Тенденции совершенствования правовых механизмов борьбы с терроризмом Профессор, д ю. н., академик раен, к э. н., почетный адвокат России Трунов И. Л




Скачать 194.16 Kb.
Дата14.07.2016
Размер194.16 Kb.

Тенденции совершенствования правовых механизмов борьбы с терроризмом

Профессор, д.ю.н., академик РАЕН, к.э.н., почетный адвокат России Трунов И.Л.

Общественная опасность терроризма заключается в том, что он провоцирует власть на ответное насилие, дестабилизируя демократические институты общества, поощряя практику нарушений прав и свобод человека. Одним из основополагающих принципов борьбы с терроризмом есть принцип приоритета мер предупреждения. Предотвращение, выявление и пресечение террористической деятельности на ранних стадиях, своевременная информация – ключевое место. Назрела необходимость в России создать правовой механизм платы за информацию о преступлении. Подобные законы являются нормой во всех развитых странах мира (вознаграждение США за поимку Садама Хусейна, Бен Ладена), даже в царские времена применялась оплата за информацию о преступлении. Член Совета Федерации от Чечни рассказал о планах по созданию в республике специального фонда, способствующего задержанию и уничтожению боевиков, а также предотвращению терактов. Сегодня нет норм закона, регламентирующих стимулирование за информацию о преступлении. Важно, чтобы борьба с терроризмом осуществлялась в рамках закона.

Необходимо задействовать потенциал гражданского общества с целью создания атмосферы активной гражданской нетерпимости к любым проявлениям терроризма, ограничить в средствах массовой информации пропаганду жестокости и насилия; активизировать пути мобилизации институтов гражданского общества на воспитание населения в духе сопричастности к борьбе с террористическими проявлениями; проводить разъяснительную работу среди населения с тем, чтобы лишить террористов мифического ореола борцов-мучеников и дать им солидарный отпор; сочетание гласных (пропаганда, обращение к гражданам за содействием, проведение открытых судебных процессов и т.д.) и негласных (прослушивание, пролюстрация корреспонденции, использование агентуры и т.д.) методов борьбы; проведение антитеррористической борьбы во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, использование профилактических, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер.

Раскрытие преступлений и пресечение сетей финансирования террористических групп – сложная задача, для ее успешного решения необходимо создание разветвленной сети осведомителей, сообщающих о фактах незаконного оборота денежных средств.

Как нам видится, необходима консолидация правоохранительных структур в борьбе с финансированием террора, в состав каждой следственной группы, расследующей уголовное дело по терроризму, должно включать следователей, акцентирующих внимание именно на финансировании теракта. Направление усилий на блокирование деятельности структур финансовой поддержки террористических организаций, замораживание активов и блокирование доступа на российские рынки тех юридических лиц, которые отказываются от взаимодействия с Россией в вопросах выявления и замораживания активов террористических организаций. Воссоздание точной картины финансовой инфраструктуры международного терроризма. Предание гласности имен всех физических, юридических лиц, в том числе благотворительных организаций, финансирующих террористов.

Международное соглашение трактует криминальными любые действия, направленные на оказание финансовой помощи для совершения деяний, предусмотренных девятью Конвенциями, указанными в приложении к нему, а также любое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть гражданского лица с целью запугивания населения или вынуждения правительства или международной организации совершить либо воздержаться от совершения какого-либо действия. Противоправным признается также соучастие в форме пособничества (ст. 33 УК РФ).

Продуманные и хорошо разработанные законы - богатство любого государства, они политическая, социальная характеристика, важное составляющее его государственности и международного авторитета.

Терроризм называют глобальной проблемой современности. Продуманное, своевременное законодательное обеспечение борьбы с терроризмом имеет своей задачей: установление плотного оперативного наблюдения за террористами, быстрота при розыске и перехвате террористов, обмен жизненно важной информацией до начала террористической атаки. Современный терроризм и сопряженные с ним миграция хорошо обученных вооруженных боевиков, контрабанда оружия, незаконный оборот наркотиков, религиозный экстремизм превратились в один из основных факторов, подрывающих стабильность и мир не только в отдельных странах, но и на всей планете. Опираясь на поддержку мощных и богатых экстремистских организаций, получая от них материально-финансовую помощь и современное вооружение, терроризм способен эффективно осуществлять как отдельные диверсионно-террористические операции, так и полномасштабные боевые действия против регулярных войск и правоохранительных формирований. Привлекает внимание тенденция увеличения количества террористических актов, ведущих к массовым жертвам, с ростом циничности и жестокости, применения изощренных методов и высокоразвитых технологий. Действующие законы нередко не соответствуют требованиям времени. В мире сегодня насчитывается более 500 террористических организаций. По минимальным оценкам их бюджет – 20 миллиардов долларов. Доходы афгано-пакистанской наркомафии превышают 10 миллиардов долларов США, производилось в общей сложности 4,7 тыс. тонн опиума-сырца, из которых вырабатывалось 47 тонн чистого героина – один из главных источников финансовых поступлений террористических организаций. По данным ГУБОП МВД РФ, за 2003 год в России было совершено 563 теракта, динамика такова, что по отношению к 2002 году количество возросло на 55,8%. За первые два месяца 2004 года – 51 теракт, 34 было предотвращено. У террористов изъято только взрывчатки около 30 тонн.

Увеличивается количество жертв необъявленной террористами войны. Государство прилагает огромные усилия для борьбы с терроризмом, но акты терроризма продолжаются с пугающей периодичностью.

Города: Москва, Буденовск, Волгодонск, Буйнакск, Грозный, Волгоград, Владикавказ, Воронеж, Гудермес, Махачкала, Каспийск, Кизляр, Моздок, Ставрополь, Ессентуки, Пятигорск, Невинномыск, Минеральные Воды – далеко не полный перечень пострадавших от злодеяний террористов в России. Многое в борьбе с терроризмом зависит от активности гражданского общества, позиции каждого и тех, кто стал жертвой террора. Необходимо знать и применять как национальные, так и международные правовые механизмы для эффективной борьбы и защиты прав и законных интересов.

Вопрос об уголовной ответственности террористов сомнений не вызывает. Соответствующие процессы и над непосредственными участниками, и над их руководителями проходили и в России, и в других странах мира. В Московском городском суде завершено рассмотрение уголовного дела о взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске, произошедших 9, 13, и 16 сентября 1999 г. Двое подсудимых - Адам Деккушев и Юсуф Крымшамхалов приговорены к пожизненному лишению свободы. В результате терактов погибло 246 человек, потерпевшими по делу признано около 2000 человек. Автор, представляя интересы потерпевших, выступая в прениях, заявил следующее: «Представляя интересы потерпевших в данном судебном заседании, оценивая правовую позицию государственного обвинения, считаю, что виновность лиц, находящихся на скамье подсудимых нашла свое подтверждение и полностью доказана как в ходе предварительного следствия, так и в ходе судебного заседания.

Разделяя позицию моих доверителей, хочу лишь сказать о том, какое горе постигло несчастных людей, потерявших своих родных и близких, ставших инвалидами и сиротами. Дети остались без родителей, старики без помощи и поддержки, и только жгучая боль и незаживающая рана в сердце людей и не только тех, кто напрямую пострадал, но и всего общества в целом. На месте трагедии выросли новые дома, только не вырастет маленький внук Горбылевой Тамары Дмитриевны, не родится внуков у Кнутовой Людмилы Николаевны, Буровой Галины Алексеевны и многих других, не возродятся чаяния и мечты тех, кто потерял практически всю семью и тех, кого уже больше нет. Девизом Царя Соломона были слова: «Все пройдет», к сожалению, это не пройдет, никогда. С огромным состраданием приходится заключить, что бремя потерь и страшных мыслей придется всю оставшуюся жизнь нести моим доверителям и тысячам других жертв терроризма.

Мирные люди, дети, женщины, старики спали в своих домах, в теплых постелях, когда прогремели эти страшные взрывы, и жизни многих из них оборвались. Все время судебного заседания я пытался понять ради чего, ради какой великой цели это случилось, может, есть оправдание у тех, кто это сделал?

Нет, я так и не смог найти ответа на этот вопрос. Нет той великой цели, ради которой можно было бы оправдать гибель людей, как нет ее вообще, так нет, и не было в этих страшных трагедиях, спланированных и совершенных такими же людьми, сытыми, довольными, имеющими семьи, жен, детей, родителей. Безразличие к чужому горю, неоправданная жестокость и корысть, вот что двигало этими людьми. В своих показаниях Крымшахалов частично признавая свою вину в совершении акта терроризма, заявил – «я не маньяк», видимо, имея серьезные сомнения насчет себя и своих действий. 246 погибших, 2000 потерпевших, я не могу подобрать термин совершившему подобное злодеяние.

Страшно подумать, что люди даже не задумываются об ужасающих последствиях, которые наступают в результате их поступков. С моей точки зрения смешно выглядит утверждение о том, что взрослые здравомыслящие мужчины, прошедшие службу в армии и специальную подготовку в военно-полевых учебных лагерях, не раз державшие и применявшие оружие, не предполагали наступления столь ужасных последствий. Судя по видео-пленке расстрела Российской колонны военнослужащих, подсудимый Деккушев – асс военного дела. Заявления подсудимых являются не чем иным, как попыткой уйти от ответственности за содеянное.

Безусловно, помимо подсудимых, есть другие виновные. Это и должностные лица, которые не предотвратили провоз взрывчатки в Москву и Волгодонск, это и те, кто спланировал операцию по взрывам домов, и каждый из них должен понести справедливое и адекватное наказание.

Первоочередным принципом назначения уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления. И все эти люди, а их около двух тысяч, ждут защиты от беспристрастного и справедливого суда. Только самое печальное, что боль и горе от этого не станут легче, будет лишь некоторое удовлетворение, что виновные понесли хоть какое-то наказание. Какое-то потому, что, наверное, нет той меры наказания, которая бы принесла успокоение истерзанным душам. Гибель родных и близких, это самое страшное, это не украденный кошелек, это не материальная составляющая, не то, что можно вернуть, заработать, купить на средства возмещения.

Что касается вопроса наказания подсудимых, с одной стороны, как профессиональный адвокат, занимающийся защитой прав граждан, как мне видится, не имею права высказываться по вопросам характера и меры наказания, с другой стороны, как представитель потерпевших, право на защиту интересов которых гарантируется Конституцией Российской Федерации и закреплено в Уголовно-процессуальном законодательстве России, просил бы суд прислушаться к тем доводам, которые были изложены моими доверителями в средствах массовой информации и которые заявлены суду и, удалившись в совещательную комнату, принять только законное и справедливое решение, учитывающее интересы не только государства и общества, но и жертв террористических актов. Основная обязанность правосудия – оглашать справедливость. Наказание как форма насилия не может быть плохим или хорошим, оно может быть справедливым или не справедливым. Приговор – официальный акт подлинного наименования преступления, публичное оглашение делает зримым нарушителя и нарушение закона, громыхание кандалов и запах карцера. Карательная изоляция правонарушителя для преодоления преступности. Рай вместо денег обещал Абу Умар Деккушеву за убийство спящих женщин, стариков, и детей. Обманул араб, нет такой религии, которая за подобные преступления обещала бы Рай. Ад, который начнется уже при этой жизни, – вот закономерный результат подобной деятельности. Безнаказанность не должна стать рассадником заразы возможности повторения подобных трагедий. Право должно стать нашей национальной религией. Масштаб существующих угроз требует неотвратимости наказания, того, что общество ждет от правоохранительной системы и суда, то, что ждут представляемые мной потерпевшие от предстоящего судебного решения»1.

Многие страны обратили самое пристальное внимание на проблему борьбы с террором и его предупреждение. В 1980 году было зафиксировано 500 терактов, в 1996 зафиксировано 5 тысяч, на сегодняшний день эта цифра значительно выше. Тенденция к росту проявлении терроризма составляет на сегодня около 300%. Многие государства в срочном порядке приняли специальные законы: Великобритания «О предупреждении терроризма» (1974, с дополнениями уголовной ответственности за финансирование, недонесение, укрывательство лиц, обвиняемых в терроризме (1976), Россия «О борьбе с терроризмом» (1998), Германия - «О борьбе с терроризмом» (1986), Франция - «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность» (1986), США – «О борьбе с терроризмом и применении смертной казни» (1996), Акт патриота – США, 2001 г.

Состав преступления «международный терроризм» был сформулирован Комиссией международного права ООН в статье 24 Кодекса преступлений против мира и безопасности как «совершение, организация, содействие осуществлению, финансирование или поощрение актов против другого государства или попустительство совершению таких актов, которые направлены против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют целью вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом»2.

При активном участии России разработана и принята резолюция Совета Безопасности № 1373 от 28 сентября 2001 г., в соответствии с которой создан и функционирует Контртеррористический комитет.

Международная Декларация «О мерах по ликвидации международного терроризма» от 09.12.1994 г., осуждающая как преступные и не имеющие оправдания все акты, методы и практика терроризма, где, и кем бы они ни осуществлялись.

Российская Федерация подписала 11 из 12 универсальных антитеррористических конвенций по борьбе с различными проявлениями терроризма (Межведомственное согласование по Монреальской конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях ее обнаружения 1991 г. находится в завершающей стадии).

Международному сообществу не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение терроризма. Разработка правового понятия терроризма – проблема мировой юридической науки и практики борьбы с преступностью. Существует от 100 до 200 понятий терроризма, ни одно из которых не признано классическим3.

Сложность самого явления и факторы субъективного характера, существующие на международном и внутригосударственном уровнях, обуславливают такое положение.

В Российском законодательстве нередко понятие «терроризм» рассматривают далеко не однозначно. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность отдельно за терроризм (ст. 205) и террористический акт (ст. 277); статья 10 Федерального закона № 49 «Об органах федеральной службы безопасности» от 03.04.1995 г. (с изм. от 30.12.1999 г. № 226 ФЗ, от 07.11.2000 г. № 135/ФЗ) гласит, что органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию террористической деятельности, пункт «д» ст. 12 того же Федерального закона обязывает органы ФСБ выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма4. Федеральный закон ФЗ-№130 от 25.07.98 (с изм. от 07.08.2000 г. № 122/ФЗ) «О борьбе с терроризмом» в раздельном порядке говорит о терроризме и преступлениях террористического характера. Существующая сегодня конструкция правового определения терроризма довольно громоздкая, сложная, создающая трудности при квалификации уголовно-правовых деяний, имеющих сходные квалифицирующие признаки, однако, терроризмом не являющихся, и наоборот то, что международное законодательство признает актом терроризма ст. 227 УК РФ пиратство на борту или против морских судов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 40\61), а российское законодательство к таковым не относит. Российский законодатель дал базовое понятие терроризма в Законе «О борьбе с терроризмом», приводя группу преступлений (ст. 205-208, 277 и 360 УК РФ), именуя их также преступлениями террористического характера, не поясняя, по какому признаку определять данную категорию и почему к преступлениям террористического характера не отнесены к примеру ст. 209 «Бандитизм», 227 «Пиратство».

Юридическая наука рассматривает терроризм в трех аспектах: 1) как преступное деяние; 2) как террористические группы (организации); 3) как террористические доктрины5.

Согласно толковому словарю термин «терроризирование» означает: 1) преследовать, угрожая расправой, насилием; 2) запугивать, держа в состоянии страха6.

Создание обстановки страха есть суть терроризма, но не конечная цель. Путем создания атмосферы страха террористы стремятся к достижению своих целей не за счет своих действий, а за счет действий иных лиц, выталкивая на выбор вариант поведения, устраивающий террористов. Целью может быть понуждение власти к удовлетворению каких-либо требований или порождение у населения недоверия к власти как не способной навести порядок, либо как вариант косвенного воздействия на выборах. Отличительными чертами также являются: общая опасность, возникающая в результате действий либо угрозы таковыми, публичный характер исполнения.

Ученые, резюмируя существующие научные положения и международный опыт борьбы с терроризмом, предлагают, как нам кажется, наиболее верное определение терроризма как явления, выраженного в деянии: терроризм – это публично совершаемые общеопасные деяния или угрозы таковых, направленные на устрашение населения или какой-то его части, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах


террористов7.

Четкая понятийная характеристика терроризма как социально-правового явления послужит ориентиром для того, чтобы определить задачи, правовые, организационные и ресурсные аспекты борьбы с терроризмом в структуре разработки и осуществления крупномасштабных мероприятий. Проблема унификации определения терроризма, различия в построении правовых систем, слабая совместимость уголовных, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных институтов, различные подходы к проблеме применения смертной казни создают трудности в скорейшем создании общего международного правового поля борьбы с терроризмом.

Современные технологии, средства связи, информационные возможности, новые виды вооружения и спец.средств, интернациональный характер жизни размывают понятие «государственной границы». Сформировалась финансовая база международного терроризма, являющаяся хорошо структурированной, имеющей системы управления и планирования. Отмечаются совещания и встречи руководителей, налажено информационно-пропагандистское обеспечение. Социально-экономические причины и низкий жизненный уровень населения сами по себе не являются первопричинами терроризма. Расширяется сфера действия международного терроризма. Если раньше эта сфера включала Чечню, Израиль, США, то теперь она перекинулась и в другие страны.

Один из важных источников самофинансирования терроризма - криминальная деятельность. Высокоорганизованная военизированная структура выигрывает в любой зоне криминальной преступности, используя приемы обычной уголовной преступности, совершая похищения людей, захваты заложников, убийства и хищения. В результате, чаще всего, среда террористов включает в свои структуры обычных преступных элементов.

Терроризм в России занимает доминирующее положение среди угроз общественной и национальной безопасности. Он превратился в массовое явление, наносящее огромный, непоправимый вред обществу.

В целях содействия нормативному урегулированию различных аспектов противодействия легализации доходов от преступной деятельности и финансирования терроризма, в последнее время принято несколько законов. Так, Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 88-ФЗ ратифицирована Международная конвенция по борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года, которая направлена на устранение пробелов в сфере международного сотрудничества государств по выявлению, пресечению и уголовному преследованию финансирования терроризма, призванная установить надежные правовые барьеры на пути доступа террористов к источникам финансирования, стимулировать принятие действенных упреждающих мер на международном и национальном уровне с целью предотвращения и пресечения финансовой поддержки террора. Сделан очередной шаг в создании единого фронта бескомпромиссной борьбы государств с международным терроризмом. Часть 4 ст. 8 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма гласит: «Каждое государство-участник рассматривает возможность создания механизмов, с помощью которых средства, полученные в результате конфискации, предусмотренной в настоящей статье, использовались бы для выплаты компенсации жертвам преступлений, указанных в Конвенции».

Другим примером совершенствования нормативной базы является Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 103-ФЗ, в соответствии с которым УК РФ дополнен статьей 205.1, устанавливающей ответственность за организацию, финансирование и иное содействие совершению преступлений, связанных с терроризмом, а также за вооружение либо обучение лиц для совершения подобных преступлений. Дополнение внесено и в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. В начале 2004 г. внесены поправки в УК РФ, ужесточающие наказание за терроризм, установившие пожизненное лишение свободы за терроризм, повлекший массовую гибель людей (ст. 205 УК РФ). Статья 205 УК РФ объявляет уголовным преступлением финансирование терроризма, но не раскрывает содержание этого понятия. Финансовые средства, предоставленные террористам не напрямую, а различными посредническими лицами, уголовно не наказуемы. Необходимо дополнение в этой части УК РФ с целью создания правового механизма борьбы с финансированием терроризма посредническими организациями, фирмами и предприятиями. Внесены поправки в ст. 46 УПК РФ, предусматривающие увеличение с 10 до 30 суток срок предъявления обвинения при расследовании деяний террористического характера.

Верно расставленные акценты в борьбе с террором могли бы значительно увеличить эффективность, как результат, это позволит сохранить большое количество жизней и материальных ценностей. Основной акцент, как нам видится, должен идти на пресечение незаконного финансирования терроризма, выбивая почву из-под ног террора, с последующим направлением конфискованных средств жертвам террористических актов. Подобная работа уже ведется в мире, так, Великобритания заморозила средства 100 организаций и 200 лиц, подозреваемых в финансировании терроризма. Зарегистрировано 3500 банковских операций, которые могут быть связаны с финансированием террора; 600 такими подозрительными операциями занимается служба финансовой разведки.

В конце сентября 2002 года президент США подписал указ «О финансировании террористов», излагающий стратегию разрушения механизмов финансирования террористов, выявления экономических источников и операций, призывающий к консолидации усилий правоохранительных органов и спецслужб для активного поиска финансовых активов, накопленных международными криминальными структурами в результате их противоправной деятельности. Министерство финансов США заморозило счета 39 организаций по подозрению в финансировании террора. Президент США обнародовал список 63 организаций, причастных к финансированию терроризма, в отношении которых Центральный банк России издал указание оперативного характера за № 136-Т. В докладе России о выполнении резолюции 1373 СБ ООН «О борьбе с международным терроризмом» говорится: финансирование терроризма – самое его уязвимое место. Надежно перекрыть каналы его финансовой подпитки – значит, нанести сокрушительный удар по всей инфраструктуре терроризма8. Страны ЕС считают, что перекрытие ресурсов финансирования терроризма – одна из ключевых задач Европейского Союза.

Создан отдел по борьбе с финансированием терроризма при Министерстве финансов РФ, активно функционирует Комитет по финансовому мониторингу (финансовая разведка), Россия – участник международной организации «Эгмонт», объединяющей 59 финансовых разведок мира. На заседании 2003 года в Берлине Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) Россия принята в члены Комиссии. В сферу действия ФАТФ включены проблемы борьбы с финансированием терроризма, утверждены «Особые рекомендации по противодействию финансированию терроризма»9. В свете борьбы с терроризмом Финансовой разведкой РФ арестованы счета террористов в США и Швейцарии.

Генеральный прокурор РФ констатирует, что терроризм оплачивается в основном за счет средств российского происхождения. По сведениям Генеральной прокуратуры РФ 5000 юридических лиц, финансирующих террор, находятся на оперативном учете. Правоохранительными органами проведено 1133 проверки подозреваемых в террористической деятельности, в результате которых выявлен ущерб на сумму 1,1 млрд руб., из них возмещено 513 млн руб. По материалам проверок подозреваемых в причастности к деятельности террористических формирований и сообществ возбуждено на 2001 год 876 уголовных дел, окончено 471, осуждено 55 человек. В конце 2002 года в суды направлено 77 уголовных дел о финансировании терроризма10. Как сообщил региональный штаб по проведению контр террористической операции на Северном Кавказе; «в результате проведенной спецоперации 1 ноября из тайника принадлежащего известному террористу Шамилю Басаеву в Грозном изъяли 152,2 тысячи долларов США». Правоохранительные органы ведут работу в этом направлении, образуя нарастающий финансовый поток. Количество и тяжесть актов терроризма зависят от финансирования, к которому террористы могут получить доступ, выбить почву из-под ног террора и распределить эти средства между бюджетами, выплачивающими компенсацию вреда жертвам терроризма. Финансы необходимы террористам, как воздух. Причем основные средства тратятся не на проведение терактов, требующих незначительных средств, а на организацию вербовки, боевую подготовку ударных отрядов и наемников, создание современной материально-технической базы (компьютерное обеспечение, связь, транспорт, современное оружие).

Назрел вопрос о заключении с государствами – участниками Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (1999) соглашений о разделе средств - полученных в результате конфискаций. Так, в США (Чикаго) ведется уголовное дело международного фонда, финансировавшего терроризм, в том числе доказано финансирование чеченских террористов, арестовано около двух миллиардов долларов активов, и Россия имеет право на часть этих арестованных активов.

По сообщениям Председателя Комитета по финансовому мониторингу РФ (финансовая разведка), в России готовится черный список компаний и организаций, подозреваемых в отмывании денег и финансировании терроризма, собраны данные на 350 тысяч подозрительных сделок, из семи управлений уже работают шесть со штатом 350 человек, заключены соглашения о взаимодействии со всеми правоохранительными структурами, в том числе ФСБ, МВД, ГТК. Контролируются в соответствии с рекомендациями ФАТФ (Международная группа по борьбе с «отмыванием» капиталов) инвестиционные фонды, казино, тотализаторы, букмекерские конторы, скупка-продажа золота и другое.

Нормативная база и специальные структуры в России созданы: Федеральный закон № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»; Указ Президента РФ № 6 от 10.01.2002 г. «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373» от 28.09.2001 г.; Указ Президента РФ от 01.11.2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»; Положение Правительства РФ от 02.04.2002 г. № 211 «Об утверждении Положения о Комитете РФ по финансовому мониторингу».

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» в случае признания организации террористической она подлежит ликвидации на основании решения суда. Другим возможным вариантом может служить принятие специального федерального закона по пресечению обращения денежных средств, используемых для финансирования терроризма. Одновременно необходимо внесение дополнений в существующее законодательство, к примеру, главу 45 ГК РФ «Банковский счет» дополнить нормами о необходимости идентификации физических и юридических лиц как условия заключения договора банковского счета. Напрямую с проблемой терроризма связана незаконная, неконтролируемая миграция, 4 миллиона мигрантов находятся на территории России.

Необходим розыск финансовых посредников и пособников, осуществляющих финансирование прямо или косвенно, обеспечивая безотлагательное блокирование средств и других финансовых активов или экономических ресурсов. Количество и тяжесть актов терроризма зависят от финансирования, к которому террористы могут получить доступ. Следует предпринять меры, с целью воспрепятствования и противодействия осуществлению материальной поддержки террористов и террористических организаций, независимо от того, осуществляется такое финансирование прямо или косвенно через организации, которые преследуют – или утверждают, что преследуют, – благотворительные, общественные или культурные цели или вовлечены в запрещенные виды деятельности, такие, как незаконные поставки оружия, незаконный оборот наркотиков, вымогательство. Необходимо принять правовые меры регулирования для воспрепятствования и противодействия движению средств, в отношении которых есть подозрения, что они предназначаются для террористических целей, не ущемляя при этом свободу движения законного капитала, и активизировать обмен информацией о международном движении таких средств.



Терроризм представляет реальную угрозу. Вот почему традиционные неспешные действия, характерные для бюрократических государственных и правительственных структур, не подходят. Осознание того, что промедление и задержки работают на руку террористам, должно консолидировать усилия всего общества, объединять имеющиеся силы и средства.

1 Уголовное дело имело гриф «секретно», текст прений адвоката дан в сокращенном виде.

2 Дипломатический вестник. – 2002. – №1. – С. 88.

3 См.: Босхолов С.С., Литвинов Н.Д. Проблемы нормативного регулирования борьбы с терроризмом в современной России // Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью: Матер. научно-практ. конф. – Калининград, 1997. – С. 70.

4 Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №15. – Ст. 1269; 2000. – №1 (Часть I). – Ст. 9; 2000. – № 46. – Ст. 4537.

5 См.: Ляхов Е.Г. Проблемы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом. – М.: Междунар. отношения, 1979. – С. 33.

6 См.: Словарь иностранных слов. – 10-е изд., стереотип. – М.: Рус. Яз., 1983. – С. 494.

7 См.: Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования. – СПб., 2002. – С. 38.

8 EU Response to the 11 September: European Commission action. Bruselles. 3-rd June 2002. P. 13.

9 Speech by the FATF President, Mrs. Clаrie Lo, at the OSCE Conference on Preventing and Combating terrorism. Lisbon, 12 June 2002. P. 2-3.

10 См.: Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом. – М.: Юрлитинформ, 2002. – С. 309, 389, 412.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница