Своеобразие творчества Тэффи и Аркадия Аверченко. Сатира и юмор. Интегрированный урок (2часа)



Скачать 170.29 Kb.
Дата14.03.2016
Размер170.29 Kb.
Своеобразие творчества Тэффи и Аркадия Аверченко.

Сатира и юмор. Интегрированный урок (2часа)

Подготовка урока.


Рассказы Аркадия Аверченко и Тэффи, как правило, учащиеся 11 класса прочитывают с удовольствием: небольшие по объему произведения наполнены искрометным юмором; сюжеты рассказов удивительно современны, несмотря на вековой рубеж, отделяющий нас от эпохи, в которой они были созданы.
Поскольку для более полного понимания замысла авторов и событийной стороны произведений необходим исторический контекст, урок проводился как интегрированный, и был подготовлен учителем литературы и учителем истории. Причем изучение произведения было организовано с учетом максимальной самостоятельности школьников. Такие возможности дает групповая форма проведения урока.
Состав группы и их количество определено темой и целью занятия. По характеру выполняемого задания группы сформированы так:
- историки и литературоведы (задача: объяснить историческую ситуацию начала ХХ века и найти материалы, объясняющие исключительную популярность Аркадия Аверченко и Тэффи);
-биографы (задача: назвать биографические данные, рассказать о личностных особенностях авторов);
-современники (задача: рассказать о современниках, лично знакомых с авторами);
-артисты (инсценирование рассказа Тэффи «Бабья доля»).
Кроме того, одиннадцатиклассникам заранее предложены рассказы для прочтения:
1. Аркадий Аверченко, «Робинзоны» (сборник «Гордость нации»), «Русские в Византии» (сборник «Кубарем по заграницам»), рассказы из сборников «Дюжина ножей в спину революции» и «Мечты о прошлом»;

2. Тэффи, сборники «Далёкое», «Дети», «Нежить», «В стране «Нигде»;


А также вопросы по прочитанному материалу:
I блок (по творчеству Аркадия Аверченко)
1. Какова тематика рассказов А.Аверченко? (доказать, опираясь на примеры, взятые из рекомендованных рассказов);

2. В чем своеобразие рассказов А.Аверченко?

3. Как можно объяснить поразительную популярность А.Аверченко?

4. Назовите наиболее понравившиеся рассказы. Обоснуйте свой ответ.


II блок (по творчеству Тэффи, рассказы из сборников «Далёкое» и «Дети»)
1. Почему так трогательные рассказы, вошедшие в сборник «Дети» и «Далёкое»? Только ли о детях они?

2. Что за мир окружает маленьких героев Тэффи?

3. Какие детали дают возможность почувствовать одиночество героев и враждебность к ним окружающего мира?

4. Чувствуете ли вы отношение самой Тэффи к своим героям? Легко ли ей писать о них и почему?

5. Почему Тэффи часто ведет рассказ вокруг неживых предметов?
III блок (по творчеству Тэффи).
1. Назовите особенности авторского стиля Тэффи.

2. В каких рассказах Тэффи причудливо сочетается трагическое и комическое?

3. Прозу Тэффи критики сравнивали с прозой Чехова. Можно ли говорить о « подводном течении» в произведениях Тэффи? Докажите свою позицию.

4. Назовите наиболее понравившиеся рассказы Тэффи и обоснуйте свой ответ.


Хронологический расчет уроков (2 часа)
Первый урок:

1. Слово учителя литературы, учителя истории, биографов, литературоведов, современников – по 5 мин.

2. Чтение по ролям – по 7-9 мин.

3. Беседа по вопросам – 10 мин.

4. Итог – 2 мин.
Второй урок:

1. Слово учителя литературы, учителя истории, биографов, литературоведов, современников –

по 4-7 мин.

2. Инсценирование рассказа «Бабья доля» – 10 мин.

3. Беседа по вопросам – 12 мин.

4. Подведение итогов – 3 мин.



Тема урока: Своеобразие творчества Тэффи и Аркадия Аверченко
Смех есть радость,

а посему сам себе – благо.

Спиноза.

Цели:
I. Формирование филологической компетенции:


  • формировать умение воспринимать и анализировать произведение в единстве формы и содержания;

  • формировать аналитические умения при интерпретации художественного текста.

II. Формирование методологической компетенции (межпредметных умений):



  • продолжить работу по развитию навыков анализа прозаического произведения; 

  • развитие навыков исследовательской работы, критического мышления; 




  • формировать умение интерпретировать художественный текст на историко-литературной основе.

III. Формирование коммуникативно-речевой компетенции:




  • развивать устную речь: монологическое высказывание, выразительное чтение по ролям, разыгрывание по ролям, развивать диалогическую речь, оформлять конспективные записи.

IV. Формирование культуроведческой компетенции:




  • развивать эстетический вкус учащихся;

  • развивать интерес к родному языку и творческому наследию мастеров слова.


Задачи:
I. Активно использовать при подготовке к уроку критическую, мемуарную и справочную

литературу.


II. Осуществлять и отрабатывать межпредметные связи курса литературы и истории.
III. В ходе беседы выявить уровень самостоятельности и глубины подготовки учащихся и

уровень восприятия, понимания и оценки прочитанного.



Ход первого урока.
1. Объявление темы и цели
Вступительное слово учителя истории:
- Начало двадцатого века – целая эпоха, неповторимая, исполненная надежд, трагическая, вобравшая в себя масштабнейшие события, произошедшие в России: три революции, Русско-японскую, Первую мировую и Гражданскую войну, крушение государственного строя, эмиграцию миллионов граждан России, расселившихся по всему миру.
Учитель литературы:
- Аркадий Тимофеевич Аверченко, тоже ставший в 1921 году эмигрантом, писал: «Когда я начинаю думать о старой, канувшей в вечность России, то меня больше всего умиляет одна вещь: до чего это была богатая, изобильная, роскошная страна, если последних три года повального, всеобщего, тайного и явного грабежа не могут истощить всех накоплений «старой Россией» богатств». Аверченко считал, что «старая Россия» разбита вдребезги, но к сказанному им хотелось бы сделать уточнение: «Да, безвозвратно ушло в прошлое то, что связывало себя в истории с временным определением – «старая», а всему что входит в вечное существительное «Россия», хочется верить, еще предстоит возрождение.
Давайте подробнее познакомимся с биографией и творчеством Аркадия Тимофеевича.
Биографы:
Аркадий Тимофеевич Аверченко родился в 1881 году в Севастополе, в небогатой купеческой семье. Аверченко - старший, отец писателя, делал все возможное, чтобы поскорее разориться, материальное благополучие семье Аверченко не грозило. С 15-ти лет Аверченко «в людях», работает на Брянских рудниках, потом в Харькове служит в правлении рудников. В Харькове и появился первый его рассказ в газете « Южный краб» (1903 год) «Как мне пришлось застраховать жизнь». Аверченко пишет фельетоны, сатирические миниатюры, зарисовки.
В 1905 году он еще неизвестен никому, но его звезда по популярности восходит удивительно быстро. В 1907 году Аверченко отправляется «завоёвывать» Петербург, в 1908 году – он уже редактор нового журнала «Сатирикон», который стал выходить вместо устаревшей «Беззубой стрекозы». Позднее, а 1913 году – «Новый Сатирикон». Его псевдонимы Волк, AVE, Фома Опискин, Фальстаф, Медуза Горгона. В журнале сотрудничали художники: Ре-ми (Н.Ремизов), А. Радаков, А. Юнгер, Н.Альтман, А. Бенуа и другие; юмористы – Тэффи (Н.Бучинская), О.Дымов; поэты – Саша Черный, С.Городецкий, О. Мандельштам, В.Маяковский; прозаики – Л.Андреев, А.Куприн, А.Толстой, А.Грин.
Литературоведы:
1. Персонажи-сюжеты «подсовывала» Аверченко сама столица. Нужны были здоровый юмор, зоркий глаз – этим не был обижен Аверченко. Важно и то, что «он пил из своего стакана» - то есть имел свой стиль, свою публику, он знал, чего хотел и Петербург им был побежден.
Современники:
О.Л.Д'ор вспоминал, что Аверченко периода «Сатирикона» часто улыбался, и в его улыбе можно было прочесть : «Я – парень хороший и товарищ отменный, но пальца в рот, пожалуйста, очень прошу Вас, не кладите. Против воли откушу. У меня широкая рука: когда что есть – поделюсь. Но своего не спущу. В ресторан же всегда готов…».
Учитель: Об Аверченко периода «Сатирикона»
Смех Аверченко называют часто сытым смехом – да, сотрудники «Сатирикона» часто собирались в отдельном кабинете ресторана, а не в редакции. (Это были «Вена», «Франция», «Европейская», «Пивато»). Да, окружение Аверченко было очень разношерстно.
Современники
Тэффи:
Да, народным заступником Аверченко не был. Политическим сатириком его не назовешь, но есть среди его рассказов талантливые, где высмеиваются страх обывателя, взяточничество, эпидемия шпионажа – возникают ноты, напоминающие, может отдаленно, сатирические образы Салтыкова-Щедрина.
Учитель литературы:
Предлагаю работу над рассказом «Ищут комнату», (Выразительное чтение по ролям).
Вопросы после прочтения:
1. В чем актуальность рассказа?
2. Какие художественные средства, используемые автором, позволяют достичь комического

эффекта?
3. Как объясняется использование курсива?


4. Комична ли развязка?
Биографы:
В 1918 году – журнал «Сатирикон» был закрыт. Аверченко уезжает на Украину, в Крым, а в 1920 году – эмигрирует через Константинополь в Прагу. Мажорный смех сменился грустноватой усмешкой, горькая сатира оттесняет добродушный юмор. Это чувствуется в рассказах, объединенных в цикле «Кубарем по заграницам» - само название говорит за себя. И Аверченко совсем другой.
Учитель литературы:
1. Какую роль играл журнал «Сатирикон» в общественно-культурной жизни России в 1908—1913 гг.? Какие силы группировались вокруг журнала?

2. В чем оптимистичность жизнеутверждающего юмора в дореволюционном творчестве Аркадия Аверченко?

3. Можно ли сказать, что главный герой произведений Аверченко — быт города-гиганта, динамичного и благополучного?

4. Как вы думаете, почему левая печать именована смех Аверченко «сытым» («Широкая масленица», «Зайчик на стене», «Мужчины»)?

5. Как воспринял Аверченко революцию 1917 года? Какие качественные изменения произошли в его творчестве после Октября? Какой видится Аверченко новая Россия («Дюжина ножей в спину революции»)?

6.Назовите мотив, объединяющий рассказы в сборнике «Кубарем по заграницам»?

7.Изменилось ли мироощущение автора? Как отразилось это в рассказах?
Учитель истории:
Обратимся к рассказу «Фокус великого кино». Какие исторические события нашли отражение в рассказе? Каковы последствия этих событий? Какую роль сыграли исторические фигуры, упомянутые в рассказе?
Литературоведы:
В поздних рассказах писателя возникает трагическая нота, усиленная сознанием оторванности от родины, невозможности полнокровно творить вне родного языка и привычного быта. Аверченко болел смертельной тоской по России. «Тяжело как-то стало писать,- признавался он.- Не пишется. Как будто не на настоящем стою…». В 1925 году, в Праге, Аверченко умер от сердечной болезни.
Учитель литературы:
1. Какова тематика рассказов А. Аверченко?

2. В чем своеобразие рассказов А. Аверченко?

3. Как можно объяснить поразительную популярность А.Аверченко?

4. Назовите наиболее понравившиеся рассказы. Обоснуйте свой ответ.


Итог:
По классическим масштабам Аверченко прозаик достаточно скромного дарования, но дарования подлинного, оригинального, неповторимого. Основа любого рассказа Аверченко – факт, сценка, диалог, быстрая и естественная импровизация. Аверченко – «весь на живую нитку, именно на живую». Вот за это мы и ценим его, и любим его творчество. Аверченко не назовешь народным заступником, но он против мира пошлости, бездуховности, глупости, ограниченности. Его насмешки над вечными недостатками людей – мужчин и женщин, старых и молодых, довольно респектабельных и просто по- мещански ограниченных. Поэтому то его произведения актуальны до сир пор.

Ход второго урока.
Своеобразие творчества Тэффи (1872-1952).

Слово учителя литературы:


Что мы знаем сегодня о писателе с некогда огромной славой, чья популярность затмевала другие имена, кем, по словам И.Одоевцевой, «восхищались буквально все», начиная от почтово-телеграфных чиновников … до императора Николая Второго?

Послушаем современников.


Современники:
Саша Черный:
«Прежние писательницы приучили нас ухмыляться при виде женщины, берущейся за перо. Но Аполлон сжалился и послал нам в награду Тэффи… Писателя большого, глубокого, своеобразного».
А.Амфитеатров:
«Тэффи» - лучшая, изящнейшая юмористка нашей современности».

А.Куприн:
«Единственная, оригинальная, чудесная Тэффи! Любят её дети, подростки, пылкая молодежь и посыпанные сединой отцы».
И.Бунин:
«Вы совершенно необыкновенная! Всегда дивился вам, никогда за всю жизнь не встречал подобной вам! И какое истинное счастье, что Бог дал нам знать о вас!
Биографы:
Надежда Александровна Лохвицкая родилась в апреле 1872 года в Петербурге, в семье профессора криминалистики А.В.Лохвицкого, известного своим ораторским искусством и остроумием. Мать любила поэзию и прекрасно знала европейскую литературу. Семья была большой, обеспеченной, в этой семье невозможно было не писать, и писали все. Тэффи вступила в литературу со стихами, которые пела под гитару. Первая публикация стихов состоялась в 1901 году. Некоторые из них включил в свой репертуар А.Вертинский.
В 1905 году в газете «Биржевые ведомости» печатаются фельетоны, юмористические рассказы, одноактные пьесы, под ним подпись – Тэффи. (Именно такой псевдоним взяла Н.Лохвицкая). Эти публикации сопровождаются неизменным успехом.
Учитель литературы:
В 1908 году Тэффи сотрудничает с «Сатириконом». То, что «Сатирикон» без Тэффи не был настоящим журналом вы согласитесь, когда послушаете «Историю Древнего мира, Греции в частности» в переложении Тэффи, в исполнении учителя истории.
Учитель истории:
Античная история в юмористической обработке журнала «Сатирикон»

(наиболее ценное пособие для подготовки к экзамену).


«ГРЕЦИЯ»
Греция занимает южную часть Балканского полуострова. Сама природа разделила Грецию на четыре части:

1) северную, которая находится на севере;

2) западную – на западе;

3) восточную – на востоке и, наконец,



4) южную, занимающую юг полуострова.
Это оригинальное разделение Греции издавна привлекало к ней взоры всей культурной части населения земного шара. В Греции жили так называемые «греки». Говорили они на мертвом языке и предавались сочинению мифов о богах и героях.
Любимый герой греков был Геркулес, прославившийся тем, что вычистил Авгиевы конюшни и тем самым подал грекам незабываемый пример чистоплотности. Кроме того, этот аккуратник убил свою жену и детей.
Вторым любимым героем греков был Эдип, который по рассеянности убил своего отца и женился на своей матери. От этого по всей стране сделалась моровая язва и все открылось. Эдипу пришлось выколоть себе глаза и отправиться путешествовать с Антигоной.
В южной Греции был создан миф о Троянской войне, или «прекрасная Елена» в трех действиях с музыкой Оффенбаха.
Дело было так: у царя Менелая (комик буфф) была жена, прозванная за красоту и за то, что носила платье с разрезом, Прекрасной Еленой. Её похитил Парис, что Менелаю очень не понравилось. Тогда началась Троянская война.
Война была ужасна, Менелай оказался совсем без голоса, а все прочие герои врали нещадно. Тем не менее война эта осталась в памяти благодарного человечества; так, например, фраза жреца Калхаса; «Слишком много цветов» цитируется до сих пор многими фельетонистами не без успеха.
Кончилась война благодаря вмешательству хитроумного Одиссея. Чтоб дать возможность воинам пробраться в Трою, Одиссей сделал деревянного коня и посадил в него воинов, а сам ушел. Трояне, утомленные долгой осадой, не прочь были поиграть деревянной лошадкой, за что и поплатились. В самый разгар игры из лошади вылезли греки и завоевали беспечных врагов.
После разрушения Трои греческие герои вернулись домой, но не на радость себе. Оказалось, что жены их за это время выбрали себе новых героев и предавались измене мужьям, которых и убили немедленно после первых рукопожатий.
Хитроумный Одиссей, предвидя все это, не вернулся прямо домой, а сделал небольшой крюк в десять лет, чтобы дать жене своей Пенелопе приготовиться к встрече с ним. Верная Пенелопа ждала его, коротая время со своими женихами. Женихам очень хотелось на ней жениться, но она рассудила, что гораздо веселее иметь тридцать женихов, чем одного мужа, и надувала несчастных, оттягивая день свадьбы. Днем Пенелопа ткала, ночью порола сотканное, а заодно и сына своего Телемака. История эта кончилась трагически: Одиссей вернулся.
«Илиада» изображает нам военную сторону греческой жизни. «Одиссея» рисует бытовые картины и общественные нравы.
Обе эти поэмы считаются произведениями слепого Гомера, имя которого пользовалось в древности столь большим уважением, что семь городов оспаривали честь быть его родиной. Какая разница с судьбой современных нам поэтов, от которых часто не прочь отказаться собственные родители!»
Вы послушали небольшой кусочек из созданного Тэффи, с остальными фрагментами античной истории в переложении писательницы вы можете познакомиться самостоятельно.
Биографы:
В 1910 году выходит сборник стихов Тэффи «Семь огней», эта книга была воспринята очень разноречиво и не принесла автору той славы, что проза. В 1916 году вышел сборник «Неживой зверь». К этим рассказам уже потом, в эмиграции, были дописаны ещё другие, вошедшие в раздел «Далекое». В основном, Тэффи пишет здесь о детях. Почему? Потому что она сама прежде всего ребенок. Ужасно не хочет стареть. Ретуширует свои фотографии, убавляет, где можно, лет пятнадцать. Когда-то Ф. Сологуб ( и Надежда Александровна с ним согласилась) определив метафизический возраст Тэффи – 13 лет. (Себе Сологуб определил 600 лет.)
Учитель литературы:
Тринадцать лет – возраст радости и муки. Возраст еще и уже. Грань, балансируя на которой, можно заглянуть назад, в детство. И вперед, в этот мир, где «живут большие» -магическое и таинственное слово, мука и зависть маленьких. Именно с этого рубежа автор видит своих героев, смешных, неловких… Обладая чуткой душой, Тэффи умела разглядеть в обыденном невероятное, в любом незначащем предмете, явлении что-то яркое, в каждом человеке найти скрытую нежность. Это свойство детской души – признавать родным, своим, близким, то, что чуждо и нелюбопытно «большим».
Итак, беседа по вопросам. (Сборники рассказов «Далекое», «Дети»)
1. Почему так трогательны рассказы, вошедшие в сборник «Дети» и «Далекое»?

Только ли о детях они?

2. Что за мир окружает маленьких героев Тэффи?

3. Какие детали дают возможность почувствовать одиночество героев и враждебность к ним окружающего мира?


4. Чувствуете ли вы отношение самой Тэффи к своим героям? Легко ли ей писать о них? Почему?
5. Почему Тэффи часто ведет рассказ вокруг неживых предметов? С чем это связано?
Учитель литературы:
У Тэффи есть своя, коронная тема, где с ней никто не может соперничать. Имя этой темы – женщины. Только женский ум смог подметить всех этих дачниц, визитерок, «демонических женщин», рассеянных подруг, обманутых дам, кошатниц. Сильно, резко, неподражаемо пишет о них Тэффи. Впрочем, послушайте…

Инсценирование рассказа «Бабья доля».



Вопросы :

1. Почему дарование Тэффи можно определить как грустный смех?


2. Как вы думаете, в чем смысл афоризма Тэффи, который стал заглавием ее книги «Дым без огня»?
3. Какова, по вашему мнению, концепция человека у Тэффи (рассказы «Дураки», «Мудрый человек»)?
4. Какова героиня Тэффи — «безгрешная грешница»? В чем ее очарование?
Биографы:
1917 год. Тэффи приветствует Февральскую революцию и не принимает и не понимает Октябрьскую. Она покидает голодную и опустошенную Москву, затем –Киев, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Константинополь, Париж… Никогда она не вернется в Россию, В эмиграции она постоянно занята, шутит, участвует в строительстве «городка», где собираются русские беженцы. Устраивает вечера для вновь прибывших. Всегда там, где Тэффи, - атмосфера теплая, непринужденная. Надежда Александровна пишет рассказы, фельетоны, статьи, но она уже немолода, несравненен и тонок ее юмор, она всегда со вкусом одета, умело подкрашена, но все чаще усталая Тэффи снимает наскучившую маску Талии, а под ней – скорбный облик музы Трагедии. Поскольку Тэффи родилась в Петербурге. Свой переменчивый, двойственный характер она объясняет переменчивостью петербургской погоды. От этого – де у нее два лица, как на фронтоне греческого театра: смеющееся и плачущее.
Учитель литературы:
1. Назовите особенности авторского стиля Тэффи.

2. В каких рассказах Тэффи причудливо сочетается трагическое и комическое?

3. Какие рассказы Тэффи критики справедливо сравнивали с прозой Чехова?Можно ли говорить о «подводном течении» в произведениях Тэффи? Докажите свою позицию.

4.2. В чем преемственность творчества писательницы по отношению к классической (чеховской) традиции XIX века? Сравните рассказ Тэффи «Явдоха» и рассказ А.Чехова «Тоска».

4. Назовите наиболее понравившиеся рассказы Тэффи и обоснуйте свой выбор.
Биографы:
В эмиграции Тэффи прожила 32 года. «Все мои сверстники умирают, а я все чего-то живу. Словно сижу на приеме у дантиста, он вызывает пациентов, явно путая очереди, и мне неловко сказать, и сижу, усталая и злая…» «Дантист призвал к себе Надежду Александровну Тэффи 5 октября 1952 года.

Звучит «Романс Нины»

из музыки к драме «Маскарад» М.Ю.Лермонтова

композитор А.Глазунов

исполняет Светлана Федорова

Учитель литературы:
Цветут тюльпаны синие

в лазоревом краю.

Там кто-нибудь на дудочке

доплачет жизнь мою…
Добро и зло, любовь и нежность, тоска и жалость – это то, о чем писала Тэффи, не утруждая себя поисками иной идейности. В одном из рассказов автор говорит о стране «Нигде» - «стране, которой нет», стране «хрустальных кораблей», где каждый «шут гороховый» - «жемчужный лебедь», стране «мечты». В поисках этой страны проводят свою жизнь персонажи Тэффи – сильные и жалкие, нелепые и героические, праведные и грешные. Мы с вами.
Подведение итогов. Оценка работы учеников.

Используемые материалы:


1. Элизабет Нитраур. Вступительная статья к сборнику рассказов.

«ЖИЗНЬ СМЕЕТСЯ И ПЛАЧЕТ...» О судьбе и творчестве Тэффи//Тэффи. Ностальгия: Рассказы. Воспоминания.— Л., 1989.

2.Спиридонова Л. А. Русская сатирическая литература конца XIX — начала XX в.— М., 1977.

3.Трубилова Б. Тэффи//Литература Русского зарубежья.— М., 1993.



4.Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева - 8-е изд. - М.: Просвещение - АО «Московские учебники», 2003.

5. Горелов П. Чистокровный юморист; Трубилова Р. В поисках Страны Нигде//Аверченко Аркадий. Тэффи. Рассказы. — М., 1990.
Каталог: storage3 -> article
article -> Кто сказал мяу?
article -> Дополнительного образования детей города Кургана
article -> Конкурс исследовательских работ, посвященных 70-летию Великой Победы
article -> Казаки-партизаны в Первой мировой войне
article -> Учитель русского языка и литературы Комарова Людмила Николаевна, Воспитатели Ромнова Галина Анатольевна, Андреева Светлана Владимировна, Горскова Надежда Андреевна оау с(К)О школы-интерната III-IV вида
article -> Методическая разработка урока здоровья для учащихся 3-4 классов
article -> Их боль воспримем как свою
article -> Занятие По берегам Байкала Занятие Лимнология (озероведение) Байкала
article -> Программа факультативных занятий «байкал и Я»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница