Тема урока: «Строение атома и периодическая система Д. И. Менделеева» Класс: 8 фио учителя: Синепупова Татьяна Викторовна Должность: учитель химии и биологии



Скачать 110.38 Kb.
Дата19.04.2016
Размер110.38 Kb.
ТипУрок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча»

Предмет: химия
Тема урока:

«Строение атома и периодическая система Д.И. Менделеева»
Класс: 8

ФИО учителя: Синепупова Татьяна Викторовна
Должность: учитель химии и биологии

г. Бирюч


2013

Тема урока: Строение атома и периодическая система Д.И. Менделеева
Цель урока: знакомство со строением атома и периодической системой Д.И.Менделеева.

Задачи урока: _ Образовательные:

    • Познакомить с первыми представлениями о строении атома;

    • Познакомить с планетарной моделью атома Резерфорда ;

    • Научить определять строение атома , зная его место в периодической таблице;

    • Научить давать характеристику строению атома по периодической системе.

  • Воспитательные:

  • развивать умение слушать и мыслить

  • Развивающие:

    • развивать умение добывания необходимой информации с помощью периодической системы Д.И.Менделеева


Тип урока: смешанный________________________________________

Формы работы учащихся на уроке : работа с таблицей, самостоятельные работы, лабораторная работа, работа в группах.

Описание необходимого технического оборудования для проведения урока: компьютер, проектор

Ход урока.

На столах учащихся пластилин, картон или стекло, одноразовые стаканчики, бутылочки с водой, сахар рафинад, одноразовые ложечки, лупы.

Девиз урока ; Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.



К. Гельвеций

I. Актуализация знаний.

Учитель читает сказку. Жил был на свете маленький кругленький атом. Он часто путешествовал по свету. С помощью воды и ветра он побывал на многих материках. Атом не боялся путешествовать, его просто никто не видел., поэтому он спокойно мог двигаться в любых направлениях. Атом не боялся электропритяжений, потому что он был не заряженным. Быстро бегая, атом мог сталкиваться с другими атомами. Если другой атом ему не нравился, то они разбегались и так и остались поодиночке. Но иногда атомы объединялись друг с другом и тогда появлялась маленькая МОЛЕКУЛА.

Тема нашего урока « Строение атома и периодическая система Д.И. Менделеева»

II. Изучение нового материала.

Вопрос. Ребята, а кто знает, что такое молекула и что такое атом?

Молекула - это мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства.



  1. Лабораторный опыт. Растворение сахара в воде.

Оборудование. Одноразовые стаканчики, бутылочки с водой, сахар рафинад, одноразовые ложечки, лупы.

Ход работы.



  1. Растворить сахар в воде .

  2. Посмотреть на раствор в лупу.

  3. Попробовать раствор на вкус.

Вопрос. Что вы почувствовали? Почему мы не видим частички сахара, но чувствуем его сладкий вкус?

Атом - мельчайшая химически неделимая частица.



  1. Вопрос. А что находится внутри атома?

Над этим задумывались многие ученые. Предлагается послушать сообщение об открытии ученых внутреннего строения атома.

Ирландский физик Стони на основании опытов пришел к выводу, что электричество переносится мельчайшими частицами, существующими в атомах всех химических элементов. В 1891 году он предложил назвать их электронами, что означает по-гречески « Янтарь».

Джосеф Томсон и Жан Перрен доказали, что электроны несут отрицательный заряд. Этот наименьший заряд в химии принят за -1. Томсон даже сумел определить скорость движения электронов ( 300000 км/сек) и массу электрона, она в 2000 раз меньше атома водорода.

В 1904 году Томсон дал описание своей модели, получившей название « сливового пудинга». Пудин- положительно заряжен, в него вкраплены сливины-электроные, которые несут отрицательный заряд. В целом атом электронейтрален.

Электроны находятся в колебательном движении. В катодной трубке Томсон увидел свечение двигающихся электронов.


  1. 1910 год Эрнест Резерфорд со своими учениками изучали рассеивание альфа-частиц, проходящих через тонкую золотую фольгу. На разнозаряженных экранах они увидели свечение. Расчеты показали, что наблюдаемые ими явления говорят о том, что внутри находится плотное ядро.

Опыт Резерфорда по рассеиванию альфа-частиц.

Расчеты показали, что наблюдаемые явления могли произойти, когда бы вся масса атома и весь его положительный заряд были сосредоточены в крохотном центральном ядре. Радиус ядра, как выяснилось, в 1000000 раз меньше радиуса всего атома, той его области, где находятся электроны, несущие отрицательный заряд.

Резерфордом была предложена модель атома, которую назвали планетарной. В центре находится ядро, вокруг которого вращаются электроны.

Планетарная модель Резерфорда.

В ядре находятся положительно заряженные частицы – протоны и нейтральные частицы - нейтроны. Масса протонов и нейтронов принята в химии за единицу.

Сумма числа протонов и нейтронов называется массовым числом (A) и равна относительной атомной массе элемента.

Число протонов и нейтронов одинаково, так как атом в целом нейтрален, и равно порядковому номеру элемента.

А = Z + N

Численное равенство между порядковым номером элемента периодической таблицы и зарядом ядра его атома установил в 1913 году А. Ван де Брук. Этот вывод был экспериментально подтвержден Г. Мозли ( Англия) в 1913-1914 годах. Д. И Менделеев, проставляя порядковые номера у элементов, не знал, что это и есть заряд ядра атомов этих элементов.

Закрепление. Заполнить таблицу.

Таблица №1. Состав ядер атомов некоторых элементов.



Химический элемент

Число протонов в ядре, Z

Число нейтронов в ядре,N

Массовое число, А

Порядковый номаер элемента в ПТ

Н

1




1




Ве

4




9




О

8




16




Собрать, сколько надо, частиц всех сортов,

И атом – пожалуйста – вот он, готов!

Но в общее дело их вклады неравны…

Так кто же из этих частиц самый главный

Пузатый протон, флегматичный нейтрон,

А может быть, юркий малец - электрон?..



  1. Самостоятельная работа.

Пользуясь периодической таблицей, запишите символ элемента, в котором содержится:

А) 33 протона б) 24 электрона в) 100 протонов г) 33 электрона

Пользуясь таблицей, написать строение атомов элементов № 1, 15,17,26,29,79.

Рассказ учителя об изотопах.

Изотопы – разновидность атома одного и того же элемента, имеющие одинаковый заряд, но разное массовое число.

Пример - протий, дейтерий и тритий. Строение атома пишут у доски учащиеся.



Вопрос. Чем различаются эти виды атомов?

  1. Распределение электронов по орбитам ( объяснение учителя)

Число орбит равно номеру периода.

Учитель читает стихотворение, работая у периодической системы.



В первом периоде, в первом ряду

Два знаменосца гордо идут:


У водорода – один электрон,

И возглавляет шествие он.

Гелий богаче. К чему слова,

Ведь у него электронов – два.

Растет в ряду число электронов.

Второй период – восемь персон.

Командует литий, последний – неон.

За командиром – бериллий и бор,

Углерод, азот кислород и фтор.

Парад идет по своим законам

Спокойно колонною на парад

Идут элементы за рядом ряд.

Третий период – почти как второй,

Любой из восьми – элемент-герой.

За натрием – магний и алюминий,

Кремний, фосфор, сера и хлор, аргон.



Работа у доски по цепочке. Задание - распределить электроны по орбитам.

Элементы: Mg, Cl, Al, S

III. Закрепление материала.



  1. Изобразить с помощью пластилина и стекла строение атома:

  1. вариант – кислорода, 2 вариант - кремния, 3 вариант – хлора.

  1. Вызывают к доске 4-5 человек. Изобразить атом гелия, фтора, азота.

IV. Домашнее задание.

  1. Заполнить таблицу ( раздается учащимся на листочках)

№ п/п

Эле-мент

Поряд-ковый номер в ПТ


Заряд ядра атома

Число

Массо-вое чис-ло ,А

Масса




прото-нов Z

нейтро-нов N

элект-ронов




ядра а.е.м.

атома а.е.м.

Заряд атома

1







+7




7
















2










7




15













3




92
















235







4
















29

64










5







+29
















65




6

Sn










66
















7

Sn













118













8

Sn






















121




9













72




122










10




15







16
















11




12
















25







12










42







96










13

Cl1737





























































  1. Подготовить сообщение о тяжелой воде, изотопах кислорода и хлора.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница