Стимулирование рождаемости в Республике Дагестан




Скачать 35.16 Kb.
Дата02.07.2016
Размер35.16 Kb.
Стимулирование рождаемости в Республике Дагестан

Абдулманапов П.Г.

Научный сотрудник, к.э.н.

Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН, г.Махачкала, РФ

E-mail: Raha77@mail.ru

Начиная с 2002г., четыре года подряд, коэффициент рождаемости в регионе стабильно снижался, потянув за собой вниз также показатель общего числа рождений, и опустился до уровня 2001 года. Но в следующие годы - 2007-2009 - рост возобновился как в абсолютных показателях, так и в относительных, причем с высокими темпами. Такое резкое увеличение рождаемости было обусловлено дополнительными мерами государственного стимулирования рождаемости в стране, в особенности с введением материнского капитала за второго ребенка в семье. Сейчас коэффициент суммарной рождаемости также свидетельствует о том, что в Дагестане происходит хотя и медленное, но увеличение интенсивности деторождения, причем, как в городском населении республики, так и в сельском.

Суммарный коэффициент рождаемости в прошлом столетии почти неуклонно снижался. В начале 2000-х годов этот показатель немного вырос, что был обусловлен реализацией отложенных в период социально-экономических реформ и финансовых кризисов в стране рождений третьих или четвертых детей женщинами старших возрастов. Рост рождаемости оказался не долгим и к середине десятилетия снова уровень опустился ниже показателя 2001 г. - до 1,64. В последующие годы суммарный коэффициент рождаемости в регионе стабильно рос и к настоящему времени составил - 1,96, что на 27,5% выше аналогичного показателя в целом по России (1,54). Можно предположить, что повышение рождаемости с 2007 г. обусловлено, прежде всего, началом реализации государственных мер помощи семьям с детьми. Для подтверждения этой гипотезы необходимо провести компонентный анализ изменения показателей рождаемости.

Особую роль в нем играет анализ данных по очередности рождения с учетом того, что реализуемые с начала 2007 г. меры (прежде всего, материнский капитал) во многом ориентированы на стимулирование вторых рождений. Следовательно, если увеличение рождаемости в 2007 г. и в последующие годы вызвано реализацией этих мер, то повышение показателей рождаемости должно было произойти, в первую очередь, по вторым и последующим рождениям, так как на них тоже распространяется действие материнского капитала, если право на его получение не возникало при рождении второго ребенка, т.е. если он был рожден ранее 2007 г.

Если бы повышение рождаемости в 2007 г. не было связано с началом реализации новых мер помощи семьям с детьми, то прирост показателей рождаемости в 2007 г. по сравнению с 2006 г. был бы, видимо, при прочих равных условиях, примерно таким же, как в 2006 г. по сравнению с 2005 г., и коснулся бы не только вторых и последующих рождений, но и первых. Суммарный коэффициент рождаемости в 2005 г. составил 1,693, в 2006 г. - 1,642, в 2007 г. - 1,808. Таким образом, если в 2006 г. прирост этого показателя составил -0,051, то в 2007 г. - 0,166. Для сравнения, до этого в постсоветском Дагестане положительный прирост суммарного коэффициента рождаемости был только в 2002 г., когда, по сравнению с 2001 г., он увеличился на 0,066.

Увеличение показателей рождаемости в 2007 г. было самым высоким в истории Дагестана и сопоставимо с тем, какое имело место в годы наибольшего повышения рождаемости в 1980-е гг. Следовательно, есть основания полагать, что оно действительно явилось результатом начавшейся реализации новых мер государственной помощи семьям с детьми. Об этом свидетельствует и изменение возрастных коэффициентов рождаемости.

Для того чтобы определить степень воздействия дополнительных мер или выявить их вклад в повышение рождаемости, необходимо рассчитать вероятностное развитие процессов в случае сохранения текущих тенденций предшествующих лет до введения новых мер помощи семьям с детьми. С этой целью мы берем имеющиеся данные за четыре последних года до начала реализации мер (2003-2006 гг.) по показателю родившимися живыми у женщин в возрасте 15-49 лет (человек), а также его коэффициенты (на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет), строим линейный график и добавляем линию тренда развития с прогнозом на три года вперед - до 2010 г.

Графическим методом или с помощью уравнения линии тренда легко можем определить показатели за 2007-2009 гг. Полученные данные отражают вероятностное развитие процессов рождаемости в регионе, если бы не были начаты реализовываться дополнительные меры, которые обусловили слом имеющихся тенденций. Сравнивая их с официальными статистическими данными, определяем действительный вклад предпринимаемых с 2007 г. усилий правительства по росту численности населения.

Таким образом, выясняется, что реальные показатели рождаемости значительно превышают гипотетические за все годы реализации мер, в среднем каждый год обеспечивают дополнительно более 8 тыс. рождений, а в целом за весь период в республике удалось добиться прироста рождаемости на более чем 25тыс. чел. Что касается коэффициента рождаемости на 1000 женщин репродуктивного возраста, то и здесь наблюдается рост. Например, если бы сохранились тенденции рождаемости 2003-2006 гг., то в 2009 г. этот коэффициент составил бы 47,5 рождений против отмеченного 62,1. Проведенные расчеты показывают, что благодаря дополнительным мерам помощи семьям с детьми показатель рождаемости на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет в республике в 2009г. вырос на более 30%.

В целом в регионе ситуация с рождаемостью благоприятная. Анализ показателей рождаемости раскрывает зависимость роста уровня рождаемости от реализуемых с 2007г. дополнительных мер помощи семьям с детьми. Это свидетельствует о том, что в Республике Дагестан демографические процессы, в частности рождаемость, поддается стимулированию, а экономические инструменты демографической политики наиболее эффективны.







База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница