем в работе по формированию экологической культуры в МБОУ «»
3.2. Реализация программы биологического просвещения детей старшего школьного возраста в МБОУ «»
3.3. Оценка воздействия работы в сфере биологического просвещения на уровень экологической культуры
3.4. Перспективные направления работы по аспекты организации биологического просвещения детей старшего школьного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение
В настоящее время, когда человечество выступает ключевым фактором воздействия на биосферу, изменения хода ее естественной эволюции проблема окружающей среды приобретает особую актуальность. Особый интерес представляет биологическое просвещение и совершенствование экологической культуры человека, которые сегодня рассматриваются как необходимые условия преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и регуляторы отношений в системе «человек
- окружающая среда».
Сущность биологического просвещения заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения понимать окружающий мир,
ценность и красоту естественной среды – в таких условиях особую важность приобретает формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия.
Биологическое просвещение представляет целостную систему,
охватывающую всю жизнь человека, и должно начинаться с раннего детства,
когда закладываются первые основы миропонимания и нравственно ценностного опыта взаимодействия с предметно - природной средой. Однако в настоящее время наблюдается противоречие между объективно возросшими требованиями общества к биологическому просвещению детей дошкольного возраста и недостаточностью, зачастую отсутствием систематичности биологических знаний в педагогической работе дошкольных учреждений, что актуализирует проблему организации биологического просвещения детей дошкольного возраста.
Объект работы - биологическое просвещение дошкольников.
Предмет исследования – организация процесса биологического просвещения детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы – проанализировать особенности организации биологического просвещения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты организации биологического просвещения детей в современной России;
- определить особенности биологического просвещения детей дошкольного возраста;
- установить методические основы организации системы биологического просвещения детей старшего школьного возраста
- проанализировать влияние биологического просвещения на уровень сформированности экологической культуры старших дошкольников.

Глава 1 Теоретические аспекты организации биологического
просвещения детей в современной России
1.1 Биологическое просвещение как базовый элемент
экологической культуры: понятие, цель, значение
В настоящее время, биология изучающая структуру,
функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле рассматривается как ключевая дисциплина,
приоритетно значимая для социума. Результаты многочисленных биологических исследований расширяют возможности человека и направлены на решение наиболее актуальных проблем современности - охраны здоровья, обеспечения продовольственными и промышленными ресурсами, развития передовых технологий, сохранения разнообразных форм жизни на Земле. Таким образом, биологические знания выступают важными составляющими в системе образования, являясь основой экологической культуры и грамотности современного человека. Биологическое образование рассматривается как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».
В формировании общей культуры личности важным элементом выступает биологическое просвещение, определяющееся как распространение информации о состоянии окружающей среды, об экологической безопасности и использовании природных ресурсов. Данный вид знаний позволяет человеку ориентироваться в природной среде,
находить взаимосвязи в естественных и антропогенных сообществах,
способствует формированию бережного отношения к природе, а также рациональному использованию природных ресурсов. Соответственно биологическое просвещение как передача и распространение знаний,
формирование целостной системы представлений о живой природе является приоритетным направлением системы общего образования как взрослых, так и подрастающего поколения, в том числе детей дошкольного возраста, когда закладываются основы экологической культуры человека.
Следует отметить,
что идея приобщения человека к природе с самого малого возраста прослеживается уже в работах Жан Жака Руссо, Песталоцци, Каменского,
Ушинского, которые определяли источник познания через природу как средство развития ума, чувства воли, всестороннего развития и воспитания личности ребенка.
Биологическое просвещение включает несколько составляющих:
изучение природы как системы биологических объектов, природной среды как комплекса взаимосвязанных объектов, а также места и роли человека в этой системе.
Целью биологического просвещения является получение знаний о биологических системах, развитии живой природы, роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира.
Соответственно, задачами биологического просвещения являются воспитание интереса и бережного отношения к живой природе, природным ресурсам, собственному здоровью. Кроме того, биологические знания имеют многообразное прикладное значение позволяя определять живые объекты;
проводить наблюдения за экосистемами с целью выявления изменений в них;
уметь применять известные факты о живой природе в практической деятельности.
Биологические знания и умений широко применимы в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; понимание мер профилактики заболеваний, и соблюдения правил поведения в природе.
Основы биологического просвещения детей закладываются в семье продолжая формироваться посредством деятельности образовательных и культурных учреждений, вовлеченных в образовательно-воспитательный
процесс, в которых биологическое образование определяется, как необходимость научить ребенка разбираться в окружающем мире. Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача биологического просвещения дошкольников, формирования у детей основ экологической культуры.
Педагогические задачи биологического просвещения должны прослеживаться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса,
развития ребенка.
К задачам биологического просвещения дошкольников относятся:
- формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы, что предусматривает изучение предметов и явлений в природе, а также связи и отношений, существующих между ними;
- обеспечение понимание ребенком целостной картины живой природы,
его правильной ориентировки в окружающей среде;
- информировать дошкольников о современной экологической ситуации и о влиянии ее на здоровье людей
- воспитание у детей гуманно-ценностного отношения к природе,
способности воспринимать и чувствовать ее красоту;
- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
Успех реализации данных задач зависит их правильного понимания взрослыми, окружающими ребенка, и прежде всего, от тесного сотрудничества в данном направлении педагогов и родителей. В связи с этим, основными задачами педагогов в области биологического просвещения детей являются следующие:
Создание условий для формирования элементарных биологических представлений:
- знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни, их происхождении,
особенностях жизни, среде обитания и т. д.);

- предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;
- формировать эмоционально-положительное отношение к природе.
Обеспечение условий для развития экологического сознания:
- знакомить с представителями живой и неживой природы;
- рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
- способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
- знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
- способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
- создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.
Следует отметить, что важной частью биологического просвещения детей является их экологическое образование. Так, Г.А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Он подчеркивает, что экологическое образование - это образование человека, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. С этих позиций данным автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, к детям дошкольного возраста приемлемы следующие: выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой.
В дошкольной педагогике также пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования. Авторы
предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников:
- «формирование определенного уровня осознанного отношения,
выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова),
- воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева),
- воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина),
- «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания»
(Г. Филиппова).
Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно- правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает,
что формирование начал экологической культуры - «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».
От формулировок указанных авторов отличается точка зрения Т.В.
Потаповой, которая перечисляет комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых развитие у ребенка уверенности к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и роли труда в преобразовании природы; элементарные навыки неразрушающего общения с природой и творениями человека. В
коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.
Итак, под биологическим просвещением следует понимать непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование биологической культуры, которая проявляется в
эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Основы биологического просвещения как базового элемента экологической культуры закладываются в семье и продолжаются на протяжении всего последующего образовательно - воспитательного процесса осуществляемого деятельностью образовательных и культурных учреждений, которые в качестве целей и задач биологического просвещения понимают формирование основ биологических знаний, экологической культуры, воспитание бережного отношения и любви к природе.
1.2 Основные подходы и принципы организации биологического
просвещения дошкольников
В реализации задач биологического просвещения и воспитания экологической культуры важное значение имеет систематическая работа основанная на определенных методически обоснованных подходах и принципах.
Биологическое просвещение, в первую очередь, должно базироваться на системно-деятельностном подходе, так как деятельность является важнейшим средством и условием развития человека любого возраста. В
основе данного подхода лежат принципы единства познания, переживания и действия и принципе доступности.
Принцип единства познания, переживания и действия обеспечивает взаимосвязь и взаимовлияние чувственного, рационального и деятельностного в познании. Познание и переживание осуществляются и развиваются в деятельности. Рассматривать эти процессы необходимо через призму развития личности дошкольника. В центре системы дошкольного образования находится процесс развития познавательной деятельности детей в природном и социокультурном окружении, что обеспечивает не только
единство чувственного, рационального и действенного, но и позволяет проектировать процесс воспитания экологической культуры у детей с опорой на их индивидуальность.
Принцип доступности позволяет отобрать содержание доступное для освоения в том или ином возрасте и использовать различные средства для усвоения сложного содержания в доступной для детей дошкольного возраста форме.
Кроме системно-деятельностного подхода, являющегося ключевым для биологического просвещения важное значение имеет эколого-системный подход, который рассматривается как интеграция экологического и системного подходов. Эколого-системный подход предполагает организацию педагогического процесса с учетом экосистемного строения окружающей среды и соответственного распределения функций для форм экологического образования детей. Основная идея данного подхода в организации экологического воспитания дошкольников – соединение двух и более неравновесных систем: системного строения окружающей среды (природные и антропогенные экосистемы); системного строения педагогического процесса (функционально распределенная система форм непосредственного взаимодействия с природным и социокультурным окружением). Так, С.Н.
Николаева считает, что «экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основные идеи и понятия экологии».
В соответствии с принципом единства познания, переживания и действия для достижения желаемого результата важно, чтобы посредством педагогического участия природа стала одухотворенным ресурсом личностного развития ребенка (интеллектуального, эмоционального,
волевого, мотивационного, деятельностно-практического).
В содержании экологического образования детей также необходим социокультурный компонент - человек выступает как часть природы, без
которой он не может существовать, а отношение человека к природе –
кульминационный элемент содержания экологического образования детей.
Так, А.А. Минц и В.С. Преображенский подчеркивают, что
«экологический подход в современном звучании этого слова – это не наука, а своего рода способ ориентировки в объективном мире».
В.А. Кобылянский определяет экологический подход как «особую разновидность центрально-ориентированного (центрированного,) варианта системного подхода», сущность которого состоит в том, что в системе биологического просвещения и образования детей центральное место занимает организация познавательной деятельности в зоне ближайшего развития которой может выступать любая доступная экосистема (лес, луг,
водоем, участок детского сада, детский сад).
По мнению М.С. Кагана, системный подход — универсальный инструмент познавательной деятельности: как система может быть рассмотрено любое явление или объект. Системный метод незаменим в познании и конструировании сложных динамических целостностей.
Рассмотренный эколого-системный подход в своей реализации опирается на принципы научности и системности. Принцип научности реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, разнообразием взаимосвязей между организмами,
организмами и средой обитания в экосистемах природных и антропогенных.
Принцип системности позволяет подойти системно к организации педагогического процесса и определить функцию для каждой формы организации жизни детей. Н.Н. Каргин в своем исследовании отмечает:
«...Окружающие нас биологические, социальные, технологические и организационные структуры, по сути – системные образования, и исследовать их, а тем более управлять и конструировать новые невозможно иначе, как системными методами».
В ходе реализации данного принципа в педагогическом процессе происходит соединение двух нерядоположенных систем – системы
организации жизни ребенка, которая состоит из основных форм (прогулок,
целевых прогулок, экскурсий, занятий и повседневной жизни) и системы построения окружающего мира (природные и антропогенные экосистемы).
Согласно принципу системности обеспечивается знакомство детей дошкольного возраста с системным строением окружающего мира, среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между живыми организмами и средой обитания, с природными и социальными экологическими системами разного уровня, находящимися в непосредственной близости от детского сада.
Личностный подход основывается на принципах гуманизации и интеграции.
Принцип гуманизации предполагает признание детства как самоценного периода жизни человека, ценностное отношение к ребенку и развитие на этой основе у детей личностных ценностей, адекватных общечеловеческим и общественно значимым ценностям средствами экологического образования. Личность ребенка – уникальное явление,
отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития. Принцип гуманизации даёт возможность строить “вектор развития”
от ребёнка к определению индивидуальных педагогических условий его жизнедеятельности, воспитания и развития, накопления субъектного опыта и культивирования субъектных качеств личности. Принцип гуманизации на основе типа восприятия ребенком окружающего мира, типа межполушарной асимметрии мозга, индивидуальных особенностей и потребностей детей,
используя окружающую природную и социокультурную среду, помогает определять содержание экологического образования и строить индивидуальную образовательную траекторию с каждым ребенком.
Принцип интеграции позволяет совершенствовать процесс сохранения и развития здоровья, субъектных качеств личности у детей за счет предоставления возможности выбора вида и способа познавательной и творческой деятельности каждому ребенку и развивать у них основы
экологического мировоззрения на основе соединения естественнонаучного и гуманитарного знания. Реализация принципа интеграции заключается в осуществлении таких интеграционных процессов, как интеграция форм организации жизни детей и методов образования, в которых реализуется содержание экологического образования, в единую синергетическую систему, где каждая форма обретает специфичную соответствующую ей функцию для реализации целостного процесса развития каждого ребенка.
Биологическое просвещение предполагает формирование экологической культуры, а следовательно, использует культурологический подход, представленный принципами регионализации и ценностным отношением к окружающей действительности. Важнейшим элементом экологической культуры является система ценностей человека, которая позволяет не только удовлетворить потребности, но и служит ориентиром в повседневной жизни. Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде определяется не только содержанием знаний, но и развитием мотивационной сферы, ценностных ориентаций, оценочных суждений у детей. Ценностный принцип направлен на развитие у детей личностных ценностей, адекватных общечеловеческим и общественно-значимым ценностям средствами экологического образования. Реализация данного принципа обеспечит гармоничные взаимоотношения каждого ребенка с окружающим миром и интеграцию личности в культуру общества.
Принцип регионализации осуществляется через воспитание экологической культуры дошкольника на основе знакомства его с природными, культурными традициями, особенностями материальных и духовных ценностей родного края. В связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей данный принцип является основой организации процесса экологического образования в детском саду. Характерные особенности народонаселения,
времён года, видового состава животных и растений региона находятся в
основе отбора содержания и планирования работы по экологическому образованию. На основе полученных чувственных представлений о растениях, животных родного края и средах их обитания дошкольники могут знакомиться с обитателями других регионов при помощи знаковых средств –
моделей наглядных пособий аудиальных, визуальных, мультимедийных и т.п.
Таким образом, в основе организации биологического просвещения положены системно-деятельностный, экологический, личностный и культурологический подходы, которые в своей реализации опираются на принципы единства познания, переживания и действия, доступности научности, гуманизации, интеграции и других. Важно отметить, что все выделенные подходы и принципы выступают в тесной взаимосвязи в организации биологического просвещения дошкольников в условиях природного и социокультурного окружения детского сада, а также определяют качество дошкольного этапа образования и перспективы развития детей.
1.3 Характеристика содержания биологического просвещения
Основным элементом биологического просвещения являются знания о живой природе, происходящих в живых системах процессах и взаимосвязях между организмами и окружающей средой. Однако содержание этих знаний может существенно варьировать в зависимости от возраста детей, уровня и характера их информированности о живой природе и процессах в ней протекающих. В целом, следует отметить, что особенности отбора содержания биологического просвещения должны опираться на общепедагогические принципы. Остановимся на тех основах отбора
содержания биологического просвещения, которые особенно важны при работе с детьми дошкольного возраста.
Во-первых, следует помнить, что речь идет о первой ступени системы непрерывного биологического образования, что обуславливает необходимость адаптировать и конкретизировать содержание специфическими для дошкольного звена принципами. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования - преемственность. Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника.
Для детей интересными и запоминающимися являются те природные закономерности, которые показаны на конкретных и понятных примерах.
Поэтому содержание для биологического просвещения детей необходимо подбирать таким образом,
чтобы они получали подтверждение, могли быть проиллюстрированы в ходе тесного контакта детей с природой базирующегося на, натуралистических наблюдениях и экскурсиях, уходом за питомцами живого уголка и комнатными растениями. Тесный контакт детей с природой позволяет дошкольникам устанавливать связи, наблюдаемые в природе. Так, если в младшем дошкольном возрасте дети могут прослеживать только единичные связи, то время как в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. В работах И.А. Хайдуровой отмечается, что при специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки связей внутри сообщества растений. Е.Ф.
Терентьева также указывает, что старшие дошкольники способны устанавливать более сложные (многозвенные) связи, цепочки связей,
некоторые биоценотические взаимоотношения внутри лесного сообщества,
луга, водоема, причины отлета птиц, связь комплекса признаков, зависимость жизни растений и животных одновременно от ряда факторов. То есть у них
уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы.
Кроме того, в целях биологического просвещения детей рекомендуется использовать интерес дошкольников к играм, сказкам, загадкам, многие из которых отражают особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов.
Во-вторых, одним из важнейших педагогических принципов является уже рассмотренный выше принципы научности и доступности. Так, уже К.Д.
Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей» отмечая, при этом,
что, с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой - не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития.
На дошкольном уровне необходимо не только сформировать у детей положительное отношение к природе, но обеспечить научную достоверность полученных знаний, объясненных через специфические дошкольные виды деятельности - недостоверная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире, нарушает преемственность дошкольного и школьного обучения.
В тоже время следует помнить о доступности материала для ребенка –
при работе с дошкольниками не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной форме.
Более доступен и интересен будет тот материал для ребенка, который вызывает эмоциональный отклик дошкольника, позволяет увидеть красоту окружающего мира.
В реализации задач биологического просвещения большое значение имеет природное окружение ребенка. С этой целью рекомендуется организовывать уголки природы, возможно, комнаты природы, зимние сады, правильно оформленные и возделанные участки,
дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой;
организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно
создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому, сделать ручеек, бассейн и так далее.
В тоже время следует помнить, что принципиальной особенностью биологического просвещения должна быть связь - преемственность всех ее звеньев - содержание биологического образования дошкольников при всей своей доступности необходимо увязать со всеми ступенями системы непрерывного образования.
В-третьих, при отборе содержания для биологического просвещения детей важно учитывать прогностичность. Последнее означает, что в результате биологического просвещения у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений - умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.
Однако в дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка прогностичность ограничивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они могут нанести вред природе.
В-четвертых, в настоящее время все более активно в дошкольном биологическом образовании реализуется принцип интеграции. Важность его применения обусловлена: интегрированным характером биологических знаний; рассмотрением биологического просвещения с точки зрения всестороннего развития личности ребенка, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении.
Наконец, особо важен при отборе содержания биологического просвещения и образования для дошкольников конструктивизм, который,
однако не всегда реализуется на практике. Применение конструктивизма означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, например, приводя
отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.
Итак, для биологического просвещения детей важен правильный отбор содержания, которое необходимо отбирать, прежде всего, с учетом возраста детей. Для дошкольников важно отбирать понятные, доступные для наблюдения примеры, сведения, широко иллюстрируемые в сюжетах сказок,
загадок, игр. Полученные знания должны быть тесно связаны с системой биологического образования детей на разных возрастных этапах и интегрированы в процесс всестороннего развития личности ребенка.

Document Outline

  • Педагогические задачи биологического просвещения должны прослеживаться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса, развития ребенка.
  • К задачам биологического просвещения дошкольников относятся:
  • - формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы, что предусматривает изучение предметов и явлений в природе, а также связи и отношений, существующих между ними;
  • - обеспечение понимание ребенком целостной картины живой природы, его правильной ориентировки в окружающей среде;
  • - информировать дошкольников о современной экологической ситуации и о влиянии ее на здоровье людей
  • - воспитание у детей гуманно-ценностного отношения к природе, способности воспринимать и чувствовать ее красоту;
  • 1.2 Основные подходы и принципы организации биологического просвещения дошкольников


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница