Стили руководства коллективом




Скачать 99.42 Kb.
Дата01.08.2016
Размер99.42 Kb.




Стили руководства коллективом

Руководитель – это лицо, которое наделено полномочиями принимать решения и нести за это ответственность. Он, обладая реальной властью, непосредственно воздействует на коллектив, а через него – на характер и результаты функционирования всего объекта управления.

Подбирая кадры для своего предприятия, особенно, если речь идет о заместителях или главном бухгалтере, необходимо проанализировать свой стиль руководства, чтобы во время собеседования определить возможности кандидата на должность соответствовать вашему стилю.

Итак. Каждый руководитель выполняет свои обязанности в определенном, свойственном только ему стиле работы. Принятый стиль управления служит характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечить эффективное управление и достойные нормы поведения. В нем выделяются два компонента: во-первых, способы воздействия на подчиненных, во-вторых, взаимоотношения с ними и коллегами.

Относительная устойчивость стиля проявляется в повторении тех или иных приемов руководства, но в управлении всегда высоко ценится динамизм. Многими специалистами признано, что умение руководить – это умение менять стиль управления, адаптируя его к реальной ситуации. Практически проводить в жизнь один стиль нельзя. Возьмем, например, чрезвычайную ситуацию. Пожар. Какая уж тут демократия?! Нужны команды, приказы, быстрые действия. Или боевая обстановка, где нужно быстро реагировать на команды и решать вопросы голосованием возможности не предоставляется.

Стиль руководства обусловливается индивидуальными свойствами личности руководящего работника. В стиле работы руководителя его личные качества преломляются через призму задач управленческой системы, особенностей окружающей среды и потребностей возглавляемого им коллектива. Поэтому в стиле работы различают, с одной стороны, его общую объективную основу и, с другой – свойственные конкретному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций.



Индивидуальный стиль управляющего формируется в зависимости от того, какие качества доминируют в его личности. Исследование типов руководителей и эффективности руководства, проведенные психологами и социологами, позволили выявить три наиболее часто встречающиеся стиля руководства – это авторитарный, демократический и либеральный типы взаимоотношения руководителя и подчиненных, определяющие стиль работы.


Параметры
взаимодействия
руководителя
с подчиненными

Стили руководства

Авторитарный
(автократический)


Демократический

Либеральный

1. Приемы принятия решений

Единолично решает вопросы

Перед принятием решения советуется с подчиненными

Ждет указаний от руководства или решения совещания

2. Способ доведения решения до исполнителей

Приказывает, распоряжается, командует

Предлагает, просит

Просит, упрашивает

3. Распределение ответственности

Берет на себя или перекладывает на подчиненных

Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями

Снимает с себя всякую ответственность

4. Отношение к инициативе

Подавляет полностью

Поощряет, использует в интересах дела

Отдает инициативу в руки подчиненных

5. Отношение к подбору кадров

Боится квалифицированных работников, старается от них избавиться

Подбирает деловых, грамотных работников

Подбором кадров не занимается

6. Отношение к недостаткам собственных знаний

Все знает – все умеет

Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику

Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных

7. Стиль общения

Держит дистанцию, не общителен

Дружески настроен, любит общение

Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе

8. Характер отношений с подчиненными

Диктуется настроением

Ровная манера поведения. Постоянный самоконтроль

Мягок, покладист

9. Отношение к дисциплине

Приверженец формальной жесткой дисциплины

Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям

Требует формальной дисциплины

10. Отношение к моральному воздействию на подчиненных

Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам

Использует различные виды стимулов постоянно

Требует формальной дисциплины

В реальной практике управления почти каждый управляющий проявляет черты, присущие различным стилям, но при доминирующей роли одного из них. Успешность стиля определяется тем, как руководитель учитывает способности, традиции коллектива и готовность персонала к исполнению его решений, а также свои собственные возможности.

Формирование стиля руководства зависит еще от уровня иерархии управления, его вида (линейное, функциональное) и конкретных ситуаций. В одних руководитель может быть демократичным, а в других, когда коллектив слабо организован, – должен быть поначалу автократом. Стиль работы неизбежно носит на себе отпечаток неповторимой личности руководителя, имеет только ему присущий управленческий почерк. Существенное воздействие на становление стиля оказывают интеллект и общая культура менеджера.

Для авторитарного (автократического) стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы обо всех делах докладывали только ему. Данному стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчинёнными.

Такой менеджер единолично принимает или отменяет решения, не давая возможности проявить инициативу подчинённым. Категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из команд и приказов. Для автократа характерны догматизм и стереотипность мышления. Всё новое воспринимается им с осторожностью или вообще не воспринимается, так как в управленческой работе он пользуется практически одними и теми же методами. То есть вся власть сосредоточена в руках руководителя-автократа.

Руководитель становится автократом тогда, когда он по своим качествам стоит ниже людей, которыми он руководит, или его подчинённые имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру. Данный стиль не стимулирует инициативу подчинённых, она, наоборот, часто наказуема автократом, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. Под началом автократа неприятно работать, ибо увольнение «неугодных» является целью его управленческой деятельности. В споре он часто произносит фразу: «Мы с тобой не сработаемся». В таких условиях, естественно, отсутствует удовлетворённость трудом, так как подчинённые автократу сотрудники считают, что их творческие силы не находят должного применения.

Менеджер, использующий преимущественно демократический стиль, стремится, как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчинённых о положении дел в коллективе, правильно реагировать на критику. В общении с подчинёнными предельно вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям. Требователен, но справедлив. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива. Демократичный руководитель при проведении деловых совещаний размещается, как правило, в середине групп. Это создаёт непринуждённую обстановку при обсуждении проблем развития организации. В условиях демократического руководства подчиненные сами решают большую часть проблем, не ищут одобрения и помощи шефа. Последнему нужно лишь поддерживать атмосферу доверия и открытости, чтобы, когда действительно понадобится помощь, люди смогли ею воспользоваться.

Руководитель с либеральным (попустительским) стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчинёнными обычно вежлив. Готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности. Отличает либералов безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления.

Из имеющегося арсенала средств воздействия на коллектив основное место у либерала занимают уговоры и просьбы. При выполнении управленческих функций такой руководитель пассивен, можно сказать, «плывёт по течению». Менеджер-либерал боится конфликтов. В основном соглашается с мнением подчинённых. В конечном счете, руководитель либерального стиля не проявляет сколько-нибудь выраженных организаторских способностей, слабо контролирует и регулирует действия подчинённых и, как следствие, его управленческая деятельность не результативна.

Специальные исследования показали, что под руководством автократически настроенного шефа удается выполнить больший объем работ, чем при демократе. Но за это приходится платить меньшей оригинальностью решений, низким энтузиазмом, повышенной агрессивностью людей по отношению друг к другу и одновременно более зависимым и покорным поведением.

Нелишне отметить, что в представлении иных подчиненных подчас автократом предстает и руководитель, вполне резонно действующий по четкому плану и реализующий его вопреки любым препятствиям.



В этом случае он может быть жестким, но не жестоким, бескомпромиссным, но справедливым, властным, но не подавляющим, решительным, но не самоуверенным.

Естественно, такой руководитель способен делать многое для решения проблем системы на базе умелой самоорганизации его подразделений, смело и своевременно принимая решения и настойчиво добиваясь их выполнения. Однако большей частью у руководителей автократического типа столь привлекательные личные качества развиты недостаточно, но зато превалирует стремление командовать и добиваться беспрекословного подчинения. И тогда наиболее способные и инициативные, знающие себе истинную цену работники стремятся уйти из-под такого руководства.

Следует также предостеречь от возможной ошибки рассматривать автократию как синоним единоначалия. Речь идет о категориях совершенно различного порядка, хотя на первый взгляд может показаться, будто у них много общего. Стремление руководителя к единоначалию само по себе не может вызывать никаких возражений, поскольку это один из основополагающих принципов управления. Вызывает удивление руководитель, который вопреки здравому смыслу не хочет отрешиться от голого администрирования. Подчас объяснение такого феномена сводится к тому, что он просто-напросто не может руководить иначе: приучен и привык лишь запрещать и давать распоряжения, но не умеет завоевывать единомышленников, побуждать их к инициативному исполнению своих обязанностей.

В тех случаях, когда коллектив слабо организован, мало в нем инициативных и сознательных работников, межличностные и межгрупповые отношения оставляют желать лучшего, хозяйственные, социальные и воспитательные задачи не всегда успешно могут решаться руководителем, придерживающимся демократического стиля работы. Наоборот, в таком коллективе автократ с присущей ему энергичностью и жесткой требовательностью может оказаться более к месту. Поэтому автократический стиль, в принципе, не противопоказан и для нынешнего руководителя, особенно в экстремальных ситуациях, когда за неимением времени не представляется возможным посоветоваться с коллективом или по иной причине, он берет на себя всю полноту ответственности за выход из ситуации и требует беспрекословного повиновения подчиненных.

С либералом, как и с автократом, трудно работать. Действия либерала во многих отношениях неудовлетворительны, но он может быть привлекателен манерой общения с подчиненными. При прочих равных условиях наибольшие достоинства признаются, как уже было замечено, за руководителем демократического стиля работы, который, кстати, в критической ситуации может поступать как автократ.

Для сравнительной оценки отдельных стилей примечательны следующие результаты наблюдений.



В коллективе, управляемом в демократическом стиле, организация и показатели деятельности стабильны безотносительно к тому, на службе руководитель или в командировке, отпуске и т.д.

При автократическом же стиле работы отсутствие руководителя приводит к существенному ухудшению деятельности, которая вновь начинает активизироваться с его возвращением.

В коллективе, возглавляемом либералом, в его присутствии работники обычно склонны проявлять меньшую активность, нежели когда он находится вне коллектива.

Какой же стиль предпочтительнее? Общая закономерность такова: чем выше уровень образования и стаж работы руководителя, тем шире используется демократический стиль руководства.



Главное – определить свой стиль и подбирать кандидатов на вакантные должности с учетом полученной информации.







База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница