«Стихотворение И. Сурикова




Скачать 56.67 Kb.
Дата17.04.2016
Размер56.67 Kb.
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Предмет: литературное чтение

УМК: «Начальная школа XXI века»

Класс: 3

Тема: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Учитель МОУ «ООШ» р.п. Турки, Турковский район, Саратовская обл.: Иванова О.В.

Тип урока: творческое исследование, погружение в тему.

Цели урока: 1. Обучающая: познакомить с произведением И. Сурикова

« Детство».

2.Развивающая:развитие внимания, логического мышления, умения сопоставлять, классифицировать, «погружаться в тему».

3.Воспитательная : формирование умения сочувствовать, сопереживать; воспитание

любви к искусству: живописи, музыке, художественному слову, патриотизма к малой родине.

Задачи урока: осмысление художественного пространства.

Оборудование: мультимедийный проектор, музыка П.И. Чайковского

« Времена года», фонограмма «Зимняя вьюга», музыка Евгения Бикташева «Хоперский вальс», презентация к уроку, русские народные костюмы, предметы старинного быта.

Ход урока.



  1. Организация класса:

а) Активизация внимания.;

б) Оптимистический настрой на урок

- Сядьте поудобнее. Вдохните и выдохните. Выдохните всю тревогу и огорчение вчерашнего дня, а вдохните свежесть и красоту морозного дня. Давайте улыбнемся друг другу: вы – мне, а я – вам и скажем такие слова:

Мы спокойны и добры;

Приветливы и ласковы.

Посмотрите в окно. Кругом снег, снег, снег. Как он чист и прекрасен. Как удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство. Так считает и

И.З. Суриков в стихотворении

« Детство», с которым мы познакомимся сегодня.

2. Тема нашего урока: (1 слайд) « Детство» И. Суриков.

а) «Настройка» на восприятие:

Учитель: «…ни огня, ни черной хаты,

глушь да снег навстречу мне». С грустью писал о деревне 19 века великий русский поэт А.С. Пушкин. Может быть, он написал и о нашем поселке Турки?

- Сейчас мы посмотрим на пейзажи русских деревень 19 века. И послушаем музыку П.И. Чайковского « Времена года».

( 2 слайд)

- Ответьте на вопрос, что вам особенно бросается в глаза?

( бедность, нищета, зима, снег, простор).



Вывод: Вот в таких домах жили ваши ровесники, такая действительность окружала их.

3. Работа над чтением стихотворения.

а) После просмотра обращаюсь к детям прочитать наизусть первые 4 четверостишия.

Во втором классе дети уже изучали этот отрывок.

б) (3 слайд) иллюстрация из учебника на экране.

- Что вы видите?

( Дети катаются с горки.)

- Похожи ли дети на вас?

- Что случилось с мальчиком?

( Он упал с санок)

- Какое у него настроение?

( веселое, грустное, радостное, счастливое)

- Какой заголовок можно придумать к данному рисунку?

( «Зимние забавы», «Катание с горы», « Мне в сугробе смех»).

- Какой из заголовков наиболее удачный?

-Да, «Зимние забавы», так этот заголовок более полно раскрывает настроение детей и замысел автора.

( 4 слайд) Деревенская изба.

Сейчас, я хотела бы вместе с вами оказаться во второй половине 19 века и побывать в русской избе. Стать очевидцами деревенского быта.

-Давайте постучимся и войдем туда.

Все вы видите деревенскую печку.

-Красна изба углами,

А печь пирогами. Звучит русская пословица.

- Каков её смысл?

Далее дети рассматривают предметы деревенского быта: чугунок, ухват, кувшин, прялку, светец, таган.



Характеристика деревни второй половины 19 века.

( Не было в деревне электричества, ни мобильников, ни компьютера, ни книг. Единственное развлечение-катание на санках, слушание бабушкиных сказок долгими зимними вечерами , да пение песен.)

Рассматривание самодельных игрушек: куклы тряпичной, лошадки деревянной.

- Хотели бы вы играть в такие игрушки?



4. Инсценирование текста. Следующих четверостиший. Сопоставьте сценку и сам текст.

- Каких слов нет в сценке?

( Ой, вьюга; Ваня…)

Старик: Но меж тем уж село

Солнышко давно.

Мать (сокрушенно):

Поднялася вьюга,

На небе темно.

Заходит мальчик с санками: (топает ногами, стряхивая снег)

- Ой, вьюга,

- Ой, вьюга,

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага.

(Мать снимает с него варежки, ставит санки.)

Мать: Весь ты перезябнул

Руки не согнешь

Старик: И домой тихонько, Ваня,

Нехотя бредешь.

Ветхую шубенку

Скинь-ка с плеч долой:

Заберись-ка на печь

К бабушке седой.

Ваня: И сидишь, ни слова

Тихо все кругом;

Только слышишь – воет

Вьюга за окном.



Прослушивание фонограммы «Зимняя вьюга»

Чтение текста 1четверостишия учителем.

5.Чтение сказки-сна по цепочке.

Вступление учителя: - Чем заполнен мир детства? Нищетой и убожеством обстановки, в которой живет мальчик?

-Нет, каждая его клеточка, все его существо заполнено радостью сказки, которая когда – то, конечно же, закончится, но она есть сейчас, и показать этот короткий миг счастья деревенского мальчика и является задачей И. Сурикова.

(4 слайд) Эпитеты- красочные прилагательные, характеризующие способность детей мечтать, фантазировать, создавать воображением сказочный мир несбыточного счастья.



Знакомство с новым понятием. Лексическая работа со словом «чудный».

-Почему И.Суриков несколько раз повторяет этот эпитет? Здесь раскрывается стремление автора показать состояние души ребенка. А стремление к счастью – это и есть естественное состояние человека, потому что, как писал И. Куприн: «Человек рожден для счастья, как птица для полета».

6.Индивидуальные карточки: актуализация опорных знаний.

( Перепутанная строка. Задание:

Расставьте цифры в последовательности, выполняя правильно текст.

Последние 2 четверостишия.

7.Обобщение – анализ. Слово учителя.

Ребенок во власти этого чудного сна, навеянного ему бабушкой. Но это только сон, жизнь окружающая мальчика, грубее, безрадостнее. Однако грусть быстро улетучивается, и вот уже солнышко заглядывает в окошко, снова маня к друзьям, к зимним развлеченьям.

Физминутка:

Мы пушистые снежинки,

Мы волшебные пушинки.

Приодели белый свет,

Набросали белый плед.

Мы друг с другом подружились,

В легком танце покружились.

И на землю тихо-тихо,

Опустились и притихли.

8.Поисковая работа- пятиминутка.

Вывод на основе контраста. Сопоставительная таблица. (5 слайд)

Сказка

Слова контрастны,

как противоположны сами понятия- сказка и жизнь.




Быль

Чудно

Светло


Красиво

Это праздник жизни



Ветхий

Светец


Смежить

Омрачить



9. Временная аналогия. Литературная параллель: вчера и сегодня. Переход к заключительной части урока « Турки сегодня».

Дети могли только мечтать о счастливой жизни. Мы говорили с вами о детстве 19 века, осуществились ли мечты людей сегодня, в 21 веке?

(слайд 6) На экране фото из жизни прошлого и современного поселка. Школа, каток, компьютерный класс. Вы узнали наш поселок 21 века? Осуществилась ли мечта автора, И.Сурикова видеть детство счастливым? Созданы ли и у нас в Турках эти условия счастливого детства?

Все: Да, осуществилась.

- Какое у вас детство?

- Можно ли его назвать счастливым?

10. Домашнее задание. ( Ассоциативная образная система завершения темы счастливого детства).

-Изобразите счастливое детство в рисунке с помощью разнообразных ярких красок.

11.Рефлексия. Оценка- кружочек.

Оценки вы поставите себе сами. У вас на партах набор кружков: красный, синий, желтый.

Если вы все поняли, запомнили на уроке, поднимите красный кружок, если не все запомнили и

поняли – синий, а если очень мало запомнили.

12.Итог урока. Напутственное слово учителя. Музыкальная фонограмма Бикташев «Турковский вальс». Вальс исполняют учащиеся старших классов.

Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство- это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей- остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину, в наш поселок Турки. Житель нашего поселка Евгений Бикташев написал песню «Хоперский вальс», которая стала гимном нашего поселка Турки.

Закончить урок я хочу пожеланием:

Будет все у вас: ошибки, неудачи,

Не уступайте им,

Начав с нуля, иначе.



Не изменяйте детской вы мечте.

Стремитесь к счастью, к красоте.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница