Тема 1: Как возможна история отечественной культуры? Ранние периоды культуры: человек мифа. Проблема периодизации




Скачать 214.86 Kb.
Дата14.08.2016
Размер214.86 Kb.
Новые планы Отечественной культуры

ТЕМА 1: Как возможна история отечественной культуры? Ранние периоды культуры: человек мифа. Проблема периодизации.

1.История отечественной культуры среди других источников знаний о культуре: объект, предмет и метод.

А/ Содержание и формы культурной деятельности людей и их общностей;

В/ Антропологические и антропометрические показатели культуры;

С/ Природа, население, регионы, предпосылки существования культур народов Украины.

2. Периодизации истории отечественной культуры. Ранние этапы развития культурных общностей страны.

А/ Исторический, формационный, цивилизационный и в рамках социальной, культурной и эстетической антропологии применительно к отечественной культуре;

В/ Ранние периоды отечественной культуры: первобытные и дославянские свидетельства;

С/ Культура античности Северного Причерноморья и культура язычества на Руси;


  1. Общности – носители культуры: общины, расы, народы, этносы, касты, сословия, касты, массы, элиты и другие, их культура.

А/ Исторические общности как носители ценностей;

В/ Народы как творцы культуры, роль общностей людей;

С/ Расхождение оценок культурного наследия в различных формах общественного сознания: науке, религии, идеологии, искусстве, этике.

Ключевые слова: культура, история культуры, культурная деятельность, тип человека в культуре, периодизация истории культуры, формация, цивилизация, антропология культуры, самобытность, идентичность, миф, община, этос, этнос, элита, интеллигенция, каста, сословие, класс, археологические культуры Украины, Киик-Коба, Лука Врублевецкая, Мёзин, Триполье, збручский идол, Рогалик, эллинство, античное Северное Причерноморье, Ольвия, Боспор, Пантикапей, Херсонес, первые письмена («черты и резы»),огнепоклонство, язычество, периптер

Рефераты

Становление социума в отражении периодизации археологов, антропологов, историков, правоведов и экономистов (выбрать вариант);

Появление и развитие типов личности в культурно-историческом процессе: точка зрения психологов, эстетиков, искусствоведов (выбрать вариант).

Народ и/или личность в истоке культуры.

Роль отечественных элит и интеллигенции в сохранении и развитии, проживании и уничтожении культуры.

Какие ценности не достойны передачи в культуре?

Какой тип человека в культуре – визитная карточка нашей эпохи?

Литература


    1. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры.- М. 1990. С. 11-20

    2. Страны и народы. В 20-ти тт. Том: Прибалтика. Украина. Беларусь. Молдавия. М. 1984. С. 8-17, 218-219,227-240, 258

    3. Культурологія: теорія і історія культури. За ред.. І.І. Тюрменко, О.Д. Горбула. К. 2004. С.127-159

    4. Лобас В.Х., Легенький Ю.Г. Українська і зарубіжна культура. К. 1997. С. 8-23, 35-48

    5. Матвєєва Л.Л. Культурологія. К. 2005. С. 12-23

    6. Культурологія. Українська і зарубіжна культура. Під ред.. М.М. Заковича. К. 2009. С.339-362

    7. Попович М.В. Нариси історії культури України. К. 1998. С. 7-55

    8. Теорія і історія світової і вітчизняної культури. Авт. кол. На чолі з А.К. Бичко. К. 1992. С. 7-18, 65-80

    9. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М. 1989. С. 18-21

    10. Лукьянов С.А. Украинская и зарубежная культура в схемах и таблицях. Х. 2000. С. 4-8

    11. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда. / Вехи. Интеллигенция в России. М. 1990. С. 24-42

    12. Вінніченко В. Відродження нації. К. 1990. Т. 1. С. 15-22

    13. Касьянов Г. Українська інтелігенція на рубежі Х1Х – ХХ ст.. К. 1993. С. 17-49

    14. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1986. С. 184-186Антология кинизма. М. 1984. С. 5-9

    15. Каминская Н.М. История костюма. М. 1986. С. 14-22

    16. Нахов И.М. Философия киников. М. С. 98-109

    17. Аверинцев С.С. Традиция греческой «диалектики» и возникновение рифмы. /Контекст-1976. /Литературно-теоретические исследования. М. 1977. С.81-97

ТЕМА 2:

Пространственное измерение культурного развития. Культура Киевской Руси: человек традиции. Проблема месторазвития.

    1. Материальная культура и её составляющие. Историческое жилище и его формы в процессе освоения материального бытия. Сельские особенности и городские ансамбли пространственной застройки.

А/ Архитектура страны в Х - ХХ столетии: ансамблевая застройка, доминанты и исключения (Киев, Чернигов, Харьков, Львов, Луганск, Донецк и другие);

В/ Стили и места, ансамбли и авторы, памятники и значение;

С/ Восприятие пространства и его роль в самосознании традиционного и современного человека.

2. Киевская Русь – человек традиции и его наследие.

А/ Предпосылки формирования трёх братских культур, древнерусская народность как исток трёх народов и языков;

В/ Зодчество, иконография, мозаика и фреска как артефакты и ценности;

С/ Культура древнерусского человека, корневые общности и влияние греков и варягов.

3.Скульптура и изобразительное искусство от антиков до постмодерна.

А/ Монументальное и камерное искусство минувшего;

В/ Реализм и авангард в движении образов пространственных искусств;

С/ Своё и чужое, иноземного и отечественного в образах пространственных искусств.

Ключевые слова: материальная культура, пространство культуры, сакральное пространство, христианское искусство, Киевская Русь, человек традиции, архитектура Украины, монументальная скульптура, живопись, камерное искусство, фреска, мозаика, закомары, икона, левкас, жилище, архитектурный ансамбль, Киево-Печёрская Лавра, София Киевская, Десятинная церковь, Спасский собор в Чернигове, Алимпий, украинское барокко, Левицкий, Боровиковский, парсуна, авангард, конструктивизм, модерн, постмодерн, скульптор Александр Архипенко, ансамбль застройки

Рефераты

Киевская Русь как общность истоков культурных традиций трёх народов;

Материальная культура Руси и пространства влияния и переноса ценностей;

Архитектурные стили на территории отечества: сравнительные признаки;

Монументальная скульптура: отбор героев и судьба памятников;

Норманнская теория и самобытность культуры славян;

Византия и Русь: культурное взаимодействие и отступление от него;

Фальсификации истории культуры: поддельная Велесова книга, школа «Новая хронология», украинизация раннего периода истории (на выбор).



Литература

1.Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры.- М. 1990. С. 41-43, 48-52

2.Страны и народы. В 20-ти тт. Том: Прибалтика. Украина. Беларусь. Молдавия. М. 1984. С.259, 273-279, 287-292

3.Культурологія: теорія і історія культури. За ред. І.І. Тюрменко, О.Д. Горбула. К. 2004. С.235-254, 290-314

4.Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М. 1981. С. 83-94 5.Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л. 1986. С. 21-26, 37-39

6.Корнилович К. Окно в минувше. Л. 68. С.5-28

7.Чёрный В.Д. Искусство средневековой Руси. М. 1997. С.18-47, 410-417

8.Покровский М.П. Русская история с древнейших времён тома 1 и 2). Избранные произведения. Кн. 1. М. - Изд-во «Мысль». – 1966. С.81-87

9.Барская Н. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М. 1993. С. 1993. С. 22-46

10.Гнедич П.П. История искусств. Древняя и Московская Русь. М.2005. С. 10-60

11.Асєєв Ю. Джерела. Мистецтво Київської Русі. К. 1980. С. 23-71

12.Полонська - Василенко Н.Д. Історія України. К. 1992. Т. 2. С. 351-394

13.Липа К. Під захистом мурів. К. 2007. С. 19-23

14.Макаров А.М. Світло українського бароко. К. 1994. С. 7-69

15.Ушкалов Л. Світ українського бароко. Харків. 1994. С. 41-89

16.Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. М. 1989. С. 190-230

17.Угринович Д.М. Искусство и религия. М. 1982. С. 27-36, 84-93

18.Лобас В.Х., Легенький Ю.Г. Українська і зарубіжна культура. К. 1997. С. 183-198



ТЕМА 3:

Темпоральная культура прежде и теперь. Человек стихии в культуре на исходе Средневековья и в начале Нового времени. Проблема проживания времени в культуре.

    1. Исторические ситуации Литовской Руси, Речи Посполитой, Освободительной войны, Руины и Московии.

А/ Переживание времени в истории, культуре и искусствах;

В/ Темпоральная культура: сущность и тенденции;

С/ Время, заполненное событиями, лицами, памятниками и способами жизнедеятельности.

2. Человек стихии и стихии человека в темпоральных искусствах.

А/ Народные жанры музыки вчера и сегодня: периоды, произведения, композиторы, исполнители, публика;

В/ Театр народный и профессиональный в период 14-18 веков: от вертепа и капеллы к профессиональным труппам;

С/ Театрально-музыкальная Украина в разнообразии жанров, стилей и направлений 19- второй трети 20 века в условиях социального заказа и в противодействии ему.


  1. Музыка, театр, темпоральные искусства в эпоху постмодерна – последняя треть ХХ– начало ХХ1 века.

А/ Сцены, спектакли, драматурги, режиссёры, исполнители: предшественники и постсовременники (от экспериментов Курбаса до театральных провокаций Виктюка);

В/ Реализм и авангард в движении образов темпоральных искусств;

С/ Актёрские школы и образно-сценическое воплощение представлений о времени и месте современника в культуре.

Ключевые слова: темпоральная культура, темпоральность, темпоральные искусства, фактуализм, футуризм, ретро, фатализм во времени, вертеп, миракль, капелла, а капелла, площадной театр, симфонизм, Гулак-Артемовский, Лысенко, классическая украинская актёрская школа, Садовский, Карпенко-Карый, Саксаганский, Крушельницкая, Лесь Курбас, народные инструменты, трембита, бандура, театр Березиль, театр имени Франка, театр имени Леси Украинки, спектакль, режиссура, театр Виктюка, репертуарная политика, фестивальное движение, национальная (этническая) музыка, авторская песня, Геннадий Жук, «Червона Рута», массовая песня, рок-культура, тяжёлый рок, панк-рок, хип-хоп в Украине, постмодерн в музыке, театр постмодерна, современная актёрская школа.

Рефераты

Региональные отличия в восприятии музыки в различных частях страны

Театрально-музыкальные особенности культурного развития казачества

Крестьянская культура: украинская песня и фон её происхождения

Крепостные актёры и сцены

Эволюция украинской оперы и балета

Театр Виктюка

Стили современной молодёжной музыки: своё и заимствованное



Литература

1.Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры.- М. 1990. С. 172, 325-326, 337

2.Страны и народы. В 20-ти тт. Том: Прибалтика. Украина. Беларусь. Молдавия. М. 1984. С.265-267

3.Культурологія: теорія і історія культури. За ред. І.І. Тюрменко, О.Д. Горбула. К. 2004. С. 254-267, 341-348

4.Даренська В.М. Українська культура Нового часу в нарисах. Луганськ. 2012. С. 117-130

5.Даренська В.М. Культура Київської Русі. Харків. 2012. С. 121-130

6.Лихачёв Д.С. Панченко А.М. Смех в Древней Руси. Л. 1984. С. 16 – 27

7.Лященко С. Заклятие смехом. М. 2006. С. 106-112

8.Станишевский Ю. Украинский театр. /Советское актёрское искусство. 50-е – 70-е годы. Отв. ред. Кайдалова О.Н. М. 1982. С. 93-117

9.Курбас Л. Березіль. К 1988. С. 7-14

10.Попович М.В. Нарисі історії культури України. К. 1998. С. 57-207 (селективно).

11.Забужко О. Філософія української ідеї та європейський контекст. К. 1993. С. 12-44



ТЕМА 4:

Внутреннее время истории культуры: отечественный литературный процесс. Человек в литературной картине мира. Проблема героя.

    1. Литературный процесс от рецепций восточных христианских ценностей до рождения литературы на народных языках.

А/ Илларион Киевский – «Слово о законе и благодати» - рецепция Византии и человек традиции в летописной картине мира, полемика Вышенского и его значение;

В/ Культурное возрождение украинцев (Гулак-Артемовский. Квитка-Основьяненко, Котляревский и другие фигуры формирования национального самосознания);

С/ Национальное и социальное самосознание в феномене Кирилло-Мефодьевского товарищества (Кулиш, Белозерский, Костомаров и другие) и Шевченков миф Украины.

2. Человек как герой литературной картины мира: перекличка стилей и времён. Влияния и группировки.

А/ Реалистические сюжеты и персонажи: классический период (Шевченко, Нечуй-Левицкий, Мирный, Франко, Украинка)и стремление к большому стилю;

В/ Становление нового реалистического литературного процесса: борец, труженик, поиски героя завершены?

С/ Авангардные течения 20-х годов (П.Тычина, М.Рыльский, В. Сосюра, М. Зеров, Э. Блакитный и другие), неоклассики, «Гарт», «Плуг» и другие группировки в поисках кредо новой литературы;

.


  1. Новая антропология народа и поиски предмета, жанра, языка, идеи, героя современными авторами. Особенности на фоне мирового литературного процесса.

А/ Достижения метода и особенности стиля: эволюция героя реалистов и мотивы модерна от Коцюбинского до Загребельного;

В/ Метод социалистического реализма: возможности и ограничения;

С/ Вариации постмодерна: творцы, произведения, публика и её предпочтения (Лина Костенко, Оксана Забужко, Сергей Жадан, Юрий Андрухович и другие). Участие в мировом литературном процессе

Ключевые слова: темпоральная культура, история литературы, внутреннее время культуры, персонаж, понятие героя во всеобщем и литературном смысле, литературный язык, литературный процесс, творческий метод и литературный стиль, литературные жанры, литературные школы, полемическая литература, полемисты 16 века, реализм, авангард, футуризм, неоклассицизм, коренизация, национал-коммунизм, неореализм, социалистический реализм, модерн, постмодерн, «Гарт», «Плуг», «Новая генерация», исторический роман, подпольное искусство, самиздат, диссидентство, новаторство, культ личности, литература диаспоры, Союз писателей Украины, союзы писателей Евразии, литература Новороссии, массовая культура, массофикация литературы, китч, сатира, юмор, вкус, флеш-моб.

Рефераты

Кем был автор «Слова о полку Игореве: реконструкция смысла послания потомкам

Создание литературного языка и вклад Котляревского

Явление национального поэта: несомненное и временное. Споры вокруг Шевченко

Культурная революция, значение побед и ошибок

Коренизация по Кагановичу и её последствия для национального самосознания советского украинца и всех жителей республики.

Культура в условиях нэпа и коллективизации. Трагедии 30-х, отражение в культуре.

Национал-коммунист Мыкола Хвылёвый и его лозунги «Психологическая Европа» и «Геть вид Москвы» в культурном процессе смены приоритетов.

Последствия периода культа личности для культурного развития страны.

Культура военного времени: интернациональная основа Сопротивления фашизму: актуальность уроков совместных действий и судеб народов и людей.

Украина и Новороссия времени модерна и постмодерна: от человека повседневности к человеку потребительской прихоти.

Литература

1.Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры.- М. 1990. С. 29-37,107-115, 305-306, 335-337, 409-410

2.Забужко О. Філософія української ідеї та європейський контекст. К. 1993. С. 45-99

3.Культурологія: теорія і історія культури. За ред. І.І. Тюрменко, О.Д. Горбула. К. 2004. С. 293-389

4.Даренська В.М. Українська культура Нового часу в нарисах. Луганськ. 2012. С. 41-58, 79-117

5.Даренська В.М. Культура Київської Русі. Харків. 2012. С. 180-211

6.Костенко А. Леся Украинка. М. 1971. С. 84-91, 330-340

7.Павличко С. Д. Дискурс модернізму в української літературі. К. 1997. С. 65-78

8.Костомаров М. Вибране. К. 1997. С. 5-18

9.Теорія і історія світової і вітчизняної культури. Авт. кол. На чолі з А.К. Бичко. К. 1992. С. 132-137, 142-146

10.Лобас В.Х., Легенький Ю.Г. Українська і зарубіжна культура. К. 1997. С. 209-212

11.Літопис Григорія Грабянки. / Українська література 18 століття. К. 1983. С.446-478

12.Дівовоч С. Разговор Великороссии с Малороссией./ Українська література 18 століття. К. 1983. С.384-414

ТЕМА 5:

Познавательная культура: человек в философской, мировоззренческой и научной картине мира. Проблема развития.


    1. Формирование отечественной познавательной культуры: история и современность.

А/ О традиционной науке и модерне, культурной революции, гражданском обществе и подготовке гражданина к жизни в нём как культурном задании;

В/ Развитие познания как культурно-исторический процесс мышления и практика общностей;

С/ Смены мировоззренческих ориентаций и философская культура.

2. Наука и образование в отечественном культурном процессе: направления, достижения, заведения, этос учёных и педагогов.

А/ Образование как состояние и программа совершенствования человека эпохи Просвещения. Киево-Могилянская Академия, Харьковский коллегиум и другие учебные заведения доуниверситетского периода;

В/ Влияние культуры российской и австрийской империй: позитивное и негативное во взаимодействии культур и развитие образования, роль лицеев и университетов на землях Малороссии, Новороссии, Восточной Галиции. Буковины и Закарпатья.

С/ Вклад советской Украины в мировую культуру и научную картину мира (Б. Патон, С. Антонов, В. Вернадский, А. Макаренко, и другие)

3.Познавательная и педагогическая культура украинца в ситуациях перестройки, независимости и системного кризиса.

А/ Культура Украины и культура украинская: общее и различия. Раскол в обществе перестройки: феномен диссидентства в культуре. Свёртывание идеологической картины мира.

В / Последствия раскола среди сторонников обновления и распад СССР: поражение реформаторов и его значение для становления новой культуры периода независимости;

С/ Российско-украинские культурные связи после распада союзного государства: трудности и попытки их преодоления. Культура нашего края: вклад в отечественную и мировую культуру.

.

Ключевые слова: познавательная культура. педагогическая культура, образовательные программы, берестяные грамоты, церковно-приходские школы, монастырские школы, братские школы, университет, университетская реформа, университетская автономия,Болонский процесс, Университетская Хартия, научно-техническая революция, академическая система, Киево-Могилянская Академия, ранний модерн, Научное товарищество имени Шевченко, Национальная Академия наук, выставки достижения народного хозяйства, культурная революция, диссидентство, диаспора, русско-украинские культурные связи, перестройка, многонациональность культуры, диалог культур, национальная культура, культура Украины. украинская культура, культура Новороссии



Рефераты

Братские школы и их значение в культуре и образовании украинца

Явление раннего модерна и отечественные демонстрации новейших возможностей культурного развития.

Киево-Могилянская Академия прежде и теперь

Педагогические достижения и системы Ушинского, Пирогова, Макаренко, Сухомлинского, Шаталина, Горелика и других

Украина и диаспора: взаимодействие до и после обретения самостоятельности.

Украина и Россия в условиях отчуждения: отношение элиты и отношение народа к культурному наследию и современному взаимодействию.

Образовательная ситуация в современной Новоросии



Литература

1.Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры.- М. 1990. С. 82, 103-105, 148-151, 207, 311-32. 330-331, 405

2. Культурологія: теорія і історія культури. За ред. І.І. Тюрменко, О.Д. Горбула. К. 2004. С. 390- 422?

3.Попович М.В. Культура України і українська культура. К. 1992. С. 11-23

4.Котляр М., Кульчицький С.В. Шляхами віків. К. 1993. С. 100-106

5.Даренська В.М. Українська культура Нового часу в нарисах. Луганськ. 2012. С.

6.Даренська В.М. Культура Київської Русі. Харків. 2012. С.

7.Нічик В.М. Петро Могіла в Україні. К. 1997. С. 17-34

8.Хижняк З.І. Києво-Могилянська АкадеміяК. 1991. С. 19-38

9.Розвиток народної освіти і педагогічної думки на Україні (Х- початок ХХ ст.). К. 1991. С. 43-74

10.Чорна Л. Проблема терпіння у антропології Л. Барановича. // Філософсько-антропологічні читання – 97. К. 2000. С. 197-202

11.Нічик В.М. ,Литвинов В.Д., Стратій Я.М. Гуманістичні і реформаційні ідеї на Україні (16-початок 17 ст.) К. 1990. С.21-86

12.Ісаєвич Я.Д. Братства та їх роль у розвитку української культури в 16-18 ст. К. 1996. С. 101-167

13.Шевченко В. Образ світу у філософії Лазаря Барановича. // Філософсько-антропологічні читання – 97. К. 2000. С. 177-192

14.Эрн В.Ф. Сковорода. Жизнеучение. К. 1992. С.7-102

15.Лобас В.Х., Легенький Ю.Г. Українська і зарубіжна культура. К. 1997. С. 213-231

16.Иваньо И. Очерк развития эстетической мысли Украины. М. 1981. С. 11-27

ТЕМА 6:

Образно-символическая картина мира: реальность человека в культуре и проекты развития культуры. Проблема самобытности.

1.Много конфессий – потенциал конфликта мировоззренческих картин: взаимодействие в историческом и информационном пространстве.

А/ О традициях свободомыслия, коллективизме и индивидуализме в культуре народа;

В/ Народная мифология и демонология ;

С/ Культурные мифы и легенды и их роль в культуре и проекты обретения самобытности в истории и информационном обществе.

2.Символика современной культуры и разнообразие проявления идентичности и самобытности.

А/ Молодой человек среди предыдущих поколений;

В/ Символы идентичности в информационном поле нашего времени;

С/ Молодой человек и воспроизводство субкультур;

3. Картина мира информационного общества: единство и разнообразие влияний Запада и Востока. Культура носителя информации: отечественные особенности.

А/ Информационная культура: влияние новых элементов цивилизации на изменения в культурной среде (мобильная связь, интернет, пост- культурные явления).

В / Футурологическое и традиционное представление об украинце в средствах информации;

С/ Постмодерн в отечественной культуре: особенности адаптации к чужим и своим образцам.

Ключевые слова: информационная культура, традиционная культура, мифы, мифологическая культура, символика язычества, символика Киевской Софии, символика украинства, демонология, легенды и предания, религиозная культура, православие, греко-католичество, тринитарии, протестантские секты, символика христиан, символика атеистов, символы народностей Украины и Новороссии, информационное общество, Третья волна, Вторая волна, поэтическое кино Украины, молодёжные субкультуры, андерграунд, символика модерна, постмодерн, футурология, средства массовой информации Украины, секонд – хэнд, авторская песня, инновация, информационные технологии, пост-культура,

Рефераты

Украина и Россия в условиях отчуждения: отношение элиты и отношение народа к культурному наследию и современному взаимодействию.

Проекты обретения самобытности в культуре.

Авторская песня и андерграунд молодёжных субкультур (Г. Жук и другие).

Российско-украинские культурные связи после распада союзного государства: трудности и попытки их преодоления.

Поэтическое кино: символика и её прочтение (А. Довженко, К. Муратова, С. Параджанов, Г. Кохан, Ю. Ильенко, О. Байрак и другие)



Литература

  1. Л1отар Ж.-Ф. Ситуац1я постмодерну. / / Ф1лософська 1 соц1олог1чна думка. 1995. № 5-6 С. 105-117

  2. Тоффлер О. Третья волна. М. 1999С. 7-18

  3. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры.- М. 1990. С. 48-51, 79-80

  4. Лосєв І. В. Історія і теорія світової культури. Європейський контекст. К. 1995. С. 16-17

  5. Лічковах В.В. Від Фауста до Леверкюна. Вступ до некласичної естетики. Черныгыв. 2002. С. 131-176

  6. Нечуй-Левицький 1. Св1тогляд укра1нського народу. К. 1993 С. 7-14

  7. Серебряков А.С.. Серебрякова Ю. А. Взаимосвязь народного и национального в искусстве. Новосибирск. 1988. С. 7-9

  8. Агости Э. Нация и культура М. 1967 С. 9-22

  9. См1т Д. Нац1ональна 1дентичн1сть. К. 1994. С. 120-141

  10. Касьянов К. Русский национальный характер. М. 199С. 7-12, 48-54

  11. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М. 1981. С. 18-45

  12. Брайчевський М.Ю. Утвердження християнства на Русі. К. 1988. С. 11-56

  13. Українці: народні вірування, повір я, демонологія. К. 1992. С. 25-51

  14. Знойко О.П. Міфи Київської землі і події стародавні. К.1989. С. 41-102

  15. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М. 1991. С. 169-172

  16. Кун Н.А.Легенды и мифы древней Греции. М. 1975 С. 428-430 (другі видання «Орест едет в Тавриду…»)

  17. Немировский А.И.Легенды и мифы древней Греции. М. 1992 С. 277-279

  18. Шевченко В.І Українська філософія в світі українознавства. К. 2008. С.70-97

  19. Забужко О. Шевченків міф України. К.1997. С. 11-35

ТЕМА 7:

Информационная культура: человек в сетях информационного мира. Встреча с собой другим и с другими как с собой. Проблема идентичности.

1.Становление информационного общества и появление новых форм жизнедеятельности.

А/ Соотношение имеющихся в традиции и новых форм жизни и культурной деятельности;

В/ Информация, инновация и инвестиции как условия развития;

С/ о внедрении понятий культурного и человеческого капитала, доктрины человеческих отношений и факторах отчуждения в стране.

2.Культурные и социальные традиции в Украине и Новороссии.

А/ Традиционные культурные точки в городе и на селе;

В/ Традиционные формы удовлетворения культурной деятельностью и её продуктами;

С/ Роль социальных сетей в разрушении традиционного общения и организации креативного и культурного потребления при существующих угрозах и преференциях.

3.Идентичность, найденная вовне? Новые условия взаимодействия массы, публики, спонсоров, критиков, публики и личности в культурном процессе информационного общества.

А/ Тема безопасных СМИ, возможны ли свободные потоки информации в условиях информационного общества?.

В / Противоядие против манипуляции: игнорирование, дополнение,замена источников, превращение самого в манипулятора?;

С/ Конфликтность темы национальной идентичности и способы избежания ловушек.

Ключевые слова: национальная идентичность, информационная культура, традиционная культура, инновация, информационные технологии, пост-культура, креативность, социальные сети. СМИ, свобода информации, критика, публика, спонсоры, социальные фильтры, интернет-культура, медиа-культура, сетевой принцип организации, деструкция ценностей, медиа-ловушки, цензура, контроль в интернете

Рефераты

Народное и национальное: общее и отличное. /

Идентичность украинца: что она уточняет в славянском мире?

Идентичность русского: чем отличается русккий от другого славянского типа?

Источники информационной культуры: насколько самостоятелен пользователь в оценке контента?

Традиционные культурные центры и их соперники.

Рост интернет-культуры пользователя и творчество в интернет-сообществах /Молодёжные предпочтения в социальных сетях6 уровень и принципы общения

Литература


  1. Культурологія. Українська і зарубіжна культура. Під ред.. М.М. Заковича. К. 2009. С. 525-579

  2. Грабовська Т. Проблема засад дослідження українського менталітету та національного характеру. // Сучасність. 1998. № 5. С. 58-70

  3. Шевнюк О.Л. Культурологія. К. 2007. С.309-313

  4. Культура українського народу. К. 1994. С. 213-266

  5. Попович М.В. Нарис історії культури України. К.1998. С. 536-715

  6. Матвєєва Л.Л. Культурологія. К. 2005. С. 371-474

  7. Лифшиц М.А. Почему я не модернист. / Лифшиц М.А. Искусство и современный мир. М. 1978. С. 19-31

  8. Малахов В. Чому я не постмодерніст? /Дух і Літера. Альманах. К. 1997. №1-2. С. 378-382

  9. Ильин И.Л. Постмодернизм: от истоков до нашего столетия. Эволюция научного мифа. М. 1998. С. 7-17

  10. Короленко В.Г. Если возможен ещё выход в России /Український історичний журнал. 1987. №7. С. 99-103

  11. Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм. М. 1989. С. 16-22

  12. Тульчинский Г.П. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы. /Вопросы философии. 1999. № 10

  13. Бибихин В.В. Новый Ренессанс. М.1996. С. 5-22

  14. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм. Харьков. 2000. С.7-23,252-254

  15. Феномен української культури: методологічні засади осмислення. Відповід. Ред.. Шинкарук В.І. К. 1996. С. 190-231

  16. Все страны мира. Авт.- составитель М.В. Адамчик. Минск. 2008. С. 153-158, 786

ТЕМА 8:

Культура регионов и культура Украины: человек в самобытном окружении. Проблема малой родины в большой культуре.

  1. Культура Украины и культура украинская: общее и различия.

А/ Российско-украинские культурные связи после распада союзного государства: трудности и попытки их преодоления ;

В/ Украина и Россия в условиях отчуждения: отношение элиты и отношение народа к культурному наследию и современному взаимодействию;

С/ Украина и диаспора: взаимодействие до и после обретения самостоятельности.

.


  1. Культурные особенности современного развития Восточной Украины и Новоророссии.

А/ Восточное украинство;

В/ Новороссийские общности;

С/ Культура нашего края: вклад в отечественную и мировую культуру.


  1. Региональные особенности культурного развития Донбасса и Восточной Галиции в сравнении.

А/ Восточная Галиция – особенности формирования западноукраинских культурных ареалов;

В / Прошлое и настоящее вкладов в общеукраинскую и отечественную культуру различных регионов;

С/ Культурные особенности регионов Западной Украины в сравнении между собой.

Ключевые слова: национальное меньшинство, малая родина, русины, топос идентичности, единство и разнообразие культур, традиционная культура, инкультурация, духовная община, антитринитарии, греко-католическая церковь, уния, расторжение унии, катакомбные церкви, региональность, новое региональное сознание, неоязычество, евроинтеграция, евразийская идея, европейский выбор, права человека, права народов, право на самобытность, защита самобытности средсвами правовой культуры, права языков, государственный язык, официальный язык, язык межнационального общения, Хартия региональных языков, законы о языках

Рефераты

Национальная и региональная культуры: общее и отличное. / Топос дентичности украинца: влияет ли место проживания на ментальность? /Кого считать новороссом: основания для дискуссии? / Источники региональной культуры: насколько самостоятелен её носитель? / Традиционные национальные меньшинства и их вклад в культуру страны. / Новые национальные общности и их перспективы в культурном многообразии / Галиция и Донбасс: общее и особенное в развитии народа и пути взаимопонимания



Литература

  1. Костомаров Н. И. Две русские народности. Х. 1991. С. 19-68

  2. Все страны мира. Авт.- составитель М.В. Адамчик. Минск. 2008. С. 153-158, 786

  3. Білодід В.Д. Росія чи Європа. // Практична філософія . № 3 2008. С. 226-243

  4. Данилевский Г.П. Беглые в Новороссии. Княжна Тараканова. Воля. М. 1986. С. 3-17

  5. Лютий Т.В., Ярош О.А. Культура масова і популярна: теорії та практики. – К. 2007. С. 44-121

  6. Андрос Е. Українські тривоги на початку ХХ1 століття. / Сучасність. Число 1-2. 2009. С. 198-206

  7. Костомаров М. Книги буття українського народу. 1991. С. 5-70

  8. Гомілко О. Метафізика тілесності. Дослідження, роздуми, екскурси. – К. 2001. С. 7-18

  9. Грабовський С. Українська культура today: проблем і небезпеки. //Сучасність. 2009.Число 6. С. 168-178

  10. Мовна ситуація в Україні: між конфліктом і консенсусом. К. 2008. С. 11-76

  11. Грабовська Т. Проблема засад дослідження українського менталітету та національного характеру. // Сучасність. 1998. № 5. С. 58-70

  12. Культура українського народу. К. 1994. С. 266- 278

  13. Суконина Т.Н. Феномен мультикульурализма в современном обестве // Практична філософія . № 4 2008. С. 35-38

  14. Рекеда Т. Духовный Ренессанс общества в Луганском регионе. // Крылья. Взмах девятый. Луганск 2012. С. 500-506


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница