Тема : Реки и озёра




Скачать 65.75 Kb.
Дата12.06.2016
Размер65.75 Kb.
Валеева Роза Мазитовна

Окружающий мир (2-й класс).
Тема: Реки и озёра.
Цели: научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, ознакомить с особенностями озёр, научить находить важнейшие озёра на карте и их правильно показывать, научить различать понятия «река» и «озеро».

Оборудование: карта полушарий, карта России, презентация к уроку, проектор;

Учебник А.А. Вахрушев и др. «Окружающий мир» 2 класс, часть 1;

Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Вахрушева 2 класс;

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний

– Начинаем урок.

- Проверим предыдущие знания. Игра «Найди выдумку» ФАЙНД ЗЕ ФИБ (Учитель читает з предложения, дети обсуждают в команде и определяют выдумку. Если выдумка определена верно, учитель аплодирует).



  • На Земле 6 материков.

  • Материки окружены со всех сторон океанами.

  • Самый большой океан – Северный Ледовитый.




  • На Земле 5 океанов.

  • Пустыня Сахара находится в Америке.

  • Вода на карте обозначена синим цветом.

- Какие водоёмы есть на Земле? (ответы детей)

- Отгадайте загадки про водоёмы:


  • Один сказал, что она тихая, медленная, ленивая, прозрачная. Другой сказал, что она шумная, пенистая, быстрая. То она широкая, то она узкая. О чём это? (О реках)

  • Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц, и звёзды –

В нём всё отражается…

Как это зеркало называется? (озеро)



- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? ( Варианты ответов детей. «Реки и озёра») Запись темы на доске.

II. Постановка учебной проблемы


На экране – слайд учебной презентации по теме «Реки и озёра». На слайде – фотография водоёма в горах.

(дети читают диалог героев – Лены и Миши):

Лена: «В учебнике было задание – составить предложение по картинке. Я составила: «Красивая быстрая река течёт в горах»

Миша: «Только это не река, а озеро»

- Кто из них прав? (Рассуждения детей)

- В чём надо разобраться, чтобы решить спор? (дети задают вопросы, учитель фиксирует главное на доске)

1. Что такое река?

2. Что такое озеро?

3. Чем река отличается от озера?

- (Рефлексия) Что мы сейчас с вами делали? (планировали работу)

- Что нам поможет в работе? (карта, учебник)
- Что такое река мы узнали на прошлом уроке. Проверить ваши знания (ДЖОТ ТОТС , ТИК ТЭК ТОУ, РАУНД РОБИН)

(Река, поток, суша, левый приток, правый приток, устье, исток, горная, равнинная, берег, течение и т.д.)

- Как определить где левый приток, а где правый?

- Как определить направление течения реки?


Ш. Совместное открытие знаний.

- Откройте карту стр. 131. Покажите соседу по плечу на карте реку Волгу. Как правильно показать реку на схеме или карте?

(Если учащиеся испытывают затруднение, показывают по-разному, то проводится опыт с макетом. Наливают воду и наблюдают куда течет река, где она собирается.) Теперь можем правильно показать на карте реку?

- (Рефлексия) На какой вопрос нашего плана мы сейчас ответили? Что ещё узнали? - Представьте, что на пути реки углубление, большая яма. (Учитель показывает мелом на схеме реки на доске)

- Что произойдёт? (ответы детей: вода заполнит яму)

- Что же образуется? (предположения детей, озеро)

- Найдите ответ на вопрос «Что такое озеро?» в учебнике, на с.109 (самостоятельная работа детей с проверкой – зачитывают нужное предложение вслух)

- Рассмотрите схемы в рабочей тетради с.34, № 5 (схемы проточных и бессточных озёр). Выполните задание. Определите вид озера на схемах и подпишите условным знаком (Б – бессточное, П – проточное);
Физминутка. По КЛОК БАДИСу находят партнера. ТАЙМД ПЭА ШЭА обмениваются ответами.

(Рефлексия) - На какой вопрос нашего плана мы сейчас ответили? Что ещё узнали?

IV. Самостоятельное

применение знаний.

Задание в группах: найти объекты на карте в учебнике, научиться их показывать (задания выдаются на карточках)

1 группа реки Северной Америки – Миссисипи, Маккензи;

2 группа реки Южной Америки – Амазонка, Парана;

3 группа реки Африки – Конго, Нил;

4 группа реки Евразии – Волга, Лена, Обь, Енисей, Амур;

5 группа озёра Евразии – Ладожское, Онежское, Байкал, Балхаш;

6 группа реки и озёра Лениногорского района (работают по карте Лениногорский район);

Самостоятельная работа с географическими картами в группах.

Проверка: дети выходят к доске, показывают реки и озёра на карте, осуществляя само- и взаимоконтроль.

- (Рефлексия) Какое умение мы сейчас развивали? (Умение показывать объекты на карте)

V. Итог урока.

- Ответим на главный вопрос нашего плана: «Чем река отличается от озера?» Для этого заполним таблицу (на доске таблица, двое учеников работают у доски, ставят знак + или – в нужной графе;


водоём

река

озеро

Протяженность (да/нет)







Замкнутость (да/нет)







Есть течение или нет







Есть ли части







Пресный или нет







Важен ли для людей







После заполнения таблицы делается вывод о сходстве и отличии рек и озёр, о важности этих водоёмов для людей.

- Вернёмся к вопросу Лены и Миши (слайд с фотографией). Мнение детей: скорее всего, это озеро.

- (Рефлексия)

- Продолжите предложение «Раньше я думал(а)…»

VI. Домашнее задание.


Общее: решить кроссворд про озёра тетрадь с.34 № 6;

Индивидуальное: найти информацию о реках и озёрах Татарстана, подготовить небольшой рассказ.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница