Тематика контрольных работ по дисциплине «русский язык и культура речи» для студентов заочной формы обучения (2014/15) введение в соответствии с учебным планом и программой дисциплины «Русский язык и культура речи»




Скачать 331.95 Kb.
Дата01.08.2016
Размер331.95 Kb.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ (2014/15)
ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с учебным планом и программой дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты всех специальностей должны подготовить одну контрольную работу и сдать зачет по курсу. Сроки изучения дисциплины зависят от вида специальности.

Задание содержит 10 вариантов работ. Большая часть вопросов посвящена стилистике и лексике, знание которых имеет большое значение для каждого специалиста.

Академик Л.В. Щерба писал: «Безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мерзкой дороге». Так что писать и говорить грамотно требует социальная порядочность и уважение к своему собеседнику или адресату. Кроме того, многие солидные предприятия, организации, фирмы сегодня при приёме на работу ориентируются на уровень грамотности претендента (соискателя), резонно полагая, что, проучившись 15-16 лет в средней и высшей школе, человек должен хорошо владеть устной и письменной формой языка, иначе трудно поверить, что у претендента (соискателя) есть необходимые способности для успешной профессиональной деятельности.

Контрольная работа состоит из 8 заданий.

При выполнении контрольной работы студент должен показать хорошее знание теоретического материала и умение применить теорию при выполнении практических заданий.

При цитировании необходимо в сносках давать точное наименование источника и указывать страницы.

Контрольная работа выполняется от руки, грамотно и разборчиво.

Страницы тетради должны быть пронумерованы, иметь поля для замечаний преподавателя. Объем работы не должен превышать 15-20 страниц школьной тетради. В конце работы необходимо привести список использованной литературы, поставить дату и подпись.

ВНИМАНИЕ!

Не принимаются:

А) работы, в которых механически переписан текст научных статей (в том числе скаченных из Интернета), брошюр, учебника;

Б) работы, выполненные не по своему варианту.

Если студент выполнит контрольную работу в соответствии с изложенными требованиями, он допускается к сдаче зачета по курсу «Русский язык и культура речи».

Вариант контрольной работы должен быть выполнен студентом в соответствии с шифром. Выбор варианта контрольной работы производится по последней цифре учебного шифра. Например, студент, имеющий шифр 00-Д03-1567, должен писать вариант контрольной работы №7, если последняя цифра ноль, то вариант контрольной работы надо писать №10.



РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Методическое выполнение контрольной работы можно разделить на три стадии:

1. На первой стадии выбирается вариант контрольной работы, уясняется содержание ее заданий, определяются разделы русского языка, на которые надо особо обратить внимание.


Такой подход позволяет избежать допускаемых отдельными студентами ошибок, когда они путают лексику со стилистикой, использование слов, ограниченных в сфере употребления с употреблением стилистически ограниченной лексики и т.п.

  1. На втором этапе студент внимательно изучает список рекомендованной литературы и подбирает учебники, пособия и словари, необходимые для выполнения контрольной работы.




  1. Третья стадия - написание контрольной работы. На этом этапе студент должен проявить творческий подход к изучению изучаемого и систематизированного материала. Нужно не переписывать, а творчески использовать полученную информацию, применяя следующие приемы:

Пересказ текста учебника, пособия собственными словами, своим языком.

Ответы на отдельные задания оформить в виде доклада (количество слов не должно превышать 20 0слов; использовать схемы, таблицы).

Широкое использование в контрольной работе (там, где это необходимо по содержанию) данных из различных словарей. Успешному выполнению контрольной работы будет способствовать предлагаемый студентами перечень литературы и словарей. Рекомендованная литература имеется в библиотеке РГУПС и его филиалов. Применяя изложенные рекомендации, студент успешно справится с выполнением контрольной работы, которая, в конечном счете, должна представлять собой свободный пересказ прочитанного и систематизированного материала.

ВАРИАНТ 1

Задание 1.

Что такое стиль? Назовите основные стили русского языка.

Ответ оформите в виде доклада (количество слов не должно превышать 200; желательно использовать схемы, таблицы; структура доклада оценивается).
Задание 2.

Охарактеризуйте официально-деловой стиль речи по следующей

схеме:

1) функция; 2) сфера употребления; 3) лексико-грамматические особенности; 4) особенности данного текста. Приведите пример текста (не более 200 слов). Ответ оформите в форме отчёта (оценивается структура, подача материала, графическое оформление документа).


Задание 3.

Напишите заявление (содержание документа на ваше усмотрение). Следите за соблюдением норм и употреблением реквизитов.


Задание 4.

Поставьте ударение в словах. Отметьте случаи вариантного ударения:

Алкоголь, бомбардировать, генезис, договор, досуг, искра, каталог, красивее, нормирование, осведомить, приговор, средства, творог, фарфор, ходатайство, хозяева, щавель.

Правы, прав, право, права; проданы, продан, продано, продала; создан, создано, создана.


Задание 5.
Дайте дефиниции (определения) следующих слов: секвестр, реприватизация, реквизиты, компиляция, геронтологи, геноцид, эскалация, оффшорная зона, трапеза.
Задание 6.

Отметьте номера словосочетаний, которые можно квалифицировать как фразеологические обороты, охарактеризуйте значения фразеологических оборотов:

1) Строить крепость; 2) Строить замок на песке; 3) Бить баклуши; 4) Вагон и маленькая тележка; 5) На запасном пути; 6) Питаться манной небесной.
Задание 7.
Расставьте знаки препинания и выберите правильный вариант.

1. Поднялся свежий восточный ветер и мы изз(з)ябшие про(а)мокшие до последней нитки измученн(н)ые воротились домой посмеиваясь друг над другом и ничуть не со(а)жалея ни(е) о потраченн(н)ом времени ни(е) о своём пре(и)д приятии давно задуманн(н)ом но к сожалению не(доведённ(н)ом) до желанн(н)ого конца. 2. Затем я позн(о)акомился с хозяйкой которая узнав что я хочу купить пса с(з)делала скорбное лицо помолчала вздохнула а потом за три рубля продала собаку.



Задание 8.

Отметьте номера слов, в корне которых пишется гласная О (чередование гласных в корне):

1) уг...реть, 2) век...кивать, 3) вск...чить, 4) оз...рённый, 5) соприк…саться.
Отметьте номера слов, в которых пишется гласная Е. (Гласные О, Ё после шипящих и Ц):

1) крыж... венный, 2) ретуш...р, 3) коммивояж...р, 4) ж... ванный, 5) пораж...н.
Отметьте номера слов, в которых пишется гласная Э: 1) ре...стр, 2) ст...нд, 3) ма...стро, 4) стату...тка.
Отметьте номера слов, в которых пишутся двойные согласные:

1) вож...и, 2) дрож...и, 3) жуж...ать, 4) ап...етит, 5) ил...юминация.
Отметьте номера слов, в которых пишется приставка ПРЕ-: 1) пр...вратник, 2) пр...вратный, 3) пр...одолеть, 4) пр...украсить, 5) пр...умножить.
Отметьте дефисное написание сложных слов:

1) гори(цвет), 2) перекати(поле), 3) иван(да)марья, 4) унтер(офицер), 5) экс(чемпион).

Отметьте дефисное написание сложных слов; если необходимо, вставьте пропущенные буквы; галочкой отметьте случаи раздельного написания:



  1. западно(сахалинское) побережье;

  2. Западно(Сахалинские) горы;

  3. жаро(понижающий) компресс;

  4. двадцати(четырёхгран...ик);

  5. чугун... о(литейный) цех.

Отметьте номера слов, в которых пишется одна Н; вставьте пропущенные буквы:

1) бережён...ый, 2) берестян...ой, 3) бешен...ый, 4) вербован...ый, 5) верчен... ый мальчонка.
ВАРИАНТ 2
Задание 1.

Что такое стиль? Назовите основные стили русского языка (желательно использовать схемы, таблицы).


Задание 2.

Охарактеризуйте научный стиль речи по схеме: а) сфера употребления; 6) функции; в) жанры; г)языковые особенности (фонетические, словообразовательные,


лексические, грамматические).

Приведите пример любого научного текста; назовите его особенности.



Задание 3.

Напишите объяснительную записку (содержание документа на Ваше усмотрение). Следите за соблюдением орфографических и пунктуационных норм.
Задание 4.

Поставьте ударение в словах. Отметьте случаи вариантного ударения:

Алфавит, баловать, избаловать, вероисповедание, гусеница, дремота, индустрия, квартал, мастерски, обеспечение, партер, симметрия, столяр, украинский, феномен, ходатайствовать, цыган.

Веселы - весел - весело - весела; начаты - начат - начато - начата; созваны - созван - созвано - созвана.
Задание 5.

Дайте дефиниции (определения слов):

Дефолт, суицид, реновация, котировка, гомеопатия, генерация, антисемитизм, экспансия, панегирик.
Задание 6.

Отметьте номера словосочетаний, которые можно квалифицировать как фразеологизмы; охарактеризуйте их значения:

  1. Работать с усердием;

  2. Брать за горло;

  3. Вилами по воде писано;

  4. Гроша медного не стоит;

  5. Ждать у моря погоды;

  6. Делать из мухи слона.

Задание 7.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания:

"Измен...ики! Подсунуть мне бе(с,з)придан...ицу за которую (ни, не) кто гроша медного (не)давал!" - отчаян...о визжал он возмущен...о скача на кован...ом сундуке.

Она (не)воспитан... а и (не)образован...а, (не)слыхано глупа, (не)видан... о уродлива, к тому(же) и вовсе без придан... ого!" - кричал он швыряя дран...ый башмак в недавно куплен...ый абажур лимон...ого цвета. Брошен...ая (в)след за ним палка копч...н...ой колбасы угодила в стеклян...ую вазу наполнен... ую дистил...ирован...ой водой и вместе с ней рухнула на крашен...ую под каштан голову обв...нен...ой во всех грехах бе(с,з)придан...ицы с уязвлен...ым видом жавшейся у двери. Ранен...ая в голову колбасой картин...о взмахнув обн...жен...ыми по локоть руками и (з,с)давлен...о пискнув та повалилась в квашню с замеш...ным тестом увлекая за собой рождественскую елку увеш...ную слюден... ыми игрушками.

Задание 8.

Отметьте дефисное написание сложных слов

  1. (рабски)покорный;

  2. (бюджетно)финансовй;

  3. (крупно)калиберный;

  4. (беспроцентно)выигрышная лотерея;

  5. (быстро) бегущий ручей;

  1. (мутно)зеленый;

  2. (взаимно)выгодный;

  3. (бензо)заправочный;

  4. (промышленно)транс-портый отдел;

  5. (западно)сахалинское побережье;



ВАРИАНТ 3
Задание 1.

Охарактеризуйте изобразительные и выразительные средства языка: эпитеты, гиперболы, метафоры и олицетворения.
Задание 2.

Охарактеризуйте разговорный стиль речи по схеме: 1) функция; 2) сфера употребления; 3) лексико-грамматические особенности; 4) особенности данного текста. Приведите пример текста (не более 200 слов).


Задание 3.

Напишите заявку на посещение выставки (в музее, картинной галерее) или на организацию экскурсии. Следите за соблюдением норм и употреблением реквизитов.


Задание 4.

Поставьте ударение в словах. Отметьте случаи вариантного ударения:

Апартаменты, арест, атлет, баловать, верба, инструмент, исчерпывать, километр, мизерный, ненавидеть, осведомить, приговор, ремень, умерший, феномен, эксперт.

Прозваны, прозван, прозвано, прозвала; зачаты, зачат, зачато, зачата; загнуты, загнут, загнуто, загнута; грубы, груб, грубо, груба.




Задание 5.

Дайте дефиниции (определения) следующих слов: Мэр, мэрия, департамент, коммерсант, менеджер, брокер, акция, дивиденд, спонсор, меценат, реквизиты, секвестр;



Задание 6.

Отметьте номера словосочетаний, которые можно квалифицировать как фразеологические обороты, охарактеризуйте значения фразеологических оборотов:

1) Человек в футляре; 2) На деревню дедушке; 3) Не мудрствуя лукаво; 4) С корабля на бал; 5) Двадцать два несчастья; 6) Шерстинка выделки не стоит.
Задание 7.

Расставьте знаки препинания и выберите правильный вариант.

Ране...ый открыл глаза и заст...нал от (не)стерпимой боли в простреле... ом плече. Чу...ствуя что больше (не)заснет он повернулся на своей (не)краше...ой кровати и мрачные мысли эти (не)зва...ые спутницы бес...о...ых ночей стали дли...ой вере...ицей проносит...ся в его голове (не)освеже...ой сном. Он вспомнил патриотический угар (не)вызва...ый здравым пониманием событий и и...кус...тве...о созда...ый продажными писаками буржуазных газет восп...вавших (н...)кому кроме угнетателей (не)нужную бойню и свой юношеский пыл с которым он ждал (не)испыта...ых боевых ощущений.
Задание 8.

Отметьте номера слов, в которых пишется непроизносимая согласная:

1) древес... ный; 2) високос... ый; 3) кос.ное мышление; 4)поз... ний; 5) вредонос... ный;

Отметьте номера слов, в которых пишется гласная О: 1) зрач... к; 2) зач... т; 3) пш... нка; 4) ч... порный; 5) кипяч... ный; Отметьте номера слов, в которых пишется приставка ПРЕ-:

1) приоритет; 2) пр... умножить (добавить незначительное
количество);

2) пр... стежной (воротник); 4) пр...терпеть (пережить);


Отметьте номера слов, в которых пишется -НН-: 1) путан...ый ответ; 2) юн...ый студент; 3) цельнокроен...ый костюм; 4) оцинкован...ые трубы; 5) бешен...ая собака;

Отметьте номера дефисного написания сложных слов: 1) (детски)наивные мечты; 2) (высоко)поставленное лицо; 3) (пол)дома 4) (северо)осетинское искусство; 5) (эфирно)валериановый.



ВАРИАНТ 4

Задание 1.

Этические нормы речевой культуры (речевой этикет). Речевой этикет в документе.



Задание 2.

Охарактеризуйте публицистический стиль речи по схеме:

1) функция; 2) сфера употребления; 3) жанры; 4) лексико-грамматические особенности; 5) особенности данного текста. Приведите пример любого публицистического текста (не более 200 слов).

Задание 3.

Напишите докладную записку (содержание документа на Ваше усмотрение). Следите за соблюдением орфографических и пунктуационных норм.


3адание 4.

Поставьте ударение в словах. Отметьте случаи вариантного ударения:

Арест, апартаменты, валовой, диалог, досуг, заиндеветь, засуха, квартал, кладбище, меновой, отчасти, подростковый, поутру, ремень, столяр, цемент, эксперт.

Молоды, молод, молодо, молода;

редки, редок, редко, редко;

светлы, светел, светло, светла.



Задание 5.

Дать дефиниции (определения) следующих слов:

Аннотация, антрепренер, балласт, вегетарианец, демагогия, дилетант, иллюзия, имитация, коммюнике, нейтралитет, претендент, эскалация.

Задание 6.

Отметьте номера словосочетаний, которые можно квалифицировать как фразеологические обороты, охарактеризуйте значения фразеологических оборотов:

1) Бить баклуши, 2) Переливать из пустого в порожнее, 3) Палец о палец не стукнет, 4) Перемолоть кости, 5) Сидеть сложа руки, 6) Точить лясы.

Задание 7.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания:

Именин...ик бешен...о вопил не...туплен...о размахивал над головой рван...ым башмаком стащен...ым (в)торопях с головы (на)смерть перепуган... ого соседа. Изумлен... ые гости и родствен.. .ик в первую минуту ошеломлен.. .о застыли но потом под градом маслен... ых вареников пущен... ых в их сторону в(з,с)бешен.. .ым именин... иком вынужден... о отступили к отв... рен... ым дверям.

"Измен...ики! Подсунуть мне бе(с,з)придан...ицу за которую (ни, не) кто гроша медного (не)давал!" - отчаян...о визжал он возмущен...о скача на кован...ом сундуке.

Задание 8.

Отметьте слова, в которых пишется гласная А: 1) уг...релый, 2) з...реветь, 3) р...сток, 4) взр...щенный, 5) прил... гательные;


Отметьте слова, в которых пропущены согласные: 1) че…ствовать гостя, 2) ше...ствовать над школой, 3) досадный инци...дент, 4) праз...ный образ жизни;

Отметьте слова, которые пишутся слитно с -НЕ-:



  1. (не)пременная выгода, 2) (не)любимый критиками режиссер, 3) ничего (не)выражающий взгляд, 4) (не)насытная алчность, 5) еще (не)оседланные лошади.


ВАРИАНТ 5

Задание 1.

Охарактеризуйте изобразительные и выразительные средства языка: эпитеты, аллегории, иронию и сарказм.

Литературный язык - основа культуры речи. (Что представляет собой литературный язык, каковы особенности его развития, какими признаками он обладает).


Задание 2.

Охарактеризуйте художественный стиль речи по схеме: 1) функция; 2) средства художественной выразительности; 3) особенности данного стиля; 4) особенности данного текста. Приведите пример текста (не более 200 слов).



Задание 4.

Поставьте ударение в словах. Отметьте случаи вариантного ударения:

Аналог, апартаменты, временщик, договоренность, донельзя, искра, красивее, корысть, некролог, околесица, опека, разогнутый, статуя, христианин, эксперт;
Веселы, весел, весело, весела; вредны, вреден, вредно, вредна; преданы, предан, предано, предана.
Задание 5.

Дайте дефиниции (определения) следующих слов: Автократия, бланк, визировать, дезодорация, инцидент, крекинг, метонимия, осмос, прерогатива, фрамуга, этногенез.


Задание 6.

Отметьте номера словосочетаний, которые можно квалифицировать как фразеологические обороты, охарактеризуйте значения фразеологических оборотов:



  1. Бить баклуши; 2) Брать корову за рога; 3) Царствовала мертвая тишина; 4) Сидеть сложа руки; 5) Как в воду окунутый.

Задание 7.

Расставьте знаки препинания и выберите правильный вариант.



Она (не)воспитан... а и (не)образован...а, (не)слыхано глупа, (не)видан... о уродлива, к тому(же) и вовсе без придан... ого!" - кричал он швыряя дран...ый башмак в недавно куплен...ый абажур лимон...ого цвета. Брошен...ая (в)след за ним палка копч...н...ой колбасы угодила в стеклян...ую вазу наполнен... ую дистил...ирован...ой водой и вместе с ней рухнула на крашен...ую под каштан голову обв...нен...ой во всех грехах бе(с,з)придан...ицы с уязвлен...ым видом жавшейся у двери. Ранен...ая в голову колбасой картин...о взмахнув обн...жен...ыми по локоть руками и (з,с)давлен...о пискнув та повалилась в квашню с замеш...ным тестом увлекая за собой рождественскую елку увеш...ную игрушками.

Задание 8.

Отметьте слова с приставкой ПРЕ-:

1) пр…оритет; 2) пр...умножить (добавить незначительное
количество);

2) пр... стежной (воротник); 4) пр...терпеть (пережить);

Отметьте номера слов, в которых пишется -НН-: 1) путан...ый ответ; 2) юн...ый студент; 3) цельнокроен...ый костюм; 4) оцинкован...ые трубы; 5) бешен...ая собака;

Отметьте номера дефисного написания сложных слов: 1) (детски)наивные мечты; 2) (высоко)поставленное лицо; 3) (пол)одиннадцатого; 4) (северо)осетинское искусство; 5) (физико)математический.



ВАРИАНТ 6

Задание 1.

Охарактеризуйте изобразительные и выразительные средства языка: фигуры речи: олицетворение, оксюморон метафоры, фразеологизмы.

Задание 2.

Охарактеризуйте научный стиль речи по схеме:

1) функция; 2) сфера употребления; 3) жанры; 4) лексико-грамматические особенности; 5) особенности данного текста. Приведите пример любого научного текста (не более 200 слов).
Задание 3.

Напишите служебную записку (содержание документа на Ваше усмотрение). Следите за соблюдением орфографических и пунктуационных норм.



3адание 4.

Поставьте ударение в словах. Отметьте случаи вариантного ударения:

Агентство, аналог, арест, бензопровод, верования, газопровод, диалог, заговор, зубчатый, исчерпать, кладовая, мускулистый, облегчить, принудить, радушный, созыв, украинцы, феномен, щавель, юродивый.
Грубы, груб, грубо, груба; глухи, глух, глухо, глуха; проданы, продан, продано, продана.
Задание 5.

Дать дефиниции (определения) следующих слов:

Аннотация, антрепренер, балласт, вегетарианец, демагогия, дилетант, иллюзия, имитация, коммюнике, нейтралитет, претендент, эскалация.


Задание 6.

Отметьте номера словосочетаний, которые можно квалифицировать как фразеологические обороты, охарактеризуйте значения фразеологических оборотов:

1) Бить баклуши, 2) Переливать из пустого в порожнее, 3) Палец о палец не стукнет, 4) Перемолоть кости, 5) Сидеть сложа руки, 6) Точить лясы.
Задание 7.

Расставьте знаки препинания и выберите правильный вариант.

На вагон... ой ступеньке сидит старуш...нка которая из(за) бе...покойных соседей изо дня в день (не) досыпает и (в)следстви... этого

злится. Старушка Ильини...на (не)прочь (по)своему проповед...вать внуч...нку Петеньке и внучке Манечке но она занята серьезным делом в руках у нее сверкает какой(то) метал... ический предмет бросающий в степь солнечные зайчики. (Не)опытному человеку может показат...ся будто кто(то) пытается сигнализировать вражеским сам...летам.

Задание 8.

Отметьте номера слов, в которых пишется гласная А: 1) обогащение, 2) вопл...щение, 3) пок...яние, 4) оп...здание, 5) обр...мление;

Отметьте слова с -Ь-:

1) с...язвить, 2) п...ющий, 3) р...яный, 4) из...ян; Отметьте предложения с частицей НИ:

1) Куда он только н... обращался; 2) Как н... мойся, белее снега не будешь; 3) Мы н... раз были в Крыму; 4) Кому н... известно это произведение; 5) Н... один из нас готов к подвигу;
Отметьте слова, которые пишутся с прописной буквы: 1) (день) учителя; 2) (гражданская) война; 3) (вторая) мировая война; 4) (киевская) Русь; 5) (петины) тетради; 6) (шолоховские) рассказы.

ВАРИАНТ 7

Задание 1.

Охарактеризуйте изобразительные и выразительные средства языка: фигуры речи, метафоры, фразеологизмы и крылатые слова.

Задание 2.

Охарактеризуйте художественный стиль речи по схеме:

1) функция; 2) сфера употребления; 3) жанры; 4) лексико-грамматические особенности; 5) особенности данного текста. Приведите пример любого худажественного текста (не более 200 слов).
Задание 3.

Напишите докладную записку (содержание документа на Ваше усмотрение). Следите за соблюдением орфографических и пунктуационных норм.


3адание 4.

Поставьте ударение в словах. Отметьте случаи вариантного ударения:

Арест, апартаменты, валовой, диалог, досуг, заиндеветь, засуха, квартал, кладбище, меновой, отчасти, подростковый, поутру, ремень, столяр, цемент, эксперт.

Молоды, молод, молодо, молода;

редки, редок, редко, редко;

светлы, светел, светло, светла.


Задание 5.

Дать дефиниции (определения) следующих слов:

Аннотация, антрепренер, балласт, вегетарианец, демагогия, дилетант, иллюзия, имитация, коммюнике, нейтралитет, претендент, эскалация.

Задание 6.

Отметьте номера словосочетаний, которые можно квалифицировать как фразеологические обороты, охарактеризуйте значения фразеологических оборотов:

1) Бить баклуши, 2) Переливать из пустого в порожнее, 3) Палец о палец не стукнет, 4) Перемолоть кости, 5) Сидеть сложа руки, 6) Точить лясы.
Задание 7.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания:

Именин...ик бешен...о вопил не...туплен...о размахивал над головой рван...ым башмаком стащен...ым (в)торопях с головы (на)смерть перепуган... ого соседа. Изумлен... ые гости и родствен.. .ик в первую минуту ошеломлен.. .о застыли но потом под градом маслен... ых вареников пущен... ых в их сторону в(з,с)бешен.. .ым именин... иком вынужден... о отступили к отв... рен... ым дверям.

"Измен...ики! Подсунуть мне бе(с,з)придан...ицу за которую (ни, не) кто гроша медного (не)давал!" - отчаян...о визжал он возмущен...о скача на кован...ом сундуке.
Задание 8.

Отметьте слова, в которых пишется гласная -А-: 1) уг...релый, 2) з...реветь, 3) р...сток, 4) взр...щенный, 5) прил... гательные;

Отметьте слова, в которых пропущены согласные: 1) чествовать гостя, 2) ше...ствовать над школой, 3) досадный инци...дент, 4) праз...ный образ жизни;
Отметьте слова, которые пишутся слитно с -НЕ-:

1) (не)пременная выгода, 2) (не)любимый критиками режиссер, 3) ничего (не)выражающий взгляд, 4) (не)насытная алчность, 5) еще (не)оседланные лошади.


ВАРИАНТ 8
Задание 1.

Охарактеризуйте изобразительные и выразительные средства языка: фигуры речи, метафоры, фразеологизмы и крылатые слова.

Задание 2.

Охарактеризуйте публицистический стиль речи по схеме:

1) функция; 2) сфера употребления; 3) жанры; 4) лексико-грамматические особенности; 5) особенности данного текста. Приведите пример любого публицистического текста (не более 200 слов).
Задание 3.

Напишите объяснительную записку (содержание документа на Ваше усмотрение). Следите за соблюдением орфографических и пунктуационных норм.



Задание 4.

Поставьте ударение в словах. Отметьте случаи вариантного ударения:

Арбуз, арест, блокировать, диспансер, досуг, еретик, завидно, заговор, иначе, искра, каталы, крапива, красивее, мышление, некролог, партер, пасквиль, созыв, черпать, эксперт.

Нажили, нажил, нажило, нажила; начали, начал, начало, начала; подняли, поднял, подняло, подняла;


Задание 5.

Дайте дефиниции (определения) следующих слов:

Ажиотаж, аккомодация, альянс, анализ, апелляция, апокалипсис,

бартер, вердикт, грант, демпинг, импичмент, квота, мезальянс, технократия,

фанаберия.


Задание 6.

Отметьте номера словосочетаний, которые можно квалифицировать как фразеологические обороты, охарактеризуйте значения фразеологических оборотов:

1) Вот так штука; 2) Как овца на новые ворота; 3) Родился в сорочке; 4) Родился в рубашке; 5) Ума не приложу; 6) Козел отпущения.
Задание 7.

Расставьте знаки препинания и выберите правильный вариант.

В его горячеч... ном мозгу пронеслись картины исхода печально чернели (не)засея...ые поля запущс.о выглядели (не)вспаха...ые жителями и вытопта...ые войсками нивы. (Не)удачные распоряжения (с)верху (н...) оказа...ая (во)время под...ержка боевым частям позор измен гореч... пор...жений все эти (не)от...емлемые спутники (П, п)ервой (М, м)ировой войны были причи...ой гибели миллис.ых солдатских масс. Ране...ый с гореч...ю подумал что его глаза открылись слишком поз...но он теперь (не)способный жить и борот...ся человек а (н...) на что (не)годный к... лека.
Задание 8.

Отметьте номера слов, в которых пишутся непроизносимые согласные:

1) древес... ный; 2) поз...ний; 3) кос….ное мышление; 4) високос... ный; 5) вредонос... ный;

Отметьте слова с удвоенной согласной:



  1. парабол...а; 2) кол...ея; 3) бацил...а; 4) гал...антерея; 5) верен.. .ица;

  2. Отметьте слова, которые пишутся слитно с -НЕ-:

(не)пременная выгода, 2) (не)любимый критиками режиссер, 3) ничего (не)выражающий взгляд, 4) (не)насытная алчность, 5) еще (не)оседланные лошади.
ВАРИАНТ 9

Задание 1.

Охарактеризуйте изобразительные и выразительные средства языка: метафору, антитезу, гиперболу, фразеологизм.

Задание 2.

Охарактеризуйте официально-деловой стиль речи по схеме:

1) функция; 2) сфера употребления; 3) лексико-грамматические особенности; 4) особенности данного текста. 5) приведите пример любого официально-делового текста (не более 200 слов).


Задание 3.

Напишите своё резюме (содержание документа на Ваше усмотрение). Следите за соблюдением орфографических и пунктуационных норм.


Задание 4.

Поставьте ударение в словах. Отметьте случаи вариантного ударения:

Арбуз, арест, блокировать, диспансер, досуг, еретик, завидно, заговор, иначе, искра, каталы, крапива, красивее, мышление, некролог, партер, пасквиль, созыв, черпать, эксперт.

Нажили, нажил, нажило, нажила; начали, начал, начало, начала; подняли, поднял, подняло, подняла;


Задание 5.

Дайте дефиниции (определения) следующих слов:

Авизо, аквизиция, аналог, апология, билль, вернисаж, гегемония,

дебитор, инвектива, клаузула, лизинг, мониторинг, ноу-хау, перлюстрация,

стагнация, фетиш.
Задание 6.

Отметьте номера словосочетаний, которые можно квалифицировать как фразеологические обороты, охарактеризуйте значения фразеологических оборотов:

1) Козел отпущения; 2) Собака на соломе; 3) Неробкого десятка; 4) Берет за глотку; 5) Пересчитать по пальцам; 6) Засучить рукава.
Задание 7.

Расставьте знаки препинания и выберите правильный ответ.

Тра...вай лет через двадцать и...чезнет как уже и...чезла конка. Я уже чу...ствую в нем что(то) отжившее какую(то) старомодную прелесть. Конка и...чезла и...чезнет и тра...вай и какой(нибудь) берлинский чудак(писатель) в двадцатых годах двадцать первого века пожелав изобразить наше время от...щет в музее былой техники сто(летний) тра...вайный в... гон ж...лтый аляповатый с сиденьями вогнутыми (по)стари...ому и в музее былых одежд отыщет ч...рный с бл...стящими пуг...вицами к...ндукторский мундир и придя домой составит оп...сание былых берлинских улиц.
Задание 8.

Отметьте слова, в которых пишется гласная А: 1) уг...релый, 2) з...реветь, 3) р...сток, 4) взр...щенный, 5) прил... гательные;


Отметьте слова, в которых пропущены согласные: 1) че…ствовать гостя, 2) ше...ствовать над школой, 3) досадный инци...дент, 4) праз...ный образ жизни;

Отметьте слова, которые пишутся слитно с -НЕ-:



  1. (не)пременная выгода, 2) (не)любимый критиками режиссер, 3) ничего (не)выражающий взгляд, 4) (не)насытная алчность, 5) еще (не)оседланные лошади.

ВАРИАНТ 10

Задание 1.

Этические нормы речевой культуры (речевой этикет). Речевой этикет в документе.



Задание 2.

Охарактеризуйте официально-деловой стиль речи по схеме:

1) функция; 2) сфера употребления; 3) лексико-грамматические особенности; 4) особенности данного текста. 5) приведите пример любого официально-делового текста (не более 200 слов).

Задание 3.

Напишите резюме, предполагая, что Вы претендуете на одну из должностей:

1) заместитель начальника железной дороги; 2) менеджер по продажам коммерческой фирмы; 3) экономист торгового предприятия; 4) секретарь-референт.

Задание 4.

Поставьте ударение в словах. Отметьте случаи вариантного ударения:

Августовский, анатом, выговоры, генезис, договоры, инженеры, кухонный, начать, оптовый, партер, средства, умерший, языковая (колбаса).

Задали, задал, задало, задала,

отняли, отнял, отняло, отняла,

сняли, снял, сняло, сняла.



Задание 5.

Дайте дефиниции (определения) следующих слов:

Ассамблея, бестселлер, виртуальный, генезис, дебитор, имидж, клиринг, легитимный, остракизм, прайс-лист, респондент, филистер, эпатаж.

Задание 6.

Отметьте номера словосочетаний, которые можно квалифицировать как фразеологические обороты, охарактеризуйте значения фразеологических оборотов:

1) На широкую ногу; 2) Запутать следы; 3) Подсадная утка; 4) Одного поля ягоды; 5) Собака на соломе; 6) Блудный сын.


Задание 7.

Расставьте знаки препинания и выберите правильный ответ: 1) Лицо третьего Илюши было довольно (не)значительно горб...носое вытянутое под(т)слеповатое оно выражал... какую(то) тупую болезненн(ную) за(о)ботливость с(з)жатые губы его не(и)шевелилис... с(з)двинутые брови не(и)расходились. 2) Они (не)стары но усп...ли уже побывать (по)два (по)три раза (во)всех (Е,е)вропейских столицах.


Задание 8.

Отметьте номера слов, в которых пишется гласная О:

1) ж...лоб, 2) дьяч...к, 3) ноч...вка, 4) медвеж...на, 5) нож...вка;
Отметьте слова с приставкой ПРЕ-:

1) пр…оритет; 2) пр...стежной (воротник), 3) пр...емник широкого диапазона, 4) пр... терпеть (пережить), 5) пр... умножить (добавить незначительное количество).



Отметьте слова с удвоенной -НН-:

1) путан...ый ответ, 2) юн...ый студент, 3) цельнокрое..ый костюм, 4) бешен...ая собака, 5) оцинкован...ые трубы.
Отметьте предложения с частицей НИ:

  1. Куда он только н... обращался.

  2. Как н... мойся, белей снега н... будешь.

  3. Мы н... раз были в Крыму.

  4. Кому н... известно это произведение!

  5. Н... один из нас готов к подвигу.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык. Культура речи. Деловое общение. Москва: КиоРус, 2012.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д: Феникс 2009.

  3. Введенская Л.А., Семёнова М.Ю. Русский язык. Практикум. Ростов н/Д: КиоРус, 2009.

  4. Мальханова И.А. Деловое общение. М.: Трикста, 2007.

  5. Мартова Т.В. Этика деловых отношений. Ростов н/Д: Феникс 2009.

  6. Павлова Н.Г. Основы делового общения. Ростов н/Д: Феникс 2009.

  7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М. Книга. 1985.

  8. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. М.: Высшая школа, 1989.

  9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа, 1987 (и последующие издания).

  10. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Москва: КиоРус, 2012.

  11. Русский язык и культура речи/ под редакцией проф. О.Я Гойхмана.. М.: ИНФРА-М, 2014.

  12. Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В.И.Максимова. М.: Высшая школа, 2000.

СЛОВАРИ

1. Ожегов СИ Словарь русского языка (любое издание).

2. Черкасова Л.И., Черкасова М.Н. Современный толковый словарь
иностранных слов. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

3. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение,


ударение, грамматические формы (любое издание).

4. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник


по русскому языку. Правописание, произношение, ударение,
словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов.
М.: Высшая школа, 1996.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница