Структурирование компетенций и определение содержания в соответствии с требуемыми компетенциями




Скачать 150.49 Kb.
Дата12.06.2016
Размер150.49 Kb.
С 2011 года вузы России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт - стандарт третьего поколения (ФГОС-3), в основу которого положен компетентностный подход к образованию. Компетентностный подход в отличие от предыдущего стандарта ориентирован на практический результат обучения: что студент должен знать и уметь после успешного усвоения той или иной дисциплины, модуля, курса, образовательной программы в целом, т.е., на сформированные компетенции студента. Для нового стандарта характерны вариативность, модульность, увеличение доли самостоятельной работы студента, обязательное применение в процессе обучения интерактивных методов. ФГОС-3 имеет «рамочный» характер - в нем отражены только цели высшего образования, характеристики профессиональной деятельности, требования к результатам, структуре основной образовательной программы (ООП) и условиям ее реализации. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки выпускника. Проектирование ООП включает в себя разработку учебного плана, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практик, календарного учебного графика и методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии.

В работе представлена разработанная авторами ООП подготовки бакалавра по направлению «Сервис» в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (НГПУ им. К. Минина), в основу которой положен компетентностный и личностно-ориентированный подходы к образованию, предполагающие:



  • структурирование компетенций и определение содержания в соответствии с требуемыми компетенциями;

  • фундаментальность и практическую направленность образования;

  • введение модульной системы обучения;

  • формирование готовности выпускника к практической деятельности в конкретной сфере [9].

Структура и распределение общей трудоемкости по циклам дисциплин для подготовки бакалавра по направлению «Сервис» приведены в таблице 1. Каждый цикл дисциплин включает базовую и вариативную части, а также перечень обязательных компетенций. В соответствии с ФГОС-3 вуз самостоятельно:

- устанавливает перечень дисциплин вариативной и частично базовой частей каждого цикла (кроме обязательных, выделенных ФГОС-3);



- определяет виды практик и их длительность;

- устанавливает формы итоговой государственной аттестации (ИГА).

Таблица 1

Распределение общей трудоемкости по циклам дисциплин



по направлению «Сервис»


Циклы дисциплин и разделы


Общая трудоемкость

Зачетные единицы

Часы

Базовая

часть

Вариативная часть

Базовая

часть

Вариативная часть

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

22

21

792

756

Математический и естественно-научный цикл

20

33

720

1188

Профессиональный цикл

48

70

1728

2520

Физическая культура

2

-

400

-

Практика

12

-

432

-

Итоговая

государственная

аттестация

12

-

432

-

ИТОГО

116

124

4504

4464

Наполнение циклов дисциплин и разделов одинаково для очной и заочной форм обучения, так же как и общая трудоемкость, выраженная в зачетных единицах (з/е) и часах.

Обязательные дисциплины базовой части циклов определены ФГОС-3, там же выделены основные компетенции, которые студент должен освоить в рамках каждого цикла. Перечень дисциплин вариативных частей сформирован с учетом требований ФГОС-3, работодателей, региональных особенностей Нижегородской области и компетентностного подхода к образованию. Наполнение ООП с учетом требований работодателей, особенностей региона и научных школ вуза – прерогатива высшего образовательного учреждения. Сотрудничество работодателей с вузом на этапе разработки ООП и ее реализации позволяет не только создать модель выпускника, но и подготовить его к профессиональной деятельности в конкретной области [5].

Компетентностный подход предусматривает существенные изменения в профессиональной подготовке бакалавра, затрагивающие целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-оценочный компоненты образовательного процесса [10]. Содержательными характеристиками компонентов становятся:



  • целевого - становление общекультурных и профессиональных компетенций выпускника;

  • содержательного - система интегрированных научных знаний категориального, практико-ориентированного характера, выступающих в качестве информационной базы и методов решения профессиональных проблем и задач, направленных на развитие компетенций; выделение модулей содержания;

  • процессуального - организация учебного процесса; активизация самостоятельной деятельности студента; широкое использование информационных и коммуникационных технологий обучения; использование активных методов обучения, развивающих аналитические, проектировочные и рефлексивные умения;

  • контрольно-оценочного - оценка результатов решения профессиональных задач, накопительно-рейтинговая система оценки; портфолио; компьютеризированное тестирование.

Целью профессиональной подготовки является становление профессиональной компетентности выпускника. При этом необходимым элементом является выделение относительно небольших составляющих содержания - модулей, под которыми можно понимать часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющую определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, направленную на формирование одной или нескольких компетенций.

Результаты освоения ООП выражены через общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, в отличие от требований к минимуму содержания предыдущих государственных образовательных стандартов.

Общекультурные компетенции связаны с успешной социализацией личности, ее саморазвитием и самосовершенствованием, социальной мобильностью [3]. На их формирование и развитие ориентированы такие дисциплины вариативных частей циклов, как управленческие технологии в сервисе, технологии эффективного менеджмента, анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ, финансовый менеджмент в сфере ЖКХ и др.

К профессиональным и общепрофессиональным относятся компетенции, необходимые для конструирования и реализации профессиональной деятельности в соответствии с существующими социально-экономическими условиями [2]. При выборе дисциплин вариативной части, формирующих профессиональные компетенции, авторы ориентировались на основные составляющие этих компетенций, предложенные А. Дорофеевым [4]:



  1. актуальную квалифицированность (знания, умения и навыки из профессиональной области);

  2. когнитивную готовность (умение на деятельностном уровне осваивать новые знания, новый инструментарий, выявлять информационную недостаточность; способность к успешному поиску и освоению, использованию необходимой и достаточной научной информации, умение учиться и учить других);

  3. коммуникативную подготовленность (способность применять понятийный аппарат и лексику базовых и смежных наук и отраслей, вести дискуссию);

  4. креативную подготовленность (способность к поиску принципиально новых подходов к решению известных задач или принципиально новых задач в профессиональной сфере и смежных с ней областях);

  5. понимание тенденций и основных направлений развития профессиональной области и сервиса в целом;

  6. осознанное позитивное отношение к профессиональной деятельности (стремление и готовность к профессиональному совершенствованию, самоидентификация и позиционирование);

  7. устойчивые и развивающиеся профессионально значимые личностные качества (ответственность, толерантность, целеустремленность, требовательность и самокритичность при достаточно высокой самооценке).

Авторами проведено наполнение дисциплинами вариативных частей трех циклов учебного плана по направлению «Сервис» (профиль «Сервис в недвижимости») [1]; во втором и третьем циклах выделены модули дисциплин «Механика», «Сервисная деятельность», «Графика» и др. Каждый модуль логически связан с предшествующими дисциплинами и модулями. Например, модуль «Механика» связан с изучаемыми ранее - математикой, физикой, информатикой, технологией конструкционных материалов и др. Для каждого модуля определены формируемые в результате его освоения компетенции.

Компетентностная модель подготовки бакалавра является знаниево- деятельностной: ее компонентами выступают категории «знает», «умеет», «владеет». Например, в результате освоения дисциплин Сервисология, Сервисная деятельность обучающийся должен:

Знать:

- основные потребности и психофизиологические возможности человека и их взаимосвязь с социальной активностью личности, структуру обслуживания с учетом природных и социальных факторов;



- историю развития сервиса, виды сервисной деятельности, классификации услуг и их характеристику, теорию организации обслуживания;

- методы психологии, совокупность явлений, составляющих основу психодиагностического поля личности потребителя;

Уметь:

- оценивать психические, физиологические особенности человека, социальную значимость потребителей;



- работать в «контактной зоне» как сфере реализации сервисной деятельности;

- применять методики психодиагностики: экспресс-диагностика потребностей, мотивов, целей потребителя, выделять главные психологические особенности потребителя;

- находить пути благоприятного разрешения психологических конфликтов;

Владеть:


- умением обеспечить оптимальную инфраструктуру обслуживания с учетом природных и социальных факторов;

- методами бесконфликтных взаимоотношений с потребителем в процессе сервисной деятельности;

- методами этнокультурной диверсификации сервисной деятельности;

- приемами изучения личности потребителя;

- методиками диагностирования поведения и оказания влияния на потребителя;

Разработка рабочих программ в соответствии с этой моделью предполагает разложение (декомпозицию) компетенций на вышеназванные составляющие компоненты. Следующим этапом проектирования рабочей программы является соотнесение компетенций с содержанием дисциплин, входящих в модуль, в результате чего определяются основные разделы дисциплин модуля. Например, формирование таких компетенций, как:

• готовность к компромиссу с потребителем по возможному варианту и требуемому качеству обслуживания (ОК-18);

• способность к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями (ПК-1);

• готовность к обоснованию и разработке технологии процесса сервиса, выбору ресурсов и технических средств для его реализации (ПК-9);

• способность к выполнению инновационных проектов в сфере сервиса (ПК-15) реализуется в процессе изучения таких дисциплин как Сервисная деятельность (разделы: этика и психология в сервисной деятельности, особенности развития сервисной деятельности в России, экономическая сущность сервисной деятельности, современный сервис), а также разделов таких дисциплин как Психологический практикум, Менеджмент в сервисе, Маркетинг в сервисе, Информационные технологии в сервисе и др. [6]/

Декомпозиция компетенций позволяет разработать систему оценочных заданий с целью выявления формируемости компетенций. Видами оценочных заданий могут выступать мини-тесты, экспресс-опросы, задания обобщенного характера, конспектирование, создание портфолио, решение теоретических и практических заданий аналитического характера, расчетно-графические работы и др. В соответствии с принятым в ФГБОУ ВПО НГПУ им. К.Минина Положением о рейтинговой системе оценки качества подготовки студентов [7] в рабочую программу входит тематический рейтинг-план дисциплины (модуля), в котором отражена система заданий текущего и рубежного контроля по дисциплине и указаны сроки их выполнения. Важным моментом при составлении рейтинг-плана является определение перечня всех обязательных и дополнительных видов деятельности студента и формируемых при этом его личностных качеств, а также баллов за каждый вид деятельности или задание с учетом его степени сложности, т.е. формирование рейтинг-шкалы.

Необходимо отметить, что объем аудиторных занятий для заочной формы обучения ограничен и составляет не более 200 часов в учебный год. Особенностью учебного процесса является значительная доля самостоятельной (в основном индивидуальной) работы студентов в межсессионный период. В связи с этим, в учебных планах по основным дисциплинам профессиональной подготовки предусмотрено выполнение домашней контрольной работы в межсессионный период и отчетность по дисциплине, как правило, в следующем за теоретическим изложением семестре.

Организация самостоятельной работы студента включает в себя разработку задания, графика его выполнения, критериев оценки, подготовку учебно-методического обеспечения.

Для продуктивной самостоятельной работы студентов важное значение имеет методическое обеспечение. Переход на ФГОС-3 предполагает переработку имеющихся методических пособий с учетом требований компетентностного подхода к образованию. В разрабатываемых методических пособиях для студентов должны быть определены «векторы-ориентиры», направленные на самостоятельное приобретение знаний и решение конкретных практических задач; представлены алгоритмы и примеры выполнения практических заданий [9].

Наиболее сложные для восприятия и понимания вопросы, трудоемкие теоретические выводы и выкладки разбираются непосредственно на аудиторных занятиях. Рассмотрение вопросов второстепенного характера дается студентам на самостоятельное изучение. Отчет по самостоятельной работе может быть представлен в виде конспекта, тезиса, диалога с преподавателем и пр. Главными критериями оценки выполненной работы является лаконичность, содержательность и полнота ответа. Приветствуются практические примеры, составленные самостоятельно структурные и логические схемы освещаемого вопроса.

По разделам ряда дисциплин запланированы расчетно-графические работы (РГР). На аудиторных занятиях составляется алгоритм решения прикладных задач, по возможности разбираются наиболее сложные задачи и типичные ошибки, возникающие при их решении, выдается индивидуальное задание. Консультирование студентов по выполнению РГР и защита выполненной работы проводятся по графику, составленному в соответствии с учебным планом. Защита РГР может проходить в форме сдачи контрольной работы, выполнения теста, диалога с преподавателем.

По результатам обучения по дисциплине (или по модулю в целом) студентом может формироваться портфолио-отчет, включающий в себя такие рубрики, как: «коллектор» (конспекты лекций, практических занятий, расчетно-графические работы, контрольные работы и результаты тестирования, курсовые проекты), «самооценка» (анализ результатов своей практической деятельности), «библиография» (список литературы с краткими аннотациями и рецензиями), «график-органайзер» (наглядное отображение компетенций через знания, умения и навыки, сформированные в результате освоения определенных тем), составленный по итогам выполнения всех видов работ.

Разработанная ООП с используемыми образовательными технологиями обеспечивает формирование и контроль развития компетенций у студента в течение всего процесса обучения.

Основная образовательная программа, основанная на компетентностном подходе, направлена на формирование устойчивой мотивации к образованию (включая и самообразование), самореализацию, раскрытие собственных творческих возможностей студента и, следовательно, к его осознанию себя как личности.
ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009. - №1136. www.referent.ru/1/186610 Постановление Правительства РФ от 30.12.2009№ 1136 (ред. от 29.06.2011) «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования».



  1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ// Вестник образования России. - №7 - с.14-15.

  2. Зверева Н.М., Шевченко С.М., Каткова О.В. Подготовка выпускника к социальной и профессиональной мобильности // Высшее образование в России. 2006. №6. С.89-93.

  3. Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. №4. 2005. С.30-33.

  4. Мухина М.В. Совершенствование процесса обучения специалистов сервисных направлений в НГПУ имени Козьмы Минина // Наука и образование: проблемы и перспективы: сборник статей международной научно-практической конференции 13 марта 2014 г., г. Уфа,: в 2 ч. Ч.2 / отв.ред. А.А. Сукиасян. – Уфа: РИЦ БашГу, 2014. С.111-113.

  5. Мухина М.В., Смирнова Ж.В., Сухарева Е.В. Совершенствование процесса формирования профессиональных компетенций специалистов сферы сервиса в НГПУ имени Козьмы Минина / М.В. Мухина, // Приволжский научный вестник. 2014. № 6 (34). С.121-124.

  6. Николина В.В. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты для подготовки педагогических кадров, их особенности и инновационная направленность // Материалы Международной науч.-практ. конференции «Инновационные ресурсы развития российского образования на современном этапе его модернизации». - Н. Новгород: НГПУ, 2010.

  7. Перевощикова Е.Н. Положение о рейтинговой системе оценки качества подготовки студентов. - Н. Новгород: НГПУ, 2010, 60 с.

  8. Шевченко С.М., А.В. Бунтикова. Компетентностный подход и проектирование ОПП // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовательной деятельности».- Н.Новгород: НГТУ, 2012. С.

  9. Шевченко С.М.. Мухина М.В. Реализация компетентностного подхода в процессе подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» // Воспитание предпринимательского духа в научном дискурсе: Социально-политические, психологические и дидактические аспекты современного воспитания предпринимательского духа в России и Таджикистане: кол. монография / под ред.Й.Аффа, Р.Фортмюллера - Том 1. – Вена, MANZ, 2013. С. 221-227.

REFERENCES

1. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrja 2009. - №1136. www.referent.ru/1/186610 Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2009№ 1136 (red. ot 29.06.2011) «Ob utverzhdenii perechnja napravlenij podgotovki (special'nostej) vysshego professional'nogo obrazovanija»

2. FEDERAL''NAJa CELEVAJa PROGRAMMA RAZVITIJa OBRAZOVANIJa NA 2011-2015 GODY// Vestnik obrazovanija Rossii. - №7 - s.14-15.

3. Zvereva, N.M. Podgotovka vypusknika k social'noj i professional'noj mobil'nosti / N.M. Zvereva, S.M. Shevchenko, O.V. Katkova // Vysshee obrazovanie v Rossii.-2006. - №6, s.89-93.

4. Dorofeev, A. Professional'naja kompetentnost' kak pokazatel' kachestva obrazovanija / A. Dorofeev // Vysshee obrazovanie v Rossii. - №4.- 2005.

5. Muhina, M.V. Sovershenstvovanie processa obuchenija specialistov servisnyh napravlenij v NGPU imeni Koz'my Minina / M.V.Muhina // Nauka i obrazovanie: problemy i perspektivy: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Ufa, 13 marta 2014 g. ): v 2 ch. Ch.2 / otv.red. A.A. Sukiasjan. – Ufa: RIC BashGu, 2014.

6. Muhina, M.V. Sovershenstvovanie processa formirovanija professional'nyh kompetencij specialistov sfery servisa v NGPU imeni Koz'my Minina / M.V. Muhina, Zh.V.Smirnova, E.V.Suhareva // Privolzhskij nauchnyj vestnik. – 2014. - № 6 (34).

7. Nikolina V.V. Novye Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty dlja podgotovki pedagogicheskih kadrov, ih osobennosti i innovacionnaja napravlennost' // Materialy Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konferencii «Innovacionnye resursy razvitija rossijskogo obrazovanija na sovremennom jetape ego modernizacii». - N. Novgorod: NGPU, 2010.

8. Perevoshhikova, E.N. Polozhenie o rejtingovoj sisteme ocenki kachestva podgotovki studentov / E.N.Perevozshhikova. - N. Novgorod: NGPU, 2010

9. Shevchenko, S.M. Kompetentnostnyj podhod i proektirovanie OPP / S.M.Shevchenko, A.V. Buntikova // Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Innovacionnye tehnologii v obrazovatel'noj dejatel'nosti».- N.Novgorod: NGTU, 2012.



10. Shevchenko, S.M.. Muhina M.V. Realizacija kompetentnostnogo podhoda v processe podgotovki bakalavra po napravleniju «Pedagogicheskoe obrazovanie» / S.M.Shevchenko, M.V. Muhina // Vospitanie predprinimatel'skogo duha v nauchnom diskurse: Social'no-politicheskie, psihologicheskie i didakticheskie aspekty sovremennogo vospitanija predprinimatel'skogo duha v Rossii i Tadzhikistane: kol. monografija / pod red.J.Affa, R.Fortmjullera - Tom 1. – Vena, MANZ, 2013. – s.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница