Теоретическая часть. Строение и возрастные особенности зрительного анализатора



страница1/4
Дата13.06.2016
Размер1.19 Mb.
  1   2   3   4
Оглавление

Введение


  1. Теоретическая часть.

  1. Строение и возрастные особенности зрительного анализатора

    1. Глаз – орган зрения

    2. Зрительный нерв – проводниковый отдел анализатора

    3. Центральный отдел зрительного анализатора

  2. Функциональные возможности глаза

2.1. Понятие об аккомодации, современные представления о формировании изображения на сетчатке

2.2. Рефракция глаза: понятие, виды, коррекция



  1. Миопия, причины, профилактика

  2. Освещённость

4.1. Общие сведения. Основные физические характеристики

4.2. Гигиенические требования к производственному освещению

4.3. Освещение в учебных помещениях

4.4. Различные виды источников света



  1. Практическая часть

  1. Диагностика определения миопии у детей младшего школьного возраста

  2. Методика определения освещённости

  3. Результаты исследования

  4. Математическая обработка результатов

  5. Выводы

Заключение

Приложения

Библиография
Введение

Для восприятия информации о состоянии окружающего нас внешнего мира служат сложные и совершенные нервные приборы – органы чувств. К ним относятся и органы зрения – глаза. Благодаря зрению человек различает мелкие детали предметов и сами предметы, правильно определяет их местоположение в пространстве, воспринимает богатейшую гамму цветовых оттенков. Зрение позволяет нам заниматься квалифицированным производительным трудом, читать, писать, рисовать, смотреть телепрограммы, спектакли и другие зрелищные мероприятия. Благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире, они дают человечеству до тысячи ощущений в минуту.

Медицина знают много болезней и со многими научились бороться. Создают аппараты искусственной почки и сердца. Мы умеем трансплантировать некоторые органы, заменять их другими, но глаз – никогда. Ибо сложнее его, за исключением мозга, в нас ничего нет. Несмотря на все успехи медицины, биофизики и других причастных наук, глаз остаётся пока ещё великим таинством.

Данной проблемой, и в частности проблемой зрения, занимались такие учёные как И.П.Павлов, Р.Бейтс, С.В.Скицюк, Л.С.Шаповалов, Чернинг, Гельмгольц, А.И.Дашевский, профессор А.Ч.Данилевский, Н.И.Пильман, офтальмологи Штейгер, В.П.Филатов и др.

Близорукость (миопия) – от греческого «лицо» - щурится, и «опсис» - взгляд, зрение – один из недостатков рефракции глаза, в результате чего люди, подверженные этому заболеванию, плохо видят отдалённые предметы. Близорукие обычно держат рассматриваемые предметы близко к глазам. Близорукость чаще всего развивается в школьные годы, во время учёбы и связана главным образом с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо), особенно при недостаточном или неправильном освещении и в плохих гигиенических условиях. По данным разных авторов, случаи проявления близорукости у школьников наблюдаются в пределах от 2,3 до 16,2%.

Освещение – использование световой энергии солнца и искусственных источников света для обеспечения зрительного восприятия окружающего мира. Свет является естественным условием жизни человека, необходимым для здоровья и высокой производительности труда, основанной на работе зрительного анализатора, самого тонкого и универсального органа чувств. Обеспечивая непосредственную связь организма с окружающим миром, свет является сигнальным раздражителем для органа зрения и организма в целом: достаточное освещение действует тонизирующе, улучшает протекание основных процессов высшей нервной деятельности, стимулирует обменные и иммунобиологические процессы, оказывает влияние на формирование суточного ритма физиологических функций человека. Именно поэтому гигиенически рациональное производственное освещение имеет огромное положительное значение.

Если вовремя не принять меры, то близорукость может прогрессировать, что в ряде случаев приводит к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. Осложнённая близорукость – одно из наиболее частых причин инвалидности.

Зрительное расстройство связано не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др.

Вот почему данная тема является одной из актуальных на сегодняшний день. Ведь игры, занятия в школе, как правило, связаны со зрением. От состояния зрения будет зависеть настроение детей, их уставаемость и даже поведение. Мы должны постоянно помнить о том, чтобы не ослабить и не потерять зрение, надо постоянно его беречь, соблюдать и выполнять все гигиенические требования по его охране, напоминать о профилактике зрения в школе и дома; напоминать не только самим учащимся, но и приобщить к этому родителей.

Нами определена следующая цель: выявить влияние освещённости на остроту зрения младших школьников и составить комплекс мероприятий по профилактике миопии.

На основании цели определены следующие задачи:


  1. Определить освещённость классной комнаты и рабочего места дома.

  2. Исследовать динамику остроты зрения младших школьников за период с 1 по 4 класс.

  3. Выявить продолжительности основных компонентов суточного бюджета времени, создающих особую нагрузку на зрительный анализатор.

  4. Изучить анатомо-физиологические основы миопии и адаптирования, материал для школьников.

Объект исследования: миопия как разновидность рефракции.

Предмет исследования: роль освещённости в профилактике миопии.

Гипотеза исследования: миопия у детей младшего школьного возраста не прогрессирует, если организация учебной деятельности строится с учётом гигиенических требований, в частности при создании оптимального режима освещённости.

Ничто не может быть страшнее, чем потерять зрение. Резкое ослабление зрения лишает человека полноты представлений об окружающем мире, затрудняет его познание.




I Теоретическая часть

  1. Строение и возрастные особенности зрительного анализатора

Зрительный анализатор является очень значимым для человека, т.к. 95% информации об окружающем мире воспринимает с помощью глаз. Он является сложным инструментом в жизнедеятельности человека и состоит из трёх частей: периферической, представленной глазным яблоком, проводящей – зрительным нервом и центральной – зрительным центром в затылочной доле коры головного мозга.

    1. Глаз – орган зрения

Глазное яблоко является первой важной составной частью зрительного анализатора.

Оно имеет не совсем правильную неровную форму, его передне-задний размер у взрослого человека примерно равен 24 мм. Глазное яблоко расположено в костном вместилище – глазище, и именно в переднем её отделе, имеющем ширину и глубину около 4 см, которая отделена от заднего отдела соединительной перепонкой. По форме глазница напоминает пирамиду из четырёх граней и имеет четыре стенки. В её глубине имеются верхне – и нижнеглазная щели, зрительный канал, через них проходят нервы, артерии, вены. В заднем её отделе расположены зрительный нерв, мышцы, сосуды, клетчатка. [25]

Глазное яблоко состоит из трёх оболочек : наружная (фиброзная) капсула, состоящая из роговицы и склеры; средняя (сосудистая) оболочка, внутренняя (сетчатая оболочка, или сетчатка).

Оболочки окружают внутренние полости (камеры), заполненные прозрачной водянистой влагой (внутриглазной жидкостью), и внутренние прозрачные преломляющие среды (хрусталики и стекловидное тело).

Наружная оболочка – это фиброзная капсула, которая обусловливает форму, тургор (тонус) глаза, защищает его содержимое от внешних воздействий и служит местом прикрепления мышц. Она состоит из прозрачной роговицы и непрозрачной склеры. Роговица является преломляющей средой при попадании в глаза световых лучей. В ней много нервных окончаний, поэтому попадание даже маленькой соринки на роговицу вызывает боль. Роговица достаточно плотная, но обладает хорошей проницательностью. В норме она не содержит кровеносных сосудов, снаружи она покрыта эпителием.

Склера – непрозрачная часть фиброзной капсулы глаза, имеющая голубоватый или белый цвет. К ней прикрепляются глазодвигательная мышца, через неё проходят сосуды и нервы глаза.

Средняя (сосудистая) оболочка обеспечивает питание глазу, она состоит из трёх отделов: радужки, ресничного (цилиарного) тела и собственно сосудистой оболочки. Радужка – самый передний отдел сосудистой оболочки. Она расположена за роговицей так, что между ними остаётся свободное пространство – передняя камера глаза, заполненная прозрачной водянистой влагой. Через роговицу и эту влагу радужка хорошо видна, её цвет определяет цвет глаз. В центре её имеется круглое отверстие – зрачок, размеры которого меняются и регулируют количество света, попадающего внутрь глаза. Если света много, зрачок суживается, если мало – расширяется. Ресничное тело – средняя часть сосудистой оболочки, продолжение радужки. Оно имеет непосредственное влияние на хрусталик, благодаря связкам входящим в её состав.

Ресничное тело является как бы железой внутренней секреции, т.к. в нём происходит выработка из крови прозрачной водянистой влаги, которая поступает внутрь глаза или питает все его внутренние структуры. Собственно сосудистая оболочка – это задняя часть средней оболочки, она расположена между склерой и сетчаткой, состоит из сосудов разного диаметра и кровоснабжает сетчатку.

Внутренняя оболочка (сетчатка). Является специализированной мозговой тканью, вынесенной на периферию. С помощью сетчатки осуществляется зрение. Она является тонкой прозрачной оболочкой, прилегающей к сосудистой оболочке на всём её протяжении вплоть до зрачка. (рисунок, приложение 1). Свет вызывает раздражение светочувствительных элементов сетчатки. В сетчатке находятся светочувствительные зрительные клетки, которые имеют вид палочек и колбочек. Палочки содержат в себе так называемый зрительный пурпур или родопсин, благодаря которому палочки возбуждаются очень быстро слабым сумеречным светом, но не могут воспринимать цвет. В образовании родопсина участвует витамин А, при его недостаточности развивается «куриная слепота». Колбочки не содержат зрительного контура, поэтому они медленно возбуждаются и только ярким светом. Они способны воспринимать цвет. В сетчатке находится три вида колбочек. Одни воспринимают красный цвет, другие – зелёный, третьи – синий. В зависимости от степени возбуждения колбочек и сочетания раздражений воспринимаются различные другие цвета и их оттенки.

В глазу человека насчитывается около 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек. (рисунок, приложение 2)

Прямо напротив зрачка в сетчатке находится округлой формы жёлтое пятно – пятно сетчатки с ямкой в центре, в котором сосредоточено большое количество колбочек. Этот участок сетчатки является областью наилучшего зрительного восприятия и определяет остроту зрения глаз, все остальные участки сетчатки – поле зрения. От светочувствительных элементов глаза (палочек и колбочек) отходят нервные волокна, которые, соединяясь, образуют зрительный нерв. Место выхода из сетчатки зрительного нерва называется диском зрительного нерва. В области диска светочувствительных элементов нет, поэтому это место не даёт зрительных ощущений и называется слепым пятном.

Прозрачные внутриглазные среды предназначены для пропускания к сетчатке световых лучей и их преломления. Световые лучи, преломившись в роговице, проходят через переднюю камеру, заполненную прозрачной водяной влагой. Передняя камера расположена между роговицей и радужкой. Место, где роговица переходит в склеру, а радужка в ресничное тело, называется радужно-роговичным углом (угол передней камеры), через который из глаза оттекает водянистая влага.

Следующей преломляющей средой глаза является хрусталик. Это внутриглазная линза, которая может менять свою преломляющую силу в зависимости от натяжения капсулы за счёт работы ресничной мышцы. [36] Имеет форму двояковыпуклой линзы и обладает большой светопреломляющей способностью. Передняя поверхность хрусталика и наиболее выступающая её точка – передний полюс, обращена в сторону задней камеры глазного яблока. Более выпуклая задняя поверхность и задний полюс прилегает к передней поверхности стекловидного тела. Условная линия, соединяющая передний и задний полюс хрусталика, имеющая длину в среднем 4 мм, называется осью хрусталика, совпадает с оптической осью глазного яблока. Закруглённый периферический изгиб хрусталика, где сходятся передняя и задняя его поверхности, называется экватором. Вещество хрусталика бесцветное, прозрачное, плотное, сосудов и нервов не содержит. Внутренняя часть – ядро хрусталика – значительно плотнее, чем периферическая часть – кора хрусталика. Снаружи хрусталик покрыт тонкой прозрачной эластичной капсулой, которая при помощи ресничного пояска, идущего со стороны задней и передней поверхности хрусталика, прикрепляется к ресничному телу. При сокращении ресничной мышцы собственно сосудистая оболочка смещается вперёд, ресничное тело приближается к экватору хрусталика, ресничный полюс ослабевает и хрусталик как бы расправляется; переднезадний размер его увеличивается, он становится более выпуклым, преломляющая способность хрусталика возрастает. При расслаблении ресничной мышцы ресничное тело удаляется от экватора хрусталика, ресничный поясок натягивается, хрусталик уплотняется. Преломляющая его способность уменьшается [7].

Стекловидное тело находится в стекловидной камере глазного яблока. Позади хрусталика, где плотно прилежит к внутренней поверхности сетчатки. Оно покрыто по периферии мембраной. Хрусталик как бы вдавлен в переднюю часть стекловидного тела, которое в этом месте имеет углубление, получившее название стекловидной ямки. Стекловидное тело представляет собой желеобразную массу, прозрачную, лишённую сосудов и нервов. Преломляющая способность стекловидного тела близко к преломлению водянистой влаги, заполняющей камеру глаза. (рисунок, приложение 3) [24].


Существуют вспомогательные системы:

  1. В движение глазное яблоко приводят четыре глазодвигательные мышцы: прямые (верхняя, нижняя, медиальная и латеральная) и две косые (верхняя и нижняя) мышцы.

Брови предназначены для защиты глаз от капель пота или дождя, стекающего со лба.

  1. Веки – это подвижные заслонки, закрывающие спереди глаза и защищающие их от внешних воздействий. Кожа век тонкая, под ней расположена рыхлая подкожная клетчатка, а также круговая мышца глаза, обеспечивающая смыкание век при сне, мигании и зажмуривании. В толще век имеется соединительно-тканная пластинка-хрящ, придающий им форму. По краям век растут ресницы. В них расположены сальные железы, благодаря секрету которых создаётся герметизация конъюнктивного мешка при закрытии глаз. (Конъюнктива – тонкая соединительная оболочка, которая выстилает заднюю поверхность век и переднюю поверхность глазного яблока до роговицы. При закрытых веках конъюнктива образует конъюнктивальный мешок). Это предупреждает засорение глаз и высыхание роговицы во время сна.

  2. Слёзный аппарат, который способствует работе глаза. Он представлен слёзной железой и выводными протоками. Слёза образуется в слёзной железе, расположенной в верхненаружном углу глазницы. Из выводных протоков железы слеза попадает в конъюнктивный мешок, защищает, питает, увлажняет роговицу и конъюнктиву. Затем по слёзным путям она через носослёзный порток попадает в полость носа. При постоянном мигании век по роговице распределяется слеза, которая поддерживает её влажность и смывает мелкие инородные тела. Секрет слёзных желез действует ещё как дезинфицирующая жидкость (рисунок, приложение 4) [25]



    1. Зрительный нерв – проводниковый отдел анализатора.

Зрительный нерв – это вторая важная составная часть зрительного анализатора, он является проводником световых раздражений от глаза к зрительному центру и содержит чувствительные волокна. Отойдя от заднего полюса глазного яблока, зрительный нерв выходит из глазницы и, войдя в полость черепа, через зрительный канал, вместе с таким же нервом другой стороны, образует перекрест (хиазма). Между обоими сетчатками имеется связь посредством нервного пучка, идущего через передний угол перекреста.

После перекреста зрительные нервы продолжаются в зрительных трактах. Зрительный нерв – это как бы мозговое вещество, вынесенное на периферию и связанное с ядрами промежуточного мозга, а через них с корой больших полушарий [25].





    1. Центральный отдел зрительного канала.

Зрительный центр является третьей важной составной частью зрительного анализатора.

По И.П.Павлову, центр – это мозговой конец анализатора. Анализатор – это нервный механизм, функция которого состоит в том, чтобы разложить всю сложность внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы, т.е. производить анализ. С точки зрения И.П.Павлова, мозговой центр имеет не строго очерченные границы, а состоит из ядерной и рассеянной части. «Ядро» представляет подробную и точную проекцию в коре всех элементов периферического рецептора и является необходимым для осуществления высшего анализа и синтеза. «Рассеянные элементы» находятся по периферии ядра и могут быть разнообразны далеко от него. В них осуществляются более простой и элементарный анализ и синтез. При поражении ядерной части рассеянные элементы могут до определённой степени компенсировать выпавшую функцию ядра, что имеет огромное значение для восстановления данной функции у человека.

Ядро зрительного анализатора находится в затылочной доле. На внутренней поверхности затылочной доли заканчивается зрительный путь. Здесь спроецирована сетчатка глаза, причём зрительный анализатор каждого полушария связан с сетчатками обоих глаз. При поражении ядра зрительного анализатора наступает слепота.

Выше расположено поле, при поражении которого зрение сохраняется и только теряется зрительная память. Ещё выше – поле, при поражении которого утрачивается ориентация в непривычной обстановке [25].

Выводы: таким образом, мы выяснили, что зрительный анализатор является очень значимым для человека. Глаз человека – своеобразная оптическая система со светочувствительным экраном – сетчаткой и светопреломляющими средами – роговицей и хрусталиком. Зрительный анализатор является сложным инструментом в жизнедеятельности человека и состоит из трёх частей: периферической, представленной глазным яблоком, которое является первой важной составной частью зрительного анализатора; проводящей – зрительным нервом, являющейся второй важной составной частью, является проводником световых раздражений от глаза к зрительному центру и содержит чувствительные волокна; центральной – зрительным центром в затылочной доле коры головного мозга, который является третьей важной составной частью зрительного анализатора.

Орган зрения играет важную роль в жизни человека, в его общении с внешней средой. В процессе эволюции он прошёл путь от светочувствительных клеток на поверхности тела животного до сложно устроенного органа, способного осуществлять движение в направлении пучка света и посылать этот пучок на специальные светочувствительные клетки, лежащие в толще задней стенки глазного яблока, воспринимающие как чёрно-белое, так и цветовое изображение. Достигнув совершенства, орган зрения у человека улавливает картины внешнего мира, трансформирует световое раздражение в нервный импульс, внешний анализ которого осуществляется в коре головного мозга.

Глаза могут чётко видеть предметы, расположенные на различном расстоянии от него, что имеет важное значение в жизни каждого человека. И эта способность глаза называется аккомодация.


  1. Функциональные возможности глаза

    1. Понятие об аккомодации, современные представления о формировании изображения на сетчатке.

Такая важная способность глаза, как аккомодация, до сих пор не имеет своего однозначного объяснения. Аккомодация - «приспособление» - определяется, как способность глаза чётко видеть предметы, расположенные на различном расстоянии от него.

Аккомодация – это свойство хрусталика изменять свою кривизну с помощью ресничной мышцы. Стимулом для аккомодации является нечёткость изображения рассматриваемого предмета на сетчатке. При фиксации взгляда на неподвижном объекте, контрастность изображения на сетчатке постоянно меняется в результате микрофлуктуации аккомодации, которые имеют 2 компонента: низкочастотный (частотой до герц) и высокочастотный (1,0 – 2,3 герц). Высокочастотный компонент связан с артериальным пульсом. Низкочастотный имеет нейронное происхождение. Предполагается, что именно он играет главную роль в настройке глаза на чёткое видение рассматриваемого предмета.

Стимулом для аккомодации может быть также изменение величины изображения при его приближении или удалении, осознание дистанции до рассматриваемого объекта, конвергенция в условиях бинокулярного зрения.

Способность к аккомодации зависит от возраста. Объём аккомодации наибольший в детском возрасте (в 8 лет – 13,9-2,0 дптр) и, постепенно уменьшаясь, в возрасте 55 составляет, как правило, не более 1 дптр. Следовательно, от изменения кривизны формы хрусталика зависит расположение точки ясного видения. Она с возрастом смещается. Так, в 10 лет она находится на расстоянии 7 см от глаз, в 20 – 8,3 см, в 35 – 17 см, а в 60-70 лет удаляется на 80-100 см. В таком случае говорят о возрастной дальнозоркости [3].

Для достижения чёткости изображения на сетчатке при взгляде эмметропа вблизь существует две возможности. Первая – изменить (усилить) оптическую силу всех (или отдельных) элементов оптической системы глаза, вторая – изменить (увеличить) длину переднезадней оси глаза. Обе возможности отражены среди гипотез, объясняющих механизм приспособления зрения на близком расстоянии.

Теории «первого типа» более многочисленны. Физиолог В.Н.Черниговский (1898 год) полагал, что сокращение цилиарной мышцы подтягивает вперёд части сосудистой оболочки, которые давят сзади на хрусталик. Усиление давления приходится главным образом на периферические участки хрусталика.

Хрусталик деформируется и, сплющиваясь у краёв, делается выпуклым в центральной части.

Немецкий физиолог Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1909 г) полагал, что происходящее при аккомодации сокращение цилиарной мышцы (ресничной мышцы) сдвигает цилиарное тело кпереди. При этом расслабляются связки зонулы, из-за чего сплющивается хрусталик в меньшей мере, и он в силу эластичности стремится приобрести форму, наиболее близкую к сферической форме.

Sсhachar’a (1994 г.) считал, что при расслабленной аккомодации все зонулярные волокна натянуты. Сокращения цилиарной мышцы при аккомодации ведёт к увеличению натяжения связки и расслаблению зонулярных волокон, что вызывает уменьшение радиуса кривизны центральной части хрусталика и уплощение его периферии. Передняя и задняя зонулярные волокна выполняют пассивную поддерживающую функцию. Активным компонентом процесса, кроме цилиарной мышцы, является только экваториальные волокна.

Пожалуй, есть только один последователь теории «второго типа» - Р.Бейтс (1928 г.) По его мнению, изображение предметов, находящихся на различном расстояниях от глаза, фокусируется на сетчатке в результате изменения передне-заднего размера глаза из-за увеличения давления части мышц, опоясывающих глазное яблоко. Schachar и Чернинг указывают, что для увеличения оптической силы, радиус кривизны центральной части хрусталика уменьшается, а его периферии – увеличивается. Авторы расходятся в определении причин – Чернинг объяснил это давлением на периферические отделы хрусталика, подтянутые кпереди стекловидным телом и сосудистой оболочкой, а Schachаr связывает изменения кривизны хрусталиковых поверхностей с неравномерным натяжением передних, задних и экваториальных зонул. Гельмгольц же говорит об изменении кривизны всей поверхности при аккомодации вблизь [34].



  1. Хрусталик – двояковыпуклая линза, состоящая из волокон, образующих слои. Форма и размеры хрусталика меняются с возрастом. Вещество хрусталика до 25-30 лет имеет мягкую консистенцию. К этому возрасту в его толще формируется ядро, более плотное, чем поверхностные слои. В дальнейшем размеры ядра увеличиваются, а корковый слой истончается. Ядро и поверхностные слои хрусталика имеют различную ультраструктуру. Капсула хрусталика состоит из коллагеноподобного материала и имеет разную толщину в различных отделах, что, по мнению некоторых исследователей, играет важную роль в процессе аккомодации. Экспериментально было показано, что при аккомодации происходит уменьшение радиусов кривизны передней и задней поверхностей хрусталика, увеличивается его толщина, одновременно уменьшается глубина передней камеры. Радиус кривизны центральной зоны передней поверхности уменьшается от 10,0-11,5 мм в покое аккомодации, до 5,0-6,5 мм при аккомодации вблизь.

Чернинг (1908 г.) установил, что во время аккомодации вблизь уменьшается радиус кривизны преимущественно центральной зоны хрусталика, а периферические его отделы уплощаются. К такому же мнению пришли Nordenson (1917 г.), Fincham (1925 г.) и другие. Fincham (1928 г.) объяснил асферичность хрусталика при аккомодации неодинаковой толщины капсулы в различных его отделах. Фишер Роналд Эйлмер (1969) – англ. генетик представил капсулу хрусталика как оболочку, окутывающую хрусталиковое вещество и способную скользить по его поверхности. Он же указал, что способность капсулы изменять форму хрусталика зависит от её натяжения, а также от силы, направленной перпендикулярно к её поверхности. Сила эта определяется радиусом кривизны поверхности, она тем больше, чем более выпуклую форму имеет поверхность.

Оптическая сила линзы хрусталика зависит не только от радиусов кривизны поверхности, но и от показателя преломления его вещества. Если считать, что вещество хрусталика имеет одинаковый показатель преломления по всей толще, то установленные экспериментально изменения кривизны поверхности могут дать увеличение оптической силы хрусталика примерно на 7,6 дптр. Но объём аккомодации в молодом возрасте может превысить эту величину почти вдвое [41].

Gullstrand (1912) для объяснения несоответствия экспериментально определённых изменений радиусов кривизны и объёма аккомодации ввёл понятие о внутрикапсулярной аккомодации. Так как кора и ядро хрусталика имеет различные показатели преломления, то автор предположил, что при аккомодации вблизь в центральном отделе хрусталика оказывается более толстый слой вещества с большим показателем преломления. Такого же мнения придерживается Фишер (1982) [34].

2. Зонула

Относительно состояния зонул при аккомодации высказываются противоположные мнения. Так, по Гельмнольцу, натяжени связок ослабляется при аккомодации вблизь, по Чернингу – увеличивается, по Schachаr аккомодация вблизь сопровождается увеличением натяжения экваториальных зонул и расслаблением передней и задней зонул.

Спор между Гельмгольцем и Чернингом в начале прошлого века, казалось, был разрешён опытами: Хесс Вальтер Рудольф (1909) – швейцарский физиолог – показывает, что при аккомодации вблизь хрусталик способен смещаться в разных направлениях при изменении положения головы. По его наблюдению, величина опускания хрусталика вниз при аккомодации вблизь составляет 0,3 мм. Такое смещение возможно в том случае, если натяжение зонулы ослабляется. Если смещение хрусталика действительно происходит, то рефракция и объём аккомодации должны быть различными у одного и того же человека при разных положениях головы.

Альтернативный взгляд на строение зонула высказал J.W.Rohen (1975). Он выделяет в зонулярной связке две функционально различные группы волокон: поддерживающие и натягивающие. Толстые и мощные поддерживающие волокна идут от хрусталика к плоской части цилиарного тела. Тонкие ответвляются от поддерживающих, и крепятся между вершинами цилиарного тела [34].


  1. Цилиарная линза

Представляет собой комплекс мышечных волокон, прилагающих к внутренней поверхности склеры в переднем отделе глаза. В её составе выделяют 3 группы волокон: продольные (мышца Брюкке), циркулярная (мышца Мюллера) и радиальная (мышца Иванова). Продольные волокна при сокращении подтягивают зубчатую линию кпереди, циркулярные уменьшают радиус кольца цилиарного тела. Функция радиальных волокон изучена недостаточно, но считается, что именно они принимают участие в аккомодации вдаль. Имеющиеся сведения не оставляют сомнения в том, что аккомодация вблизь сопровождается смещением цилиарного тела вперёд и внутрь, в направлении от склеры к экватору хрусталика.

Но существует мнение, что циркулярные волокна представляют собой часть радиальной мышцы. В составе цилиарной мышцы выделяют продольную, циркулярную и сетчатую порции, сетчатая порция при этом является частью продольной, образованной в результате разделения продольных пучков в передней части мышцы и переплетения их между собой [34].



  1. Стекловидное тело

Стекловидное тело – прозрачная структура, заполняющая пространство между сетчаткой и хрусталиком. Оно содержит 98% воды и практически не сжимаемо.

М.А.Скворцов (1979, советский анатом) определял объём аккомодации у пациентов с выраженными изменениями в стекловидном теле. Объём был тем же, что и в контрольной группе здоровых лиц. Автор заключает, что резкое снижение опорно-эластических свойств стекловидного тела не изменяет возможностей аккомодации глаза вблизь. Участие стекловидного тела в акте аккомодации, по его мнению, пассивно [34].



  1. Сосудистая оболочка

Сосудистая оболочка является непосредственным продолжением цилиарного тела. В силу своего положения и структуры, она принимает активное участие в аккомодации и дезаккомодации. Растяжимость её различна. При одинаковой нагрузке она больше растягивается в переднезаднем направлении, чем циркулярном [34].

Изменения длины глазного яблока

До сих пор не существует единого мнения на по вопросу о том, изменяется ли длина глаза при аккомодации. Профессор В.Ф.Ананин отводит важную роль изменениям длины глаза во время аккомодации. Согласно его теории, способность глаз различать объекты, находящиеся на различных расстояниях, связано именно с изменениями их длины. Профессор А.Ч.Данилевский (1973) связывает увеличение длины глаза при рассматривании близких объектов с конвергенцией, сопровождающей аккомодацию.

Авторы других работ приходят к выводу, что длина глазного яблока при аккомодации не изменяется, которые использовали метод ультразвуковой биометрии для измерения глаза [36].

Выводы: Таким образом, приходится признать, что на сегодня не существует аккомодационной теории, в полной мере аргументированной известными анатомо-физиологическими данными. Создание такой теории встречается с неоднозначностью, а иногда и с прямой противоположностью экспериментальных данных, полученных разными исследователями.

Итак, большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нём не нуждается. Он сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм даёт стойкое усиление преломляющей способности глаза (рефракция) в ущерб зрению.



2.2. Рефракция глаза: понятие, виды, коррекция

Рефракция – преломляющая сила оптической системы глаза, выраженная в условных единицах – диоптриях. За одну диоптрию принята преломляющая сила линзы с главным фокусным расстоянием 1 м. Диоптрия – величина, обратная главному фокусному расстоянию. Различают рефракцию физическую и клиническую.

Физическая рефракция. У новорождённого около 80,0 дптр, а у взрослого примерно 60,0 дптр. Однако преломляющая сила может варьировать в пределах 52,0-68,0 дптр. Физическая рефракция не даёт представления о функциональной способности глаза, поэтому существует понятие клинической рефракции.

Клиническая рефракция. Это отношение главного фокуса сетчатки в покое аккомодации. Различают 3 варианта положения этого фокуса: эмметропическая рефракция (эмметропия, соразмерная клиническая рефракция) – задний фокус оптической системы глаза совпадает с сетчаткой, т.е. падающие на глаз параллельные лучи от предмета собираются а его сетчатке. Эмметропы хорошо видят вдаль и вблизь благодаря подключению аккомодационного аппарата. Эмметропическая рефракция возможна в том случае, когда преломляющая сила оптической системы глаза и, следовательно, её задний фокус правильно соотнесены с переднезадним размером глаза. Миопия (близорукость) – сильная клиническая рефракция – задний фокус оптической системы глаза не совпадает с сетчаткой, а располагается перед ней. Это может быть обусловлено либо чрезмерно сильным оптическим преломлением глаза, или, чаще увеличенным его переднезадним размером. Близорукие люди хорошо видят вблизи и плохо вдаль.

Гиперметропия (дальнозоркость) – слабая клиническая рефракция – задний главный фокус глаза не совпадает с сетчаткой, а располагается как бы за ней. Дальнозоркие люди, как правило, достаточно хорошо видят вдаль и хуже вблизи.

Две последние разновидности клинической рефракции (близорукость и дальнозоркость) в отличие от эмметропической характеризуется как аметропические (несоразмерные). Кроме того, к амметропии ещё относят и астигматизм (от греческого stigma – точка, а - отрицание). Астигматизм характеризуется разной силой преломления оптических сред глаза (чаще роговицы) во взаимно перпендикулярных меридианах (осях).

Каждый вид клинической рефракции характеризуется определённым положением в пространстве, так называемой дальнейшей точки ясного видения (зрения) – наиболее удалённая от глаза точка, лучи, исходящие из которой соберутся на сетчатке данного глаза в покое аккомодации. Дальнейшая точка ясного видения у эмметропа находится как бы в «бесконечности», т.е. дальше 5 м, так как на его сетчатке собираются параллельные лучи; у близорукого человека дальнейшая точка ясного зрения располагается на определённом конечном расстоянии перед глазом. Удалённость её зависит от силы клинической рефракции, и с увеличением близорукости дальнейшая точка ясного зрения приближается к глазу. Дальнейшая точка ясного зрения дальнозоркого человека не может быть перед глазом на каком-либо конечном или бесконечном расстоянии, так как у него на сетчатке собираются лучи, которые образовали бы сходящий, а не расходящий пучок ещё до того, как они попали в глаз. Воображаемая точка пересечения этих сходящихся лучей находится в мнимом, отрицательном пространстве, т.е. как бы за глазом. Она и будет считаться дальнейшей точкой ясного видения у гиперметропов.

Варианты клинической рефракции:



  • осевой – связан с тем, что с возрастом по мере роста глаза величина дальнозоркости уменьшается; установлена прямая связь между увеличением размера глаза;

  • оптический – связан с изменением преломляющей силы оптических сред глаза;

  • смешанный.

Коррекция амметропии производится различными видами стёкол. Близорукость Н(-) корректируется наименьшим стеклом, дающим наивысшую остроту зрения (рисунок, приложение 5).

Дальнозоркость корректируется наибольшим положительным стеклом, дающим наивысшую остроту зрения. Это делается для того, чтобы глаз несколько расслабился, «включение» аккомодации не выгодно.

Также коррекция производится контактными линзами. Появились линзы в середине 50-х годов. Одеваются прямо на глаз. Преимущества контактных линз: отсутствие анизоэйконии при разнице между глазами более 2 диоптрий – явление диплопии вследствие разности рефракции. Анизоэйкония – состояние, при котором на сетчатке обоих глаз размер изображений объекта разный; мягкие линзы могут носится длительно, пропускают кислород, т.е. не нарушают питание роговицы; существуют цветные линзы (рисунок 2 в приложении 6).

Хирургическая коррекция – применяется в основном при близорукости, выполняется операция Сато (Япония), модифицированная Фёдоровым: производится 4 разреза по периферии роговицы. Недостатки: операционный риск; после разреза остаются рубчики.

Показания: высокая анизоэйкопия в сочетании с невозможностью носить линзы [35].

Выводы: рефракция – преломляющая сила оптической системы глаза. Бывает физическая и клиническая рефракции, но первая не даёт представления о функциональной способности глаза. К клинической относят эмметропическую рефракцию – хозяин видит вдаль и вблизь; миопия (близорукость) – плохо видят вдаль, хорошо вблизи, и гиперметропия (дальнозоркость) – хорошо видят вдаль и плохо вблизи. Последние две разновидности клинической рефракции несоразмерны. Подробнее поговорим о миопии, т.к. на сегодняшний день – одна из проблем детей младшего школьного возраста.




  1. Миопия, её причины, профилактика.

Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 г. до н.э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается слово «миопс», означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошёл современный термин «миопия».

Миопия (близорукость) является сильной рефракцией, поэтому напряжение аккомодации в таких глазах не может улучшить изображение отдалённых предметов и миопы плохо видят вдаль и хорошо – на близком расстоянии [1].

Принято выделять 3 степени миопии: слабую – до 3,0 дптр, среднюю – до 6,0 дптр, высокую – выше 6,0 дптр.

По клиническому течению различают миопию непрогрессирующую и прогрессирующую. Прогрессирование миопии может протекать медленно и закончится с завершением роста организма. Иногда миопия прогрессирует непрерывно, сопровождается рядом осложнений и значительным снижением зрения. Такая миопия называется злокачественной миопической болезнью. Непрогрессирующая миопия является аномалией рефракции. Клинически она проявляется снижением зрения вдаль, хорошо корректируется и не требует лечения. Благоприятно протекает и временно прогрессирующая миопия. Постоянно прогрессирующая миопия – всегда серьёзное заболевание, являющаяся основной причиной инвалидности, связанной с патологией органа зрения.

Клиническая картина миопии связана с наличием первичной слабости аккомодации, перенапряжением конвергенции и растяжением заднего сегмента глаза, происходящим после остановки роста глаза.

Аккомодативная мышца в миопических глазах развита слабо, но так как при рассматривании близко расположенных предметов напряжение аккомодации не требуется, клинически это обычно не проявляется, однако по данным, способствует растяжению глазного яблока и увеличение близорукости.

Несбалансированность слабой аккомодации со значительным напряжением конвергенции может привести к спазму ресничной мышцы, развитию ложной близорукости, которая со временем переходит в истинную. При миопии выше 6,0 дптр постоянное напряжение конвергенции, обусловленное близким расположением дальнейшей точки ясного зрения, является большой перегрузкой для внутренних прямых мышц, в результате чего возникает зрительное утомление – мышечная астенопия.

Растяжение заднего сегмента глазного яблока приводит к патологическим и физиологическим изменениям. Особенно резко на зрительной функции сказываются нарушения в сосудистой и сетчатой оболочках. Следствием этих нарушений являются типичные для миопии изменения глазного дна. В начальных стадиях наблюдается миопический конус. Затем дистрофия сосудистой и сетчатой оболочек может захватить всю окружность диска зрительного нерва, образуя ложную заднюю стафилому, распространяясь на область жёлтого пятна, она приводит к снижению зрения. В очень тяжёлых случаях высокой миопии растяжение заднего сегмента склера вблизи зрительного нерва вызывает образование ограниченного выпячивания глазного яблока. Растяжение оболочки глаза сопровождается повышенной ломкостью сосудов с повторными кровоизлияниями в сетчатку и стекловидное тело. Медленно рассеивающиеся кровоизлияния приводят к помутнению стекловидного тела. Особое значение имеет образование грубого пигментного тела, которое сильно снижает остроту зрения. Ухудшение зрения может наступить и в связи с прогрессирующим помутнением стекловидного тела, его отслойкой и развитием осложнённой катаракты. Очень тяжёлым осложнением высокой близорукости является отслойка сетчатки, развивающейся в связи с разрывом её в различных участках глазного дна [1].

Бинокулярное зрение.

Для получения одного изображения в обоих глазах линии зрения сходятся в одной точке. Поэтому в зависимости от расположения предмета эти линии при взгляде на далёкие предметы расходятся, а на близкие – сходятся. Такое приспособление (конвергенция) осуществляется произвольными мышцами глазного яблока (прямыми и косыми). Это приводит к получению единого изображения. Бинокулярное зрение даёт возможность также определять взаимное расположение предметов в пространстве, зрительно судить об их удалённости. При смотрении одним глазом, т.е. при монокулярном зрении, также можно судить об отдалённости предметов, но менее точно, чем при бинокулярном зрении [24].

Причины и механизмы развития близорукости

Вопрос о причинах развития близорукости, считают профессора А.Ч.Данилевский и Н.И.Пильман, прошла за последние полтора столетия ряд этапов, из которых можно выделить 4 основных:



  1. До 70-80 годов XIX века было известно, что во многих случаях близорукость главным образом высокая, прогрессивная имеет наследственный характер и наблюдается у ряда членов одной и той же семьи, а также по восходящей и нисходящей у родителей и потомков.

  2. С 70-80 годов прошлого столетия и на протяжении последующих 3-4 десятилетий, когда в процессе массовых обследований школ выяснилось, что близорукость возникает в первые годы обучения в школе и активно прогрессирует с возрастом ребёнка, известные ранее факты семейно-наследственного происхождения близорукости отошли в тень. На первый план в качестве основных причин близорукости были выдвинуты неблагоприятные условия внешней среды и, прежде всего, фактор усиленной зрительной нагрузки на глаза, в особенности при зрении на близком расстоянии.

  3. Важным знаком в поисках причин близорукости явилась созданная в 1913 году швейцарским офтальмологом Штейгером наследственно-биологическая теория происхождения дальнозоркости и близорукости, на несколько десятилетий определившая направления исследования в этовй области.

  4. Современные теории происхождения близорукости признают влияние как внутренних факторов наследственности, так и внешней среды.

  5. Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока.

  6. Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии [6].

В настоящее время при оценке рефракции глаз правильно учитывается роль как внешних, так и наследственных факторов, а развитие близорукости подавляющим большинством офтальмологов рассматривается как процесс, протекающий под влиянием факторов внешней среды у лиц, имеющих к ней наследственную предрасположенность. Только так можно понять, почему в школе, где все находятся в одинаковых условиях обучения, близорукость развивается далеко не у всех.

При современном уровне развития офтальмологии нет единой, достаточно обоснованной научной концепции развития миопии. Участие приведённых выше факторов следует считать достаточно вероятным, но убедительных данных о преимущественном значении какого-либо из них нет. По-видимому, разные виды миопии имеют различное происхождение, а их развитие обусловлено одним из факторов или имеет сложный генез [1].

Выделяют следующие факторы, стимулирующие возникновение близорукости у школьников.

Развитие близорукости у школьников определяется переплетением множества самых разных условий и отдельных факторов. По обобщённым данным близорукость среди детей школьного возраста колеблется в пределах 2, 3-13,8%, а среди выпускников школ – 3,5 – 32,2%. Это указывает на связь близорукости с природно-географическими условиями.

Можно считать установленными 2 факта. Распространение миопии увеличивается по мере продвижения с юга на север. Это связано, видимо, с особенностями светового режима и питания.

В городских школах близорукость, как правило, встречается чаще, чем в сельских. Очевидно здесь играет роль меньшая зрительная нагрузка учащихся сельских школ. Помимо того, сельские школьники больше бывают на свежем воздухе и занимаются физическим трудом, что способствует закаливанию организма и повышению его сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

К основным факторам, стимулирующим миопию у школьников, относятся:


  • недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном освещении). Неизменный вред приносит недостаточная освещённость рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения;

  • Неприспособленная или плохо приспособленная мебель. Очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели соответствовали росту детей;

  • Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка сидеть и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует развитию ослабления зрения [9].

Коррекция миопии может происходить с помощью рассеивающих стёкол. При назначении очков за основу принимают степень миопии, которую характеризует самое слабое рассеивающее стекло, дающее наилучшую остроту зрения. Во избежание назначения линзовых стёкол при ложной миопии рефракцию в детском и юношеском возрасте определяют в состоянии медикаментозной циклопегии.

При миопии слабой степени, как правило, рекомендуется полная коррекция, равная степени миопии. Носить такие очки можно не постоянно, а только в случае необходимости. При миопии средней и особенно высокой степени полная коррекция при работе на близком расстоянии вызывает перегрузку ослабленной у миопов ресничной мышцы, что проявляется зрительным дискомфортом при чтении. В таких случаях, особенно в детском возрасте, назначают две пары очков (для дали – полная коррекция миопии, для работы на близком расстоянии с линзами на 1,0-3,0 дптр слабее) или для постоянного ношения бифокальные очки, у которых верхняя часть стекла служит для зрения вдаль, а нижняя – вблизи [6].


В период роста организма миопия прогрессирует чаще, поэтому особенно тщательно следует проводить её лечение в детском и юношеском возрасте. Обязательна рациональная коррекция, устранение спазмов ресничной мышцы и явлений астенопии. Рекомендуются специальные упражнения для тренировки ресничной мышцы. При высокой осложнённой миопии, кроме того, показан общий щадящий режим: исключают физические напряжения (подъём тяжестей, прыжки и т.п.) и зрительные перегрузки. Назначают общеукрепляющее лечение и специальную терапию. Такие осложнения, как отслойка сетчатки и осложнённая катаракта, требуют хирургического лечения. Однако эти предложенные лечебные мероприятия бывают недостаточно эффективными, и, несмотря на тщательное лечение, миопия часто прогрессирует и приводит к тяжёлым осложнениям. [1].

Выводы: итак, миопия (близорукость) – сильная клиническая рефракция, поэтому напряжение аккомодации в таких глазах не может улучшить изображения отдалённых предметов и миопы плохо видят вдаль и хорошо – на близком расстоянии. Главной причиной развития близорукости является наследственный дефект к снижению зрения, который наблюдается у ряда членов одной и той же семьи, а также по восходящей и нисходящей у родителей и потомков. Далее на первый план в качестве основной причины близорукости были выдвинуты неблагоприятные условия внешней среды и, прежде всего, фактор усиленной зрительной нагрузки на глаза, в особенности при зрении на близком расстоянии, при недостаточном освещении. Ведь неизменный вред приносит недостаточное освещённость рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения. Вот почему мы должны должное значение уделять освещённости.




  1. Освещённость:

    1. Общие сведения. Основные физические характеристики

Освещение – использование световой энергии солнца и искусственных источников света для обеспечения зрительного восприятия окружающего мира (С.В.Алексеев, В.Р.Усенко «Гигиена труда». – М.: Медицина, 1988)

Свет является естественным условием жизни человека, необходимым для здоровья и высокой производительности труда, основанной на работе зрительного анализатора, самого тонкого и универсального органа чувств. Обеспечивая непосредственную связь организма с окружающим миром, свет является сигнальным раздражителем для органа зрения и организма в целом: достаточное освещение действует тонизирующе, улучшает протекание основных процессов высшей нервной деятельности, стимулирует обменные и иммунобиологические процессы, оказывает влияние на формирование суточного ритма физиологических функций человека. Основная информация об окружающем мире – около 90% - поступает через зрительное восприятие. Именно поэтому гигиенически рациональное производственное освещение имеет огромное положительное значение.

С точки зрения физики свет – это видимые глазом электромагнитные волны оптического диапазона длиной 380-760 нм, воспринимаемые сетчатой оболочкой зрительного анализатора. Лучше всего глазом воспринимаются лучи с длиной волны 555 нм (жёлто-зелёного цвета). Свет имеет различные физические характеристики: световой поток (мощность лучистой энергии по производимому ею зрительному ощущению, измеряется в люменах (лм) – световой поток, испускаемый точечным источником в телесном угле в 1 стерадиан (телесный угол, вырезающий на поверхности сферы площадь, равную квадрату её радиуса) при силе света 1 кандела (единица силы света)).

Сила света: световой поток, распространяющийся внутри телесного угла, равного 1 стерадиану (кд - кандела).

Освещённость (Е): распределение светового потока (Ф) на поверхности площадью S.

Е = Ф/S[лк=лм/m2]

Освещённость (Е) измеряют в люксах (лк) – это освещённость поверхности S=1 м световым потоком Ф=1лм.

С точки зрения гигиены труда освещённость имеет существенное значение, т.к. по ней нормируются условия освещения в производственных помещениях и рассчитываются осветительные установки. В физиологии зрительного восприятия важен также уровень яркости освещаемых производственных и других объектов, которая отражается от освещаемой поверхности в направлении глаза. Яркость зависит от их световых свойств, степени освещённости и угла, под которым поверхность рассматривается, измеряется в нитах (нт). Частые изменения уровней яркости приводят к снижению зрительных функций, развитию переутомления вследствие переадаптации глаза, а зрительное утомление приводит к снижению зрительной и общей работоспособности (Адаптации: световые – при повышении яркостей в поле зрения происходит быстро, в течение 05,-2 часов).

Световой поток может отражаться или поглощаться поверхностью, либо пропускаться. Поэтому световые свойства поверхности характеризуются не только падающим световым потоком, но и коэффициентами отражения (q), пропускания (r) и поглощения (а), причём q + r + a = 1.

Q = Фq/Ф (коэффициент отражения равен отношению отражённого телом светового [29] потока к падающему). Например, q светлой деревянной поверхности = 35% (40%), q чистого побелённого потолка = 75% (80%).

R = Фr/Ф

А = Фа/Ф
Гигиенические требования к производственному освещению

К этим требованиям относят:


  • Равномерное распределение яркостей в поле зрения и ограничение теней

  • Ограничение прямой и отражённой блескости (от источников света и зеркальных поверхностей)

  • Ограничение или устранение колебаний светового потока.

Особенно опасны для зрения движущиеся тени, которые заставляют глаз часто переадаптироваться, что ведёт к утомлению и последующему ухудшению зрения.

В конце 80-х годов в гигиене возникло новое направление – динамическое освещение в течение рабочего дня. Такой вид освещения, меняющийся по показателям интенсивности или спектра – эффективный способ профилактики томления. Его эффективно использовать в помещениях с недостаточным естественным освещением, при напряжённых зрительно-эмоциональных и монотонных работах.

Вообще существует 3 вида освещения:


  • Естественное (источник - Солнце) – ЕО

  • Искусственное (только искусственные источники) – ИО

  • Смешанное (ЕО+ИО)

ЕО: освещение помещений светом неба – прямым или отражённым, проникающим через световые проёмы в наружных ограждающих конструкциях (по СНиП – строительные нормы и правила).

Создаётся прямыми солнечными лучами и диффузным светом неба (солнечные лучи, рассеянные атмосферой).

ЕО – биологически наиболее ценный вид освещения, к которому максимально приспособлен глаз человека. Оно обладает высокой интенсивностью светового потока и благоприятным спектральным составом, сочетающим равномерное распределение энергии в области видимого, ультрафиолетового и инфракрасного видов излучений. ЕО благоприятно влияет на психофизиологическое состояние человека.

В помещениях используют:



  • Боковое ЕО (через световые проёмы в наружных стенах (СНиП))

  • Верхнее ЕО (через фонари, световые проёмы в стенах в местах перепада высот здания (СНиП))

  • Комбинированное (верхнее ЕО + боковое ЕО)

ЕО верхним или комбинированным светом обеспечивает большую равномерность уровня освещённости, чем боковое (т.к. в глубине помещения может быть недостаток света). Однако во многих случаях применение только ЕО недопустимо (снижение ЕО из-за загрязнения воздуха, облачности, природных явлений). Поэтому используют совмещённое освещение – сочетание ИО и ЕО. ИО в системе совмещённого может функционировать постоянно или включаться с наступлением сумерек.

Нормативы ЕО: Оценка ЕО производится в относительных показателях коэффициента естественной освещённости – КЕО. КЕО – отношение ЕО в рассматриваемой точке внутри помещения (Ев) к одновременному значению наружной горизонтальной освещённости без прямого солнечного света.

КЕО = (Ев/Ен)*100%

На величину КЕО влияют размер и конфигурация помещения, размеры и расположение светопроёмов, отражающая способность внутренних поверхностей помещения и затеняющих его объектов. Нормы КЕО есть в СниП, например, в бытовых помещениях этот показатель не должен быть ниже 25%.

ИО: осуществляется лампами накаливания и газоразрядными. В современных городах в связи с теснотой застроек является преобладающим, а в безоконных помещениях единственным. В настоящее время разработаны осветительные установки, которые по яркости, характеру, спектру излучаемого сввета приближаются к дневному, что позволяет дополнять недостаток ЕО искусственным «дневным» светом.

На производстве применяют общее и местное освещение. Общее освещение – равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению оборудования (общее локализованное освещение). Местное освещение – дополнительное к общему, создаваемое светильником, концентрирующим световой поток непосредственно на рабочих местах; местное освещение без общего не применяется.

Источники искусственного света – лампы накаливания и люминесцентные лампы. В настоящее время в производстве чаще используют люминесцентные лампы, т.к. по спектру излучения они ближе к естественному освещению. Лампы накаливания применяются при местном освещении.

Нормативы ИО: регламентируются СНиП. Нормы предусматривают освещённость исходя из условий зрительной работы. Например:




Помещение




Освещение раб. поверхностей

Чит. Зал

Г = 0,8

Комбин. Освещение 200-400 лк

Общее 300 лк

Помещения для работы с дисплеями

На экране

----------------

200 лк

Учебные помещения спорт.зал

Классная комната






300-750 лк

200-500
200

500


Освещение в учебных помещениях:

Все учебные помещения должны иметь ЕО. Наилучшими видами ЕО в учебных являются боковое левостороннее. При глубине помещения более 6 м необходимо устройство правостороннего подсвета. Направление основного светового потока справа, спереди и сзади недопустимо, т.к. уровень ЕО на рабочих поверхностях парт снижается в 3-4 раза.

Стёкла окон следует ежедневно протирать влажным способом с внутренней стороны и мыть снаружи не менее 3-4 раз в год и со стороны помещений не менее 1-2 раз в месяц. Нормирование ЕО осуществляется по СНиП. Для окраски парт рекомендуется зелёная гамма цветов, а также цвет натуральной древесины с Q (коэф. отражения) 0,45. Для классной доски – тёмно-зелёный или коричневый цвет с Q=0,1-0,2. Стёкла, потолки, полы, оборудование учебных помещений должны иметь матовую поверхность во избежание образования бликов. Поверхности интерьера учебных помещений следует окрашивать в тёплые тона, потолок и верхние части стен окрашивают в белый цвет. Нельзя помещать растения на подоконники.

ИО обеспечивается люминесцентными лампами (ЛБ, ЛЕ) или лампами накаливания. На помещение площадью 50м2 должно быть установлено 12 действующих люминесцентных светильников. Классная доска освещается двумя установленными параллельно её светильниками (на 0,3 м выше верхнего края доски и на 0,6 в сторону класса перед доской). Общая электромощность на класс в этом случае составляет 1040 Вт.

При освещении лампами накаливания помещения площадью 50м2 должно быть установлено 7-8 действующих световых точек общей мощностью 2400 Вт. Светильники в учебном помещении располагают двумя рядами параллельно линии окон при расстоянии от внутренней и наружной стен 1,5м, от классной доски 1,2 м, от задней стены 1,6 м: расстояние между светильниками в рядах 2,65 м.

Светильники очищают не реже одного раза в месяц (запрещается привлекать учащихся к очистке осветительной арматуры).

На Севере соблюдение всех рекомендаций необходимо, что позволит сохранить зрение и работоспособность в экстремальных условиях среды. [23].




Каталог: referaty -> Medicina
referaty -> Литературные общества XIX века в России
referaty -> Реферат по теме: «Страницы творческой биографии Артура Конан Дойля»
referaty -> А. Н. Островского 3 Своеобразие языка действующих лиц 7 Драматургия "Бесприданницы" 8 Драматургия "Грозы" 9 Заключение 12 Используемая литература
referaty -> Реферати наукових праць І тези виступів гліба несторовича саковича некоторые свойства обобщенно-гладких функций / Сакович Г. Н
referaty -> Моу лицей №7 Невозможные объекты. Мысков Денис Евгеньевич
referaty -> Характерные черты американской практики менеджмента. Пути её использования в России


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница