«Театральный и музыкальный Петербург XIX века в лицах»




Скачать 125.69 Kb.
Дата13.08.2016
Размер125.69 Kb.
«Мастер природного начала и исследования»
«Театральный и музыкальный Петербург XIX века в лицах»
Вариант 1
Классифицируйте представленные в тексте персоналии деятелей искусства 19 века на театральных и музыкальных! По результатам изучения предложенного материала составьте таблицу.


Музыка

Театр





















«Мастер природного начала и исследования»
«Театральный и музыкальный Петербург XIX века в лицах»
Вариант 2

Проведите небольшое исследование на тему «Что мы знаем о культуре Санкт-Петербурга XIX века», используя предложенные вопросы (опросить не менее 4 человек) и сделайте вывод в виде продолженной фразы.


Продукт: «Результаты опроса показали, что …»

__________________________________________

__________________________________________

______________________________________________________________________________________


Вопросы:

  1. Какие драматические жанры показывались в Александринском театре XIX века? (трагедия и комедия)

  2. Выберите из предложенных имен композиторов автора оперы «Жизнь за царя» (М.И. Глинка, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский)

  3. Актриса А.И. Истомина – певица, балерина или драматическая актриса?

  4. Какое литературное произведение положено в основу создания оперы «Жизнь за царя»? (Иван Сусанин)

«Мастер движения и материи»

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ТАЛИСМАН


Используя предложенный текст и подручные материалы, создайте предмет-символ "Театральный талисман"

«Мастер звука»

"МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА"
Прослушайте музыкальный фрагмент.
Автор, произведение и даже место, где эти "звуки" вышли в свет, упомянуты в данном тексте.
Назовите автора этого произведение и это место.

Мастер общения
ПОДСЛУШАННЫЙ РАЗГОВОР
Придумайте и запишите диалог зрителей Х1Х века в фойе (3-4 реплики)

Мастер общения

ВОПРОС В ХIХ ВЕК

Задайте 1-2 вопроса зрителю ХIХ века и запишите их.



Мастер чисел и логики
«ИСТОРИЧЕСКИЕ «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»»
Текст задания:

  1. Прочитайте текст.

  2. Рассмотрите игровое поле.

  3. Вспомните правила игры «Крестики-нолики».

  4. Найдите партнёра.

  5. Договоритесь с партнёром: кто играет за «крестики», а кто – за «нолики».

  6. Следуя правилам игры, выбирайте «клеточку» на игровом поле и комментируйте, что обозначает в прочитанном тексте число, записанное в этой «клеточке».

  7. Партнёр должен подтвердить правильность Вашего ответа. В этом случае Вы ставите свой знак («Х» или «0») в данном игровом поле.

  8. Продолжайте, следуя правилам игры «Крестики-нолики».

Мастер философии
«В поисках смысла»
Текст задания
1. Прочитайте текст «Об императорских театрах»

2. Ознакомьтесь с вариантами текстов притч.

3. Выберите одну притчу, которая, на Ваш взгляд, может являться эпиграфом к тексту «Об императорских театрах», дайте ей название.

4. Объясните любым способом (схемой, таблицей, предложением, словосочетанием, рисунком, символом и т.д.), как можно связать данный текст с выбранной Вами притчей.



Мастер слова

«Театральный словарик»
Задание: создайте словарь из пяти театроведческих терминов, используемых в тексте (не менее 5 слов).
«МАСТЕР ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА»
Учебное задание: «Игра в ассоциации»

Описание задания: составить интеллект-карту на основании текста (текст прилагается).

Мастер самопознания и рефлексии

«Портрет театрала»




  1. Прочитайте описание императорского театра из §8 «Театральный и музыкальный Петербург» (Учебник «История и культура СанктПетербурга» для 8 класса):




  1. Выделите в тексте слово, которое передаёт ваше впечатление от «увиденного» императорского театра.

  2. Заполните таблицу, отметьте, что делали петербуржцы, посещая императорский театр в XIX веке, и что делаете вы, посещая театр в XXI веке:




  1. Выберите одно из стихотворений, которое наиболее точно передаёт Ваши впечатления от посещения театра (запишите его название по первой строчке):



Посещение театра

зритель XIX века

зритель XXI века

Собираетесь в театр как на праздник







Продумываете наряд перед посещением театра







Продумываете причёску







Берете веер







Берёте с собой театральный бинокль







Берёте театральный бинокль напрокат в гардеробе







Надеваете драгоценности







Абонируете ложу на зимний сезон







Приобретаете билет в партер







на ярусы







на «галёрку»







Посещаете буфет







Благодарите зрителей аплодисментами







криками «Бис!», «Браво!»







бросаете на сцену кошелёк







Стоите в очереди, чтобы получить верхнюю одежду










Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,2
Стоит Истомина;3 она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава I.
Мне было весело вчера на сцене шумной,
Я так же, как и все, комедию играл;
И радовался я, и плакал я безумно,
И мне театр рукоплескал.

Мне было весело за ужином веселым,


Заздравный свой стакан я также поднимал,
Хоть ныла грудь моя в смущении тяжелом
И голос в шутке замирал.

Мне было весело... Над выходкой забавной


Смеясь, ушла толпа, веселый говор стих,-
И я пошел взглянуть на залу, где недавно
Так много, много было их!

Огонь давно потух. На сцене опустелой


Валялися очки с афишею цветной,
Из окон лунный свет бродил по ней несмело,
Да мышь скреблася за стеной.

И с камнем на сердце оттуда убежал я,


Бессонный и немой сидел я до утра;
И плакал, плакал я, и слез уж не считал я...
Мне было весело вчера.

Алексей Апухтин 1859
Я не увижу знаменитой «Федры»,

В старинном многоярусном театре,

С прокопченной высокой галереи,

При свете оплывающих свечей.

И, равнодушнен к суете актеров,

Сбирающих рукоплесканий жатву,

Я не услышу, обращенный к рампе,

Двойною рифмой оперенный стих:


— Как эти покрывала мне постылы...
Театр Расина! Мощная завеса

Нас отделяет от другого мира;

Глубокими морщинами волнуя,

Меж ним и нами занавес лежит.

Спадают с плеч классические шали,

Расплавленный страданьем крепнет голос.

И достигает скорбного закала

Негодованьем раскаленный слог...


Я опоздал на празднество Расина...
Вновь шелестят истлевшие афиши,

И слабо пахнет апельсинной коркой,

И, словно из столетней летаргии,

Очнувшийся сосед мне говорит:

— Измученный безумством Мельпомены,

Я в этой жизни жажду только мира;

Уйдем, покуда зрители-шакалы

На растерзанье Музы не пришли!


Когда бы грек увидел наши игры...

О. Мандельштам. 1915
Слышу легкий театральный шорох
И девическое "ах"-
И бессмертных роз огромный ворох
У Киприды на руках.
У костра мы греемся от скуки,
Может быть, века пройдут,
И блаженных жен родные руки
Легкий пепел соберут.

Где-то грядки красные партера,


Пышно взбиты шифоньерки лож,
Заводная кукла офицера -
Не для черных душ и низменных святош...
Что ж, гаси, пожалуй, наши свечи
В черном бархате всемирной пустоты.
Все поют блаженных жен крутые плечи,
А ночного солнца не заметишь ты.
О. Мандельштам. В Петербурге мы сойдёмся снова. 1920

Константин Бальмонт. Кукольный театр
Я в кукольном театре. Предо мной,
Как тени от качающихся веток,
Исполненные прелестью двойной,

Меняются толпы марионеток.


Их каждый взгляд рассчитанно-правдив,
Их каждый шаг правдоподобно-меток.

Чувствительность проворством заменив,


Они полны немого обаянья,
Их modus operandi прозорлив.

Понявши все изящество молчанья,


Они играют в жизнь, в мечту, в любовь,
Без воплей, без стихов, и без вещанья,

Убитые, встают немедля вновь,


Так веселы и вместе с тем бездушны,
За родину не проливают кровь.

Художественным замыслам послушны,


Осуществляют формулы страстей,
К добру и злу, как боги, равнодушны.

Перед толпой зевающих людей,


Исполненных звериного веселья,
Смеется в каждой кукле Чародей.

Любовь людей — отравленное зелье,


Стремленья их — верченье колеса,
Их мудрость — тошнотворное похмелье.

Их мненья — лай рассерженного пса,


Заразная их дружба истерична,
Узка земля их, низки небеса.

А здесь — как все удобно и прилично,


Какая в смене смыслов быстрота,
Как жизнь и смерть мелькают гармонично!

Но что всего важнее, как черта,


Достойная быть правилом навеки,
Вся цель их действий — только красота.

Свободные от тягостной опеки


Того, чему мы все подчинены,
Безмолвные они "сверхчеловеки".

В волшебном царстве мертвой тишины

Один лишь голос высшего решенья
Бесстрастно истолковывает сны.

Все зримое — игра воображенья,


Различность многогранности одной,
В несчетный раз — повторность отраженья.

Смущенное жестокой тишиной,


Которой нет начала, нет предела,
Сознанье сны роняет пеленой.

Обман души, прикрытый тканью тела,


Картинный переменчивый туман,
Свободный жить — до грани передела.

Святой Антоний, Гамлет, Дон Жуан,


Макбет, Ромео, Фауст — привиденья,
Которым всем удел единый дан:—

Путями страсти, мысли, заблужденья,


Изображать бесчисленность идей,
Калейдоскоп цветистого хотенья.

Святой, мудрец, безумец, и злодей,


Равно должны играть в пределах клетки,
И представлять животных и людей.

Для кукол — куклы, все — марионетки,


Театр в театре, сложный сон во сне,
Мы с Дьяволом и Роком — однолетки.

И что же? Он, глядящий в тишине,


На то, что создал он в усладу зренья,
Он счастлив? Он блаженствует вполне?

Он полон блеска, смеха, и презренья?



Александр Блок

Я был смущённый и весёлый.


Меня дразнил твой тёмный шёлк.
Когда твой занавес тяжёлый
Раздвинулся - театр умолк.

Живым огнём разъединило


Нас рампы светлое кольцо,
И музыка преобразила
И обожгла твоё лицо.

Александр Блок



Ким Юлий. Старая Театралка
И в детстве моем невозвратном,
И к старости, близкой уже,
Живу я одним лишь театром,
Когда я не в нем - он в душе.
Подруги считают, что, дескать,
У жизни моей слишком бедный сюжет:
Ну, что ж, вы же знаете -
Страсть это деспот,
А деспоты требуют жертв.

Звонки отзвучали,


Буфет вымирает,
Смеркается в зале,
На сцене -светает:
Божественный Гете,
Бессмертный Шекспир,
Мне кажется в этом
Вся жизнь и весь мир,
Мне кажется в этом...

И в детстве и позже, подростком,


Как буря рвалась я в театр
Сыграть на священных подмостках
Хотя бы Марию Стюарт,
Ах, наши надежды на счастье ---
Об этом вы знаете лучше меня:
Мечты исполняются, но лишь отчасти ---
Отчасти сбылась и моя.

И вот я иду каждый вечер


В костюме --- мой выход вот-вот,
Я первая зрителя встречу:
Такой мне оказан почет,
Еще до вступленья оркестра,
Еще до звонков перед Вами стою:
Пальто принимаю и царственным жестом
В ответ номерки выдаю.
Да-да, принимаю и царственным жестом,
Да-да, номерки выдаю, номерки выдаю...

Звонки отзвенели, вот кто-то вбегает,


И он еле-еле вбежать успевает,
А там и Островской,
А там и Толстой;
Меня Смоктуновский
Подвозит домой.
В театре Агния Барто

Когда мне было


Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.


Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевалке
Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!


Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею


В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы.


Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.
Фея кружится на сцене -
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени -
Номерка не нахожу.

Может, он


Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то...


Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
- Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала -
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.

А тут как раз зажёгся свет,


И все ушли из зала.
- Мне очень нравится балет, -
Ребятам я сказала.
Григорий Остер. Вредные советы

Посещайте почаще


Театральный буфет.
Там пирожные с кремом,
С пузырьками вода.
Как дрова, на тарелках
Шоколадки лежат,
И сквозь трубочку можно
Пить молочный коктейль.
Hе просите билеты
Hа балкон и в партер.
Пусть дадут вам билеты
В театральный буфет.
Уходя из театра,
Унесете с собой
Под трепещущим сердцем
В животе бутерброд.

Правила игры в "Крестики-нолики".

 

Крестики-нолики — логическая игра между двумя противниками на квадратном поле 3 на 3 клетки или большего размера (вплоть до «бесконечного поля»). Один из игроков играет «крестиками», второй — «ноликами». В традиционной китайской игре используются черные и белые камни.



описание: http://www.pravilaigr.ru/images/bgox.jpg
Игроки по очереди ставят на свободные клетки поля 3х3 знаки (один всегда крестики, другой всегда нолики). Первый, выстроивший в ряд 3 своих фигур по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает. Первый ход делает игрок, ставящий крестики.
Обычно по завершении партии выигравшая сторона зачёркивает чертой свои три знака (нолика или крестика), составляющих сплошной ряд.


- 18°С

1804-57

д. 3

1830-40


XIX

1840-50

1842


д. 30

1906



    1. Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.




    1. Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала:

— Огонь светит.

Другая подлетела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала:

— Он жжётся!

Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся.

 Получивший знание лишается возможности говорить о нём, поэтому знающий молчит, а говорящий не знает.

    1. Путешественник увидел трёх рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у каждого, что он делает.


Первый ответил:  «Толкаю эту тяжёлую тачку, будь она проклята».

Второй сказал: « Зарабатываю деньги на хлеб для своей семьи».

А третий гордо произнёс: «Я строю прекрасный храм!».
Кто посещал императорские театры? Театральный зал постепенно наполнялся зрителям. «Театр, концерт, вот те пункты, где сталкиваются классы петербургских обществ и имеют время вдоволь насмотреться друг на друга». Смотреть было на что! Продуманные наряды, причёски, веера – всё по последней моде! В театр собирались как на праздник.

Сотнями огней сверкала хрустальная люстра. В её свете искрились драгоценности великосветских дам, сидящих в ложах. Как правило аристократы абонировали ложи на весь зимний сезон. Сияли ордена на мундирах высокопоставленных зрителей, занявших места в партере. Здесь же рассаживались гвардейские офицеры. На ярусах публика была попроще. На последнем ярусе – «галёрке» - сидели и стояли ремесленники, приказчики, торговцы. Наконец, в царской ложе появлялись император и императрица. Спектакль начинался! Зрители актёров аплодисментами, криками «Браво!», «Бис!». По окончании спектакля бросали на сцену актёрам цветы или… кошельки.





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница