Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года Транспортная инфраструктура




Скачать 84.09 Kb.
Дата04.08.2016
Размер84.09 Kb.
СТРАТЕГИЯ

социально-экономического развития

Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года
Транспортная инфраструктура
Современный опорный каркас транспортной системы автономного округа сформировался в результате реализации крупномасштабной инвестиционной программы развития газовой и нефтяной промышленности в 1970-1990гг.

В связи с очаговым освоением территории наземная транспортная сеть округа разобщена. Выделяются два транспортных района  западный и восточный. В основе западного лежит крупнейшая транспортная ось  р. Обь с подходящей к ней в районе г. Лабытнанги веткой Северной железной дороги. Основой всей транспортной сети является Салехард  Лабытнангский промышленно-транспортный узел, где происходит перевалка больших объёмов грузов с водного транспорта на железнодорожный и обратно. В 2010 году достроена железная дорога Обская – Бованенково – Карская, которая используется для доставки грузов, предназначенных для освоения месторождений полуострова Ямал.

Восточный транспортный район основан на использовании участка Свердловской железной дороги Новый УренгойТюмень и средних по размерам рек  Надым, Пур и Таз. В пионерный период освоения нефтяных и газовых месторождений основная часть грузов поступала водным путём по р. Обь в порты Надым и Коротчаево. Сейчас эти порты используются и для отправки грузов, главным образом при организации северного завоза. В отличие от западного, восточный транспортный район имеет относительно развитую сеть автомобильных дорог с выходом на единую автодорожную систему страны.

Важнейшей транспортной проблемой округа является сухопутное соединение двух районов при помощи железных или автомобильных дорог.

Особое значение для транспортировки основной продукции нефтегазового комплекса  нефти, газа и газового конденсата имеет трубопроводный транспорт.

В автономном округе действует одна из крупнейших в мире трубопроводных систем по транспортировке природного газа.

Трубопроводный транспорт представлен Единой газотранспортной системой (ОАО «Газпром»), а также Единой нефтетранспортной системой АК «Транснефть».

Природный газ из автономного округа поставляется как на внутрироссийский рынок, так и на экспорт по системе магистральных газопроводов, включающей семь магистральных газопроводов северного направления (ООО «Газпром трансгаз Югорск»), десять - центрального (ООО «Газпром трансгаз Югорск») и два магистральных газопровода южного направления (ООО «Газпром трансгаз Сургут»). В настоящее время в пределах территории автономного округа эксплуатируются магистральные газопроводы суммарной проектной пропускной способностью около 585 млрд. м3 в год.

На территории автономного округа не существует какой-либо единой транспортной системы конденсата. Каждый из недропользователей, эксплуатирующих газоконденсатные месторождения, имеет собственную инфраструктуру по переработке и транспорту конденсата. Лидирующее положение в этом занимают газодобывающие предприятия ОАО «Газпром»: ООО «Газпром добыча Уренгой», ООО «Газпром добыча Ямбург» и ООО «Газпром трансгаз Сургут».

Транспортная система конденсата, эксплуатацию которой осуществляет ООО «Газпром трансгаз Сургут», представляет собой два конденсатопровода, проведенных от головной насосной станции (ГНС), расположенной в районе УКПГ-2В Ямбургского месторождения, к Уренгойскому управлению подготовки конденсата к транспорту (УПКТ).

С Уренгойского УПКТ транспорт деэтанизированного конденсата в смеси с нефтью (порядка 10%), добываемой из нефтяных оторочек Уренгойского месторождения, осуществляется по однониточному трубопроводу диаметром 720 мм (1985 год) (производительность - 7,2 млн тонн/год) на Сургутский завод стабилизации конденсата.

Трубопроводная система магистрального транспорта нефти предназначена для перекачки углеводородного сырья, добываемого на нефтяных и нефтегазоконденсатных месторождениях округа, географически расположенных в южной части автономного округа. Система берет начало от головной нефтеперекачивающей станции Пурпе и представляет сеть трубопроводов, проложенных в одном коридоре с газопроводами южного коридора. Общая пропускная способность нефтепроводов составляет 113 млн тонн/год, оптимальные условия перекачки нефти обеспечивают 9 нефтеперекачивающих станций.

Основными системными проблемами в системе магистрального транспорта газа, нефти и газового конденсата являются:

- отсутствие в округе единой системы транспорта газового конденсата;

- износ системы магистрального транспорта газа и нефти;

- неразвитость магистрального транспорта нефти.


Локомотивом развития производственной инфраструктуры в автономном округе выступит реализация проекта «Урал промышленный Урал Полярный». Именно в рамках его осуществления ведется строительство основных транспортных и энергетических объектов на территории автономного округа. Кроме того, ряд важнейших мероприятий по совершенствованию транспортной и энергетической инфраструктуры региона предусмотрены Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства России от 22 ноября 2008 года №1734-р и Энергетической стратегией Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства России от 13 ноября 2009 года №1715-р.

В условиях разрозненности транспортной сети автономного округа, отсутствия наземного сообщения между западной и восточной частями автономного округа, отсутствия сообщения западной части автономного округа с южными районами, первоочередной задачей развития транспорта автономного округа является создание единой транспортной наземной инфраструктуры и дальнейшее развитие инфраструктуры водного и воздушного транспорта.

До 2020 года намечается строительство следующих автомобильных дорог:


  • Сургут - Салехард, участок Надым - Салехард протяженностью 330 км.;

  • Надым – Советский (достройка участка 15 км на территории автономного округа);

  • п. Уренгой - с. Красноселькуп, участок Южно-русское месторождение – с. Красноселькуп протяженностью 140 км;

В период до 2030 года планируется строительство следующих автомобильных дорог:

  • Сыктывкар – Салехард, участок граница автономного округа – Харп (80 км по территории автономного округа);

  • Тазовский – Гыда протяженностью 385 км;

  • Харампур – Толька протяженностью 210 км;

  • автомобильные дороги окружного значения до административных центров районов.

До 2020 года будет осуществлено строительство железнодорожной линии «Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево» протяженностью 651 км., железнодорожного сообщения с. Новый Порт – д. Лаборовая.

Стратегией развития железнодорожного транспорта России до 2030 года также предусматривается строительство следующих железных дорог:



  • достройка линии «Обская - Бованенково» на линии «Паюта - Бованенково», протяженностью 331 км;

  • «Паюта - Новый Порт», протяженностью 208 км;

  • «Коротчаево - Русское», протяженностью 122 км;

  • «Русское - Заполярная», протяженностью 49 км;

  • «Русское - Игарка», протяженностью 482 км.

До 2020 года планируется строительство двух совмещенных автомобильно-железнодорожных мостовых переходов:

  • через р. Обь в районе г. Салехард (протяженность мостового перехода 10,86 км, в т.ч. длина моста 2 440 метров);

  • через р. Надым (длина мостового перехода 3,1 км, в т.ч. длина моста 1 330 метров).

Также планируется начать строительство объектов транспортного коридора «Урал Промышленный – Урал Полярный» вдоль восточного склона Уральских гор, включающего в себя автомобильную дорогу Агириш – Салехард (795 км, в т.ч. по территории автономного округа – 248 км).

В период до 2020 года предусматривается ввод целой сети новых трубопроводов:



  • к 2011 году будет построена первая нитка трубопроводной системы Ямал - Западная Европа, ввод второй нитки необходим в 2013 году, в 2016 и 2019 годах будут построены 3 и 4 нитки соответственно. Ввод 5-ой нитки выходит за пределы 2020 года - он планируется в 2022 году;

  • к 2013 году планируется ввод в эксплуатацию трубопровода «Алтай»;

  • в 2011 году планируется окончание работ по вводу в строй газопровода СРТО – Торжок;

  • к 2016 году планируется ввод в эксплуатацию нефтепровода Заполяръе Пурпе, который станет составной частью трубопроводной системы «Заполярье – Пурпе – Самотлор»;

  • строительство сети межпромысловых трубопроводов на полуострове Ямал;

  • строительство конденсато - и продуктопроводов (широкой фракции летучих углеводородов) Уренгой - Южный Балык;

  • поэтапная газификация населенных пунктов автономного округа.

Кроме того, намечена реконструкция и модернизация действующей газотранспортной системы автономного округа.

Поддержание в рамках рассматриваемого периода времени достигнутой пропускной способности магистральных нефтегазопроводов, а также строительство и ввод в эксплуатацию новых трубопроводов укрепят позиции округа, как важнейшего поставщика углеводородов на российский и международный рынки. Все эти объекты транспорта повысят энергетическую безопасность России, а также обеспечат диверсификацию поставок нефти и газа за пределы страны.

Развитие водного транспорта в рассматриваемом периоде предусматривает:


  • строительство портового терминала в районе бывшего посёлка Сабетта Ямальского района;

  • развитие Северного морского пути;

  • обеспечение выполнения водным транспортом социально значимых перевозок грузов в районы Крайнего Севера.

Ключевой задачей реализации проекта по производству сжиженного природного газа является обеспечение его транспортировки на рынки Северной Америки, Западной Европы и Юго-восточной Азии.

Эта задача будет решена посредством строительства морского порта в районе бывшего посёлка Сабетта Ямальского района и использования Северного морского пути.

Северный морской путь является главной арктической транспортной магистралью, объединяющей региональные транспортные подсистемы Европейского, Сибирского и Дальневосточного Севера. Меры государственной политики в прогнозный период будут направлены на совершенствование организационной структуры управления и транспортно-технологической системы Северного морского пути, включая развитие морского и смежных видов транспорта, авиационного и навигационно-гидрографического обеспечения, а также гидрометеорологического обеспечения судоходства и других видов деятельности в Арктике.

В русле общей модернизации Северного морского пути предусматриваются дноуглубительные работы на основных арктических речных магистралях.

Развитие арктической транспортной системы путем совершенствования ее материально-технической базы и организационной структуры является частью национальной политики России в области транспорта. На основе эффективного государственно-частного партнерства (государство участвует в развитии и содержании объектов федеральной собственности – акваторий, ледокольного флота, в обеспечении безопасности мореплавания, а коммерческие структуры создают арктический транспортный флот, участвуют в развитии портового хозяйства и морской транспортной инфраструктуры) и совершенствования тарифной политики будет сформирована рентабельная, устойчиво работающая арктическая транспортная система. Развитие воздушного транспорта предусматривает совершенствование системы региональной авиации, возрождение инфраструктуры местных воздушных линий и поддержку авиаперелетов в труднодоступные районы автономного округа.

Предусматривается реконструкция аэропортов гражданской авиации, расположенных на территории автономного округа по следующим направлениям:

- «Обеспечение развития сети внутрироссийских узловых аэропортов», в т.ч. развитие инфраструктуры аэропортовых комплексов государственных унитарных предприятий «Аэропорт Тарко-Сале» и «Аэропорт Мангазея»;

- «Обеспечение развития региональных сетей аэропортов», в т.ч. реконструкция аэропортовых комплексов г. Надым, г. Новый Уренгой, г. Салехард, п. Ямбург, создание аэропорта в районе бывшего посёлка Сабетта Ямальского района.



Кроме того, важной задачей для развития авиации в районах Крайнего Севера является возрождение малой авиации, которая активно использовалась на первых этапах промышленного освоения Крайнего Севера. Формирование парка малой авиации будет обеспечено за счет государственной поддержки финансового лизинга – субсидирования лизинговых платежей, процентных ставок и других мер.

Общий инвестиционный потенциал развития инфраструктуры транспорта в автономном округе (без учета стоимости транспорта) оценивается в сумму, превышающую 1 трлн. руб.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница