Тема: озера цели: образовательные



Скачать 110.95 Kb.
Дата17.06.2016
Размер110.95 Kb.


ТЕМА: ОЗЕРА

Цели:

образовательные: сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира.

развивающие: продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озёр от происхождения котловин; закрепить приемы определения географического положения озер, формировать умение давать описание озёр по типовому плану.

воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край
ХОД УРОКА:

I Организационный момент. (Звучит пение птиц, журчит вода)

Вводная часть.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, и необычен он тем, что у нас присутствуют гости. Уже несколько уроков мы горим о внутренних воды суши. Вспомните, какие воды мы изучили на прошлом уроке? (Изучили реки)

В течение урока мы будем отвечать на множество вопросов, выполнять задания. Я раздала вам листки самоконтроля, на которых вы будете отмечать, что вы сделали правильно, а что нет. Условные знаки – обычные «+» - правильно, «±» - выполнено с ошибкой, недочетом, «-» - не выполнено.

II. Проверка ЗУН.

Вашим домашним заданием было узнать, какие реки протекают по территории Калужской области и Спас-Деменского района.


Задание 1-2.

  1. Назовите реки, протекающие по территории Спас-Деменского района (р.Болва (впадает в Десну), р.Демина (в Угру), р.М.Ворона (в Угру), р.Мармозянка, р.Снопот (в Десну), р.Грохот)

В лист Задание №1: 6 рек - «+», 3 реки – «±», не сделали - «-».

  1. Назовите реки, протекающие по территории Калужской области (р.Ока, р.Угра)

  2. Река Ока – приток одной из величайших рек не только России, но и мира. Какой? (Волги).

  3. Напрашивается вопрос: какой это приток – правый или левый? Как это определить? Определите, каким притоком Волги является Ока? (Правый приток Волги) – стр. 16-17 атласа

В лист Задание №2: правильно – неправильно.
Задание 3. Расставить на контурной карте (дети выполняют в контурных картах, один у интерактивной доски; проводят проверку и взаимопроверку).

  1. Водопад Анхель

  2. Река Нил

  3. Река Волга

  4. Пролив Дрейка

  5. Река Лена

В лист Задание №3: правильно – неправильно на 5 заданий..

Задание 4. Восстановить соотношение: понятие – определение (дети выполняю в тетрадях; во время взаимопроверки один ученик выполняет задание на интерактивной доске)

  1. Река

  1. – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.

  1. Устье

  1. – водный поток, текущий в выработанном им углублении.

  1. Бассейн реки

  1. – место, где река впадает в другую реку, озеро или море.

  1. Половодье

  1. – начало реки.

  1. Исток

  1. - ежегодный продолжительный подъем уровня воды в реке.

Ответы:

1

2

3

4

5

б

в

а

д

г

В лист Задание №4: правильно – неправильно на 5 заданий..
III. Изучение нового материала.

Учитель: Прослушайте и отгадайте загадку, которая подскажет нам тему сегодняшнего урока.

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои, поправляя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды – все в нем отражается…

Как это зеркало называется? (озеро)
Учитель. Правильно. Кто из вас, ребята, видел озеро?
Учитель. С чего мы должны начать изучение темы? (с определения)
Учитель. Тогда я предлагаю вам на несколько секунд закрыть глаза и представить озеро. С какими словами оно у вас ассоциируется? (маленькие и большие, глубокие и мелкие, пресные и соленые, теплые и холодные, сточные и бессточные, пересыхающие и непересыхающие)
Учитель. Посмотрите на фотографии озер. Какие существенные признаки мы можем выделить? Чем отличается от реки?

Задание: Сформулируйте определение понятие «Озеро». (дети отвечают) Давайте сравним с тем, которое нам предлагают авторы учебника. Записываем в тетрадь.
Озеро – это замкнутый водоем, образованный на суши в природном углублении (…………………………………….)
Как называется это углубление? (Озерная котловина)


Учитель: Несмотря на видимую схожесть, озера очень разнообразны. Давайте рассмотрим способы образования озер, озерных котловин.

Задание: работа в парах. Читать текст учебника (п.2 параграфа 31), выделить типы озерных котловин, причины их образования, примеры.

Устно заполняется таблица, пример – переход по гиперссылке + дополнение учителя.


Тип котловины

Причина образования

Примеры

Тектоническое в прогибах

Опускание обширных участков земной коры

Каспийское

Аральское



Тектоническое в разломах

Опускание участков земной коры по разлому.

Байкал

Ньяса


Танганьика

Ледниковое

Котловина углублена древними ледниками

Ладожское

Онежское


Запрудное

Русло реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы

Сарезское

Вулканическое

Образуются при заполнении водой кратеров потухших вулканов

Кроноцкое

Курильское



Карстовые

Образуется после провала верхнего слоя, прикрывающего подземную полость, и заполнения ее водой

Маленькие, на картах не обозначаются

Старицы

Участки прежнего русла реки, изменившие свое направление.

Маленькие, на картах не обозначаются




  1. Самое большое по площади озеро – Каспийское море. За его величину его называют морем.

  2. Самое глубокое озеро – Байкал. Оно уникально. В известности и славе не знает себе равных. В переводе с тюркского означает “богатое озеро”, “озеро озер”. Озеро приподнято над уровнем моря на 453 м., а наибольшая его глубина – 1940 м. Площадь – 31,5 тыс. км. Байкал содержит одну десятую часть пресных вод всей Земли. По прозрачности воды Байкала занимает первое место в мире. Белый диск, применяемый для определения прозрачности воды, виден на глубине 40 – 45 м. Чистота Байкальской воды объясняется многими причинами: 336 рек, больших и маленьких, впадают в Байкал, а вытекает одна Ангара. Кроме этого у Байкала есть свои “санитары” - это подводные рачки эпищура, которые больше нигде в мире не встречаются.


Учитель: Внимание на слайд. На рисунке-схеме вы видите два озера и реки. Что мы можем сказать про реки и их расположение относительно озера. (Ответы: реки могут впадать, а могут брать начало из озера).

Учитель рисует стрелочками возможные варианты (1. – обе реки впадают, 2. – одна впадет, вторая вытекает).
Учитель: У нас появляются два новых понятия: сточное и бессточное озеро. Давайте попробуем сформулировать определения.

Сточное озеро – озеро, в которое реки впадают и вытекают (или только вытекают).

Бессточное озеро – озеро, в которое реки только впадают.

Задание: Соотнесите рисунки и определения.

Задание: Используя физические карты России и полушарий в атласе, найдите сточное и бессточное озера. (Дети называют, я показываю на карте)

СТОЧНЫЕ

Байкал, Онежское, Ладожское, Синевир, Верхнее, Мичиган, Виктория, Онтарио, Гурон, Тана

БЕССТОЧНЫЕ

Каспийское, Балхаш, Аральское, Эйр, Чад, Эльтон, Баскунчак, Мертвое

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель: Вы сейчас работали с картой. (Открыть физическую карту России). Обратили ли вы внимание, как на картах изображаются озера. Все ли одинаково? Объясните мне разницу, используя легенду карты. (Пресные озёра – голубым цветом, а солёные – розовым).Учитель: А что значит: пресные и соленые?

Учитель дополняет, что по химическому составу озера делятся на: пресные до 1‰; солоноватые от 1‰ до 25‰; солёные свыше 25‰.

Учитель: Как вы думаете, в чем причины солености озер? Влияет ли на соленость сточность озер?

Приведите примеры пресных и соленых озер.



Пресные

Байкал, Ладожское, Великие американские озера

Соленые

Балхаш, Чад, Эйр







Какое соленое море самое известное в мире? (Мертвое море)

Прочитайте, чему равна его соленость Мертвого моря. (270‰).

Что это означает? (В одном литре воды содержится 270 граммов соли и минеральных веществ)

Учитель: Длина озера 76 км, ширина 15 км. Рыба, заплывшая из устья реки Иордан вглубь моря, через минуту погибает. Количество соли здесь так велико, что утонуть невозможно.

Каково значение озер? Как их использует человек? (ловят рыбу, для судоходства, разводят водоплавающую птицу, добывают соль).

Какое значение имеют озера Спас-Деменского района?
IV. Практическая работа.

Задание 1. Составить описание озера по плану:

озеро Каспийское; озеро Байкал


  1. название;

  2. на каком материке и в какой его части лежит;

  3. лежит на равнине или в горах;

  4. происхождение котловины;

  5. сточное или бессточное:

  6. пресное или соленое.



V. Закрепление материала.

Задание . Определи озеро.
Этому озеру более 30 млн. лет. Оно самое глубокое и самое прозрачное в мире. В озере обитает 1800 видов животных и растений – ¾ из них эндемичны, т.е. встречаются только здесь.
Это озеро-море самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения.
Это озеро – самый крупный пресноводный водоем в Европе. В него впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога Жизни – единственная связь страны с осажденным Ленинградом.
Это озеро лежит в северно-западной части России. Его котловина ледникового происхождения. Оно является историческим памятником великого русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище.
В лист Задание №5: правильно – неправильно на 4 заданий..
Задание. Какие озера имеют координаты:

1.  30 ю. ш. и 330 в.д. - озеро Виктория

5.   530 с. ш. и 1050 в. д. - озеро Байкал

7.   170 ю.ш. и 690 з. д. - озеро Титикака


В лист Задание №6: правильно – неправильно, с ошибками на 3 задания
Задание. Определи тип озерных котловин

В лист Задание №4: правильно – неправильно на 5 заданий..
Рефлексия

Продолжите фразу:

Я узнал…

Я смогу…


На обратной стороне листка самоконтроля смайлики, которые показывают настроение. Отметьте, какое настроение было у вас сегодня на уроке.

Домашнее задание:

  1. Параграф № 31, на контурных картах обозначить озёра.

  2. Выполните в тетради работу “Описание озёра” (на выбор).

НЕОБЫЧНЫЕ ОЗЕРА:

Озеро – чернильница. Находится в Алжире вблизи города Сиди – бель – Аббес среди живописных гор Атласа. В озеро впадают две реки. Воды одной их них насыщены солями железа, а вторая река протекает через болота и содержит остатки различной растительности. Смешиваясь, они превращают озеро в большую естественную чернильницу.

Озеро Могильное на Кольском полуострове. Слоёное озеро. В озере выделяются пять ярусов. Верхний слой – пресная вода. Ниже находится слой солоноватой воды. Еще ниже находится слой воды вишнёво – розового цвета из – за присутствия там большого количества особых бактерий. Придонный слой – жидкие илы. Здесь происходит гниение органических остатков, и сода насыщена сероводородом.



Киву - зеро – «кастрюля». Находится в сбросовой впадине, глубина его 780 метров. При извержении вулкана, находящегося неподалёку, лава стекает в озеро, отчего вода в нём закипает. А рыбы и водоросли варятся. После, когда вулкан успокаивается, местные жители вылавливают эту рыбу.

Асфальтовое озеро. Озеро считается величайшим естественным резервуаром асфальта и состоит примерно на 40 процентов из битума, на 30 - из глины и на столько же - из соленой воды. Как ни странно, по нему раскиданы небольшие островки, покрытые растительностью. Поверхность озера настолько плотная, что по нему даже можно пройтись, хотя под ногами постоянно выскакивают и лопаются пузыри сернистых газов. Озеро как будто бы состоит из волн густого тягучего дегтя. Дождевая вода собирается в углублениях между складками, и битумные масла растекаются по этим лужицам, заставляя их переливаться на солнце всеми цветами радуги. О происхождении озера местными жителями сложена легенда: будто бы оно образовалось на месте поселения индейцев чайма, проклятого богами после того, как его жители посмели употребить в пищу священных птичек колибри. Ученые, конечно же, придерживаются другой версии.

Озеро-призрак. Весьма любопытны озера, которые словно играют в прятки, то исчезая с лица земли, то снова появляясь. Весной благодаря обилию талых вод они разливаются, а летом начинают мелеть и вдруг совсем исчезают. В нашей стране есть несколько таких водоемов — в районе между Онежским и Белым озерами, а также в Нижегородской, Новгородской и Ленинградской областях. Весной и в начале лета эти водоемы ничем особенно не отличаются от своих собратьев. Хотя если приглядеться, в совершенно безветренную погоду, когда поверхность обычных озер спокойна, у них она рябит и волнуется, а ближе к центру возникает нечто вроде круговорота. Это происходит потому, что на дне водоемов имеются глубокие воронкообразные ямы, в которые, закручиваясь спиралью, уходит вода. Ученые объясняют исчезновение подобных озер чисто геологическими причинами. Находятся эти водоемы в районе карстовых пещер и питают подземные озера, а также различные родники и источники. Иногда на месте воронок случается обвал, и тогда «слив» закупоривается. В таких случаях водоемы могут просуществовать неизменными в течение нескольких лет, но в конце концов вода все же растворяет известняковые и доломитовые породы и промывает себе новый путь в подземелье

Озеро-солонка. В Соль-Илецке Оренбургской области давно добывают соль. Лет 60 тому назад котлован, в котором добывается соль, был затоплен вешними водами. В результате образовалось глубокое озеро. Вследствие высокой концентрации соляных растворов на поверхности озера свободно держится даже совершенно не умеющий плавать, человек может ходить по озеру на лыжах. Это озеро никогда не замерзает.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Решение уравнений n-ой степени с параметром
DswMedia -> Педиатрия Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях
DswMedia -> Аттестационная работа по алгебре. 11 класс
DswMedia -> Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов
DswMedia -> Педиатрия Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка
DswMedia -> «Индустриальная революция»
DswMedia -> Хирургия Инфекционная безопасность в работе медицинской сестры
DswMedia -> Тема: правописание
DswMedia -> Задание А13 егэ по русскому языку правописание суффиксов прилагательных, Н, нн


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница