Тема § Корни рода людского Концепции происхождения Многие века человечество пытается разгадать тайну своего происхождения: кто мы, люди? Откуда появился человек?



Скачать 62.98 Kb.
Дата17.07.2016
Размер62.98 Kb.

Учитель Сборцев С.Н.

10 класс (12-летка)

ЧОГ (Углубленный)

Тема § 2. Корни рода людского Концепции происхождения

Многие века человечество пытается разгадать тайну своего происхождения: кто мы, люди? Откуда появился человек?

Существует такая современная религиозная версия. В книге протоиерея Стефана Ляшевского „Библия и наука" (М., 1996) говорится, что человек появился на Земле к концу ледникового периода. Произошло это в результате особого творческого акта Божьего. И человек как венец творения предназна­чен для обладания и владычества над всеми живыми существами и над всею Землею.

Известны гипотезы и нерелигиозного характера. Так, некоторые ученые полагают, что в становлении человека определяющую роль сыграли его способности к воображению и использованию знаков. В этом случае, как видим, происхождение людей связывается прежде всего с искусством, творче­ством, игрой.

Однако из всех существующих учений о происхождении человека наиболее научно обоснованной является так называ­емая трудовая теория, которая гласит, что труд создал чело­века.

Наши далекие предки

В 1974 г. археологами было сделано сенсационное откры­тие. Раскопки велись в долине нижнего течения реки Аваш в Эфиопии. Здесь, в урочище Хадар, в древних слоях земли, покрытых более 2 млн. лет назад лавой, были найдены остан­ки многих человекообразных существ. Но главное, был обна­ружен почти целый скелет существа женского пола, которому тут же было дано имя Люси.

Таким образом, в результате этого и других археологиче­ских открытий последних десятилетий возраст человеческого рода был увеличен с 1 до 2—2,5 млн. лет. Не исключе­на вероятность того, что возраст человека будет и дальше увеличиваться. Поэтому правильнее будет говорить, что процесс становления человека на Земле происходил в пре­делах 1—5 млн. лет назад. Уточняются теперь и пред­ставления об основных этапах возникновения человека и общества.

Исторический процесс формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельно­сти, речи называют антропосоциогенезом (от греч. anthropos — человек, лат. societas — общество, греч. genesis — про­исхождение). Этот процесс занял по времени не один миллион лет. А в целом с момента зарождения жизни на Земле истек не один миллиард лет, прежде чем на нашей планете появи­лись первые гоминиды (от лат. homo — человек и eidos — вид, образ) — предлюди. Они уже отличались от своих предков, древнейших человекообразных обезьян. К предлюдям принад­лежали существа, подобные той же Люси,— австралопите­ки (южные обезьяны). Люси была некрупным существом, окружение, нападение, отвлечение внимания зверя и его убийство.

Все это говорит о том, что неандертальцы уже стояли в преддверии человеческой цивилизации. Но не им суждено было сделать решающий шаг на пути к человеку современно­го типа. Несколько десятков тысяч лет тому назад их на Земле не стало. Причины исчезновения неандертальцев не вполне ясны. Возможно, тут главным образом сказалась их односторонняя приспособленность к жизни в холодных кли­матических условиях ледниковой эпохи. Но есть гипотеза — а почему бы и нет? — что неандертальцы просто не выдержа­ли конкуренции со своими более интеллектуально развитыми собратьями.

Многие археологические находки подтверждают, что 40—50 тыс. лет тому назад в различных регионах планеты на смену неандертальцу пришел новый тип „человека разумно­го" — кроманьонец. Его останки впервые были обнаружены на юге Франции, в гроте Кро-Маньон (отсюда и название). От неандертальца кроманьонца отличали прямой лоб, вместо надглазного валика — надбровные дуги, явно выраженный подбородочный выступ. Это были крупные люди — высотой до 180 см, с объемом черепа до 1600 см3.

С приходом кроманьонцев резко изменилась ситуация прежде всего с изготовлением орудий труда. Значительно увеличилось число материалов, из которых они изготавлива­лись,— кость, бивни мамонтов и слонов, рога оленя, камень, дерево и шкуры. Изменилась сама технология работы с „твер­дыми" орудиями. Известно свыше 100 различных типов кро­маньонских орудий: разнообразные скребки, острия, прокол­ки, множество видов режущих инструментов. Впервые по­явились кремниевые инструменты, рабочие края которых были обработаны примерно так же, как у современных стальных резцов. На охоте использовались копья. Создава­лись орудия наподобие серпа для уборки урожая диких злаков.

Разнообразие орудий способствовало дальнейшему разде­лению труда и организации производства. Мужчины занима­лись охотой, рыболовством, изготовлением орудий. Женщи­ны — собирательством, приготовлением пищи, поддержанием огня, воспитанием детей. Одним из решающих факторов становления человека стало возникновение и развитие языка. Гоминиды до кроманьонцев не владели членораздельной речью. Теперь же слово помогало общению людей, необычайно расширило возможности переда­чи накопленного опыта и первоначальных знаний. Поэтому именно кроманьонец, обладающий речью, языком, становится человеком в полном смысле этого слова и именно кромань­онец явился тем „homo", кто прервал чисто природную ли­нию возвышения гоминид и начинает воспринимать себя как общественное (социальное) существо. Это и есть, собствен­но, homo sapiens — „человек разумный", тип современного человека.

Все вышесказанное дает нам возможность составить „био­логический паспорт" человечества, который выглядит следу­ющим образом (см. схему).

С завершением процесса физического становления челове­ка начинается развитие общественных (социальных) отноше­ний, формируется сообщество людей. На место стадного обра­за жизни приходят община и семья. Устанавливаются нормы нравственного поведения, регулирующие отношения между членами родовой общины и ограничивающие проявление зоо­логических инстинктов. Возникают первобытное искусство, магия, ранние религиозные верования, погребальные обря­ды, обряды посвящения. Все это способствовало становле­нию духовной жизни человека, развитию его культуры в целом.

По одной из версий, само слово „человек" означает на санскритском (Индия) языке „разум". Именно разум, сознание выделили человека из животного состояния и возвели в конечном итоге на вершину современного технического и социального прогресса.

Выводы. 1. Путь к современному типу человека был дли­тельным, охватывая период в 1—5 млн. лет. 2. Предками современного человека были гоминиды — пред люди, древнейшие и древние люди. 3. Становление человека и общества проходило на основе совокупного действия таких факторов, как прямохождение, изготовление орудий труда, совместная деятель­ность, сознание и речь.



Словарь

Австралопитеки — предлюди.

Антропосоциогенез — процесс становления человека и общества.

Гоминиды — семейство отряда приматов, высший отряд млекопи­тающих. Включает древнейших, древних людей и человека совре­менного типа.

Homo erectus — „человек прямоходящий".

Homo habilis — „человек умелый".

Кроманьонец — человек современного типа.

Неандерталец — древний человек.

Питекантропы — древнейшие люди.

Приматы — отряд млекопитающих. 2 подотряда: полуобезьяны и обезьяны.


Между человеком и современными крупными приматами имеются сходства и различия. Выделено около 1560 признаков, по которым людей можно сравнивать с человекообразными обезьянами. Из них 396 совпадают у человека и шимпанзе, 305 — у человека и гориллы, 272 — у человека и орангутана, 312 — характеризуют исключительно человека.

Человек и современные крупные приматы

Испанский ученый А. Сервера Эспиноза указывает на следу­ющие различия между человеком и животными:

а) морфологические различия. Основными из них являются:


вертикальное положение человека, иное функционирование рук и ног, развитые полости черепа и мозга, форма и развитие зубов и т. д.;

б) психические различия. 1. Во-первых, у животных нет идей. Идея всегда представляет собой продукт мысленной абстрак­ции, выход за пределы пространственно-временных реальных проявлений, сообщающий идее универсальность...



  1. Фундаментальное отличие человека от животных наблю­дается уже в „экспрессивном проявлении". Например, только человек может рисовать...

  2. У животных нет настоящего языка. Так называемый „язык животных" всегда полностью субъективен; он выражает различ­ные состояния чувств, но не обозначает и не описывает объ­екты... Через язык происходит освобождение человека от окру­жающей среды, которая неумолимо сковывает животное... При помощи языка достигается не только фиксирование мира ве­щей, но и отделение от него.

  3. Пытаясь познать себя, человек может отделиться не толь­ко от вещей, но и от самого себя. Из всех окружающих нас существ только человек способен осознать свои действия.

  4. Человек развивается, животное нет. За пятнадцать милли­онов лет, прошедших с появления на Земле антропоидов, они не продвинулись вперед ни на шаг, не сделали даже пустячного изображения, не предприняли ни малейшей попытки улучшить условия жизни. (Это человек. Антология. М., 1995. С. 83—84.)

ПРИСЛУШАЕМСЯ

Природа ничего не делает просто так.

Томас Браун

Природа швырнула голого человека на голую землю.

Плиний Старший

В любую эпоху человек, во всем его своеобразии, пред­ставляет собой продукт и итог всех предшествующих эпох.

Фюстелъ де Куланж

В мире много сил великих, но сильнее человека нет в при­роде ничего.

Софокл

Все действия всех животных не сумели наложить на природу печать их воли. Это мог сделать только человек.



Ф. Энгельс

Без многого может человек обойтись, только не без человека.



Л. Берне





Каталог: COG10 12


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница